Основные направления аграрной политики

Основные направления аграрной политики

В целом государственное регулирование – это прямое и косвенное воздействие государства на экономику в целях стабилизации рыночного механизма хозяйствования. Государственное регулирование аграрного сектора представляет собой систему рычагов и стимулов, с помощью которых государство обеспечивает устойчивое развитие агропромышленного производства. Сфера и границы этого регулирования должны, с одной стороны, определяться национальными интересами, с другой, не входить в противоречие с условиями рыночной конкуренции.

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан является центральным органом государственного управления сельским хозяйством республики. В рамках проводимой государственной аграрной политики оно разрабатывает государственные программы развития сельского хозяйства, осуществляет подготовку законодательных и нормативных документов по аграрным вопросам, содействует разгосударствлению, приватизации сельскохозяйственной собственности и постприватизационному развитию новых агроформирований, координирует работу по техническому и энергетическому оснащению села, химизации и мелиорации, содействует внедрению в производство достижений науки и техники, определяет приоритетные направления сельскохозяйственных научных исследований, содействует в организации подготовки кадров, осуществляет государственный контроль за качеством продукции и т.д. На местах решения Министерства реализуют областные и районные управления сельского хозяйства, государственные акционерные компании и иные формирования.

Государственное регулирование отраслей агропромышленного комплекса имеет количественные и временные границы. Количественные границы определяются возможностями государственного бюджета, финансовыми ресурсами самих сельских товаропроизводителей, количеством и возможностями иностранных инвесторов, заинтересованных во вложении своего капитала в наше сельское хозяйство. Временные рамки определяют имеющиеся и возможные в будущем ресурсы, объемы которых могут значительно колебаться. Поэтому необходимо принимать во внимание, что чем долгосрочнее программа, тем ниже коэффициент ее реализации.

Основными задачами государственного регулирования агропромышленного производства в рамках аграрной политики являются:

стабилизация и развитие агропромышленного производства;

обеспечение продовольственной безопасности государства;

улучшение продовольственного обеспечения населения;

поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями производства;

сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;

защита отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Высшей целью развития экономики, а соответственно, и аграрной политики является достижение максимального благосостояния всего общества. Реализация этой основной цели предполагает определение следующего уровня целей в экономической области. Это:

1. Обеспечение и поддержание продовольственной безопасности страны;

2. Достижение устойчивого экономического роста агропромышленного производства.

Основными направлениями аграрной политики являются:

— формирование цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов сельхозтоваропроизводителей;

— охрана и рациональное использование земли и водных ресурсов;

— сельскохозяйственные научные исследования и развитие племенного дела;

— кредитование сельских товаропроизводителей;

— страхование сельскохозяйственных культур;

— развитие информационно-маркетинговой системы АПК.

Что влияет на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию и доходов сельхозтоваропроизводителей:

1. государственное регулирование цен, установление закупочных цен на зерно, мясо и т.д.

2. субвенционная форма регулирования, которая предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям или предприятиям. Согласно Налоговому кодексу РК, введенному в действие с 1 января 2002 года, сельские товаропроизводители могут осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке либо по специальному налоговому режиму, предусматривающему для юридических лиц расчеты с бюджетом на основе патента, для крестьянских (фермерских) хозяйств – на основе уплаты единого земельного налога. Применение специального налогового режима, согласно статье 379, освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты следующих видов налогов: индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, налога на добавленную стоимость, налога на транспортные средства, налога на имущество, платы за пользование земельными участками.

3. Наличие биржевой и оптовой торговли. Без современной товаропроводящей инфраструктуры любые регулирующие меры государства становятся малоэффективными.

4. интеграции всех звеньев агропромышленного комплекса, укрупнение сельхозпредприятий.

