Научная монография учебник научное пособие

Научная монография, учебник, научное пособие

Монография — это научный труд в виде книги, которая содержит полное или углубленное исследование одной проблемы или темы, принадлежащая одному или нескольким авторам.

Различают два вида монографий — научные и практические.

Научная монография — это научно-исследовательская работа, предметом изложения которой является исчерпывающее обобщение теоретического материала по научной проблеме или темы с критическим его анализом, определением значимости, формулировкой новых научных концепций. Монография фиксирует научный приоритет, обеспечивает первичной научной информацией общество, служит для освещения основного содержания и результатов диссертационного исследования.

Научная монография обязательно должна содержать выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения автора, опубликованные ранее в профессиональных изданиях. Для такой монографии характерно единство содержания; она свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку и рассматривается как квалификационная научная работа. В этих условиях соискатель не пишет рукопись диссертации, его заменяет монография. Объем индивидуальной монографии соискателя научной степени доктора наук, которая засчитывается как диссертация, должна составлять не менее 10 авторских листов в области природных и технических наук и не менее 15 авторских листов в области гуманитарных и общественных наук.

Второй тип практическая монографии — это научная работа, которая является средством освещения основного содержания диссертации и одной из основных публикаций по теме исследования.

Практическая монография предназначена прежде всего для ученых, специалистов определенной отрасли науки. Она должна соответствовать по содержанию и форме этому жанру публикации. Особенно важны четкость формулировок и изложения материала, логика освещения основных идей, концепций, выводов. Ее объем — не менее 6 печатных листов.

Результаты научного исследования могут завершаться написанием книг, в том числе учебников и учебных пособий.

Рассмотрим их особенности и структуру.

Учебник — учебное издание, содержащее систематизированное изложение содержания учебной дисциплины, соответствует программе и официально утвержден как такой вид издания.

Учебное пособие — учебное издание, которое частично или полностью заменяет или дополняет учебник и официально утвержден в качестве такого вида издания.

При создании учебников и учебных, методических пособий необходимо учесть следующие требования:

— учебные книги должны иметь высокий научно-методический уровень, содержать соответствующий справочный аппарат;

— учебники и учебные пособия должны быть написаны в доступной форме, учебный материал должен быть связан с практическими задачами, в книге должны прослеживаться тесные межпредметные связи;

— в учебниках и пособиях необходимо усилить внимание к вопросам их профессиональной ориентации с учетом использования компьютерной техники.

Структура учебной книги содержит: содержание (перечень разделов); введение (предисловие); основной текст; вопросы, тесты для самоконтроля, обязательные и дополнительные задачи, примеры; справочно-информационные данные для решения задач (таблицы, схемы и т.п.); библиографический список; аппарат для ориентации в материалах книги (предметный, именной указатели), приложения, которые имеют непосредственное значение для темы книги.

Таким образом, каждый ученый-исследователь выбирает наиболее подходящий способ для преобразования так называемого чернового варианта рукописи в окончательный вид научной работы.

3 .6. Методика подготовки и оформления публикации

Каждый исследователь стремится довести результаты своего труда к читателю. Подготовка публикации — процесс индивидуальный. Одни считают необходимым лишь кратко описать ход исследования и подробно изложить конечные результаты. Другие исследователи постепенно вводят читателя в свою творческую лабораторию, освещают этап за этапом, подробно раскрывают методы своей работы. Освещая весь исследовательский процесс от творческого замысла до заключительного его этапа, подводя итоги, формулируя выводы и рекомендации, ученый раскрывает сложность творческих поисков. При первом варианте изложения автор обращает на сравнительно узкий круг специалистов. Он пользуется им при написании монографии, статьи. Второй вариант используется при написании диссертации. Он позволяет лучше оценить способности ученого к самостоятельной научно-исследовательской работы, глубину его знаний и эрудиции.

Существенным подспорьем в подготовке публикаций станет владение исследователем определенной суммой методических приемов изложения научного материала.

Используют такие методические приемы изложения научного материала:

2) целостный (с последующей обработкой каждой части, раздела);

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Последовательный метод изложения материала логично обозначает схему подготовки публикации: идея (замысел), план, отбор материала; группировки, его систематизация, редактирование. Тут придерживаются последовательности изложения материала, исключен повтор; но конечно, есть лишние затраты времени на последовательную обработку информации.

