Насколько конституционны поправки в Конституцию Мнение юриста

Насколько конституционны поправки в Конституцию? Мнение юриста

11 марта 2020 года Государственная Дума РФ одобрила законопроект о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», в тот же день его одобрил Совет Федерации.

Затем закон поддержали законодательные органы всех регионов России, а 14 марта его подписал Президент. И закон в связи с запросом Президента поступил в Конституционный Суд РФ для дачи заключения. После чего закон выносят на общероссийское голосование.

Конституционный суд РФ должен
был дать заключение о соответствии новых изменений Конституции, а именно положениям глав 1, 2 и
9 Конституции Российской Федерации, а также о соответствии Конституции порядка
вступления в силу таких изменений.

На что Конституционный суд РФ
16 марта 2020 года ответил, что да, соответствуют. Но если бы Конституционный
суд выявил несоответствия, то изменения не вступили бы в силу и общероссийское
голосование не проводилось бы.

Давая свое заключение,
Конституционный суд РФ в своих разъяснениях во многом конечно, формально, прав,
и как обычно, изложенное им красиво и грамотно, но есть один важный момент, как
читать данные новые изменения, что под ними подразумевать и что они несут за
собой.

Ведь данное заключение не
толкование Конституционного суда РФ о содержании, которое затем можно
применять, а заключение о законности принятия такого акта.

Самое интересное состоит в том,
что Конституционный суд РФ с в своем заключении подробно останавливался именно
на тех моментах, которые бросаются в глаза, которые являются спорными, вызывают
вопросы и могут иметь несколько значений. Но Конституционный суд РФ подвел их к
нужному объяснению и нужной законности.

О чем идет речь, давайте
повнимательнее посмотрим на некоторые новые положения, которые вносятся в
Конституцию РФ.

Но сначала немного о том, как
они вносятся эти новые положения.

Конституционный
суд РФ должен был определить не противоречат ли новые изменения основным
положениям Конституции (главам 1,2, 9), которые говорят о следующем:

Глава 1 Конституции РФ определяет основополагающие принципы – Основы конституционного строя. Глава 2 – закрепляет Права и свободы человека и гражданина. Глава 9- определяет правила пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Согласно
этим правилам «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и
гражданина» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (Гл. 1,2), т.е. не
могут быть пересмотрены в том порядке, в котором принимается нынешний Закон о
поправке.

Для
пересмотра основополагающих глав (Гл. 1, 2) должно быть созвано Конституционное
собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации,
либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации… В таком
случае при проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации
считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей,
принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более
половины избирателей (ст. 135 Конституции РФ).

Данный
порядок гарантирует стабильность Конституции, конституционного строя, развития
общества, обеспечивает законность, уважение к Основному закону, соответствие
тому, что Конституционный суд РФ в своем Заключении о поправках назвал
«общепризнанные демократические стандарты народного волеизъявления».

Но
для одобрения нового Закона о поправке, что установлено в самом Законе о
поправке при проведении общероссийского голосования необходимо, чтобы за
изменения проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших
участие в общероссийском голосовании. Т.е. не важно сколько избирателей примет
участие в голосовании за поправки, 5 или все, необходимо, чтобы «за»
проголосовало более половины. Этого будет достаточно для одобрения.

И формально Конституционный суд
прав, указав на то, что это правомерно и этого достаточно, так как речь идет о
внесении поправок в Конституцию (ст. 136 Конституции РФ), а не о принятии
Основного Закона. И тем более общероссийское голосование вообще не
предусмотрено в Конституции для внесения поправок в нее. Это некий механизм
формальной легитимации.

Но
фактически не происходит ли пересмотр Основного закона, несмотря на то, что
изменения не вносятся в основные главы Конституции!?

Обратимся к некоторым важным изменениям, вносимым Законом о поправке в Конституцию РФ.

Одно из первых, что бросается в
глаза, даже, если человек не юрист, это новая статья 67′, а именно ч. 2 ст.
67′, в которой хоть и говорится о территориальном единстве, и, следовательно,
формально ничего не нарушается, но при этом в текст Конституции включается
следующее:

«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство»

Указание в данном положении на тысячелетнюю историю, память предков, веру в
Бога и сохранение преемственности в развитии,
прямо нам не говорит о
приоритете одной религии, но дает четкое понимание, что речь идет о
православии, как преобладающей религии предков. При этом толкование положению
можно дать разное.

И данное новое изменение явно
вступает в противоречие со ст. 14 Главы 1 Основ конституционного строя
Конституции РФ, которой устанавливается, что «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
И возникает
вопрос, как будет реализовываться право человека и гражданина согласно ст. 28
Главы 2 Конституции РФ, в которой установлено, что «каждому гарантируется
свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать
индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать
никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения
и действовать в соответствии с ними».

