Основные проблемы брачно семейных отношений с иностранным элементом

Вопросы семьи и брака с иностранным элементом

Брачно-семейные отношения международного характера: общая характеристика и особенности правового регулирования

Загагова Фатима Тотразовна,

магистрант юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Научный руководитель – доктор юридических наук, профессор

Плиев Эдуард Григорьевич.

Брачно-семейные отношения международного характера – это вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения личных неимущественных и имущественных отношений между супругами, алиментные обязательства и другие отношения в сфере действия семейного права при условии, что они усложнены иностранным элементом. Именно иностранный элементом придает этим отношениям международный характер [1] . Иностранный элемент гражданского правоотношения может выражаться:

1) в иностранном гражданстве;

2) в отсутствии гражданства;

3) в проживании участников правоотношения за границей;

4) в нахождении объекта гражданских прав за границей;

5) в локализации за границей юридического факта.

Наличие иностранного элемента обязывает правоприменителя определить компетентное право.

Несмотря на закрепление категории иностранного элемента в разделе VI ГК РФ, в науке нет единого мнения о его применении. Против понятия «иностранный элемент» в литературе приводились различные аргументы, среди которых – довод о том, что использование этого понятия нарушает структуру правоотношения, разработанную в теории права (субъект, объект, права и обязанности), дополняя ее еще одним элементом.

Но под иностранным элементом, как отмечает Н.И. Марышева, надо понимать не элемент правоотношения, а лишь его «определенную окраску», выявляющую связь с иностранным государством и дающую основания для постановки вопроса о применимо праве [2] .

Кроме того, высказываются предложения о замене «иностранного элемента» на «иностранную характеристику» или проявление юридической связи. Однако отказ от применения категории «иностранного элемента» нецелесообразен по следующим причинам: во-первых, это устоявшийся термин, и, во-вторых, он закреплен законодателем.

Международный характер брачно-семейных отношений приводит к вопросу о подлежащем применению семейном праве. Различия в семейном праве отдельных государств существенны, и от того, право какого из государств (станы суда или того или иного иностранного государства) будет применено может зависеть исход спора. Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, демографический состав, национальные, бытовые и религиозные особенности и традиции его населения. Так, по-разному решаются вопросы формы брака: порядок заключения и возможность признания браков, заключенных по религиозным обрядам. Например, в Германии браки считаются действительными, только если заключены в государственных органах, в других странах, например в Великобритании, правовые последствия имеют и церковные браки. В Италии, Польше, Хорватии, Чехии возможна в качестве альтернативной церковная форма брака с обязательной последующей регистрацией в компетентных органах. Кроме того, различия касаются брачного возраста, допустимости многоженства, возможности вступления в брак с иностранцами. В связи с этим возникает проблема так называемых «хромающих браков» — ситуации, когда браки, заключенные одной стране с соблюдением ее законов, в другой стране оказываются непризнанными из-за невыполнения требований ее законодательства, и вступившие в брак лица в одной из стран не считаются супругами.

В отдельных странах определенные гражданско-правовые последствия порождает и неузаконенное совместное проживание с ведением общего хозяйства. В Норвегии в соответствии с Законом «О совместном домашнем хозяйстве» 1991 г. фактические партнеры уравнены в правах с лицами, состоящими в браке в сфере социального обеспечения и налогообложения. В Исландии внебрачный свободный союз влечет за собой правовые последствия, аналогичные правовым последствиям брака, только при условии соблюдения ряда формальностей. Два лица разного пола, не являющиеся близкими родственниками, проходят процедуру анкетирования в Национальном реестре. Для прекращения сожительства не требуется специального оформления, к числу оснований относят вступление в брак одного из партнеров или регистрацию по другому месту жительства. Действующее законодательство Португалии признает фактическое сожительство. Правовые последствия возникают при условии совместного проживания пары не менее двух лет [3] .

