Общие основы педагогики конспект лекций

Общие основы педагогики: конспект лекций.

3. Общая характеристика системы образования.

Концептуальным документом развития образовательной системы России до 1991 г. являлось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране», принятое в марте 1987 г. Однако известные политические события, приведшие к распаду СССР, выдвинули на передний план государственной политики Российской Федерации проблему определения собственной стратегии развития образования в России.

Вышедший в июне 1991 г. первый Указ первого Президента России Б. Н. Ельцина «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» исходил, как это следует из его преамбулы, «из исключительной значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала России, обеспечения приоритетности сферы образования» (Указ Президента РФ № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», июнь 1991 г.). Указ и изданное в его исполнение постановление Совета Министров РСФСР (№ 402 от 16 июня 1991 г.) определяли ряд мер, которые следовало принять в сфере развития образования, и в первую очередь необходимость создания к концу 1991 г. Государственной программы развития образования в России – «Программа-92».

Данная программа имела законченный характер, являла собой поэтапную и систематическую программу развития высшего образования в России. В основу авторами проекта было положено направление эволюционного становления российской системы высшего образования.

На основании проведенного анализа социально-экономических факторов были определены стратегические цели, среди которых важнейшими были следующие.

1. Повышение образовательного уровня населения России в среднем до 14,5 лет к 2006 г., которое достигалось путем предоставления каждому гражданину возможности интеллектуального, культурного и нравственного развития посредством получения высшего образования и квалификации в соответствии с его способностями и знаниями.

2. Обеспечение широты и качества образования, которое повышает профессиональную способность, значимость и социальную защищенность человека в сложных условиях рыночной экономики. Была разработана многоуровневая система высшего образования (1992–1993 гг.).

В связи с этим были определены шесть принципов, на которые необходимо опираться при достижении намеченных целей.

1. Принцип саморазвития – представляет собой отсутствие централизованной и авторитарной власти, а следовательно, демократизация управления образованием, что означает предоставление относительной самостоятельности вузам при решении поставленных перед ними проблем и задач.

2. Принцип качества – означает наличие качества образовательных программ, которое достигается посредством объединения в программах личностных и общественных ценностей.

3. Принцип разнообразия – предполагает наличие разнообразных типов высшего образования, которые различаются по срокам и уровням подготовки, формам обучения, выдаваемым дипломам, академическим и ученым степеням и званиям.

4. Принцип единства – наличие преемственности и разделение ступеней образования в рамках системы образования.

5. Принцип равенства – наличие этого принципа означает предоставление всем гражданам одинаково равной возможности получить любое образование, т. е. это реализация конституционных прав и свобод в области высшего образования.

6. Принцип эффективности – это возможность удовлетворить потребность регионов в высококвалифицированных кадрах с условием вложения наименьших затрат.

Несмотря на все продуманные и логические принципы, «Программа-92» оказалась слишком оптимистичной, принимая во внимание объявленные Правительством Российской Федерации показатели роста экономики в ближайшие годы. Не было выделено средств на такие ее проекты, как создание национальной системы баз знаний, масштабная информатизация высшей школы, и они не были выполнены в намеченные сроки.

«Программа-92» в качестве одного из проектов определила создание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГОС ВПО (Постановление Правительства РФ № 773 от 10 августа 1993 г.). Данный проект должен был закрепить на нормативном уровне предложенные мысли и идеи в области обновления содержания образования. Таким образом, ГОС ВПО должен был стать основным нормативным документом системы высшего образования и определить уровни высшего профессионального образования, содержание и результаты учебного процесса.

Структура образовательной системы России, общие принципы ее функционирования и развития, а также основные социальные характеристики определены Федеральным законодательством Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в него входят:

1) Федеральный закон «Об образовании» (редакция 1996 г.);

2) Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.);

3) Федеральная программа развития образования;

4) Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

Согласно основному закону, российская образовательная система являет собой совокупность:

1) образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) образовательных учреждений, реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты;

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Термин «образовательная программа» подразумевает цельную программу определенного уровня образования, назначенного на уровне образца. Существует иерархическая лестница уровней образования в России, построенная на базе соответствующих образовательных программ, которая включает одиннадцать ступеней, относящихся к шести уровням образования (табл. 2).

