Паспортичка или объективка социально демографические данные опрошенных

Для составителей анкет → Вопросы для анкеты. Виды и примеры

заполнение анкеты

Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.

В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.

Виды вопросов в анкете

Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.

Примеры закрытых вопросов для анкеты

Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.

1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):

1

2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):

2

3. Оценить параметры товаров (матрица):

3

4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):

4

5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):

5

Примеры полузакрытых вопросов в анкете

Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.

6

7

Примеры открытых вопросов для анкеты

Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.

Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.

8

9

Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?

Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.

Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.

Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.

Пример:

blic

А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.

11

12

При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.

Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.

Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.

Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.

Читайте также:  Какие три вопроса можно задать человеку

Источник

Паспортичка, или объективка (социально-демографические данные опрошенных)

Итак, паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи. Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т. п. Короче, «объективка» включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

Но наиболее часто в сегодняшней социологии группообразующими признаками являются пол, возраст, образование, род занятий, место жительства и уровень дохода. При этом разные исследовательские фирмы дают разные варианты ответов (закрытых) на вопросы о социально-демографических данных (естественно, кроме пола, где нет разночтений).

Возраст. В книге В. А. Ядова «Стратегия социологического исследования» приводится дробная периодизация возраста, принятая в государственной статистике 1–4, 5–6, 7–9, 10–14, 15–19, 20–24, 25–29, 30–34, 35–39, 40–44, 45–49, 50–59, 60–69, 70–79, 80 и старше. Но в социологических исследованиях обычно практикуется более крупное деление: 16–24, 25–29, 30–39, 40–49, 50–59, 60 лет и старше. Или еще более крупно: до 26, 27–55, 56 лет и старше. Все зависит от объекта и целей исследования.

Образование, если оно членится подробно, может содержать следующие варианты ответов:

Начальное (ниже 7 классов)

Неполное среднее (7 классов до 1961 г., после – 8-9 классов)

Общее среднее (10, 11 классов)

ПТУ без среднего образования

ПТУ со средним образованием

Среднее специальное образование

Незаконченное высшее (три курса и больше)

Полное высшее образование

Кандидат, доктор наук

Часто эти шкалы укрупнены и предлагается перечень:

В социологических исследованиях, проводившихся в советское время, было принято такое деление:

Интеллигенция, не занятая на производстве

В современных исследованиях появились другие классификации.

И здесь современные реалии заставляют иногда предусматривать вариант «живу в свободном браке».

Уровень дохода семьи

Могут быть и другие варианты.

Здесь прокомментирую структуру анкеты или вопросника на примере прессовой анкеты, поскольку этим методом анкетирования редакции пользуются чаще всего. Сделаю это на примере прессовой анкеты, которую я составила в 1997 г. по просьбе А. А. Полещука, редактора журнала «Вокруг света» (нынешний журнал от прежнего имеет только название, присвоенное, купленное новым владельцем).

Напомню, что журнал, созданный 140 лет назад, в советские времена был очень популярным и имел почти миллионный тираж. Но после перестройки, когда его постоянный читатель обнищал и уже не мог выписывать подорожавший журнал, который в связи с рыночными условиями, перешел на цвет глянцевую бумагу и стал печататься в Финляндии, тираж журнала упал до 50 тысяч, и редакция не знала, как исправить ситуацию. Возникло решение провести исследование, узнать, что случилось с читателем, не разочаровался ли он в журнале, каким образом реанимировать издание. Довольно долго я изучала сам журнал, аналогичные журналы на этом рынке («Туризм и отдых» и др.), чтобы составить анкету.

У этой анкеты было несколько особенностей. Во-первых, мы старались привлечь читателей к тому, чтобы они серьезно отнеслись к анкете, не называя это анкетированием, а призывая читателей войти в клуб читателей газеты и вместе подумать, как развиваться журналу дальше. Анкету напечатали под рубрикой «Клуб читателей газеты» и во введении (легенде) написали следующее (см.: Вокруг света. – 1997. – № 4):

Будем делать журнал сообща!

Уважаемый читатель! В преддверии второго полугодия нам, сотрудникам редакции, хотелось бы вместе с вами поразмышлять о путях-дорогах нашего журнала. Как сохранить высокое просветительское предназначение «Вокруг света», подтвержденное его 135 летней историей, и в то же время сделать журнал современным, то есть конкурентоспособным среди разнообразных изданий, представленных сегодня на рынке печатной продукции? С таким вопросом мы решили обратиться к вам, уважаемые читатели.

(Далее следует адрес редакции).

Ждем ваших ответов до 20 июня, после чего начнем обработку анкет.

Анкеты, в которых содержатся ответы на все вопросы, смогут участвовать в лотерее. Разыгрывается 5 призов (бесплатная подписка на журнал, книги, фирменные сувениры), а также одна бесплатная туристская путевка в европейскую страну.

Читайте также:  Что такое идентификатор пользователя в системе

Наша анкета – первый шаг по пути создания постоянно действующего клуба читателей журнала «Вокруг света». Поэтому мы установили еще пять призов для авторов самых интересных и реально осуществимых предложений по работе журнала и организации читательского клуба «Вокруг света».