Особенности правового регулирования

Определить подлежащее применению право призваны коллизионные нормы. Коллизионные нормы не определяют конкретно права и обязанности сторон семейного правоотношения, а лишь отсылают к семейному праву того или иного государства. Отсылка коллизионной нормы к праву того или иного государства означает отсылку к правовой системе соответствующего государства в целом, включая наряду с законодательством иные нормы права, а также правоприменительную практику и доктрину, которые должны будут учтены при установлении содержания иностранного права правоприменителем. Привязки в коллизионных нормах семейного права отличаются большой сложностью, и это касается не только российского права. В этой области, как и в вопросах личного статуса по гражданским делам, применяется обычно личный закон каждого из участников отношения.

Понимание личного закона в отдельных странах различается: им считают либо закон гражданства (lex patriae), либо закон места жительства (lex domicilii). Личный закон в форме закона домицилия распространен наиболее широко в странах англо-американского общего права (Великобритании, США, Канаде, Индии, в некоторых странах Латинской Америки), а в форме закона гражданства – в большинстве европейских стран, ряде стран Латинской Америки, странах СНГ и других. В некоторых странах применяется «смешанная» система, когда для регулирования привлекаются обе привязки. Во многих странах используется обобщающее понятие личного закона.

В современном российском законодательстве понятие личного закона закреплено в ст. 1195 ГК РФ. Под личным законом физического лица ГК РФ понимает право страны, гражданство которой лицо имеет. Однако личным законом иностранных граждан, имеющих место жительства в России, является российское право. Специальные правила относительно определения личного закона действуют для лиц, имеющих несколько гражданств, а также для лиц без гражданства и беженцев. Следует отметить, что СК РФ не прибегает к общему понятию, определяя подлежащее применению право по каждому виду семейных отношений [4] .

Что касается привязок, то необходимо отметить, что Семейный Кодекс отказался от строго территориального подхода к выбору применимого права, от определения его в основном как российского права.

В коллизионном семейном праве России место привязки к российскому праву во многих нормах занимает привязка к закону страны гражданства лица. Связь с гражданством признана решающей при определении права, подлежащего применению к условиям заключения брака, к установлению отцовства, усыновлению. При наличии у лица нескольких гражданств привязка к закону страны гражданства понимается в российском праве как привязка к российскому законодательству, если одно из гражданств — российское. Если же оба гражданства — иностранные, применяется законодательство того из государств гражданства, которое выберет данное лицо (ст. 156 СК РФ).

Наряду с привязкой к закону страны гражданства в коллизионном семейном праве России широко используется привязка к закону страны места жительства сторон, например при определении личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов, а также родителей и детей. При этом вводятся и специфические привязки — к «совместному» или «последнему совместному» месту жительства и др. Критерии гражданства и места жительства иногда взаимно дополняют друг друга.

Помимо отсылок к закону страны гражданства и места жительства лица, в российском праве используются и отсылки к российскому праву как праву страны суда – lex fori: установления и оспаривания отцовства на территории России, расторжение браков между российскими и иностранными гражданами, а также между иностранными гражданами на территории России.

Все чаще ставится вопрос о применении гибких коллизионных принципов: принципа наиболее тесной связи отношения с правом того или иного государства и принципа наиболее благоприятного права. По мнению Федосеевой применение гибких коллизионных принципов в область брачно-семейных отношений является необходимым с точки зрения всесторонности и адекватности правого регулирования [5] .

Коллизионный метод регулирования применительно к семейным отношениям с иностранным элементом в силу специфики семейных отношений является основным методом регулирования.

Коллизионные нормы, содержащиеся в Семейном кодексе РФ, конвенции и двусторонних договорах, часто отличаются друг от друга. В случае расхождения между коллизионными нормами, являющимися частью внутреннего российского семейного права, и нормами международной конвенции или договора применяются нормы конвенции или договора [6] .

В международном частном праве используется и материально-правовой метод регулирования, иным способом обеспечивающий преодоление столкновения разных правовых систем. Проблема решается здесь путем устранения самого вопроса о выборе права с помощью материально-правовых норм, непосредственно регулирующих права и обязанности участников частноправового отношения с иностранным элементом. В п. 3 ст. 1186 ГК РФ содержится такое предписание: «Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается». Не только правила международного договора, но и внутренние материально-правовые нормы в соответствующих случаях, очевидно, вытесняют коллизионное регулирование.

