Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России

Манифест 17 октября 1905 года

Высочайший манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» — закон, который создавал в России законодательный орган — Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом. По решению Манифеста, главная задача Думы заключалась в «контроле» за правовым полем страны, поскольку любой закон вступал в силу только после одобрения его большинством в Думе.

Манифест от 17 октяря 1905

Предыстория

Начиная с января 1905 года, в России началась первая русская революция. С каждым месяцем революция становилась всё сильнее, и власть была вынуждена идти на уступки населению, чтобы сдержать натиск. Первая попытка удовлетворить народные массы — попытка создания Булыгинской Государственной Думы. Фактически это было копия манифеста от 17 октября за одним только исключением: Государственная Дума была не законодательной, а законосовещательной. Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года. Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью.

Положения манифеста

Манифест Николая 2 от 17 октяря 1905

Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие:

  • Дарование России политических прав и свобод.
  • Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа.
  • Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой

Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.

Закон о выборах в первую Госдуму

Всего создавалось 4 курии:

  • Городская. 1 выборщик на 4 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Землевладельческая. 1 выборщик на 2 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Рабочая. 1 выборщик на 90 тыс человек. Выборы трехступенчатые.
  • Крестьянская. 1 выборщик на 30 тыс человек. Выборы четырехступенчатые.

Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы.

Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. В этот орган власти 50% депутатов избирались, а 50% назначались Императором. При этом не менее 2/3 состава Верховной Палаты должны были быть помещиками.

Реакция общественности

Главный итог и главная позитивная реакция от Манифеста 17 октября 1905 года связаны с расколом антиправительственного лагеря на 3 группы:

  • Либеральная буржуазия — «Цели революции достигнуты, а значит, революция должна быть закончена».
  • Меньшевики — «Локальные задачи революции решены, но Россия еще не готова к построению социализма, а значит революцию нужно останавливать».
  • Большевики — «Правительство показало, что оно колеблется, а значит настало время его добить и изменить форму власть в стране».

Раскол в антиправительственного лагере получился достаточно сильным, поэтому дальнейшее развитие революции было хаотичным и малоэффективным, и после Манифеста октября 1905 революция пошла на спад.

Значение манифеста 17 октября

Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?

Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях. Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению.

Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу — 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну.

Выборы в первую Государственную Думу

Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение? Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя.

Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку:

  • У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы.
  • Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.
  • У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу.

Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя.

Читайте также:  Финансы и кредит Тема 17 Кредитная система Тест для самопроверки

Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге. Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге.

Источник



Манифест 17 октября 1905 года: текст, причины, последствия

Манифест 17 октября 1905 года открывает одну из важнейших страниц в истории России. Это важнейший документ конституционного характера. В этой статье мы его кратко охарактеризуем, а также в конце мы привели полный текст документа. Выдержки его могут встречаться ЕГЭ по истории.

Предпосылки

Важно понимать, что в истории ничто не происходит просто так. У любого события есть предпосылки, причины, повод, ход событий и последствия. Подробнее об этом узнайте здесь.

Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина.

Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.

Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.

Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.

Вот, например, современник А.А. Маслов писал:

«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»

Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.

Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.

Вот слова С.Ю. Витте:

«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»

Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.

Суть документа

Вот его основные положения:

  1. Манифест провозглашал в России демократические свободы: право на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности. Это было актуально ввиду, например, еврейских погромов, которые устраивали черносотенцы.
  2. Документ заложил основы (хоть и зыбкие) российского парламентаризма — предусматривал введение Государственной думы, которая бы имела права принимать законы, и без чьей бы воли ни один закон империи не был принят.
  3. Вместе с тем, документ заложил основы и российского конституционализма, поскольку декларирование законодательной власти парламента — есть ограничение власти монарха. Конечно, в реальности, этого не произошло из-за Третьеиюньского переворота 1907 года.

Последствия

В России, благодаря Манифесту, открылась историческая альтернатива реального ограничения царской власти и превращения России в парламентскую монархию. Это бы вызвало начало диалогу между властью и обществом, и кто знает, может быть и не было бы Февральской революции, а затем и Октябрьской в 1917 году.

А значит не было бы и фашизма, который был реакцией на победы коммунизма в России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Манифест — в России был дан сверху властью, которая сама себя никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит.

Вместе с тем, сразу после издания документа, в России стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября (октябристы), Партия народной свободы (кадеты) и пр. Таким образом, Манифест заложил основы российской партийной системы — изначально как многопартийную.

