Немного о собеседованиях и совсем чуть чуть о тестовых заданиях

Немного о собеседованиях и совсем чуть-чуть о тестовых заданиях

Так уж сложилось, что в последнее время, я и моё ближайшее окружение активно проходим собеседования как в компании представляющие страны пост-СНГ , так и в ближнее зарубежье, что, вкупе с моим предыдущим опытом «по ту сторону» собеседования, и побудило меня к написанию данной заметки.

Здесь и далее пойдёт речь либо о моём личном опыте, либо о моих коллегах и друзьях, работающих в сфере IT. Общий знаменатель — бэкенд / фуллстек разработчик с 6-8 годами опыта. Возможно, для супер-сеньоров / техлидов / архитекторов ситуация отличается, но, пока что, это мой список боли. Текст носит сугубо субъективный характер, и не претендует ни на что, кроме как выражения личных негодований, наблюдений и пожеланий к процессу интервью и части тестового задания в частности.

Структура интервью

В условиях пандемии, более-менее стандартное интервью — это полностью онлайн общение + 4 основных структурных кита:

Общение с рекрутёром или кем-то, где фигурируют слова Human или Resource. Здесь всё стандартно. Определение ваших ожиданий и проверка «матчинга» на «подходит ли в компанию», знание иностранных языков и, иногда, «проверка на дурака» — действительно ли ВЫ составляли резюме и попытка определить — понимаете ли, что там написано, хотя бы в общих чертах.

1 или 2 технических интервью различной продолжительности и степени сложности с разным количеством людей. И вот тут уже начинаются вещи, степень странности которых варьируется от «лёгкое недоумение» до «надо прощаться и уходить / отключаться» (об этом поговорим отдельно в пункте).

Тестовое задание или / и Live Coding сессия. Здесь разнообразные продолжительность и формат. Вот эта часть, на которой я бы особенно хотел остановиться, потому что здесь можно встретить вообще всё. И, очень часто, случается, что происходят просто несуразные вещи.

1 или 2 интервью с менеджером проекта / подразделения / продукта еще чего-то. Эту часть я называю «колодец желаний». О чём бы вы не подумали (максимально позитивное или негативное) — возможно всё и даже больше чем всё. На этой части я тоже остановлюсь, но без подробностей, ибо, как мне кажется — это неисчерпаемая тема.

Итак, казалось бы, по структуре всё стандартно, но нет. Даже сама схема интервью часто вызывает вопросы. Далее, я вкратце опишу пограничные ситуации, возникающие в процессе интервью, которые вызывают, мягко говоря, недоумение.

Всё и сразу. Довольно часто возникают моменты, когда в процессе интервью компания делает «всё по максимуму», вдобавок, подкрепляется тем, что многие (если не каждый) из этапов переходит все мыслимые и немыслимые временные границы. Случались ситуации, когда общение (пункты 1, 2, 4), в сумме, занимало около 10 часов. Возможно, для «синьор полиглот архитекторов» это и нормально, но, наверное, теоретическая часть, в моей голове так думается, не может занимать столько времени, особенно, если ты в активном поиске, это не единственный потенциальный работодатель, с которым ты «в процессе», и обе стороны об этом уведомлены.

Последовательность собеседования. Здесь тоже случаются неприятности. Моё личное убеждение заключается в том, что продолжительность выполнения тестового задания должна находиться в интервале 2-6 часов. 6-8 лет опыта никак не удастся уместить ни в 2 часа, ни в 3 рабочих дня выполнения вашей задачи. Для этого у работодателя есть испытательный срок, где за 3 месяца, всё более-менее должно стать понятно. Поэтому, тестовое задание — это тоже, по сути, «проверка на дурака». Но всё-таки случается, что соглашаешься на тестовое задание, которое занимает 2 полных выходных дня «с хвостиком», а после 15 минут технического собеседования понимаешь, что, наверное, если бы я не потратил столько усилий на тестовое задание, то попросил бы заканчивать общение.

