По каким признакам отличается ель от сосны 20 фото в чем между ними отличия в каких условиях они растут и ка

По каким признакам отличается ель от сосны: 20 фото в чем между ними отличия? в каких условиях они растут и как размножаются, как отличить по корневой системе и форме кроны

Не стоит сразу нападать на тех людей, которые неспособны различить эти два хвойных дерева – даже если вы определяете их автоматически, нужно признать, что общих признаков у них множество. Специалисты выделяют следующие общие черты.

  • Родство. Хотя общим для двух деревьев является лишь класс хвойных, а рода для каждого уже выделены свои, все равно это довольно близкая связь, указывающая, что отличий не так много, и они не всегда на поверхности.
  • Формирование шишек. Пусть они и не идеально одинаковые, но процесс их формирования примерно схож. Так, в момент завязывания на ветке они располагаются вертикально, но затем под собственным весом опускаются и приобретают горизонтальное положение.
  • Хвоя вместо листьев. Опять же, можно долго рассуждать о том, что хвоя у них разная, но все-таки факт ее наличия объединяет сосну и ель, сильно выделяя их на фоне лиственных деревьев. Политика продаж перед Новым годом не только елей, но и сосен еще больше запутывает тех, кто искренне уверен, что новогодним деревом может быть только ель.
  • Значительная высота. Если не трогать оба дерева и дать им нормально расти, то во взрослом возрасте они превзойдут большинство домашних пород.
  • Фитонциды. Хвойные деревья не только приятно пахнут, но и обладают практичными свойствами, среди которых – способность убивать бактерии при помощи выделяемых фитонцидов. В этом плане ель и сосна примерно равноценны.
  • Хозяйственное применение. И сосны, и ели весьма полезны для человеческой деятельности, причем в разных отраслях. Древесина этих пород активно используется для нужд промышленности и строительства, а кора, смола и иголки пригодятся фармацевтическим и косметологическим предприятиям.

Какие бывают сосны

К этому семейству относится несколько разных видов. Для примера следует рассмотреть сосну обыкновенную. Основными местами, где отлично прижилось дерево, стали европейские и азиатские территории. Длина хвоинок может достигать 10-15 см. Многовековые деревья отличаются раскидистыми ветвями, высокой прочностью и смолистостью. Ствол дерева прямой, покрытый толстым защитным слоем серо-коричневой коры. Верхушка сосны отличается оранжево-красной корой, которая быстро и легко огрубевает. Основной рост дерева происходит в первое столетие его жизни.

Карликовая сосна используется в качестве украшения приусадебных участков. Она прекрасно приживается на небольшой территории, легко обрабатывается и не оставляет мусора. К тому же благодаря небольшим размерам ее можно размещать на небольшой территории. Эти деревца прекрасно сочетаются с флорой любого ландшафтного дизайна благодаря всевозможным расцветкам. Карликовая сосна – неприхотливое растение, но для высадки необходимо применять саженцы в возрасте от 3 до 7 лет. Можно исключить дополнительный полив, так как деревья способны получать всю необходимую влагу самостоятельно из окружающей среды. Исключение могут составить наиболее засушливые регионы.

Как легко различить ель от сосны

Отличить ели и сосны друг от друга можно по сравнительным характеристикам. Разница между елью и ее ближайшей «сестрой» представлена в таблице.

Характеристика Ель Сосна
Ветви Опущены, образуют форму пирамиды или цилиндра. Начинаются практически от самой земли, полностью закрывают ствол. Направлены вверх, начинаются с середины ствола. Пропускают большую часть солнечного света.
Хвоя Небольшая и тонкая, густо расположенная. Окрашена в ярко-зеленый цвет (возможны вариации, в зависимости от вида). Иголки крепятся к ветвям по одной, меняются каждые 7-12 лет. Длина варьируется от 2 до 3 см. Длина иголок составляет 4-6 см. Хвоя — более крупная и гладкая, сужающаяся к концу. Иголки вырастают попарно и опадают так же. С наступлением холодов их цвет меняется от светло-зеленого до желтоватого с оттенком меди. Большинство иголок осенью опадает. Полная смена покрова происходит в течение 1-3 лет.
Аромат Слабый, едва ощутимый. Выраженный.
Высота Деревья достигают 50 м (есть исключения, в зависимости от вида). Большинство деревьев вырастает до 75 м.
Шишки «Мужские» — среднего размера, блеклые. «Женские» — крупные, яркие, находящиеся на кончиках веток (в верхней части дерева). «Мужские» — желтоватые, не больше вишневой косточки. «Женские» — совсем маленькие, незаметные, расположенные на концах мутовок.
Ствол Сучковатый, менее смолистый. Ровный, прямой, с большим количеством смолы. Сучки и дефекты отсутствуют.