Манифест изменил саму структуру органов власти в России, введя в России Государственную думу как законодательный орган власти. Плюс в России изменилась и форма власти: сформировалась дуалистическая монархия, для которой характерно сосуществование власти монарха и парламента, при лидерстве первой.

Такого значение документа и его последствия. Жаль, что эта историческая альтернатива так и не реализовалась.

Текст

17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих

местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы
нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те
классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного
участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Читайте также:  Тест с ответами 8220 Система счисления 8221

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. Источник

Источник

Манифест 17 октября 1905 года: положения и последствия

Законодательный акт, или Манифест 17 октября 1905 года, который был разработан правительством и подписан императором Николаем II, до сих пор вызывает споры.

Почему создан Манифест?

Начало ХХ века было бурным и малопредсказуемым благодаря серьезным переменам в государстве и обществе. Экономика страны из-за отмены крепостного права потеряла бесплатную рабочую силу. С другой стороны — неквалифицированный труд крепостных не позволил бы быстро перестроиться на промышленное производство и рыночное хозяйство. Экономика рушилась на глазах. Из процветающего государства под очень слабым руководством императора Николая II Россия становилась зависимой от внешнего долга, голодающей страной. Народ вышел на улицы. Небольшие бунты набирали силу, постепенно становились похожими на настоящие революционные выступления. «Кровавое воскресенье» стало толчком к массовым протестам, которые стали контролировать и готовить активисты оппозиции. Впервые во время октябрьских выступлений стали звучать призывы к свержению самодержавной власти императора. Требовались решительные действия властей. В таких условиях был разработан Манифест 17 октября 1905.

Реакция царя и правительства на массовые выступления

Более двух миллионов человек бастовало в октябре, во время пика народных вооруженных выступлений. Сначала применялись силовые методы против революционеров, потом прокатилась волна царских взаимоисключающих указов, которые еще больше разозлили народные массы. Народ был тогда еще более бесправным, чем при крепостном праве, и лишенным любой возможности выразить свои пожелания, быть услышанным. Еще в мае 1905 года была попытка ограничить власть императора и разделить его полномочия с Думой. Царь не подписал этот документ. Под давлением революционных событий и Николаю II, и правительству Витте пришлось вернуться к этому документу. Прекратить погромы, кровопролития, массовые выступления император и правительство решили с помощью Манифеста, который составил Витте С.Ю., а подписал Николай II.

Значение манифеста 17 октября 1905 огромно — именно ему Россия обязана первым значительным изменением государственного устройства, которое самодержавие заменило конституционной монархией.

О чем говорил исторический документ?

Документ, известный в истории как «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», подписанный 17 октября 1905 г. российским самодержцем Николаем II, должен был принести государству положительные перемены. Манифест 17 октября 1905 даровал:

  • Разрешение на свободу совести, слова, союзов и собраний, что сразу же породило множество политических течений и протестующих объединений.
  • Допуск к выборам различных слоев населения, независимо от сословной принадлежности и материального состояния, что стало началом развития демократического общества.
  • Обязательное утверждение Государственной Думой различных законов, издаваемых в государстве. Император с этого момента переставал быть единоличным управителем и законодателем России, так как его власть контролировалась Думой.

Однако Манифест 17 октября 1905, содержание которого было прогрессивным для начала ХХ века, не изменил коренным образом ситуацию в стране.

Итоговые нововведения октябрьского законодательного акта

Именно Манифест 17 октября 1905 смог приостановить на время революционное движение, но российскому обществу вскоре стало ясно, что это косточка, брошенная голодным. Фактических изменений не последовало. Они были только на бумаге. Появление законодательного современного органа, который должен был интересоваться мнением народа, понижение роли императора в законотворчестве и определенные свободы дали возможность организовать огромное количество оппозиционных течений и партий.

Но несогласованность действий и партийных приоритетов, множество идеологических призывов о различных предполагаемых направлениях в преодолении экономического кризиса по-прежнему тянули страну вниз. Николай II оставил за собой право роспуска Думы, поэтому провозглашенный Манифест 17 октября 1905 и его идеи не получили нужного развития, а лишь сделали ситуацию еще более неуправляемой.