Новой частью 2 ст. 67’ фактически
задается иная тенденция в понимании свободы вероисповедания и изменяется один
из основополагающих принципов и прав. Устанавливается неравенство прав в
зависимости от вероисповедания.

Но Конституционный суд РФ,
который почему – то все же заостряет на этом положении отдельное внимание,
указывает, что такое положение является конституционным поскольку не означает отказа от светского характера
Российского государства
и по своей
формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет
наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации
призвано лишь подчеркнуть необходимость
учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой
социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в
становлении и развитии российской государственности
.

Тогда возникает вопрос, если все
остается как прежде, для чего данное положение вносится в Конституцию РФ.
Конституционный суд указывает, что для необходимости
учета при осуществлении государственной политики.
Таким образом все же
получается, что это одна из базовых установок, если при осуществлении
государственной политики должна учитываться религиозная составляющая.

И хотя мне как православному
человеку не о чем волноваться в этой части, так как мое право не нарушается, но
как юрист я не могу не отметить, что данный вопрос затрагивает основополагающие
конституционные принципы и связан с изменениями, которые должны проводится не
просто поправкой, завуалированной в другой главе, а пересмотром Конституции,
как установлено в ней для такого рода изменений.

Еще одно изменение.

В главу 3 Конституции РФ включается новое положение о том, что «На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом» (дополнение ст. 67 части 1 Конституции).

Возникает вопрос, могу ли я на
общероссийском голосовании как гражданин РФ одобрить такое новое положение в
Конституции, если я не понимаю и не знаю, что подразумевается под федеральными
территориями, каков будет их статус, и каким образом на них будет организована публичная
власть, что также не предусмотрено Конституцией РФ, и будет определено только
потом федеральным законом.

Данное положение фактически
вступает в противоречие со ст. 5 (часть 1) Главы 1 Основ конституционного строя
Конституции РФ, в которой говориться, что «Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской
Федерации».
В данной статье не определены иные территориальные единицы.

Сама статья 67 в той же части 1
содержит положение о том, что «Территория Российской Федерации включает в себя
территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное
пространство над ними».

Поэтому понять, что
подразумевается под федеральными территориями невозможно, и каким образом они
будут управляться тоже не известно. И насколько это может соответствовать
основам конституционного строя о федеративном государстве, когда в основах
ничего не говорится о федеральных территориях, на данном этапе непонятно.

Конституционный суд РФ на это
только указывает, что «создание
федеральных территорий по своему буквальному смыслу не предполагает возможности
образования федеральных территорий с приданием им статуса, равного статусу
субъектов Российской Федерации, и не может расцениваться как противоречащее Конституции
Российской Федерации».
Формально Конституционный суд прав.

Но фактически понятно, что
данные территории будут иметь особый статус и отдельное управление, что на
данный момент не раскрывается. Следовательно, данное положение входит в
противоречие со ст. 1 и 5 Главы 1 Основ конституционного строя, и не может быть
принято простой поправкой, тем более без разъяснения содержания, так как это
является неконституционным и нарушающим наши права.

В Главу 3 вносятся также такие положения, как о «защите исторической правды», «о государственном языке Российской Федерации – русском языке как языке государствообразующего народа», «о принятии Российской Федерацией мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства».

Мне как русскому человеку,
уважающему историю своего государства, данные положения являются понятными и
естественными, само собой разумеющимися, но для чего их тогда включать в
Конституцию РФ, включать юридически и поспешным образом, и когда
Конституционный суд при этом подчеркивает неполитический характер данных
положений, выделяя их. При таких обстоятельствах, кроме непонимания, недоверия
и вопросов данные новые положения ничего не несут. А, следовательно, не могут
быть одобрены.

При этом статьей 3 Главы 1
Основ конституционного строя Конституции установлено, что «Носителем
суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ», ч. 2 ст. 19 Главы 2 Конституции определено, что «Государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности».

Чтобы принять и одобрить новые
изменения они должны быть понятны и не должны вступать в противоречия с
Основными принципами и правами человека и гражданина, но данные изменения, вне
зависимости, что разъяснил Конституционный суд, порождают вопросы, споры,
противоречия, а также иное толкование, исходя из существующей политической
ситуации.

В Главу 3 в ст. 79 вводится новое положение о том, что «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.» А толкование данных решений будет осуществлять Конституционный суд РФ.

На что Конституционный Суд РФ
уже стандартно для данного заключения ответил, что «Приведенные положения, как
это прямо следует из их формулировок, не предполагают отказа Российской
Федерации от соблюдения самих международных договоров и выполнения своих
международных обязательств».

