Отмена крепостного права в России благо или грабеж

Крестьянский вопрос в 19 веке: этапы его решения.

Решение крестьянского вопроса являлось важнейшим условием перехода России к индустриальному обществу.

Первым этот вопрос попытался решить император Павел I, издав указ о трехдневной барщине (1797). Указ был призван прекратить практику обезземеливания крестьян, которые превращались в подневольных работников. Также были проведены меры по улучшению жизни казенных крестьян, была увеличена норма их надела.

Ряд попыток реформировать положение крепостных предпринимал и Александр I. В 1801 г. был издан указ, разрешавший покупать земли купцам, мещанам, государственным и удельным крестьянам. Этой мерой ликвидировалось монопольное право дворянства на владение землей. В 1803 г. вышел указ «о вольных хлебопашцах». В нем разъяснялся законный отпуск на волю крепостных крестьян с землей по инициативе помещика. Землевладелец мог заключить договор с крестьянином, по которому тот обязывался выплачивать выкуп в рассрочку и получить надел земли. Это был законный способ отпустить крестьян на волю. Данный указ обозначил две тенденции: во-первых, власть не являлась барьером для ограничения крепостного права; во-вторых, правительство надеялось на «просвещенность» дворянства, на его сознательность. Однако этот указ никак не повлиял на крепостническую систему, так как им воспользовались единицы. В 1809 г. был введен запрет на ссылку в Сибирь крепостных без суда и следствия, но в 1822 г. Александр I снова ввел это положение.

В целом в годы ‘его царствования предлагалось много проектов по решению крестьянского вопроса. Пиком создания проектов стал 1810 г. Эти проекты бурно обсуждались в правительстве. Известный своими либеральными взглядами Н.Мордвинов выступал за освобождение крестьян без земли, да еще за деньги. Более практичным было предложение А.Аракчеева, который предлагал постепенно выкупать у помещиков крестьян и землю на государственные деньги, предусмотрев для этого ежегодные бюджетные -отчисления. Крестьяне получали небольшие наделы по 2 десятины, малоземелье вынуждало бы их арендовать землю у помещиков, что обеспечило бы приличный доход ее владельцам. Сходный план был предложен Канкриным. Проект Гурьева. предусматривал создание капиталистических сельских хозяйств фермерского типа.

В 1811 г. дворяне Эстляндии предложили императору отменить крепостное право в их губернии. Но война с Наполеоном и заграничные походы прервали работу комиссии по этому вопросу. Работа возобновилась лишь в 1816 г. В 1817 г. аналогичные положения были разработаны для Курляндии и Лифляндии. Личная зависимость остзейских крестьян была отменена, но им было запрещена переселяться в города или другие земли. Помещики должны были предоставить крестьянам земли в аренду. Землевладельцы могли согнать крестьянина с земли, которую тот обрабатывал, но не могли присоединить этот участок к своей земле, его следовало сдать в аренду другому крестьянину. Для России эта реформа была слишком радикальной.

Николай I, хотя и считается традиционно реакционером, также предпринял ряд шагов в направлении смягчения крепостного права. В 1842 г. был принят Закон «Об обязанных крестьянах», который предоставлял право помещикам добровольно заключать с крестьянами соглашения о прекращении личной зависимости и о предоставлении им земельных наделов, за которые крестьяне должны были нести определенные повинности и платить оброк. Но этим нормативным актом мало кто воспользовался. В 1847 г. в Киевской, Волынской и Подольской губерниях были введены так называемые инвентарные правила, по которым определялось то количество земли, которое помещики должны были предоставить крестьянам, и устанавливались размеры крестьянских повинностей. За годы царствования» Николая I было запрещено отдавать крестьян на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, конфисковывались дворянские имения за жестокое обращение с крестьянами, а также изымались усадьбы у польских землевладельцев, участвовавших в восстании 1830-1831 гг., продолжалась покупка имений казной.