Источник



Аграрная политика в РФ: основные направления и инструменты

Государственная аграрная политика — составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Под устойчивым развитием сельских территорий понимаетсястабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Целями государственной аграрной политики являются:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Основные направления государственной аграрной политики:

1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;

3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;

6) устойчивое развитие сельских территорий;

7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Важным направлением регулирования АПК является решение вопроса о продовольственной безопасности страны. В настоящее время разработана доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая нормативно закрепляет совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики в аграрной сфере.

Не менее важным является физическая и экономическая доступность населению страны к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами, а также – обеспечение государством качества и безопасности потребляемых продуктов питания.

Меры по реализации государственной аграрной политики:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;

4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;

8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.

Меры, принятые в РФ в связи с кризисом:

• для преодоления дефицита кредитных ресурсов Россельхозбанка направлено 31,5 млрд. рублей;

• на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей;

• на комбикорма – 10 млрд. рублей;

• 10 млрд. рублей на компенсацию затрат на приобретение сельхозпроизводителями дизельного топлива;

• оплата 100 процентов ставки рефинансирования по кредитам производителей молока и мяса;

• заморозка цен на удобрения и топлив;

• государством заявлен уровень закупочных цен на зерно;

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства — Министерство сельского хозяйства.

Читайте также:  Обществознание повторение 5 6 классы подготовка к ВПР 6

В настоящее время Министерству сельского хозяйства Российской Федерации передана часть функций преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации:

— функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);

— по государственному мониторингу земель;

— по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и охраны среды их обитания;

— функции по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.

Подведомственные органы исполнительной власти: Россельхознадзор, Рослесхоз.

Законодательная база: Основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства изложены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ. Принята и реализуется также «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». В законодательной базе министерства отмечено около 26 различных нормативно-правовых актов.

Источник

Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации

Государственная политика, в том числе государственная аграрная политика, направлены на устойчивое экономическое развитие аграрного сектора страны. Государственную аграрную политику в интегрированном виде можно подразделить на: а) агропродовольственную политику; б) социально-экономическую политику по устойчивому развитию сельских территорий; в) кадровую и научнотехнологическую политику.

Особую актуальность в настоящее время приобретает кадровая политика, так как без высококвалифицированных специалистов трудно прогнозировать устойчивое развитие аграрного сектора экономики.

Этот фактор является решающим и для обеспечения продовольственной безопасности и продовольственной независимости российского государства.

Государственная политика деятельность органов государственной власти по достижению определенных целей и решению общественных проблем.

Государство стремится влиять или непосредственно управлять различными сферами общественной жизни путем использования правовых, административных, экономических или политических инструментов. Государственная политика в концентрированном виде выражает интересы социальных классов и групп, которые защищает государственная власть.

Государственная политика различается по функциям – внутренняя или внешняя, по времени – долгосрочная, краткосрочная (текущая), по направлениям – экономическая, социальная, иностранная и др.[1].

Концентрированное выражение «сущность государства» находит воплощение в проводимой им политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Смысл государственной политики во многом предопределяет содержание и технологию государственного управления [2].

В разных источниках имеются и другие понятия государственной политики.

В федеральном законе № 264-ФЗ от 29.12.2006г. [3] «О развитии сельского хозяйства» (статья 5) дано определение государственной аграрной политики.

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социальноэкономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

  • ¨·повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
  • ¨·обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
  • ¨·сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
  • ¨·формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
  • ¨·создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
  • ¨·наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственнуюпродукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
  • ¨·доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • ¨·доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;
  • ¨·единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
  • ¨·последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;
  • ¨·участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Основные направления государственной аграрной политики:

  • ¨·поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
  • ¨·формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
  • ¨·государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • ¨·защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • ¨·развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
  • ¨·устойчивое развитие сельских территорий;
  • ¨·совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

Достижение целей и задач государственной аграрной политики осуществляется посредством проведения ряда мер в сфере государственного управления сельским хозяйством. Данное управление имеет свою специфику, которая предопределяется самим объектом управления.

Управление сельским хозяйством это насыщенная и многогранная деятельность всех государственных органов, так как сами преобразования в сельском хозяйстве инициированы государством.