И, конечно, Конституционный суд
прав в том, что он написал. Но почему же опять в глаза бросается это положение,
а суд отдельно его комментирует.

А происходит это в виду
следующего, что согласно основам конституционного строя (ч. 4 ст. 15 глава 1
Конституции РФ) установлено, что «Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора.» Т.е. установлен приоритет международного
договора.

Исходя из данных положений, все
же следует, что фактически новые изменения о международных договорах вступают в
противоречие и дают возможность иного применения ч. 4 ст.15 Конституции РФ, при
котором не будет соблюдаться приоритет международного договора, на основании
которого может быть принято Решение межгосударственных органов.

Читайте также:  Вопросы для установления контакта с покупателем примеры

Следовательно, изменяется
основополагающий конституционный принцип через новый механизм реализации,
который ничего не нарушает, но результат может быть совершенно иной. И возможно
с точки зрения защиты суверенитета нашего государства это и не плохо. Но это
неконституционно, и должно приниматься иным конституционно установленным
способом.

Хотя Конституционный суд и
объясняет, что «Данный механизм предназначен не для утверждения отказа от
исполнения международных договоров и основанных на них решений, а для выработки
конституционно приемлемого способа исполнения таких решений Российской
Федерацией». Что на это можно сказать — грамотно. Хотя с фактической точки
зрения данное новое положение неконституционно, какое объяснение ему не давай.

Также в Конституцию РФ в Главу 3 вносятся такие социальные дополнения и, как сказал Конституционный суд, «уточнения», как «защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях».

«Также, что Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает
защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не
менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по
Российской Федерации. В Российской Федерации формируется система пенсионного
обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и
солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование.»

Данные дополнения безусловно
важны и являются положительным направлением развития государства и общества,
тем более закрепление их в Основном законе. Но данные дополнения представляют
собой, в то же время гарантии государства, как социального государства, и
раскрывают социальные права и свободы человека и гражданина.

Следовательно, данные положения,
чтобы иметь реальную силу, и безусловную стабильность, чтобы государство их
гарантировано исполняло и соблюдало, должны быть изложены в первых главах
Конституции РФ в основах конституционного строя и в права человека и
гражданина. А так фактически они имеют декларативный характер, хотя
Конституционный суд и указывает, что «данные изменения, закрепляющие
(уточняющие) конституционные правомочия и функции государства, по своему
содержанию представляют собой дополнительные гарантии реализации конституционных
прав и свобод, корреспондируют вытекающим из нее принципам справедливости,
юридического равенства и социального государства». Несмотря на это, для того,
чтобы быть гарантиями, они должны быть указаны в соответствующих первых главах
Конституции РФ, куда изменения Законом о поправке не вносятся, а так они
изложены в главе «Федеративное устройство».

Таким образом, рассмотрение
части основополагающих поправок к Конституции, которые затрагивают основы
конституционного строя и права и свободы человека и гражданина, показало,
что фактически данные изменения вступают
в противоречия с установленными Конституцией РФ основополагающими принципами, в
связи с чем порождают вопросы и недоверие к ним. Все указанные изменения должны
были проводится в ином порядке, предусмотренном для принятия таких изменений.
Такие изменения во многом важны, и необходимы, но способ их внесения,
изложения, противоречивость, возникающие вопросы и объяснение их
Конституционным судом РФ, не дают ощущение стабильности, законности, защищенности
и надежности, то, что должен нести в себе Основной закон.

Источник

Разбираемся в конституционных поправках

22 апреля на голосование по поправкам в Конституцию пришли бы больше половины имеющих право голоса, а за их принятие высказались бы 67–68% участников – таковы прогнозы экспертов ВЦИОМ. А вы поддерживаете предложенные конституционные изменения?

Разбираемся в конституционных поправках

22 апреля ВЦИОМ опубликовал данные исследования о намерении россиян принять участие в голосовании по поправкам в Конституцию. Эксперты центра предполагают, что если бы голосование состоялось в ближайшие дни, то в нем приняли бы участие 52–54% имеющих право голоса. За принятие поправок высказались бы 67–68% участников, против – 27–30%.

25 марта во время обращения к нации Владимир Путин объявил о переносе дня общероссийского голосования по поправкам в Конституцию с 22 апреля. Решение о назначении новой даты будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране. В день голосования людям предстоит ответить на вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?»

Как пройдет голосование?

Процедура внесения поправок в Основной закон урегулирована в гл. 9 Конституции и специальном федеральном законе 1998 г. 1 Если строго следовать ей, участие граждан предполагается лишь в одном случае – когда меняются основополагающие положения Конституции: о конституционном строе (демократия, правовое государство, федерализм, разделение властей, светское государство и др.), о правах граждан (личных, политических, экономических, социальных, культурных) и о способах изменения Конституции. В этом случае нужно принимать Основной закон заново. Один из возможных способов принятия – референдум.