Благодарим за сотрудничество и желаем успехов!

Итак, введение предусматривало:

— мотивацию включения читателя в совместный поиск улучшения журнала,

— обозначение цели исследования,

— ограничение срока возврата анкет,

— возможность выигрыша призов или путевки в зарубежную страну,

— благодарность за участие в исследовании.

К слову сказать, в некоторых редакциях посулы о призах так и остаются нереализованными. В редакции журнала «Вокруг света» к этому отнеслись серьезно и из 200 анкет, в которых люди указали свои координаты, было выбрано 9 анкет из Москвы и Подмосковья, авторы которых приехали в редакцию. Для них проведена экскурсия, встреча с редактором и были разыграны призы. Путевку во Францию получил инженер из Санкт-Петербурга, который впоследствии должен был рассказать об этой поездке.

Источник

Как составить анкету для исследования. Часть 2: структура

Екатерина Сидоревич

Расскажите, кто вы и зачем проводите опрос. Не забывайте о мотивации респондентов, приватности и конфиденциальности. Обязательно предупредите о времени, которое уйдет на анкетирование. Можно выразить благодарность за участие в исследовании. Все это поможет установить доверительный контакт с респондентом.

02

Основная часть анкеты, содержащая вопросы, ответы на которые нужно получить.

Важно начать с простых вопросов, постепенно наращивая их сложность. Следите за логикой повествования. Часто этот раздел делится на несколько смысловых блоков. Обязательно предупреждайте респондента о переходе от одного блока к другому, переключайте его внимание.

«Паспортичка»

Блок вопросов о респонденте и/или его семье. Включает в себя множество социально-экономических параметров, начиная от пола и заканчивая образом жизни.

Не рекомендуем задавать эти вопросы в начале анкеты. Помните о том, что люди не любят раскрывать информацию о себе. Сначала необходимо установить доверие и получить информацию по предмету исследования.

Традиционные социально-экономические характеристики – пол, возраст, образование – не очень эффективны при проведении опросов на рынке жилья. Покупка квартиры осуществляется не одним человеком, а домохозяйством. Здесь мы говорим не о том, кто платит, а о потребности, которая управляет им. Поэтому не так важно знать образование или социальное положение реальных или потенциальных покупателей на рынке жилья, как их семейное положение и жизненный цикл семьи.

В исследованиях рынка жилья мы используем, например, такие социально-демографические показатели:

  1. Жизненный цикл семьи (на разных стадиях потребителям нужна квартира разной комнатности).
  2. Уровень жизни (с помощью этой информации можно отнести респондента к тому или иному сегменту).
  3. Существующие жилищные условия (поможет выделить и оцифровать аудиторию, проживающую в собственном или арендном жилье, старом или новом жилом фонде, определить потребность, формируемую улучшением этих условий).
  4. Миграционный статус покупателя (откуда и как давно приехал).

Вся серия статей о составлении анкеты

Благодарность

Анкетирование вне зависимости от его способа – это живое человеческое общение. Не забывайте благодарить за участие в опросе! Можно еще раз сделать акцент на полезности полученной информации.

Источник



Паспортичка

В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.

Основные требования к композиции анкеты:

— Необходимо проконтролировать, достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответов на вопросы.

— Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми («контактными»), в середине — наиболее сложные и содержательные, а в конце — опять простые.

— Для перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать переходные вопросы.

Читайте также:  Прототипы заданий ЕГЭ по математике базовый уровень материал для подготовки к егэ гиа по математике 11 класс на тему

— Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.

— Если есть подозрение, что не все респонденты могут быть достаточно в чем-то компетентны или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.

— Вопрос-фильтр должен иметь указатель перехода для разных групп респондентов. Например: «На следующий вопрос отвечают только пенсионеры».

— Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. Например, вопрос «Напишите фамилию депутата вашего района» может поставить в тупик многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем этот вопрос, заданный после выборов, в известной мере выявляет активность электората.

— Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных вопросов.

— В социологии существует понятие компетентности общественного мнения. Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.

— Вопрос-фильтр должен иметь указатель перехода для разных групп респондентов. Например: «На следующий вопрос отвечают только пенсионеры».

— Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов.

— Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.).

Проверка графического оформления анкеты:

— Шрифт текста не должен быть «слепым», то есть трудно читаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие, не ответят на анкету).

— Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя текст вопроса более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов — курсивом, то есть наклонным шрифтом или просто более мелким.

— Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.

— Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.

— Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти вопросы.

— На ответы влияет и длина вариантов, поэтому их необходимо графически уравновесить, про ставить ряд точек.

— Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотажное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.

Помните, что качественно разработанная анкета — необходимое условие успешного проведения социологического исследования.

Динамика развития опроса — продолжительность варьируется в зависимости от цели и содержания исследования от 10-15 минут до 1,5-2 часов: в первой половине опроса — плавный подъем, примерно 15% времени уделено отдыху, затем около четверти времени уделено напряженной работе, респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов и резкое снижение трудностей в завершающейся фазе.

Виды вопросов:

1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

3. вопросы — «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

Источник