В 1848 г. был издан указ, позволявший крепостным выкупаться во время продажи имений с торгов без согласия помещика. Но революционные события в Европе 1848 г. резко изменили курс правительства с охранительного на реакционный. Поэтому в 1849 г. этот указ был исправлен — крестьяне могли выкупаться во время продажи имений с торгов, но уже с согласия дворян.

Важнейшим преобразованием стала реформа государственной деревни (1837-1841), которую провел П.Н.Киселев. Центральным органом управления государственными землями стало Министерство государственных имуществ и V отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, а на местах — палаты государственных имуществ. Все государственные земли были поделены на округа государственных крестьян с окружными начальниками во главе. На местах вводились органы крестьянского самоуправления. Первой инстанцией был сельский сход, затем волостной. На сходе выбирался сельский старшина, который затем утверждался Государственными органами. Оброк был заменен земельно-промысловым сбором, прекращалась сдача государственных имений в аренду частным лицам. В государственной деревне устраивались магазины, школы, больницы. Это Министерство курировало размежевание земель, выделение дополнительных наделов для малоземельных и т.д. Таким образом, к моменту отмены крепостного права государственные крестьяне оказалось в гораздо лучшей ситуации, чем частновладельческие. Положения этой реформы легли в основу устройства крестьянского сообщества после 1861 г.

По окончании Крымской войны и воцарении в 1855 г. императора Александра II в России начался новый период истории, названный «эпохой освобождения», эпохой великих реформ. Царь принял империю не в лучшем виде: государственный долг составлял 1264 млн. руб., большая часть которого была внешним долгом, существовал хронический дефицит государственного бюджета. Престиж страны в мировом сообществе сильно пошатнулся в связи с поражением в Крымской войне, российская экономика была несравнима с европейской, особенно в том, что касалось индустриальных факторов. Только в России, да еще в южных штатах США использовался подневольный труд. Средняя продолжительность жизни в России в середине ХIХ века составляла 24,6 лет у мужчин и 27 лет у женщин, тогда как в Великобритании — 40 лет, в США и Франции — 38 лет. Без реформ поднять уровень жизни большинства подданных Российской империи, укрепить престиж державы, и подтолкнуть развитие экономики было не возможно. Правительство понимало, что равноправное партнерство с Западом невозможно без отмены крепостного состояния крестьян, создания сети железных дорог, развития металлургии, машиностроения и топливной промышленности на том же, что и в Европе, техническом организационном уровне, тем же хозяйственным способом (с использованием наемного труда и частного капитала). В то же время Александр II и российское правительство надеялись на создания хозяйства, в котором можно было избежать отрицательного опыта Европы — конкуренции, спекуляции, кризисов, социальных конфликтов, а также сохранить незыблемым политический (монархия) и аграрный (помещичье землевладение) строй. Стремление: соединить в политике эти противоположные цели и было стержнем нового периода.

19 февраля 1861г. Александр II подписал Манифесту законоположения, касавшиеся отмены крепостного состояния частновладельческих крестьян. Основные положения крестьянской реформы сводились к следующему.

1. Крестьяне получали личную свободу и гражданские права бесплатно, объединялись в сельские общества и могли сообща решать хозяйственные вопросы на сельских сходах.

2. Вся земля в имениях признавалась помещичьей. Крестьяне продолжали пользоваться ею (на условиях барщины и оброка).

3. Это состояние признавалось временным, а крестьяне временно обязанным и до тех пор, пока они вместе с помещиком не составят уставную грамоту, в которой зафиксируют условия перехода земли в общекрестьянскую собственность. За введение этих грамот отвечали мировые посредники, специально назначавшиеся Сенатом из числа местных помещиков.

4. Реформа определяла средние нормы работ для временнообязанного крестьянства (на барщине 40 мужских и 30 женских дней в году, причем 2/3 нужно было отработать летом не менее 12 часов в день). Сумма оброка дифференцировалась по районам; в среднем по стране она составляла 10 руб.

5. В уставной грамоте закон обязывал отметить, что усадьба вместе с надворными постройками обязательно должна перейти в собственность крестьянина, а пахотные угодья по договоренности. При этом не менее 10 лет крестьяне, дабы не нанести резкого урона сложившемуся хозяйству, должны были работать на помещика.

