Основные направления зарубежных исследований истории музейного дела во второй половине XX начале XXI века

Основные направления зарубежных исследований истории музейного дела во второй половине XX- начале XXI века.

Углубление тематики исследований в сер. – вт. половине XX в.: А.Уиттлин (классификация коллекций и феномен публичного музея), Ж.Базен, Н. фон Хольст (история художественных коллекций и музеев), К.Хадсон (музей с точки зрения потребностей посетителя и «влиятельные» музеи), Э. и М. Александер (история североамериканского музея). Основные направления современных зарубежных исследований: осмысление исторических корней музеологии, история коллекционирования и музейного дела в свете изучения прообразов виртуального музея и постановки вопросов о сохранении нематериального культурного наследия, история бытования термина «музей» и его полисемантичность в Европе Нового времени, проблема становления музея как общественного публичного института в эпоху Просвещения.

В середине – вт. пол. XX в. происходит углубление тематики исследований. В исследовании Альмы Стефании Виттлин «Музеи. История и их задачи в воспитании» (Лондон, 1949) впервые в историографии истории музейного дела рассмотрен процесс эволюции музея как социокультурного института во всем мире со времен первобытного общества. А.С. Виттлин рассмотрела музейные функции хранения, исследования, воспитания в историческом аспекте и впервые четко сформулировала социокультурные мотивации предмузейного собирательства: экономическую, социально-престижную,магическую, групповую, стимуляции любопытства и исследования, и эмоциональную. Возникновение и развитие музеев освещено автором в тесной связи с социальноэкономическими и культурными условиями жизни общества, а коллекции и музеи трактуются А.С. Виттлин как необходимая составная часть культуры человечества.

В 1970 году А.С. Виттлин выпустила расширенное и дополненное издание своего сочинения под названием «Музеи. В поисках полезного будущего» (Кембридж, США, 1970). В новом издании прослежены процессы развития музейного дела до конца 60-хгодов XX столетия. Охарактеризована новая функция музеев – «функция культурного центра» в дополнение к более ранним их функциям. Освещены вопросы доступности предмузейных коллекций публике. Автор книги не задавалась целью осветить ход конкретных событий истории коллекционирования и музеев, музейной администрации и музейной архитектуры.

В первые пятнадцать лет после второй мировой войны у историков музейного дела наметилась определенная тенденция изучать уже не отдельные его стороны, а всю музееведческую практику в масштабах мира (как в упомянутой выше книге А.С. Виттлин «Музеи» (Лондон, 1949), либо в масштабах большой страны (как в «Очерках истории музейного дела в СССР»). Эта тенденция получила дальнейшее развитие в последующие десятилетия.

В 1960-е годы вышли в свет обстоятельные издания по истории художественного коллекционирования и художественных музеев: монографии немецкого искусствоведа латвийского происхождения Нильса фон Хольста «Художники, собиратели, публика» (Дармштадт, 1960)133, перевод которой на английский язык вышел в Лондоне в 1967 году, и французского искусствоведа, историка искусства, главного хранителя отдела картин и рисунков музея Лувр Жермена Базена «Век музеев» (Льеж, 1967). Одновременно с французским изданием этой книги Ж. Базена в Нью-Йорке вышел ее перевод на английский язык.

Книги Н. фон Хольста и Ж. Базена велики по объему и охвату темы. От других работ по истории музейного дела предшествующих лет их отличают фундаментальность и продуманность концепций авторов. Н. фон Хольст и Ж. Базен проследили развитие коллекционерства и музеев одного профиля на протяжении многих веков. Выводы авторов о приоритетности художественного собирательства и музейного дела в музееведении подкреплены анализом значительного количества источников.

Оба автора привели огромный фактический материал по темам их исследований. Однако по ведущим проблемам истории музейного дела авторы дали ограниченные выводы. Они связывали художественное коллекционирование только с изменениями художественных стилей. Это подчеркивает даже подзаголовок английского перевода книги Н. фон Хольста: «Анатомия художественного вкуса от античности до наших дней». Связь коллекционирования и музейного дела с социально-экономической структурой общества в сочинениях обоих авторов не прослежена.

