Овладение учебно познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОО

результаты процесса обучения в ДОУ

Целостно раскрывая сущность процесса обучения дошкольников, мы не можем не раскрыть содержание, формы, методы, средства, результаты процесса обучения, составляющие его содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты. Широта и значимость этих компонентов, необходимость их детального осмысления будущими педагогами дошкольного образования обусловили выделение отдельных тем лекционных и семинарских занятий по этой проблематике. В данной лекции мы лишь тезисно обозначим эти компоненты для системного и полного видения всей структуры процесса обучения.

Содержательный компонент процесса обучения— содержание образования. По И.Я. Лернеру, это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которых обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры.

Отметим, что в определении содержания образования фигурируют его структурные компоненты, соответствующие компонентам социального опыта. Вместе с тем содержание образования уже, это дидактически адаптированная система. Из содержания компонентов социального опыта отбираются основы знаний, опыта, доступные и необходимые для усвоения и развития человека на определенном этапе образования.

В процессе дошкольного образования детьми усваивается тот состав социального опыта, который необходим для полноценного их развития и вхождения в социум. В процессе освоения содержания дошкольного образования дети в этот возрастной период:

— получают систематизированные представления об окружающем мире, себе, других людях;

— осваивают способы деятельности (умения и навыки) общения, самообслуживания, игровые, познавательные, трудовые, двигательные и др.);

— приобретают опыт творческой деятельности — опыт применения имеющихся знаний, умений, навыков в разных нетипичных ситуациях жизни;

— вырабатывают первое ценностное отношение к себе, окружающему, у них складываются личностные качества, основы характера, опыт самопрезентации.

Содержание дошкольного образования регламентируется государственным образовательным стандартом (сегодня на этапе его создания и апробации системой требований к содержанию, методам, педагогическому взаимодействию и развивающей среде в ДОУ) и выражается в программах воспитания и обучения дошкольников.

Таким образом, смысл содержательного компонента процесса обучения состоит в освоении детьми содержания социального опыта, доступного для усвоения с позиции физиологических, психологических и индивидуальных особенностей.

Операционально-деятельностный компонент обучения — это система форм, методов и средств, используемых педагогом ДОУ на разных этапах обучения детей. Именно эти подструктуры обеспечивают динамику, процессуальность, действенность обучения, отсюда и название компонента. Охарактеризуем коротко эти составляющие.

Форма — внешнее выражение деятельности. Она характеризует особенности взаимодействия педагога и ребенка, определяет систему дидактических отношений. В педагогике формы организации обучения делятся на общие и конкретные.

К общим формам обучения относятся индивидуальная, групповая, коллективная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения. Индивидуальная форма обучения существует с времен античности и была распространена до XVIII века в целом ряде европейских стран. Суть заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируется содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Достижения и недостатки ребенка находятся на виду у взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка; не формируется умение работать в группе. Групповая форма обучения организуется как взаимодействие одного педагога и нескольких детей, объединенных общей дидактической целью. Плюсами формы являются: возможность организации одно- и разновозрастных групп с разным или одинаковым уровнем развития детей; обеспечение индивидуализации обучения через дифференциацию детей по какому-либо значимому для педагога на данный момент признаку (степень усвоенности учебного материала, тип темперамента, возраст и др.).

Коллективная форма обучения предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников и преследует общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности.

К конкретным формам обучения дошкольников относятся занятия, экскурсии, дидактические игры, индивидуальная работа с ребенком. Также мы должны отметить, что все виды деятельности ребенка, его повседневная жизнь выступают как формы естественного, органичного обучения дошкольников, освоения ими социального опыта. Ведущей формой регламентированной учебно-познавательной деятельности в ДОУ являются занятия, в ходе которых происходит формирование системы знаний, умений, навыков, творчества, отношений. Они актуализируются, закрепляются и пополняются в других формах, в повседневной жизни и самостоятельной деятельности ребенка.