Читайте также:  За женский футбол и против расизма Абрамович в первом большом интервью за годы рассказал о социальных миссиях Челси

6. Российские крестьяне могли рассчитывать на получение надела из помещичьей земли только в общественную собственность. Условия индивидуального выкупа не оговаривались.

7. Размер надела определялся по плодородию почвы. На получение земли могли рассчитывать только домохозяева, т.е. мужчины. Вся территория империи делилась на три зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Так были учтены противоречивые интересы помещиков, которые вели хозяйства разных типов. В каждой зоне определялась «вилка» надела, крайние границы которой зависели плотности населения в данной местности и от размера помещичьего имения (по закону у собственника нельзя было отчуждать более 3/5 имения). «Вилка» для нечерноземной полосы составляла 3-7 лес., для степной – около 10 дес, а для черноземной — 2,7-6 дес. Все отношения по поводу размера и выкупа земли решались не индивидуально, а через общину. В итоге в нечерноземных малодоходных землях в пользовании крестьян осталось почти столько же земли, сколько было и до реформы, или чуть больше. А черноземных губерниях помещики отрезали в свою пользу чacть бывшей надельной земли крестьян. Здесь крестьянское землевладения оказалось меньше дореформенных наделов.

8. Следующая часть законоположений касалась выкупа земли. Временнообязанные отношения должны были закончиться, по мнению правительства, выкупной сделкой между помещиком и крестьянином. Общая стоимость надела определялась по капитализированному оброку, что означало, что помещик должен был иметь доход от капитала, полученного за землю, в том же размере, что доходит крестьянина прежде. Если в среднем по России он равнялся 10 руб., то при тогдашних процентах в Госбанке (6%) он приравнивался к 6% а совокупная стоимость земли определялась -как 100%. Пятую часть от этой суммы крестьянин, по договоренности с помещиком, могли либо отрабатывать в течение 10 лет, либо заплатить. Поскольку заплатить такую сумму крестьяне не могли, большую часть (80% стоимости земли) выплакивало за крестьянина государство. Причем из этой суммы вычитались все прежние долги помещиков государству. Крестьяне возвращали эту часть денег уже не помещику, а государству с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет.

Проводимая реформа носила компромиссный характер: она сохраняла в уменьшенном размере помещичью собственность, постепенно создавала новую — общинное землевладение крестьян. Так как размеры общинного землевладения были определены на имевшееся в 1861 г. крестьянское население, реформа разрешала аграрный вопрос в стране. Но в перспективе, с ростом крестьянского населения, вопрос о земельном переустройстве вновь вставал в повестку дня.

Реформа 1863 г. решала судьбу удельных крестьян, бывших в собственности царского двора с 1797 г. Крепостными они не считались уже с 1858 г., но несли многочисленные повинности, как и в прежние времена. По данной реформе удельные крестьяне должны были в течение 49 лет выкупить землю в собственность. Размеры Надела для них были большими, чем у помещичьих крестьян, тот размер, которым они пользовались в 1861 г., признавался минимальным. Крестьянские повинности сохранялись в прежнем размере.

В 1866 г. решалась судьба государственных крестьян. С 1840 г. они пользовались государственными землями в размере около 8 две., платили промысловый и земельный налоги, в отличие от остальных категорий крестьянства, обложенных подушным налогом. По новой реформе государственные крестьяне признавались наследственными владельцами земли без права ее продажи.

Более поздние законы 1866-1870-х определяли судьбу крестьян национальных окраин России.

Источник



964,Крестьянский вопрос: выкладываем по порядку

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Освобождение крестьян и этапы решения крестьянского вопроса в России

Первые попытки решить крестьянский вопрос были предприняты при Павле 1, издавшим ряд законов, которые ослабляли влияние феодала и давали крестьянам определённую свободу. Однако заниматься крестьянским вопросов всерьёз начал только Александр 1.

