Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты Ученик научится Ученик получит возможность научиться Осознанно

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены примеры учебных заданий по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению (УМК "Школа России"), нацеленные на формирование универсальных учебных действий. В каждом задании подробно описывается мотивационная часть, критерии оценки достижения планируемых результатов, оценочные листы для обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.»

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Разработала: Гальчина Людмила Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №3» г.о. Электросталь.

Овладение умением проектировать учебный процесс, направленный на достижение каждым школьником планируемых результатов, требует от учителя высокого профессионального мастерства:

1) осознать основную проблему — необходимость проектирования учебного процесса, направленного «на учебный результат», т.е. проектировать урок прежде всего как сценарий целесообразной и эффективной учебной деятельности учащихся по осознанию и индивидуальному продвижению в способах действий и учебном материале (а не как сценарий изложения учебного материала учебника);

2) освоить на практическом уровне алгоритм проектирования учебного процесса, нацеленного на достижение планируемых результатов;

3) освоить и использовать методику конструирования и оценки учебных заданий для выявления и восполнения пробелов и дефицитов в системе обучающих, диагностических и проверочных учебных заданий в области формирования метапредметных и личностных результатов.

Учитывая широкий спектр решаемых в ходе обучения задач, необходимо иметь в арсенале самые разнообразные задания:

по форме предъявления и выполнения: устные, письменные, практические (лабораторные опыты и наблюдения, конструкторские, художественное творчество и т.д.), с использованием ИКТ;

по содержанию: предметные, межпредметные и метапредметные (листы самооценки, листы продвижения);

по форме организации: для индивидуальной, парной или групповой работы;

по характеру деятельности: репродуктивные и продуктивные, в том числе — направленные на разрешение проблем, а также задания для проектной и исследовательской деятельности.

В структуре планируемых результатов выделяются три блока целей:

цели-ориентиры;

выпускник научится;

выпускник получит возможность научиться.

В первом блоке – «Цели-ориентиры» – определяются ведущие целевые установки изучения данного учебного предмета, призванные дать ответ на вопрос: «Ради чего изучается данный предмет? Каков его основной вклад в развитие личности ребенка?». Этот блок описывает основной вклад данной программы учебного предмета в развитие способностей обучающихся; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей

Во втором блоке – «Выпускник научится» – отражены цели (ожидаемые результаты). В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при целенаправленной работе учителя может быть освоена подавляющим большинством детей.

Третий блок планируемых результатов – «Выпускник получит возможность научиться» – отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Необходимость достижения качественно новых результатов образования, определяемых Стандартом, означает, что и образовательный процесс должен претерпеть определенные изменения.

Готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, к поиску смыслов учебной деятельности, к самоорганизации и саморегуляции, умение размышлять, вести самоконтроль и самооценку и другие необходимые учебные действия

не будут сформированы, если основная учебная деятельность учащихся будет сведена к восприятию информации, сообщаемой учителем, и ее последующему запоминанию в ходе выполнения репродуктивных заданий.

Практика обучения на основе учебных ситуаций исходит из фундаментального положения о том, что между обучением и развитием человека всегда стоит его деятельность, и, значит, основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли включать активность и осознанность ребенка. Это означает, что при постановке учебного задания необходимо предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, т.е. создать (организовать) учебную ситуацию. В понятие учебной ситуации психологи вкладывают следующий смысл: «Это такой фрагмент урока, в котором, выполняя задание, ученик совершает действия, которые далее станут его собственными, превратятся в его собственные приобретения, станут основой его развития» (К.Н. Поливанова).

Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.

Именно поэтому становление и развитие школьников на основе их активного и осознанного «включения» в учебную деятельность и рассматривается Стандартом как основной образовательный результат.