Закон о поправке, который выносится на общероссийское голосование, формально всего этого не касается. Но разработчики посчитали правильным узнать мнение граждан. Без этого ни одно новшество не вступит в силу – гласит Закон. Так косвенным образом подтверждается их принципиальная важность. Вместе с тем референдумом данное голосование не является, поскольку проводится не по правилам Закона «О референдуме Российской Федерации» 2 , а по упрощенной схеме и без твердых гарантий предотвращения возможных нарушений.

Как сильно изменится Конституция?

Изменения планируется ввести Законом о конституционной поправке 3 , одобренным палатами Федерального Собрания и региональными парламентами, а также Конституционным Судом РФ в середине марта. Несмотря на название, упоминающее о поправке в единственном числе, закон содержит не одно и не два изменения. Корректируются главы Конституции о Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве РФ, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении. Сейчас в этих главах всего 67 статей. Изменятся 40 из них, и добавятся еще 5 новых статей. То есть Конституция обновится на треть.

Голосование будет «пакетным». Это значит, что сказать свое «да» или «нет» можно будет только всем поправкам сразу, а не отдельным из них.

В чем суть изменений? Закон о поправке затрагивает множество тем. Рассмотрим их последовательно.

Президент

Первое и, пожалуй, главное: одно и то же лицо не сможет занимать президентскую должность более двух сроков (сейчас пост президента нельзя занимать два срока подряд), но данное правило не будет распространяться на действующего президента и того, кто находился в президентском кресле до него. Это так называемое обнуление. То есть для двух конкретных людей снимаются барьеры в доступе к должности президента. Считается, что такие барьеры оправданны и необходимы в демократическом государстве как гарантия сменяемости власти и предотвращение ее узурпации. В мировой политической практике обнуление, однако, не новость. В ряде авторитарных государств нечто подобное уже происходило (Боливия, Буркина-Фасо, Таджикистан, Узбекистан и некоторые другие).

Обнуление сроков – не единственная поправка, касающаяся должности президента. Этот властный субъект приобретет новые функции и полномочия. Он будет, например, обеспечивать согласованную деятельность в системе не только государственных, но и муниципальных органов. Станет руководить Правительством РФ, при том что должность председателя правительства сохранится. Сможет предлагать Совету Федерации уволить любого судью, кроме самых низших в иерархии – районных и мировых судей. Получит право назначать и снимать с должностей всех прокуроров. Сформирует Госсовет – структуру, о которой пока ничего не известно, потому что ее статус будет определен отдельным законом. И это неполный перечень. В итоге объем компетенции и возможности президента влиять на другие органы, которые и без того велики, возрастут еще больше. А президент, чьи полномочия прекратились, будет обладать неприкосновенностью, на него не смогут наложить юридическую ответственность без снятия неприкосновенности в особой, сложной процедуре.

Парламент

Изменения, касающиеся палат Федерального Собрания, не столь существенны, как поправки о президенте, и практически не скажутся на политическом весе парламента. Госдума будет утверждать предложенную президентом кандидатуру председателя правительства, а не давать согласие на назначение, как сейчас (в чем разница, пока непонятно). Если нижняя палата трижды отклонит кандидатуру премьера, президент будет вправе распустить ее и назначить выборы депутатов. Сегодня при таком же раскладе роспуск Госдумы президентом неизбежен. Члены верхней палаты, Совета Федерации, отныне будут именоваться сенаторами. В их ведение попадет консультирование президента по кандидатурам на должности руководителей силовых структур (Минобороны, МВД, Минюста, прокуратуры и т.д.) и некоторые другие вопросы.

Третий блок поправок имеет отношение к судебной власти. Помимо усиления воздействия президента на кадры судебных органов предусмотрены и другие нововведения.

Серьезно поменяется организация конституционного контроля, гарантирующего правовую охрану Конституции и незыблемость конституционного порядка. Состав Конституционного Суда сократится до 11 человек. Этот Суд будет осуществлять проверку проектов законов по запросам президента, а также признавать неисполнимыми решения международных, иностранных и третейских судов. Будет усложнен доступ к Суду для граждан: прежде чем подать туда жалобу на закон, человеку надо будет пройти все инстанции в судах общей юрисдикции или арбитражных судах – в зависимости от спора.

Кроме того, поправки дают основание для ликвидации региональных конституционных (уставных) судов. Таких судов немного – всего 15. И тем не менее у них есть правовая ценность. Данный институт призван защищать в правовом смысле конституции и уставы субъектов Федерации и является одним из немногих признаков настоящего федерализма в России. Грядущая же ликвидация – это следствие того, что в Конституции появится исчерпывающий перечень судов, не включающий конституционные (уставные) суды.

