Мозговой штурм не работает Почему тогда его до сих пор используют

Мозговой штурм не работает. Почему тогда его до сих пор используют?

Давайте представим себе ситуацию: группе экспертов нужно решить сложную задачу. Она необычная и не решается стандартными способами. Одна из самых распространённых методик поиска решения таких задач — мозговой штурм. Его часто используют для поиска идей на заданную тему в командах проектирования и разработки.

В нашей команде достаточно опытных разработчиков, настоящих профессионалов своего дела, поэтому через какое-то время мы всё же нагуглили решение.

Наверняка многие из вас участвовали в мозговом штурме (или его подобии). Интересно, как они проходили? К сожалению, в представлении многих руководителей и тимлидов мозговой штурм чем-то похож на вечернее телевизионное ток-шоу. Каждый участник кричит что-то своё и никто друг друга не слушает. В итоге все расходятся довольными собой, но проблема так и остаётся нерешённой. Много вы видели ток-шоу, которые действительно предложили бы что-то разумное?

Это, конечно, утрированный пример. Он не совсем соответствует тому, что изначально предполагалось автором метода мозгового штурма. Но, к сожалению, даже если проводить мозговой штурм по всем правилам, он не работает. В теории мозговой штурм должен породить неожиданные и нестандартные идеи. На практике же такое получается крайне редко, как бы ни восхваляли его в своих отчётах адепты и популяризаторы этого метода.

Давайте разберёмся, почему так происходит.

Как должен работать мозговой штурм

Для начала познакомимся с теорией. Метод мозгового штурма предложил в конце 30-х гг. прошлого века копирайтер Алекс Осборн.

Bell Integrator , Москва, можно удалённо , От 120 000 до 250 000 ₽

Сам Осборн был в восторге от своего метода: «Количественные результаты коллективного мозгового штурма не подлежат сомнению. Одна группа предложила 45 идей по поводу продвижения бытового прибора, 56 идей — об организации кампании по сбору средств и 124 идеи о том, как увеличить объём продаж шерстяных одеял. В другом случае 15 групп работали над решением одной и той же проблемы методом мозгового штурма и предложили 800 идей».

Классический мозговой штурм состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи. Как известно, правильно сформулированная задача уже содержит часть ответа на поставленный вопрос. К сожалению, этому этапу часто уделяют мало внимания. Бывает так, что организатор мозгового штурма формулирует только общее направление предполагаемых рассуждений, чёткая постановка задачи отсутствует. При таком подходе и результаты получаются размытыми и нечёткими.

2. Генерация идей. Это, собственно, сам мозговой штурм. Участники предлагают свои идеи для решения поставленной проблемы. При этом они должны соблюдать следующие правила:

  • Нужно предложить как можно больше идей, их количество ничем не ограничено.
  • Запрещены критика и любая другая оценка (в том числе — положительная) идей, предложенных участниками.
  • Приветствуются необычные, нестандартные, даже абсурдные идеи.
  • Допускается комбинирование и развитие идей, предложенных участниками.

Об этих правилах — о некоторых из них или обо всех сразу — часто забывают организаторы штурма. Уже на первых минутах он из процесса быстрой генерации идей превращается в одно из следующих действий:

  • Обсуждение деталей какой-то наиболее удачной идеи.
  • Формулирование причин, по которым та или иная идея не может быть реализована.
  • Спор между участниками, отстаивание своих идей.

Все эти сценарии не имеют ничего общего с мозговым штурмом.

Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого.

3. Экспертное заключение. На этом этапе специальная комиссия или сами участники внимательно просматривают список идей, которые они нагенерировали в ходе второго этапа, пытаются их систематизировать, оценить и проанализировать.

Каждая идея должна оцениваться на основе строгих критериев и показателей, таких как трудозатратность, стоимость, надёжность и прочих. Тут не место личным предпочтениям — только строгий конкурс со строгими справедливыми правилами. Предполагается, что на этом этапе должен быть сформулирован окончательный вариант решения поставленной задачи. К сожалению, это происходит далеко не всегда.

Результат использования метода мозгового штурма

Идей много, но пользы может быть очень мало / Photo by Per Lööv on Unsplash

Часто строгие критерии уступают место личным предпочтениям. Например, выбирают идею самого харизматичного участника, который при её описании использовал более красочные выражения, чем остальные участники.

Получается, что «правильный» мозговой штурм совсем не похож на ток-шоу. Кажется, что если провести штурм по всем правилам, из него выйдет толк. Оставим на всех один переходящий микрофон, запретим критиковать чужие идеи, заставим сосредоточиться на выдумывании чего-то нового и необычного — и всё получится. Многие менеджеры и руководители до сих пор верят в эту теорию почти вековой давности. Но современные исследования показывают, что на практике всё не так замечательно.

Почему мозговой штурм не работает

В книге Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» (я уже рассказывал об этой книге в статье о проблемах open space) приводится несколько примеров научных исследований, которые ставят под сомнение эффективность метода мозгового штурма.

Ещё в 1963 году профессору психологии университета штата Миннесота Марвину Даннетту пришла в голову мысль сравнить количество и качество идей, полученных в ходе мозгового штурма и в процессе индивидуального обдумывания. Эксперимент проводился в компании по производству стикеров 3M. В нём участвовали как учёные-исследователи компании, так и менеджеры по рекламе.

Профессор был убеждён, что менеджеры по рекламе как типичные экстраверты сгенерируют существенно больше полезных идей в ходе мозгового штурма. Насчёт учёных — в большинстве интровертов — у него были определённые сомнения.

Для эксперимента подобрали абстрактные задачи. Например, участники должны были ответить на вопрос, какие преимущества или трудности возникли бы у человека, родившегося с двумя большими пальцами руки.

Результаты этого эксперимента были вполне однозначными:

  • Участники генерировали больше идей в ходе самостоятельной работы.
  • Наиболее качественные идеи были предложены в ходе самостоятельной работы.
  • Менеджеры по рекламе показали во время групповой работы не лучшие результаты, чем ученые-исследователи, которых отнесли к числу интровертов.

После этого эксперимента разные группы учёных проводили свои исследования метода мозгового штурма. Самый главный результат этих исследований: эффективность процесса мозгового штурма снижается по мере увеличения численности группы. В пределе идеальное количество участников в группе — один.

Сьюзан Кейн перечисляет три основные причины провала коллективного мозгового штурма:

  1. Социальная леность. В то время, как один или несколько участников выполняют основную работу, остальные бездельничают.
  2. Блокировка продуктивности. В ходе офлайн-варианта мозгового штурма все одновременно говорить не могут: пока один говорит, остальные должны ждать своей очереди.
  3. Боязнь оценки. Несмотря на запрет критики, участники часто боятся сказать какую-то глупость и выглядеть дураками в глазах окружающих и начальства.

Последнее, пожалуй, самая существенная причина, которая заставляет участников хранить своё мнение при себе.