Категорические противоположности

С ботанической точки зрения эти виды, совершенно разные по внешнему облику и особенностям роста:

  1. Форма кроны у них сходна только в юном возрасте. И если у Ели она сберегается на протяжении всей жизни, то сосна с возрастом меняет форму до неузнаваемости. Из правильного геометрического конуса образуется раскидистый беспорядочный навес.
  2. Быстрота роста сосны выше, чем у ели. Первая в молодом возрасте дает прирост, в среднем 50 см. ель до 10 лет растет крайне медленно.
  3. Структура и окраска коры различается радикально. У Ели – она тонкая, гладкая, серая. Сосновый «покров» отличается толщиной, слоистостью, цветом. Окраска в нижней части ствола — серовато бурая и намного темнее, чем на верхних ветках. Сосновая кора один из самых популярных декоративных материалов в ландшафтном дизайне для фигурного мощения.
  4. Еловая хвоя наполняет побеги одиночными «иголками», в то время как, на сосне образуются сдвоенные хвоинки. Их длина в два раза больше еловых.
  5. Семена у сосны начинают появляться на девятый год. Репродуктивная способность Ели наступает в возрасте 20 лет.
  6. Еловые шишки, размером 10 – 15 см, созревают на протяжении текущего года. Сосновые плоды поспевают через 18 месяцев после опыления.
  7. Оба вида требуют высокой аэрации грунта, не переносят уплотнения и вытаптывания.
  8. Обладают высокой морозоустойчивостью.

С точки зрения экологических условий, выбор места произрастания отличается радикально:

  • Сосна – типично светолюбивое растение, которая чувствует себя тем лучше, чем больше солнца. Ель, напротив, предпочитает полутень и страдает в палящий зной.
  • Обе культуры влаголюбивы, но в отличие от сосны, ель совершенно не переносит засухи.
  • И та другая ветровальные деревья, но при сильных порывах на Сосне в первую очередь ломается крона и верхняя часть ствола. ель сразу выворачивает с корнем.
  • Для полноценного роста Ели необходима богатая, плодородная рыхлая почва. Сосна обходится сравнительно бедным песчаным грунтом. Хотя, оба вида интенсивно подкисляют почву вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности.
  • Зимостойкость Ели намного меньше, чем Сосны. Для первой особенно опасны перепады ночной и дневной температуры в конце зимы, начале весны, тогда Ели нужно защищать светлым накрытием, например, агроволокном.
  • Устойчивость к городской загазованности у Ели выше, чем у сосны.
  • Сосну, в отличие от Ели высаживают в ветрозащитных насаждениях из-за быстроты роста.

Условия обитания

Сосна обыкновенная и сибирская, ель европейская – наиболее часто встречаются на российских просторах. Оба вида растут повсеместно, приспосабливаясь к окружающим условиям.

Основное отличие – в отношении к освещённости места произрастания. Сосна очень светолюбива, так тянется к свету, что способна жить на большой высоте над уровнем моря, где нет конкурентов, на бедной полезными соединениями почве. Если ветки окажутся в темноте, то постепенно отмирают, а ствол в этом месте затягивается корой.
Ель же переносит большие затенения, поэтому её ветки расположены даже у земли, в теневой области. Ельники любят богатые питанием и влагой грунты.

Сосны тянутся к свету.

