Парижская мирная конференция задачи участники регламент

Парижская мирная конференция: задачи, участники, регламент

Местом проведения конференции, созванной державами-победительницами для мирного урегулирования с Германией и ее союзниками, был выбран Париж. Она длилась почти год с перерывами с 18 января 1919 г. по 21 января 1920 г. Открытие конференции состоялось в тот же день и в том же Зеркальном зале Версальского дворца, когда 48 лет назад в 1871 г. там была провозглашена Германская империя. Приветствуя конференцию, французский президент Раймон Пуанкаре в своей речи обрушил гневные слова в адрес Германии. Он, в частности, заявил: “Рожденная в несправедливости, она закончила свое существование в бесчестии” и потребовал применить самые суровые санкции против виновников войны и не допустить новой агрессии. Председателем конференции был избран французский премьер-министр Жорж Клемансо.

Важнейшей задачей конференции стало подведение итогов войны и создание новой системы международных отношений, отражавшей серьезные перемены, произошедшие в ходе войны. Прежде всего это были ключевые вопросы как политического преобразования на континенте, так и обеспечение безопасности и стабильности новой европейской системы. Важное место занимали германский вопрос, проблема территориально-государственного переустройства Центральной и Юго-Восточной Европы после крушения Австро-Венгрии, а также русский вопрос.

В ходе обсуждения порядка работы конференции был определен регламент, участие стран. После долгих дебатов основными языками были выбраны английский и французский. В работе конференции участвовало 27 стран, которые представляли более тысячи официальных делегатов. Это была самая многочисленная из всех прежде состоявшихся конференций.

По французскому проекту, все приглашенные на конференцию страны поделили на четыре категории. В первую категорию вошли воюющие державы, “имевшие интересы общего характера”: США, Великобритания, Франция, Италия и Япония (по 5 полномочных делегатов) – участники всех заседаний и комиссий. Страны остальных категорий могли участвовать в тех заседаниях, на которые выносились вопросы, касающиеся их непосредственно. Так, во вторую категорию вошли воюющие державы, “имевшие интересы частного характера”: Бельгия, Британские доминионы, Китай, Либерия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Чехословакия. Третья категория участников – это страны Латинской Америки, находящиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с Германией (Эквадор, Перу, Боливия, Уругвай). Четвертая категория – это нейтральные страны, и находящиеся в процессе образования.

В регламенте отсутствовали Германия и ее союзники. Советскую Россию предполагалось пригласить позже.

Для решения наиболее важных вопросов на конференции были созданы Совет десяти, Совет четырех и Совет пяти. Определяющую роль играл Совет десяти, куда входили по два делегата в составе из глав государств и министров иностранных дел пяти великих держав. От США – Президент В. Вильсон и Госсекретарь Р. Лансинг; Франции – премьер-министр Ж. Клемансо и министр иностранных дел С. Пишон; Англии – премьер-министр Д. Ллойд Джордж и министр иностранных дел А. Бальфур; Италии – премьер-министр В. Орландо и министр иностранных дел Дж. Соннино; Японии – уполномоченный императора барон С. Киммоси и бывший министр иностранных дел Н. Макино.

Параллельно работали 58 комиссий по отдельным проблемам мирного договора с Германией и послевоенного устройства мира. Практически все основные дела решались так называемой “большой тройкой”: Дэвид Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон. Несмотря на столь узкий состав с первых заседаний на конференции развернулась острая дискуссия по предполагаемому мирному договору с Германией. Согласно “14 пунктам” президента США, все договоры должны быть открытыми, а участники должны отказаться от тайной дипломатии. Парижская мирная конференция обозначила начало нового этапа в развитии дипломатии и международных отношений.

Создание Лиги наций и ее Устав (Статут)

Вопрос о создании международной организации стоял одним из первых на повестке дня конференции. Необходимость ее создания обсуждалась накануне первой мировой войны. В период войны об этом заявляли пацифистские группы Европы. В. Вильсон настоял на первоочередности разработки Устава Лиги наций и включения его в мирный договор с Германией. Американский проект Устава вызвал жаркие споры. Делегат Франции Леон Буржуа потребовал создания международной армии, действующей под оперативным контролем Лиги. Бельгийский представитель настаивал на размещении штаб-квартиры Лиги в Брюсселе. Японские делегаты предлагали дополнить 21 статью Устава о равенстве религий тезисом о равенстве рас. Этим Япония добивалась отмены ограничений относительно иммиграции японцев, установленных в США и в Британских доминионах.

С большим трудом 28 апреля 1919 г. за основу организации был принят объединенный англо-американский проект Устава Лиги наций. Его подписали 44 государства. Устав состоял из 26 статей. Все мирные договоры Версальской системы начинались с Устава Лиги наций в качестве их неотъемлемой части.

Принятие Устава Лиги означало создание межправительственной организации. Учредителями стали страны Антанты и новые государства – Польша, Чехословакия, Хиджас. США не ратифицировали договор и тем самым не вошли в число членов Лиги наций. Основной целью организации было определено “развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности”. По сути, Лига наций была призвана поддерживать новую Версальскую систему международных отношений. Ее высшие органы – это Генеральная Ассамблея, Совет Лиги (Франция, Великобритания, Италия, Япония) и Секретариат. Местом пребывания Лиги наций стала Женева. Пост Генерального секретаря поочередно занимали представители Великобритании и Франции. Под эгидой Лиги создавались международные организации: Всеобщий почтовый союз, Международная организация труда (МОТ).

В Уставе Лиги фиксировались общие международно-правовые принципы, провозглашался отказ от войн, предпринята попытка дать различие между агрессором и его жертвой, предусматривались санкции в отношении агрессора. Статья 8 декларировала необходимость сокращения вооружений. Важно, что споры между государствами-членами Лиги наций должны были разрешаться либо с помощью третейского разбирательства в специально созданном международном трибунале в Гааге, либо в Совете Лиги или ее Ассамблеей. Несмотря на то, что статьи 12 и 15 по существу допускали военные действия в случае невыне-сения арбитражного решения в срок, статья 16, напротив, определяла меры воздействия на государство, совершившее агрессию. Согласно этой статье, все члены Лиги наций должны совместно выступить против агрессора, прекратить с ним торговые и финансовые отношения и по решению Совета Лиги применить экономические или военные санкции.

Лига наций – первая международная организация по поддержанию мира и безопасности, она вводила принципы правового регулирования, третейского разбирательства и согласования, – при всей относительной неопределенности и расплывчатости формулировок, – несомненно, знаменовала новый этап в создании системы международно-правового пространства.