Уровни образования.

Общие основы педагогики: конспект лекций

Дошкольное образование не является обязательным условием поступления в первый класс начальной школы.

Следует отметить, что ни одна образовательная программа не является тупиковой. Существует преемственность между образовательными программами всех уровней, дающая возможность продолжать обучение на последующем уровне вплоть до самого высшего. Это значит, что документ, выданный по окончании полной средней школы, дает возможность его обладателю поступить в высшее учебное заведение любого направления.

Все реализуемые образовательные программы можно назвать основными. Кроме образовательных программ основного направления, существуют программы дополнительного образования. Оно может осваиваться гражданами по мере необходимости. Некоторые дополнительные образовательные дисциплины могут быть изучены слушателями в момент получения ими формального образования. Примером может служить сеть музыкальных школ, которые обучают по дополнительным программам музыкального образования. Дети имеют возможность учиться в музыкальной школе параллельно с обучением в общеобразовательной школе. У студентов и учащихся пользуются большой популярностью самые различные курсы дополнительного образования, такие как компьютерные, экономические, курсы иностранных языков, которые они изучают на факультативной основе, и т. д. Но все это дополнительное образование, скорее всего, предполагает образование незанятого и безработного населения или работающих специалистов. Задача, которую решает такое дополнительное обучение, – это постоянное повышение уровня знаний тех, кто понимает значение собственного развития. Таким образом, основу российской системы образования составляет сочетание основной и дополнительной образовательных программ.

Второй элемент, который является составляющим образования России, – система различного типа и вида образовательных учреждений. Образовательным, согласно закону «Об образовании», является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. учреждение, которое решает одну или несколько обучающих задач. Существуют некоторые особенности установленных норм.

1. Образовательные учреждения могут быть образованными не только органами государственной власти и местного самоуправления, а также учредителями могут стать и организации любой другой формы собственности, в том числе иностранные, общественные и религиозные организации, а также граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Следовательно, по принадлежности к организационно-правовым формам образовательные учреждения могут являться государственными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и т. п.) и муниципальными.

2. Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает учебно-методическую документацию, которая определяет организацию всего учебного процесса, является образовательной программой в целом, ее разделение на часы по учебным дисциплинам и годам обучения. Существует единственный нормативный документ в этой сфере, которого необходимо придерживаться при составлении учебных программ, – это ГОСТ. Все другие документы являются рекомендуемыми к исполнению и носят характер необязательных, координирующих учебно-методическую работу образовательных учреждений.

3. Каждое образовательное учреждение, которое намеревается определить своей задачей образовательную деятельность и приступить к обучению школьников или студентов, должно получить лицензию на право ведения образовательной деятельности определенного уровня и возможность выдавать документы об образовании государственного образца. Выдача такой лицензии производится после того, как образовательное учреждение успешно проходит этапы аттестации и последующей государственной аккредитации.

Образовательные учреждения в зависимости от уровня и направленности обучающих программ могут разделяться по типам и видам. Тип образовательных учреждений связан в основном с принятой классификацией образовательных программ на основные, дополнительные, общеобразовательные и профессиональные. Вид образовательных учреждений зависит от направленности реализуемых этим образовательным учреждением образовательных программ, и, как правило, каждый вид имеет свое отличительное название. Можно привести пример общеобразовательных школ, среди которых появились лицеи и гимназии; образовательные учреждения среднего профессионального образования разделяются на училища, техникумы, колледжи. Среди вузов имеются университеты, консерватории, академии, институты и т. д.

Третий элемент в образовательной системе – это органы управления образованием. Согласно Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по предметам совместного ведения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации издают, кроме федеральных законов, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ними (статья 76 Конституции Российской Федерации). На уровне Российской Федерации действуют:

1) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

2) федеральные ведомственные органы управления образованием.

Таким федеральным центральным органом является Министерство образования, а федеральными ведомственными – федеральные министерства и федеральные ведомства, являющиеся по существу учредителями образовательных учреждений. Под руководством Министерства образования или других федеральных министерств находятся свыше 95 % всех государственных вузов. Только негосударственные вузы не относятся к ведению государственных (муниципальных) органов власти и управляются непосредственно учредителем.