Из-за разного отношения к солнечному свету растительность под пологом елового леса отличается от растительности соснового. Это касается также грибов и ягод, мхов и лишайников.

Использование древесины

Древесину хвойных пород, в отличие от других материалов, часто используют в строительстве.

Благодаря своему прямому и ровному стволу, сосна является самой популярной породой в изготовлении пиломатериалов. Дерево имеет мягкую, умеренно легкую, и в то же время прочную структуру. Она отлично обрабатывается и отделывается. Полученный материал обладает высоким уровнем устойчивости к гниению и к грибку.

Сосну часто используют для создания таких деревянных конструкций, как каркасы стен и крыш, перила, лестницы и опорные балки для дверей и окон. Доски пропитывают специальным составом, а затем отделывают ими фасады и террасы.

Сосновый материал пользуется популярностью в мебельном производстве. Из бруса изготавливают мебель, а из шпона — элементы отделки. За счет высокой смолистости обладает повышенной устойчивостью к биологическим поражениям. Также сосновая хвоя является отличным сырьем для производства лекарств и БАДов.

В отличие от сосны, еловая древесина более гибкая. Именно поэтому ее часто используют для изготовления охотничьих лыж, саней или гнутых элементов мебели. Ель устойчива к трещинообразованию. По своей прочности и плотности она ничуть не уступает сосне. Она легко обрабатывает и полируется. Сфера применения елового материала такая же, как и у сосновой древесины.

Из отходов еловой древесины химическая промышленность производит целлюлозу, картон, бумагу, скипидар и т. д. И ели, и сосны имеют принадлежность к семейству Сосновые. Однако, несмотря на это, они считаются представителями разных родов и отличаются друг от друга по нескольким признакам. Зная эти признаки, человек всегда сможет понять, какое перед ним растение.

Читайте также:  Маленькие вопросы для подруг

Самые новые вопросы

Помогите срочно. Дати відповідь. Чим подібні і чим відмінні смакова і нюхова сенсорні системи?Напишите пожалуйста интересные факты о Сумчатых и Плацентарных даю 39 балловСоставьте схему решения задачи, объясните результаты скрещивания.
1. Темноволосая девушка вышла замуж за светловолосого мужчину (рецессивный ген). Как

ов генотип девушки, если в F1 родились двойняшки — один с белыми волосами, другой с темными?
2. Оперенность ног у кур доминирует над голыми ногами, а гороховидный гребень доминирует над простым. Каким будет F1, если скрестить кур с гороховидным гребнем и оперенными ногами (дигетерозигота) с голоногими курами, имеющими простые гребни? Решите задачу с цитологическими основами.
3. У крупного рогато скота ген комолости (т.е. безрогости) доминирует над геном рогатости. Какое потомство следует ожидать от скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами? Каким будет потомство в F2 от скрещивания гибридов. РЕБЯТ Пожлауйста хоть что-нибудь! ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ДАю 90 баллов

1)почему регенерация не осуществляется мейозом? 2) что будет если репродуктивные клетки образуются в результате митоза?​Помогите решить биологию​Соотнесите
А. Содержит рецепторы
Б. Является наиболее глубоко расположенным слоем кожи
В. Обеспечивает запасающую функцию кожи
Г. Содержит потовые и с

альные железы
Д. Состоит из жировой соединительной ткани
Е. Содержит кровеносные и лимфатические сосуды
1. Подкожная жировая клетчатка
2. Собственно кожа (дерма)

СРОЧНО СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУСТА​Какая симметрия у костных и хрящевых рыб. Внесок окремої особини у збільшенні чисельності популяції можливий завдяки одному із трьох нижче перелічених способів або всім трьом одночасно. Наведі

ть приклади по кожному з них: збільшення кількості нащадків при розмноженні. тривалість репродуктивного періоду збільшується а отже і число актів розмноження. зсув розмноження на більш ранній період життя​

Проверочная работа по темам: «Выделение», «Покровы тела».
Вариант 1.
1. К мочевыделительной системе относят:
А) почки, надпочечники и печень; Б) моч