Когда мозговой штурм всё-таки работает

Справедливости ради, результаты исследований показывают, что если мозговой штурм проводится в онлайн-режиме, например, в виде чата, то всё происходит с точностью до наоборот: чем больше группа, тем лучше результат. Но всё встанет на свои места, когда мы осознаем, что «участие в онлайновой рабочей группе — это не что иное, как одна из форм самостоятельной работы».

Мы генерируем идеи в чате, воспринимая его как своего рода блокнот, в который мы вписываем мысли. Мы видим, что другие участники тоже генерируют свои идеи, можем их читать. Но если нам в голову пришла свежая оригинальная мысль, мы всегда можем абстрагироваться от происходящего в чате и спокойно её сформулировать. Нам не будут мешать другие участники, мы не будем слышать их голоса, ничто нас не будет отвлекать и сбивать с мысли. После этого мы можем вернуться в «общий поток», почитать, что написали другие участники — до следующего озарения. В офлайн-режиме мозгового штурма такое абстрагирование попросту невозможно.

Журналист Fast Company Ребекка Гринфилд подтверждает наблюдения по поводу того, как на самом деле проходят мозговые штурмы: «Во время мозгового штурма люди просто хватаются за первую подходящую идею, и всё обсуждение крутится вокруг нее. Кто-то говорит очевидную вещь, и ему достаётся вся слава, остальные стоят в сторонке». Как же решить эту проблему? Ребекка уверена, что «идеи не рождаются во время дискуссий, поэтому сначала нужно писать, а уж потом обсуждать». Да ведь это и есть онлайн-штурм в чате! Ребекка предлагает записывать все идеи на доске без упоминания имени автора, а затем всем вместе выбирать самые достойные из них и только после этого приступать к полемике.

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Какие ещё есть проблемы у мозгового штурма

В разных публикациях всё больше учёных и руководителей делятся своими сомнениями по поводу эффективности мозгового штурма. Например, Кэвин Эштон, британский инженер, один из разработчиков технологии RFID, считает, что мозговой штурм не работает, поскольку идеи редко бывают оригинальными. «Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей». Хорошие идеи — на вес золота, они рождаются не из скачков, а из небольших шагов.

Действительно, всем известны примеры, когда хорошие идеи приходят после долгого размышления над проблемой — зачастую в «фоновом режиме». Методика мозгового штурма не предполагает никакого обдумывания и погружения в проблему. А это значит, что участники штурма предложат только поверхностные, очевидные способы решения проблемы.

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.

В математике такое решение задачи называется нахождением локального максимума — об этом пишет в своей статье разработчик Андрей Лапин. Если ваша задача состоит в том, чтобы быстро найти приемлемое решение проблемы, то, пожалуй, мозговой штурм подойдёт. Впрочем, в этом случае, возможно, и не стоит устраивать столь сложное мероприятие — достаточно опросить экспертов. Если же ваша цель — найти самое эффективное решение проблемы, то потребуется длительное размышление.

Андрей приводит красивую аналогию с шахматами: «Есть блиц-турниры, где на размышление даётся по пять минут каждому игроку, и есть обычные турниры, где на размышление может даваться значительно больше времени. Блиц-турниры не блещут глубиной мышления, даже опытные игроки допускают в блиц-турнирах глупые ошибки. Мозговые штурмы напоминают как раз блиц-турниры, где глубины решения нет».

Также многие указывают на проблему конформизма участников. Профессор менеджмента Лоран Нордгрен заметил, что «идеи, высказанные в начале встречи, слишком сильно влияют на последующее обсуждение. Они задают стандарт, которому участники невольно пытаются соответствовать. Конформизм приводит к тому, что творческие решения, которые идут вразрез с начальными идеями, отвергаются».

Добавим, что существенное влияние на участников оказывает также должность и квалификация членов группы. Бывает так, что идея, высказанная опытным экспертом, принимается без возражений: «Зачем ещё что-то придумывать, если корифей уже высказал своё веское авторитетное мнение?» В некоторых коллективах бывает и так, что подчинённые не хотят или не осмеливаются спорить с начальником, высказавшим свою идею.

Почему мозговой штурм до сих пор используют

Организационный психолог Адриан Фернхем высказался по поводу мозгового штурма вполне однозначно: «Научные доказательства говорят о том, что бизнесмены, применяющие коллективный мозговой штурм, поступают неразумно. Если у вас есть талантливые люди, заинтересованные в успехе своей работы, их следует поощрять к самостоятельной работе, при условии, что творчество или эффективность имеет для вас наивысший приоритет».

Так почему же мозговой штурм до сих пор остаётся таким популярным? Сьюзан Кейн предполагает, что «этот процесс вызывает у людей чувство сопричастности». Действительно, многие руководители воспринимают мозговой штурм как своего рода тимбилдинговое мероприятие. Но это определение никак не влияет на его эффективность в качестве инструмента для творчества и решения задач.

Кроме того, возникает впечатление, что многие руководители просто не дают себе труда задуматься об эффективности используемой ими методики. Их научили в бизнес-школе методике мозгового штурма и с тех пор они считают её действенной и эффективной — ведь так написано в учебнике.

Источник



Метод мозгового штурма: примеры, правила, технологии

Мозговой штурм применим во всех сферах жизни. Это способ выйти из сложной ситуации на работе, в семье или в отношениях. Не пугайтесь названия. Это всего лишь бурная дискуссия, в которой каждый участник активно предлагает варианты решения возникшей проблемы. Почему он так популярен? Как добиться максимальной эффективности в его применении?

Содержание

Кто автор метода мозгового штурма

Мозговой штурм придумал Алекс Осборн. У него была интересная и насыщенная жизнь. Он работал на стройке, посыльным, клерком, чтобы заработать на обучение. С 21 года он был полицейским репортером, продавцом, учителем. Следующая должность – помощник управляющего на заводе.

И вот, наконец, Осборн стал совладельцем крупной компании. В 1937 году он придумал метод мозгового штурма. До того, как рассказать о нем общественности, компания «Баттон, Бартон и Осборн» успешно применяла его 2 десятка лет.

Алекс Осборн назвал творение «brainstorming». Переводят слово по-разному. Это «неожиданная блестящая идея», «бредовая мысль», «отличный план» и т.д.

Читайте также:  Что такое атрофический тип мазка в гинекологии

Преимущества и недостатки метода мозгового штурма

Как любая другая методика, мозговой штурм имеет плюсы и минусы. К плюсам относятся:

  1. Развивается творческое мышление.
  2. Всем участникам приходится проявлять активное участие в работе.
  3. Одна из задач мозгового штурма — раздвинуть рамки сознания.
  4. Участники взаимодействуют друг с другом.
  5. Технология мозгового штурма проста в применении, не требует наличия какого-либо оборудования или помещения.

Интересно, что мозговой штурм, как метод обучения, применим не только для взрослых. Часто его используют в школе и даже в детском саду. Он стимулирует творческую активность, активизирует учебный процесс, помогает детям формировать собственное мнение, взаимодействовать друг с другом.