Методы обучения — способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит усвоение ребенком необходимого содержания социального опыта. Своеобразие и вариативность методов обеспечиваются приемами, которые составляют элемент метода, отдельный шаг к его реализации. Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспиров рассматривают методы обучения как систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога и детей, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы обучения классифицируются на основании структуры деятельности и делятся на:

• методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей (познавательные игры, игровые упражнения, анализ жизненных ситуаций, опора на опыт ребенка, создание ситуаций успеха, педагогическое требование, поощрение, порицание);

• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей (словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные, продуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы детей);

• методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдение).

Средства обучения — материальные или идеальные объекты, которые помещены между педагогом и дошкольниками и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.

К материальным средствам обучения относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.

Идеальные средства составляют умственные действия и их продукты, ранее усвоенные ребенком знания и умения. Л. С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы), паралингвистические (жесты, мимика) средства. В общем эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога — как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.

Результативный компонент процесса обучения — в качестве результатов обучения дошкольников выступает освоенный детьми педагогически адаптированный отрезок общественно-исторического опыта, необходимый в этот возрастной период для оптимального развития и адекватного вхождения ребенка в социум. Степень достижения результатов обучения отражает качество дошкольного образования. Отслеживание результативности этого процесса происходит в рамках текущего, периодического, итогового и опережающего видов контроля. На основании его результатов происходит своевременная коррекция всех компонентов процесса обучения дошкольников.

Таким образом, мы целостно рассмотрели процесс обучения дошкольников в ДОУ, дали понятие процессу обучения, раскрыли его функции, структуру, движущие силы, выделили особенности обучения детей в дошкольный период. Дальнейшие практические занятия и самостоятельное выполнение заданий по теме помогут расширить рамки учебного материала и вывести усвоение темы на уровень профессиональной компетентности.

Рекомендуемая литература

1. Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.

Читайте также:  Как найти результаты огэ 9 класс

2. Буре Р. С. Когда обучение воспитывает. — СПб., 2002.

3. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред.
В. А. Петровского. — М., 1994.

4. Груба Г. В. Современные тенденции дошкольного обучения // Современное образование ребенка дошкольного имладшего школьного возраста.— СПб., 1997.

5. Давидчук А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. — М., 2000.

6. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1995.

7. Дошкольник: обучение и развитие.— Ярославль, 2001.

8. Дидактика детского сада // Дошкольная педагогика. В 2 ч. / Под ред. В. И Логиновой, П. Г. Саморуковой. Ч. 2. — М., 1988.

9. Обучение детей в дошкольных учреждениях села / Под ред. А. С. Алексеевой. — М., 1990.

10. Обучение детей раннего и дошкольного возраста // Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.— М., 2001.

11. Особенности обучения и воспитания дошкольника.— СПб., 1987.

12. Усова А. П. Обучение в детском саду. — М., 1981.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник



Результаты обучения в ДОО

Результат обучения является важным показателем эффективности организованного педагогического процесса и профессиональной деятельности педагога.

Результат обучения в ДОО соотносится с образовательными целями и задачами, во многом зависит от ряда следующих факторов:

  • адекватности подобранного содержания, методов, средств и форм обучения;
  • условий ДОО;
  • компетентности и профессионализма педагогического коллектива ДОО;
  • возможностей и потребностей воспитанников;
  • характера установившегося взаимодействия между педагогами, воспитанниками и родителями;
  • умения педагога отслеживать не только конечный результат, но и течение педагогического процесса, при необходимости корректировать его.

Результат обучения в ДОО оценивается в зависимости от приоритетных задач, которые были поставлены перед началом обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с ФГОС ДО, результат обучения в ДОО – это качество освоения детьми дошкольного возраста основ общеобразовательной программы.

Большая роль в определении усвоения программы образования отводится специфическим видам деятельности воспитанников и индивидуализации педагогического процесса.