еточники, кишечник и мочевой пузырь;
В) почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал; Г) легкие и почки.
2. Функции почек регулируются:
А) гипофизом; Б) таламусом; В) корой больших полушарий.
3. Основной структурной и функциональной единицей почки является:
А) нефрон; Б) мочеточник; В) мочевой пузырь; Г) мозговое вещество.
4. В капиллярный почечный клубочек поступает кровь:
А) смешанная; Б) венозная; В) артериальная.
5. Полость, расположенная у вогнутого края почки, – это:
А) мозговой слой; Б) почечная лоханка; В) почечное тельце; Г) капсула.
6. Куда впадает мочеточник:
А) в почечную лоханку; Б) в мочевой пузырь.
7. Первичная моча образуется:
А) путем фильтрации крови; Б) путем фильтрации плазмы;
В) из вторичной мочи и межклеточной жидкости; Г) путем всасывания веществ в кровь.
8. За 1 сутки через почки проходит крови, в литрах:
А) 1000; Б) 1500; В) 1700; Г) 2000.
9.Мышечная ткань стенки мочевого пузыря содержит мышечные волокна:
А) гладкие; Б) поперечно – полосатые; В) гладкие и поперечно-полосатые.
10. Сосуд, выносящий кровь из почки, – это:
А) почечная артерия; Б) почечная вена; В) почечный каналец; Г) нижняя полая вена.
11. Площадь кожи у взрослого человека составляет:
А) 0,5 м2; Б) 1,0 – 1,7 м2; В) 2,0 – 2,5 м2; Г) 2,5 – 3,0 м2.
12. Кожа представлена:
А) эпидермисом; Б) дермой; В) эпидермисом и дермой; Г) жировой клетчаткой.
13. Кровеносные сосуды отсутствуют в:
А) эпидермисе; Б) дерме; В) жировой клетчатке.
14. Собственно кожа образована:
А) эпителиальной тканью; Б) соединительной тканью; В) мышечной тканью; Г) нервной тканью.
15. В коже отсутствуют рецепторы, воспринимающие:
А) давление; Б) холод; В) равновесие тела; Г) тепло.
16. Пигмент находится:
А) в собственно коже; Б) в наружном слое кожи; В) во внутреннем слое кожи.
17. Начальной частью волоса является:
А) волосяная сумка; Б) волосяной корень.
18. Терморегуляторная функция кожи заключается:
А) в удалении из организма влаги; В) в поддержании постоянной температуры тела;
Б) в отражении прямых солнечных лучей; Г) выделение продуктов обмена веществ.
19. При повышении температуры окружающей среды у человека:
А) усиливается выделение пота; Б) усиливается поглощение кислорода тканями;
В) суживаются кровеносные сосуды кожи; Г) расширяются кровеносные сосуды кожи.
20.Перечислите функции кожи:______________________________________________________

Ель принадлежит к семейству Сосновых, классу Хвойные. Это — вечнозеленое высокое дерево с пушистой пирамидальной кроной. Ели широко распространены в Восточной Европе, Центральной и Северо-Восточной Азии, Северной Америке и Китае. Кроме того, ель является одной из лесообразующих пород. Живет ель в среднем 300 лет и вырастает до 50 метров.

Расположение веток у ели мутовчатое. Каждый год появляется очередная мутовка. К скелетным ветвям крепятся игловидные, четырехгранные хвоинки темно-зеленого цвета. Длина одной хвоинки не превышает 3-х см. Она может крепиться к ветке сроком до 12 лет. Еловая хвоя опадает и заменяется постепенно. У дерева нет выраженного листопадного периода.

Источник



Занятие по ознакомлению с природой «Хвойные деревья: сосна и ель»

• Уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные, вечнозеленые деревья.

• Развивать умение сравнивать, находить различия и сходства между деревьями в строении стволов, расположения веток и различии хвои, шишек и семян.

• Развивать интерес к исследовательской деятельности, умение находить и открывать для себя неизвестное в знакомых объектах, развивать органы чувств, обоняния, осязания и зрительное восприятие

• Воспитывать бережное отношение к объектам природы и желание сохранять их живыми в ней.