Здесь, я нашёл для себя оптимальную формулу. Выслать кандидату до общения небольшое техническое задание (2-4 часа активного кодинга). На технической части обсудить вопросы по коду и предложить запилить минимальное улучшение / изменение в во время интервью. Далее общаться по теоретическим вопросам с возможными отсылками к вашему коду. Находясь по обе стороны интервью, я пришёл к выводу, что данная схема хорошо работает как для интервьюера, так и для собеседуемого. Первый получает возможность выяснить уровень знаний и «вширь» и «вглубь» (насколько это возможно), а второй находится в достаточно комфортных условиях, потому что есть контекст задачи.

Предупреждайте. Это обращение, в первую очередь, к рекрутерам. Предупреждайте, пожалуйста, кандидата о том, по какой схеме будет проходить интервью, и сколько времени каждый этап будет занимать (хотя бы предварительно), особенно, в тех случаях, когда кандидат говорит, что находится в активном поиске. Выбивают из колеи ситуации, когда ультимативно назначают финальный созвон на 9.00 вечера твоей часовой зоны, ты закрываешься в закутке чтобы не мешать домашним, а потом, оказывается, что интервью продлится два с половиной часа, тебе будут задавать вопросы, дублирующие предыдущие части и попросят написать код в блокноте и скомпилировать его по памяти.

Теперь о пунктах интервью отдельно.

Техническое интервью

Здесь, наверное, помогает большое количество статей о том, как «надо» и как «не надо», и почти не сталкиваешься с вопросами про шары для гольфа в багажнике. При этом всё равно возникают ситуации, вызывающие смятение:

Количество собеседующих. На одном из технических собеседований у меня было 6 технических интервьюеров. Мне остаётся лишь догадываться зачем так много, но каждый из них задавал вопросы.

Мне кажется, со стороны это выглядело именно так.

Контекст. Этот пункт частично связан с предыдущим, хотя, иногда, для этого достаточно и 1 человека. Очень часто сталкиваешься с ситуацией, когда вопросы идут совсем вразнойбой. Например: что-то про оптимизацию БД, буква D в аббревиатуре SOLID, сложность поиска в связном списке. Обычно так происходит, когда интервью проводят несколько человек, которые отвечают исключительно за свою область.

Вопросы Да / Нет. Если вы задаёте бинарный вопрос и ожидаете неких объяснений — предупредите об этом собеседуемого. Несколько раз получал отзыв от рекрутёра, о том, что ожидали от меня большей проактивности именно в вопросах такого формата. По возможности старайтесь избегать таких вопросов.

«Мы ищем специалиста под наши нужды» или «Не читали резюме». Очень часто, во время интервью, получаешь пачку вопросов по тонкостям работы библиотеки, фреймворка, СУБД и т.д. На мой вопрос, — «А почему вы спрашиваете про это, если у меня в резюме ни строчки нету об этой технологии?» — «Да потому что у нас такое используется.» — «Может лучше cпросите про похожее, я с этим много работал?» — «Нет, нам надо это

Тестовое задание

Вот здесь сталкиваешься с потрясающим разнообразием всего. Я прекрасно понимаю, что придумать хорошее тестовое задание достаточно сложная задача, а если вы ещё и большая компания, то это превращается в постоянную рутину, потому что есть вероятность, что задание ваше утечет и придется придумывать что-то новое. Классические ситуации наподобие: -«Вот недельное тестовое задание, сделайте фичу» — я опускаю. Далее некоторые интересные случаи:

Мы (не) подразумевали. Бесчисленное множество раз я сталкивался с ситуацией.

— «Мы подразумевали, что вы сами поймёте, что надо покрыть всё тестами, прикрутить DI и использовать ORM. Очень часто видишь обратное.»

«- В описании написано ровно то что надо сделать, сделаете больше — вы молодец, но обсуждать мы будем только то, что написано в требованиях.»
Если вы всё-таки подразумеваете — дайте намёк.

Ленивый интервьюер. Немного переплетается с предыдущим. Постарайтесь описать, что вы ожидаете увидеть в тестовом задании. Если задача реализовать фичу — напишите, что на собеседуемого ложится задача продумать функционал этой фичи с пограничными ситуациями и т.д. Если вы ждёте, что человек, следуя TDD, реализует класс или метод и не более — дайте намек, что вот, достаточно, чтобы все тесты были зелёными.