Цели и задачи

Цели и задачи реформы управления государственными крестьянами:

  • Систематизировать налоговые сборы в деревнях
  • Увеличить благосостояние крестьян и улучшить условия их жизни
  • Показать помещикам пример эффективного управления в деревне и «нового» отношения к крестьянам.

Крестьянский вопрос в России был острым. Николай 1 понимал, что его нужно решать, но понимал он и другое — в стране произошли большие потрясения, а отмена крепостного права может вызвать волну негодования помещиков, что пошатнет позиции самодержавия. Поэтому был избран путь наименьшего сопротивления. Было решено реформировать государственную деревню, чтобы показать пример помещикам. Для реализации реформы был выбран генерал Павел Дмитриевич Киселев, которого Император называл «начальником штаба крестьянской армии».

Крестьянский вопрос при Александр 1

1801 год — указ, дающий помещикам, купцам и удельным крестьянам вне городов покупать землю.

1803 год – указ «о вольных хлебопашцах», дающий право крестьянину уйти со службы барину (раскрепоститься) вместе с частью земли. Крестьянин должен был уплатить большой откуп за землю, но это уже был большой шаг, так как крестьяне перестали быть безусловно зависимыми и имели шанс обрести свободу.

1809 год – указ, запрещающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь без суда.

Согласно сведениям учёных, Александр даже давал приказ своим законотворцам разработать проект отмены крепостного права. К сожалению, тяжёлое экономическое положение в 1810-1816 годах привело к тому, что часть законов были отменены, а продажа крестьян между помещиками возобновилась с новой силой.

Несмотря на то, что многие законы были отменены, все же реформы Александра дали первый толчок к отмене крепостничества и решению проблем крестьянского вопроса. Прогрессивная часть населения вовсю занимались проблемами решения крестьянского вопроса и предлагали различные меры.

Суть реформы

В апреле 1836 года начало работу 5 Отделение при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Возглавил его Киселев, а работу контролировал лично Николай 1. Подготовка заняла меньше года, и уже в 1837 году началась реализация.

Реформа Киселева предполагала следующие изменения в деревне:

  • Управление деревней перешло под контроль Министерства Государственного имущества. До этого деревней управляло Министерство Финансов.
  • Создание системы крестьянского самоуправления на местах. Избирались старшины, сотские и десятские, которые должны были решать важнейшие для деревни и ее жителей вопросы.
  • Размежевание земли. Главное — должны были исчезнуть малоземельные крестьяне. Киселев планировал, чтобы у всех крестьян были примерно равные возможности.
  • Систематизация начисления и сбора налогов в деревне.
  • Создание семейных фондов (складов). Создавались на случай неурожая.
  • Запрет продажи крестьян в розницу.
  • Строительство больниц, школ, церквей, дорог. Но только за счет деревни.

Крестьянский вопрос при Николае 1

Следующим императором, вдохнувшим новую жизнь в решение крестьянского вопроса стал Николай 1. Крестьяне снова получили право выкупиться с частью земли, был введён запрет на высылку крестьян на каторгу и в целом положение крепостных улучшилось. Именно при Николае 1 был заложен фундамент для будущего окончательного решения крестьянского вопроса и отмены крепостничества.

1837-1841 гг. – реформа государственных крестьян. Реформа улучшила правовое и материальное положение крепостных, давая им право и возможность стать самостоятельными. Созданы органы крестьянского самоуправления.

1841 г. – закон, запрещающий продавать крестьян по одиночке или вместе с поместьем.

1842 г. – закон о «вольных крестьянах». Помещики теперь могли на своё усмотрение освобождать крестьян и давать им землю, не требуя денег взамен. Однако крестьянин обязан был взамен отработать долг на выданной ему земле.

1843 г. – безземельные дворяне больше не имели право покупать крепостных (ликвидация рабства).