В заключение следует отметить, что особенностью брачно-семейных отношений является то, что равная их часть неподвластна правовому регулированию. Брачно-семейные отношения изначально определяются нормами морали, обычаями, религиозными постулатами, традициями. Именно их тесная связь с историческими традициями является препятствием в унификации брачно-семейных отношений.

Читайте также:  Как проводить собеседование при приеме на работу

1. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2011.

2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002

3. Борминская Д.С. Новые тенденции в развитии семейного права: внебрачные союзы на примере отдельных европейских стран // Семейное и жилищное право. — 2007. — № 2.

4. Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // Консультант Плюс: Версия Проф / ООО «ИнфоЛада». — Тольятти, 2011.

5. Косарева И.А. Международное, зарубежное и российское право о статусе лиц, состоящих в фактических супружеских отношениях// Семейное и жилищное право.2009. №1.

6. Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М.: Волтерс Клувер, 2007.

7. Федосеева Г. Ю. Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации: автореф. дис… д-ра юрид. наук. – М., 2007.

8. Федосеева Г.Ю. Принцип наиболее тесной связи и принцип наиболее благоприятного права применительно к регулированию трансграничных брачно-семейных отношений // Lex Russica. 2006. N 1.

Поступила в редакцию 13.05.2013 г.

[1] Федосеева Г. Ю. Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации : автореф. дис… д-ра юрид. наук. – М., 2007.

[2] Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М.:Волтерс Клувер, 2007. С.20-21.

[3] Косарева И.А. Международное, зарубежное и российское право о статусе лиц, состоящих в фактических супружеских отношениях// Семейное и жилищное право.2009. №1. С.5-6.

[4] Марышева Н.И. Указ.соч. С.24-25.

[5] Федосеева Г.Ю. Принцип наиболее тесной связи и принцип наиболее благоприятного права применительно к регулированию трансграничных брачно-семейных отношений // Lex Russica. 2006. N 1. С. 115.

[6] Гришаев С.П. Семейные правоотношения с участием иностранных граждан // Консультант Плюс. 2011.

Источник

Международное частное право

Основные проблемы брачно-семейных отношений с иностранным элементом

Брачно-семейные отношения представляют собой комплексные отношения личного неимущественного и имущественного характера, основанные на родственных связях и регулируемые нормами гражданского (в широком смысле слова) права. Во многих странах отсутствует семейное право как самостоятельная отрасль права, и семейные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ФРГ, Швейцария).

Во Франции первый Семейный кодекс был принят только в 1998 г. В большинстве современных государств семейное право отделено от гражданского, кодифицировано и представляет собой самостоятельную отрасль права (РФ, Алжир, страны Восточной Европы и Латинской Америки).

Правовое регулирование брачно-семейных отношений имеет значительную публично-правовую составляющую. В доктрине семейное право определяют как конгломерат частных и публичных норм.

Разумеется, семейное право входит в систему частноправовых отраслей национального права, но государственное регулирование проявляется здесь намного рельефнее, чем в гражданском праве. Это связано с тем, что любое государство проводит определенную демографическую политику, пытается контролировать воспроизводство населения и обеспечить надлежащие условия для развития нового поколения.

В нормативных актах большинства государств отсутствует законодательное определение брака, и его правовые проблемы до конца не урегулированы ни в законах, ни в доктрине. Практически общепризнано, что брак — это юридически оформленный добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и презюмирующий совместное сожительство с ведением общего хозяйства.

Сразу же следует оговориться, что такое определение брака соответствует праву далеко не всех государств (например, тех государств, законодательство которых допускает однополые или полигамные браки). В современной доктрине права и судебной практике брак определяется как брак-договор, брак-статус или брак-партнерство. Наиболее распространенной является точка зрения, что брак — это договор, гражданско-правовая сделка, порождающая личные и имущественные права и обязанности супругов.