Местное самоуправление

Следующий «куст» поправок – про местное самоуправление. Ключевых нововведений два.

Во-первых, предлагается объединить органы местного самоуправления и органы государственной власти общим понятием «единая система публичной власти в Российской Федерации» – хотя основы конституционного строя требуют их разделения.

Во-вторых, после вступления поправок в силу эта глава Конституции почти не будет содержать норм прямого действия, потому что в нее включается сразу семь отсылок к федеральному законодательству. В текущей редакции Конституции отсылок всего две. Именно закон, а не Конституция будет определять общие принципы организации местного самоуправления, виды муниципальных образований, порядок и случаи формирования муниципальных властей государственными органами и т.п. Рамки будущих изменений в области устройства муниципальной власти, таким образом, беспредельно расширяются.

Правовой статус граждан

В числе поправок есть и те, которые касаются граждан напрямую. При этом одни вводят дополнительные ограничения в правах, а другие включают в Конституцию гарантии, предусмотренные в настоящее время обычными законами.

О каких ограничениях идет речь? Это затрагивающий свободу слова запрет призывать к действиям, «направленным на отчуждение части территории Российской Федерации» и умалять «значение подвига народа при защите Отечества», что бы последнее ни значило. Далее, вводятся ограничения права избираться и находиться на госслужбе – по основаниям, связанным с иностранным гражданством и проживанием лица за рубежом. Баллотироваться в президенты сможет только тот, кто прожил в России не менее 25 лет.

Теперь о гарантиях. Поправки предполагают, что Конституция прямо будет упоминать о гарантировании государством минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума по России, индексации пенсий не реже одного раза в год, а также социальных пособий и выплат. Сказано о том, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения. Правительство обязано будет обеспечивать функционирование системы социальной защиты инвалидов, их социальную интеграцию без дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества их жизни.

Идеология

Наконец, часть поправок имеет идеологическое значение, закрепляя в Конституции такие ценности, как «память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога»; «историческая правда»; «патриотизм, гражданственность и уважение к старшим», что надлежит воспитывать в детях; русский язык как язык «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; «общероссийская культурная идентичность»; институт брака «как союза мужчины и женщины».

Значение поправок

Несмотря на заключение Конституционного Суда, признавшего поправки правомерными, в юридической среде они считаются спорными – с точки зрения как содержания, так и процедуры введения их в действие. Сомнения, главным образом, вызывает их противоречивость с принципами сменяемости власти, разделения властей, независимости судов, самостоятельности местного самоуправления. Еще один немаловажный момент заключается в том, что Конституция в новом изложении теряет свое предназначение быть средством ограничения власти ради прав граждан.

Читайте также:  Какие вопросы зада т человеку литература Итоговое сочинение

Поправки будут считаться одобренными, если их поддержит более половины участников общероссийского голосования. В таком случае россияне станут жить по новой Конституции. Вслед за нею изменится масса законов и подзаконных актов, но непосредственной возможности повлиять на их содержание у людей уже не будет.

(Подробнее о предложенных изменениях – в статьях адвокатов, юристов и ученых, которые включены в дискуссию «Поправки в Конституцию РФ».)

1 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

2 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

3 Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».

Источник

"Юридическое болото поправок". Вы не знали, а обновленная Конституция уже вступила в силу

С сегодняшнего дня мы живем в другой стране. Вчера органы законодательной власти более двух третей субъектов Российской Федерации одобрили поправки в Конституцию РФ.

В результате этой юридической процедуры вступила в действие статья 136 Конституции РФ, которая гласит: «Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Напомню порядок принятия федерального конституционного закона — необходимо одобрение такого закона большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Эта норма и Госдумой, и Советом Федерации была соблюдена.

Теперь принятый Закон о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в течение 14 дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию.

Обращаю ваше внимание, что теперь президент РФ не имеет права его не подписать или наложить вето.

Таким образом поправки, по поводу которых мы так долго ломали копья в дискуссии «Что делать?», с сегодняшнего дня вступили в силу.

Теперь никто, ни Федеральное собрание, ни президент РФ, ни Конституционный суд РФ, ни тем более юридически ничтожное общероссийское голосование, не вправе их отменить. Для этого необходимо вносить новые поправки в Конституцию, отменяющие принятые поправки и по-новой проходить всю процедуру.

Согласно части 2 статьи 124 Конституции РФ, Конституционный суд РФ по запросам президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации.

Т.е. в компетенцию Конституционного суда РФ не входит проверка конституционности поправок в Конституцию РФ, тем более вступивших в силу.