В вышедшей в 1987 году книге английского музееведа Кеннета Хадсона «Влиятельные музеи» прослежена связь деятельности наиболее известных музеев мира различных профилей с развитием отдельных отраслей культуры. Однако автор не вышел за пределы описательства и не предпринял попытки осмыслить развитие ведущих музеев мира как целое. Для сочинения К. Хадсона характерно сведение историко-музейного процесса к повествованию об отдельных учреждениях.

Американский историк и музеевед Эдвард Портер Александер в своем пособии «Музеи в движении» (1979) в первой его части осветил историю коллекций и музеев различных профилей. Он выделил ведущие музеи каждого профиля, подчеркнул их значение в развитии музейного дела в целом. Возникновение и развитие коллекций и музеев в трактовке Э. Александера рассматривается как результат действий ограниченного круга энтузиастов и благоприятных политических условий, связывается с развитием отдельных наук, но не с жизнью общества в целом.

От музеологии к науке о наследии:

1. Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.45-64.

2. Шола Т. Новая музеология и поступательное развитие культуры или пролог кибернетического музея // Музей и демократия. Серия электр. Изданий MUSEUM PRO.- Вып.1.0. — М.:РИК, 1997.- С.28-36 // http://www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_1.pdf

3. Шола Т. Предмет и особенности музеологии // Museum.- 1987.- № 153.- С.49-53.

Источник

Темы для докладов на семинарских занятиях и для участия в имитации научной конференции

1. Основные этапы развития музеологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

2. Критика «традиционной» музеологии и ее сторонники.

3. Предложение расширить музеологию до науки о наследии в целом. К.Шрайнер, Т.Шола и их идеи.

Литература.

1. Лоренте П.Х. Развитие музеологии как университетской дисциплины: от технической подготовки к критической музеологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.45-64.

2. Шола Т. Новая музеология и поступательное развитие культуры или пролог кибернетического музея // Музей и демократия. Серия электр. Изданий MUSEUM PRO.- Вып.1.0. — М.:РИК, 1997.- С.28-36 // http://www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_1.pdf

3. Шола Т. Предмет и особенности музеологии // Museum.- 1987.- № 153.- С.49-53.

Семинар №2.

Становление языка музеологии: история и региональная специфика.

1. История создания словарей музееведческой терминологии.

2. Проблемы соотнесения музеологических терминов в разных регионах мира: англоязычная, франкофонная традиции, особенности латиноамериканской терминологии.

Литература.

1. Ключевые понятия музеологии. Сост.: A.Desvallées, Fr.Mairesse./ пер.А.В.Урядникова — Armand Colin, ICOM, 2012.-

Лещенко А.Г. Проблемы становления музееведческой терминологии на международном уровне // Музей.- 2009.-№ 5.- С.42-46.

Рутар В. Теоретические основы музеологической терминологии // Вопросы музеологии.- 2011.- №2.- С.37-43.

4. Dolák J. Some Remarks on Museum Terminology // ICOFOM Study Series.-ISS, 38, 2009.- P.199-208.

5. Mensch van P. Museological terminology // Mensch van P. Towards a methodology of museology (PhD thesis, University of Zagreb 1992). (Журнал «Вопросы музеологии», 2014, № 1).

Семинар №3.

Новые виды музеев и осмысление их деятельности в современных зарубежных исследованиях.

1. Причины и условия зарождения новых видов музеев в к.1960-1970-х гг.

2. Социальная направленность и междисциплинарность как основные характеристики новых видов музеев.

3. Популярность новых идей в музейной сфере развивающихся стран.

4. Новые виды музеев и осмысление их деятельности в современных зарубежных исследованиях.

Литература.

