Основная мысль высказанная здесь средневековым философом всемирная история есть результат

История философии

В учебном пособии представлена история развития западной и отечественной философии от Античности до современности, раскрыты самые значительные и влиятельные в истории философии и мировой духовной культуре учения философов и философские проблемы.

Оглавление

  • ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
  • 1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  • 2. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История философии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. ФИЛОСОФИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

2.1. Периоды средневековой философии в Западной Европе

Средневековая философия на Западе — исключительно важный период в истории европейской мысли. Без знакомства с ним невозможно понимание в полной мере философских традиций в сквозной преемственности европейской культуры. Осталось в прошлом то пренебрежительное отношение к средневековой философии (схоластике), которое, возникнув впервые у итальянских гуманистов, было подхвачено и распространено просветителями в XVIII в. Средневековая философия в наши дни вызывает большой интерес, о пренебрежении не может быть и речи, скорее, напротив: медиевистика стала своего рода интеллектуальной модой. Впрочем, такое внимание к средним векам оправдано. Несмотря на огромное значение Античности, которая дала европейской культуре философию как способ отношения к миру, образ мышления и поведения, исторически феномен западной философии окончательно формируется именно в средние века. Как и многие явления западной культуры (европейский город, европейский университет), философия в Европе есть прямая наследница средних веков.

Вопрос об истоках средневековой философии остается дискуссионным. Вряд ли оправдано в научном плане связывать начало развития средневековой мысли (как философской, так и теологической) с тем или иным историческим событием, определенным общественным процессом или преобразованием (в качестве таковых в литературе указывались, например, падение Рима в конце IV в., период формирования средневекового способа хозяйствования, воцарение Карла Великого и пр.). Многие авторитетные исследователи (среди них Э. Жильсон, М. Грабман, у нас — Г. Г. Майоров) считают правильным отнести зарождение средневекового философствования к I или II вв. н. э., когда на историческую арену выходит и расширяет свое влияние христианство. Христианство как особый тип религии — монотеистической, основанной на идее откровения, — подготавливает главные черты средневекового способа философствования. Эти же черты (специально о них говорится ниже) будут свойственны и философской мысли, связанной с исламом и иудаизмом.

Первые христианские мыслители (как богословы, так и философы) появляются во II в. в среде апологетов (особая точка зрения на этот счет — у протестантского теолога Р. Бультмана, который находит философское учение у апостола Павла и даже в евангелиях 21 ). Итак, II–IV вв. — период формирования христианской мысли на основе усвоения и критики античной философской традиции. Именно в это время и возникает парадокс под названием «христианская философия» 22 . Этот же период отмечен возникновением различных форм синтеза христианства и поздних традиций античной философии, из которых самым заметным явлением был гностицизм.

Отметим, что IV в. — это и новая глава в истории христианской церкви, и начало становления первого этапа христианской мысли. Обращение императора Константина в христианство, связанное с ним изменение в социальном положении церкви, выработка единой вероисповедной формулы (Символа веры), подготовка и проведение двух церковных соборов — Никейского (325 г.) и Константинопольского (381 г.) обусловили необходимость преобразования или пересмотра также и философских взглядов. Период, начинающийся с IV в., часто называют периодом патристики (от лат. pater — отец). Вряд ли это вполне правомерно: еще до Никейского собора видные мыслители являлись одновременно и видными деятелями церкви («отцами церкви»). Но период с IV в. до VIII в. на Востоке, в грекоязычном мире, как и на латинском Западе, дал крупнейших учителей веры, бывших и выдающимися философами. Это каппадокийские отцы церкви Василий Великий (Кесарийский), Григорий Богослов (Назианзен), Григорий Нисский, блаженный Августин (Августин Аврелий), Боэций, Дионисий Ареопагит (Псевдо-Дионисий), Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, если называть только самых влиятельных.

В дальнейшем история средневековой христианской мысли разветвляется на два русла: одно из них связано с европейским Западом, католицизмом, другой — с греческим Востоком (Византией) и православием. После того как вслед за падением Рима и вступлением в историю новых народов латинский Запад в VI–VIII вв. утратил значительную часть античного наследия, философский элемент средневековой мысли, в силу исторического парадокса, стал, в целом, активнее развиваться именно в католическом мире. Запад словно пытался наверстать то, что им было утрачено и в полной мере возвращено лишь в эпоху Возрождения. Именно на Западе философская мысль оказалась, в конечном итоге, более свободной, чем на православном Востоке. При всей опасности таких сопоставлений следует, все же, признать, что в Византии, которая никогда не теряла связи с античным миром, владея наследием Платона, Аристотеля, неоплатоников, дело часто ограничивалось начетнической эрудицией или полным растворением философии в богословии. Конечно, и для западных ученых богословие как doctrina sacra («священное учение») превосходит философию, знание, полученное естественным путем, но роль диалектического и аналитического (рационального) элемента на Западе в целом гораздо шире, чем на Востоке. Более богатой и пестрой потому и является здесь палитра философских или философско-богословских мнений.