Сегодня на завтра. Особенно нравятся ситуации, когда рекрутёры пишут что-то наподобие.
— «У вас завтра интервью в нашей компании, вот тестовое задание, сделайте до завтра, чтобы было о чём поговорить.»
Я же наверное назначил интервью на завтра, потому что сегодня занят? Нет?
Если вы переживаете что кандидат будет делать задание дольше, чем вам бы хотелось, оговорите этот момент. Что вот, за день до интервью будет выслано тестовое задание, давайте спланируем с учётом этого фактора.

Читайте также:  Вопросы для выявления потребностей примеры

Напишите алгоритм [X], где [X] — это некая академическая задача. Это для меня вообще загадка. Что мне делать? С одной стороны «всё уже украдено до нас» — и тогда я могу просто найти существующее решение, но это не моя работа, и что вы собираетесь узнать обо мне? Но если я напишу всё сам — то в какой момент мне остановиться, и использовать ли самописную очередь, либо подтянуть реализацию структуры данных из стандартной библиотеки и т.д.?

Ваш код не компилируется. Это моё любимое. Касается лайв кодинга. — «Вот вам задача, запрограммируйте её в блокноте, за 30 минут, а мы пока что, посидим, посмотрим». По результатам 30 минут вам предлагают скомпилировать ваш код (горит одна из точек опоры). И разочарованно констатировать что не работает, а после — «Вы использовали слишком новую версию языка, наша тестовая среда поддерживает только предыдущую».

Расскажите о том, что вы уже рассказывали предыдущему собеседующему. Всё просто — была теоретическая часть, вы пообщались с человеком, выполнили тестовое задание, общение по результатам которого, свелось к вопросам, которыми вам мучали 3 часа позавчера в 10 вечера по местному. К сожалению, такое тоже не редкость.

Поговорим с менеджером

Здесь я не буду много рассказывать о всяких интересностях. Из глобального, я наблюдаю 2 проблемы этого этапа.

Здесь я задаю вопросы. С этим я связываю ситуацию, когда собеседующий не может ответить на ваши вопросы. До этого он много спрашивал про ваши достижения, работу в команде, скрам, код ревью и прочее. Но когда вы уточняете, что-либо, или идёте по своему списку вопросов, то ответа вы и не получаете, потому что и код-ревью у нас нет в «классическом понимании», и задачи у нас стоят другие, и пул проектов у нас есть, но мы пока не знаем что вам предложить.

Имитация важности. Это когда менеджер проверяет как ты «умеешь думать» и «подходишь ли ты в команду». В этом случае стоит обратить внимание на такие вопросы как «Как ты объяснишь ребенку что такое СУБД» или «У нас не успевает зарелизиться соседняя команда, что конкретно ты, как разработчик, готов сделать чтобы успеть». Такой случай, лично для меня, является важным индикатором в дальнейшем принятии решений. Того гляди, с такими вопросами каждый день приставать будут.

Получилось не немного, но как есть. Повторюсь ещё раз: это мои личные впечатления, которыми я решил поделиться. Всё что написано выше не призывает никого оскорбить и унизить, это моё личное мнение и никого ни к чему не призывает.

Источник

№11 Коллоквиум в творческом вузе

Вопросы коллоквиумаЗдравствуйте! Понятно, что в этом посте речь пойдет о такой важной составляющей всех экзаменов как коллоквиум.
Сегодня я обозначу такие составляющие коллоквиума как:
— Что такое коллоквиум
— Цели коллоквиума
— Обозначим и разберем ваши задачи во время беседы
Как подготовиться к коллоквиуму
Примерные вопросы будущей беседы

Что такое коллоквиум:

— это групповое обсуждение широкого круга тем (проблем) под руководством преподавателя.
— Разговор, беседа преподавателя с учащимися.
Цель Коллоквиума:
— В максимально короткий срок ознакомиться с эстетическими взглядами абитуриента, культурным уровнем, мировоззренческими взглядами.
— Выявить умения абитуриента ориентироваться в вопросах литературы, музыки, живописи, телевидения кино, театра и проч.
— Выявить умение ориентироваться в современной международной и общественной жизни (проблемах).
— Выявить знания в области специальной литературы
— Выяснить, насколько глубоко абитуриент знает и осознает материалы.
Ваши задачи:
— Не ударить в грязь лицом
Коротко высказать свою точку зрения на рассматриваемый вопрос(проблему).
— Уметь обосновать и защитить свой ответ.
Аргументируя и отстаивая свое мнение, достойно ответить на вопросы.