1. Беллег – Скальбер М. Участие населения в работе экомузея // Museum.- 1985.- № 148.- С. 14-17

Читайте также:  Знак вопроса при загрузке макбука

2. Блавиа де М.Г. Музей Баркисимето: создавать или плыть по течению? // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 44-49.

3. Дельгадо К. Экомузей во Френе: вопреки исключению // Museum.- 2001.-№ 209.- С. 37-41.

4. Камарго-и-Альмейда-Моро де Ф. Экомузей Сао-Кристовао // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 57-61.

5. Конаре А.У. Программа экомузея Сахеля // Museum.- 1985.-№ 148.- С.50-56.

6. Короткова А.В. Концепция «соседского» музея (музея местного сообщества) на примере музея Анакостии Смитсоновского института США // Музей и национальное наследие: история и современность.- Сб.докл.- РГГУ, 2010.- С.33-38 // http://museolog.rsuh.ru/pdf/museum_conference_2010.pdf

7. Ривар Р. Экомузеи провинции Квебек // Museum.- 1985.-№ 148.- С. 22-25.

8. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея // Museum. – 1985. – №148. – С. 2-3

9. Хадсон К. Влиятельные музеи/ перевод с англ. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. Главы VII- VIII.

10. Donghai S. Ecomuseums in China // ICOM News.- 2005.- № 3.-P.7.

Семинар №4.

Расширение представлений о наследии во второй половине XX- начале XXI века.

1. Истоки пересмотра традиционной модели наследия во второй половине XX в.

2. Расширение представлений о наследии: интерес к памятникам градостроительства и архитектуры, археологии, науки и техники, промышленного наследия, нематериального наследия, природного наследия.

3. Современные направления изучения памятников культурного и природного наследия за рубежом.

Литература.

1. Галла А. Перемены в Южной Африке: проблемы наследия // Museum.- 1999.-№ 202.- С. 38-43.

2. Хёгберг А. Трансформация индустриального наследия: достоинства и недостатки / А.Хёгберг // Museum.- 2011.- № 249-250.- С. 38-46.

3. Холторф К. Культурное наследие и современное общество // Museum.- 2011.- № 249-250.- С. 8-17.

4. Candlin F. Independent Museums, Heritage, and the Shape of Museum Studies / F. Candlin // Museum and Society.- 2012.- Vol. 10.-№ 1.- Р. 28-41.

5. Varine H. De Decolonising Museology // ICOM News.- 2005.- № 3.-P.3.

6. Varine H. de The Museum as a Social Agent of Development // ICOM News.- 2008.- № 1.-P.5.

Источник

Музеология как научная дисциплина

Попытки рассмотреть музеологию как дисциплину научную начинаются с середины ХХ века.

Понять является ли она академической дисциплиной.

Публикация(не учебники по музейной работе) 1968 г Прага сотрудник национального музея – первая монография – теория. Неуступник. Юбилей моравского музея в Брно. Чешская школа музеологии – одна из сильнейших ХХ века.

С 1976 функционирует ИКОФОМ- международный комитете по музеологии при международном комитете музее ИКОМ, подразделение ЮНЕСКО. Делиться на национальные комитеты(объединяют музейщиков страны) и профильные комитеты.

1965 симпозиум по музеологии в Брно – первый.

1988 конференция в Москве – последний масштабный проект восточной музеологии.

Причины возникновения дисциплины с 60-е годы – как следствие кризиса всех институтов культуры в мире. Появление Канскского фестиваля. Критика музея – объявили устаревшим, предрекали скорую смерть. Как ответ – стремление к осознаю своего статуса, теоретического осмысления.