Показателями достижения основных образовательных результатов служат:

• готовность и способность школьников к смыслообразованию (прежде всего, — в познавательной сфере), к самоопределению, к приобретению и освоению системы ценностно-смысловых установок, т.е. овладение системой личностных учебных действий;

• готовность и способность школьников к самоорганизации и саморегуляции, к коммуникации (включая образовательное взаимодействие) и к самостоятельной познавательной деятельности,

т.е. овладение системой метапредметных учебных действий как основой овладения ключевыми компетентностями, умением учиться;

• готовность и способность школьников к освоению системы

основополагающих элементов научного знания, так и приобретения

опыта получения нового знания, преобразования и применения знаний, т.е. овладение системой предметных учебных действий.

Иначе говоря, важнейшим показателем достижения основных

образовательных результатов служит готовность и способность учащихся к решению разнообразных учебно-познавательных и

учебно-практических задач. Каким должно быть учебное задание, чтобы оно стимулировало учащихся приобретать и развивать способности в соответствии с требованиями нового Стандарта и позволяло им это делать?

Рассмотрим примеры учебных заданий на основе материала УМК «Школа России» для 2 класса, обеспечивающие условия для формирования (или оценки) универсальных действий.

Читайте также:  Анализ финансового состояния АО Банк ТКПБ 2018 2020 гг демо

При составлении заданий учитывались компоненты:

1) характеристика задания, в которой указываются нацеленность задания на формирование и оценку определенного планируемого результата, уровень сложности задания (например, базовый или повышенный);

2) мотивационная часть задания (обычно задается посредством описания учебной ситуации);

3) содержание задания, в котором обычно выделяют информационную часть (условие), командную часть (вопрос) и ответную часть (инструкцию по выполнению и записи ответа);

4) образец ответа или примерное описание ответа;

5) критерии оценки достижения планируемого результата;

6) время выполнения задания;

7) организационная часть задания, содержащая методический комментарий и/или рекомендации по организации выполнения задания.

Учебное задание 1.

Русский язык.

Планируемый результат: распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу, апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Задание (повышенный уровень)

«В гостях у слова»

Прочитай группы слов. Устно определи, из каких сказок взяты эти слова.

Источник



Разработка КИМов в условиях реализации ФГОС

Важнейшей частью Общероссийской системы оценки качества образования являются оценочные процедуры федерального уровня.

Цель оценивания – определить уровень сформированности метапредметных и предметных результатов у учащихся основной школы. Инструментом оценивания являются контрольно-измерительные материалы (КИМы).

Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету.

Целью разработки КИМ является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренных рабочей программой по учебным предметам, курсам.

Задачами КИМ являются:

контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний и умений, определенных ФГОС;

контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общих компетенций учащихся;

оценка достижений учащихся в процессе изучения предметов, курсов с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;

обеспечение соответствия результатов обучения требованиям к уровню подготовки выпускников через совершенствование инновационных методов обучения.

В нашей школе действует «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся», в котором отражены формы текущего контроля и процедура прохождения учащимися промежуточной аттестации.

п 5.4. Контрольно – измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся разрабатываются учителями-предметниками в соответствии с образовательными программами, рабочими программами учебных предметов и проходят экспертизу на заседаниях научно-методических кафедр.

Таким образом, КИМы используются для текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся.

КИМы входят в состав УМК по учебным предметам, курсам.

Разработанные учителями КИМы направлены на проверку значимых элементов содержания.

Разновидности типов заданий в зависимости от уровня познавательной деятельности

Уровни познавательной деятельности

Типы контрольных заданий

1. Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак – опознавание объектов, явлений.

1. Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т.ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил

2. Восприятие и механическое отображение полученной информации. Признак – передача, пересказ информации.

2. Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение информации на уровне простых мыслительных операций. Формируются навыки деятельности по образцу в стандартах, известных условиях

3. Информация воспринимается, отображается, анализируется, осмысливается и на основе этого применяется. Признак – практическое применение полученных знаний в различных ситуациях.

3. Задания, требующие для усвоения информации сложных мыслительных операций и формирующие умения действовать в нестандартной обстановке: проблемные, предполагающие мыслительные действия на интерпретацию.