Из недостатков выделяют:

  1. Как сказано выше, активно участвовать в обсуждении должны все участники группы. Но бывает так, что работает только пара человек. Остальные молча ждут, пока процесс закончится.
  2. Из-за обилия идей и решений мероприятие часто растягивается на несколько часов.
  3. Метод окажется неэффективным, если участники не умеют работать в команде, взаимодействовать друг с другом.
  4. Иногда опытные сотрудники пытаются стать лидерами в обсуждениях, подавляя менее опытных коллег.

Также во время мозгового штурма нужно соблюдать ряд правил. Их игнорирование сводит к нулю попытки найти решение проблемы или задачи.

Популярные виды мозгового штурма

Существует несколько видов мозгового штурма. Они отличаются техникой проведения, ролью участников, результатами.

Брейнрайтинг

В течение 15 минут члены команды записывают идеи, но вслух их не говорят. Листочек передается по кругу. Участники, прочитав предыдущее предложение, дописывают что-то свое. Главная цель – выдвинуть как можно больше предложений. При этом нельзя критиковать до тех пор, пока мероприятие не закончится.

Мозговая атака на доске

Доска размещается на видном месте. Как только в голову менеджера или другого сотрудника приходит идея, он записывает ее на лист бумаги и закрепляет на доске.

По-японски

Этот вид мозгового штурма создан японцами Кавакита и Кобаяси. По-другому называется «рисовым градом». Суть в том, что для решения задачи участниками используется одинаковый подход.
Рабочий процесс состоит из нескольких этапов:

  1. На первом происходит выделение проблемы. Ведущий представляет детали и нюансы обсуждаемой темы. Участники записывают на отдельных листках бумаги свои мысли по решаемой задаче. Причем это делают так, чтобы каждый оставил запись на всех листочках. После нужно отобрать записи, связанные друг с другом, сдать их ведущему. Он прочитает вслух. Останется только придумать название для каждого набора. В нем должна отображаться суть проблемы.
  2. Поиск решений. Этап похож на предыдущий. Только на этот раз участники записывают идеи по решению проблемы. В конце их группируют в наборы. Каждому набору придумывают название, выражающее общую суть предложений. Цель этой части мозгового штурма – выделить конструктивные, подходящие к сложившейся ситуации идеи.

Коллективная работа в этом случае сближает членов группы, учит работать вместе с коллегами, понимать их позицию.

Многоступенчатый

Если говорить кратко, здесь работают 2 группы:

  • те, кто создает идеи;
  • те, кто оценивает результаты работы.

Желательно, чтобы в первой группе были эрудированные люди с одинаковым темпераментом. Они должны до конца понимать суть проблемы. Достаточно 10 человек.

В оценочную группу набирайте тех, кто проанализирует придуманные «генераторами» предложения. В нее должен входить представитель от руководства. Этот человек будет принимать решения о реализации положительно оцененных идей.

В каждую группу назначается руководитель. Его главные качества – деликатность и эрудиция. От них зависит, как быстро участники найдут нужную идею.

Многоступенчатый штурм выглядит так:

  1. Члены первой группы высказывают идеи.
  2. Задача остается такой же, но подходы нужны новые, нестандартные. Можно выдвигать противоположные тем, что названы.
  3. Подключается вторая группа. Она объединяет все, что было сказано на первых этапах, систематизирует информацию, ищет решения проблемы.
  4. Обсуждаются трудности, которые могут появиться при воплощении идей в жизнь.
  5. Высказанные предложения собираются в несколько принципов.

Последний этап самый интересный. Это дискуссия, в ходе которой разбиваются все предложенные ранее идеи. Критиковать нужно только их, а не участников. Имена последних называть не стоит. Важно, чтобы процесс проходил без заказчиков разработки. Только так работа даст нужные результаты.

Этапы классического мозгового штурма

Генерация идей методом мозгового штурма проходит в 3 этапа:

  1. Определение проблемы. Это предварительная подготовка к работе. В ходе нее участникам обозначают роли. Кто-то будет ведущим, кто-то помощником и т.д.
  2. Поиск решений. Этот этап можно считать самым главным. От него зависит результат. Для максимальной эффективности следует соблюдать некоторые правила. Во-первых, не стоит ограничивать фантазию. Придумывайте любые, необычные и даже абсурдные идеи. Во-вторых, высказанные предложения можно объединять между собой, улучшая их. И, в-третьих, нельзя оценивать или критиковать сказанное участниками.
  3. Третий этап – группирование и оценка идей. Часто его игнорируют. И это неправильно. Именно в этот момент выделяются подходящие идеи, весь процесс сводится к единому результату.

Успех всех этапов зависит от того, насколько согласованно умеют работать участники. Также важно их мнение относительно проблемы и путей ее решения.

Кому доверить проведение мозгового штурма

От того, кто проводит мозговой штурм, зависит эффективность работы группы. Поэтому ставьте на эту роль лиц, умеющих мыслить креативно, аналитически, логически, а также правильно реагирующих на критику и замечания. Также важно, чтобы они пользовались авторитетом и уважением коллег.
На лидера группы возлагается ряд обязанностей:

  1. Принимать решение о том, какой вид мозгового штурма нужен в данный момент.
  2. Собирать в группы участников.
  3. Определять проблему на этапе формирования идей.
  4. Обеспечивать условия, необходимые для активной работы каждого отдельного участника.
  5. Систематизировать, анализировать идеи.

Также лидер оценивает результаты мозгового штурма. Он принимает решение о реализации их на практике.

Можно ли проводить мозговой штурм онлайн

Существует мнение, что личная встреча – лучший вариант для проведения мозгового штурма. Но на практике доказано, что общение через Skype, на форумах или в чатах не менее результативно. А порой дает и больший эффект. Почему так происходит? Есть несколько причин:

  1. Многие стесняются участвовать в обсуждениях. Спокойная же обстановка при мозговом штурме онлайн располагает их к созданию необычных, уникальных идей.
  2. Предложенные решения сразу фиксируются.
  3. В чате или на форуме члены рабочей группы могут высказываться одновременно.
  4. Этот метод проведения мозгового штурма требует минимум затрат.
  5. Полученные идеи и решения легче обработать.

При проведении мероприятия онлайн также важно соблюдать основные правила. Главное из них – высказанные идеи нельзя критиковать.