Мандатная система

Члены Лиги наций обязывались уважать и сохранять территориальную целостность и суверенитет всех членов организации. Этот принцип о взаимных гарантиях фиксировался в 10 статье Устава. Одновременно встал вопрос о принадлежности территорий, которые ранее являлись колониями Германии и Турции. Колонии Германии единодушно решили не возвращать. При этом В. Вильсон был категорически против немедленного дележа колоний и предложил, чтобы вопрос о германских колониях и занятой союзниками турецкой территории был решен в рамках Лиги наций. Предполагалось поручить опеку над этими территориями передовым нациям, способным по своему опыту и географическому положению взять на себя такую ответственность. Опеку предполагалось осуществлять на основе мандата (полномочия на управление) Лиги наций.

С большим трудом конференция пришла к согласию о создании мандатной системы, с целью подготовить народы этих стран к независимости. Лига наций выдавала странам-мандатариям, т.е. колониальным державам, мандаты на управление бывшими германскими колониями и арабскими территориями Османской империи. В соответствии со статьей 22 они становились теперь подмандатными территориями и были разбиты на три группы – А, В, С.

В первую группу (А) вошли арабские территории Турции; во вторую – бывшие германские колонии в Центральной Африке (В); в третью – бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и Океании (С). Для каждой из групп предусматривались различные формы управления в зависимости от “степени развития народов, их населявших”.

Таким образом, система мандатов должна была обозначить первую попытку отойти в сторону от классического колониализма.

Источник

Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.

После окончательной победы над Германией в Первой мировой войне страны-победительницы приступили к планированию дальнейшего устройства мира. Необходимо было подписать мирные договора и узаконить произошедшие территориальные изменения.

Правда, в процессе переговоров оказалось, что даже между сильнейшими странами остались нерешенные вопросы и противоречия, так что с основной целью – предотвратить последующие масштабные войны – участники конференции не справились.

Каковы были задачи мирной конференции?

После окончания Первой мировой войны возникла реальная необходимость юридически оформить завершение военных действий и очертить новые границы Европы как можно скорее. Это позволило бы предотвратить дальнейшие конфликты и столкновения на почве территориальных интересов.

Именно с этой целью были разработаны проекты нескольких мирных договоров. Также предполагалось создать единую организацию, основной задачей деятельности которой стало бы дальнейшее обеспечение мира во всем мире, стабильности, процветания и благополучия. Первым эту идею высказал премьер Южно-Африканского Союза, затем его поддержали представители других государств.

Такими были общие для всех цели участников мирной конференции. В качестве места проведения переговоров французский премьер-министр предложил Париж. Франция больше других стран пострадала в ходе военных действий, так что выбор в сторону ее столицы стал бы моральным удовлетворением для французов, по крайней мере, именно так обосновывал предложение премьер. По месту проведения и закрепилось название – Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.

Какие страны участвовали в конференции и когда она проходила

Мирная конференция в столице Франции продолжалась с 18 января 1919 по 21 января 1920 с перерывами. Участниками Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. стали двадцать семь государств-победителей и пять доминионов Великобритании, но основные вопросы решала так называемая большая четвертка, состоящая из США, Великобритании, Италии и Франции. Именно они провели почти сто пятьдесят встреч за время конференции и приняли все важные решения, которые затем ратифицировали остальные страны.

Какие частные цели преследовала Франция

Кроме общих для всех целей, участники конференции вынашивали и цели частные. По окончанию войны одной из самых сильных по военной мощи стран в Европе стала Франция, так что французские правящие круги, используя это преимущество, выдвинули собственный план передела мира. Во-первых, Франция активно добивалась переноса границы с Германией на Рейн, во-вторых, требовала от Второго рейха огромные репарации, в-третьих, хотела сокращения германских вооружений.

Также французы высказались за расширение границ Польши, Сербии, Чехословакии и Румынии, предполагая, что эти государства станут орудиями профранцузской политики в послевоенной Европе. Францией поддерживались притязания Польши и Чехословакии на украинские и русские земли, потому как страна надеялась впоследствии втянуть их в интервенцию против Советского Союза. Также Франция желала заполучить некоторые немецкие колонии в Африке и часть территорий Османской империи.

Однако страна никак не могла рассчитывать на полное осуществление плана, так как за время войны успела обзавестись задолженностью перед Соединенными штатами. Именно поэтому французским представителям пришлось идти на уступки в ходе Парижской мирной конференции 1919-1920 годов.

Какими были планы переустройства мира США

Основные положения послевоенного устройства мира содержались в четырнадцати пунктах Вильсона. Правительство Соединенных штатов настаивало на равенстве торговых возможностей и политике открытых дверей. В вопросе устройства Германии США выступали против ослабления страны, рассчитывая в дальнейшем использовать ее против Советского Союза и вообще социалистического движения.

Читайте также:  Смешные вопросы кто сделал

США значительно укрепили свои позиции в ходе мировой войны, так что их планы звучали скорее как требования, а не предложения. Но все же полной реализации своих пунктов Штатам добиться не удалось, так как на тот момент состояние вооруженных сил страны не соответствовало удельному весу США в мировой экономике.

Преследовала ли Великобритания частные задачи

Великобритания исходила из расширяющегося влияния США в экономике и политике, необходимости ослабления морского могущества Второго рейха и сохранения колониальной империи. Англия настаивала на том, чтобы Германию лишили колоний, торгового и военного флота, но сильно не ослабляли в территориальном и военном смыслах. В вопросах раздела колоний Германии английские политические и территориальные интересы открыто сталкивались с французскими.

Какими были планы империалистической Японии

Япония за время войны успела завладеть немецкими колониями в Китае и на севере Тихого океана, укрепила собственные позиции в экономике и навязала Китаю крайне невыгодное соглашение. На Парижской мирной конференции 1919-1920 годов империалисты требовали не только закрепления за Японией всех отобранных за время войны владений Германии, но и признания ее господства в Китае. В дальнейшем империалисты также намеривались захватить Дальний Восток.

Как проходила Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.

Мирная конференция открылась в столице Франции в конце января 1919 года. В тот же день в 1871 была провозглашена Германская империя – Второй рейх, гибель которой обсуждалась на этих переговорах. На Парижскую мирную конференцию 1919 года съехались в Париж более тысячи кандидатов-представителей практически всех независимых государств того времени.

Всех участников поделили на четыре группы.

В первую входили сверхсильные государства – США, Франция, Япония, Великобритания, Италия. Их представители должны были участвовать во всех встречах, которые проходили в рамках Парижской мирной конференции 1919-1920 годов.