Семейные отношения с иностранным элементом являются составной частью международных гражданских правоотношений. Иностранный элемент в брачно-семейных отношениях может проявляться во всех его вариантах. В законодательстве некоторых государств особо выделяются «иностранные» (между иностранцами) и «смешанные» (между иностранцами и собственными гражданами) браки. Семейные отношения в максимальной степени связаны с национальными традициями, религией, бытовыми и этническими обычаями, а потому семейное право разных стран принципиально отличается и практически не поддается унификации. Все это вызывает серьезные коллизии законов в области брачно-семейного права. Многочисленные коллизионные проблемы возникают прежде всего потому, что соответствующие материальные нормы разных государств существенно различаются между собой.

Например, понятие «брак» в немецком материальном праве означает официально заключенный с соблюдением определенных формальностей союз между мужчиной и женщиной для совместного проживания и создания семьи. С точки зрения немецкого коллизионного права под это понятие подпадает сожительство, не оформленное официально и имеющее временный характер.

Немецкий законодатель учитывает, что иностранное право (статут места совершения брака или статут последствий брака) может иначе решать этот вопрос и включать в понятие «брак» временное сожительство, которое не является браком с точки зрения немецкого материального права. Вопрос о том, какая форма совместной жизни признается в качестве брака, решается на основе закона существа отношения (статута места совершения брака). В итоге можно прийти к однозначному выводу: коллизионно-правовые рамки регулирования брачно-семейных отношений должны быть шире материально-правовых.

Основные коллизионно-правовые проблемы брака и семьи заключаются в следующем: 1) форма и условия заключения брака; 2) расовые и религиозные ограничения; 3) запреты на браки с иностранцами; 4) необходимость разрешения (дипломатического, родителей или опекунов) для вступления в брак; 5) личный закон (главенство) мужа; 6) заключение брака по доверенности и через представителя; 7) полигамия и моногамия; 8) однополые браки; 9) юридическая ответственность за отказ вступить в обещанный брак; 10) хромающие» браки и др.

Доктрина и судебная практика некоторых государств при разрешении споров в области семейных отношений с иностранным элементом широко применяют теорию статутов: единый семейный (брачный) статут, статут общих последствий брака, статут права на имя (изменение фамилии вследствие вступления в брак), статут заключения брака, статут расторжения брака, статут имущественных отношений супругов и т.д. Применение теории статутов позволяет более детально регулировать все вопросы брачно-семейных отношений.

Именно в сфере брачно-семейных отношений с иностранным элементом наиболее часто возникает необходимость решения предварительного коллизионного вопроса (например, вопрос о действительности брака для решения вопроса о судьбе ребенка в случае прекращения брака), проблем адаптации коллизионных норм, множественности коллизионных привязок, «хромающих» отношений и коллизий, применения оговорки о публичном порядке. Почти все аспекты брачно-семейных отношений регулируются посредством «цепочки» коллизионных норм.

Доктрина права при помощи сравнительного анализа определила наиболее распространенные коллизионные привязки для установления применимого права:

  1. закон места заключения брака;
  2. личный закон обоих супругов;
  3. закон страны постоянного проживания ребенка;
  4. личный закон усыновителя;
  5. закон компетентности учреждения;
  6. закон суда;
  7. закон страны совместного проживания супругов;
  8. закон последнего совместного места жительства;
  9. личный закон ребенка:
  10. закон места нахождения общей семейной собственности.

Все эти привязки должны по возможности единообразно применяться при регулировании брачно-семейных отношений («статут семейного права»). Закон суда, как правило, выступает в качестве вспомогательного средства, если привязка к иностранному праву не позволяет достичь должных правовых последствий, направленных на установление «принципа наибольшего благоприятствования» для более «слабой» стороны.

Попытки унификации брачно-семейных отношений с иностранным элементом предпринимаются с начала XX в. На универсальном уровне разработан целый комплекс Гаагских конвенций по вопросам семейного права: об урегулировании коллизий законов и юрисдикции в области разводов и судебного разлучения супругов 1902 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1972 г.; о сотрудничестве в области иностранного усыновления 1993 г.; об урегулировании коллизий законов в области заключения брака 1995 г. и др. (всего около 50).