Особую роль в истории средневековой философии в Западной Европе сыграл период, называемый Каролингским возрождением (VIII–IX вв.). Именно в это время (в творчестве, в первую очередь, Иоанна Скота Эриугены) зарождается западная схоластика. В этот же период появляются и основные культурные формы средневекового философствования. Схоластика как форма учености безусловно преобладала в Западной Европе до конца Средневековья. Именно с ней связаны самые значительные достижения средневековой мысли. Схоластика как «учение школы» (лат. schola — школа) тяготеет к последовательному, систематическому изложению и к интеллектуальному синтезу. Проясняя и согласуя, сводя вместе различные положения Библии и противоречивые высказывания отцов церкви, схоластика доводит до напряженной изощренности логику, давая тем самым мощный стимул работе мысли на границе рационального и иррационального. Область схоластического мышления, как то явлено, например, Фомой Аквинским (ХIII в.) в его «Суммах», располагается где-то в узком пространстве между выразимым и невыразимым, постижимым, рационально обосновываемым — и сверхразумным. В западноевропейской схоластике, таким образом, наиболее ярко проявляется и до предела обостряется главное противоречие религиозной мысли в средние века — противоречие между верой и благодатным знанием, с одной стороны, и знанием, получаемым естественным путем, — с другой.

Схоластику также принято делить на периоды: раннюю (IX — XII вв.), высокую (конец XII–XIII в.) и позднюю (XIV–XV вв.)

Ранний период связан с именами Иоанна Скота Эриугены (IX в.) и Ансельма Кентерберийского (XI в.). Крупнейшее явление ХII в., несомненно, — творчество Петра Абеляра. Абеляр был не только блестящим диалектиком, но и выдающимся писателем, оставившим миру знаменитую «Историю бедствий», где личное чувство, пожалуй, впервые выражает себя с такой остротой и силой.

В XII в. происходит встреча западноевропейской мысли с арабо-мусульманской и еврейской философией. Авиценна (Ибн-Сина) (X–XI вв.), Аверроэс (Ибн-Рушд) (XII в.), Моисей Маймонид (XII–XIII вв.) оказывают мощное влияние на католический мир, инициируя постановку новых проблем и новые споры. Благодаря арабским философам, опиравшимся на труды Платона и Аристотеля и комментировавшим их, западный мир расширяет свои знания об античной философии, заново знакомится с текстами великих философов языческой древности.

Вершина схоластической мысли — труды живших в XIII в. Альберта Великого (Больштедта) и, в особенности, его ученика Фомы Аквинского. Последний на основе переработанного в христианском духе учения Аристотеля осуществил универсальный синтез всех философских и богословских взглядов («Сумма Теологии», «Сумма против язычников»).

Поздняя схоластика представлена работами Иоанна Дунса Скота (XIII–XIV вв.) и Вильяма Оккама (XIII–XIV вв.).

Тесно переплетается со схоластикой мистическая традиция западноевропейской средневековой философии. Ее главный источник — труды Псевдо-Дионисия Ареопагита, жившего на рубеже V–VI вв. Вряд ли правомерно противопоставлять мистическую философию схоластике, как это делалось раньше: с одной стороны, схоластические учения, как правило, содержат мистический элемент, проявляющийся в том, что в них (за очень редкими исключениями) подчеркивается приоритет благодатного знания, знания, превышающего возможности рассудка, а с другой стороны, мистические учения прибегают к диалектике и рациональным средствам обоснования 23 . Тем не менее можно говорить о мистическом направлении в философии средних веков, для которого свойственно подчеркивание внерационального элемента и создание особой напряженной, эмоционально окрашенной атмосферы. Мистики апеллируют к формам познания и опыта, связанным с переживанием. Они говорят об экстазе, погружении в глубины собственного Я, о мистической любви. Выдающимися мистиками средневековой мысли являются Бернард Клервоский и Гуго СенВикторский (ХII в.), Иоахим Флорский, Бонавентура (ХIII в.), Мейстер Экхарт (ХIV в.).

