Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Результат формирования предметной компетентности

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для освоения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В современной научной психологической литературе имеют место множество определений понятия «предметной компетенции». В каждом толковании этого термина есть что-то общее сближающее их все, но в то же время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Под предметной компетенцией большинство авторов (А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, С.Е. Шишов, Дж. Ровен и др.) понимают как специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Методологической основой исследования выступили труды отечественных исследователей предметных компетенций – А.В. Хуторской [4], И.А. Зимняя., С.Е. Шишов [5], а также труды зарубежного исследователя – Дж. Равен [3].

Результаты исследования были внедрены в учебный процесс школ города Лесосибирска.

Использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. При этом, одну из проблем компетентностного подхода в современной школе многие исследователи связывают с разработкой системы оценивания сформированности компетенций [1].

Математика – дисциплина с устойчивыми традициями преподавания. На уроках математики мы решаем математические проблемы, навыки, решения которых впоследствии будут способствовать решению возникающих жизненных проблем. Для того чтобы добиться успеха в жизни, в профессии от учащегося требуется почти то же, что и для успеха в математике: способность логически мыслить, изобретательность, способность выделить в условиях задачи существенную информацию.

Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания.

Обучение учащихся в начальной школе на уроках математики направлено на развитие предметных компетенций: умение структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты.

К приёмам формирования предметных компетенций на уроке математики можем отнести:

– использование межпредметных связей, которые на уроке математики формируют представления о взаимосвязях различной направленности, роли математических знаний в зависимости от других предметов;

– составление системы упражнений, направленной на формирование предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

Исследование проводилось среди учащихся 5 классов на базе школ г. Лесосибирска.

Наиболее удачны в практике следующие методы обучения:

1. Метод дискуссии:

– круглый стол, обсуждение.

2. Метод исследования:

– идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

3. Частично-поисковый метод:

4. Творческий метод:

– удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

– отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

– лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

– посмотри чужими глазами,

5. Образовательный квест [2].

Для проверки уровня сформированностипредметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики мы провели констатирующий эксперимент на базе 5 класса.

Для исследования знания учащимся были предложены различные упражнения:

— упражнения на умение структурировать данные (ситуацию);

— упражнения на умение вычленять математические отношения;

— упражнения на умение создавать математическую модель ситуации;

— упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации;

— упражнения на умение интерпретировать полученные результаты.

В связи с большим объемом работы этапы экспериментального исследования были разбиты на 4 урока.

Цель констатирующего эксперимента – проверить уровень сформированности предметных компетенций у младших школьников на уроках математики.

На данном этапе учащимся были предложены упражнения, направленные на выяснение уровнясформированности предметных компетенций у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики.

Упражнения на умение структурировать данные (ситуацию)

Задача 1. С одного поля собрали 1 т 800 кг картофеля, а с другого – в 3 раза меньше. Весь картофель разложили в мешки, по 40 кг в каждый. Сколько мешков с картофелем получили?

Составление схемы решения.

zajc1.wmf

Задача 2. Один мастер изготовил 6 ниток бус, по 38 бусинок в каждой, а другой – 7 ниток бус, по 36 бусинок в каждой. Какой мастер использовал больше бусинок и на сколько?

Составление схемы решения:

zajc2.wmf

Упражнения на умение вычленять математические отношения

Математический диктант № 1

1. Найди сумму чисел 7 699 и 5000.

2. Запиши наименьшее пятизначное число.

3. Найди третью часть от числа 720.

4. Запиши число, которое на 1 единицу больше, чем 73 899, 100 009.

5. На сколько 630 больше 400?

6. На сколько надо разделить 6000, чтобы получить 3000?

7. В городском парке 120 берёз, а клёнов на 89 больше. Сколько клёнов растёт в городском парке?

8. Найди произведение 7 и 400.

9. 70 умножить на 6, разделить на 2 и увеличить на 160.

10. На одной полке 54 книги, а на другой в 6 раз меньше. Сколько книг на другой полке?

Математический диктант № 2.

1. Оле исполнилось 12 лет. Она моложе Лены на 4 года. Найдите возраст Лены?

2. Вычислите 3400 – 324.

3. В одной пачке 24 тетради, а в другой в 3 раза больше. Сколько всего тетрадей в двух пачках?

4. Вычислите: 36 + 72 : 12 : 3.