4. Полученные знания не только

применяются, но на их основе

создаются новые. Признак –

творческое репродуцирование нового знания.

4. Проблемные задания, развивающие

продуктивно-творческое мышление, в т.ч. задания по анализу сложных ситуаций.

Следует отметить, что имеются и другие трактовки уровней знаний и умений, например: 1 – иметь представление; 2 – знать и уметь использовать; 3 – знать, понимать и уметь грамотно использовать; 4 – владеть.

Виды КИМ. КИМ оформляются в виде: тестовых заданий, практического задания, лабораторной работы, самостоятельной работы, контрольной работы, расчётной задачи, поисковой задачи, аналитической задачи, графической задачи, задачи на программирование, кейс-задачи, упражнения на тренажере, ролевого задания, исследовательского задания и т.п.

Среди современных способов педагогических измерений наиболее распространенным и объективным способом является тестирование.

Проектирование КИМ. Поскольку государственные требования к уровню подготовки выпускников определены государственными стандартами (ФГОС ООО), этот документ взят за основу в технологии проектирования контрольно-измерительных материалов (КИМ).

Другим документом, определяющим содержание контрольно-измерительных материалов, является учебный план, который разрабатывается в школе в соответствии со стандартом.

На данном этапе важным моментом является разработка критериев оценивания выполнения заданий учащимися.

Требования к содержанию КИМ:

1. КИМы отражают содержание разделов, тем.

2. КИМ составляются на 2-х уровнях базовом и повышенном и имеют 4 варианта.

3. Задания двух уровней согласуются друг с другом и с темой КИМа.

4. Задания базового уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся научится, выпускник научится.

5. Задания повышенного уровня соответствуют планируемым результатам прописанным в рабочей программе обучающийся получит возможность научится, выпускник получит возможность научиться.

6. В КИМе имеются задания с кратким ответом (КО), с выбором ответа (ВО), с развернутым ответом (РО).

7. Правильный ответ оценивается в 1 балл (ВО, КО).

8. Уровень заданий (базовый и повышенный уровень) отражается в проверяемых умениях при анализе работ учителем.

9. Качество выполнения Кима подсчитывается в процентах. Разрабатывается шкала перевода первичных баллов в школьные отметки.

10. Продолжительность КИМа – 45 минут, КИМ метапредметной работы – 90 минут.

Алгоритм разработки КИМ:

1) Требования ФГОС ООО.

2) Планируемые результаты.

Читайте также:  Манипуляция 18 Измерение роста

3) Кодификатор документ, составленный на основе перечня планируемых

Источник

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе: образец и как составить рабочую программу по предмету

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Структура рабочей программы по ФГОС в основной школе Требования к структуре

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  • Содержание учебного предмета, курса.
  • Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Ради чего учить детей? Чего мы хотим добиться? Ответ на этот вопрос заключается в первом пункте плана рабочей программы. В нем отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Планируемые результаты подразделяются на:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе школы (ООП ООО), в котором они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств.

В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД), формирование ИКТ-компетентности учащихся, основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегии смыслового чтения и работа с текстом.

Личностные результаты можно отразить в форме «портрета выпускника».

Содержание учебного предмета

В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).

Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.

Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым. Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель.

Тематическое планирование

Оно продолжает логику предыдущего пункта и включает в себя названия тем (разделов), количество часов на их изучение, количество контрольных работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др.

Некоторые учителя включают сюда и универсальные учебные действия по темам, но это представляется излишним, так как формирование УУД должно прослеживаться на каждом уроке и расписывать их лучше конкретно в технологической карте урока, а не в рабочей программе.

Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам.

Источник

Планируемые результаты изучения предмета. Предметные результаты Ученик научится Ученик получит возможность научиться Осознанно.