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

  • Управление деревней сильно расширило чиновничий аппарат. Деревни должны были сами его содержать.
  • Налоги, как и предполагалось, были систематизированы, но очень сильно вросли. Как следствие крестьянские бунты государственных деревнях в 1841-1843 годы.
  • Полнейший контроль полицейского-бюрократического аппарата за деревнями.
  • Начался чиновничий произвол и взяточничество, особенно в период размежевания земли.
Читайте также:  Никогда не ждите что вас буду просить помочь Нужно проявлять инициативу многие люди стесняются просить боя

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

  1. Исчезли малоземельные крестьяне. После реформы земельные наделы крестьян были приблизительно равны.
  2. Земли крестьян были полностью защищены от разграбления помещиками. Но от чиновничьего произвола защиты не было.
  3. Появилась теоретическая возможность формирования зажиточных крестьян.

Главный же итог реформы 1837-1841 годов в том, что она пыталась решить очень сложный вопрос без кардинальной перестройки системы. Эта же проблема возникла и при отмене крепостного права 1861 года. Решение крестьянского вопроса без пересмотра системы управления ими и системы жизни крестьян — это была утопия. Формально систему управления Киселев попробовал изменить, но создание новых Министерств и замена помещиков на чиновников, проблему не решало. Наоборот, проблема только усугублялась.

Крестьянский вопрос при при Александре 2

В результате революции, буржуазной и промышленной, император подписал указ, согласно которому крепостничество считалось изжившей себя системой. Крепостное право было полностью отменено в 1861 году.

Источник

Крестьянский вопрос в России

Одним из наиболее важных условий перехода России к индустриальному обществу стало решение крестьянского вопроса. Первые попытки его решения были предприняты Павлом 1-м, издавшим в 1797 г. указ о трехдневной барщине. В то же время были немного улучшены условия жизни казенных крестьян.

Чтобы разрешить крестьянский вопрос, при Александре 1-м был предпринят целый ряд мер. Это прежде всего указы 1801 и 1803 гг. Первый позволял крестьянам (в числе прочих сословий) покупать землю в собственность и разрушал монополию дворянства на владение землей. Второй, получивший название Указ о вольных хлебопашцах, определял порядок отпуска (раскрепощения) крестьянина вместе с землей. Крестьянин был при этом обязан выплачивать помещику выкуп в рассрочку и получал в собственность земельный надел. Нужно отметить, что воспользовались этим указом лишь единицы. А на саму систему крепостничества он никак не повлиял. За время правления Александра 1-го предлагалось множество вариантов решения этого сложнейшего вопроса. Проекты освобождения крестьян были предложены Мордвиновым, Аракчеевым, Канкриным, Гурьевым. В 1809 г. было запрещено без суда и следствия ссылать крестьян в Сибирь. Стоит отметить также предложение эстляндских дворян по отмене крепостного права на территории Эстляндии, внесенное в 1811 г. Но для России подобное решение было слишком радикальным. (В Эстляндии, а в 1817 г. в Лифляндии и Курляндии, личная зависимость от помещика крестьян была отменена.)

Тем не менее прогрессивная часть российского дворянства, в частности члены тайных обществ, возникших после войны 1812 г., считали одной из своих важнейших задач отмену крепостного права. Так, крестьянский вопрос Муравьевым разрешался следующим образом: согласно проекту его конституции крепостное право отменялось, однако земельные владения помещиков сохранялись полностью. Крестьяне получали во владение только до двух десятин пахотной земли на двор. Но для прокорма одной семьи требовалось не менее четырех десятин. Пестель в «Русской Правде» тоже ратовал за отмену крепостничества. Однако его решение вопроса было во многом компромиссным. Он предлагал оставить половину пахотных земель в собственности помещиков, а вторую половину передать в общинную собственность. При этом земли помещиков предназначались для сдачи в аренду крестьянам, организующим на ней крупные хозяйства, — фермерам. Земля же общинная должна была предотвратить бедность среди крестьян. Крестьянский вопрос в России не был разрешен ни одним из этих способов. Восстание декабристов на Сенатской площади потерпело крах.

Крестьянский вопрос при Николае 1-м, несмотря на реакционный стиль правления этого императора, также пытались разрешить. Закон «Об обязанных крестьянах» 1842 г. позволял помещику и крестьянину по желанию заключать договор о предоставлении земельного надела (за который нужно было платить оброк или нести определенные повинности) и о прекращении личной зависимости.