5. Разность двух чисел равна 39, вычитаемое 13. Найдите уменьшаемое.

6. Во сколько раз 7 м меньше, 35 м?

7. Найдите произведение чисел 960 и 60.

8. Стороны прямоугольника равны 4 м и 6 м. Найдите его площадь.

9. Во сколько раз 2 700 больше, чем 9?

10. На сколько надо уменьшить 420, чтобы получить 60?

Упражнения на умение создавать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какова скорость второй собаки?

Составление математической модели:

zajc3.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

Задача 2. По сколько листов бумаги на ученика купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

Составление математической модели:

zajc4.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

Упражнения на умение анализировать и преобразовывать математическую модель ситуации

Задача 1. От одного места одновременно в противоположных направлениях побежали 2 собаки. Через 7 секунд расстояние между ними было 147 м. Скорость одной собаки 12 м/с. Какое было бы расстояние между собаками, если бы они бежали в одном направлении?

Читайте также:  Как отличить словообразование от словоизменения

Составление математической модели:

zajc5.tif

zajc6.tif

1) 147 : 7 = 21 (м/с) – общая скорость 2-х собак

2) 21 – 12 = 9 (м/с) – скорость 2-й собаки

3) 12 * 7 = 84 (м) – пробежала 1 собака

4) 9 * 7 = 63 (м) – пробежала 2 собака

5) 84 – 63 = 21 (м) – расстояние между собаками

Задача 2. Сколько листов бумаги купил каждый из трех учителей, если у одного 23 учеников, у другого 27 учеников, у третьего 30 учеников? Всего тремя учителями было куплено 480 листов бумаги, на каждого ученика равное количество листов.

zajc7.wmf

1) 23 + 27 = 50 (уч.) – у 2-х учителей

2) 50 + 30 = 80 (уч.) – всего

3) 480 : 80 = 6 (л) – у каждого ученика

4) 23 * 6 = 138 (л) – купил 1 учитель

5) 27 * 6 = 162 (л) – купил 2 учитель

6) 30 * 6 = 180 (3) – купил 1 учитель

После проведения предложенных заданий у нас получились следующие результаты (табл. 1).

Результаты диагностики сформированности предметных компетенций у младших школьников

Источник

Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Смородинова, М. В. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1646/ (дата обращения: 08.07.2021).

В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы, педагогические условия, методы, формы, этапы, показатели, уровни

Необходимость построения модели формирования предметных компетенций учащихся диктуется рядом обстоятельств. Данная модель поможет дать представление о целостности реализации и формировании предметных компетенций, её структуре, взаимосвязи и взаимодействии её элементов.

Цель моделирования заключается в создании общего представления о том, как наиболее эффективно формировать предметные компетенции учащихся основного общего образования.

Модель формирования предметных компетенций — это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся.

Модель — это воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде. Следовательно, модель наглядна, прогностична и отображает важные моменты любого исследования.

Поиск модели развития предметных компетенций потребовал тщательного рассмотрения современных психологических и дидактических теорий. В итоге было выбрано структурное моделирование. По способу реализации данная модель относится к идеальной, и представляет собой упорядоченную схему, отражающую цель, принципы, этапы, подходы, механизмы реализации модели, включая педагогические условия, предполагаемый результат и уровни сформированности предметных компетенций учащихся. Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Основным исходным элементом данной модели является цель. Целью предлагаемой модели является получение высокого уровня сформированности предметных компетенций, в том числе за счёт внутреннего стремления учащегося к максимальной реализации себя в учебной деятельности. Этот уровень позволяет учащимся формировать собственные предметные компетенции в соответствии с потребностями учебной деятельности в целях наиболее полного и качественного усвоения информации.

Цель выступает основным компонентом изучаемого процесса, она обеспечивает его целостность. В данном случае цель ориентирует преподавателя на развитие предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

‒ формирование интереса и положительной мотивации в учебном процессе, которое выражается в потребности личности в обладании значительным объёмом информации относительно изучаемого предмета;

‒ повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся;

‒ разработке процедуры работы по формированию предметных компетенций;

‒ использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.

Методологическую основу формирования предметных компетенций учащихся составят подходы: компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный.

При построении модели были выделены следующие принципы:

принцип целостности (формирование у учащихся целостного представления о мире);

принцип целеполагания (самостоятельное определение целей учащимися и их коррекция в соответствии с учебными);

принцип цикличности (обучение носит цикличный характер);

принцип технологичности (использование современных средств образовательного процесса).