Читайте также:  Анализ крови какой должен быть нормальный результат

Завершение средневековой традиции (так же, как и ее начало) не является каким-то одномоментным событием, но развертывается в целую эпоху — эпоху Возрождения 24 (ХIV–ХV вв.), когда наряду с постепенно исчезающими чертами средневекового способа мышления появляются черты мышления нового.

2.2. Основные особенности средневековой философии

Средневековая мысль, мысль, связанная с христианством, рождается (как было указано выше) в эпоху поздней Античности. Сосуществование двух традиций мысли — античной и средневековой — в недрах Античности обусловливает наложение двух перспектив, возможность двух точек зрения на формирующуюся средневековую философию, двух ее оценок. Одна точка зрения есть ракурс видения «из прошлого». С позиций античной философской культуры зарождающаяся христианская мысль представляет собой очевидный упадок. Симптомы этого упадка — ссылка на авторитетное свидетельство вместо рационального обоснования, риторический или «поэтический» стиль. Но в ракурсе «из будущего» именно эти черты христианской философии — черты нового, непредвиденного исторического подъема. Важнейшей, хотя и с трудом фиксируемой с помощью дефиниций чертой средневековой философии является именно это включение субъективного элемента в философское мышление. Причем субъективный элемент становится здесь самым существенным, необходимым. Человеческое сердце, «субъективная страсть», «бесконечная личная заинтересованность» (С. Кьеркегор) впервые в истории мысли в полной мере получают права.

Так в круг философии впервые вводится вера. В классической греческой философии, например у Платона, вера рассматривалась всегда как ненадежный свидетель и приравнивалась к шаткому мнению 25 . Вопрос о вере в ее отношении к знанию становится важнейшим в средневековой философской традиции и может, в свою очередь, расцениваться как ее отличительная черта.

Вместе с верой получает в философии свои права и авторитет. Вера всегда обращена к авторитету. Разве не естественно, рассуждает Григорий Богослов, что в самых важных вопросах сын полагается на авторитет отца, друг доверяет другу. Сильнейший авторитет — это, в первую очередь, авторитет Священной книги, слова Божии. Но также и свидетельство учителей веры, отцов церкви, авторитет положений, установленных церковью. Очевидно, что в средневековой философии происходит пересмотр и переоценка естественных способностей человеческого разума. Истина не может быть достигнута лишь самодеятельным развертыванием и совершенствованием этих способностей. Человеческому духу необходима помощь свыше. Истина есть встреча усилий человеческого разума и сердца и благодатной помощи.

Эти особенности средневековой мысли во многом противоположны тому, что было связано с философской установкой ума в Античности. Понятно, поэтому, насколько парадоксально (даже до сих пор) словосочетание «христианская философия». Становится ясным также, что и зарождение средневековой христианской мысли было возможно только как коренное преобразование традиции, когда само слово «философия» приобретает существенно иной смысл, нежели в Античности. Значение веры как основной установки духа и авторитета напрямую связано с пониманием Бога в христианстве. Бог как источник и первопричина всего бесконечно превышает все существующее. Он непознаваем и может быть доступен человеку только в том случае, если Он сам пожелает открыть себя.

Средневековая философия, как и все средневековое мышление в целом, глубоко традиционалистична 26 . Она даже более детерминирована традицией, чем, если здесь возможно сравнение, философия Античности. Античная философия (как на то указывает само греческое слово philosophia) есть искание истины. Традиция задает направление поисков, которого придерживается последователь школы. Но для средневекового мыслителя истина уже открыта. Она — в природе человеческой души, созданной Богом. Ничего заново искать не нужно. Традиция обращается назад, мышление идет вспять, к своим истокам. Чем древнее, тем истиннее. Но самое древнее на земле — это слово Божие, переданное через патриархов, учителей избранного народа, пророков. Именно эту, уже открытую, истину нужно усвоить. Основным философским текстом в самом прямом смысле становится текст Библии. На него опирается, к нему постоянно обращается средневековый мыслитель. Мысль становится своего рода замечаниями, «маргиналиями» (лат. margo, marginis — край, кромка), оставляемыми читателем Библии на ее полях.

Средневековая философия не знает современного представления об авторстве, об авторской оригинальности. Ценность книги вовсе не связывается с очевидной ее новизной. Новое проявляется иначе, чем в наши дни, — в перемещении акцентов, в авторской интерпретации уже давно известного. Средневековый автор никогда не обходится без цитат и ссылок. Его собственная мысль обязательно должна явиться в обрамлении цитат.