Правила для проведения эффективного мозгового штурма

Как сказано выше, эффективность мозгового штурма во многом зависит от соблюдения правил его проведения. Их всего 10:

  1. Обязательно нужна подготовка. Ее начинают за пару дней до начала мероприятия. Это дает участникам возможность заранее изучить проблему и найти варианты ее решения.
  2. В мозговом штурме должно участвовать как можно больше людей. Много участников – много идей.
  3. Поставленная перед рабочими группами задача должна быть досконально изучена. Это поможет увидеть ее суть. Участники будут настроены на одну волну. Не возникнет недопонимания, противоречий.
  4. Всем, кто участвует в мозговом штурме, нужно делать записи. Чаще всего эту обязанность возлагают на ведущего. Но он тоже человек, что-то упускает или не замечает. Поэтому лучше, если участники также будут делать пометки.
  5. Это правило смело можно назвать самым главным – не критикуйте. Не стоит осуждать, даже если сказанное человеком кажется глупостью, абсурдом. Может быть, это предложение после доработки и улучшения реализуется в жизни. Помните: критика может отбить у человека желание продолжать обсуждение. А этого допустить нельзя.
  6. Если вы участник, предлагайте больше вариантов. Не стесняйтесь. Озвучивайте все приходящие в голову мысли. Делайте это даже тогда, когда кажется, что лучшее предложение уже прозвучало.
  7. Для получения идей привлекайте к работе дополнительных участников. Пусть это будут посторонние люди или сотрудники, которые не принимают участия в мероприятии.
  8. Объединяйте идеи между собой. Особенно удачен этот совет, если предложения сделаны людьми разного ранга, специальностей, должностей.
  9. Чтобы информацию было удобнее воспринимать, пользуйтесь плакатами, схемами, досками.
  10. Смоделируйте ситуацию, в которой все пойдет не так, как хотелось бы. А теперь подумайте, как повернуть ее в свою сторону? Найдите дополнительные варианты. Подготовьте себя к такому повороту событий психологически и морально.

Соблюдать эти правила мозгового штурма нужно всегда, независимо от сферы. Это может быть работа, личные и семейные отношения, бизнес. Уделите время организации процесса. Учтите его нюансы и особенности. Так вы найдете выход из любой ситуации.

11 советов как генерировать больше идей

Больше идей – больше шансов найти нестандартное решение задачи. Повысить их количество помогут интересные рекомендации:

  1. Путешествуйте во времени. Подумайте, как вы решили бы проблему, находясь во времена Средневековья? Или, к примеру, живя 1 000 лет назад? А может, вы отправились в далекое будущее?
  2. Этот совет похож на предыдущий. Только путешествовать во времени вам не нужно. Представьте себя в условиях другой страны или культуры. В самых смелых фантазиях можно покинуть пределы нашей планеты.
  3. Измените себя. Вы – участник увлекательной игры. Примите ее правила. Измените образ, внешность, национальность. Это поможет увидеть проблему в новом свете.
  4. Поиграйте в ролевые игры. Здесь вы можете проявить всю свою фантазию и воображение. Почему бы не наделить себя какими-либо сверх способностями или магической силой? Или вообразить себя героем боевика или мультфильма? Посмотрите на задачу с их точки зрения.
  5. Тщательно продумывайте каждый шаг. Учитывайте даже мелкие детали.
  6. Большие задачи разделяйте на маленькие. И пусть будут тысячи деталей. Они помогут увидеть все нюансы.
  7. Обратите внимание на смежные сферы. Берите пример с тех, кто успешно решил проблему, похожую на вашу.
  8. Постарайтесь найти не меньше 100 идей.
  9. Пусть отправной точкой для ваших рассуждений будет какое-то слово или понятие. Не обязательно, чтобы они были связаны с темой.
  10. Подумайте, что мешает вам решить проблему? Или что подталкивает к принятию правильного решения? Позаботьтесь о том, чтобы мешающие факторы были устранены.
  11. Усложните или упростите проблему в несколько раз. Попробуйте решить ее в таком виде.

Эти советы помогут вам сгенерировать десятки интересных идей, из которых после получится выделить оптимальное решение.

8 типичных ошибок

Пользоваться приемом мозгового штурма несложно. Но многие все же допускают ошибки, которые снижают его эффективность:

  1. Совещание и мозговой штурм проводятся одновременно. Важно понять, что дружеские посиделки с результатом в 2-3 идеи – это не то что нужно. Мозговой штурм – серьезная техника поиска новых решений. Не стоит путать ее с обычным обсуждением рабочих моментов.
  2. Крупные задачи не разбиваются на мелкие. Времени, конечно, уйдет больше. Но и результат будет эффективнее.
  3. Нет разогрева. Рабочая группа состоит из разных людей. У каждого свои проблемы. Кто-то не выспался, кто-то столкнулся с трудностями в семейной жизни. Задача лидера расслабить, успокоить участников. Сделать это поможет разговор на отвлеченные темы.
  4. Установлен регламент. Делать так – большая ошибка. Это свободное обсуждение, дискуссия. И не обязательно высказываться по очереди. Ничего страшного, если участники кричат и перебивают друг друга.
  5. Информация не записывается на диктофон. Конечно, записи можно делать в блокнотах или на доске. Но иногда, если обсуждение слишком бурное, можно что-то упустить или не услышать.
  6. Нет запасных вариантов. Они понадобятся, если обсуждение вдруг начало замедляться. Ведущему нужно заранее найти и подготовить провокаторов. Это люди, которые в момент затишья будут выкрикивать какие-нибудь не связанные друг с другом слова и фразы. Они помогут остальным участникам вновь стать активными.
  7. Мозговой штурм не останавливается вовремя. Не стоит растягивать мероприятие на несколько дней, как это делали ранее. Для решения проблемы хватает пары часов.
  8. Полученные данные не анализируются. Систематизируйте, доработайте, реализуйте идеи. Какие-то предложения можно объединить.

Учитывайте при проведении мероприятия все перечисленные пункты. Иначе мозговой штурм не принесет нужных результатов.

Примеры мозгового штурма

Представьте себе судно, на котором нужно перевезти железорудный концентрат. Транспортировка вызывает массу проблем, поскольку груз ведет себя как жидкость. При качке или крене судна он перетекает с одной стороны на другую. Участникам мозгового штурма нужно устранить этот недостаток.

Ведущий напоминает команде о том, что нельзя критиковать высказанные идеи. 6 специалистов выдвигают варианты решения проблемы:

  1. Насыпать груз до края. В этом случае перетекать ему некуда.
  2. Прижать концентрат большими щитами.
  3. С помощью перегородок разделить трюм на несколько частей.
  4. Забрызгать пенополиуретановой жидкостью. Так делают при перевозке зерна.
  5. Мочить груз, а после заморозить его.
  6. Намагнитить.
  7. Под груз подложить подушку. Накачать ее воздухом. Она поднимется и плотно прижмет концентрат к потолку.

Участники перечисляют десятки идей. В согласии с правилами, останавливать их нельзя. Но ведущий предлагает перейти к следующему этапу – критике. Здесь в разговор вступает аналитик. Путем обсуждений команда понимает, что идея со щитами и перегородками не подходит. Предложение использовать подушки с воздухом тоже. Их придется накачивать с помощью бортового компрессора. Все вместе оборудование будет слишком тяжелым.

Читайте также:  ОТЧЕТ ежеквартальный о достижении значения целевого показателя результативности предоставления субсидии из о

Наиболее подходящей оказывается «магнитная» идея. Участники предлагают развесить магниты по периметру трюма в виде гирлянды. При необходимости их можно включать и выключать.