Следующим элементом модели являются педагогические условия, способствующие эффективному формированию предметных компетенций учащихся:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся (заключаются в личностно-ориентированном взаимодействии между учащимися и учителем; в создании комфортных условий в процессе обучения и благоприятной психологической атмосферы в классе);

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся (предлагаемый учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным, языковым и речевым особенностям учащихся)

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся (заключается в том, что, исследуя данную динамику и опираясь на результаты педагог, получает возможность управлять учебно-познавательным процессом учащихся более эффективно, определять и вносить конструктивные и верные коррективы в проводимую им работу);

Реализация указанных педагогических условий на практике позволит обеспечить более глубокое «погружение» учащихся в изучаемый предмет, и, как следствие, приведет к повышению уровня их предметных компетенций. Взаимосвязь элементов модели обеспечивается совокупностью педагогических условий, способствующих эффективному функционированию и взаимодействию элементов системы.

В качестве следующего элемента модели выделены методы формирования предметных компетенций учащихся:

‒ дискуссия — это обмен мнениями между учащимися по проблеме прочитанного произведения;

‒ беседа, в рамках которой с помощью специально формируемых вопросов решается задача по побуждению учащихся к актуализации ранее накопленных знаний, достижения более глубокого усвоения новых знаний, позволяющих более успешно формировать предметные компетенции, путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений;

‒ задание — целенаправленное выполнение часто повторяющихся действий с целью более глубокого их освоения;

‒ игровой метод (например: передача содержания произведения от имени разных персонажей; инсценирование содержания произведения и др.);

‒ метод проектов (презентации, доклады/рефераты и др.) (сущность их состоит в том, чтобы ученики приобретали знания и умения в процессе самостоятельного выполнения). В рамках реализации разработанной нами модели применяются вышеуказанные методы формирования предметных компетенций.

Далее следуют формы организации учебного процесса:

— урок (является основной формой организации учебного процесса в школе). В рамках занятий учащиеся взаимодействуют с текстовой информацией (произведениями), в том числе с чтением, являющимся универсальным видом речевой деятельности, которое обеспечивает возможность совершенствования у учащихся коммуникативных навыков. Таким образом, чтение выступает одновременно в качестве и цели, и средства.

Кроме того, могут быть использованы следующие формы урока:

‒ урок теоретического обучения (лекция) (в данном виде урока главенствующую позицию занимает учитель, он последовательно и систематически излагает урок, а ученики выступают в роли пассивных слушателей).

‒ урок-семинар (является одним из основных видов практических занятий, на которых ученики выступают с докладами/рефератами по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);

‒ урок-диспут (один из видов урока, на котором ученики вступают в активный, оживленный спор или полемику по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);

‒ урок-диалог (это особая форма урока, в рамках которого ученики должны прийти к единому результату, цели);

Например, могут быть использованы следующие внеурочные занятия:

‒ внеурочные мероприятия (в процессе внеурочного чтения у учащихся, представляется возможность проявить сформированные на уроке литературы предметные компетенции в самостоятельной практической деятельности, реализуя их (предметные компетенции) как средство личностного саморазвития).

‒ интеллектуальные игры (данный вид занятия предполагает освоение или закрепление определенный темы в игровой форме (устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы и др.);

‒ факультатив (это необязательный учебный предмет, который ученики посещают по собственному желанию для общего развития);

‒ научно-практическая конференция (это одна из форм организации учебного процесса, в рамках которой школьники представляют и обсуждают свои работы вместе с одноклассниками и учителями).

Читайте также:  Как научиться правильно ставить цели по смарту

Таким образом, мы выделяем несколько форм и видов организации учебного процесса, которые могут быть применены как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности учащихся. Следовательно, и на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, возможно, осуществлять процесс формирования предметных компетенций.

Все предложенные выше формы и виды обучения позволяют выявить показатели сформированности предметных компетенций, а также обнаружить отдельные детали и характеристики их проявления в конкретных видах учебной деятельности. Всё это может быть включено в урок, не нарушая его целостности.

Для того чтобы более содержательно рассмотреть предметные компетенции, необходимы следующие технологические этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочно-результативный.