Разберем пункты ваших задач.
Почему нужно коротко высказывать свою точку зрения?
— С одной стороны: краткость – это сестра таланта. Четкая и ясная позиция на заданный вопрос всегда легче усваивается на слух, чем пространственные рассуждения. Так же это важное качество режиссера, т.к ваши творения должны быть ясными и понятными зрителю. Т.е тут идет прямая параллель: от того как вы рассуждаете, зависит то, какие работы вы будете делать.
— С другой стороны: Не перепрыгивайте цепочку своих рассуждений. Очень часто именно эти рассуждения – лучший ответ на вопрос.

Почему нужно уметь обосновать свой ответ?
Обоснование — процедура проведения тех убедительных аргументов или доводов, в силу которых следует принять утверждение или концепцию.
Режиссер должен уметь убеждать и обьяснять, и мастер проверяет эти ваши способности. Так же, когда вы обосновываете ваш ответ, для человека он звучит уже не как пустое словоговорение, человек «включается» в ваши рассуждения. А когда он «включается», это значит, что он заинтересован.

Почему нужно уметь защитить свой ответ?
— Защита своего ответа – это способность не только настоять на своем. Это способность аргументировано доказать свою правоту. Способность с помощью рассуждений отвергнуть неправильный ответ или чужое мнение.
— Защита своего ответа нужна для того, чтобы выяснить, насколько хорошо вы владеете материалом, насколько вы уверены в своей правоте. Насколько вы гибки и умеете рассуждать. Так же насколько вы тактичны, вспыльчивы и основательны в своих рассуждениях.

Почему нужно аргументировать свое мнение?
Аргумент — довод, приводимый в споре или доказательстве. (Викисловарь)
— Аргументировать – значит не быть голословным.
В качестве аргумента приведите пример из собственной жизни, наблюдения, высказывания компетентной личности, статистические данные и прочее.

Как подготовится к коллоквиуму?
— см. пункт «Цели Коллоквиума».
— Все вопросы обычно не выходят за рамки школьной программы.
— Обязательно посетите филармонии, музеи, картинные галереи, выставки. (Естественно нужно это делать заранее, потому что в последний момент у вас и так будет полно дел) –«Когда начинать готовится к вступительным экзаменам?»
— Посетите один-два известных спектакля, т.е. те спектакли которые наверняка посмотрел сам мастер, чтобы вам было о чем поговорить.
— И несколько не масштабных спектаклей. (наверняка спросят что-то еще).
— Освежите в памяти свои выписки из книг по специальной литературе.
— Освежите в памяти достижения и основные моменты в жизни театральных деятелей.
— Освежите в памяти историю театра и кино.
— Освежите в памяти информацию о своих кумирах, если таковые имеются.
— Наверное, самое главное: На ниже приведенные вопросы составьте в голове или на бумаге примерный ответ. Найдите информацию, которой вам не достает, чтобы достойно ответить на этоти вопросы. Найдите информацию которая поможет вам аргументировать свои ответы.

Возможные вопросы коллоквиума.
— Ниже приведенные вопросы задают очень часто, и у вас есть возможность к ним подготовится.
— Откуда вы приехали?
— Расскажите о ваших родителях (семье)?
— Где вы учились?
— Чем занимаетесь сейчас?
— Чем занимались вообще (кружки, мастер классы, самообразование, деятельность и проч.)?
— Есть ли у вас хобби?
— Владеете ли инструментом? Пишите ли прозу, стихи? Занимаетесь ли в худ. самодеятельности?
— В каких театрах вы были, какие последние спектакли видели?
— Что понравилось\не понравилось в спектакле, почему?
— Как бы вы сами поставили этот спектакль? Что могли бы посоветовать чтобы улучшить (если ваш ответ – не понравился)?
— Кто ваш любимый актер, режиссер, композитор, художник, писатель, поэт, скульптор, опертор, декоратор, архитектор? Почему?
— Почему вы хотите быть режиссером\актером\?
— Какие любимые книги? Что читали в последний раз? Ваши впечатления.
— Когда была Куликовская битва, началась ВОВ, Чем закончилось Ледовое побоище, как умер Пётр I?
— Когда образовался МХАТ (или другой вопрос по истории института в который вы поступаете)?
— Кто такие К. Станиславский и В. Немирович-Данченко?
— Почему вы поступаете именно в этот институт?
— Почему вы любите (если любите) свой родной город?
— Какой художник\сценограф мог бы оформить вашу сцену\фильм?

