Полезные ископаемые Греции Рельеф и природа Греции

Полезные ископаемые Греции. Рельеф и природа Греции

Что нам известно о природе Греции, помимо грецких орехов и знаменитых оливковых рощиц? Цель данной статьи – максимально подробно рассказать о рельефе, географическом положении, ландшафтах и полезных ископаемых Греции. Что добывают сегодня из недр южноевропейской республики?

Где расположена Греция?

Греция – это государство, занимающее южную оконечность Балканского полуострова с изрядно изрезанной береговой линией. Полный перечень всех греческих островов включает в себя свыше 1400 названий. И лишь седьмая часть из них заселена людьми. Республика омывается водами трех морей: Средиземного, Эгейского и Ионического.

Грецию считают колыбелью европейской культуры, родиной демократии и западной философской мысли. На ее исторических землях родились великие мыслители древности – Платон и Аристотель, Сократ и Гераклит. Именно из греческого алфавита вышли кириллица и латиница.

Современная Греция – одна из популярнейших туристических стран в мире. Ежегодно ее посещают миллионы путешественников из различных уголков Земли. Иностранных туристов привлекают не только историко-культурные памятники, но и красивейшая природа Греции, ласковое море и обилие первоклассных курортов. Ну и, конечно же, идеальный субтропический климат. На протяжении 300 дней в году в Греции светит солнце!

Ландшафтное разнообразие и рельеф Греции

Греческие ландшафты чрезвычайно многообразны. Они представляют собой сочетание чередование скалистых гор, практически безлесных холмов и густозаселенных долин. Высокая сейсмичность и густая расчлененность земной поверхности – вот что характерно для этой южной страны.

В почвенно-растительном покрове Греции четко выражена высотная зональность. Равнины и предгорья покрыты вечнозеленой субтропической растительностью – рощицами кипарисов, сосен и платанов. Выше произрастают листопадные деревья, которые ближе к отметке в 1000 метров сменяются хвойными. В высокогорных районах (1800-2200 метров) преобладают сосновые леса и дубово-буковые рощи.

Рельеф Греции преимущественно горный. Горы и нагорья занимают около 80 % ее территории. Эта особенность легко объясняется тем, что Греция целиком расположена в зоне молодой альпийской складчатости.

В западной части страны преобладают молодые горы, сложенные известняками и мергелями, в восточной – более древние кристаллические массивы. Они, как правило, невысокие (до 1800 метров). Горы Греции не имеют остроконечных вершин, однако отличаются довольно крутыми склонами.

В формировании рельефа страны большую роль сыграли процессы вулканизма. Греция – одна из самых сейсмически активных областей в Европе. Все вулканы здесь расположены вдоль южной оконечности цепи Кикладских островов. Еще одна характерная особенность греческого рельефа: горные массивы в пределах страны глубоко изрезаны хорошо развитыми речными долинами.

Основная часть полезных ископаемых Греции сосредоточена именно в горных районах. О минеральных богатствах страны пойдет речь далее.

Мраморно-серебряная Греция

Греция – это не только море, оливки и руины античных городов. Мало кто знает, что эта страна считается старейшим в Европе центром горной добычи.

Древняя Греция славилась своими медными рудниками. Один из ее городов так и называется – «медный город» (речь идет о Халкиде, что на острове Эвбея). Кузницей древнейшего государства Европы была Лаконика. Но главным богатством этой страны было, конечно же, серебро. Его добывали как на материке, так и на прилегающих к Греции островах. Известно, что серебро в Греции начали добывать почти 3500 тысячи лет назад.

Еще одно богатство Древней Эллады – это мрамор. Его добывали на острове Парос и экспортировали в разные уголки Европы. Греческий мрамор отличался высоким качеством и широким разнообразием цветовых гамм – от молочно-белого до синеватого и лилового оттенков.

Что же добывают в Греции сегодня? И где расположены крупнейшие месторождения минеральных ресурсов в этой стране?

Полезные ископаемые Греции: список и основные месторождения

Минерально-ресурсный потенциал современной Греции достаточно велик и разнообразен. Месторождения полезных ископаемых, хоть и не очень богаты, но многочисленны.

Из топливных ресурсов в стране активно добывают бурый уголь, а также нефть и газ (в незначительных количествах). Близ Афин и на некоторых островах из недр земли извлекают железную руду, на севере страны – марганцевые, никелевые и хромовые руды. Но более всего Греция славится нерудными ископаемыми. Так, здесь в больших объемах добывают магнезит, пемзу, известняк, песчаник, а также мрамор очень высокого качества. На острове Наксос разрабатывается крупнейшее в мире месторождение наждачного камня.

В целом десятка основных полезных ископаемых Греции выглядит следующим образом:

  1. Бокситы
  2. Бариты
  3. Железная руда
  4. Золото
  5. Кобальт
  6. Марганцевая руда
  7. Никель
  8. Медь
  9. Нефть
  10. Мрамор.