Исторические последствия

Благодаря сохранившейся переписке Николая II и дневникам очевидцев многие события стали нам известны. После того как был подписан Манифест 17 октября 1905, С.Ю. Витте проявил бездействие, правительство не смогло нормализовать ситуацию в стране. Была создана ситуация обычной борьбы за место под солнцем. Выступления поражали красноречием, но не содержали решения выхода из кризиса. Но главное – никто не хотел взять на себя полную ответственность за дальнейшие действия по управлению страной, законодательные изменения и эффективные экономические реформы. Принцип критики действий императора в кулуарах и на балах без принципиального решения проблемы стал привычным. Лидерскими качествами, которые позволили бы прекратить кризис, никто не обладал. Вековые традиции самодержавия не создали на том этапе личность, способную заменить императора хотя бы частично.

Действия правительства и С.Ю. Витте

Витте, которому пришлось отдавать приказы о расстрелах демонстрантов вместо провозглашения демократических реформ, желал крови всех революционеров, и вместо внесения положительных предложений в пользу государства превращался в палача. Но как бы ни называли Манифест 17 октября 1905, этот документ стал переломным в истории государственного устройства и многовековых традиций России. Действия императора трудно оценивать однозначно.

Манифест 17 октября 1905 года сыграл значительную роль в истории как единственный способ восстановить стабильность в государстве и обеспечить низшему сословию минимальные гражданские права.

Источник

МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905

МАНИФЕ́СТ 17 ОКТЯБРЯ́ 1905 («Вы­со­чай­ший Ма­ни­фест об усо­вер­шен­ст­во­ва­нии го­су­дар­ст­вен­но­го по­ряд­ка»), акт кон­сти­ту­ци­он­но­го зна­че­ния, по­ло­жив­ший на­ча­ло [на­ря­ду с Ма­ни­фе­стом Ни­ко­лая II от 6(19).8.1905 о со­зы­ве за­ко­но­со­ве­ща­тель­ной Гос. ду­мы] ста­нов­ле­нию в Рос. им­пе­рии кон­сти­ту­ци­он­но-мо­нар­хич. гос. строя, фор­ми­ро­ва­нию в стра­не пар­ла­мен­та­риз­ма и мно­го­пар­тий­ной сис­те­мы. Под­пи­сан имп. Ни­ко­ла­ем II 17(30).10.1905 в Пе­тер­го­фе в раз­гар Ок­тябрь­ской все­об­щей по­ли­ти­че­ской стач­ки 1905 в хо­де Ре­во­лю­ции 1905–07. Поя­вил­ся в ре­зуль­та­те уси­лий пред. К-та ми­ни­ст­ров С. Ю. Вит­те, счи­тав­ше­го, что по­дав­ле­ние ре­во­лю­ции не­воз­мож­но без под­держ­ки уме­рен­ной час­ти об­ще­ст­ва, вве­де­ния по­ли­тич. и гражд. прав и сво­бод и от­ка­за от не­ог­ра­нич. са­мо­дер­жа­вия. 9(22).10.1905 Вит­те пред­ста­вил Ни­ко­лаю II за­пис­ку с из­ло­же­ни­ем со­от­вет­ст­вую­щей про­грам­мы (её со­ста­вил и. о. управ­ляю­ще­го де­ла­ми К-та ми­ни­ст­ров Н. И. Ву­ич), в ко­торой бли­жай­шей за­да­чей пра­ви­тель­ства объ­яв­ля­лось вве­де­ние ещё до со­зы­ва Гос. ду­мы осн. эле­мен­тов пра­во­во­го строя. Среди них – сво­бо­да пе­ча­ти, со­вес­ти, со­б­ра­ний, сою­зов и лич­ной не­при­кос­но­вен­но­сти; урав­не­ние пе­ред за­ко­ном всех рос. под­дан­ных не­за­ви­си­мо от ве­ро­ис­по­ве­да­ния и на­цио­наль­но­сти; от­ме­на «ис­клю­чи­тель­ных по­ло­же­ний» (име­лось в ви­ду пре­ж­де все­го По­ло­же­ние об уси­лен­ной или чрез­вы­ча­ной ох­ра­не в от­дель­ных ме­ст­но­стях); от­каз от ре­прес­сив­ных мер про­тив лиц, «яв­но не уг­ро­жаю­щих об­ще­ст­ву и го­су­дар­ст­ву»; соз­да­ние уч­ре­ж­де­ний и за­ко­но­дат. норм, ко­то­рые да­ва­ли бы га­ран­тию в «не­отъ­ем­ле­мо­сти да­ро­ван­ных благ граж­дан­ской сво­бо­ды». Пред­ла­га­лось соз­дать объ­е­ди­нён­ное пра­ви­тель­ст­во, ко­то­рое долж­но бы­ло не вме­ши­вать­ся в вы­бо­ры в Гос. ду­му и со­труд­ни­чать с ней (ес­ли ре­ше­ния Ду­мы «не бу­дут ко­рен­ным об­ра­зом рас­хо­дить­ся с ве­ли­чи­ем Рос­сии»), а так­же пре­об­ра­зо­вать Гос. со­вет «на на­ча­лах вид­но­го уча­стия в нём вы­бор­ных эле­мен­тов». Эти пред­ло­же­ния по по­ру­че­нию Ни­ко­лая II бы­ли оформ­ле­ны в ви­де императорского Ма­ни­фе­ста (про­ект под­го­тов­лен кн. А. Д. Обо­лен­ским при уча­стии Вуи­ча). 15(28) окт. он был пред­став­лен Вит­те Ни­ко­лаю II в при­сут­ст­вии вел. кн. Ни­ко­лая Ни­ко­лае­ви­ча Младшего, при­знав­ше­го, что дос­та­точ­но­го чис­ла на­дёж­ных войск для по­дав­ле­ния ре­во­лю­ции нет, а так­же ми­ни­ст­ра Имп. дво­ра ба­ро­на В. Б. Фре­де­рик­са и чле­на Гос. со­ве­та, ген. от инф. О. Б. Рих­те­ра. Не­смот­ря на на­ли­чие ещё двух аль­тер­на­тив­ных про­ек­тов Ма­ни­фе­ста, спеш­но со­став­лен­ных чле­на­ми Гос. со­ве­та И. Л. Го­ре­мы­ки­ным и А. А. Буд­бер­гом, был под­пи­сан Ма­ни­фест, под­го­тов­лен­ный под рук. Вит­те.