1.1 Эволюция музеологии

1.2 Основные структурные черты

1.1 История музеологии – как процесс отрыва от остальных профильных дисциплин, формирование собственной

Странский выделил стадии в формировании этой науки – донаучный

— стадия теоретико – синтезующей

1 стадия – начинается с описаний коллекций. Появляются в эпоху возрождения. Элементарные описи коллекций. И до формы путеводителей. Цель – показать обществу значимость собрания и тем самым повысить социальный престиж обладателя коллекции. В этих условиях первым теоретиком может считаться Квихельберг, на службе у Веттельсбахов, в Мюнхене. 1765 год книга посвящённая коллекции – Заглавия обширного тетра. (нет ещё слова музей, как обозначение коллекции). В этой работе он не только дал описание коллекции, но и несколько советов по организации и управлению коллекциями. В последствии — справочник Ворма 1855г , Адам Полиани – путевые заметки + справочник – Готторская кунсткамера – описание коллекции герцога Готторского.

Первая попытка дать теоритечески обосноване -1674 в Германии – Иоган Давид Майор – Непродвесхищённые мусли о кунсткамерах … первая музейная теория. В последсвии – блок научных трудов не просто описывающих коллекции, но и обобщаюе опыт построение коллекции.

Название – есть понимание. Отсюда важность любой научной терминологии. Появление термина — Музеография. В работе Гамбургского коллекционера – Каспара Найкель. Руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеомума и камеры. История музея — От библейских времён, Ной, Соломон, а первый научный коллекционер – Аристотель. Потом – описание коллекций наиболее известных- Гамбурга, Европы, в т.ч. Петербург. В таком виде как некоторая переходная работа – путеводитель, руководство, теория.

Термин Музеология впервые встречается в труде Мартина 1869 года- Практика естественной истории. Для Мартина – музеология- как коллекционирование натуралий(природных объектов), а не артефактов(рукотворных).

Музеология как наука прикладная. В 19 в происходят важные изменения в статусе музеологии, как науки. С 1877 года издаются в Мюнхене Журнал по музеологии и антиквароведения ,а также о разных родственных им наукам. Появление статуса Музеологии, как независимой дисциплины.

Здесь завершается первая, донаучная стадия. Содержание – описание коллекций и практические руководства по организации коллекций. Этап допарадигматическим – нет парадигмы в науке.

2 стадия–. Наметилась чётко выраженная тенденция профессионализации в музейном деле. Признание музейной профессии,как профессии самостоятельной. Первая музейная революции.

Общие проблемы для всех музеев. Например вопрос образования населения путём музейной коллекции.

Появление учебников по музейной работе, курсов в учебных заведениях. Появление первых социальных организаций музейных работников, специализированных музейных журналов. 1885 первая Музейная ассоциация в Великобритании. 1901 – журнал ассоциации. Старейший профессиональный журнал. 1906 году – Ассоциация в Америке. 1902 году школа при Лувре. 1908 году в Америке Пенсильванский музей – школа.

Первый трактат о современных музеях – работа Гуда, 1895 году – Принципы управления музеем. Попытка определить основной функции музея – научная, способствующая образованию. В этом его важность для общества.

Первая типология музеев. Выделяет музеи художественные, промышленные… по характеру коллекции. И по типу управления – национальные, региональные.

Изменения межвоенного периода в основном касались улучшений организации. Создание международного офиса музеев при Лиге Наций. Проводит конференции, сам знаменитая в 1934 году в Испании.

Коренные изменения происходят после 2 мировой войны. При Юнеско создаются ИКОМ- международный совет музеев.

В 60-ых годах – вторая музейная революция. Признание функции музея не столько научной, сколько социальной.

1972 на конференции ИКОМ в Париже акцент на образовательной функции. Функции собирания, хранения, изучения не отменялись, но становились вторичными. Происходит социализация музеев.

В этот период происходит разделение музейных профессий. Обучение технических сотрудников музея – хранители, смотрители, реставраторы, педагоги… эмансипация музеографии – музейной практики. Музеология – вопрос- Почему. Музеография – Как. Необходимость усовершенствовать музейную практику. Появление конкурентов у музеев. Слияние культуры массовой и элитарной – синематограф, театр.

Методы и средства музейной работы – как было раньше – исторические, художественные, музеи натуральной истории – при управление профильными специалистами – достаточно. Но как заведение учебное – музей – институт коммуникационный, требует другого подхода к управлению.

