Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные и страдательные причастия

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает самим именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил самим именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

    Ребенок обнял собаку.

Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Запомним! Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени (суффикс зависит от спряжения), а причастия прошедшего времени — от основы инфинитива (гласная перед суффиксом зависит от гласной перед «ть»).

Действительные

Страдательные

Иногда действительное причастие можно использовать в пассивном залоге. В таком случае оно характеризует предмет, который сам действие не производит. Например:

При этом мы понимаем, что здание строится не само.

От страдательных причастий прошедшего времени можно образовывать краткую форму. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда выступает в качестве сказуемого. Например:

Полные причастия изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, нужно поставить вопрос. Вот так:

  • БушующИм морем — КакИм морем?

Действительные причастия можно образовать от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы

Причастия

Далее рассмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ущ/ющ;
  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффиксов ащ/ящ.
  • читать (1 спр.) — читающий,
  • писать (1 спр.) — пишущий,
  • слышать (2 спр.) — слышащий,
  • дышать (2 спр.) — дышащий.

Действительные причастия настоящего времени можно образовать только от глаголов несовершенного вида.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени можно образовать от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш- и -ш-.

  • отать — отдавший,
  • прибыть — прибывший,
  • привести — приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-. Например:

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:

Запоминаем: при написании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом нужно сохранить ту же гласную, что и в неопределённой форме глагола перед «ть». Например:

  • увидеть — увидевший, заклеить — заклеивший.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

    от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ем/ом

ведут — ведомый, управляют — управляемый;

видит — видят — видимый, хранит — хранят — хранимый.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например:

  • понять — понятый,
  • решить — решенный,
  • продать — проданный.

Суффикс -нн- можно присоединять только к основе глаголов на ать/ять. Например:

При использовании суффикса -енн- и -ённ- нужно отсекать конечную гласную глагольной основы. Например:

Источник



Что такое причастие простыми словами и как легко отличать причастие от прилагательного, глагола и деепричастия

К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».

Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».

То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.

Содержание

Что надо говорить о причастии вашей учительнице

Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.

Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.

Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.

Виды причастий – вот тут все срезаются

В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.

По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:

  1. Прочитавший (книгу) – «Какой?», «Что Сделавший?» – Совершенного вида.
  2. Читавший (книгу) – «Какой?», «Что делавший?» – несовершенного, нет буквы «с» в вопросе.

По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:

  1. Танцующая (балерина) – «Какая?», «Что делающая?» – настоящего времени. То есть она вот сейчас передо мной танцует.
  2. Танцевавшая – «Какая?», «Что делавшая?» – прошедшего времени. Уже не танцует.

По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.

  1. Играющий (мальчик) – «Какой?», «Что делающий?» – действительного залога. Понятное дело, что он сам играет.
  2. Сыгранная (пьеса) – «Какая?», «Что сделанная?», «С которой что сделали?» – страдательного залога. С ней что сделали? Сыграли. Понятно, что она сама себя сыграть не могла.
  3. Построенный дом – «Какой?», «Что сделанный?», «С которым что сделали?» – страдательного залога. С ним что сделали? Построили. Он сам себя не построит.

Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.

По роду: мужского, женского, среднего рода:

  1. [Он] пьющий – «Какой?», «Что делающий?» – мужского рода.
  2. [Она] пьющая – «Какая?», «Что делающая?» – женского рода.
  3. [Оно] пьющее – «Какое?», «Что делающее?» – среднего рода.
Читайте также:  Краткое изложение взглядов Конфуция отраженных в книге Беседы и суждения Рассмотрение этико политической и

Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:

  1. Именительный падеж (какой? какие?): спящий, спящие.
  2. Родительный (нет какого? каких?): спящего, спящих.
  3. Дательный (даю какому? каким?): спящему, спящим.
  4. Винительный (виню какого? каких?): спящего, спящих.
  5. Творительный (творю с каким? с какими?): со спящим, со спящими.
  6. Предложный (предложение о каком? о каких?): о спящем, о спящих.

Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.

Еще два слова о действительных причастиях

Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.