Еще одно минеральное богатство Греции, о котором нельзя не упомянуть – это бокситы. По запасам этого ценного для алюминиевой промышленности сырья страна занимает одно из первых мест в Европе. Месторождения бокситов расположены в центральной Греции, а также на севере страны (близ города Флорина).

Ларимна – «никелевая столица» Западной Европы

Вот уже 90 лет в Греции продолжается активная добыча никеля. В небольшом курортном городке под названием Ларимна находится крупный комбинат полного производственного цикла, принадлежащий корпорации Larco.

Из рудников, расположенных в окрестностях города, добывается никелевая руда. Определенная ее часть сразу же отгружается в порт и экспортируется, а остальная – идет на комбинат, где из нее производят ферроникель (сплав никеля с железом).

На сегодняшний день комбинат в Ларимне является крупнейшим в Западной Европе производителем ферроникеля. Его основал в 1963 году известный греческий магнат и промышленник Атансиадис Бодоссакис.

В заключение…

Греция – горная страна с живописными ландшафтами и древней историей. Горы занимают три четверти ее территории. И именно с ними связаны крупнейшие месторождения главных полезных ископаемых этой страны.

С древнейших времен в Греции добывали медь, серебро и мрамор. В одном из самых старых рудников мира, на греческом полуострове Аттика, и в наши дни ведется добыча серебряных и свинцовых руд. На сегодняшний день Греция входит в число крупнейших производителей бокситов и ферроникеля. Месторождения здесь хоть и не особо богаты, но весьма многочисленны.

Источник

Урок в 5 классе по теме «Природа и местонахождение Древней Греции».
план-конспект урока (история, 5 класс) на тему

Знакомство учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_5_klasse.docx 175.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе по теме

«Природа и местонахождение Древней Греции»

Форма урока: комбинированный урок (изучение нового материала с элементами практической работы).

Оборудование: учебник Вигасина А.А.; индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями её жителей, с древнейшим периодом греческой истории.

  1. развитие познавательного интереса, мышления, речи;
  2. воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;
  3. формирование навыка работы с исторической картой и историческими источниками.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника.

  1. беседа;
  2. работа с текстом учебника;
  3. постановка проблемного задания;
  4. описание;
  5. рассказ.
  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему: « Природа и местонахождение Древней Греции ».
  3. Географическое положение Древней Греции. Раздробленность Греции.
  4. Природные условия Древней Греции.
  5. Занятия населения.
  6. На Древнем Крите.
  7. Миф о Тесее и Минотавре.
  8. Закрепление.
  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда.
Мы начнём урок друзья.

— Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Учитель : Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История . Удачи вам и новых открытий!

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!».

О какой стране идёт речь?

Итак, наша новая тема «Природа и местонахождение Древней Греции».

  1. Воспользовавшись ключевыми словами, подумайте и скажите, какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке я хочу узнать…

Для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и посмотреть миф о Тесее и Минотавре.

В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания. В конце урока вы сможете оценить свою деятельность.

Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. Наши имена, науки, названия предметов — всё это дар, принесённый нам жителями Древней Греции.

Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далёкое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну — Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

Географическое положение Древней Греции. Откройте учебник на с. 112, внимательно изучите карту.

Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках, определите местоположение Древней Греции.

  1. На каком полуострове находится Греция?
  2. С каким полуостровом Греция граничит на востоке?
  3. Найдите на карте море, омывающее Грецию с запада.
  4. Водами, какого моря Греция омывается на востоке?

Ответ: Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке – Эгейским.

Оцените свою работу на данном этапе (в листах самооценки).

Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам.

А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции.

Источник

Вопросы о природе греции

В Греции, как и в странах древнего Востока, жаркий климат. Но в остальном природа Греции иная, нежели природа земледельческих стран древнего Востока. В Греции нет полноводных рек и потому невозможно орошение. Из-за скудных почв и засухи в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, поэтому преобладал мелкий рогатый скот и свиньи.

Греция — страна морская и горная. Как узнают учащиеся на данном и последующих уроках, здесь получили развитие ремесла (металлургия, изготовление шерстяных тканей, гончарство, каменное строительство, кораблестроение), мореплавание, добыча соли из морской воды, морская торговля.

В обоих рекомендованных ниже вариантах урок может быть целиком посвящен изучению нового материала.

Вариант I. Работа с цветными диапозитивами .«Культура Крита и Греции во II тысячелетии до н. э.». На уроке рассматривается древнейший период в истории Греции, связанный с расцветом эгейской цивилизации. По ходу работы с экраном учитель кратко характеризует природу Греции (более подробную характеристику учащиеся прочтут дома в учебнике).

Вариант II. Основное внимание уделяется природным условиям древней Греции и их влиянию на жизнь населения. Микенская культура в отличие от предшествующего варианта изучается либо в сжатой форме на уроке, либо учащимися дома по учебнику.