В период правления Николая 1-го было еще более ограничено право помещика ссылать крестьян в Сибирь, а также было запрещено отдавать их на заводы. Жестокое обращение с крестьянами каралось конфискацией поместий. 1847 г. ознаменовался введением инвентарных правил, определяющих количество земли, которое должно быть предоставлено крестьянам помещиком, и размер подати, в Подольской, Волынской и Киевской губерниях. А в следующем 1848 г. крестьянам было позволено выкупаться с согласия дворян, если поместье продавалось на торгах. Большое значение имела проведенная в период с 1838 по 1841 г. реформа Киселева. На принадлежащих государству землях появились органы крестьянского самоуправления. Земельно-промысловый сбор заменил оброк. На селе начали создаваться магазины, больницы, школы. Эта реформа стала одним из важнейших этапов решения крестьянского вопроса.

Крепостное право было отменено только императором Александром 2-м. Манифест об отмене крепостного права был подписан им 19 февраля 1861 г. Он предоставлял личную свободу крестьянам. Теперь их нельзя было переселить, подарить, продать или купить. Крестьяне также получали и земельные наделы. Но размеры их были разными в различных областях России.

Источник

Попытки решения крестьянского вопроса

По указу 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. Изданный в том же году указ запрещал отдавать крепостных крестьян на заводы. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крепостных с публичного торга, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. В 1841 г. было запрещено дворянам, не имевшим имений, покупать крестьян без земли. В число мер, направленных на некоторое смягчение крепостного права, входили: указ 1828г., ограничивавший право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению, предоставление указом 12 июня 1844 г. помещикам права отпускать дворовых на волю по обоюдному с ними договору, указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные имения недворянам.

Предпринимались и попытки более общего подхода к решению проблемы крепостного права, для чего создавались специальные секретные комитеты, занимавшиеся разработкой проектов крестьянской реформы. Однако их деятельность ограничилась разработкой законов, решавших отдельные частные вопросы, а не проблему целиком.

С приходом к власти Н. I ужесточилась политика в области просвещения и печати.

В основу народного просвещения был положен принцип строгой сословности. Согласно «Уставу гимназий и училищ уездных и приходских», принятому в 1828 г., начальное и среднее образование подразделялось на три категории:

1) для детей низших сословий предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой (чтение, письмо, четыре правила арифметики и Закон Божий),

2) для детей купцов и мещан предназначались трехклассные училища с более широкой программой начального обучения (вводились начала геометрии, а также география и история),

3) для детей дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, подготавливавшие учащихся к поступлению в университеты.

Таким образом, уровень образования должен был строго соответствовать социальному положению учащегося.

26 июля 1835 был издан «Общий устав императорских российских университетов». Теперь университеты подчинялись попечителям учебных округов, а в некоторых районах – генерал-губернаторам. Была существенно ограничена автономия университетов. Университетские Советы могли выбирать ректора, оставались выборными и другие должности в университетах, однако, все выбранные лица должны были утверждаться министром просвещения. Помощником ректора и вторым административным лицом в университете стал назначаемый попечителем учебного округа из военных или гражданских чиновников инспектор — ранее он избирался Советом из среды университетской профессуры.

Источник

Отмена крепостного права в России: благо или грабеж?

Известно, что в России долее всего в Европе сохранялось крепостное право – личная зависимость крестьянина от помещика-землевладельца. Эта ситуация тормозила развитие промышленности и обостряла социальную ситуацию. Отмена крепостного права в России в 1861 году стало важнейшим событием в жизни страны. Однако многие оппоненты царизма тут же прозвали реформу «грабительской». И для этого у них имелись основания.

Читайте также:  Как правильно ставить ударение в слове ЗАДАЛИ домашнее задание

Первые попытки освобождения крестьян в России

Крепостные составляли очень большую долю от общего числа подданных Российской империи. При Петре I более половины мужчин в России были крепостными. Предреформенная перепись (1857-1859 гг.) насчитала более 23 млн. крепостных обоего пола (из 62, 5 млн. общего числа учтенного населения). Соответственно, масштабы проблемы были грандиозны.