Эти конвенции содержат в основном унифицированные коллизионные нормы. Основной недостаток Гаагских конвенций — ограниченный круг их участников. Многие из них так и не вступили в силу, поскольку не набрали необходимого количества ратификаций. На региональном уровне следует отметить конвенции Европейского союза и его органов по семейному праву: о репатриации несовершеннолетних 1970 г.; о правовом статусе детей, рожденных вне брака, 1975 г. и др.; Конвенцию СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Наличие целого комплекса универсальных и региональных международных соглашений, регулирующих брачно-семейные отношения, породило термин «международное семейное право», который, правда, употребляется пока не слишком широко.

В Семейном кодексе РФ 1995 г. (СК РФ) произведена кодификация правовых норм, относящихся к брачно-семейным отношениям с участием иностранцев и апатридов (разд. VII СК РФ). К таким отношениям возможно применение как российского, так и иностранного права. В случае решения коллизионного вопроса в пользу иностранного права определен порядок установления содержания иностранного семейного права.

Это является обязанностью суда и иных компетентных органов РФ. Содержание иностранного семейного права устанавливается с учетом его официального толкования, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. За судом закреплено право обращаться в Министерство юстиции РФ, другие компетентные органы и привлекать экспертов в целях установления содержания иностранных правовых норм.

Читайте также:  ВСЕ ОТВЕТЫ НА ТЕСТ В АВТОШКОЛЕ GTA 5 RP 2021 КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВА В ГТА 5 РП

Стороны также вправе предпринимать предусмотренные в законодательстве действия в целях оказания суду помощи при установлении содержания иностранного семейного права. Семейный кодекс содержит оговорку о публичном порядке — нормы иностранного семейного права не применяются, если их применение противоречит основам правопорядка (публичному порядку) РФ. В подобных случаях применяются нормы российского права.

Источник

Брак с иностранцем

Как легализовать документы, подтверждающие заключение брака за границей, и обязательно ли уведомлять органы ЗАГС о регистрации такого брака?

Брак с иностранцем

В ст. 158 Семейного кодекса РФ сказано, что признаются действительными браки между гражданами РФ и иностранными гражданами, а также между гражданами РФ, которые заключены за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства иностранного государства. Браки между иностранными гражданами, заключенные за пределами нашей страны, также признаются действительными в Российской Федерации.

При этом для признания брака действительным в России необходимо отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака согласно законодательству РФ. Эти обстоятельства перечислены в ст. 14 СК РФ. Там указано, что не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Легализация документов, подтверждающих заключение брака за рубежом

В легализации самого брака, заключенного с иностранным гражданином за пределами РФ, нет необходимости. А вот если для каких-либо официальных действий необходимо подтвердить факт состояния в таком браке, например в случае рождения ребенка или получения льгот и пособий от государства, то потребуется легализовать документы, подтверждающие заключение брака (п. 1 ст. 158 СК РФ; ст. 13 Закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ; п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2018 г. № 1193).

Существует два основных способа легализации иностранных документов.

1. Упрощенная легализация (проставление на документах штампа «апостиль»).

Проставление апостиля применяется для использования документа в странах, присоединившихся к Гаагской конвенции (Конвенция, отменяющая требование о легализации иностранных официальных документов, заключена в Гааге 5 октября 1961 г.).

Если у вас есть документы, подтверждающие брак с иностранцем, на которых проставлен апостиль, то в России желательно сделать перевод таких документов и удостоверить его в нотариальном порядке. Удостоверенные у нотариуса документы о браке, заключенном в другой стране, можно будет использовать в нашей стране (ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате).

К примеру, если брак с иностранцем заключен в Италии (страна – участница Гаагской конвенции), то достаточно, чтобы официальное учреждение этой страны проставило апостиль на документах о браке. После этого они будут действительны в России (ст. 3–6 Конвенции). Но сделать нотариально заверенный перевод лишним не будет.

2. Консульская легализация.

Если документы о браке с иностранцем выдала страна, которая не присоединилась к Гаагской конвенции, то для их легализации потребуется обратиться в консульское учреждение России, находящееся на территории этой зарубежной страны (ст. 27 Консульского устава РФ; п. 10 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 18 июня 2012 г. № 9470). И имейте в виду: консульская легализация более длительная, чем проставление апостиля.