Заключение

Сущность метода мозгового штурма заключается в поиске эффективных решений путем генерации сразу десятков идей. Участники высказывают не только обдуманные предложения, но и все, что приходит в голову. Благодаря этому ситуация открывается с другой стороны. Вы найдете решения, о которых раньше даже не думали.

Источник

Мозговой штурм — примеры реальных ситуаций, описание тонкостей и ошибок от внутреннего тренера

В статье поделюсь, как проводила мозговой штурм — примеры из практики внутреннего тренера.

  • Как из проблемы сделать решение
  • Примеры вариантов и видов мозгового штурма
  • Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера
  • Не совершайте ошибок при организации мозгового шторма
  • Практические секреты для подготовки мозгового штурма

Как из проблемы сделать решение

К сожалению, была свидетелем и участником мозгового штурма, который превратился в совещание. Один руководитель вещал, другие кивали головой. В результате — убито 3 часа и массу недовольства.

Пришлось очень туго ломать этот стереотип, что мозговой штурм – это выброшенное время и ноль результатов. Проработав внутренним тренером, впоследствии не раз доказывала обратное. Что, потратив 2-3 часа, можно на выходе, получить план мероприятий при провальной ситуации. Или же список идей по поводу многих проектов.

Чтобы получить результат, надо просто придерживаться правил и понимать, как это работает и как «завести процесс».

Огромное желание донести до собственников, владельцев бизнеса, или руководителей, эффективность данной техники. Чтобы применять даже при возникновении малых проблем, не дожидаясь форс-мажоров.

Мозговой штурм применяется в случаях:

  1. Поиска причин
  2. Решение проблемы
  3. Генерация идей
  • В продвижении новых продуктов
  • Разработке новых товаров
  • Продумывание деталей бренда или логотипа
  • Создание УТП (можно почитать отдельно)
  • Разработка стратегии или миссии компании

это такой продуктивный метод, где за ограниченное время можно сгенерировать огромное количество реализуемых идей.

На мозговом штурме работает принцип Парето

  • 80 % будет креативных фантазий. 20% родившихся идей сделаю прорыв для организации или компании.
  • 20% внедренных идей, принесут 80% прироста в прибыли.

Правила

Запомнить легко «Правило 7» – 3 «нет» + 4 «есть»

  1. Нет критике!
  2. Нет отвлечениям!
  3. Нет серьезности!
  1. Есть конкретная задача
  2. Есть ведущий (модератор)
  3. Есть разминка
  4. Есть план внедрения

Примеры вариантов и видов мозгового штурма

Эта метод очень разнообразен. Мозговой штурм — примеры — всё взято из практики.

Открытый

Когда участники произносят вслух свои идеи, или же записывают на доске. При этом идея имеет автора.

Брейншторминг

Brain storming –переводится с английского мозговая атака. Мероприятие, когда участники активно выдвигают и обсуждают свои идеи.

Закрытый

Брейнрайтинг

Это стремительный метод – 15 – 20 минут на всех участников. На листке сверху пишется проблема вопрос. Лист передается участникам по порядку. На написание каждому участнику отводится время (часто короткое – 15-30 секунд). Каждый продолжает мысль соседа, и записывают свои идеи.

Участникам выдают листок и ручку. Закрытый, потому что никто не озвучивает свои идеи, они сохраняют анонимность. Соответственно снимается страх критики и люди чувствуют себя более расковано.

На листе напечатана 1 проблема, и участники пишут свое видение по поводу вопроса. Каждый человек, не останавливаясь, накидывает свои идеи по одному вопросу. Чем больше, тем лучше. Обычно такая работа проходит в ограниченное время.

Затем исписанные листки отдают секретарю, и он зачитывает предложения по очереди.

Этот вариант хорош тем, что он анонимный, и соответственно, люди не бояться высказать свое мнение. Каким бы «диким» на первый взгляд оно не было.

Раздают А4, где на каждом листе описан один блок. Скажем, есть шесть участников.

Например, при обсуждении диаграммы Исикавы (смотрите статью с примерами), берутся основные блоки:

  • сотрудники,
  • материалы,
  • механизмы,
  • клиенты,
  • управление,
  • окружающая среда.

На флипчарте уже написана общая проблема для всех «Снижение продаж на 47% за ноябрь».

Таким образом, у каждого участника вначале есть для обдумывания проблемы, почему это произошло, один блок.

Члены группы пишут свой ответ и передают по кругу, другому человеку. И так не меньше 5 кругов. Таким образом, под каждым блоком, появляются корневые причины списком не менее 5 вариантов. Далее, эти предложения переносятся на диаграмму Ишикавы. Потом, таким же образом, наступает второй раунд мозгового штурма.

Рекомендуется применять разные подходы за одно мероприятие, чтобы удержать динамику группы.

Как правило, серьезный мозговой штурм может происходить в 2 этапа:

  • Причины возникновения проблемы
  • Решения проблем

Индивидуальный

В одиночку хорошо работает такой метод. Напишите задачу. Возьмите пачку стикеров, или же А4. Кому как удобнее. Поставьте таймер на 40 минут, отключите все гаджеты и пишите. Все, что попадает в голову, разумное, идиотское, смешное. На первых порах, главное, не останавливаться, дать творческому прорыву излиться.

Происходит интересная история, когда мозг попадает в ситуацию потока, уходит внутренний контролер на бумаги сыпятся стоящие идеи.

Главное, не обращать внимание на первичный «тормоз», а он обязательно будет. Мышление раскачивается, привычный критик бунтует. Не обращать внимание – вперед!

Если необходимо одному и в короткие сроки сгенерировать идеи, то можно применить мозговой штурм с помощью интеллект-карты. Весьма продуктивный метод, который позволяет взглянуть на процесс целиком.

Групповой

Соответственно, все остальные варианты групповые.

Варианты техники мозгового прорыва:

По кругу

Пример Мозгового штурма

Бывает вариант, когда мозговой штурм происходит так: участники говорят, секретарь протоколирует. Все участники по очереди проговаривают свои версии по кругу. Делается не меньше 5 кругов.

Потому что, на первых порах озвучиваются очевидные вещи, которые лежат на поверхности. И только потом, на 5 круг, можно извлечь что-то стоящее.

Конечно, зависит от количества участников: если их мало, то повторов будет больше. Если членов команды много, то можно остановиться на 5 круге.

Обычно динамика бывает такая. При первых попытках сотрудники долго думают, формулируют. Потом дело идет быстрее. В середине процесса, где-то на 3 повторе возникают паузы, когда кажется, что все идеи закончились. Если не прерывать мероприятие и воодушевлять двигаться дальше, то открывается «второе» дыхание. И именно тогда возникают самые стоящие предложения и инициативы.

Тогда, в точки зрения психологии, начинает «говорить подсознание» и люди вытаскивают самые неожиданные, креативные, фантастические идеи.