Целостный прием — это написание всей работы в черновом варианте, а затем обработка ее в частях и деталях, внесение дополнений, исправлений. Здесь экономится время, но есть опасность нарушения последовательности изложения материала.

Читайте также:  Анализ загрязнения окружающей среды

Выборочное изложение материала часто используется исследователями так, как им удобно. При этом важным является доведение каждого раздела до конечного результа, чтобы при объединении разделов в целом материал был готов к изданию.

В зависимости от способа изложения разным будет темп и конечный результат.

Каждый исследователь выбирает для себя наиболее подходящий способ для преобразования так называемого чернового варианта рукописи в промежуточный или итоговый (окончательный).

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию научной публикации, назовите ее функции и основные виды.

2.Охарактеризуйте основные особенности подготовки реферата и научного доклада.

3. Дайте расширенную характеристику тезисам научного доклада.

4.Опишите структуру научной статьи и правила её оформления.

5. Охарактеризуйте отличительные особенности научной монографии, учбеника и научного пособия.

Источник



Научно-исследовательская форма представления результатов

Все виды представления научных результатов можно разделить на три подвида:

1) устные изложения;

3) компьютерные версии.

Характеристики методов описания данных (см. работа В.А. Ганзена «Системные описания в психологии» (1984).

Описание — любая форма представления информации о полученных в исследовании результатах.

Варианты представления информации:

  • вербальная форма (текст, речь),
  • графическая (схемы, графики),
  • символическая (знаки, формулы),
  • предметно-образная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.).
  • Вербальная форма представления информации. Основной способ передачи информации — слово.

Любое научное сообщение — это, прежде всего, текст, организованный по определенным правилам.

Два вида текстов:

  • на естественном языке («природном», обыденном),
  • на научном языке.

Любое представление результатов исследования — текст «смешанного» вида. Эти языки нельзя строго разграничить, ибо все время происходит взаимопроникновение языков житейского и научного: научные термины входят в повседневное обращение, а наука черпает из естественного языка слова для обозначения вновь открытых сторон реальности.

Главное требование к научному тексту:

  • последовательность и логичность изложения,
  • не загружать текст избыточной информацией,
  • можно использовать метафоры, примеры и «лирические отступления» для того, чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений.
  • в научном тексте, в отличие от литературного текста или повседневной речи, много клише —преобладают устойчивые структуры и обороты (сходен с «канцеляритом» — бюрократическим языком деловых бумаг — внимание читателя не отвлекается на литературные изыски или неправильности изложения, а сосредоточивается на значимой информации: суждениях, умозаключениях, доказательствах, цифрах, формулах.
  • текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Основные логические формы высказывания: 1) индуктивное — обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное — логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия — «трансдукция»; 4) толкование или комментарий — «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого.

Графическая форма описания результатов. Графическое (пространственно-образные) описания — традиционный способ кодирования научной информации. Геометрическое описание наглядно и позволяет одновременно представить систему отношений между отдельными переменными, исследуемыми в эксперименте.

Основные формы графического представления научной информации:

  • топологические,
  • метрические.

Графы — один из традиционных способов представления информации, использующих топологические характеристики. Граф — множество точек (вершин), соединенных ребрами (ориентированными или неориентированными отрезками).

  • планарные,
  • пространственные,
  • ориентированные (отрезки-векторы),
  • неориентированные,
  • связные,
  • несвязные.

При описании результатов психологических исследований графы используются очень часто. Примеры: иерархическая модель интеллекта Д.Векслера или модель интеллекта Ч.Спирмена; они представлены в форме дендритных несимметричных графов. Схема функциональной системы П.К.Анохина, схема психологической функциональной системы деятельности В.Д. Шадрикова, модель концептуальной рефлекторной дуги Е.А.Соколова — примеры ориентированных графов.

Социограмма — это ориентированный граф.

Наряду с графами в психологии применяются и пространственно-графические описания, в которых учитывается структура параметров и отношения между элементами (либо метрические, либо топологические).

«Куб» Д. Гилфорда — пример — известное описание структуры интеллекта

Пространство эмоциональных состояний по В.Вундту или же описание типов личности по Г. Айзенку («круг Айзенка»).

Другие графические формы:

  • диаграммы,
  • гистограммы,
  • полигоны распределения,
  • также различные графики.

Диаграммы (используются главным образом для изображения соотношений между величинами) — это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Секторная диаграмма — диаграмма в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов, имеющих такие площади.