Мне могут возразить, но ведь президент говорил о проверке конституционности Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»? А конституционность федеральных законов Конституционный суд проверить может. Но обратите внимание на название: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации». Т.е. это не федеральный и не федеральный конституционный закон, как обычно называются принятые Госдумой законы, а юридический акт с особым статусом.

И тут опять срабатывает мина, заложенная Ельциным в Конституцию РФ 1993 года. 31 октября 1995 года Конституционный суд РФ принял постановление № 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ», в котором говорится: «положения статьи 136 Конституции Российской Федерации могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона».

Т.е. этот правовой акт по своему юридическому статусу выше и федерального, и федерального конституционного закона. И Конституционный суд РФ рассматривать конституционность такого закона о поправке не вправе.

Т.е. Путин, Администрация президента и Госдума загнали нас в такое юридическое болото, из которого теперь выбраться будет очень и очень не просто.

Что касается злополучного общероссийского голосования, то оно действующей Конституцией РФ и законодательством РФ не предусмотрено и носит характер вишенки на торте. А вернее — это голосование о доверии президенту Путину. Никакой юридической силы оно не имеет, и обещания Путина, что если поправки не будут поддержаны на голосовании, то их в Конституцию РФ не внесут, является характерным для президента «обещанием обещать».

Поздно, Владимир Владимирович!

После вчерашних голосований органов законодательной власти субъектов РФ они вступили в законную силу и Вам остается лишь в 14 дней подписать вступивший в силу Закон и опубликовать его. И теперь никто, ни Вы, ни Госдума, ни Конституционный суд, и даже Господь Бог, отменить их не в праве.

Источник

Изменение Конституции в 2020 году: 10 поправок, предложенных Президентом РФ

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году в совершенно иных рыночных и политических реалиях. По мнению Президента, Основной закон до сих пор справляется со своими функциями и не подлежит кардинальным изменениям, но некоторые положения необходимо привести в соответствие с текущими потребностями и целями развития страны.

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны . Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
  2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост . Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
  3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти . Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
  5. Изменение роли парламента . Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее, за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
  6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов . Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
  7. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий . Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
  8. Усиление роли Конституционного суда . К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
  9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ . Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
  10. Закрепление принципов единой системы власти . Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

История изменений Конституции РФ

  • Действующая Конституция была принята на референдуме в 1993 году. В нем приняли участие свыше 58 млн. россиян.
  • Конституция за время своего действия неоднократно корректировалась. Так, в период с 1996 по 2008 г. в нее были внесены изменения, связанные с укрупнением субъектов РФ, а также их переименованием.
  • В 2009 году были внесены более существенные коррективы, когда был расширен срок избрания Президента до 6 лет (ранее он избирался на 4 года), а депутатов Госдумы стали выбирать на 5 лет (ранее – на 4 года). Также в обязанности Правительства включили регулярную отчетность перед Госдумой по результатам работы.
  • В 2014 году в Конституцию внесли изменения, связанные с объединением ВС и ВАС РФ, а также с принятием в состав РФ Крыма и Севастополя, введением должности федерального сенатора.

В Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года Президент указал на то, что со времени принятия Конституции прошло уже более 25 лет, и текущие российские реалии сегодня изменились. Конституция 1993 года принималась в кризисный период российской истории, который существенно отличается от текущей конъюнктуры. Хотя налицо ряд острых экономических и социальных проблем, в целом ситуацию в стране можно охарактеризовать, как стабильную.

Именно такие причины Президент озвучил в качестве оснований для изменения Конституции. Озвученные предполагаемые поправки в Конституцию не затрагивают ее базовых основ, поэтому они могут быть утверждены Парламентом. Но с учетом того, что коррективы предполагают существенное изменение действующей конфигурации политической системы, а также изменение деятельности законодательной и судебной властей, то Президент посчитал необходимым провести всероссийский референдум по вопросам изменения Конституции.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции.

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы. С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме.

Читайте также:  О чем спрашивали жители Алтайского края президента Путина и помогла ли им прямая линия

Источник



Что меняют в Конституции РФ: топ поправок, предложенных в главный документ страны

Более 200 поправок предлагается внести в Конституцию Российской Федерации, они затронут шесть глав документа из девяти. Изменятся требования к высшим должностным лицам государства, вводятся ограничения для федеральных чиновников, закрепляются социальные гарантии и неприкосновенность границ. АП выбрала самые важные изменения в главном документе страны.

Меры социальной поддержки

В новом варианте Конституции государство берет на себя обязательство устанавливать минимальный размер оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Также закрепляется ежегодная индексация пенсий. Система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

В документе закрепляется необходимость социальной интеграции инвалидов без какой-либо дискриминации, создание доступной среды и улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Также государство обязуется защищать достоинства всех граждан, обеспечивать сбалансированность прав и обязанностей гражданина.