Возвратное – это когда есть -ся:

  1. Воспроизводящаяся (дорожка) – «Какая?», «Что делающая?» – возвратное, с -ся.
  2. Воспроизводящее (устройство) – «Какое?», «Что делающее?» – невозвратное, без -ся.

Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.

Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.

Пример характеристики причастия

Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:

  1. Вид: бой (что Сделанный? с которым что Сделали?) проигранный – совершенного вида.
  2. Время: бой (с которым что сделали [в прошлом]?) проиграли, он уже давно проигранный – прошедшего времени.
  3. Залог: бой (с которым что сделали?) проиграли, он проигранный – страдательный залог. Он сам себя не мог проиграть. И выиграть тоже.
  4. Род: бой (он какой?) проигранный – мужского рода.
  5. Склоняется: проигранный бой, проигранного боя, проигранному бою, проигранные бои, проигранных боев, проигранным боям и так далее по всем падежам.
  6. Категорий возвратности и переходности нет, потому что страдательное.

Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.

Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

P. S. Мое видео про причастия.

С удовольствием прочитала. Эх, за школьной партой все это казалось ужасно сложным. А ведь все не так страшно, как малюют

«Что сделанный». Мама дорогая. Что, видите ли, сделанный.

Александра, в статье указано, что правильнее задавать к страдательным причастиям вопросы «какой?» и «с котором что сделали?» Вопрос «что сделанный?» можно про… Читать ещё

Александра, в статье указано, что правильнее задавать к страдательным причастиям вопросы «какой?» и «с котором что сделали?»
Вопрос «что сделанный?» можно просто держать в голове, чтобы не спутаться. Естественно, задавать такой вопрос на уроке не надо, он противоречит нормам русского языка.

В целом вы, Алексей, изложили теорию верно и доходчиво. Но есть один недочет, одно уязвимое объяснение и одна ошибка. Недочет: в запоминалке порядка падежей з… Читать ещё

В целом вы, Алексей, изложили теорию верно и доходчиво. Но есть один недочет, одно уязвимое объяснение и одна ошибка.
Недочет: в запоминалке порядка падежей забыли «пеленку» — предложный падеж.
Уязвимое объяснение: действительные причастия не всегда определяют объекты, которые «сами совершают действия». Например, строящийся дом. Дом сам себя не строит, но причастие действительное. Как это объяснить детским языком, я не знаю. По науке в таких случаях предлагается выяснить, может ли определяемое существительное выступать в роли подлежащего в предложении со сказуемым — глаголом, от которого образовано причастие. Например: «Дом строится рабочими». «Дом» здесь подлежащее, значит, «строящийся» — действительное причастие. Со страдательными причастиями ситуация другая. Возьмем выражение «цыпленок, уносимый орлом». «Уносимый» образовано от «уносить», а с таким глаголом возможно только: «Орел уносит цыпленка». (Я пишу упрощенно, ученые все объясняют гораздо сложнее.)
И наконец, ошибка: переходность — непереходность не зависит от контекста. Это постоянный глагольный признак причастия. Причастие, как и глагол, считается переходным, если при нем есть или ВОЗМОЖНО зависимое слово (существительное или местоимение) в форме винительного падежа без предлога.

Источник

3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий, изучавший, изучивший.
  • Проходить – проходящий, проходивший, прошедший.

Много общего выявляется с прилагательным, так как оно тоже обозначает признак предмета, в начальной форме дает ответ на вопрос «какой?» и может склоняться. Рассмотрим варианты склонения по роду и числу.

  • Мужской род, ед. число — Интересующий, знающий, восходящий, исполняемый.
  • Женский род, ед. число — Интересующая, знающая, восходящая, исполняемая.
  • Средний род, ед. число — Интересующее, знающее, восходящее, исполняемое.
  • Множественное число — Интересующие, знающие, восходящие, исполняемые.

Какие бывают причастия?

Как было отмечено выше, причастие (далее – ПЧ) обладает признаками двух частей речи – имени прилагательного и глагола, то есть, признаками именными

Именные признаки ПЧ:

  • изменяется по числам, родам (в ед. ч.) и падежам (в полн. ф.): слушавший, слушавшего, слушавшим;
  • согласуется с определяемым словом в роде (ед. ч.), числе и падеже: написанная строка, прочитанного романа, прослушанных стихов, недочитанное произведение;
  • страдательные причастия, как и качественные прилагательные, имеют полную и краткую формы: дописанный – дописан; брошенный – брошен, сказанный – сказан.