И это хорошо. Самое главное, не критиковать.

Модерация

Модерация хороша для решения проблем «своего уровня». Оговариваются условия – предложения должны быть в рамках своих полномочий. Прелесть в том, что проблемы могут быть самого разного характера. Профессионализм модератора состоит в том, чтобы подобрать участников группы.

Схема такова. С заказчиком определяется проблема. Согласовываются участники. Желательное время от 1,5 до 2 часов, в зависимости от темы.

Раунд 1. Индивидуальная работа – определение причин по проблеме. 3 минуты и каждому участнику по 3 листика. Написать на отдельном листе три проблемы;

Раунд 2. Командная работа в мини группах – генераций идей. Задача – придумать не менее 12 идей. Время 20 минут. Время и количество идей варьируется от темы и от количества участников;

Раунд 3. Принятие ответственности и определение сроков реализации. Мини презентации в каждой группе, с определением сроков.

Главное в модерации – это постановка вопроса, необходимо сузить границы вопроса, для получения не размытых, а конкретных ответов.

На стены развешиваются флип-чарты с матрицей вопросов

  • Предложения.
  • Что я могу сделать? Сроки?
  • Какая нужна помощь (от руководителей, от уровня выше)?
  • Что я получу в результате решения проблемы?

Модератор напоминает в течение всего мероприятия: «Работаем только в рамках своих полномочий. Берем ответственность на себя!»

Отлично себя зарекомендовала в проектах методика Бережливого производства при оптимизации процессов.

Каскадная мозговая атака

Включает в себя 6 этапов.

  • Разведка
  • Контрразведка
  • Синтез
  • Прогноз
  • Генерализация
  • Критика

Творческий процесс разбит на подцели. На первом этапе формулируются идеи. На втором этапе идеи, противоположные по смыслу, но отвечающие основной задаче мозгового штурма. На третьем этапе рассматриваются все уже выработанные идеи и при необходимости, объединяются по смыслу. Четвертый этап – проходит под эгидой «А что если мы внедрим, что будет». Пятый этап – формулировка основных инициатив. Шестой этап – обсуждаются риски и критика сути предложения, а не участников.

Таким образом, все идеи рассматриваются с разных позиций, что уменьшает препятствия их внедрения.

Возможно, Вам будет интересно найти ответы — как развить инновационную среду в компании.

Метод 6 шляп

Подробному описанию метода Бино посвящена целая статья, читайте – не пропустите.

Мозговой штурм примеры из практики внутреннего тренера

Практический пример игровой техники из практики.

Задача стояла набросать идеи для системы мотивации. Поразмышляв, решила применить игровую технику для генерации идей.

Разминка

Группа участников разбивается на две части. Посадить подальше друг от друга, чтобы создать приватность.

Ведущий рассказывает сказку про кувшинчик и дудочку. Кратко и красочно, одну фабулу, делая упор на позиции:

  • Девочка не хочет.
  • Родителям нужно, чтобы девочка собирала.

Подготовить две карточки с надписью «родители» и «девочка».

Раунд 1

Первая группа будет «Родитель», вторая группа станет «девочка».

Ведущий задает вопрос участникам №1. Как вы уговорите, заставите, какими методами, девочку собирать ягоды?

Группа № 2 получает задание: Продумать как можно больше ответов на вопрос: «При каких условиях я, девочка, соглашусь собирать ягоды?»

Дается время обсуждения – 5 минут. Все ответы записываются одним из участников на лист бумаги.

Раунд 2

Команды меняются ролями. Тот, кто был «девочка» станет «родителем».

Раунд 3

Один участник из каждой группы записывает варианты ответов на разных флипчартах.

И здесь начинается взрыв эмоций, даже у самых сдержанных руководителей.

Приходит понимание, что если встать на место другого человека и по-другому взглянуть на вещи, то происходит озарение. Предлагаются не утопические, а рабочие варианты.

Скажу сразу, создается впечатление, что группе № 2 повезло больше. Сначала побыли в роли ленивого ребенка. Затем, уже с готовыми решениями (мыслями девочки), вжились в роль родителей.

Главный раунд

Но на этом процесс не заканчивается. Это была только разминка и «сдвиг парадигмы». Далее все возвращаются к текущим рабочим задачам и решают серьезные вопросы.

На повестке 2 вопроса:

  • Роль руководителя. Как заставить работать результативно?
  • Роль сотрудника. При каких условиях сотрудники согласятся работать результативно?

Вот здесь и меняются местами. Группа № 2 берет на себя роль руководителя. А далее работают по раундам.

Результат, полученный за 2 часа модерации, превзошел все ожидания. Были приняты решения, 90% которых легли в основу мотивации. Компания работает на этих условиях очень результативно. (Подробнее почитать про KPI)

Хороший эффект дают выездные мероприятия. Тимбилдинг, совмещённый с мозговым штурмом. Это идеальная картина. Люди, раскрепощаются, ведут себя по-другому, нежели в привычных стенах. Снимают оковы, и творческая энергия течет по-другому. Быстрее и эффективнее и креативнее.

Не совершайте ошибок при организации мозгового шторма

На самом деле мне повезло, я сделала выводы до того, как стала сама проводить эти мероприятия. Но компиляцию чужих ошибок все же дам:

  • Не ведут записи
  • Подменяют понятие «совещание» и «мозговой штурм».
  • Применяют полномочия
  • Заставляют высказываться
  • Критикуют или насмехаются
  • Забывают про разогрев
  • Не разделенная сложная задача
  • Участники «одного поля ягоды»
  • Не следят за таймингом.

Учитесь на чужих ошибках, и пусть любой мозговой штурм будет результативным.

Практические секреты для подготовки мозгового штурма

Известно, что от недостаточной тщательности подготовки «умирал» не один проект. Чтобы этого не случилось, и получить результат за короткое время, есть несколько секретов:

1. Состав группы должен быть неоднородным. Нельзя приглашать только IT-сотрудников для обсуждения. В рамках группы с однородным мышлением, существуют общие ограничивающие стереотипы. Желательно разбавлять другими специалистами, с иным взглядом, и возможно, «глупыми» вопросами.

2. Мероприятие лучше всего устраивать с утра. Как показала практика, очень неудачная идея «выдергивать на пару-тройку» часов с рабочего процесса. Для раскачки можно дать быструю разминку — друдлы (подробнее об этом и скачать коллекцию картинок можно отдельно).

Человек головой еще на работе или уже на работе. Вечером же люди устают, и идеи рождаются более вяло. То есть, с большими усилиями.

Утренние же мероприятия более продуктивны, проходят быстрее и динамичнее. И что самое поразительное, участники расходятся в приподнятом настроении, гордые собой и результатами.

3. Состав группы не должен превышать 12 человек. При увеличении количества снижается динамика работы в группе. Либо применять при большой численности деление на подгруппы. И выделять модератора на каждую.