Оценка результатов обучения в педагогическом процессе

Оценка результатов обучения в ДОО проводится в начале, середине и конце учебного года. Помимо этого воспитателями группы осуществляется ежедневный (текущий) мониторинг в процессе взаимодействия с детьми. Ежедневный мониторинг необходим для того, чтобы понять результативность организованного воспитательно-образовательного процесса и при необходимости осуществить его корректировку, а также отследить динамику развития каждого ребенка.

Оценка результатов обучения в ДОО проводится в трех основных направлениях:

Объективная педагогическая диагностика – проводится с помощью специальных диагностических методик. Исследуется уровень усвоения детьми образовательной программы, их развитость, обучемость, воспитанность и т.д.

Оценка учебно-познавательной деятельности – осуществляется в процессе обучения и по его итогам.

  • Текущий контроль – осуществляется систематически, с использование различных методов и средств, направлен на выявление результата усвоения знаний, умений и навыков.
  • Периодический контроль – осуществляется по итогу изучения крупных тем или разделов дисциплины, в учет берутся результаты промежуточного контроля.
  • Итоговый контроль – осуществляется в конце учебного года (май), направлен на подведение итогов, получение общих результатов обучения ребенка, динамики его развития и личностных изменений.

По итогам всех трех видов контроля, в конце учебного года делаются выводы о результатах обучения воспитанников ДОО, ставятся задачи на последующее обучения, осуществляется коррекция образовательного процесса.

Самооценка – осуществляется детьми самостоятельно во время обучения.

Оценка результатов обучения в ДОО осуществляется с помощью следующих методов:

  1. Устный контроль – представляет собой вопросно-ответную систему (рассказ, беседа, объяснение, пересказ и т.д.).
  2. Письменный контроль – чаще всего используются с детьми старшего дошкольного возраста, в виде решения специальных заданий, напечатанных на листах бумаги (заштрихуй, дорисуй, обведи и т.д.).
  3. Практические задания — направлены на выявления уровня освоения практических умений, способности понимать, воспринимать и выполнять задания.
  4. Наблюдение за деятельностью воспитанников – направлено на выявление способности применять, полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
  5. Специальные диагностические методики – направлены на установление уровня конкретно усвоенных знаний и умений, их объем, полноту и прочность.

Овладение учебно-познавательной деятельностью как значимый результат обучения дошкольников в ДОО

Значимым результатов всего обучения в ДОО является успешная подготовка воспитанников к последующему обучению в школе. К старшему дошкольному возрасту, воспитанники ДОО много знают и умеют, имеют твердую социальную позицию. Одним из наиболее важных показателей результативности обучения в ДОО является овладение детьми старшего дошкольного возраста компонентами учебной деятельности. К ней относятся:

  • познавательная мотивация на обучение;
  • целеполагание;
  • умение планировать собственную деятельность;
  • образовательные умения и навыки;
  • овладение рефлексией.

Данные компоненты и их сформированность у детей старшего дошкольного возраста служат показателями результатами обучения в ДОО и являются важными условиями последующей успешной адаптации детей к обучению в школе.

Оценка педагогом учебно-познавательной деятельности, направлена на решение ряда задач:

  • осуществление стимулирования познавательной активности воспитанников;
  • создание благоприятной и комфортной психологической атмосферы для организации эффективного процесса обучения;
  • формирование у детей умения осуществлять самооценку собственной деятельности и полученных знаний.

Правила осуществления оценки результативности деятельности детей в процессе обучения в ДОО:

Источник

Результаты обучения

Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.

Термин «результат обучения» официально впервые был использован в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования 1 . Болонский процесс — запущенный в 1999 года процесс создания единой общеевропейской системы высшего образования, в нем участвует 48 стран, включая Россию.

Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.

Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:

В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:

► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;

►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;

►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.

Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.

Результаты обучения должны:

►отражать связь преподавания, обучения и оценки;

► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;

►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;

►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;

Читайте также:  Спортивные новости Сергиева Посада за январь фераль 2021 года

►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.

Основные показатели достижения результата обучения

Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.