Теперь вы обладаете нужной информацией для подготовки к экзамену. Удачи и успехов.
Tyrise

Источник

Собеседование, коллоквиум – не просто ли? Не сложно?

Согласно информации, изложенной в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова,[14] «коллоквиум – это разговор, беседа преподавателя с учащимися, имеющая целью выяснить познания учащегося; род экзамена. Собеседование, – исходя из того же источника – беседа на научные, политические и т.п. темы[15]». Поскольку одно определение практически повторяет другое, в дальнейшем мы не будем разграничивать эти понятия, считая их синонимами.

Читайте также:  Вопросы для раздумья ночью

Долгое время форма собеседования применялась в обучении преимущественно вузовского звена. Ее использовали в случаях проверки знаний во время приёмных испытаний либо в качестве вспомогательного вида контроля в ходе учебного процесса.

В музыкальной школе данная форма контроля существует сравнительно недавно. Первые коллоквиумы появились в рамках проведения технического зачета или академического концерта по специальности. Учащиеся должны были ответить на ряд дополнительных вопросов по музыкально-теоретическим предметам до или после проигрывания основной программы. Подобная практика продолжается до сих пор.

Наиболее уместно применение собеседования в условиях итогового урока по музыкальной литературе. В последние годы данная форма контроля знаний всё чаще используется преподавателями. При этом русскоязычных работ, посвящённых разработкам основных положений коллоквиума и методическому обоснованию, в настоящее время не существует. Поэтому мы считаем необходимым начать с выяснения определения.

Допустим, что коллоквиум – это такая форма контроля знания учащихся, которая предполагает краткий (устный) опрос по определённому и заранее оговоренному кругу вопросов. Предвидятся возражения. «Это слишком легко!» — скажут многие. Тогда, возможно, коллоквиум – это непринуждённая и свободная беседа по поводу любой из пройденных тем курса. «Это нереально!» – воскликнут другие. От первого постулата нужно оттолкнуться, ко второму необходимо стремиться – вот наша позиция. Несмотря на всю сложность поставленной задачи, на трудности, возникающие при подготовке якобы «непринужденной беседы», попытки приблизиться к её выполнению дадут, по нашему глубокому убеждению, гораздо больший результат, чем любой правильно «разгаданный» тест. Таким образом, мы предполагаем, что коллоквиум является универсальной и всеобъемлющей формой контроля знаний, как в рамках предмета «специальность», так и на занятиях теоретического цикла, в частности, музыкальной литературы. Именно на подобном собеседовании учащиеся начинают не только анализировать музыку, но и сопоставлять произведения разных композиторов, соотносить факты их жизни и творчества, и, самое главное, – учащиеся приобретают навыки грамотного построения словесной речи.

Конечно, подготовкак такому уроку требует от преподавателя серьёзной предварительной работы, да и сам ход урока часто оставляет желать лучшего. Безусловно, педагогу намного проще собрать злосчастные листочки с выстраданными ответами, проверить их и поставить оценки. Гораздо больше времени и сил требует устный опрос, беседа с учащимся. Приходится слушать косноязычные ответы, зачастую изобилующие неправильными ударениями в произнесении слов (из опыта собственной работы), более того, и конечный результат радует педагога далеко не всегда. И всё-таки, мы убеждены – стоит пробовать, в любом случае это будет движение вперёд.

В рамках данного раздела мы определим необходимые условия организации коллоквиума как формы контроля знаний учащихся. Большая часть изложенных принципов является итогом многолетней практики автора, основанной на опыте работы с учащимися различных отделений детской музыкальной школы.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на три основных направления, в рамках которых и происходит подготовка и организация коллоквиума. Все направления представляют собой сложный комплекс педагогических, методических, организационных, культурных элементов, и каждый из них – неотъемлемая часть единого образовательного пространства коллоквиума. Первый, основной компонент, который должен учитывать педагог, избравший коллоквиум формой контроля знаний, – это предварительный, или подготовительный этап, подразумевающий тщательное продумывание занятия задолго до его реализации. Второй, не менее важный – это сам процесс, ход урока, который может смодулировать заранее составленный план в новую, не предполагаемую сферу. Третий, заключительный, этап – это подведение итогов и оценка результатов проведённого коллоквиума. Рассмотрение каждого из обозначенных направлений – подготовительного, процессуального и оценочного – составляет, соответственно, три последующих подраздела.