• Продолжать учить детей отвечать разными типами предложений

Сегодня мы с вами поговорим о хвойных деревьях. Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь? Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева,запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Дети повторяют хором, затем по одному 2-3 человека.

Взгляните на картинки. На какой из них изображена сосна? А на какой ель? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а потом дальше мы пойдём

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам сесть за стол и сравнить ветки ели и сосны.

Воспитатель: У вас на столах ветки сосны и ели. Покажите мне сосновую ветку (дети поднимают ветку сосны). А теперь, покажите еловую (дети показывают). Рассмотрите обе ветки внимательнее и скажите, как вы узнали их.

(по длинным иголкам, веточка у сосны толще, чем у ели,у сосны иголки растут пучками, а у елки вокруг веточки,иголки у сосны растут по 2 из одного места, а у елки – по одной,у сосны иголки длиннее, а у ели – короче,ветка елочки колючая,почки на конце сосновой ветки растут, у елки тоже есть,у сосны почки большие, их сразу видно, а у елки почки маленькие. Потрогайте веточки, какие они?

Почему веточки колючие? (Колючие иголочки.)

Посмотрите, как на веточках много иголочек.

Какого цвета иголочки? (Зеленые.)

Потрогайте осторожно иголочки, какие они? (Маленькие, острые, колючие.)

Да, иголочек у них много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку.

Воспитатель: (показывает ветки сосны и ели с шишками). У детей на столах лежат сосновые и еловые шишки. Сравните шишки сосны и ели.

Еловая большая, сосновая – маленькая.

Еловая шишка не колючая, сосновая – да.

Шишка еловая овальной формы, а сосновая – круглой.

Вы хорошо рассмотрели и правильно рассказали о ветках ели и сосны. Сказали, чем ветки похожи и в чем их различие. Сосна и ель не похожи на другие деревья, такие как береза, липа и др. Как вы думаете, чем сосна и ель отличаются от них?

(Иголки – это их листики.)

Воспитатель: Правильно, иголки – это листья. Кто знает, как правильно называются иголки сосны и ели (Хвоя.)

Воспитатель: Верно, листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому эти деревья называют хвойными. Положите веточку себе на ладошку, накройте ладонью и слегка потрите. Что почувствовали?

(Пахнет елкой.)

Воспитатель: Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Из хвойных деревьев добывают эфирные масла (показать, которые используются для косметики. Запах имеет яркий аромат. Ребята вам нравится аромат? Что про него можно сказать, какой он (сильный, яркий, приятный, резкий).

Читайте также:  Коллизионные вопросы международного договорного права

Ребята, а давайте подберем красивые слова для описания ель? (зеленая, хвойная, пушистая, стройная, высокая). А как мы можем описать сосну? (высокая, одинокая, могучая, смолистая).

Воспитатель; Правильно, молодцы. А теперь я прочитаю вам стихотворение Ирины Токмаковой о сосне:

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Воспитатель: И правда сосны бывают очень высокими,могучими.

Воспитатель: А еще у меня есть про ель стихотворение Гончарова Николая

Какой бы лютый холод не был,

И как бы вьюги не гудели, —

Стоят и смотрят гордо в небо

Зеленые, как летом, ели.

Воспитатель: Ребята, а на территории детского сада растут эти деревья? Сколько их на территории садика?Зачем их посадили? (Ответы детей)

(запах очень полезен, поэтому полезно, особенно в теплую погоду после дождя и грозы погулять в сосновом бору. Воздух чистый, здоровый и полезный.)

Воспитатель: Давайте вспомним, в чем их сходство?

Ребенок: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее. Напомните мне, пожалуйста, как можно назвать сосну и ель одним словом?

Дети: Вечнозеленые, хвойные.

Воспитатель: Мы много узнали о ели и сосне. И можете их отличить друг от друга. Молодцы! А из этих веточек мы с вами сделаем поделку потом.

И когда мы отправимся на прогулку, мы сможем и полюбоваться нашими вечнозелеными красавицами.