Дети и семья — в приоритете

Дети объявляются важнейшим приоритетом государственной политики России. Должны создаваться условия для их всестороннего духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения.

Кроме того, власти должны обеспечить защиту семьи, материнства, отцовства и детства, создавать условия для достойного воспитания детей. Закрепляется понятие брака как союза мужчины и женщины.

«Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства», — говорится в новой версии Конституции.

Защита истории, культуры и границ

«Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», — говорится в обновленном тексте Конституции.

Государство обязано поддерживать и охранять культуру, защищать культурную самобытность всех народов и этнических общностей. Гарантируется сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Также Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются. Исключение — делимитация, демаркация, редемаркация государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.

Ограничения для чиновников

В Конституции прописываются дополнительные ограничения для лиц, занимающих высокие посты. Им запрещается иметь гражданство другого государства, вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другой страны. Нельзя иметь счета, хранить наличные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами России. Эти ограничения касаются председателя Правительства РФ и его заместителей, федеральных министров и других руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов РФ, руководителей федеральных государственных органов. Кроме того, аналогичные запреты распространяются на сенаторов, депутатов Госдумы РФ, судей и прокуроров.

Кроме того, оговаривается, что Президентом РФ может быть лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации не менее 25 лет и не имеющее и не имевшее ранее гражданства иностранного государства или вида на жительство. Но это ограничение не затронет, к примеру, жителей Крыма. Требование не будет распространяется на граждан, ранее имевших гражданство государства, которое или часть которого была принята в состав Российской Федерации. Как и всё высшее руководство страны, глава государства не может иметь вклады, хранить средства и ценности в иностранных банках.

Неприкосновенность президента

Президент Российской Федерации будет обладать неприкосновенностью после истечения срока полномочий либо после досрочной отставки или стойкой неспособности осуществлять полномочия по состоянию здоровья. Президент может быть отрешен от должности, а экс-глава государства — лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно поправкам, бывший Президент России пожизненно становится сенатором РФ. Но он вправе отказаться от этих полномочий.

Обнуление сроков

6

лет составляет срок полномочий Президента РФ, Госдумы РФ и членов Совета Федерации

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков. Из Конституции убирается оговорка «подряд», которая позволяла снова избираться на пост главы государства после перерыва. При этом внесена поправка депутата Госдумы Валентины Матвиенко, по которой не будут учитываться те президентские сроки, которые возможный кандидат отработал до вступления в силу новых изменений в Конституции.

Роль Государственной Думы

В Конституции прописывается, что депутаты Госдумы будут утверждают председателя Правительства РФ. Представлять кандидатуру народным избранникам будет Президент РФ, он же может освободить главу правительства от должности.

Также Государственной Думой утверждаются кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров по представлению премьер-министра. Исключение составляют министры так называемого «силового блока». Их работу будет курировать лично Президент РФ. Руководителей федеральных органов, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, глава государства утверждает после консультаций с Советом Федерации. Так же, как и Генпрокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и специализированных прокуратур.

Роль Совфеда

30

своих представителей в Совет Федерации может назначить Президент РФ, в том числе не более 7 — пожизненно.

К ведению Совета Федерации предлагают отнести назначение на должность по представлению президента председателя, его заместителя и судей Конституционного и Верховного судов. Также по представлению главы государства Совет Федерации имеет право прекратить полномочия судей Конституционного и Верховного судов, а также кассационных и апелляционных судов.

Совет Федерации будет утверждать председателя и половину аудиторов Счетной палаты. Зампреда и вторую половину аудиторов назначает Госдума. Кандидатов обеим палатам представляет Президент.

Госсовет включают в Конституцию

Поправки закрепляют в Конституции понятие Государственного совета. Президент формирует Госсовет РФ для обеспечения согласованного взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики. Статус Госсовета определит отдельный федеральный закон.

Также президент возглавляет и формирует Совет безопасности. Задача Совбеза — оказывать содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Статус Совета безопасности также будет определять федеральный закон.

Конституция РФ выше международного права

Закрепляется верховенство российского права. Могут не исполняться решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров России в их истолковании, если они противоречат Конституции РФ. Решение будет выноситься Конституционным судом РФ. Также он будет решать, исполнять ли постановление иностранного или международного суда, налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Конституционный суд проверит российские законы

11

судей предлагается оставить в Конституционном суде вместо 19

По запросу президента Конституционный суд проверяет проекты законов о поправке к Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, одобренных парламентом. Если КС дает добро, президент подписывает закон, если нет — возвращает в Госдуму. Также по просьбе главы государства Конституционный суд проверяет на соответствие Конституции законов субъектов России до их обнародования.

Москву могут разгрузить

Органы власти могут переехать из столицы. В новой Конституции закрепляется, что местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом.