Система управления аграрной отраслью должна, во-первых, обеспечивать проведение единой общегосударственной политики в решении проблем развития сельского хозяйства, тесную увязку действий между ведомствами, отвечающими за тот или иной участок работы. Во-вторых, она должна предусматривать четкое распределение полномочий и ответственности между различными уровнями руководства.

В-третьих, она должна ориентироваться на органическое сочетание федеральных целевых программ с самостоятельностью, инициативой хозяйствующих субъектов в решении оперативных вопросов производства и сбыта продукции.

И, в-четвертых, эту систему управления следует приблизить к сельскохозяйственному производству, по возможности исключить из нее лишние звенья, сделать ее максимально результативной в том смысле, что уполномоченные государственные органы должны преимущественно играть координирующую роль и воздерживаться от прямого администрирования [4].

Наряду с федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006г. правовое регулирование реализации аграрной политики осуществляется на основе:

  • ¨·Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации №120 от 30.01.2010г.[5];
  • ¨·Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 14.11.2008 [6].

Особая роль в этой сфере отводится Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012г. [7]

Основные цели Государственной программы

  • ¨·Обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
  • ¨·Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства.
  • ¨·Устойчивое развитие сельских территорий.
  • ¨·Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
  • ¨·Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.

В интегрированном виде государственную политику в аграрной сфере можно подразделить на:

а) агропродовольственную политику, целью которой является обеспечение населения государства качественными, биологически полноценными, экологически безопасными продуктами питания в объемах соответствующих медицинским показаниям и произведенных на территории страны силами отечественных субъектов агропромышленного комплекса. Стратегической целью агропродовольственной политики является обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации;

б) социально-экономическая политика по устойчивому развитию сельских территорий, как места трудовой и хозяйственной деятельности аграрных предпринимателей, сферы формирования трудового потенциала для аграрной и сельской экономики, как среды обитания граждан страны проживающих в сельских населенных пунктах;

Читайте также:  Как оценить результат performance кампании

в) кадровая и научно-технологическая политика, направленная на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров от рабочих профессий до специалистов с высшим профессиональным образованием для организаций и предприятий агропромышленного комплекса и индивидуальных аграрных предпринимателей. Целью научнотехнологической политики является переход АПК на инновационный путь развития и повышение на этой основе темпов роста производства, экономической эффективности, конкурентоспособности товаропроизводителей до уровня развитых стран, находящихся в аналогичных агроклиматических условиях, а также экологизация сельскохозяйственной деятельности и рациональное использование природных ресурсов, развитие биотехнологий.

Анализ состояния и динамики развития человеческого капитала с позиции образовательного и квалификационного уровня показал, что в аграрной сфере экономики имеет место неадекватность человеческого капитала заявленному переходу на инновационную стадию роста экономики. Это проявилось в дореформенный период и усугубилось в 90-е годы 20-го века.В настоящее время имеет место невосприимчивость образовательной системы в аграрной сфере к технологическому прогрессу, что обусловливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала на качественно новой основе.

На решение задач по подготовке и улучшению качественного состава аграрных специалистов влияют такие факторы как:

  • морально устарела и слабо обновляется материально-техническая и учебнометодическая базы образовательных учреждений;
  • недостаточное финансирование подготовки квалифицированных кадров;
  • ослаблены связи образовательных учреждений с работодателями, снижена мотивация руководителей, специалистов и рабочих кадров к повышению квалификации;
  • непрестижность работы в сельском хозяйстве, обусловленная низкой доходностью отрасли и слабой инфраструктурной обеспеченностью сельских территорий, отсутствие у работников сельского хозяйства материальных возможностей и интереса к подготовке и повышению квалификации;
  • несовершенны существующие методы оценки потребностей в профессиональной подготовке кадров АПК, отсутствуют такие средства профессионального развития персонала предприятий АПК как профессиональная ориентация, планирование карьеры и работа с кадровым резервом, определение потребностей в профессиональном развитии кадров;
  • постоянно снижается уровень жизни работников образовательных учреждений, их социальная незащищенность приводит, что ведет к усиливающемуся выбытию из системы молодых высококвалифицированных ученых, преподавателей и мастеров производственного обучения, росту среднего возраста научнопедагогических кадров [8].