Читайте также:  Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев влахи валахи волохи

Регистрация, связи с общественностью, безопасность, реставратор, консерватор… — музейные специальности.

3 этап. 70 е годы ХХ века. Переход к автономию музеологии как академической дисциплины.

Уилком Ошборн – куратор музея, антрополог. Предложение всё больше уделять внимание профильным дисциплинам, а не заниматься только обслуживанием посетителей. И соответственно основная функция музея – научная. При том, что отвергает музеологию как самостоятельную дисциплину.

Неуступный – вопрос о статусе музеологии, как академической дисциплины. Музеология – теория музейной работы, методология. Конгломерат различных научных дисциплин – музеологические дисциплины. –историческая, искусствоведческая, художественная. Полидисциплинарная пространство исследования. Совокупность различных теорий и методов.

Музейные работники ассоциируют себя скорее с профильными науками скорее, нежели чем с музеем. Профессиональная идентичность. Большинство сотрудников считают себя профильными специалистами.

Для работы в музее не требуется специального музееведческого образования.

Создание единой теории – Странский. Странский – 4 подхода к вопросу о статусе музеологии как науки. И критерии самостоятельности – историчность. Этапы развития.

— внутренняя логика научного познания. Предмет познания, язык научный, методы познания.

— объективная социальная необходимость. Нужность обществу.

Нач 90 – х Лестерская школа музеологии –эпохи постмодерна.

Предмет музеологии.

Предмет познания. Различия – предмет познания, объект познания. Объект может быть общим для нескольких наук. Известен на стадии накопления материала. Предмет же познания конструируется в ходе познания, никогда не даётся в готовом виде.

Что является предметом музеологии.

1-ый подходИнституциональный. Музей, как предмет музеологии, и как институт – социальный – существующий в обществе и выполняющий функции ритуальные, идеологические. потом музей как институт исследовательский. И т.д.

2-ой подходПредметный подход. Музей как собрание предметов – коллекции. Что конкретно из этих предметов изучается – отбор, хранение, изучение и использование, как включение в коммуникацию. Кризис возник при поступление в коллекции предметов не материальных Формы нематериальной культуры – обычаи, обряды, профессиональные навыки – всё чаше подвергаются музеификации.

3 подход –Аксеологический (аксеология — раздел философии изучающий ценности)

Почему человек хранит какой то предмет, навык – он обладает определённую ценностью.

Музейность, как одна из форм ценности, возникает как особое отношение к нему человека. Он не обладает любой ценностью изначально. Его наполняют люди, общество. Но почему этот предмет является ценностью в современном обществе?. Исходя из этого проявляется спицифика музеев. Таким образом опрделяется и сама форма музея – меняющаяся.

Музеальность – особое качество, которое предметы обретают в ходе отбора. Первоначально речь идёт о некоем свойстве предмета, его качествах. Потом как особое отношение человека к реальности, желанием человека сохранить некие избранные предметы. Разрушение общая тенденция, человек из этого потока времени изымает некие предметы и пытается их сохранить и как то использовать, не утилитарно, а по другому.

Сами по себе предметы не обладают свойством музеальности, а наделяются этим человеком. Некое характерное свойство предмета, которое позволяет ему стать документом той реальности которой он пренадлежит.

Музеификация – это перенос предметов из его среды в специально созданное пространство.

Отрываясь от реальности предмет, сохраняет определённую связь с ней.

Разделим 2 вида информации, которую мы можем получить из предмета – научная и культурная(ценностные характеристики, сообщающиеся предмету в социальном контексте). Здесь можно отделить музеологию от профильных дисциплин. Профильных интересует научная информация, музеология – культурную.

Ценность транслируется посетителям в ходе процесса коммуникации.

2подход к музеологии – Коммуникационный.

Современное понятие коммуникации – 2 источника

1– Шеннон(англ разведка, шифровка) – математическая теория связей. Основные элементы передачи информации. Осн элементы из кот сост любой акт передачи информации(коммуникации)

— источник информации – это начало коммуникации

— канал передачи информации

Теория линейна, последовательность элементов однозначно задана.