Следующим элементом модели являются показатели сформированности предметных компетенций:

‒ осмысленность — это особенность восприятия учащимся определенного предмета или явления, а также проявление активности и интереса при его изучении;

‒ информативность — это знание или осведомленность ученика о содержании учебного предмета и его применении в различных учебных и жизненных ситуациях.

‒ применимость — это умение ученика применять на практике знания в области предметных компетенций;

‒ творческое использование — это преобразование и применение учеником приобретенных знаний, в новых ситуациях.

На основании представленных показателей мы определили уровни сформированности предметных компетенций учащихся. В модели использовалась общепринятая методика в которой выделены следующие уровни:

‒ низкий (выражается в том, что у учащихся отсутствует самостоятельность, интерес к изучаемому предмету, творческая активность; характеризуется низким уровнем мотивации; неумением осуществлять самоанализ и самоконтроль.);

‒ средний (характеризуется наличием у учащихся самостоятельности в деятельности, а также невысокой творческой активностью; проявлением небольшого, но осознанного интереса к познанию; средним уровнем мотивации к обучению.);

‒ высокий (характеризуется наличием высокой творческой активности, самостоятельностью, коммуникативностью, высокой степенью интереса к познанию; умением проводить самоанализ и самоконтроль; высоким уровнем мотивации в процессе обучения).

Выделенные компоненты процесса формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования позволили построить его структурную модель, отразить содержание каждого из её компонентов и определить их функциональные связи (см. ниже рис. 1).

Таким образом, для реализации разработанной модели формирования предметных компетенций учащихся необходим комплекс педагогических условий, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля и оценки результатов обучения, как учителем, так и учащимися.

Рис. 1. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Предложенная авторская модель формирования предметных компетенций, может быть использована не только в рамках уроков литературы, но и других предметов филологического цикла, т. к. они обладают общими формами организации учебного процесса и в рамках данных уроков можно применять одинаковые приёмы и методы формирования предметных компетенций.

Источник

Формирование ключевых компетентностей учащихся

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

Приложение 1, Приложение 2 (можно просмотреть, связавшись с автором статьи)

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий..

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • Технологий;
  • Содержания образования;
  • Стиля жизни ОУ;
  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием , опытом.

Например: образовательная компетенция учащихся, педагогическая компетенция учителя, медицинская компетенция врача и т.д.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Модель охватывает все звенья и виды образования: дошкольную, базовую и полную среднюю, профессиональную и высшую, внешкольную, последипломную и дистанционную с выходом на беспрерывное образование, на способность личности учиться на протяжении всей жизни.

Субъектами деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода являются – прежде всего, это ученик, родители и государственные структуры, которые, как прямо, так и косвенно, через государственную политику образования, влияют на становление личности. Это также субъекты педагогического процесса в системе образования – воспитатель, психолог, учитель.

Субъекты деятельности в системе компетентностно ориентированного подхода:

Источник

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
статья по теме

Исламова Альфия Янфировна

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

Читайте также:  Результативность и эффективность СМК пути совершенствования

Скачать:

Вложение Размер
masterstvo_uchitelya_po_formirovaniyu_predmetnyh_kompetenciy_na_urokah1111.doc 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции.

Проектная деятельность как средсво формирования предметных компетенций

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» Дж. Герберт Проект — это метод обучения Проектирование — это содержание обучения Проект — это форма организации учебного процесса Проект — .

Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14.

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»

21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре.

Доклад на тему «Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся»

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании .

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельн.

Источник



Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

Смородинова, М. В. Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 150-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11401/ (дата обращения: 08.07.2021).

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Ключевые слова: предметные компетенции, учащиеся, основное общее образование, педагогические условия, показатели, модель

Как известно, основу совершенствования современного образования составляет переход от «знаниевой» парадигмы к созданию условий для овладения комплексом компетенций, которые отражают уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования на современном этапе развития общества. При этом основным фактором успешного обучения школьников выступает формирование предметных компетенций.

Сложность изучения проблемы формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество источников, посвященных вопросам формирования предметных компетенций учащихся, отсутствует единый подход к осуществлению данного процесса на уроках в школе.

Проведенный анализ методической, психолого-педагогической и философской литературы по данной теме, направленный на структурно-содержательное определение понятия «предметные компетенции» позволил уточнить его. Под предметными компетенциями учащихся, понимается способность учащихся реализовывать сформированные знания в рамках изучаемого предмета, а также умение применять эти знания в условиях социально-образовательной практики.