Глагольные признаки:

характеризует предмет по действию:

  • растаявший лед – лед, который растаял;
  • слышимый издалека – тот, которого слышат;
  • текущая вода – вода, которая течет;
  • залитая водой улица – улица, которую залило водой.
  • поющий, умываемый – н. время;
  • умытый, сказанный – пр. время.
  • умывающий (ребенка) – умывающийся(мальчик);
  • смотревший (вдаль) – смотревшийся(в зеркало).
  • рассказывать сказку (переходный) –рассказывающийсказку;
  • играть на пианино (непереходный) –играющийна пианино.
  • сказать (что сделать?) – сказанный (сов. в.);
  • лететь (что делать?) – летевший (несов. вид).
  • летящий (действительное) самолет; видевший (действительное) всех;
  • покрытое (страдательное) льдом озеро; гриб, найденный (страдательное) грибником; сшитый (страдательное) костюм.

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (—ящ-), -ем- (реже -ом-), -им-.

Примеры причастий

  • Щекочет – щекочущий, щекочущая, щекочущее, щекочущие.
  • Колется – колющий, колющая, колющее, колющие.
  • Учит – учащийся, учащаяся, учащееся, учащиеся.
  • Смотрит – смотрящий, смотрящая, смотрящее, смотрящие.
  • Проверяет – проверяемый, проверяемая, проверяемое, проверяемые.
  • Весит – весомый, весомая, весомое, весомые.
  • Мнит –
    мнимый, мнимая, мнимое, мнимые
    .
Читайте также:  Глава 1 Особенности регулирования прекращения и расторжения брака

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш-, -ш-, -енн-, (-нн-), -т-.

  • Молчал – молчавший, молчавшая, молчавшее, молчавшие.
  • Замёрз – замерзший, замерзшая, замерзшее, замерзшие.
  • Увидел – увиденный,
    увиденная
    , увиденное, увиденные.
  • Прочитал – прочитанный, прочитанная, прочитанное, прочитанные.
  • Сжал – сжатый, сжатая, сжатое, сжатые.

Вид причастия

определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке.
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми.
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом.
  • Собака, поедающая корм из миски, рычала, когда к ней подходили.

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике.
  • Задания были выполнены в черновике.
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом.
  • Яблоки снаружи казались поспевшими, но внутри были зелеными.

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи.
  2. Возможность склонения. А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим.
  3. Краткая форма. К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания (раздет, сломан), в женском – а (раздета, сломана), в среднем – о (раздето, сломано).
  4. Синтаксическая роль. В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. (Ручка забыта на столе). Полная форма будет определением. (На столе лежит забытая ручка). Оно может быть обозначено, как подлежащее. (Смотрящий следил за нами внимательно).

Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

В словосочетании «резвые дети» основой прилагательного является существительное «резвость». А если сказать «резвящиеся дети», то кроме вопроса «какие?» имеет смысл спросить «что делающие?». Основой здесь будет глагол «резвиться».

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- (-нн-), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен-. Пример:

  • Крашенные краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Крашеные стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали резанные ножом овощи. Резаные овощи положили в тарелку.
  • Мороженное в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Мороженое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело ношенное вчера платье. Девушка не хотела надевать ношеное платье.
  • Крашенные краской волосы уже потеряли свой блеск. Крашеные волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.
  1. Возвратность и невозвратность.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  1. Совершенный и несовершенный вид причастий

На вопросы «что сделавший?» отвечают причастия совершенного вида.

  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.

Причастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делающий?», «что делавший?».

  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.
  1. Настоящее и прошедшее время

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий
    .
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога.

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Страдательные причастия и действительные причастия

Залоговые отношения, доставшиеся причастиям от глаголов, делят их на:

  1. страдательные
    (СПЧ)
  2. действительные
    (ДПЧ).