Читайте также:  Викторина quot Рюриковичи правители земли русской quot

Ма­ни­фе­стом пред­пи­сы­ва­лось объ­е­ди­нить дея­тель­ность центр. ве­домств в со­ста­ве еди­но­го пра­ви­тель­ст­ва; ему по­ру­ча­лось пре­дос­та­вить на­се­ле­нию «не­зыб­ле­мые ос­но­вы гра­ж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­ст­ви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти лич­но­сти, сво­бо­ды со­вес­ти, сло­ва, со­б­ра­ний и сою­зов» и обес­пе­чить пред­ста­ви­тель­ст­во в бу­ду­щей Гос. ду­ме («в ме­ре воз­мож­но­сти, со­от­вет­ст­вую­щей крат­ко­сти ос­таю­ще­го­ся до со­зы­ва Ду­мы сро­ка») тех сло­ёв на­се­ле­ния, ко­то­рые по по­ло­же­нию о вы­бо­рах в «Бу­лы­гин­скую ду­му» бы­ли ли­ше­ны из­би­рат. прав. Манифестом также ус­та­нав­ли­ва­лось, что ни один за­кон не мо­жет всту­пить в си­лу без одоб­ре­ния Гос. ду­мы, про­воз­гла­ша­лась воз­мож­ность уча­стия на­род­ных пред­ста­ви­те­лей «в над­зо­ре за за­ко­но­мер­но­стью дей­ст­вий… вла­стей». Одновременно опубликован Вы­со­чай­ше ут­вер­ждён­ный док­лад Вит­те, под­го­тов­лен­ный на ос­но­ве его за­пис­ки от 9(22).10.1905.

По­сле об­на­ро­до­ва­ния плана реформ во мно­гих го­ро­дах со­стоя­лись ма­ни­фе­ста­ции в его под­держ­ку. В то же вре­мя чер­но­со­тен­ные эле­мен­ты, рас­смат­ри­вав­шие Ма­ни­фест как не­нуж­ную ус­туп­ку ре­во­лю­ции, в те­че­ние двух не­дель по­сле его под­пи­са­ния про­ве­ли бо­лее чем в 100 го­ро­дах по­гро­мы и из­бие­ния ев­ре­ев, сту­ден­тов и пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции, ко­то­рых счи­та­ли глав­ной дви­жу­щей си­лой ре­во­лю­ции и от­вет­ст­вен­ны­ми за ог­ра­ни­че­ние са­мо­дер­жа­вия (все­го бы­ло уби­то до 4 тыс. чел.). Ле­во­ра­ди­каль­ные си­лы рас­це­ни­ли Ма­ни­фест как вы­ну­ж­ден­ный по­ли­тич. ма­нёвр пра­ви­тель­ст­ва и сви­де­тель­ст­во его сла­бо­сти и про­дол­жи­ли ре­во­люц. борь­бу. Од­на­ко Ма­ни­фест спо­соб­ст­во­вал пре­кра­ще­нию все­об­щей стач­ки, ко­то­рая в боль­шин­ст­ве ме­ст­но­стей и на же­лез­ных до­ро­гах к 25.10(7.11).1905 окон­чи­лась.