Последовательность формирования предметных компетенции учащихся определяется следующим алгоритмом решения задач исследования:

‒ предварительная диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся;

‒ обоснованный выбор методов и приёмов по формированию предметных компетенций учащихся и их реализация на уроках;

‒ итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

Теоретический анализ литературных источников по проблеме формирования предметных компетенций учащихся и собственный опыт преподавательской деятельности позволил определить совокупность основных факторов, влияющих на процесс формирования предметных компетенций: индивидуальные, психологические и возрастные особенности учеников; познавательный интерес школьников; опыт учебно-познавательной деятельности; уровень готовности учителя к формированию предметных компетенций учащихся.

Выявлено, что эффективность реализации предлагаемых факторов, влияющих на процесс формирования предметных компетенций, определяется следующими педагогическими условиями:

1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся:

2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся;

3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы по формированию предметных компетенций учащихся были выработаны рекомендации, позволяющие успешно осуществлять учебный процесс.

Результаты решения задач по формированию предметных компетенций показали, что:

‒ у учащихся повысилась заинтересованность и сформировалась положительная мотивация в учебном процессе;

‒ повысился уровень предметных компетенций и знаний в области предмета литературы;

‒ разработанная модель по формированию предметных компетенций учащихся на уроках литературы является эффективной;

‒ предложенный комплекс форм и методов обучения, способствует повышению интереса школьников к обучению.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что средним и высоким уровнем сформированности предметных компетенций обладают лишь 39,59 % учащихся экспериментальной группы, что подтверждает необходимость использования новых и значительно более эффективных способов формирования у учащихся высокого уровня предметных компетенций. Это становится возможным путём разработки модели по формированию предметных компетенций учащихся.

Формирующий эксперимент был направлен на повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся с помощью реализации на практике модели формирования предметных компетенций учащихся с соблюдением выделенных педагогических условий.

Итоговая диагностика уровня сформированности предметных компетенций учащихся, проведенная на контрольном этапе эксперимента, показала положительную динамику роста данного уровня.

Апробация модели (рис. 1) в образовательном пространстве школы подтвердила гипотезу исследования, а также доказала эффективность предложенных механизмов формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования.

Рис. 1. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

Достоверность полученных результатов проверена с помощью метода математической обработки данных на основании критерия Фишера.

В процессе исследования решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

  1. Формирование предметных компетенций осуществляется в несколько последовательных этапов, в рамках которых реализуются мероприятия, направленные на повышение уровня готовности учащихся к восприятию учебной деятельности и степени их активности, уровня достигнутых знаний, степени восприятия, преобразования, и воспроизведения учебной информации, а также осуществляется оценка полученных итогов, при этом структурно-функциональное многообразие и интеграция форм и методов обучения способствует успешному достижению результата.
  2. Осуществление регулярного мониторинга динамики сформированности предметных компетенций является важным условием эффективности указанного процесса. При проведении мониторинга целесообразно применять следующие объективные показатели:

осмысленность — особенность восприятия учащимся определенного предмета или явления, а так же проявление активности и интереса при его изучении;

информативность — знание или осведомленность ученика о содержании учебного предмета и его применении в различных учебных и жизненных ситуациях;

применимость — умение ученика применять на практике знания в области предметных компетенций;

творческое использование — преобразование и применение учеником приобретенных знаний в новых ситуациях.

Данные показатели позволяют дифференцировать учащихся по следующим выделенным уровням сформированности предметных компетенций: высокий, средний, низкий.

  1. На степень эффективности формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования решающее влияние оказывают качество организации предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся, а также содержание обучения, соотнесенное с уровнями и динамикой сформированности предметных компетенций учащихся.
  2. Опытно-экспериментальная работа подтвердила исходное предположение о структурно-функциональном многообразии и необходимости интеграции различных форм и методов обучения в процессе формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, и то, что сам процесс является универсальным и комплексным фактором развития личности учащихся. Разработанная на этой основе модель отражает непрерывность и неразрывность мотивационных, когнитивных, деятельностных, оценочно-рефлексивных факторов процесса формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования, а также их личностного самосовершенствования.

Проведенное исследование представляет собой лишь один из подходов к разработке проблемы формирования предметных компетенций в рамках основного общего образования.

Источник