Вторую группу стран представляли те, кто имел интересы частного характера – Румыния, Бельгия, Китай, Сербия, Португалия, Накарагуа, Либерия, Гаити. Они приглашались только на заседания, которые их непосредственно касались.

К третьей группе отнесли страны, которые на тот момент разорвали дипломатические отношения с центральным блоком. Правила участия стран третьей группы в заседаниях Парижской мирной конференции 1919 года (краткий их перечень включал Боливию, Уругвай, Перу, Эквадор) были такими же, как и для второй группы.

Последняя категория государств – это те страны, которые находились в процессе формирования. Они могли присутствовать на встречах только по приглашению одной из участниц центрального блока.

Регламент встреч был продуман до мельчайших деталей. Но все же порядок часто нарушался. Некоторые встречи и вовсе проводились вообще без протокольных записей. К тому же весь ход конференции был предопределен разделением стран-участниц на категории. По сути, все важнейшие решения принимались только большой четверкой.

Почему Россия не участвовала в переговорах

Накануне конференции обсуждался вопрос необходимости участия Советской России или иных государственных образований, появившихся после падения Российской империи. Россия не была приглашена на Парижскую мирную конференцию 1919, кратко говоря, по следующим причинам:

  1. Атланта называла Россию предательницей, потому как последняя подписала сепаратный мир с Германий и вышла из войны.
  2. Режим большевиков европейские лидеры считали временным явлением, так что не спешили официально его признавать.
  3. Изначально было заявлено, что участниками конференции должны стать страны-победители, а Россия считалась побежденной.

Какими были итоги Парижской конференции

Итоги Парижской мирной конференции (1919-1920) заключались в подготовке и подписании мирных договоров: Версальского, Сен-Жерменского, Нёйского, Трианонского, Севрского.

Мирные договоры предусматривали:

  • возвращение Франции Эльзаса и Лотаргинии, захваченных Германией;
  • возврат Познани, некоторых территорий Западной Пруссии и части Поморья в состав Польши;
  • возвращение Мальмеди и Эйпен Бельгии;
  • признание Германией независимости Австрии, Польши и Чехословакии;
  • разделение колоний Германии между странами, одержавшими победу;
  • демилитаризация обширных территорий Германии;
  • утверждение распада Австро-Венгрии;
  • переход части Трансильвании в состав Румынии, Хорватия досталась Румынии, украинское Закарпатье и Словакия Чехословакии;
  • раздел земель Османской империи;
  • создание Лиги Наций.

Были на конференции отклоненные вопросы

Одним из самых противоречивых проектов стал Чешко-югославский территориальный коридор, вынесенный на обсуждение в ходе Парижской мирной конференции 1919-1920. Кратко говоря, это коридор, с помощью которого намеривались окончательно отделить друг от друга Австрию и Венгрию, а также получить путь, который связал бы западных и южных славян.

Проект был отклонен только по той причине, что не нашел поддержки большинства стран-участниц конференции. На территориях предполагаемого коридора проживали представители нескольких народностей, в том числе немцы, славяне и венгры. Сильные мира сего попросту побоялись создавать еще один потенциальный очаг напряжения.

Источник

Парижская мирная конференция

Устроителем Парижской мирной конференции была победившая сторона — страны Антанты, блок из более чем двадцати государств. Конференция, хоть и с перерывами, длилась больше года — с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года. Победители и проигравшие обсуждали схему послевоенного мира — каким он будет?

Страны-участницы.

В самом начале Парижской мирной конференции 1919 года на ней присутствовали только государства из блока Антанты — победители в закончившейся войне. Именно они составляли соглашения, договоры и условия для проигравших.

Германию и ее союзников пригласили в Париж уже позже — и не за тем, чтобы обсудить принятые решения, а просто для оглашения финальных позиций.

Россия, принимавшая в Первой мировой войне самое большое участие, и вовсе осталась «за бортом» конференции. Ни одного из лидеров, которые могли бы управлять страной на тот момент, не позвали в Париж.

Главную роль на конференции в Париже играли представители трех стран — Клемансо от Франции, Ллойд Джордж от Великобритании и Вильсон от США. Их называли еще «великой тройкой». Именно они на самом деле принимали решения, обсуждая варианты между собой.

Соглашения конференции в Париже.

Спустя год работы Парижская мирная конференция смогла подготовить несколько договоров, касающихся послевоенного раздела мира и санкций для побежденных стран:

  • Сен-Жерменский договор;
  • Версальский договор;
  • Трианонский договор;
  • Нёйиский договор;
  • Севрский договор.

Именно эти соглашения и стали краеугольным камнем Версальско-вашингтонской системы, установившиейся в мире.

Отдельным пунктом можно вынести «армянский вопрос». Армению, наиболее сильно пострадавшую в ходе войны, на конференцию не позвали, как и Россию — были слишком заняты переделом земель. Однако эта страна самостоятельно прислала свои делегации и предъявила к договаривающимся сторонам требования: признать независимость Армении, дать новому государству гарантии безопасности, выплатить репарации и наказать виновных в геноциде армян.

В 1920 году, во время подписания Севрского договора, эти требования были услышаны и выполнены.

Итоги Парижской мирной конференции.

Несколько договоров Парижской мирной конференции 1919 г. значительно повлияли на карту мира и на судьбу побежденных стран.

Германия была вынуждена расстаться с большинством завоеванных территорий — Эльзас и Лотарингия вернулись обратно к Франции, Познань, Поморье и часть Западной Пруссии — к Польше. Бельгия получила назад Мальмеди и Эйпен, и кроме того, Германия признавала суверенитет Австрии, Польши и Чехословакии.

Многие округа проигравшей страны были демилитаризованы, колонии отошли странам-победительницам.

Австрия по итогам Сен-Жерменского договора официально превращалась в отдельное от Венгрии государство, была вынуждена ограничить свои вооруженные силы и выплачивать денежную компенсацию пострадавшим странам.

Венгрия также лишилась больше части военных сил и выплатила репарации пострадавшим сторонам. Кроме того, Трансильвания и часть Баната отошли к Румынии, Бачка и Хорватия достались Югославии, а Чехословакия получила Словакию и часть Закарпатья.

И наконец, Турция по итогам Севрского договора также лишилась части своих территорий. Были окончательно поделены земли Османской империи.