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой «Наш огород» ЧОУ «Крымская республиканская гимназия-школа-сад Консоль» Интегрированное занятие по ознакомлению с природой во второй младшей группе №4.

Хрестоматия. «Деревья России. Ель» Ель. Ель (лат. Picea) – это вечнозеленое хвойное дерево, символ Нового года. Относится к порядку сосновые, семейству сосновые, роду ель.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной группе «Хвойные деревья» Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев.

Конспект НОД по ознакомлению с природой в детском саду Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не.

Конспект занятия по развитию речи «Хвойные и лиственные деревья» ХВОЙНЫЕ И ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. ЦЕЛИ: 1. Сопоставление деревьев — подготовка к составлению простейшего описания. 2. Закрепление представлений.

Занятие по ознакомлению с природой «Зимующие птицы» в младшей группеЗанятие по ознакомлению с природой «Зимующие птицы» в младшей группе Ознакомление с природой. Младшая группа. «Зимующие птицы». Программное содержание: дать представление о понятиях «зимующие птицы», «кормушка».

Презентация к занятию по окружающему миру на тему «Хвойные и лиственные деревья» (подготовительная группа) Слайд 1. Хвойные и лиственные деревья Слайд 2. Воспитатель рассказывает, что все это листья, включая хвоинки. Вместе играют в игру «От.

Занятие по ознакомлению с природой «Подарим бумаге вторую жизнь»Занятие по ознакомлению с природой «Подарим бумаге вторую жизнь» анятие в старшей-подготовительной группе «Подарим бумаге вторую жизнь!» Цели: 1. Сохранение и ответственное потребление природных ресурсов.

Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Живые цветы лета» ]Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе. «Живые цветы лета». Цель: формирование представлений о природе, основанных.

Занятие по ознакомлению с природой в средней группе «Перелетные и зимующие птицы» Занятие по ознакомлению с природой в средней группе «Перелетные и зимующие птицы». Цель: познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.

Источник

Загадки про сосну (для детей)

У финнов сосна была символом жизни и бессмертия. Сосна символизировала многих богов-спасителей, включая Аттиса, Диониса и Осириса. Сосна — любимый объект китайских художников, поскольку олицетворяет сдержанность и стойкость. Древние славяне именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Это дерево в основном служило в целебных и лечебных обрядах. В сборник вошло 24 загадки про сосну.

1. В жару и в стужу не снимает зеленую шубу. (хвойное дерево)

2. Весной зеленеет — растет, осенью медью покрывается да ветрами срывается. (хвоя и листва)

3. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (сосна)

4. Все бояре сняли шубы,
Одна барыня не сняла. (сосна)

5. Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками . (сосна)

Загадки про рябину (для детей)

7. Всем давным — давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех в тайге она,
Это — стройная . (сосна)
(А. Лисица)

Сосны в хвойном лесу, рисунок иллюстрация

8. Высока колода, да колюча борода. (сосна)

9. До смерти не меняют одежды. (сосна)

10. Зелена всегда она —
Осень ли, зима, весна.
Все узнать ее успели?
Это — хвойная… (сосна)

11. Зелёная шуба с тысячью иголками. (сосна)

12. И летом и зимой все в одежде одной. (сосна)

13. Какое зеленое дерево без листьев растет? (хвойное дерево)

14. Колючая, сыпучая,
Смолою плакучая. (сосна)
(С. Клыга)

15. Молодая девица и зимой, и летом одинаково глядится. (сосна)

16. На вершине дерева короткая рукавица. (шишка хвойного дерева, кедровая)

17. На мне колючие иголки,
Но я не пихта и не ёлка.
Стройна, прекрасна, зелена
Весь год красавица . (сосна)
(Н. Летошко)

19. Пусть жара или метель,
Но, такая же, как ель,
Зелена, хоть не весна,
Стройна высится. (сосна)

20. Развесила зелёные лапы.
Лапы — охапы.
Приютила птиц
В ворохе ресниц. (сосна)
(В. Стручков)

21. С елью стройной мы родня —
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки. (сосна)

22. У меня длинней иголки,
Чем у елки. Очень прямо я расту
В высоту. Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке. (сосна)

23. Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица . (сосна)

24. Этой бабке сотня лет, а горба у ней все нет
Высоконько торчит, далеконько ворчит.
Смерть придет за старушкой — обернется избушкой. (сосна)

Источник

Занятие по экологии «Хвойные красавицы лесного царства»

Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста.

  • познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной;
  • учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
  • обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  • расширить кругозор детей;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы;
  • способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Ход занятия

Слайд 2

Педагог. Здравствуйте, ребята! К нам из леса прилетела сова и принесла какое-то письмо. Что же в нем? А, здесь загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте попробуем отгадать.

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Слайд 4

В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.

***

У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки — только на макушке.
(Сосна).

Слайд 5

Педагог. Сегодня героями нашего занятия будут ель и сосна. У Агнии Львовны Барто есть такие стихотворные строки:

Я у мальчиков спросила:
— Это что за деревце? –
Говорят они: — Осина. –
Только мне не верится
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы, получше поглядели,
Оказалось, что она
Не такая, как сосна.

Педагог. Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются?

Сегодня на занятии мы научимся сравнивать эти два дерева.

Ель и сосна — хвойные деревья.

Слайд 6

Существует более 100 видов сосен. В нашей местности растет сосна обыкновенная. В Крыму – сосна крымская. В Сибири – сибирская кедровая сосна.

Слайд 7

Ель — высокое стройное дерево. У нас можно встретить два вида ели: — голубая и обыкновенная.

Слайд 8

Сосна — неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.

Слайд 9

Ель растёт только на богатой питательными веществами почве. Любит влагу. Ель – влаголюбивое дерево.

Слайд 10

Сосна — светолюбивое, жароустойчивое дерево. Ель в отличие от сосны, хорошо переносит тень. Это дерево теневыносливое.

Слайд 11

Ель и сосна хорошо переносят морозы. Это морозостойкие деревья.

Слайд 12

Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета. Ветви сосны подняты высоко от земли, они тянутся вверх к солнцу.

Слайд 13

Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая. Еловые ветви называют еловыми лапами. Верхние ветви у ели молодые и короткие, а внизу старые и длинные.

Слайд 14

Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная.

Слайд 15

У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду.

Читайте также:  Ответы на вопросы наших читателей

Слайд 16

Лес, в котором растут сосны, называется сосновый бор. В сосновом бору всегда светло и радостно.

***

Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые,
Уходят словно в небеса.

Слайд 17

Лес, где растут ели, называется ельник. Ельники мрачные и темные. Еловые лапы почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растет трава, а земля покрыта сухими коричневыми иголками и пустыми шишками.

Слайд 18

У сосны корневая система глубоко уходит в землю, а у ели расположена в поверхностном слое.

Слайд 19

Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.

Слайд 20

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками.

Слайд 21

Семена у ели и сосны находятся в шишках. Они находятся на поверхности, их легко достать, поэтому ель и сосну называют голосемянными растениями.

Еловая шишка удлиненная. У неё мягкие чешуйки. Сосновая шишка круглая, с твёрдыми чешуйками. Когда шишки созревают, они падают с деревьев. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Семена этих деревьев очень похожи. Они мелкие и с крылышками. Ветер разносит их по всему лесу. Там где упадут семена, вырастут новые сосны и ели.

Из семян ели вырастут ёлочки. А из семян сосны сосенки.

Физминутка

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки — ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – слышны птичьи голоса, (приложить руку к уху)
Внизу на ёлочках роса. (присели, поводили руками)

Слайд 22

У ели и сосны есть листья, но они особой формы. Это хвоинки. Они похожи на иголочки. Хвоинки живут несколько лет. У ели – 5-7 лет, а у сосны – 2-3 года. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется хвоинки. Поэтому ель и сосну называют “вечнозелеными” деревьями.

Давайте сравним хвоинки у ели и сосны. У ели хвоинки располагаются поодиночке, а у сосны по две – парами на пенечке. У ели темные хвоинки, а у сосны светлые. Хвоинки ели короткие, а у сосны длинные.