1. Подготовительный этап коллоквиума

На подготовительном этапе необходимо, на наш взгляд, учитывать, в первую очередь, следующие факторы: грамотный выбор темы, определение основного круга вопросов, отнесенность к той или иной форме занятия (типология), а также технические параметры и возможности.

Тема

Начиная подготовку к коллоквиуму, в первую очередь необходимо определить тему. Выбранная тема должна быть объявлена учащимся заранее. Количество возможных вариантов не ограничено. Это может быть и изучение монографических исследований («Жизнь и творчество М.И. Глинки»), и приуроченность к юбилейным датам («400 лет опере», «Моцарт. 250 лет со дня рождения», «Шостакович. 100-летний юбилей»), и обобщающие разделы («Русская опера», «Развитие жанра симфонии»), и связанные со смежными видами искусств («Музыкальное прочтение Пушкина», «Передвижники и творчество М.П.Мусоргского») и многие другие. Важно помнить, что не стоит считать итоговый урок итоговым в прямом смысле слова, то есть включать максимальное количество материала за все годы обучения. В нашем понимании «итоговый» – это возможность для учащихся показать накопленные навыки в умении рассуждать и размышлять, разговаривать и общаться. Не стоит забывать, что стремление устроить собеседование по всему курсу, в конечном итоге может привести всё к тем же 64 вопросам и неминуемой зубрёжке. Иначе говоря, тема итогового занятия может быть локальной, выбранной свободно, исходя из ситуации в классе и, возможно, доступности материала.

В нашей практике одна из интереснейших тем возникла после совместного посещения преподавателя с учащимися премьерного показа оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» в Саратовском академическом театре оперы и балета. Данная постановка запомнилась саратовцам новаторским подходом, парадоксальным режиссерским решением. В дальнейшем, в ходе коллоквиума вместо традиционного обсуждения особенностей стиля и творчества композитора, завязалась бурная полемика и желание разгадать режиссерский замысел (не без участия преподавателя, разумеется). В результате появился свежий взгляд на пройденный материал, знакомые персонажи обрели новые черты. В процессе дискуссии ребята даже проявили инициативу представить другой вариант постановок ранее изученных опер («Иван Сусанин», «Борис Годунов») в современной трактовке. Более того, впоследствии учащиеся самостоятельно посещали и другие спектакли оперного театра и ещё долго следили за творчеством «знакомого» режиссёра.

Вопросы

После определения темы необходимо определить основной круг вопросов, на которые учащиеся должны будут обратить внимание в процессе предварительной домашней подготовки.

Могут быть использованы вопросы следующих направлений:

· Требующие точных знаний программного материала

· Рассчитанные на эрудицию учащихся

· Предполагающие возможность размышления и обсуждения

· Раскрывающие музыкальную эрудицию

Знание учащимися текущего материала программы может быть выявлено с помощью вопросов следующего типа: в каком году состоялась премьера оперы Глинки «Иван Сусанин», определите ее жанр; перечислите основные произведения Мусоргского; назовите тональность Первой симфонии Чайковского и т.д. Проверить общую эрудицию учащихся можно на примере следующих заданий: назовите современников композитора; что вы знаете о музыкальном конкурсе им. П.И. Чайковского; перечислите оркестровые группы, из которых состоит биг-бенд и т.д. Перечислим несколько вопросов-размышлений: что вы слышите особенного в музыке Моцарта; о каких способностях, качествах и чертах характера композитора говорят указанные факты и высказывания; что вам понравилось в данном произведении и т.д. Выбор музыкальных фрагментов для определения на слух знакомых тем может быть свободным и соответствовать уровню знаний всей группы в целом или каждого учащегося в частности.

Форма

После того, как педагог сформулировал тему и дал домашнее задание учащимся в виде ряда вопросов, необходимо продумать, в какой форме будет проведен предстоящий коллоквиум.