Потом добавилось – кодирующее и декодирующее устройство – проблемы понимания языка, речи, как конструктора, а не нечто естественно данное.

Ещё два понятия – шума – помехи искажающие сообщение.

-избыточности – реакция против шума. Свойство любого языка. Повторяемость, чтобы предотвратить искажение. Все языки почти наполовину избыточны. При искажении понять смысл. Есть определённый предел допустимости шума, за которым понимание сообщения невозможно.

Модель статична. В реальности зачастую коммуникация взаимообратна.

Формула Шеннона – количество информации в сообщении.

2– концепция культуролога Маршала Маклюэн . рассматривал развитие человеческого общества как развитие коммуникаций, в самом широком смысле( в т.ч печать, деньги). Особое влияние к качественным аспектам человеческой коммуникации.

В различные эпохи . Современное – визуальная коммуникация. Зрительная система – самая сложноорганизованная. Развитие высших органов чувств начитается не с речевой модальности, а со зрительной – как максимально информационно насыщенной.

Канал передачи, средства с помощью которых передаётся информация во многом определяет само сообщение.

Коммуникативная среда предопределяет характер культуры.

Теория музейной коммуникации. Основоположник –Дункан Камерон. Музей, как информационная система.

В чём заключаются специфические черты, отличающие музей, от других информации

— пространственная – продвигаясь в пространстве

Общение с вещами возможна при условии – понимания языка вещи, иначе нет

— во вторых сама вещь ничего не скажет посетителю. Соответственно музейные сотрудники должны выстраивать сообщение невербально. Попытки книжной, линейной организации композиции вступают в противоречие

Первый канал – визуальный, через экспонаты получает информацию.

Второй – вербальный – общение с сотрудником, чтение текста.

Соотношение каналов- зависит во первой от степени осведомлённости посетителя.

Вывод касающийся распределите власти в музее. Важную роль наравне с кураторами должны играть художники, те, кто владеет языком невербальной коммуникации

Вывод – о роли сотрудников – обучение посетителя языку вещей. И необходимость музею- социологов, психологов, те, кто обеспечить обратную связь в посетителями, понять насколько успешна совершена коммуникация. Насколько точно сообщение получено и правильно понято.

Источник

Вопросы музеологии 2011 2

Задание по курсу и вопросы к зачету с рекомендуемой литературой.

Зачет будет состоять в устной защите выполненного письменно реферата ( объем 10-15 страниц, Не БОЛЬШЕ с указанием использованной литературы или интернет-ресурсов) и устного ответа на 1 вопрос из списка ПО МОЕМУ ВЫБОРУ.

Еще одно условие для реферата, чтобы МУЗЕИ, выбранные для сравнения, НЕ ПОВТОРЯЛИСЬ в группе. Их такое великое множество, что выбор есть на любой вкус и выбор ничем не ограничен.

То есть нам нужно:

1. Выбрать 2 МУЗЕЯ (отечественный и зарубежный) и в реферате сравнить их по заданным критериям (в документе).
2. Подготовиться по всем вопросам из списка (в следующем документе), т.к. спросить могут по любому из них.

И очень желательно отписаться в теме, какие музеи вы берёте для сравнения, чтобы мы все коллективно не сравнивали один Эрмитаж с чем-нибудь.