Первичный способ представления данных — изображение распределения (используют гистограммы и полигоны распределения).

Гистограмма — это «столбчатая» диаграмма частотного распределения признака на выборке. По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частости (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получаем ступенчатую линию. Площадь, заключенная под всеми прямоугольниками для любой гистограммы, равна 1 или сумме всех частот (общему числу случаев). Таким образом, на гистограмме высота столбцов, вычерченных над каждым интервалом, соответствует числу наблюдений, которые попали в этот интервал.

Читайте также:  Природное земледелие на садовом участке Практика

Графики — вариант отображения информации, переходный от графического к аналитическому.

Рекомендации по построению графиков:

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.

3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.

4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.

5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.

6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками.

Числовые значения величины — наиболее важный способ представления результатов научной работы:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия, процентильный разброс);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д. и т.п.

Существующие компьютерные пакеты статистической обработки данных позволяют выбрать любую стандартную форму таблиц для представления их в научной публикации.

Источник

Теоретический материал. 5.1. Формы представления результатов научного исследования

Существует множество форм представления результатов научного исследования (рис. 5.1). К письменным формам относятся: монография, научная статья, тезисы научного доклада, диссертация, депонированная рукопись и научно-технический отчет. Рассмотрим кратко их особенности.

Рис. 5.1. Основные формы представления результатов научных исследований

Монография — это научное или научно-популярное книжное издание, которое содержит полное и всестороннее исследова­ние некоторой темы.

Монография включает описание результатов, полученных не толь­ко авторами монографии, но и другими исследователями. Монография может содержать не только новые научные результаты, но и техниче­ские решения, и известные факты по рассматриваемому вопросу.

Научная статья — это письменное сочинение научного ха­рактера и небольшого размера (объемом, как правило, до 10 — 12 страниц печатного текста), в котором авторы из­лагают результаты собственного исследования.

Научные статьи публикуются в научных журналах и сборниках на­учных работ. Они содержат оперативную информацию с «передовой» научных исследований.

Тезисы доклада — это письменная информация объемом 0,5 — 2 страницы печатного текста, содержащая кратко сфор­мулированные основные положения устного выступления.

Тезисы доклада имеют строгую структуру, в которой выделяются:

— вступительный тезис, освещающий актуальность темы и задачу исследования,

— центральный тезис — суть исследования,

— заключительный тезис — короткие выводы из сообщения.

Тезисы научных докладов публикуются в сборниках тезисов, которые издаются по результатам проведения научных конференций и семинаров.

Диссертация — это квалификационная научная работа, которая содержит новое решение актуальной научной задачи (проблемы), свидетельствует о личном вкладе автора в науку и представлена к защите на соискание автором ученой степени кандидата или доктора наук.

Защищенные докторские и кандидатские диссертации хранятся и Национальной библиотеке Украины им. В.И. Вернадского. Второй экземпляр диссертации хранится в учреждении, где состоялась защита.

Депонированная рукопись — это неопубликованный научный документ, который изготавливается в нескольких экземплярах на компьютере (пишущей машинке) или фиксируется на дискете и передается для депонирования в органы информации.

Распространение таких рукописей среди читателей осуществляется следующим образом: информационный орган через свои издания сообщает о поступлении к нему новых депонированных рукописей, и заинтересованные лица могут получить копии нужных им рукописей по соответствующей заявке.

Источник

Научная монография, учебник, научное пособие

Монография — это научный труд в виде книги, которая содержит полное или углубленное исследование одной проблемы или темы, принадлежащая одному или нескольким авторам.

Различают два вида монографий — научные и практические.

Научная монография — это научно-исследовательская работа, предметом изложения которой является исчерпывающее обобщение теоретического материала по научной проблеме или темы с критическим его анализом, определением значимости, формулировкой новых научных концепций. Монография фиксирует научный приоритет, обеспечивает первичной научной информацией общество, служит для освещения основного содержания и результатов диссертационного исследования.

Научная монография обязательно должна содержать выдвинутые автором для публичной защиты научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения автора, опубликованные ранее в профессиональных изданиях. Для такой монографии характерно единство содержания; она свидетельствует о личном вкладе соискателя в науку и рассматривается как квалификационная научная работа. В этих условиях соискатель не пишет рукопись диссертации, его заменяет монография. Объем индивидуальной монографии соискателя научной степени доктора наук, которая засчитывается как диссертация, должна составлять не менее 10 авторских листов в области природных и технических наук и не менее 15 авторских листов в области гуманитарных и общественных наук.