Характеристики знаний

Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;

Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;

Прочность — длительность сохранения знаний;

Действенность — возможность применять знания в практических целях.

Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.

Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.

Группы навыков

перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;

умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;

двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;

поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.

Сформированные компетенции

►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.

«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2

Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):

Уровень
результатов обучения

Описание уровня
результатов обучения

Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения

1. Фактические
знания (знать)

Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию

Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть

Демонстрировать понимание
идей и понятий

Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать

Применять знания
в незнакомых ситуациях

Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать

Структурировать и разделять
на части идеи и понятия

Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять

5. Синтез, создание

Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>

Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать

Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения

Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять

Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.

Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3

Результаты обучения

Педагогическая цель

Соответствующие
условия обучения

1. Интеллектуальные
способности:

►Правила высокого
порядка

Учащийся может вычислить
площадь трапеции

Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения

Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих

Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры

Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру

Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление

Учащийся способен
различить печатные
буквы

Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение

►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)

Позитивное отношение
к обучению

Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах

2. Вербальная
информация

Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье

Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование

3. Когнитивные
стратегии

Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания

Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению

Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу

Модели; подкрепление;
вербальное руководство

5. Моторные навыки

Учащийся собственноручно
печатает резюме текста

Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика

Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.

В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.

При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.

Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.

Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:

►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.

►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.

Виды контроля результатов обучения

►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.

►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.

►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.

Методы контроля 4

Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).

Схема навыкового образования

Схема навыкового образования

►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.

►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?

Источники

Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003

Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956

Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998

Источник

Результаты обучения

<Письмо> Минобрнауки РФ от 13.05.2010 N 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ» (вместе с «Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Результаты обучения» в других словарях:

Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) — Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

Читайте также:  Что дает флюорография и когда ее делать

Результаты обучения (II) (learning outcomes, II) — В широком смысле под термином «рез т» понимается то, чему индивидуум научился в процессе своего участия в определенном виде учеб. деятельности. Однако в границах различных исследовательских перспектив этот термин приобретает более специфическое… … Психологическая энциклопедия

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ — диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, представленные в виде системы задач [95] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут … Российская педагогическая энциклопедия

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — обязательный элемент оснащения уч. кабинетов и их информационно предметной среды, а также важнейший компонент уч. материальной базы школ разл. типов и уровней. К С. о. относят разл. материальные объекты, в т. ч. искусственно созданные специально… … Российская педагогическая энциклопедия

Развитие программ обучения (curriculum development) — Признание того, что структурирование занятий и достижение целей обучения являются важнейшими компонентами программы обучения, способствовало широкому принятию определения ее Джонсоном как «структурированной последовательности предполагаемых… … Психологическая энциклопедия

Коллективный способ обучения — Коллективный способ обучения  это общественно исторический этап (общественно историческая стадия, формация) развития сферы образования. Термин «коллективный способ обучения» (КСО) ввёл Виталий Кузьмич Дьяченко. Содержание 1 … Википедия

Формы организации обучения — Философская категория формы используется для описания способа упорядочивания объекта, его внутренней и внешней организации. Форма организации обучения  это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования. В … Википедия

Технология парного обучения — Технология парного обучения  один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника. При этом необходимо наличие по меньшей мере трёх участников, чтобы имелась возможность для смены партнёров в… … Википедия

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — в узком смысле применение компьютера как средства обучения, в широком многоцелевое использование компьютера в уч. процессе. Компьютер является одним из компонентов информац. технологии, поэтому вместо термина «К. о.» часто используют в том же… … Российская педагогическая энциклопедия

Источник

Что такое результаты обучения детей

Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».

Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Критическое мышление , то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.

ФГОС для особенных детей . Смотрите часовой вебинар, на котором мы объяснили содержание трех стандартов.

Как достичь метапредметных результатов

Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».

Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.

Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.

Как проверить метапредметные результаты освоения

Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:

Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.

Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.

Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.

Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.

Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок

Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.

Третий вопрос «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности, которую вводят уже даже на уровне экзаменов .

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Источник