Вопросы к зачету по курсу

1.​ Предмузейное собирательство и его мотивы.
2.​ Возникновение музея как социокультурного учреждения в период Возрождения.
3.​ Развитие музейного дела в период Просвещения.
4.​ Формирование публичного музея в первой половине 19 века.
5.​ Развитие музейного дела во второй половине 19-начало 20 века.
6.​ Музейное дело во второй половине 20 века.
7.​ Современная типология и классификация музеев.
8.​ Теории происхождения музея. Музей как явление культуры и социокультурный институт.
9.​ Социокультурные функции музея. Современные подходы к их определению.
10.​ Музей и культурное наследие. Формы и способы сохранения и интерпретации культурного наследия в музее.
11.​ Музей в эпоху глобализации.
12.​ Формы музейной коммуникации. Экспозиция как основная форма музейной коммуникации.
13.​ Возникновение и развитие музеев под открытым небом и музеев-заповедников.
14.​ Феномен музейного предмета. Свойства музейного предмета: информативность, репрезентативность и экспрессивность.
15.​ Функции музейного предмета: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная.
16.​ Методика изучения музейного предмета: классификация, систематизация и интерпретация.
17.​ Принципы и критерии создания музейных коллекций.
18.​ Музейное собрание как новая реальность в культуре.
19.​ Научно-фондовая работа музее. Принципы организации фондохранилищ.
20.​ Учетно-фондовая документация. Ее значение и роль.
21.​ Информационные технологии в научно-фондовой деятельности музея.
22.​ Режимы и системы хранения музейных предметов.
23.​ Научное и архитектурно-художественное проектирование экспозиций и выставок.
24.​ Виды и типы музейных экспозиций
25.​ Музейная педагогика как наука и практическая деятельность.
26.​ Основные направления музейной педагогики: информирование, обучение, общение, удовлетворение потребности в творчестве и рекреационная деятельность.
27.​ Детский музей: создание и развитие.

Читайте также:  Командные вопросы для детей

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.​ Российская музейная энциклопедия : в 2 т. / ред. В.Л. Янин; Рос. ин-т культурологии.- М. : Прогресс : Рипол Классик, 2005.- т.1- 416 с.; т.2.- 436с.
2.​ Словарь актуальных музейных терминов // Музей.- 2009.- №5.- С.47-68.

УЧЕБНИКИ
1.​ Основы музееведения: учеб пособие / Под ред. Э.А. Шулеповой; Рос. Ин-т культурологии — Изд. 2-е, испр. — М. : Кн. дом «Либроком», 2010.- 430 с.
2.​ ЮреневаТ.Ю. Музееведение : учебник для высш. школы / Т.Ю. Юренева . – 3-е изд., испр. и доп . – М. : Академический Проект, 2006 . – 559 с.
3.​ Юренева Т.Ю. Художественные музеи Западной Европы: История и коллекции: Учебное пособие. Москва: Академический проект, 2007 — 414 с.
4.​ Юренева Т.Ю. Музеи мира: история и коллекции, шедевры и раритеты. – М.: Эксмо, 2011.
5.​ Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. СПБ.: Планета Музыка». «Лань», 2016. 248с.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1.​ Грегорова А. К основным проблемам музееведения. /А.Грегорова//. Музееведение. Музеи мира. Сб. науч трудов.-НИИК,1991.-С.27-39.
2.​ Грицкевич В.П. История музейного дела в новейший период (1918 – 2000).– СПб: СПбГУКИ, 2009.- 152 с.
3.​ Грицкевич В.П.История музейного дела конца XVIII – начала XX вв.- СПб:СПбГУКИ, 2007.- 336с.
4.​ Основы музееведения: учеб пособие / Под ред. Э.А. Шулеповой; Гос. ин-т искусствознания, Рос. Ин-т культурологии. — М. : Эдиториал УРСС, 2005.- 502 с.
5.​ Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис, 2008.- 243 с.
6.​ Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. – М.: Этерна, 2012. – 432с.
7.​ Мастеница Е.Н. Музейные заповедники: учеб. пособие для студентов бакалавриата; направление 51.03.04 «музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». – Санкт-Петербург: СПБГИК, 2015. – 123с.
8.​ Музейное дело в России: Учебное пособие/ М-во культуры РФ. Акад. Переподгот. Работников искусства, культуры и туризма; Рос. Ин-т культурологии. — М., 2003. — 456с.
9.​ Поляков Т.П.Мифология музейного проектирования или Как делать музей-2 / Учебное пособие для студентов и аспирантов / МК РФ РАН РИИК. – М.,2003. – 456с.
10.​ Сапанжа О.С. Методология теоретического музееведения.Монография.- СПб: Ризограф НОУ «Экспрес», 2011.-115с.
11.​ Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика: Учебное пособие.-М., 2004.-216с.
12.​ Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127.-М., 2001.-485с.
13.​ Хадсон К. Влиятельные музеи. / перевод с англ. / К. Хадсон- Новосибирск : Сибирский хронограф, 2001.-196 с.
14.​ Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России : ист. очерки. – СПб. : СПбГУКИ, 2006. – 271 с.
15.​ Шляхтина Л.М. Современное музееведение и стратегии развития музеев ХХ1 века.//Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конф./ Министерство культуры РФ, Рос.ин-т культурологии; — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010.-С.371-376.
16.​ Шляхтина Л.М. Музейные инновации в ретроспективе музееведческих идей.// Вопросы музеологии.-2010.-№1.-С.44-50.
17.​ Шляхтина Л.М.Современный музей: идеи и реалии// Вопросы музеологии.-2011.-№2.-С.14-20.