Источник

Парижская мирная конференция

Парижская мирная конференция открылась 18 января 1919 года — именно в этот день в далеком 1871 году в Версале была провозглашена теперь бесславно канувшая в лету Германская империя — второй рейх. На конференцию съехалось более тысячи делегатов, представляющих на тот момент почти все независимые государства мира. Не была приглашена лишь находившаяся в состоянии хаоса Россия. Все участники конференции были поделены на четыре категории. В первую входили воюющие державы, имеющие «интересы общего характера», — США, Великобритания, Франция, Италия и Япония. Представители этих стран должны были принимать участие во всех заседаниях и комиссиях. Ко второй группе были отнесены воюющие державы, «имеющие интересы частного характера», — Бельгия, Румыния, Сербия, Португалия, Китай, Никарагуа, Либерия, Гаити. Они получили приглашение принять участие только в тех заседаниях, которые непосредственно их касались. В третью категорию вошли страны, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с блоком центральных держав. К ним были отнесены Боливия, Перу, Уругвай и Эквадор. Делегаты этих стран также могли принять участие в заседаниях, если на них обсуждались вопросы, непосредственно их касающиеся. И наконец, четвертую группу составляли нейтральные государства или страны, находившиеся в процессе образования. Их делегаты могли выступать устно или письменно только после того, как их пригласит это сделать одна из пяти главных держав, и только по вопросам, специально касающимся этих стран.

Соответственно, и представительство на конференции было распределено таким образом, чтобы у стран, имевших более высокую категорию, и делегатов было больше. США, Британская империя, Франция, Италия и Япония могли послать на конференцию по 5 полномочных представителей, Бельгия, Сербия и Бразилия — по 3, другие страны второй категории и британские доминионы — по 2, а все остальные получили право послать по одному своему представителю.

Однако несмотря на то, что регламент парижской мирной конференции был продуман до мелочей, ее порядок часто нарушался, а некоторые совещания вообще велись без протокольных записей. К тому же разделение стран-участниц на категории предопределило и весь ход конференции — по сути, все самые важные проблемы решались в Совете десяти, в который входили главы правительств и министры иностранных дел пяти великих держав. От США — президент Вильсон и государственный секретарь Лансинг (кстати, это была первая официальная зарубежная поездка американского президента за все время существования этой страны), от Франции — премьер министр Клемансо и министр иностранных дел Пишон, от Британской империи — премьер-министр Ллойд Джордж и министр иностранных дел Бальфур, от Италии — Орландо и Соннино, а Японию представляли Макино и Шинда.

Итак, Парижская мирная конференция открылась 18 января в здании французского министерства иностранных дел. Уже на первом заседании стало очевидным, что между великими державами продолжают существовать серьезные противоречия по поводу послевоенного устройства мира. Так, открывая конференцию президент Франции Р. Пуанкаре потребовал строго наказать виновников развязывания войны и предложил расчленить Германию. Союзники Парижа отказались поддержать его в этом вопросе, а президент Вильсон предложил начать конференцию с обсуждения проблем, связанных с оформлением новой международной организации — Лиги Наций. Это, в свою очередь, вызвало недовольство других членов Совета десяти, ибо, по их мнению, принятие устава Лиги Наций затруднило бы решение столь важных для них территориальных и финансовых проблем с побежденными.

Читайте также:  Конспект занятия по математике Как учились считать древние люди

Жаркие дискуссии шли четыре дня — Вильсон настаивал на том, чтобы устав Лиги Наций и мирный договор составляли единое целое, а европейцы требовали их разделить. Так столкнулись два подхода к решению международных проблем — «идеалистическое» стремление Вильсона создать новый, справедливый миропорядок при решающем значении вердикта мирового общественного мнения и жесткий «реализм» англичан и французов, мыслящих категориями возмездия и безопасности своих границ. Собственно, ни проблема германского реванша, ни размер репараций, ни территориальные границы новой Европы особенно и не интересовали американского президента. Его куда больше беспокоило совершенно очевидное развитие революционной ситуации в побежденных странах и тот вызов, который бросили всему миру большевики с их идеей принципиально нового миропорядка, идеей, которая, бесспорно, отвечала чаяниям определенной категории народных масс, доведенных до отчаяния лишениями, связанными с войной.

Только 25 января союзники договорились передать вопрос о создании новой международной организации на рассмотрение специальной комиссии, которую возглавил сам американский президент.

Решив, казалось, вопрос о Лиге Наций, участники конференции перешли к решению более важных для них проблем, в частности, колониальных. Все заинтересованные страны согласились с тем, что Германия должна быть лишена всех своих колоний, но по поводу того, каким образом разделить их между участниками Антанты, опять возникли разногласия. Каждая из стран представила свой список претензий. Так, Франция стремилась разделить Того и Камерун, Япония надеялась прибрать к рукам ранее принадлежавший Берлину Шаньдунский полуостров в Китае и ряд тихоокеанских островов, были свои планы по расширению колониальных владений за счет поверженных противников и у Италии.

Против такого хода развития событий опять выступил Вильсон. У Соединенных Штатов в те годы не было далеко идущих колониальных амбиций, а потому и делить они ничего не собирались. С другой стороны, лидерство в авторитетной международной организации и позиции крупнейшей в экономтеском отношении державы дали бы возможность Вашингтону значительно усилить свой авторитет на международной арене. Вот почему Вильсон снова настоял на том, чтобы вопросы о германских колониях и разделе территории бывшей Османской империя были разрешены исключительно в рамках Лиги Наций.

В пику своим европейским коллегам, Вильсон предложил осуществить опеку над бывшими германскими колониями и турецкой территорией, населенной арабами, «передовым нациям», желающим в соответствии со своим историческим опытом или географическим положением взять на себя бремя этой ответственности. Подобная опека, по замыслу американского президента, могла бы осуществляться на основании особых мандатов, выданных Лигой Наций. Против идеи Вильсона выступили все участники Совета десяти, а английский премьер-министр выдвинул требование британских доминионов — считать территории, которые эти доминионы заняли в ходе Первой мировой войны, входящими в их состав. Тут уже начали активно возражать американцы.

Не вдохновила их и идея французов: в случае принятия принципа мандатов немедленно распределить их между странами. Заседания по колониальным вопросам проходили в крайне напряженной атмосфере, по кулуарам даже поползли слухи, что американский президент и его команда покидают Париж.

Угроза отъезда Вильсона и срыва мирной конференции не на шутку встревожила всех ее участников. Ллойд Джордж решил предложить компромисс: пусть устав Лиги Наций считается интегральной частью мирного договора, выработка отдельных положений устава ничего принципиально не изменит, а потому можно, не дожидаясь окончания работы над ним, приступить к распределению мандатов над подопечными территориями. Но и после этого-Вильсон не изменил своего мнения: если колонии будут уже поделены, то и сама Лига Наций останется лишь формальным инструментом, а для того, чтобы так не получилось, надо сначала утвердить ее устав. Для окончания работы своей комиссии Вильсон попросил десять дней, и англичанам пришлось уступить.