1 Планируемые результаты изучения предмета. Название раздела Устное народное творчество Русская Предметные результаты Ученик научится Ученик получит возможность научиться Осознанно Сравнивая сказки, воспринимать и принадлежащие понимать разным народам, фольклорный текст; видеть в них различать воплощение фольклорные и нравственного литературные идеала произведения, конкретного сопоставлять народа (находить фольклорную сказку общее и и её интерпретацию различное с средствами других идеалом русского искусств и своего (иллюстрация, народов); мультипликация, рассказывать о художественный самостоятельно фильм); прочитанной видеть черты сказке, русского обосновывая свой национального выбор; характера в героях сочинять сказку русских сказок; и/или выразительно читать придумывать сказки; сюжетные пересказывать сказки, линии; чётко выделяя устанавливать сюжетные линии, не связи между пропуская значимых фольклорными композиционных произведениями элементов, используя разных народов в своей речи на уровне характерные для тематики, народных сказок проблематики, художественные образов (по приёмы; принципу выявлять в сказках сходства и характерные различия). художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Определять тему и основную мысль произведения; Оценивать интерпретацию художественног Метапредметные результаты Регулятивные УУД. 1. Умение самостоятельно определять цели обучения. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей: определять/находить из предложенных вариантов условия для выполнения учебной и познавательной задачи; определять затруднения при решении учебной и находить средства для их устранения. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи: оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям в соответствии с целью деятельности. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других Личностные результаты Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа); обучающихся к саморазвитию и самообразовани ю на основе мотивации к обучению и познанию; сформированнос ть ответственного отношения к учению; освоенность правил поведения в группах. Российская гражданская идентичность

2 владеть различными видами пересказа; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительновыразительные средства; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий; пользоваться основными теоретиколитературными терминами; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, сочинения, создания проекта; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагме нты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться, о текста, созданную средствами других искусств; создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя; вести самостоятельну ю проектноисследовательск ую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательск ого характера). обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД. 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, делать выводы: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам. 7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить схему, алгоритм действия. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; устанавливать (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонациональ ного народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа); обучающихся к саморазвитию и самообразовани ю на основе мотивации к обучению и познанию; сформированнос ть ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательн ое отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимани я; освоенность правил поведения в группах.

Читайте также:  Лучшие бомбардиры Испании 2019 2020

3 Зарубежная системой поиска в Интернете. Осознанно воспринимать художественное произведение; анализировать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. Сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя. взаимосвязь описанных в тексте событий. Коммуникативные УУД. 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять возможные роли в совместной играть определенную роль в совместной корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной соблюдать нормы публичной речи; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ. Уважительное и доброжелательн ое отношение к культуре народов мира; развитость эстетического сознания через освоение художественног о наследия народов мира.

4 Название раздела Содержание учебного предмета Краткое содержание Введение Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека 1 Устное народное Фольклор — коллективное устное народное творчество 6 творчество Русские народные сказки. Виды сказок. Cказки «Царевна-лягушка», Древнерусская Русская «Иван Царевич и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Общее представление о древнерусской литературе. Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Из русской литературы XVIII века. М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру. » Из русской литературы XIX века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.). И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». «Волк на псарне» В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок». Р.Р. А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне», «У лукоморья дуб зеленый. », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Стихотворения «Несжатая полоса», «Крестьянские дети». И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». А.А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь». Л.Н. Толстой. Л.Н. Рассказ «Кавказский пленник». А.П. Чехов. «Хирургия». Р.Р. Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», А.Н. Майков «Ласточки»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь. », И.З. Суриков «Зима», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне». Из русской литературы XX века. И.А. Бунин рассказ «Косцы». В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом. », «Низкий дом с голубыми ставнями. ». П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб», рассказ «Заячьи лапы». С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». А.П. Платонов. Рассказ «Никита». В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Поэты о Великой Отечественной войне. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете. », А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети. Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер. », А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка» Количес тво часов 2 50

5 ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРЫ Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Р.Л. Стивенсон. Баллада «вересковый мед». Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо». Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера». Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Дж.Р.Р. Толкиен. Всего: 68 9

Источник