Средневековая культура в целом — культура, опирающаяся и ориентирующаяся, в первую очередь, на письменное слово. Данная особенность средневековой культуры сказывается также и в средневековой философии. Основная книга — это Библия. Истина, как было сказано выше, уже открыта в Библии. Важно до-открыть эту истину, важно уметь читать священный текст. И глубоко не случайно то, что в лоне средневековой философии, еще в позднеантичный ее период, развивается наука понимания и толкования священных текстов — герменевтика.

2.3. Образцы средневекового философствования

Первые философы-христиане появились, как отмечалось ранее, в среде апологетов, защитников христианской веры в эпоху, когда христианство еще не стало официальной религией империи (это произошло в IV в. при императоре Константине) и часто подвергалось преследованиям. Первым христианским философом и богословом считают Иустина Философа

Источник

Основная мысль высказанная здесь средневековым философом всемирная история есть результат

Тема. ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

I. Интеллектуальная разминка

1. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

2. Перечислите дисциплины, предметом изучения которых является общество.

3. Выделите принципиальное отличие предмета социальной философии.

4. Автором первого социально-политического трактата называют _______.

5. К категориям социальной философии следует отнести _______.

6. Когда и кто ввел в научный оборот понятие «социология»?

7. Концепцию «идеального государства» впервые сформулировал (в своей работе) «_________».

8. Трактат Аврелия Августина, ставший своего рода эталоном последующих различных построений философии истории.

9. Основная мысль, высказанная здесь средневековым философом: «всемирная история есть результат _________».

10. Такая позиция называется _________.

11. Из русских мыслителей ее придерживался автор «Философических писем» ________.

12. Проблемам политической жизни Европы, личности правителя посвящена книга «Государь», автором которой является ________ .

13. Раздел философии, изучающий особенности социальной формы существования индивидов, социальное бытие в наиболее общих, предельных понятиях и категориях.

14. Произведение «Левиафан», анализирующее происхождение, сущность, предназначение государства, принадлежит перу _________.

15. Первичной, базовой структурой, обеспечивающей целостность общества, с точки зрения марксизма, выступает ________.

16. Объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты и др.) составляет ________.

17. Основой концепции социального и единицей социального анализа М. Вебер считал _________.

18. Деление общества на классы, слои, прослойки в иерархическом порядке называется _________.

19. Процесс развития общества в его конкретности и многообразии.

20. Устойчивые социальные образования, целью которых выступает упорядочение социальных агентов посредством установления норм и правил поведения.

21. Совокупность идей, взглядов, чувств, теорий, характерных для данной эпохи.

22. Понятие социологии и социальной философии, посредством которого обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами в современном обществе.

23. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвигалась русским историком и мыслителем _______.

24. Идеалистическая концепция истории, соединяющая линейное видение исторического процесса с повторяемостью, представленная как развитие эпох в виде спирали, была изложена ______.

25. Идеи теорий конвергенции, постиндустриального общества высказаны американским ученым и политиком ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.

· Кратко охарактеризуйте каждую из них.

· Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?

· В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?

2. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».

· Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией

· Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры.

Читайте также:  Виды объектов интеллектуальной собственности как разобраться

· Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.

3. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век — время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером.

· Что значит «предметное самоопределение философии»?

· Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей?

· Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?

4. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».

· Что такое «случайности фортуны»?

· Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»?

· Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована?

· Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?

5. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».

III. Заполните таблицы

1. Социальная философия и социология. Определите, к характеристикам какой науки относятся следующие высказывания.

1. «Позитивная наука об обществе» (О. Конт)

2. Предметом науки являются социальные факты
(Э. Дюркгейм).

3. Наука, анализирующая проблемы смысла и
цели существования общества, его генезиса,
судеб и перспектив, направленности, движущих
сил его развития.

4. Наука о социальном поведении, которое она
стремится понять и истолковать.

5. Раздел философии, посвященный
осмыслению качественного своеобразия
общества и его отличию от природы.

6. Исследование общественной жизни под
углом зрения решения мировоззренческих
проблем, центральное место среди
которых занимают смысложизненные
проблемы.

2. Общество как целостность: единство сфер общественной жизни

1. Материально-
экономическая

3. Организационно-
управленческая

3. Концепции исторического процесса. Распределите в три группы имена мыслителей, понимавших по-разному исторический процесс и его суть: Кондорсе, Маркс, Гегель, Тойнби, Тюрго, Платон, Аристотель, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.