Формирование системы образования работников АПК в течение всей жизни как основы инновационного развития АПК включает развитие всех ступеней системы непрерывного профессионального образования с целью формирования у работников АПК и в целом сельского населения знаний, умений, навыков и моделей поведения, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Это общеизвестные проблемы на решение которых должны быть направлены значительные финансовые средства.

В настоящее время действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 14 июня 2012 года) [9].

Однако в ней нет полноценного раздела о кадрах.

Поэтому жизнь настоятельно требует принятия специальной Государственной программы подготовки квалифицированных кадров для агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 и последующие годы.

Опыт разработки подобной программы был в 2000 году, когда Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством образования Российской Федерации был разработан проект Программы модернизации аграрного образования на 2001-2005 годы и на период до 2010 года.

По разным причинам эта программа не была принята и по настоящее время в стране отсутствует специальный нормативный правовой акт, определяющий стратегию развития аграрного образования.

К сожалению, не спешат решать эту задачу и органы государственной исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Так, в Свердловской области в 2007 году была принята Отраслевая целевая программа «Обеспечение квалифицированными кадрами организаций АПК Свердловской области на 2008-2015 годы»; но ни один год эта программа не была обеспечена финансовыми или другими видами господдержки для высшего аграрного профессионального образования области.

Отсутствует со стороны области и финансовая поддержка вузовской аграрной науки, что отражается на разработке новых научных достижений и их инновационном внедрении в аграрное производство.

Очевидно, что проблема обеспечения квалифицированными кадрами субъектов агропромышленного комплекса в связи со старением и выбытием кадров специалистов по иным причинам в самое ближайшее время будет обостряться.

Так, в Свердловской области все успешно функционирующие аграрные организации возглавляют руководители и главные специалисты предпенсионного или пенсионного возраста.

Лишь около 70% руководителей сельскохозяйственных организаций имеют высшее аграрное образование. Еще ниже процент с профессиональным образованием у специалистов хозяйств.

А ведь специальное аграрное образование не дань моде, а определяющий фактор в позитивном развитии аграрного производства на основе современных научно технологических знаний и научных достижений в растениеводстве и животноводстве.

Учитывая эти факторы необходимо и на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ принять специальные комплексные государственные программы подготовки и закрепления кадров молодых специалистов в организациях системы агропромышленного комплекса.

Сегодня субъекты Российской Федерации, ссылаясь на Бюджетный кодекс, отказываются от экономической поддержки аграрного вуза, как федерального учебного учреждения.

Но проблему все равно необходимо решать и, по-видимому, надо инициировать внесение изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие участие субъекта РФ в финансировании учебно-лабораторной базы и, особенно, приобретения современных образцов сельскохозяйственной техники и оборудования для аграрных вузов страны.

Ясно, что государственная кадровая политика в аграрной сфере должна приобретать серьезные изменения и из статического состояния перейти в стадию модернизации и активного позитивного развития.

Источник

К вопросу о сущности аграрной политики

В статье рассмотрены некоторые подходы к понятию «аграрная политика», представлена трактовка термина в официальных документах. Выделены основные этапы развития аграрной политики в России и определены ключевые проблемы на каждом этапе. Проанализированы основные тенденции сегодняшней аграрной политики, связанные с введенными санкциями.

Россия традиционно считается аграрной страной, и поэтому на протяжении всего времени именно аграрным проблемам уделяется особое внимание со стороны власти. Как известно, сельскохозяйственная отрасль развивается на основе биологических процессов с учетом природно-климатических условий. Поэтому выступая неотъемлемой частью общественного производства, сельское хозяйство развивалось на основе общих для экономики в целом законов.