Рассмотрим требования к системе образования.

1. Доступность образования. Государство должно предоставить возможность каждому гражданину, получившему общее среднее образование и имеющему соответствующий документ об окончании, продолжить образование в любом высшем учебном заведении. Невозможность обучения должна восприниматься человеком как справедливое ограничение. Поэтому при поступлении в вуз должны отсутствовать какие-либо сословные, национальные, религиозные, половые, классовые и политические ограничения.

2. Качество образования. Высшее образование как этап в образовательной деятельности человека должно быть личностно и общественно значимым. С одной стороны, обучение должно помочь человеку в качественном росте, с другой стороны, полученные знания и профессиональная подготовка должны обеспечить человеку достойную жизнь.

3. Реализация академических свобод студента в процессе обучения. Будущий студент должен быть уверен в том, что он сможет выбирать и постоянно уточнять свою профессиональную образовательную направленность (вуз, специальность, специализацию, учебные курсы и т. п.). Кроме того, в вузе все отношения между студентами и преподавателями должны быть основаны на доверительных отношениях и принципах взаимоуважения, а учебный процесс должен быть построен так, чтобы не ущемлять права человека, обеспечивать свободу от физического и психического насилия.

Как часть системы образования, высшая школа предоставляет возможность получения знаний, которые в будущем способны не только создать высокий уровень конкурентоспособности на рынке труда, но и обеспечить социальную защиту, уверенность, мобильность.

Система высшего образования в России на современном этапе должна решить стратегическую задачу получения как можно большим количеством граждан качественного и доступного (не зависящего от материальных возможностей, местожительства, условий жизни и работы и т. д.) образования. Именно образование дает постоянную возможность профессионально повышать свой уровень, менять профессиональную ориентацию в рыночных условиях. По прогнозам экспертов, переход к постиндустриальному обществу станет возможным тогда, когда 40–50 % населения будет иметь высшее образование. Система образования России и высшая школа вполне могут подготовить необходимое на рынке труда количество высококвалифицированных кадров и специалистов.

Читайте также:  Пропагандистские настольные игры раннего СССР

Но в настоящее время российская система образования находится в кризисном состоянии. Приведем некоторые признаки кризиса.

1. Обострение проблем доступа к образованию.

2. Усугубление проблем качества и релевантности образования.

4. Все меньше становится преподавателей с необходимой квалификацией, особенно на периферии, где падает престиж их работы и оплата труда.

5. Выделение небольшой группы благополучных, процветающих вузов на фоне основной массы нуждающихся и слабых.

6. Опасность потери гражданами возможности иметь равный доступ к образованию.

Система образования взрослых не в полной мере решает основные образовательные задачи – в течение всей жизни обновлять знания, полученные в профессиональной сфере. Право на получение образования, закрепленное в Конституции (ст. 42) и в Законе «Об образовании» (раздел 1, ст. 5), должно быть реализовано в полной мере. Должен учитываться принцип гуманистичности, особенно тогда, когда никто не может быть лишен возможности учиться по различным причинам: бедность, географическая или временная изолированность, социальная незащищенность, физические недостатки или занятость производственными и личными делами.

Несмотря на все недостатки состояния системы образования, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации определены основные положения, которые должны улучшить условия в сфере образования.

2. Опережающий характер всей системы образования.

3. Доступность системы образования.

Фундаментализация образования означает ориентацию образования на приобретение знаний фундаментальных законов природы, общества и самого человека. Это должно дать возможность человеку самостоятельно решать свои проблемы в критических и стрессовых ситуациях при условии неопределенности, новизны, сложности в сочетании с природными и социальными явлениями. Термин «фундаментализация» подразумевает значительное повышение уровня образования людей, которые его получают, за счет определенного изменения методов решения учебного процесса и содержания изучаемых дисциплин.

Опережающее образование – это понятие образования, которое представляет собой необходимость опережать бытие сознанием в критический момент для развития общества. Основная мысль состоит в том, что система образования будущего своей главной целью должна иметь задачу зарождения и формирования у человека таких качеств, которые смогут позволить быть успешным, жить и работать в условиях ХХI в. Таким образом, первоочередная задача опережающего образования – это ориентация на будущее.