Для консульской легализации вам потребуются (п. 19 Регламента):

  • заявление;
  • паспорт;
  • документ, который необходимо легализовать;
  • документ, подтверждающий уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов. По общему правилу, размер консульского сбора составляет 30 долл. США, а от уплаты сборов в счет возмещения расходов граждане РФ освобождены (ст. 36 Консульского устава РФ; п. 30–31 Регламента).

Если у должностных лиц не будет претензий к представленным документам, то их зарегистрируют, а вам выдадут расписку об их приеме. В ней будет указана информация о выдаче готовых документов (п. 25, 68–70 Регламента). При предъявлении расписки вам должны передать легализованные документы или документы без легализации (п. 26, 79, 80 Регламента). Во втором случае по просьбе заявителя может быть выдан письменный отказ. В нем будут указаны причины, которые потребуется устранять либо в России (например, если причиной отказа стали технические ошибки, допущенные при переводе), либо на территории страны, которая выдала спорный документ. После этого можно снова обратиться за легализацией. Количество обращений не ограничено.

Добровольное уведомление органов ЗАГС о важном событии

Россияне обязаны уведомлять органы ЗАГС о регистрации брака, разводе, рождении детей и других актах гражданского состояния, совершенных ими за границей. Такая обязанность появилась у граждан РФ с 1 января 2019 г. – даты вступления в силу поправок, внесенных в Закон «Об актах гражданского состояния» Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ. Правила направления уведомлений в органы ЗАГС утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2018 г. № 1193.

После того как компетентным органом иностранного государства будет совершена регистрация акта гражданского состояния в отношении гражданина РФ, его несовершеннолетнего ребенка либо лица, не достигшего 18 лет или являющегося недееспособным, законным представителем которого гражданин является, он должен направить сведения об этом факте в отделение ЗАГС по месту жительства в России. Правилами предусмотрена возможность направить уведомление в российское консульство в стране пребывания гражданина. Сделать это необходимо в течение месяца после регистрации акта гражданского состояния за границей.

Уведомление надо будет составить по форме, утвержденной Минфином, и направить одним из следующих способов:

  • обычной почтой;
  • через личный кабинет на Портале госуслуг (этот способ подойдет только для направления уведомления в ЗАГС, для связи с консульским учреждением он не используется);
  • доставить лично в ЗАГС или консульство.

К уведомлению необходимо прикрепить копии удостоверения личности гражданина РФ и документа о регистрации акта гражданского состояния, выданного органом иностранного государства, с приложением перевода на русский язык. Копия документа, выданного за границей, должна быть нотариально удостоверена, если только уведомление не доставляется лично. Перевод документа на русский язык удостоверяется нотариусом в любом случае.

При направлении гражданином сведений о регистрации акта гражданского состояния в отношении ребенка или лица, законным представителем которого он является, прилагаются копии документов, удостоверяющих личности его подопечных, а также доверенности, на основании которой гражданин действует, или другого документа, подтверждающего его полномочия.

Правилами уточняется, что в случае направления уведомления и копий документов в ЗАГС через личный кабинет на Портале госуслуг они должны быть представлены в электронном образе, обеспечивающем визуальную идентичность бумажному варианту. При этом образы документов, выданных за границей, и их перевод на русский язык должны быть подписаны усиленной квалифицированной подписью нотариуса.

Исходя из содержания Правил, можно сделать вывод о том, что сведения о документах иностранного государства включаются в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния. При этом орган ЗАГС выдает гражданину справку, в которой указывается номер сведений о документах в реестре. Но нужно учитывать, что это не является автоматическим признанием документа иностранного государства действительным в Российской Федерации.

В законе не предусмотрена ответственность за неуведомление гражданином российских органов о регистрации акта гражданского состояния за границей. Если гражданин не представил сведения о заключении брака за рубежом, то орган ЗАГС при получении данных о признании документа иностранного государства действительным в Российской Федерации и консульское учреждение при получении данных о регистрации акта гражданского состояния в ходе осуществления консульской деятельности самостоятельно включают указанные сведения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.