В историческом плане аграрная политика является исходной основой формирования и совершенствования общей экономической политики государства, а ее научная основа базируется на ряде определяющих теоретико-методологических предпосылок, отражающих объективно обусловленные закономерности развития производственных отношений с их существенными особенностями проявления в сельском хозяйстве [4, С.39].

Понятие политики во всех отношениях многогранно. Политику можно представить как участие властей в государственных делах, которые касаются в первую очередь развития экономики и всех ее направлений, в том числе и аграрного сектора.

Понятие аграрной политики, которая, как правило, является составляющим элементом общей экономической политики государства, довольно часто трактуется в разных смыслах, часто перемешиваются тактика и стратегия, а также по-разному понимаются базовые политические государственные основы и меры их реализации.

Официальная методика Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предлагает разделение аграрной политики на сельскохозяйственную политику (защищающая интересы производителей) и продовольственную (направленная в пользу потребителей).

По мнению основателя французской школы аграрной политики Пьера Кулона аграрная политика – это институциональный компромисс, организованный вокруг трех «соглашений»: «территориального», имеющего в основе систему социального контроля со стороны государства, поддерживающего ту или иную форму организации сельскохозяйственного производства; «бюджетного», определяемого системой доходов и расходов на сельское хозяйство; «политического» как формы сотрудничества государства и профессиональных организаций [11,С.3].

Читайте также:  Как рассказать работодателю о своих достижениях

В отечественной литературе выделено два подхода к пониманию сущности аграрной политики. В узком смысле под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики. В данном случае «аграрная политика определяется как деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социально-правовых и экономических условий жизни сельского населения» [8,С.10]. В широком смысле аграрная политика представлена политикой развития аграрного сектора; включающую также продовольственную политику, которая основана на потреблении продовольствия основными слоями населения; агропромышленную политику, основанную на решении проблем переработки сельскохозяйственного сырья, а также торговли, сферы производства средств производства для нужд сельского хозяйства и наконец, внешнеторговой аграрной политики.

Некоторые ученые считают, что понятие аграрной политики достаточно емкое, в силу содержательной характеристики, которое по многим аспектам тождественно понятию «агропродовольственная политика».

Суншев А.А. под агропродовольственной политикой понимает комплекс научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, которые предстоит проводить в стране по инициативе государства в целях создания условий для эффективного функционирования и развития агропродовольственного сектора экономики [12,С.6].

Милосердов В.В. считает, что аграрная политика – это «совокупность идей, целей, средств и методов формирования и регулирования отношений между городом и деревней и в самой деревне, а главное – решение продовольственного вопроса» [8,С.14].

По мнению Воронина Б.А. аграрная политика государства – это деятельность органов государственной власти (представительной и исполнительной), направленная на развитие сельского хозяйства, с целью обеспечения населения страны продовольствием и отрасли промышленности сельскохозяйственным сырьем, а также на социальное развитие села [5,С.48].

Согласно Трясцину М.М. государственная аграрная политика – это комплекс мер законодательно-правового, экономического, социального и структурно-институционального характера на успешное развитие агарных хозяйств: сельских территорий (как стабильно-оптимальное соотношение между объемами производства и реализации агропродукции, между темпами развития социальной и производственной инфраструктурой, объемами продовольственной самообеспеченности и импортом, достигаемых за счет использования в основном собственных конкурентных преимуществ, позволяющих преодолевать риски и проявления отрицательных воздействий бифуркационного характера; стабильное предоставление аграрному предпринимательству условий для нормального функционирования, позволяющего максимизировать доходы муниципальных бюджетов) [13,С.216].

Липински Э. и Верстакова О. дают определение аграрной политике как одной из составных частей общей экономической и общественной политики, ориентированной на сельское хозяйство и связанные с ним хозяйственные сферы и группы населения [2,С.17]. Причем говорится о развитии сельского хозяйства вообще, тогда как речь должна идти о политике в системе экономических и социальных отношений.