4. Следить временем и активностью участников. Не давать дремать и не затягивать мероприятие.

5. Чтобы не утонуть в потоке идей и не упустить важную, не забывайте оставлять время на «прогонку» по матрице приоритезации (описана в статье про Ишикаву).

Тактика ведения

Если перепробовали традиционные методы, и идей пока не достаточно. Можно задать вектор для размышления. Напишите на доске, флипчарте или просто озвучьте вопрос:

«Как можно решить нашу проблему, если…»

Есть такая техника — выйти за рамки:

  • Себя (стать кем-то другим или чем-то)
  • Времени (переместиться в другое время)
  • Географии (переместиться в другое пространство)
  • А вот если бы у меня было? (куча денег, вертолет и т.д)
  • А вот если бы у меня не было? (долгов, жены и пр.)
Читайте также:  Реликтовое излучение Большого взрыва

Сколько по времени должен проходить мозговой штурм?

По времени, зависит от количества участников и серьёзности поднятого вопроса. Иногда можно получить за 40 минут список идей и план мероприятий. В некоторых случаях, требуется целый рабочий день: до обеда один раунд, после обеда другой.

Бывает, методику генерирования идей называют мозговая атака. Это название получила за продуктивность и быстродействие. В разных вариантах, можно за 20 минут мозгового штурма, получить на выходе хорошие идеи.

Несколько интересных приемов для развития воображения и творческого мышления можно найти здесь. Или купить книги, развивающие креативную жилку, со скидкой 10%.

Вот и разобрали «по косточкам» что такое мозговой штурм – примеры из практической деятельности. Теперь остается только применять этот метод в жизни.

Источник

Мозговой штурм не работает. Почему тогда его до сих пор используют?

Давайте представим себе ситуацию: группе экспертов нужно решить сложную задачу. Она необычная и не решается стандартными способами. Одна из самых распространённых методик поиска решения таких задач — мозговой штурм. Его часто используют для поиска идей на заданную тему в командах проектирования и разработки.

В нашей команде достаточно опытных разработчиков, настоящих профессионалов своего дела, поэтому через какое-то время мы всё же нагуглили решение.

Наверняка многие из вас участвовали в мозговом штурме (или его подобии). Интересно, как они проходили? К сожалению, в представлении многих руководителей и тимлидов мозговой штурм чем-то похож на вечернее телевизионное ток-шоу. Каждый участник кричит что-то своё и никто друг друга не слушает. В итоге все расходятся довольными собой, но проблема так и остаётся нерешённой. Много вы видели ток-шоу, которые действительно предложили бы что-то разумное?

Это, конечно, утрированный пример. Он не совсем соответствует тому, что изначально предполагалось автором метода мозгового штурма. Но, к сожалению, даже если проводить мозговой штурм по всем правилам, он не работает. В теории мозговой штурм должен породить неожиданные и нестандартные идеи. На практике же такое получается крайне редко, как бы ни восхваляли его в своих отчётах адепты и популяризаторы этого метода.

Давайте разберёмся, почему так происходит.

Как должен работать мозговой штурм

Для начала познакомимся с теорией. Метод мозгового штурма предложил в конце 30-х гг. прошлого века копирайтер Алекс Осборн.

Bell Integrator , Москва, можно удалённо , От 120 000 до 250 000 ₽

Сам Осборн был в восторге от своего метода: «Количественные результаты коллективного мозгового штурма не подлежат сомнению. Одна группа предложила 45 идей по поводу продвижения бытового прибора, 56 идей — об организации кампании по сбору средств и 124 идеи о том, как увеличить объём продаж шерстяных одеял. В другом случае 15 групп работали над решением одной и той же проблемы методом мозгового штурма и предложили 800 идей».

Классический мозговой штурм состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи. Как известно, правильно сформулированная задача уже содержит часть ответа на поставленный вопрос. К сожалению, этому этапу часто уделяют мало внимания. Бывает так, что организатор мозгового штурма формулирует только общее направление предполагаемых рассуждений, чёткая постановка задачи отсутствует. При таком подходе и результаты получаются размытыми и нечёткими.

2. Генерация идей. Это, собственно, сам мозговой штурм. Участники предлагают свои идеи для решения поставленной проблемы. При этом они должны соблюдать следующие правила:

  • Нужно предложить как можно больше идей, их количество ничем не ограничено.
  • Запрещены критика и любая другая оценка (в том числе — положительная) идей, предложенных участниками.
  • Приветствуются необычные, нестандартные, даже абсурдные идеи.
  • Допускается комбинирование и развитие идей, предложенных участниками.

Об этих правилах — о некоторых из них или обо всех сразу — часто забывают организаторы штурма. Уже на первых минутах он из процесса быстрой генерации идей превращается в одно из следующих действий:

  • Обсуждение деталей какой-то наиболее удачной идеи.
  • Формулирование причин, по которым та или иная идея не может быть реализована.
  • Спор между участниками, отстаивание своих идей.

Все эти сценарии не имеют ничего общего с мозговым штурмом.

Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого.

3. Экспертное заключение. На этом этапе специальная комиссия или сами участники внимательно просматривают список идей, которые они нагенерировали в ходе второго этапа, пытаются их систематизировать, оценить и проанализировать.

Каждая идея должна оцениваться на основе строгих критериев и показателей, таких как трудозатратность, стоимость, надёжность и прочих. Тут не место личным предпочтениям — только строгий конкурс со строгими справедливыми правилами. Предполагается, что на этом этапе должен быть сформулирован окончательный вариант решения поставленной задачи. К сожалению, это происходит далеко не всегда.

Результат использования метода мозгового штурма

Идей много, но пользы может быть очень мало / Photo by Per Lööv on Unsplash

Часто строгие критерии уступают место личным предпочтениям. Например, выбирают идею самого харизматичного участника, который при её описании использовал более красочные выражения, чем остальные участники.

Получается, что «правильный» мозговой штурм совсем не похож на ток-шоу. Кажется, что если провести штурм по всем правилам, из него выйдет толк. Оставим на всех один переходящий микрофон, запретим критиковать чужие идеи, заставим сосредоточиться на выдумывании чего-то нового и необычного — и всё получится. Многие менеджеры и руководители до сих пор верят в эту теорию почти вековой давности. Но современные исследования показывают, что на практике всё не так замечательно.

Почему мозговой штурм не работает

В книге Сьюзан Кейн «Интроверты. Как использовать особенности своего характера» (я уже рассказывал об этой книге в статье о проблемах open space) приводится несколько примеров научных исследований, которые ставят под сомнение эффективность метода мозгового штурма.

Ещё в 1963 году профессору психологии университета штата Миннесота Марвину Даннетту пришла в голову мысль сравнить количество и качество идей, полученных в ходе мозгового штурма и в процессе индивидуального обдумывания. Эксперимент проводился в компании по производству стикеров 3M. В нём участвовали как учёные-исследователи компании, так и менеджеры по рекламе.