Русские цари в XIX веке уже понимали необходимость отказа от крепостничества, но либо проявляли недостаточно решительности в этом вопросе, либо сталкивались с сильнейшей оппозицией помещиков. Раздражать же дворянство самодержцы не могли – они составляли основу всего государственного строя.

Александр I в качестве шага к освобождению крестьян издал в 1805 году «Указ о вольных хлебопашцах», но он помог обрести свободу всего 0,5% крепостного населения за все время правления этого царя. Он же в 1816-1819 гг. отменил крепостное право в Прибалтике, но крестьян там освобождали вовсе без наделов. При Николае I работало несколько придворных комиссий, в задачу которых входила выработка проекта освобождения крестьян с минимальными потерями для помещиков. Но даже эти нерешительные попытки ограничить права дворянства встречали жесткий отпор.

Продажа крепостных

Но в стране было и много недовольных существующим положением. Позиция крестьян понятна – в середине XIX века количество их выступлений заметно увеличилось. Но сохранение крепостничества не устраивало промышленников, испытывавших трудности с рабочими. К ним присоединялись и либерально настроенные дворяне, стремившиеся организовывать свое хозяйство на современной основе. Наконец, на отмене крепостничества настаивали многие государственные деятели, справедливо опасавшиеся, что оно может привести к социальному взрыву и революции.

Точно не установлено, кому принадлежит замечание насчет того, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем позволить отменить его «снизу». Обычно его приписывают самому Александру II. Но в любом случае это высказывание точно отображает образ мыслей реформаторов.

Подготовка и принятие реформы

Александр II занялся крестьянским вопросом сразу после восшествия на престол. Но настоящая подготовка к проведению реформы началась в 1857 году, когда при императоре был создан Секретный комитет, разработавший проект реформы. В ноябре того же года он был разослан в губернии с рекомендацией создать дворянские комитеты для ее обсуждения и внесения правок (так называемый рескрипт Назимову).

Император Александр II

В результате деятельности комитетов и Главного комитета (Секретный пришлось переименовать после обнародования планов реформы) в 1858-1859 гг. были созданы еще 2 варианта проекта реформы. Основные споры возникали вокруг земельного вопроса. Предлагалось 3 варианта:

  • освобождать крестьян лично, но без всякого обязательного надела (примерно так, как это было проделано в Прибалтике);
  • оставлять крестьянину в собственность дом и усадьбу, но пахотную землю предоставлять только за выкуп;
  • освобождать крестьян сразу с земельным наделом, а затем обеспечить компенсацию помещикам убытков.

В результате Александру II пришлось проявить монаршее самовольство, чтобы обеспечить принятие реформы. В начале 1861 года он потребовал от Государственного совета решить вопрос до начала полевых работ, иначе промедление может стать опасным. 19 февраля (3 марта) 1861 года царь подписал «Манифест», ознаменовавший личное освобождение крестьян, и «Положение», регламентирующее процедуру освобождения. В тот же день документы начали зачитывать по России.

Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в церкви

Основные положения крестьянской реформы 1861 года

Речь в этих документах шла не столько о правах крестьян, сколько о правах помещиков. Основные положения крестьянской реформы 1861 года оказались максимально выгодными для дворянства.

  1. Крестьяне освобождались от личной зависимости и получали правоспособность с сословными ограничениями.
  2. Усадьба и движимое имущество передавались в собственность крестьян безвозмездно.
  3. Пахотная и прочая земля оставалась в собственности дворян; однако они должны были выделить крестьянскому «миру» (то есть бывшим крепостным одного помещика или населению одной деревни) определенную ее часть в пользование. Размеры такого надела определялись нормами на 1 крестьянскую «душу».
  4. Крестьянский «мир» или отдельный крестьянин обязаны уплатить помещику за надел. До этой уплаты в течение 49 лет крестьянин, работающий на земле, не мог от нее отказаться.
  5. Поскольку крестьяне не имели нужных сумм для выкупа земли, эту обязанность взяло на себя государство. Крестьяне в результате оказались его должниками, а не помещиков.
  6. До выкупа земли крестьянин должен был платить за нее помещику оброк или отрабатывать барщину. В отличие от крепостного состояния, нормы барщины были строго регламентированы, как и возможные размеры оброка.