В пословице говорится:

“Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна”.

Если сравнить хвоинки на ощупь, то можно заметить, что у ели хвоинки твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.

В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

У хвои есть аромат. У хвоинок ели аромат еловый, а у хвоинок сосны аромат сосновый.

Слайд 23

Снаружи хвоинки покрыты восковым налетом. Он защищает хвоинки от высыхания.

Если рассмотреть хвоинку под микроскопом, то внутри клеток хвоинки можно увидеть зеленые зерна хлорофилла. Они придают хвоинкам зеленый цвет.

У хвоинок есть дыхательные “окошечки” — устьица. Устьица разбросаны по всей поверхности иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания окошечки – устьица на зиму плотно запечатываются воском. Так хвоинки научились защищаться от мороза и высыхания.

Слайд 24

У каждого дерева, как и у человека, есть свой возраст. Определить возраст дерева можно по мутовкам. Надо посчитать количество мутовок. К полученному значению прибавить пять. Это число и будет возрастом дерева.

Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Для этого надо сосчитать кольца на спиле дерева.

Слайд 25

Специалисты, чтобы определить возраст дерева, используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор, с помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.

Слайд 26

Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Ему более 9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса.

В 1953 году сосну Мафусаил открыл ученый Эдмунд Шульман. Когда люди узнали об этом старейшем дереве, они решили посетить его и взять от него какую-нибудь часть, и вот тогда- то сосна чуть не погибла!

В наше время расположение сосны в парке держится в секрете, и сосна никому не показывается.

Слайд 27

Кто же дружит с елью и сосной? Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.

Слайд 28

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов.

Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.

Слайд 29

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится. Недаром санатории строят в сосновом бору.

Слайд 30

В народном хозяйстве ценная древесина сосны используется для строительства домов.

Слайд 31

Из древесины ели и сосны изготовляют мебель.

Слайд 32

Делают детские игрушки.

Слайд 33

Слайд 34

Делают бумагу, карандаши, подстилку для животных. Дерево – это топливо.

Слайд 35

Сосна и ель — зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле. Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем.

Слайд 36

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Питербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.

Слайд 37

На Новый год мы все украшаем елочку. Этот обычай появился в России. Тогда правил царь – Петр 1. Он первый издал указ и приказал украшать дома и улицы еловыми и сосновыми ветками.

С тех пор мы и отмечаем Новый год с елочкой нарядной, пушистой, душистой.

Слайд 38

В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств — одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений.

Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.

Слайд 39

Для того чтобы сохранить лесные богатства, в нашей стране существует Лесной Кодекс.

Слайд 40

Педагог. Дорогие ребята! Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели
Берегите русский лес!

Слайд 41

Сегодня мы говорили о ели и сосне. Давайте повторим, что мы узнали нового.

Игра “Доскажи словечко”

  • Лес, в котором растут сосны, называется . (сосновый бор)
  • Лес, в котором растут ели, называется. (ельник)
  • Семена у ели и сосны находятся в. (шишках)
  • Елочка – короткая иголочка,
  • Сосна – игла. (длинна)
  • Елка колет, сосна. (гладит)
  • У хвоинок “дыхательные окошечки” называются. (устьица)
  • Имя самой древней сосны. (Мафусаил)
  • Самая древняя ель растет на горе. (Фулу)
  • Сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле, это — . (янтарь)
  • Лесные богатства надо. (беречь, охранять)

Педагог. Наше занятие подошло к концу.

Слайд 42

Спасибо за внимание!

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

2. Кайгородов Д. Н. Беседы о русском лесе / Д. Н. Кайгородов. М.: Изд. ООО Белый город, 2009. – 304 с.

3. Махотин С. Прогулки по лесу / С. Махотин. М.: Изд. ООО Белый город, 2013. – 144 с.

4. Подрезова Т. И. Материал к занятию по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – 4-е изд.-М.: Айрис – пресс, 2009. -256с.

5. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей/ Т. А. Шорыгина.- М.: Изд.Гном, 2013. – 64 с.

Источник