Сведения о гражданском состоянии россиян и об их родственных связях в России и за рубежом защищены законодательством о персональных данных, однако компетентные органы (МВД, ФНС, ПФР, даже Министерство образования) смогут получить доступ к ним в порядке ведомственного взаимодействия.

Источник



Понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования

Общепринято, что область брачно-семейных отношений не пол­ностью, а лишь частично входит в объект регулирования междуна­родного частного права. Это объясняется тем, что брачно-семейные отношения имеют не только гражданско-правовую, но и админист­ративно-правовую природу.А превалирующей в доктрине междуна­родного частного права является сегодня позиция, согласно которой объектом МЧП могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. Из этого следует, что отношения, выхо­дящие за рамки гражданско-правовых, уже будут регулироваться не МЧП, а нормами других отраслей нрава. К таким отношениям можно отнести порядок государственной регистрации актов граж­данского состояния, порядок и сроки хранения книг государствен­ной регистрации и аналогичные отношения, которые имеют адми­нистративно-правовой характер и регулируются исключительно нор­мами национального права, хотя традиционно рассматриваются при изучении вопросов семейного права.

Итак, МЧП регулирует только те отношения из области брач­но-семейных, которые имеют гражданско-правовую природу. При выделении отношений частноправового (граждан­ско-правового) характера руководствуются следующими критериями: наличие имущественного или личного неимущественного характера, диспозитивность, равенство сторон. В случае, когда отношения раз­личных институтов семейного права удовлетворяют названным кри­териям, можно вести речь об объекте регулирования МЧП. К брачно-семейным отношениям в международном частном праве относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и связанные с ними другие вопросы (например, взаимоотношения приемной семье) при условии, что указанные отношения имеют международный характер.

Читайте также:  Птица носорог Удивительные факты фото

Кроме того, помимо наличия гражданско-правовой природы необходимо, чтобы отношения были осложнены иностранным элементом, что позволяет характеризовать их как международные.

В семейном праве в подавляющем большинстве случаев связь правоотношения с иностранным государством выражается в иностранной характеристике субъектов правоотношения. Видимо, поэтому раздел VII СК РФ, посвященный семейным отношениям с иностранным элементом, назван «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».

На основе толкования норм раздела VII СК РФ и с учетом положений п. 1 ст. 1186 ГК РФ, иностранный элемент в семейном отношении может выражаться, в частности, в:

1) иностранном гражданстве хотя бы одного из его участников;

2) отсутствии гражданства у хотя бы одного из участников;

3) проживании участников правоотношения за границей;

4) нахождении объекта прав за границей (например, нахождении за границей недвижимости, принадлежащей супругам);

5) локализации за границей юридического факта (например, заключении за границей брака).

Характеризуя область брачно-семейных отношений, нельзя не отметить такой отличающий ее признак, как преобладание в каж­дом государстве правовых норм, имеющих свои давние историче­ские и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, которые отражают специ­фику каждой народности и определенной общности людей. Именно это обстоятельство и является препятствием для унифи­кации материальныхи даже (хотя в значительно меньшей степе­ни) коллизионных норм в семейном праве. Различия проявляются практически во всех институтах семейного права, при этом сам набор институтов во многом совпадает.

В это связи важное значение приобретает международно-правовое регулирование брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом

Из многосторонних универсальных конвенций в области семейного права следует упомянуть ряд конвенций, разработанных Гаагской конференцией по международному частному праву. Это — Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978 г.; Конвенция о праве, применимом к режиму имущественных отношений супругов, 1978 г.; Конвенция о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов, 1970 г.; Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г. и многие другие.

Универсальная унификация, к сожалению, не стала эффектив­ным регулятором брачно-семейных отношений международного характера. Значительно результативнее оказалась региональная унификация, осуществляемая на разных континентах. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершив­шаяся принятием в 1928 г. Кодекса Бустаманте(известного как Конвенция по международному частному праву). Кодекс Буста­манте—это прежде всего унификация коллизионного права. Во­просам семейного права в нем посвящены специальные главы: «О браке и разводе», «Отцовство и установление отцовства», «Алиментные обязанности родственников», «Отцовская власть», «Усыновление», «Опека», «Эмансипация и совершеннолетие», «Регистрация актов гражданского состояния».