В некоторых формулировках аграрная политика рассматривается как определение соответствующих целей и ресурсное обеспечение их достижения, установление стратегических приоритетов, дополненных механизмом их обоснованного тактического корректирования [1,С.11].

Традиционные подходы к определению аграрной политики нашли свое отражение в концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации, которая была принята в 1995г. [9]. В данном документе переплетены стратегия и тактика аграрной политики, которые, как правило, нуждаются в особых методологических подходах к их обоснованию и практической реализации.

К сожалению, за период всех аграрных реформ в России не складывалась сбалансированная и эффективная аграрная политика, которая могла представлять ограниченный доступ села к материально-техническим и финансовым ресурсам вследствие неразвитости инфраструктуры. И в 2006 году Правительством РФ был принят ФЗ «О развитии сельского хозяйства», где было дано нормативное определение государственной аграрной политики и представлены ее базовые цели и принципы.

В соответствии со ст.5 Закона государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий [10].

Сегодня формирование направлений аграрной политики России связано, с одной стороны, с необходимостью устранить базовые проблемы в аграрной сфере, а с другой – адаптироваться к новым задачами вызовам, обуславливаемым участием страны в ВТО и политикой импортозамещения.

На основе особенностей развития аграрной политики России выделены этапы ее становления (табл. 1).

Таблица 1. – Этапы становления аграрной политики в России

Основные характеристики, присущие этапу

Смена парадигмы отношений в экономике в целом и в аграрном секторе в частности. Аграрная политика страны направлена на реорганизацию аграрных отношений. Разрушение системы государственного распределения агропродовольственной продукции, кардинальные изменения отношений собственности, становление многоукладной аграрной экономики привели к реструктуризации хозяйственного механизма и управления АПК. Развал материально-технической базы, снижение доходов и социально-культурного уровня сельских жителей, усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ухудшение финансового положения хозяйствующих субъектов АПК, разрыв хозяйственных связей между ними на фоне системного кризиса [3,С.22].

Стабилизация экономических отношений внутри страны и создание условий для ведения нового курса аграрной политики. Разработка и принятие: «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» и др. 2002 г. – снижение темпов роста сельскохозяйственной продукции. Продолжение импорта готовой продовольственной продукции на фоне экспорта лишь сырьевых товаров

2006 — июль 2014 г.

Переход к системе государственного управления агропродовольственным комплексом, основанной на принципах программно-целевого планирования. В 2006 г. — реализация приоритетных национальных проектов. В ПНП «Развитие АПК» установлены направления развития АПК и обозначены необходимые для этого ресурсы. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» дано определение термина «государственная аграрная политика» на законодательном уровне, сформулированы ее цели и принципы, охарактеризованы меры реализации, намечены основные направления государственной поддержки сельского хозяйства [3,С.23].

В 2007 г. принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и на 2013 — 2020 гг.

В 2010 г. принятие Доктрины продовольственной безопасности, в которой установлены нормы потребления основных продуктов питания в стране. Там же обозначено определение и значение продовольственной безопасности в России.

август 2014 г и по настоящее время.

7.08.2014 г. введение Россией ответных мер – эмбарго против стран ЕС и США, в соответствии с перечнем зарубежных сельхозтоваров, на которые вводятся российские санкции. В санкционный список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры, овощи из Австралии, Канады, стран-членов Евросоюза, США, Норвегии. Разработка «дорожной карты» в регионах страны, активизация политики импортозамещения

Конечно, сегодня для России открываются новые возможности для преодоления всех вызовов мирового сообщества и выхода на новые рубежи в сельскохозяйственной отрасли. Отказавшись от импортной продукции, правительство приняло решение поддержать отечественного производителя и разработало программу импортозамещения, в рамках которой происходит всесторонняя поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей по направлениям субсидирования, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Таким образом, аграрная политика является составной частью государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий (стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель).

Источник