Между тем 17 февраля 1919 года заканчивался срок перемирия с Германией. На берега Мозеля в Трир на переговоры выехал маршал Фош. Воспользовавшись своим положением главнокомандующего, он потребовал от немцев очистить Познань, всю Верхнюю Силезию и значительную часть Нижней Силезии. Эти требования вызвали негодование у немецкой стороны, а немецкий министр иностранных дел Брокдорф-Раниау даже пригрозил своей отставкой. Положение спасли американцы, которые прибыли в Берлин и заявили, что вопрос о Верхней Силезии на мирной конференции не будет решен в пользу Польши. Поверив голословным обещаниям Вашингтона, немцы согласились выполнить требования Фоша.

Таким образом, между Германией и союзниками вновь было заключено кратковременное перемирие с условием обязательно уведомить о его разрыве за трое суток. Одновременно немцы соглашались прекратить все наступательные операции против поляков в районе Познани и в других местах.

Между тем Вильсон прикладывал массу усилий, чтобы к определенному сроку — 13 февраля — возглавляемая им комиссия смогла закончить разработку устава Лиги Наций. После длительных обсуждений за основу было решено принять совместный англо-американский проект, согласованный во время неформальных встреч «большой тройки». 14 февраля американский президент в торжественной обстановке представил на обсуждение проект устава первой международной организации. В тот же день пленарное заседание мирной конференции утвердило проект. А на следующий день Вильсон покинул Европу.

Принятие устава Лиги Наций, на котором столь активно настаивали американцы, сняло преграды для обсуждения собственно условий мирного договора. Наконец-то активно приступил к работе Совет десяти, хотя состав его к этому времени существенно изменился. Вслед за Вильсоном на родину отбыл Ллойд Джордж, затем уехал в Рим Орландо, а пораженный пулей анархиста Клемансо отлеживался в постели. Глав правительств заменили министры иностранных дел. По предложению англичанина лорда Бальфура обсуждение наиболее животрепещущего вопроса о границах и колониях Германии и возмещении ею убытков было решено завершить к середине марта.

Именно во время обсуждения этого вопроса между странами-победительницами разгорелась наиболее острая и упорная дипломатическая борьба. Япония, например, потребовала передачи ей немецких владений в Китае — Шаньдуна, чему, естественно, воспротивились сами китайцы. Последних поддержали американцы, опасавшиеся укрепления на Дальнем Востоке позиций Страны восходящего солнца.

Что же касается будущих границ Германии в Европе, то Клемансо настоятельно требовал передвинуть их за Рейн, а на освободившихся территориях создать самостоятельное государство, лишенное права на воссоединение с Германией и полностью демилитаризованное. Против такого развития событий категорически возражали американцы и особенно президент Вильсон.

Наступила, середина марта, но к этому времени не были выработаны даже основные параметры мирного договора. Между тем в Европу возвратился Вильсон, который сразу же заявил, что приложит максимум усилий для того, чтобы мирный договор был принят на основе неразрывности устава Лиги Наций и самого договора. Правда, позиции американского президента были уже не столь крепки, как прежде, — в США возникли очень серьезные внутренние проблемы, после того как целый ряд консервативных американских сенаторов категорически выступили против вовлечения Соединенных Штатов в европейские дела. В стране все чаше стали раздаваться голоса о том, что своими действиями Вильсон нарушил святые для всех американцев принципы доктрины Монро.

Как бы то ни было, в вопросе о границах Германии Вильсону удалось привлечь на свою сторону англичан, также опасавшихся чрезмерного усиления в Европе французского влияния. Отвергнув требование Клемансо о том, чтобы граница новой Германии проходила по Рейну, англичане и американцы предложили французам гарантировать ее восточные границы. Клемансо в ответ на это выступил с идеей создания Рейнской республики лишь на определенное время, но и это предложение было отвергнуто американцами. Вильсон полагал, и не без основания, что увеличение Франции за счет земель на левом берегу Рейна неизбежно создаст очаг международной напряженности, подобно Эльзасу и Лотарингии.

Жесткие противоречия между Францией и Соединенными Штатами на мирной конференции неожиданно усугубились обострением взаимоотношений между Вашингтоном и Лондоном. Яблоком раздора, как часто бывало в прошлом, стала все та же Турция. Британия потребовала, по мнению Вильсона, слишком много территорий в качестве компенсаций от Османской империи. И на этот раз американцев поддержал Клемансо, обиженный отсутствием надлежащей поддержки Лондона в вопросе о рейнских областях. Итоги дискуссий между державами подвел Вильсон. «Мы разошлись по всем вопросам«, — мрачно заявил он своему советнику Хаузу. О непримиримых разногласиях между участниками переговоров ходили столь упорные слухи, что их уже стало трудно скрывать и они начали просачиваться в средства массовой информации. Чтобы избежать этого, но требованию Ллойд Джорджа Совет десяти был превращен в Совет четырех, и с тех пор все важнейшие вопросы рассматривались только главами правительств США, Великобритании, Франции и Италии. Япония была исключена из этого списка, потому что ее не представлял глава правительства. По сути, однако, и «четверка» давно превратилась в «тройку» — все вопросы решали Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо.

Между великими державами на Парижской мирной конференции возникли серьезные разногласия и по другим вопросам. Так, французская делегация потребовала ограничения немецкого военного производства и установления над ним строгого международного контроля, против чего выступили Англия и особенно США. Более того, Вильсон предлагал оставить Германии все имеющееся у нее вооружение.

Еще более острыми были дискуссии но вопросу о репарациях, причитающихся с Германии и ее поверженных союзников. Только на восстановление своих северо-восточных департаментов, наиболее пострадавших от войны, французы потребовали 60 млрд золотых марок, больше, чем все достояние Франции к 1917 году. Американцы и англичане, в свою очередь, полагали, что таким образом Клемансо «убьет курицу, приносящую золотые яйца» — ведь деньги с Германии можно будет получить только в том случае, если страна останется платежеспособной. Американские эксперты, например, считали возможным востребовать с Германии только 25 млрд марок. Споры вызвал и вопрос о распределении репараций между союзниками. Ллойд Джордж предложил такую формулу: 50% — Франции, 30% — Англии, остальным странам — 20%. Клемансо же меньше чем на 56% для своей страны никак не соглашался, а для Англии определил сумму в 25% от репараций. В конце концов главы делегаций ведущих стран решили не фиксировать суммы репараций, а поручили это сделать особой репарационной комиссии, которая должна будет не позже 1 мая 1921 года предъявить соответствующие требования Германии и ее союзникам.