Доступность образования обеспечивается за счет широкого использования методов дистанционного обучения и самообразования на основе перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.

Источник

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

3) обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

4) уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

5) квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

6) федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

7) образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации;

8) федеральные государственные требования — обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

9) образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

10) примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

11) общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;

12) профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

14) дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования;

15) обучающийся — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;

18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

21) педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

22) учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

23) индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

24) практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;

25) направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы;

26) средства обучения и воспитания — приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности;

27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

29) качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

30) отношения в сфере образования — совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

31) участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

32) участники отношений в сфере образования — участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения;

33) конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

34) присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

Читайте также:  Общие вопросы для анкетирования

35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Источник

Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.

А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.

Учитель в классе

Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

Образование это..

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

Общее образование

    Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;

Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Функции образования

Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.

Пометки маркерами

В связи с этим можно выделить следующие функции образования:

  1. воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
  2. образовательная — собственно обучение;
  3. социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
  4. подготовка профессионалов, которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
  5. приобщение к новым технологиям и другим культурам.

Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:

  1. Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
  2. Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
  3. Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.

Более развернуто все это представлено чуть ниже:

  1. социально-культурные, включающие развитие духовности общества:
    1. гуманистическая;
    2. социальный контроль;
    3. распространение культуры в обществе;
    4. воспроизводство социаьных типов культуры;
    5. инновации в сфере культуры;
    6. формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
    7. формирование ценностных ориентаций;
    8. воспитательная функция;
    9. обучающая функция;
    10. социализация личности.
    1. формирование профессиональной среды;
    2. перераспределение ресурсов;
    3. социальная селекция (что это такое?);
    4. профессиональный отбор;
    5. активизация социальных перемещений;
    6. функция социального и культурного изменения;
    7. профориентационная работа.

    Есть еще и скрытые функции образования, которые многие учитывают:

    Виды, уровни и ступени образования

    Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).

    Весь процесс предполагает 3 ступени образования:

    1. Дошкольное – ясли, детский сад, развивающие кружки.
    2. Общее (школьное) – позволяет получать ребенку базовые знания. В свою очередь, делится на:
      1. начальное – это младшие школьные классы с 1 по 4. На этом уровне дети знакомятся с примитивными научными знаниями о действительности, обнаруживают свои таланты, развивают личность в процессе решения прикладных задач;
      2. основное – 5-9 классы (в России и многих других продвинутых странах человек обязан иметь минимум 9 классов образования). В этот период школьники развивают обнаруженные способности и интересы;
      3. среднее образование – это знания, которые получают школьники 10-11 классов, является обязательным для поступающего в ВУЗ. В отдельных европейских государствах среднее образование составляет не два года, как у нас, а три и даже четыре. Поэтому наши аттестаты не везде считаются действительными, что лишает возможности русских людей студенческого возраста поступить в иностранное высшее заведение.

      Школьное образование построено на принципах гуманизма, доступности, последовательности и научности, а также тесно связано с жизнью. Является общедоступным для всех граждан нашей страны.

      Выпускница

      1. начальное – профессиональные лицеи и ПТУ (туда можно пойти после 9 обязательных классов в школе);
      2. среднее – колледжи и техникумы;
      3. высшее – институты и университеты, дающие диплом бакалавра, специалиста и магистра;
      4. послевузовское – обучение в аспирантуре и докторантуре (наивысшие формы образования). Первое является повышением квалификации и подготовкой к получению ученой степени кандидата наук. Второе готовит кандидата к званию доктора наук.

      Все описанные выше уровни и ступени системы образования в РФ хорошо проиллюстрированы ниже:

      Ступени образования Уровни образования
      1 начальное образование (обязательно) 1
      2 основное общее образование (обязательно)
      3 среднее (полное) общее образование 2
      4 начальное профессиональное образование длительностью в 1 год 3
      5 начальное профессиональное образование повышенного уровня, требующее дополнительного года обучения и ведущее к получению рабочей профессии с повышенным уровнем квалификации
      6 среднее профессиональное образование длительностью 2-3 года 4
      7 среднее профессиональное образование с повышенным уровнем подготовки длительностью 4 года
      8 высшее профессиональное образование — бакалавр (4 года) 5
      9 высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентировано на практическую деятельность
      10 высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), акцентрировано на научно-педагогический вид деятельности
      11 послевузовское профессиональное образование, реализуемое в аспирантуре (3 года) 6

      То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Как все сложно, да?