Назовем основные виды уроков, которые можно использовать на коллоквиуме. К наиболее универсальным и часто используемым можно отнести следующие:

Урок – исследование. Его структура очевидна: отталкиваясь от заявленной темы, используя полученные знания, в ходе размышлений необходимо разобраться в сущности темы и постараться максимально ее раскрыть.

В качестве объекта исследования можно выбрать не только творчество отдельных композиторов, обзор стилей, жанров, направлений, но и дать одномоментный срез. Например, один год (допустим, 1917) в истории страны и жизни композиторов (И.Стравинского, С.Рахманинова, С.Прокофьева): их отклик на события, отношение, результат.

Урок – игра. Совершенно точно можно опровергнуть тот факт, что игры не всегда уместны, если речь идет об итоговом, контрольном уроке. Но ведь перед нами всё же дети – только чуть повзрослевшие, но такие же азартные, не любящие проигрывать и готовые перечитать больше литературы, дабы обыграть соперников. «Игра – наиважнейшая, универсальная сфера «самости»… самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации»[16].

Давно и прочно вошли в нашу жизнь «Что? Где? Когда?» и «КВМ» («Клуб весёлых музыкантов»), но появилось и много различных вариаций. К наиболее удачным можно отнести «Ток-шоу», с заранее определёнными ведущими (задают тему, регулируют процесс выступлений), «гостями в студии» (представляют различные точки зрения на вопрос обсуждения), «зрителями в зале» (которые вовсе не являются пассивными слушателями, а задают вопросы «в прямом эфире», поддерживая и помогая аргументировать основные версии). В заключении можно устроить «разбор полётов» с участием «главного редактора» – преподавателя. И это лишь один из огромного числа возможных вариантов игровых занятий.

Читайте также:  Народные приметы весны ранней быстрой поздней долгой теплой холодной погоды весной весенние приметы на

Также в ходе урока в качестве вспомогательной можно использовать форму теста. Не менее интересно провести устный блиц-опрос. Это логично сделать либо в начале урока в качестве «разминки», либо в конце, давая тем самым шанс «отстающим» учащимся проявить себя и догнать своих товарищей. Здесь могут пригодиться вопросы, предназначенные для тестирования. Четыре выпуска «Тестов по музыкальной литературе» Г.Ф. Калининой и две части «Рабочих тетрадей» Н.В. Пановой являются прекрасной основой для подбора материала практически по любой теме урока.

Учитывая, что урок искусства нередко строится в соответствии с законами драматургии того или иного жанра, то по форме занятие может быть импровизацией, экспромтом, вариациями или сонатным аллегро. Исходя из этого, в последнее десятилетие появились самые различные модели занятий с интересным драматургическим решением.

Источник

Вопросы для коллоквиумов собеседования

1.Человек и история в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
3.Смысл названия романа М.Лермонтова "Герой нашего времени"
4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого "Война и мир"
5. Обломов — "самый обобщенный русский национальный тип" (В.Соловьев)
6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
7.Образ "маленького человека" в русской литературе Х1Х века
8."Вечные вопросы" в романах Ф.Достоевского
9. Что вы знаете о Серебряном веке?
10. Добро и зло в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
12. Каких современных писателей вы знаете?

Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.

Объясните свой выбор.

1. Н.Фонвизин «Недоросль»

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»

4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»

5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»

6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»

7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»

8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»

9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»

10. М.Горький «На дне»

11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»

12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»

13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»

14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»

15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»

16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»

17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»

18. Б.Шоу «Пигмалион»

19. А.Н. Островский «Бесприданница»

20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?

21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?

22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?

23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?

24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?

25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?

26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?

27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?

28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?

29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.

30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.

31. Ваш любимый актер-актриса.

32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?

33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.

34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?

35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).

36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?

Источник



Этап. Коллоквиум (собеседование по вопросам

Творческое испытание по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность (по виду: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений) предполагает знакомство с творческими способностями абитуриентов и отбор абитуриентов, проявивших склонность к актерскому или режиссерскому творчеству, широкий кругозор и способности. Творческие испытания помогают обнаружить личностные качества и способности, необходимые для обучения по специальности 51.02.02 Социально-культурная деятельность.