СПЧ характеризует свойства кого-/чего-либо, подвергающегося какому-либо воздействию со стороны. Отсюда объяснение названия – «пострадал (-а,-о) от постороннего действия».

  • Примеры:гонимый (тот, кого гонят); ведомый (ведут), подгоняемый (подгоняют)
    ;
    обиженный (тот, кого обидели), накормленный (накормили), отвергнутый (отвергли).

ДПЧ определяют свойство кого-/чего-либо, самостоятельно осуществляющего какое-либо действие.

  • Например: свистящий (тот, кто свистит), дрожащий (дрожит); смотревший (тот, кто смотрел), увядший (увял), строивший (строил), снимавший (снимал), разделивший (разделил), вынесший (вынес), пришедший (пришел).

Суффиксы причастий: правило, таблица с примерами

В образовании СПЧ настоящего времени участвуют основы глаголов настоящего времени и суффиксы:

  • «-ом-/-ем-» – (1-го спр.); «-им-» – (2-го спр.): «комната, убираемая (убирает) мамой», «пчёлы, влекомые (влечёт) нектаром»; «красоты, зримые (зрим) нами».

Образование СПЧ прошедшего времени происходит от основ глаголов н. ф. при помощи суффиксов:

  • «-нн-» – от глаголов на – «-ать», «-ять», «-еть»; «-енн-» – на «-ить»; «-т-» – от глаголов на «-оть», «-ереть», «-нуть» и глаголов, состоящих из одного слога.

Примеры: «сказать – сказанная фраза»; «поставить – поставленный спектакль»; «натереть – натертый до блеска паркет, пролить – пролитый кофе, расколоть – расколотое стекло».

ДПЧ настоящего времени обязаны своему образованию основам глаголов настоящего времени и суффиксов:

  • «-ущ-/-ющ-» – глаг. 1-го спр.; «-ащ-/-ящ-» – глаг. 2-го спр.: жуют – жующий, берут – берущий; бренчат – бренчащий, горят – горящий.

ДПЧ прошедшего времени образуются основами инфинитива и прош. вр., к которым добавляются суффиксы:

  • «-вш-» – от основ гл. н. ф. или пр. вр. на гласный: жить – живший, поседеть – поседевший; «-ш-» – от основы неопределенной формы или прош. вр. на согласный: зарыть – зарывший, приползти – приползший, войти – вошедший.

Кроме этого: ДПЧ образуются:

  • от основ непродуктивных глаголов с суффиксом «-ну-»: тянуть – тянувший, мерзнуть – мерзший;
  • от глаголов на «-сти» (архаичные формы): занести – занесший, отгрести – отгребший; от глагольных основ на «-чь»: волочь – толокший, налечь – налегший.

Времена причастий

Временная категория ПЧ несколько отличается от времен их ближайших родственников – глаголов. В отличие от них ПЧ имеют два времени – настоящее и прошедшее. Категория времени тесно связана с видовыми характеристиками глаголов, от которых они образуются. От глаголов несовершенного вида образуются ПЧ настоящего и прошедшего времени: писать – пишущий, писавший; говорить – говорящий, говоривший

. От совершенного – только ПЧ прошедшего времени:
рассказать – рассказанный; прожить – проживший, прожитый.

Причастный оборот

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.

  • Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. (Программа, давшая сбой, вывела компьютер из строя.)
  • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся. (Давшая сбой программа вывела компьютер из строя.)
  • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, которое выражено местоимением, запятая ставится. (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. (И.С. Тургенев)
Читайте также:  10 навыков которые сделают из вас эффективного помощника руководителя

Правописание причастий

Гласная перед -НН- в суффиксах страдательных причастий:

  • «-а-/-я» пишутся в формах прошедшего времени, словообразующими основами которых были глаголы на – «-ать/-ять»: желать – желанный, связать – связанный, развеять – развеянный, овеять – овеянный;
  • «-е-/-ё-» пишется в остальных случаях, первоисточниками которых стали глаголы на – «-еть/-ить/-ти» и другие: объесть – объеденный, приложить – приложенный, занести – занесенный, увлечь – увлечённый, вымести – выметенный (при образовании СПЧ глагольный суффикс «-и-» усекается).
  • в кратких СПЧ прошедшего времени: туман развеян, роман прочитан, случай рассказан, поступок одобрен;
  • в отглагольных прилагательных, образованных от ПЧ и не имеющих при себе приставок или зависимых слов: правленая рукопись, писаная красавица;
  • в полных причастиях, имеющих при себе приставки (кроме не-): овес посеянный, узел завязанный, клад найденный;
  • в полных причастиях, имеющих при себе зависимые слова: правленная редактором рукопись, ломанный на куски хлеб;
  • в бесприставочных ПЧ, образованных от глаголов сов. вида: брошенный камень, купленный подарок;
  • в ПЧ, называющих временный признак, временное состояние: раненный в бою.

В краткой форме ПЧ:

  • гласные перед «-н-» и «-нн-» – остаются такими же, какими были в суффиксах полных форм: посеян, ранен, правлен;
  • суффикс краткого СПЧ отличается от полной формы только количеством «-н-» – в краткой – одна, в полной – две: разрисованный – разрисован, уволенный – уволен.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

  • Роль причастия как члена предложения

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

  1. Усыпано – причастие, образованное от глагола «усыпать», отвечающее на вопрос «каково?». Начальная форма усыпанный.
  2. Признаки.
  3. Краткая форма, единственное число, средний род.
  1. Синтаксическая роль

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

  1. Улетевшего – причастие, образованное от глагола «улететь», отвечающее на вопрос «какого?». Начальная форма улетевший.
  2. Признаки.
  3. Полная форма, винительный падеж, единственное число, мужской род.

Краткие причастия

Краткие ПЧ образуются от полных форм страдательных ПЧ настоящего или прошедшего времени, путем усечения окончания или окончания и части суффикса. В образовании принимают участия только СПЧК с суффиксами «-им-/-ем-», «-ом-», «-енн-», «-нн-» и «-т-»: хранимый – храним;

читаемый – читаем; ведомый – ведом; построенный – построен; открытая – открыта.

Источник

Действительные и страдательные причастия

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.
  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.
  • Страдательные причастия прошедшего времени.
  • Действительные причастия настоящего времени.
  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает самим именинник.
  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил самим именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.
  • Подарок, полученный именинников – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

    Ребенок обнял собаку.

Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Запомним! Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени (суффикс зависит от спряжения), а причастия прошедшего времени — от основы инфинитива (гласная перед суффиксом зависит от гласной перед «ть»).

Действительные

Страдательные

Иногда действительное причастие можно использовать в пассивном залоге. В таком случае оно характеризует предмет, который сам действие не производит. Например:

При этом мы понимаем, что здание строится не само.

От страдательных причастий прошедшего времени можно образовывать краткую форму. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда выступает в качестве сказуемого. Например:

Полные причастия изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, нужно поставить вопрос. Вот так:

  • БушующИм морем — КакИм морем?

Действительные причастия можно образовать от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы

Причастия

Далее рассмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ущ/ющ;
  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффиксов ащ/ящ.
  • читать (1 спр.) — читающий,
  • писать (1 спр.) — пишущий,
  • слышать (2 спр.) — слышащий,
  • дышать (2 спр.) — дышащий.

Действительные причастия настоящего времени можно образовать только от глаголов несовершенного вида.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени можно образовать от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш- и -ш-.

  • отать — отдавший,
  • прибыть — прибывший,
  • привести — приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-. Например:

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:

Запоминаем: при написании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом нужно сохранить ту же гласную, что и в неопределённой форме глагола перед «ть». Например:

  • увидеть — увидевший, заклеить — заклеивший.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

    от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ем/ом

ведут — ведомый, управляют — управляемый;

видит — видят — видимый, хранит — хранят — хранимый.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например:

  • понять — понятый,
  • решить — решенный,
  • продать — проданный.

Суффикс -нн- можно присоединять только к основе глаголов на ать/ять. Например:

При использовании суффикса -енн- и -ённ- нужно отсекать конечную гласную глагольной основы. Например:

Источник