Между государствами —членами СНГ унификация коллизион­ных норм семейного права была осуществлена в результате приня­тия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Подобно Кодексу Бустаманте, в Конвенции 1993 г. имеется специальная часть «Семейные дела». В ней сформулированы нормы, закрепляющие принципы выбора права при регулировании следующих отношений: материальных условий заключения брака; расторжения брака; признания брака недействи­тельным; отношений между супругами, между родителями и детьми; установления или оспаривания отцовства (материнства), установления или отмены усыновления, опеки и попечительства.

Унификация семейного права огра­ничивается в основном созданием коллизионных норм. Матери­альных международных норм в области брачно-семейных отноше­ний принято очень мало. К конвенциям, содержащим материальные нормы, можно отнести Конвенцию о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., участницей которой является Российская Федерация.

К нормам национального законодательства, регулирующего брачно-семейные отношения с участием иностранного элемента следует отнести прежде всего СК РФ принятый в 1995 г., включающий разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства«, где сформулированы коллизионные нормы о заключении брака, признании его недействительным, расторжении брака, о личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях супругов,установлении и оспаривании отцовства (материнства), правах и обязанностях родителей и детей, алиментных обязательствах совершеннолетних детей и других членов семьи, усыновлении.

Наряду с СК РФ правила, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в федеральных законах от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации«, а также в ряде других актов, в частности в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 5 ноября 1998 г.

2. Коллизионные вопросы заключения брака в РФ

При заключении брака как на территории России, так и за ее пределами возможны два варианта «присутст­вия» иностранного элемента. В России брак может быть заключен: 1) между гражданами иностранных государств — так называемый «иностранный» браки 2) между лицами, одно из которых имеет российское гражданство, а другое — гражданство иностранного го­сударства, так называемый смешанный брак. Аналогичная ситуа­ция возможна при регистрации брака и на территории иностран­ного государства: 1) брак может быть заключен между только рос­сийскими гражданами; 2) брак может быть заключен между лицами, имеющими российское и иностранное гражданство.

В Российской Федерации регистрируются браки как между российскими гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том числе и между гражданами различных государств.

При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется российским законодательством (п. 1 ст. 156 СК РФ). Это значит, что брак должен заключаться в органах записи актов гражданского состояния. Браки, совершенные в России по религиозным обрядам, а также по обрядам на основе обычаев, не порождают правовых последствий.

Важное значение при регулировании заключения брака при­обретает выбор права, определяющего материальные условия.

Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака». Данная норма — это новелла, она впервые в российском семейном праве допускает применение иностранного права при определении материальных условий. Исходя из положений ст. 156 СК РФ для обоих лиц, вступающих в брак, имеет также значение соблюдение требований российского законода­тельства о препятствиях к заключению брака ст.14 СК:

«Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».

Если будущий супруг, желающий заключить брак в России, уже состоит в браке, то даже если подлежащий применению закон его страны допускает вступление во второй брак, в России в заключении брака ему на основании ст. 14 СК РФ должно быть отказано.

Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство России, к условиям заключения брака применяется законодательство РФ. В этом случае применяется общий подход российского законодательства к проблеме двойного гражданства, согласно которому гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона о гражданстве 2002 г.).

При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Условия заключения брака лицом без гражданства на территории России определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.

Российское законодательство допускает заключение на территории РФ так называемых консульских браков,т.е. браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах.

Браки между иностранными гражданами, заключенные в России в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются действительными на условиях:

а) взаимности, т.е. если в соответствующем иностранном государстве допускается регистрация брака в российском посольстве или консульстве;

б) если оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей дипломатического или консульского представителя.

Заключение консульских «смешанных» браков, как правило, не допускается. Однако в некоторых консульских конвенциях прямо предусматривается регистрация консулом «смешанных» браков.

Браки российских граждан с иностранцами, заключенные на территории Российской Федерации в иностранном дипломатическом представительстве (посольстве, консульстве), юридической силы не имеют.

Источник