Во ис­пол­не­ние Ма­ни­фе­ста в 1905–06 при­нят ряд важ­ных за­ко­но­дат. ак­тов. Ука­зом «О ме­рах к ук­ре­п­ле­нию един­ст­ва в дея­тель­но­сти ми­ни­стерств и глав­ных управ­ле­ний» от 19.10(1.11).1905 Со­вет ми­ни­ст­ров был пре­об­ра­зо­ван в выс­ший ор­ган ис­пол­нит. вла­сти (его пред­се­да­те­лем то­гда же на­зна­чен С. Ю. Вит­те). 21.10(3.11).1905 из­дан указ об ам­ни­с­тии всех по­ли­тич. за­клю­чён­ных, со­вер­шив­ших пре­сту­п­ле­ния до 17(30).10.1905 (часть ос­во­бо­ж­де­на, сро­ки на­ка­за­ния др. за­клю­чён­ных умень­ше­ны, смерт­ные при­го­во­ры за­ме­не­ны 15 го­да­ми ка­тор­ги). Вре­мен­ны­ми пра­ви­ла­ми о пе­ча­ти 1905–06 пол­но­стью от­ме­не­ны пред­ва­рит. цен­зу­ра и не­ко­то­рые др. цен­зур­ные ог­ра­ни­че­ния. Су­ще­ст­вен­но рас­ши­рен круг из­би­ра­те­лей Гос. ду­мы [указ «Об из­ме­не­нии По­ло­же­ния о вы­бо­рах в Гос. ду­му» от 11(24).12.1905], по­ло­ви­на чле­нов Гос. со­ве­та ста­ла из­би­рать­ся от разл. кор­по­ра­ций, Ду­ме и Гос. со­ве­ту бы­ли пре­дос­тав­ле­ны за­ко­но­дат. пра­ва, и фак­ти­че­ски они ста­но­ви­лись ниж­ней и верх­ней па­ла­та­ми рос. пар­ла­мен­та [из­дан­ные 20.2(5.3).1906 Ма­ни­фест «О из­ме­не­нии Уч­ре­ж­де­ния Гос. со­ве­та и о пе­ре­смот­ре Уч­ре­ж­де­ния Гос. ду­мы», указ «О пе­ре­уст­рой­ст­ве Уч­ре­ж­де­ния Гос. со­ве­та», «Уч­ре­ж­де­ние Гос. ду­мы»]. «Вре­мен­ные пра­ви­ла об об­ще­ст­вах и сою­зах» от 4(17).3.1906 об­лег­чи­ли соз­да­ние об­ществ. ор­га­ни­за­ций и сде­ла­ли воз­мож­ным су­ще­ст­во­ва­ние ле­галь­ных по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний, про­грамм­ные тре­бо­ва­ния ко­то­рых не про­ти­во­ре­чи­ли ос­но­вам об­ществ.-по­ли­тич. уст­рой­ст­ва Рос. им­пе­рии. Ре­фор­ма гос. строя за­вер­ши­лась вы­бо­ра­ми в Гос. ду­му и от­кры­ти­ем её за­се­да­ний [27.4(10.5).1906], а так­же при­ня­ти­ем на­ка­ну­не со­зы­ва Гос. ду­мы Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нов 1906, ко­то­рые при­ня­то счи­тать пер­вой рос. кон­сти­ту­ци­ей.

Источник

Манифест 17 октября

Высочайший Манифест Об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 октября (30 октября) 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Содержание

Манифест

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ Божией милостью МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим верноподданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи НАШЕЙ великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце НАШЕ. Благо Российского ГОСУДАРЯ неразрывно с благом народным и печаль народная ЕГО печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы НАШЕЙ.

Великий обет Царского служения повелевает НАМ всеми силами разума и власти НАШЕЙ стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, МЫ, для успешного выполнения общих намечаемых НАМИ к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность Правительства возлагаем МЫ выполнение непреклонной НАШЕЙ воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив этим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выбранным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от НАС властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению этой неслыханной смуты и вместе с НАМИ напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе в 17 день Октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же НАШЕГО в одиннадцатое [1] .

Историческое значение

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905 [2] , учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

Либеральная общественность встретила манифест ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.

Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. [3] В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч. [4]

Источник