Источник



Теория и практика прикладных исторических исследований

Безымянный

Музей в 2016 г. — это не музей XIX в. и даже не музей конца 1990-х гг. Не смотря на то, что главной функцией музеев остается хранение культурного наследия, музеи сейчас постепенно «выходят» из своих кабинетов в публичное пространство. В связи с этим мы собрали для Вас несколько интересных цитат об университетских музеях и музеях в целом из статей по музеологии, вышедших за последние пять лет.

  • «Все [университетские] музеи являются структурными подразделениями вузов, предназначенными для сопровождения учебного и воспитательного процессов, для проведения просветительской и научно-исследовательской работы…»

Арьянов А.Д. Университетские музеи Иркутска // Вестник Омского университета, 2015. №3 (7). С. 41-45.

  • «Для абитуриентов музей является визитной карточкой университета».

Игнатьев Д.Ю. Университет и музей: эстетические аспекты // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2011. №2. С. 161-164.

  • «Музейный предмет не должен репрезентироваться как самодостаточный, он отражает конкретный общественно-исторический смысл».

12651172_1191394910888423_6147734482011847674_n

Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии, 2014. №2 (10). С. 16-21.

  • «Нередко музей в обывательском представлении — это «склад старых вещей» или «кладовка раритетов». Однако еще в античности и в школы, и академии, и музеи не подразумевали уединение, а служили местом общения, где люди вели диалоги, спорили, искали истину. Там рождались идеи… Музей должен будить воображение».

Мастеница Е.Н. Современный музей в ракурсе корпоративной культуры // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, 2012. №3. С. 117-123.

card_19

  • «Для поступательного развития музея конкретного вуза необходимо, чтобы он четко понимал свое место в структуре этого вуза, а научно-педагогические работники университета и преподаватели обязаны способствовать вовлечению этой структурной единицы в процесс жизнедеятельности учебного заведения. Речь идет о проведении различных мероприятий на его базе, поощрении студентов для популяризации музея в виде научно-исследовательской или самостоятельной работе…»

Муравская С.В. Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования // Вопросы музеологии, 2012. №2 (6). С. 114-120.

  • «Эмоционально и когнитивно воздействуя на посетителя, он [музей] вызывает к себе интерес и способствует стремлению углубиться в изучение прошлого, исследование исторических корней своего народа».

Грусман В.М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007. №35. Т.8. С. 92-99.

  • «Главное — это их [корпоративных музеев] соответствие образу предприятия [университета], включенность в этот образ и уникальность».

Сербина Н.В. Российские корпоративные музеи: перспективы развития и продвижения // Apriori. Серия: Гуманитарные науки, 2014. №6.

  • «Что такое современный музей? Это храм, «машина времени», «пространство духовной безопасности», «навощенная пустынность», университет знаний, театр культуры, «пространство публичного одиночества» или Диснейленд?»

Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии, 2011. №2. С. 14-19.

Источник