Читайте также:  Подведены итоги Московского городского открытого конкурса по изобразительному и декоративно прикладному творче

Второй тип практическая монографии — это научная работа, которая является средством освещения основного содержания диссертации и одной из основных публикаций по теме исследования.

Практическая монография предназначена прежде всего для ученых, специалистов определенной отрасли науки. Она должна соответствовать по содержанию и форме этому жанру публикации. Особенно важны четкость формулировок и изложения материала, логика освещения основных идей, концепций, выводов. Ее объем — не менее 6 печатных листов.

Результаты научного исследования могут завершаться написанием книг, в том числе учебников и учебных пособий.

Рассмотрим их особенности и структуру.

Учебник — учебное издание, содержащее систематизированное изложение содержания учебной дисциплины, соответствует программе и официально утвержден как такой вид издания.

Учебное пособие — учебное издание, которое частично или полностью заменяет или дополняет учебник и официально утвержден в качестве такого вида издания.

При создании учебников и учебных, методических пособий необходимо учесть следующие требования:

— учебные книги должны иметь высокий научно-методический уровень, содержать соответствующий справочный аппарат;

— учебники и учебные пособия должны быть написаны в доступной форме, учебный материал должен быть связан с практическими задачами, в книге должны прослеживаться тесные межпредметные связи;

— в учебниках и пособиях необходимо усилить внимание к вопросам их профессиональной ориентации с учетом использования компьютерной техники.

Структура учебной книги содержит: содержание (перечень разделов); введение (предисловие); основной текст; вопросы, тесты для самоконтроля, обязательные и дополнительные задачи, примеры; справочно-информационные данные для решения задач (таблицы, схемы и т.п.); библиографический список; аппарат для ориентации в материалах книги (предметный, именной указатели), приложения, которые имеют непосредственное значение для темы книги.

Таким образом, каждый ученый-исследователь выбирает наиболее подходящий способ для преобразования так называемого чернового варианта рукописи в окончательный вид научной работы.

3 .6. Методика подготовки и оформления публикации

Каждый исследователь стремится довести результаты своего труда к читателю. Подготовка публикации — процесс индивидуальный. Одни считают необходимым лишь кратко описать ход исследования и подробно изложить конечные результаты. Другие исследователи постепенно вводят читателя в свою творческую лабораторию, освещают этап за этапом, подробно раскрывают методы своей работы. Освещая весь исследовательский процесс от творческого замысла до заключительного его этапа, подводя итоги, формулируя выводы и рекомендации, ученый раскрывает сложность творческих поисков. При первом варианте изложения автор обращает на сравнительно узкий круг специалистов. Он пользуется им при написании монографии, статьи. Второй вариант используется при написании диссертации. Он позволяет лучше оценить способности ученого к самостоятельной научно-исследовательской работы, глубину его знаний и эрудиции.

Существенным подспорьем в подготовке публикаций станет владение исследователем определенной суммой методических приемов изложения научного материала.

Используют такие методические приемы изложения научного материала:

2) целостный (с последующей обработкой каждой части, раздела);

3) выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Последовательный метод изложения материала логично обозначает схему подготовки публикации: идея (замысел), план, отбор материала; группировки, его систематизация, редактирование. Тут придерживаются последовательности изложения материала, исключен повтор; но конечно, есть лишние затраты времени на последовательную обработку информации.

Целостный прием — это написание всей работы в черновом варианте, а затем обработка ее в частях и деталях, внесение дополнений, исправлений. Здесь экономится время, но есть опасность нарушения последовательности изложения материала.

Выборочное изложение материала часто используется исследователями так, как им удобно. При этом важным является доведение каждого раздела до конечного результа, чтобы при объединении разделов в целом материал был готов к изданию.

В зависимости от способа изложения разным будет темп и конечный результат.

Каждый исследователь выбирает для себя наиболее подходящий способ для преобразования так называемого чернового варианта рукописи в промежуточный или итоговый (окончательный).

Вопросы для самопроверки

1.Дайте определение понятию научной публикации, назовите ее функции и основные виды.

2.Охарактеризуйте основные особенности подготовки реферата и научного доклада.

3. Дайте расширенную характеристику тезисам научного доклада.

4.Опишите структуру научной статьи и правила её оформления.

5. Охарактеризуйте отличительные особенности научной монографии, учбеника и научного пособия.

Источник