Казалось, переговорам никогда не наступит конец и они зашли в тупик. Но 14 апреля Клемансо сообщил американцам, что Франция, в случае передачи ей мандата на Саарскую область, готова согласиться с оккупацией англо-французскими войсками левого берега Рейна сроком на 15 лет в качестве гарантии выполнения Германией условий мирного договора и демилитаризацией рейнских провинций глубиной на 50 км по правому берегу Рейна. Тем самым снималось прежнее требование французов о западной границе Германии по Рейну. Вильсон согласился с предложениями французского премьера, и дело, казалось, сдвинулось с мертвой точки.

Читайте также:  Сочинение на тему quot Подвиг quot есть ли ему место в нашей жизни

Разрешение спора о будущих границах Германии дало возможность 28 апреля на пленарном заседании конференции принять устав Лиги Наций. Учредителем этой международной организации стали страны, участвовавшие в борьбе против Германии, и вновь образованные государства — Польша, Чехословакия и другие. Другую группу составили страны, получившие приглашение вступить в Лигу Наций немедленно, — Аргентина, Венесуэла, Дания, Испания, Колумбия, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Сальвадор, Чили, Швейцария, Швеция. Все они, кроме Швейцарии, вошли в Лигу Нация в ноябре-декабре 1920 года. Швейцария сделала ставку на строгий нейтралитет и вступать в какие-либо международные организации отказалась. К третьей группе относились все остальные государства. Они могли быть приняты в Лигу Наций только при согласии двух третей ее членов.

Главным руководящим органом Лиги Наций был ее Совет, состоявший из девяти членов — 5 постоянных (США, Франция, Великобритания, Италия, Япония) и 4 временных, которые сменялись раз в год.

Основной задачей Лиги Наций, собственно, ради чего она и создавалась, было принятие мер во избежание войны. Стороны согласились, что, если между какими-либо странами возникнет конфликт, он должен быть подвергнут разбирательству на третейском суде. Если же член Лиги Наций, несмотря на взятые на себя обязательства, все же попытается решать спорные вопросы вооруженным путем, все члены этой организации должны разорвать с ним торговые и финансовые отношения.

Пресловутые мандаты было решено разделить на три категории. К первой были отнесены страны, достигшие относительных успехов в своем развитии, и мандат на них предполагался только до того момента, пока они не обретут экономическую и политическую способность руководить собой. Центральная Африка, отнесенная к второй категории, управлялась на условиях запрещения работорговли, торговли оружием, алкоголем и сохранения религиозных верований народов подмандатных территорий. К третьей категории были отнесены колонии в Юго-Западной Африке и на Тихом океане, которые управлялись на основании законов государств, обладавших мандатом.

Казалось, споры между державами в Париже закончились, однако на конференции продолжали возникать конфликты, и не только между представителями «большой тройки». В частности, непомерные требования в отношении Китая выдвинула Япония, а делегация Италии даже демонстративно покинула конференцию, обидевшись на то, что союзники отказались передать ей город Фиуме на Адриатике.

Строя планы создания нового миропорядка, победители совсем не обращали внимания на повергнутых недавних противников. Германские представители, например, были приглашены в Версаль только 25 августа. Правда, надо отметить, что немцы знали о разногласиях в стане Антанты и не раз пытались втихую сыграть на этих противоречиях. Особенно большие надежды на берегах Шпрее возлагали на Соединенные Штаты — представители Вильсона посещали Берлин и советовали немецкому руководству подписать мирный договор; не выходящий за рамки 14 пунктов. В свою очередь и сами немцы создали у себя несколько комиссий для подготовки собственного проекта мирного договора.

Источник



ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920

ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919-1920 годов — международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне.

По­сле под­пи­са­ния в сентябре-но­ябре 1918 года пе­ре­ми­рий с Бол­га­ри­ей (29 сентября), Тур­ци­ей (30 октября; смотреть Муд­рос­ское пе­ре­ми­рие 1918 года), Ав­ст­ро-Венг­ри­ей (3 но­ября) и Гер­ма­ни­ей (11 но­ября; смотреть Ком­пь­ен­ское пе­ре­ми­рие) стра­ны Ан­тан­ты ста­ли ус­ко­рен­но го­то­вить­ся к пред­стоя­щей мир­ной кон­фе­рен­ции. Про­ве­де­ние пар­ла­мент­ских вы­бо­ров в Ве­ли­ко­бри­та­нии 14.12.1918 года (Д. Ллойд Джордж стре­мил­ся уп­ро­чить своё внут­ри­по­ли­тич. по­ло­же­ние до на­ча­ла пе­ре­го­во­ров) и вскрыв­шие­ся про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду дер­жа­ва­ми при­ве­ли к от­сроч­ке её со­зы­ва. Вер­хов­ный со­вет Ан­тан­ты (ВСА) ог­ла­сил по­ве­ст­ку дня Парижской мирной конференции 12.1.1919 года: соз­да­ние Ли­ги На­ций (ЛН), во­прос о ре­па­ра­ци­ях, про­бле­мы но­вых го­су­дарств, тер­ри­то­ри­аль­ные во­про­сы, судь­ба ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний. То­гда же со­стоя­лась пер­вая встре­ча глав стран-по­бе­ди­тель­ниц, на ко­то­рой был оп­ре­де­лён по­ря­док ра­бо­ты кон­фе­рен­ции. Фор­маль­но ре­ше­ния по всем во­про­сам долж­ны бы­ли при­ни­мать­ся на пле­нар­ных за­се­да­ни­ях Парижской мирной конференции, од­на­ко фак­ти­че­ски этим за­ни­мал­ся Со­вет де­ся­ти, со­сто­яв­ший из глав пра­ви­тельств (США пред­став­лял пре­зи­дент, Япо­нию — гэн­ро) и ми­ни­ст­ров иностранных дел пя­ти ве­ду­щих дер­жав — Ве­ли­ко­бри­та­нии (Ллойд Джордж, А. Дж. Баль­фур), Фран­ции (Ж. Кле­ман­со — председатель Парижской мирной конференции, С. Пи­шон), США (Т. В. Виль­сон, Р. Лан­синг), Ита­лии (В.Э. Ор­лан­до, С. Сон­ни­но) и Япо­нии (Сай­онд­зи Ким­мо­ти, Ма­ки­но Но­буа­ки). На Парижской мирной конференции ра­бо­та­ли свыше 50 ко­мис­сий и под­ко­мис­сий, раз­ра­ба­ты­вав­шие отдельные по­ло­же­ния мир­ных до­го­во­ров. Ру­ко­во­дил ими Со­вет пя­ти (ми­ни­ст­ры иностранных дел пя­ти ве­ду­щих дер­жав). В мар­те 1919 года Со­вет де­ся­ти был за­ме­нён Со­ве­том че­ты­рёх, вклю­чав­шим лишь глав пра­ви­тельств ев­ропейских го­су­дарств и США (Япо­ния, не за­ин­те­ре­со­ван­ная в де­лах Ев­ро­пы, не при­ни­ма­ла в нём уча­стия), а Со­вет че­ты­рёх в ию­ле 1919 года сме­нил Со­вет глав де­ле­га­ций, дей­ст­во­вав­ший до окон­ча­ния Па­риж­ской мир­ной кон­фе­рен­ции.