      Разные подходы к построению системы образования

      Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

        Культуросообразный – представители этого подхода считают, что изначально у человека нет определенных задатков, индивидуальных способностей.

      Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.

      Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

      Формы обучения

      Современная система образования в России предполагает 5 форм обучения личности:

      Кафедра

      1. Очная (традиционная) – обучающийся ходит на учебу, как на работу: каждый день, кроме выходных (школьники, студенты).
      2. Заочная – предоставляемый учебным заведением материал самостоятельно изучается дома, возможны посещения специальных лекций и семинаров (что это такое?), сдача экзаменов в очной форме. Заочная форма дает студенту возможность работать и учиться одновременно.
      3. Экстерн – самостоятельное обучение с аттестацией в образовательном учреждении. При этом ученик может сдать за один раз (или в течение года) экзамены по программам за 2 и даже 3 года.
      4. Индивидуальный план обучения – составляется, согласно возможностям обучаемого.
      5. Дистанционная форма – процесс образования происходит на расстоянии с помощью интернета. Когда-то такая форма производилась посредством писем, которые слали друг другу ученик и преподаватель. Сейчас это так называемые вебинары (что это?).

      Отрасли (виды) образования

      Образование по направленности принято делить на отрасли (виды):

      Профессии

      1. психологическое образование;
      2. радиотехническое;
      3. архитектурное;
      4. юридическое;
      5. математическое;
      6. художественное;
      7. историческое;
      8. духовное;
      9. экономическое;
      10. деловое;
      11. военное;
      12. педагогическое;
      13. музыкальное;
      14. медицинское;
      15. энергетическое;
      16. сельскохозяйственное;
      17. транспортное;
      18. строительное;
      19. горное;
      20. естественнонаучное;
      21. журналистское.

      Коваленко Лилия

      Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

      Комментарии и отзывы (5)

      Думаю наш уровень образования крепкий середняк, и то с натяжкой. Специалистов вузов как правило забирают в Европу.

      Хорошая статья. Спасибо!

      Современное образование в нашей стране — кипа ненужной информации, которая в одно ухо влетает, а в другое вылетает, в то время, как действительно важная и нужная информация в образовательную программу не входит.

      Современное образование давно требует реформирования. Оно дает массу ненужных, оторванных от реальности знаний вместо необходимых для жизни навыков.

      Образование не должно лежать под политикой! образование, как таковое, должно существовать, независимо от политики. особенно история! без неё народ, население, НИЧТО

      Источник

      Урок 1. Основы образовательного права

      Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

      Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

      Потребитель гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

      Исполнитель организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

      Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.

      Магистратура — ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению.

      Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр» . Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

      Специалитет уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста.

      Конституция РФ – основной закон государства.

      ФГОС – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

      Ключевые слова

      Бакалавриат, исполнитель, Конституция РФ, магистратура, образование, образовательное право, уровни образования, потребитель, специалитет.

      Основная и дополнительная литература по теме урока

      1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
      2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
      3. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

      Теоретический материал для самостоятельного изучения

      В современном мире образование играет важную роль в жизни граждан. В России, как и во многих других государствах сложилась целостная система правовых норм в области образования. Для регулирования отношений в этой области выделяют отдельную отрасль права – образовательное право.

      Образовательное право — отрасль права, регулирующая образовательные отношения.

      Что такое образование? Образование — это процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями.

      Образование делится на определенные уровни. Уровень образования — завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

      В России выделяют следующие уровни образования: общее и профессиональное. Общее образование в свою очередь подразделяется на:

      — начальное общее образование;

      — основное общее образование;

      — среднее общее образование

      Профессиональное образование имеет следующие уровни:

      — среднее профессиональное образование;

      — высшее образование — бакалавриат;

      — высшее образование — специалитет, магистратура;

      — высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

      Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 10 июля 1992 года), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, а также международными нормативно-правовыми актами (Конвенция о правах ребенка).

      Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При этом в законе речь идет об общеобразовательной подготовке, осуществляемой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

      Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

      В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т.д. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования.

      Дошкольное образование становится общедоступным, если родители имеют возможность поместить своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

      По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу — в первый класс.

      По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

      В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по общему правилу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

      Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ. При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты ЕГЭ действительны 4 года, следующих за годом сдачи экзамена.

      Образовательные организации высшего образования устанавливают минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение. Образовательные организации высшего образования вправе проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

      Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей принимаются в вузы вне конкурса (на льготной основе), а также инвалиды I и II групп, если согласно заключению врачебно-трудовой экспертизной комиссии им не противопоказано обучение в вузах.

      В последнее время на потребительском рынке пользуются большим спросом платные образовательные услуги. Участниками отношений в сфере предоставления платных образовательных услуг являются:

      Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

      Исполнитель — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (физическое лицо, осваивающее образовательную программу).

      Платные образовательные услуги оказываются на добровольной основе и по желанию обучающегося.

      К таким услугам относятся услуги, предоставляемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия по углубленному изучению предметов, репетиторство и т.п.

      Образовательный процесс включает в себя участников образовательных отношений. Ими являются обучающиеся, родители, педагоги. Все участники образовательного процесса пользуются равными правами и обладают определенными обязанностями.

      Школьники имеют право на:

      — получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;

      — обучение по индивидуальному учебному плану;

      -ускоренный курс обучения;

      -бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами;

      — получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг;

      Помимо прав школьники несут и определенные обязанности:

      — соблюдение Устава школы;

      — добросовестное отношение к учебе;

      — бережное отношение к имуществу;

      — уважение чести и достоинства других обучающихся, работников школы;

      — выполнение требований работников школы по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка.

      За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

      Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

      — дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье;

      — знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

      — защищать права и законные интересы обучающихся;

      Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

      — обеспечить получение детьми общего образования;

      Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах распространяются на педагогических работников в равной мере как на любого человека. Вместе с тем, в связи со спецификой профессиональной деятельности, у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников.

      Педагогические работники пользуются следующими правами и свободами:

      — свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

      — свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

      — право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

      Если образовательное учреждение дает некачественное образование, то оно может быть привлечено к имущественной ответственности. К нему может быть предъявлен иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях.

      Разбор типового тренировочного задания

      Установите соответствие между определениями и понятиями.

      процесс целенаправленной передачи новым поколениям знаний о мире и других духовных ценностей общества, накопленных предшествующими поколениями

      отрасль права, регулирующая образовательные отношения

      уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация (степень) специалиста

      основной закон государства

      ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определённому профессиональному направлению

      завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований

      Разбор типового контрольного задания

      Вставьте в текст пропущенные слова.

      В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от _____, расы, национальности, социального и должностного положения. Таким образом, не допускается какая-либо ________ в праве на получение образования. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в ________.

      В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что право на образование в нашей стране гарантируется независимо от пола, расы, национальности, социального и должностного положения. Таким образом, не допускается какая-либо дискриминация в праве на получение образования. По достижении 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право пойти в школу.

      Источник

      

      Общие вопросы образования это

      Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

      А) общие вопросы воспитания, образования, науки

      Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование

      B) разграничение государственной собственности

      Г) обеспечение правопорядка

      Д) амнистия и помилование

      1) только федеральный центр

      2) федеральный центр и субъекты РФ

      Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

      В ведении Российской Федерации находятся вопросы общегосударственного значения, среди них: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство; защита прав и свобод человека; организация федеральных органов власти; управление федеральной собственностью; разработка основ федеральной политики; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика; федеральный бюджет; федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе; внешняя политика, оборона и безопасность; судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.

      Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края, области. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

      В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы:

      1. Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам.

      2. Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон.

      3. Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников.

      4. Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.

      5. Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита.

      6. Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий.

      7. Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды.

      8. Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

      9. Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.

      10. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ.

      А) общие вопросы воспитания, образования, науки центр — федеральный центр и субъекты РФ.

      Б) финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование — только федеральный центр.

      B) разграничение государственной собственности — федеральный центр и субъекты РФ.

      Источник