Решение за гражданами

11 марта Госдума приняла новый вариант Конституции РФ в окончательном чтении, следом его утвердил Совет Федерации. Никто из депутатов и сенаторов не проголосовал против. Изменения также поддержали законодательные органы всех субъектов, в том числе и Заксобрание Амурской области. Новый проект подписал Президент РФ и одобрил Конституционный суд. Теперь свое мнение должны высказать жители России. Изменения вступят в силу, если их поддержат более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании.

206 поправок всего внесено в Конституции 2020 года

51 поправка — Федеративное устройство,

19 поправок — Президент РФ,

33 поправки — Федеральное собрание РФ,

26 поправок — Правительство РФ,

23 поправки — Судебная власть и прокуратура,

12 поправок — Местное самоуправление,

9 поправок — Предложения в преамбулу,

33 поправки — Процедура общероссийского голосования и порядок вступления в силу.

Возрастная категория материалов: 18+

1 01.06.2020, 12:54

Конституции НУЖНА ЛИШЬ ОДНА ПОПРАВКА. Но ее никогда не примут.

Признаюсь, не могу удержаться от горькой усмешки при виде ежедневных «мантр» по ТВ, выдаваемых за желаемые народом поправки к конституции. В печатных изданиях и в интернете несколько иная картина. Много в них дельных предложений, немало спорных. Перед эрудицией некоторых авторов невольно хочется склонить голову.

Но угнетает мысль, что какой бы прекрасный документ ни подготовили и как бы энергично ни осуществили на практике его положения, придет время — и повторится то, что не раз уже случалось в нашей истории. Вспомните Референдум о сохранении СССР, вспомните Конституцию СССР. А Программа и Устав КПСС – читаешь и причмокиваешь: хорошо-то как!

А потом приходит, условно говоря, генсек партии Горбачев и становится Президентом страны. После чего складывает полномочия Президента, нарушая президентскую присягу, совершая тотальную измену — всему: народу, стране, уставу партии. И сбегает за рубеж спокойно доживать свой век. А будь он верен присяге – не было бы ни Ельцина, ни 90-х, когда многие партийные чинуши спешно перекрашивались в «демократов» и «либералов» и, засучив рукава, принимались строить дикий по всем признакам капитализм. Удерживая народ на голодной пайке, травя суррогатной едой, «паленой» водкой и наркотиками, наживаясь на фальшивых лекарствах. Когда нас мордовали, продавали в рабство, пускали на органы, просто убивали – дома, на улице, в любое время суток.

А новые власти России не устают превозносить изменника. Одной из премьер нового сезона в государственном театре Наций станет спектакль «Горбачев», где главную роль сыграет Евгений Миронов, на гастролях радовавший украинцев стихами и сценками об ужасах в СССР и России.

И сегодняшняя Конституция России, оказалось, не гарантирует нам обещанной приличной жизни, как не будет таких гарантий и после внесения в нее предлагаемых поправок. Почему? Ответ на этот вопрос созрел в ходе многочисленных избирательных кампаний, результаты которых большей частью не соответствовали ПРАВДЕ. Или же чиновники эти результаты просто игнорировали.

Как же в будущем избежать подобного?

Согласно основополагающему положению конституции (возможно, не только российской) власть в государстве осуществляется волеизъявлением народа. Радуйся избиратель! Но он не радуется – ЕГО ВОЛЯ ИСКАЖЕНА. Многие и вовсе давно махнули рукой: мол, ходить на выборы – бессмысленное занятие.

Для достижения ПРАВДЫ необходимо одно условие: внести в конституцию основополагающую поправку: ФАЛЬСИФИКАЦИЯ любых выборов, где изъявляется воля народа, — в ходе их или по их результатам — ПРИЗНАЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЗМЕНОЙ. Также признается госизменой любое умышленное нарушение или искажение положений уже принятого и действующего Основного Закона чиновниками, а виновные в измене приговариваются к высшей мере наказания.

Не так страшны олигархи, не страшен Запад и его подпевалы. Страшны многочисленные изменники в избирательных комиссиях, которые с легкостью, без угрызений совести совершают свое привычное черное злодеяние. Страшны деятели, которые до сих пор считают, что Закон (даже Основной) , что дышло. И деятели с двойным гражданством. Чего ждать от человека, который, принимая второе гражданство, клянется: «Торжественно, добровольно и без каких-либо скрытых колебаний настоящим я под клятвой отказываюсь от верности любому иностранному государству. Мои преданность и верность с этого дня направлены к Соединенным Штатам Америки»?

Если убрать эти УГРОЗЫ, то любой документ, предусматривающий ВОЛЮ НАРОДА, гарантирует ДОСТИЖЕНИЕ всего, что ему было обещано. Иначе – никак.

Источник