По же­ла­нию Фран­ции официальное от­кры­тие кон­фе­рен­ции бы­ло при­уро­че­но к да­те про­воз­гла­ше­ния Германской им­пе­рии в Зер­каль­ном за­ле Вер­саль­ско­го двор­ца 18.1.1871 года. В Парижской мирной конференции при­ня­ли уча­стие 27 го­су­дарств (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, США, Ита­лия, Япо­ния, Бель­гия, Бо­ли­вия, Бра­зи­лия, Гре­ция, Гва­те­ма­ла, Гаи­ти, Хид­жаз (с 1932 года Са­удовская Ара­вия), Гон­ду­рас, Ки­тай, Ко­ро­лев­ст­во сер­бов, хор­ва­тов и сло­вен­цев (КСХС; с 1929 года Юго­сла­вия), Ку­ба, Ли­бе­рия, Ни­ка­ра­гуа, Па­на­ма, Пе­ру, Поль­ша, Пор­ту­га­лия, Ру­мы­ния, Си­ам (с 1939 года Таи­ланд), Уруг­вай, Че­хо­сло­ва­кия, Эк­ва­дор), 4 британских до­ми­нио­на (Ав­ст­ра­лия, Ка­на­да, Но­вая Зе­лан­дия, Южно-Африканский Со­юз (с 1961 ЮАР)) и Ин­дия. Ра­бо­чим язы­ком Парижской мирной конференции на­ряду с фран­цуз­ским был анг­лий­ский (Виль­сон и Ллойд Джордж не го­во­ри­ли по-фран­цуз­ски), что яв­ля­лось нов­ше­ст­вом в ме­ж­ду­народной прак­ти­ке. По основным во­про­сам на Парижской мирной конференции раз­го­ре­лась ост­рая ди­пло­ма­тическая борь­ба. Виль­со­ну уда­лось до­бить­ся пер­во­оче­ред­но­го рас­смот­ре­ния во­про­са об Ус­та­ве ЛН (со­став­лен к 11 апрелю, при­нят 28 апреля), од­на­ко его пред­ло­же­ния об уч­ре­ж­де­нии Ме­ж­ду­народного ар­бит­ра­жа и Ме­ж­ду­народного су­да бы­ли от­кло­не­ны Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей. Французское пред­ло­же­ние о соз­да­нии при ЛН ме­ж­ду­народных воо­руженных сил на­толк­ну­лось на анг­ло-американскую оп­по­зи­цию и не бы­ло при­ня­то. Ини­циа­ти­ва Япо­нии о вклю­че­нии в Ус­тав ЛН ста­тьи о «ра­вен­ст­ве рас» (тем са­мым она рас­счи­ты­ва­ла до­бить­ся об­лег­че­ния им­ми­гра­ции япон­цев в США) бы­ла от­верг­ну­та американской де­ле­га­ци­ей, со­гла­сив­шей­ся вме­сто это­го на пе­ре­да­чу Япо­нии китайской провинции Шань­дун. По про­бле­ме ре­па­ра­ций, ко­то­рые пла­ни­ро­ва­лось воз­ло­жить на Гер­ма­нию, Фран­ция вы­сту­пи­ла про­тив ус­та­нов­ле­ния их об­щей сум­мы на ос­но­ве германской пла­тё­же­спо­соб­но­сти, счи­тая, что эта сум­ма бу­дет за­ни­жен­ной. По на­стоя­нию британской де­ле­га­ции в со­став ре­па­ра­ций, под ко­то­ры­ми из­на­чаль­но по­ни­ма­лись убыт­ки, при­чи­нён­ные гражданскому на­се­ле­нию, бы­ли вклю­че­ны пен­сии вдо­вам и ве­те­ра­нам вой­ны, что су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­ло их объ­ём. В ка­че­ст­ве пра­во­вой ос­но­вы для тре­бо­ва­ния вы­пла­ты ре­па­ра­ций бы­ла раз­ра­бо­та­на ста­тья о «пол­ной и не­ос­по­ри­мой от­вет­ст­вен­но­сти» Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков за раз­вя­зы­ва­ние вой­ны. В це­лом про­бле­ма ре­па­ра­ций не по­лу­чи­ла раз­ре­ше­ния на Парижской мирной конференции, её даль­ней­шее об­су­ж­де­ние бы­ло пе­ре­да­но в Ре­па­рационную ко­мис­сию (соз­да­на в январе 1920 года). Серь­ёз­ные про­ти­во­ре­чия вы­звал во­прос о но­вых гра­ни­цах Гер­ма­нии и её со­юз­ни­ков. Французское тре­бо­ва­ние от­де­ле­ния ле­во­го бе­ре­га Рей­на от Гер­ма­нии не по­лу­чи­ло под­держ­ки со сто­ро­ны Ве­ли­ко­бри­та­нии и США, ко­то­рые убе­ди­ли Фран­цию от­ка­зать­ся от не­го в об­мен на анг­ло-американские га­ран­тии безо­пас­но­сти на слу­чай не­спро­во­ци­ро­ван­ной германской аг­рес­сии, а так­же на временную ок­ку­па­цию ле­во­го бе­ре­га Рей­на (сро­ком на 15 лет) и де­ми­ли­та­ри­за­цию 50-ки­ло­мет­ро­вой зо­ны на его пра­вом бе­ре­гу. Ком­про­мисс­ное ре­ше­ние бы­ло при­ня­то по про­бле­мам Са­ар­ской области (в соб­ст­вен­ность Фран­ции пе­ре­шли уголь­ные ме­сто­ро­ж­де­ния; са­ма об­ласть бы­ла вре­мен­но от­де­ле­на от Гер­ма­нии и пе­ре­да­на под управ­ле­ние ЛН) и «поль­ско­го ко­ри­до­ра», от­де­лив­ше­го Восточную Прус­сию от ос­таль­ной Гер­ма­нии (его основная часть пе­ре­да­на Поль­ше; Дан­ци­гу (ны­не Гданьск) пре­дос­тав­лен ста­тус «воль­но­го го­ро­да» под управ­ле­ни­ем ЛН). Ост­рые про­ти­во­ре­чия вы­зва­ли во­про­сы, свя­зан­ные с оп­ре­де­ле­ни­ем гра­ниц ме­ж­ду Ита­ли­ей и КСХС (из-за не­же­ла­ния других дер­жав пе­ре­да­вать город Фиу­ме (ны­не Рие­ка, Хор­ва­тия) Ита­лии Ор­лан­до и Сон­ни­но в апреле 1919 года по­ки­ну­ли Парижскую мирную конференцию), Поль­шей и Че­хо­сло­ва­ки­ей (из-за Те­шин­ской Си­ле­зии), Бол­га­ри­ей и Гре­ци­ей (из-за Западной Фра­кии) и другие. Часть из них в по­сле­дую­щем бы­ла ре­ше­на Кон­фе­рен­ци­ей по­слов (фак­ти­че­ски дей­ст­во­ва­ла с 28.7.1919 года как Меж­со­юз­ническая ко­мис­сия по кон­тро­лю за ис­пол­не­ни­ем мир­ных до­го­во­ров в рам­ках Со­ве­та глав де­ле­га­ций; при­об­ре­ла фор­маль­ный ста­тус по­сле окон­ча­ния Парижской мирной конференции). Ко­ло­ни­аль­ный во­прос Парижская мирная конференция ре­ши­ла по­сред­ст­вом со­зда­ния сис­те­мы ман­дат­ных тер­ри­то­рий (эта идея ак­тив­но об­су­ж­да­лась в Ве­ли­ко­бри­та­нии во вре­мя вой­ны, 16.12.1918 года сфор­му­ли­ро­ва­на в пам­фле­те Я.Х. Смэт­са «Ли­га На­ций: прак­ти­че­ские пред­ло­же­ния»; при­ня­та на Парижской мирной конференции в кон­це января 1919 года). Ман­да­ты на управ­ле­ние тер­ри­то­рия­ми, вхо­див­ши­ми в со­став Гер­ман­ской ко­ло­ни­аль­ной им­пе­рии, бы­ли рас­пре­де­ле­ны 6-7.5.1919 года (во­прос о ман­да­тах на управ­ле­ние бывшими вла­де­ния­ми Ос­ман­ской им­пе­рии ре­шён на кон­фе­рен­ции в Сан-Ре­мо 19-26.4.1920 года). Ак­тив­но об­су­ж­дал­ся на Парижской мирной конференции и от­сут­ст­во­вав­ший в по­ве­ст­ке дня «русский во­прос». США и Ве­ли­ко­бри­та­ния, го­то­вые в от­ли­чие от Фран­ции пой­ти на ком­про­мисс с Советской Рос­си­ей, вы­сту­пи­ли с пла­на­ми про­ве­де­ния кон­фе­рен­ции с уча­сти­ем всех пра­ви­тельств, дей­ст­во­вав­ших на тер­ри­то­рии бывшей Российской им­пе­рии (но­та 22.1.1919 года о кон­фе­рен­ции на Прин­це­вых островах, Бул­ли­та мис­сия 1919 года). Од­на­ко с на­чав­шим­ся в мар­те 1919 года на­сту­п­ле­ни­ем ар­мии А.В. Кол­ча­ка по­зи­ции западных дер­жав уже­сто­чи­лись. 10.10.1919 года бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о пе­ре­хо­де к пол­ной эко­но­мической бло­ка­де РСФСР.