Целью творческого испытания является определение интеллектуального, образовательного и творческого потенциала абитуриента, поступающего на специальности и его соответствие требованиям профессии.

Творческое испытание предусматривает проверку актерских, музыкально-пластических способностей абитуриента, выполнение творческого задания, предложенного экзаменационной комиссией, устное собеседование.

Проверка ораторских, музыкально-пластических способностей происходит в два этапа, во время которых абитуриент имеет возможность проявить свои способности декламации, пения, пластики.

Творческие задания, предложенные экзаменационной комиссией (3-й этап), которые абитуриент выполняет во время испытания, дают ему возможность показать свои организаторские или режиссерские способности, продемонстрировать определенные данные и склонности в выбранной профессии.

Устное собеседование дает возможность выявить у абитуриентов качества, связанные с выбором творческой профессии: знания об истории и специфике профессии, уровень начитанности, культуры и творческого потенциала и интереса к театральному искусству.

Примерный перечень заданий и тем собеседования абитуриент получает на консультации, конкретное задание – в день творческого испытания.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

НА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 51.02.02 Социально-культурная деятельность

(по виду: Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений)

Этап. Исполнение отрывков из литературных произведений

Абитуриент должен быть готов исполнить стихотворение, басню, прозаический отрывок; желательно подготовить несколько произведений каждого жанра.

Оценивается чистота речи, понимание смысла читаемого материала, яркость исполнения, воображение абитуриента.

этап. Коллоквиум (собеседование по вопросам

культуры и искусства)

1. Почему вы выбрали эту профессию?

2. Расскажите о своем творческом опыте (занятия в студиях, кружках, школах искусств и т.д.)

3. Ваш любимый писатель, почему?

4. Ваш любимый драматург, его лучшая, на ваш взгляд, работа.

5. Ваш любимый актер, почему, его работы?

6. Ваш любимый театр, его репертуар, почему?

7. Какой последний спектакль Вы посетили?

8. Ваш любимый фильм (отечественный, зарубежный)?

9. С кем из знаменитых артистов Вы хотели бы сыграть, почему?

10. Опишите свое любимое место в своем родном городе.

11. Какое культурное событие произвело на вас особо сильное впечатление?

12. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать режиссер?

13. Какие жанры театрального искусства Вы знаете?

14. Что Вы знаете о нашем Колледже, о режиссерском отделении?

15. Назовите крупнейшие театры мира, выдающихся театральных режиссеров.

16. Ваш любимый режиссер (театра, кино), почему, его работы?

17. Ваш любимый театр, его репертуар, почему, какой последний спектакль Вы посетили?

18. Какие проблемы вы видите в современном театральном искусстве?

По итогам собеседования оценивается самостоятельность и критичность мышления, умение правильно сформулировать и выразить мысль, общекультурный уровень, эстетические взгляды, эрудиция, осознанность выбора профессии, увлеченность театром.

3 этап. Исполнение этюдов

Актерское существование абитуриентов в этюдах, предложенных экзаменационной комиссией.

Поступающему необходимо подготовить и показать этюд (одиночный, парный или групповой), т.е. предложить короткое законченное сценическое произведение на заданную тему, в котором выступить либо в качестве исполнителя, либо в качестве постановщика. Тема и форма этюда задается членами приемной комиссии после прохождения 2 тура. Поступающий должен быть готов ответить на вопросы комиссии по содержанию (тема, идея) и форме (организация сценического действия, использование средств выразительности) этюда.

Оценивается убедительность исполнения, передача характера персонажа, понимание события в предлагаемых обстоятельствах, яркость исполнения.

Критерии оценки

Зачет

Незачет

Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.

В случае если численность поступающих, включая поступающих, успешно прошедших вступительные испытания, превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджета субъекта Российской Федерации, преимущественное право зачисления будут иметь следующие категории абитуриентов:

— имеющие направления на обучение от органов управления культуры муниципальных образований Иркутской области (администраций районов, городских округов);

— имеющие грамоты, дипломы в творческих конкурсах областного, всероссийского и международного уровня по профилю специальности;

— имеющие более высокий балл в аттестате по предметам гуманитарного цикла;

— проживающие в Иркутской области;

— для поступающих по заочной форме обучения: работающие по профилю специальности и имеющие направления на обучение с места работы.

Источник