Статус крестьянина до решения всех денежных вопросов с помещиком определялся как «временнообязанный». Фактически, свобода такого крестьянина была весьма условной, хотя помещик уже не мог его насильно женить или наказать по своему усмотрению.

«Грабительский» характер реформы

Придворные историографы незамедлительно назвали реформу 1861 года Великой, а царя наделили прозвищем Освободитель. Но представители демократического лагеря придумали для нее наименование «грабительской», и история подтвердила их правоту.

Крестьянские наделы после реформы почти повсеместно уменьшились. Это произошло из-за того, что определенные ею размеры надела почти всегда были меньше тех, что реально использовались крестьянами перед освобождением. В этом случае помещик имел право «отрезать» излишек. Особенно много «отрезков» было в черноземных регионах, где помещикам выгодно было сохранить большую собственную запашку.

Карикатура на крестьянское пореформенное малоземелье

Крестьянин в результате реформы оказался привязан уже не к помещику, а к земле – ведь он не мог от нее отказаться. Многие семьи отказывались переходить на выкуп. Не понимая до конца его сути. Только в 1883 году в центральных губерниях все крестьяне в обязательном прядке были переведены на выкуп. В отдаленных районах временнообязанное стояние встречалось даже после революции 1905-1907 гг. и столыпинских реформ.

За землю крестьяне должны были платить государству 6% от выкупной суммы на протяжении 49 лет. В результате получилось, что они переплатили за наделы втрое, а в некоторых регионах – и более.

Помещики по реформе получили в свое распоряжение все леса, выпасы. Водоемы и прочие угодья, без которых невозможно было ведение крестьянского хозяйства. В результате они могли заставлять крестьян арендовать их на невыгодных условиях.

Дворовых слуг (6,5% крестьянского населения) освобождали вообще без надела. Кроме того, они в течение 2 лет не могли уйти от помещика.

В регионах применялись некоторые особые положения (например, на землях Войска Донского или в Бессарабии). В некоторых случаях принимались и чрезвычайные меры – так, в 1864 году были увеличены наделы и фактически отменены выкупные платежи крестьянам Правобережной Украины. Это делалось для того, чтобы превратить их во врагов польского восстания.

Результаты реформы

Из-за стремления государства защитить любыми средствами интересы помещиков результаты реформы оказались довольно скромными. Да, с практикой фактического рабства значительной части населения страны было покончено. Крестьяне обрели правосубъектность и отныне могли выступать в любых сделках от собственного имени. Однако малый размер наделов и безденежье крестьян не обеспечили ожидаемого роста сельскохозяйственного производства.

Явная несправедливость условий освобождения вызвала многочисленные крестьянские восстания – крестьяне были уверены, что от них «спрятали настоящую волю». Некоторые восстания пришлось подавлять с помощью армии.

Восстание в селе Бездна

Выкупная операция оказалась невыгодной и государству, и крестьянам. Крестьяне откровенно переплачивали за наделы против их рыночной стоимости. Однако часто они были не в состоянии вносить платежи. Во избежание социальных взрывов государство несколько раз прощало крестьянам недоимки по выкупу. Когда в 1907 году они были окончательно отменены, государство оказалось в «минусе».

Вопрос социальной напряженности снят не был. Бедность, фактическая зависимость толкали крестьян на протесты. Вопрос рабочих рук для промышленности решился только частично – за счет людей, освобождавшихся без земли, и заводских крестьян.

Однако сам факт прекращения унизительного крепостного состояния миллионов подданных России много значил для страны. Крестьянская реформа 1861 года подтолкнула экономическое развитие и усилила либеральные реформаторские настроения среди государственного руководства. После реализации крестьянской реформы правительство Александра II предприняло еще преобразования во многих сферах российской жизни.

Источник