Пред­ста­ви­те­ли по­бе­ж­дён­ных го­су­дарств не при­ни­ма­ли уча­стия в Парижской мирной конференции. Ус­ло­вия мир­но­го до­го­во­ра бы­ли со­об­ще­ны германской де­ле­га­ции лишь 7.5.1919 года (её воз­ра­же­ния Ан­тан­та уч­ла в не­зна­чительной сте­пе­ни; главного ус­туп­ка, сде­лан­ная Гер­ма­нии, — про­ве­де­ние пле­бис­ци­та в Верх­ней Си­ле­зии, а не пря­мая пе­ре­да­ча этой тер­ри­то­рии Поль­ше). По ре­зуль­та­там ра­бо­ты Парижской мирной конференции бы­ли под­пи­са­ны Вер­саль­ский мир­ный до­го­вор 1919 года (28 ию­ня), Сен-Жер­мен­ский мир­ный до­го­вор 1919 года (10 сентября), Нёй­ис­кий мир­ный до­го­вор 1919 года (27 но­ября), под­го­тов­лен ряд по­ло­же­ний Триа­нон­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1920 года (под­пи­сан 4 ию­ня) и Севр­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1920 года (10 августа). По­сле ра­ти­фи­ка­ции Вер­саль­ско­го мир­но­го до­го­во­ра и на­ча­ла ра­бо­ты ЛН (10.1.1920) Парижская мирная конференция фор­маль­но пре­кра­ти­ла ра­бо­ту, а ВСА был рас­пу­щен. Фак­ти­че­ски ВСА про­дол­жил дея­тель­ность в ка­че­ст­ве Лон­дон­ской кон­фе­рен­ции (12.2-10.4.1920), об­су­див­шей по­ло­же­ния мир­ных до­го­во­ров с Венг­ри­ей и Тур­ци­ей, и в ви­де по­сле­дую­щих меж­со­юз­нических кон­фе­рен­ций (в Сан-Ре­мо, Хи­те, Бу­ло­ни и другие).

Исторические ис­точники:

Lansing R. The Peace negotiations: a personal narrative. Boston; N. Y., 1921;

Miller D. H. My diary at the Conference of Paris. N. Y., 1924. Vol. 1-21;

Ар­хив пол­ков­ни­ка Хау­за. М., 1939-1941. Т. 3-4;

Papers relating to the foreign relations of the United States. 1919. Paris Peace Conference. Wash., 1942-1947. Vol. 1-6, 8-12;

Тар­дье А. Мир. М., 1943;

Ни­коль­сон Г. Как де­лал­ся мир в 1919 г. М., 1945;

Documents on British foreign policy, 1919-1939. Ser. 1. L., 1947. Vol. 1;

Mantoux P. Les délibérations du Conseil des quatre, 24 mars — 28 juin 1919. P., 1955. Vol. 1-2;

Ллойд Джордж Д. Прав­да о мир­ных до­го­во­рах. М., 1957. Т. 1-2.

Источник