1. Как циклического

2. Как линеарного

3. Как спиралевидного

IV. Тематика творческих заданий

1. Социальная философия: особенности становления, современное состояние.

2. Развитие общества: различные подходы (формационный, цивилизационный, культурологический).

3. Различная интерпретация смысла истории в современной философии (Р. Арон, К. Ясперс, Ф. Фукуяма и др.)

4. Проблема ненасилия в современной социальной философии.

5. Социальная стратификация: стратификационный хаос и новые поведенческие модели.

V. Тесты

1. Основателями социологической науки считают …

2. «Общественное сознание определяется общественным бытием» — основной принцип философии …

А) Общественного договора; 1) П. Сорокин;

ких формаций; 2) Т. Гоббс;

В) Социальной мобильности; 3) К. Маркс;

Г) Цивилизационная. 4) Н. Данилевский.

4. Взглядам Гегеля характерно понимание общества как

В) В виде круговорота.

5. Автором терминов «постиндустриальное общество», «информационное общество» был …

6. Произведение «Государство и революция» написал …

7. Укажите волюнтаристическое понимание истории:

А) Историческое движение определяется активностью, свободой выбора субъекта;

Б) В истории нет ни грана свободы; то, что известно нам, мы называем необходимостью;

В) Законы общественного развития объективны, необходимы, однако они реализуются через сознательную деятельность людей.

8. Формами общественного сознания являются …

Философ Фундаментальная категория его философии

А) П. Сорокин; 1) Общественно-экономическая формация;

Б) К. Маркс; 2) Суперсистема;

В) Д. Тойнби; 3) Культурно-исторический тип;

Г) Н. Данилевский. 4) Цивилизация.

10. Объективным критерием общественного прогресса с точки зрения формационной теории является …

А) Состояние морали;

Б) Способ производства материальных благ;

В) Состояние религии;

Г) Уровень демократизации в государстве.

Дополнительная литература

1. Барулин В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. Учебное пособие. – М., 2002.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Гречко П. К. Концептуальные модели общества / П. К. Гречко. – М., 1995.

4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник /

С. Э. Крапивенский. – Волгоград. 1996.

5. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.

6. Ненасилие. Философия, этика, политика. – М., 1993.

7. Опыт ненасилия в ХХ столетии. – М., 1996.

8. Тойнби Д. Постижение истории / Д. Тойнби. – М., 1992.

9. Тоффлер М. Футурошок / М. Тоффлер. – СПб., 1997.

10. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. № 3.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

Далее читайте:

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие / Э.О. Леонтьева. —
Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. тех. ун-та, 2003.

Источник

Философия истории

Как и в философии права, в философии всемирной истории Гегеля разумность торжествует. Внешне противоречивый ход истории, наполненный столкновениями действий и целей отдельных личностей, целых народов и их правительств образует для философии лишь материал, свидетельствующий о превосходстве позиции разума, способного встать над интересами и мнениями особых участников исторического процесса и увидеть в качестве цели и результата всеобщее. В этом отношении существенную роль играет именно позиция философского разума, который сам не участвует в исторических действиях, зато подводит итог историческим свершениям и демонстрирует себе, что если не действия людей, то сам результат истории оказывается всегда разумным. Как афористически высказывает это Гегель: «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно».

«Разум не настолько бессилен, чтобы ограничиваться идеалом, долженствованием и существовать как нечто особенное, лишь вне действительности, неведомо где, в головах отдельных людей». Однако, с другой стороны, цели разума не осуществляются автоматически, сами собой или только в самом разуме, для своего осуществления разум нуждается в деятельности людей. Человеческие стремления, интересы, страсти и вытекающие из них поступки, зачастую далекие от осмысленности и разумности, составляют неотъемлемую ткань исторического процесса. «Ничто великое в мире не совершалось без страсти», но при этом благодаря разрозненным усилиям людей в целом в ходе всемирно-исторического процесса создается некий всеобщий результат, выражающий действие всемирного разума. То, что при этом конечный результат отличается от того, к чему стремились и чего желали достичь своими действиями сами люди, Гегель называет «хитростью разума», который, используя людские стремления, заставляет их осуществлять в итоге именно свои, разумные цели. Человеческие страдания есть цена, которую человечество должно уплатить за то, чтобы человеческая разумная цель стала реальностью. Всемирная история — это не арена счастья, напротив, как раз те люди, Гегель называет их всемирно-историческими личностями, которые максимально выражают в своих действиях цели всеобщего духа, приносят себя в жертву истории и оказываются глубоко несчастными в своей личной судьбе. Пусть это обстоятельство служит утешением тем, кто в этом нуждается, говорит философ. При этом всемирно-исторические личности получают у Гегеля право относиться к другим людям не лучше, чем к самим себе, игнорировать их чувства и стремление к счастью: «Такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути». И все это ради того, чтобы разум или всеобщее достигали своей цели и реализовывали себя в действии, а следовательно, реализовывали себя как свободу.