Профессор был убеждён, что менеджеры по рекламе как типичные экстраверты сгенерируют существенно больше полезных идей в ходе мозгового штурма. Насчёт учёных — в большинстве интровертов — у него были определённые сомнения.

Для эксперимента подобрали абстрактные задачи. Например, участники должны были ответить на вопрос, какие преимущества или трудности возникли бы у человека, родившегося с двумя большими пальцами руки.

Результаты этого эксперимента были вполне однозначными:

  • Участники генерировали больше идей в ходе самостоятельной работы.
  • Наиболее качественные идеи были предложены в ходе самостоятельной работы.
  • Менеджеры по рекламе показали во время групповой работы не лучшие результаты, чем ученые-исследователи, которых отнесли к числу интровертов.

После этого эксперимента разные группы учёных проводили свои исследования метода мозгового штурма. Самый главный результат этих исследований: эффективность процесса мозгового штурма снижается по мере увеличения численности группы. В пределе идеальное количество участников в группе — один.

Сьюзан Кейн перечисляет три основные причины провала коллективного мозгового штурма:

  1. Социальная леность. В то время, как один или несколько участников выполняют основную работу, остальные бездельничают.
  2. Блокировка продуктивности. В ходе офлайн-варианта мозгового штурма все одновременно говорить не могут: пока один говорит, остальные должны ждать своей очереди.
  3. Боязнь оценки. Несмотря на запрет критики, участники часто боятся сказать какую-то глупость и выглядеть дураками в глазах окружающих и начальства.

Последнее, пожалуй, самая существенная причина, которая заставляет участников хранить своё мнение при себе.

Когда мозговой штурм всё-таки работает

Справедливости ради, результаты исследований показывают, что если мозговой штурм проводится в онлайн-режиме, например, в виде чата, то всё происходит с точностью до наоборот: чем больше группа, тем лучше результат. Но всё встанет на свои места, когда мы осознаем, что «участие в онлайновой рабочей группе — это не что иное, как одна из форм самостоятельной работы».

Мы генерируем идеи в чате, воспринимая его как своего рода блокнот, в который мы вписываем мысли. Мы видим, что другие участники тоже генерируют свои идеи, можем их читать. Но если нам в голову пришла свежая оригинальная мысль, мы всегда можем абстрагироваться от происходящего в чате и спокойно её сформулировать. Нам не будут мешать другие участники, мы не будем слышать их голоса, ничто нас не будет отвлекать и сбивать с мысли. После этого мы можем вернуться в «общий поток», почитать, что написали другие участники — до следующего озарения. В офлайн-режиме мозгового штурма такое абстрагирование попросту невозможно.

Журналист Fast Company Ребекка Гринфилд подтверждает наблюдения по поводу того, как на самом деле проходят мозговые штурмы: «Во время мозгового штурма люди просто хватаются за первую подходящую идею, и всё обсуждение крутится вокруг нее. Кто-то говорит очевидную вещь, и ему достаётся вся слава, остальные стоят в сторонке». Как же решить эту проблему? Ребекка уверена, что «идеи не рождаются во время дискуссий, поэтому сначала нужно писать, а уж потом обсуждать». Да ведь это и есть онлайн-штурм в чате! Ребекка предлагает записывать все идеи на доске без упоминания имени автора, а затем всем вместе выбирать самые достойные из них и только после этого приступать к полемике.

Работайте в одиночку. Вы сможете создать наилучший продукт, только если будете работать одни. Не с помощниками. И не в команде.

Какие ещё есть проблемы у мозгового штурма

В разных публикациях всё больше учёных и руководителей делятся своими сомнениями по поводу эффективности мозгового штурма. Например, Кэвин Эштон, британский инженер, один из разработчиков технологии RFID, считает, что мозговой штурм не работает, поскольку идеи редко бывают оригинальными. «Попросите несколько независимых групп провести мозговой штурм на одну и ту же тему. Скорее всего, вы получите список примерно похожих идей». Хорошие идеи — на вес золота, они рождаются не из скачков, а из небольших шагов.

Действительно, всем известны примеры, когда хорошие идеи приходят после долгого размышления над проблемой — зачастую в «фоновом режиме». Методика мозгового штурма не предполагает никакого обдумывания и погружения в проблему. А это значит, что участники штурма предложат только поверхностные, очевидные способы решения проблемы.

Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.

В математике такое решение задачи называется нахождением локального максимума — об этом пишет в своей статье разработчик Андрей Лапин. Если ваша задача состоит в том, чтобы быстро найти приемлемое решение проблемы, то, пожалуй, мозговой штурм подойдёт. Впрочем, в этом случае, возможно, и не стоит устраивать столь сложное мероприятие — достаточно опросить экспертов. Если же ваша цель — найти самое эффективное решение проблемы, то потребуется длительное размышление.

Андрей приводит красивую аналогию с шахматами: «Есть блиц-турниры, где на размышление даётся по пять минут каждому игроку, и есть обычные турниры, где на размышление может даваться значительно больше времени. Блиц-турниры не блещут глубиной мышления, даже опытные игроки допускают в блиц-турнирах глупые ошибки. Мозговые штурмы напоминают как раз блиц-турниры, где глубины решения нет».

Также многие указывают на проблему конформизма участников. Профессор менеджмента Лоран Нордгрен заметил, что «идеи, высказанные в начале встречи, слишком сильно влияют на последующее обсуждение. Они задают стандарт, которому участники невольно пытаются соответствовать. Конформизм приводит к тому, что творческие решения, которые идут вразрез с начальными идеями, отвергаются».

Добавим, что существенное влияние на участников оказывает также должность и квалификация членов группы. Бывает так, что идея, высказанная опытным экспертом, принимается без возражений: «Зачем ещё что-то придумывать, если корифей уже высказал своё веское авторитетное мнение?» В некоторых коллективах бывает и так, что подчинённые не хотят или не осмеливаются спорить с начальником, высказавшим свою идею.

Почему мозговой штурм до сих пор используют

Организационный психолог Адриан Фернхем высказался по поводу мозгового штурма вполне однозначно: «Научные доказательства говорят о том, что бизнесмены, применяющие коллективный мозговой штурм, поступают неразумно. Если у вас есть талантливые люди, заинтересованные в успехе своей работы, их следует поощрять к самостоятельной работе, при условии, что творчество или эффективность имеет для вас наивысший приоритет».

Так почему же мозговой штурм до сих пор остаётся таким популярным? Сьюзан Кейн предполагает, что «этот процесс вызывает у людей чувство сопричастности». Действительно, многие руководители воспринимают мозговой штурм как своего рода тимбилдинговое мероприятие. Но это определение никак не влияет на его эффективность в качестве инструмента для творчества и решения задач.

Кроме того, возникает впечатление, что многие руководители просто не дают себе труда задуматься об эффективности используемой ими методики. Их научили в бизнес-школе методике мозгового штурма и с тех пор они считают её действенной и эффективной — ведь так написано в учебнике.

Источник