Главное для истории — это именно деятельность людей, прокладывающая дорогу разуму и при этом позволяющая им осуществлять свою собственную свободу.
«Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Это движение в истории требует от народа огромных усилий, прежде всего в достижении государственного состояния, ибо «во всемирной истории может быть речь только о таких народах, которые образуют государство», но от всемирно-исторического народа требуется также участие во всестороннем развитии человеческого духа, с тем чтобы образовать своей деятельностью ступень в движении всемирного духа. Таких этапов, или ступеней духа, образующих в ходе истории свой особый исторический мир, Гегель выделяет четыре: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир, под которым Гегель понимает мир, созданный германскими народами на развалинах Римской империи, т. е. европейский, христианский мир.

Читайте также:  Результаты исследования их интерпретация и обобщение

Прогресс при движении всемирной истории с Востока на Запад выражается в том, что «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны». Провоцируя обвинения в европоцентризме со стороны современных исследователей, философ утверждает, что «лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы». Лишь в германском мире, т. е. в современной Гегелю Европе, «свобода нашла себе опору, свое понятие о том, как осуществлять свою истину. В этом состоит цель всемирной истории. ». Эту опору она находит в философии Гегеля, и, следовательно, цель истории оказывается в себе уже достигнутой благодаря деятельности философа.

Таким образом, философия истории завершается фактически в гегелевской современности, но это не означает, что Гегель считал свою современность высшим совершенством, и тем более не означает того, что он полагал дальнейшее историческое движение невозможным. «Конец истории» — это конец именно философии истории, которая продемонстрировала разумность истории и тем самым примирила человека с его исторической судьбой. Свое дальнейшее развитие человеческий дух должен искать уже не в исторических деяниях, а в вечных творениях искусства, в религии как такой области, «в которой народ выражает свое определение того, что он считает истинным», или же в философии, т. е. в области абсолютного духа.

Источник



Философия Задачи упражнения

1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия.

2. Родоначальником философии человека считают ________.

3. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»?

4. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху _________.

5. Идея о том, что «человек – существо деятельное», создает особый мир – мир культуры и нравственности, где и реализуются его способности, впервые высказал _________.

6. Термин «антропология» в 1501 году вводит в оборот автор работы «Антропология человеческого достоинства, его природы и его особенности» __________.

7. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть _______.

8. Способность человека ответственно действовать в соответствии со своими целями и интересами в условиях выбора и познания объективной необходимости.

9. Понимание человеком того, зачем и во имя чего он живет, совершает те или иные поступки, действия.

10. Специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями.

11. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали ________.

12. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре ___________

13. «Человек есть мера всех вещей …», — сказал в свое время _______.

14. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?»

15. Какая эпоха в большей степени обратилась к человеку, поставив его в центре мироздания?

16. Как называется такая картина мира, где человек — центр Вселенной?

17. Главная витальная ценность человека это _________

18. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

19. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением.

20. «Природа человека всецело социальна», – так утверждают представители ______ теории.

21. Радость и счастье человека заключены в жизни разумной, духовной, свободной от страхов и предрассудков. Такую точку зрения проповедовал древнегреческий философ ______.

22. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия.

23. Неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.

24. Система социальных действий, реализующих теоретическое видение человека как высшей ценности.

25. Позиция моральной ответственности за целое (семья, род, общество, человечество), которому принадлежит человек, выражающая то, что человек есть существо, открытое миру и потому «отвечающее за все».

II . Задачи, упражнения, комментарии

1. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…»

Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания?

В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось?

Зачем оно необходимо современному человеку и науке?

Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов?

2. С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос — не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».

Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых?

Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?

В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте.

3. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», — говорил,

Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу.

Современный немецкий философ, социолог и психолог Э. Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы».

Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу?

Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами.

Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы».

4. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования.

В чем это проявляется в современном мире?

Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным?

Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии».

Источник