Учитель предлагает учащимся обосновать порядок изучения вопросов в новом разделе: «Подумайте, с чего мы начнем изучение истории древней Греции. Почему именно с названных вами вопросов? Покажите на примере из истории древнего Востока, что местоположение и природные условия страны влияли на жизнь ее населения».

План изучения: 1. Местоположение Греции. 2. Природные условия. 3. Микены и другие города Греции во II тысячелетии до н. э. 4. Переселение дорийцев и упадок культуры в Греции.

1. Учитель поведет учеников от знакомых им географических представлений к незнакомым. На карте «Древние государства мира» или физической карте полушарий он показывает Египет и Междуречье, предлагает назвать эти страны и описать их местоположение. После этого он показывает Грецию и определяет ее местоположение. Подчеркивается, что Греция расположена на Балканском полуострове, в Южной Европе. Это первая европейская страна, к изучению которой приступают учащиеся (Многие ученики все еще плохо разбираются в частях света. Поэтому, работая с картой учитель напоминает пятиклассникам взаиморасположение Европы, Азии и Африки). Затем учитель предлагает рассмотреть карту № 4 и соответствующую ей настенную карту «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».

Поскольку размеры Греции на картах «Древние государства мира» и «Древняя Греция в V в. до н. э.» различны, возможно задание: «Перед вами две карты: на одной Греция очень невелика, на другой она занимает чуть не всю карту. Подумайте, чем объяснить это различие». Учащиеся указывают на то, что различны масштабы карт.

После изучения вопроса учащимся предлагается показать на настенных картах Грецию и определить словами ее местоположение.

2. Задание: Выслушайте рассказ о природе древней Греции. Сравните природу Греции и Египта. В ходе объяснения учитель делает на доске краткие записи (памятку), в которых фиксируются важнейшие мысли (см. пособие, табл. 14).

Работая с картой «Древние государства мира, учитель предлагает сравнить местоположение относительно экватоpa Греции, Египта и местности, где проходит урок (например, Москвы). Учащиеся говорят, что ближе всего к экватору Египет. Однако учителю важнее подчеркнуть не различие в местоположении Египта и Греции, а сходство. Он отмечает, что Греция, подобно Египту, — южная страна. Зима здесь короткая и теплая, в году много знойных, жарких дней. В таблице делается запись: «обилие тепла».

Затем учитель сообщает, что дожди в Греции идут зимой, в остальное время года они редки. Учащимся известно, что в долине Нила осадки выпадают еще реже, однако здесь важно не различие, а сходство природных условий (в дальнейшем пойдет речь о засухе, постоянно угрожавшей греческим земледельцам). Делается запись: «дожди редки».

Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло громадную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Еще будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управлявший кораблем с помощью большого весла.

Задание: В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы? Обычно на уроке возникает необходимость поставить дополнительные вопросы: 1) Почему древнегреческие мореплаватели боялись штормов и бурь больше, чем моряки наших дней? 2) Почему греки могли заблудиться в открытом море? Почему этого не боятся современные моряки? 3) Почему греческие моряки вынуждены были часто приставать к берегу? (Корабль имел небольшие размеры и многочисленный экипаж: запасов воды и продовольствия надолго не хватало.)

Желательно, чтобы учащиеся запомнили названия морей, по которым плавали древние греки. Задания: 1. Определите название большого моря, воды которого со всех сторон омывают берега Греции. 2. Отдельные части Средиземного моря имеют самостоятельные названия. Определите по карте № 4, как называется часть Средиземного моря, расположенная к востоку от берегов Греции.

Учитель может рассказать миф, объясняющий происхождение названия Эгейского моря (Целесообразнее, однако, познакомить учащихся с этим мифом путем показа диафильма «Мифы древних греков» на следующем уроке).

— Некогда греческим городом Афины правил старый царь Эгей. В те времена Афины платили страшную дань царю острова Крит. (Афины и Крит учитель показывает на карте.) Каждые 9 лет на этот остров отправляли 7 юношей и 7 девушек. Там их пожирало страшное чудовище Минотавр, которое имело туловище человека и голову быка. Минотавр жил в огромном здании под названием «лабиринт». Здание имело тысячи комнат с длинными, извилистыми, перепутанными коридорами. Попав в лабиринт, никто не мог найти дорогу к выходу.

Сын царя Эгея, молодой и отважный Тесей, решил освободить Афины от ужасной дани и отправиться на Крит, чтобы сразиться с Минотавром. Узнав об этом, старый Эгей попросил сына: «На корабле в знак нашего горя, — сказал он,- стоит черный парус. Если тебе суждено победить Минотавра и избавить страну от унижения и позора, прикажи на обратном пути сменить черный парус на белый. »

Тесей прибыл на Крит, где познакомился с доброй и красивой дочерью царя Ариадной. Она полюбила Тесея и решила помочь ему. «Вот тебе клубок ниток, — сказала Ариадна, — когда войдешь в лабиринт, привяжи конец нитки к порогу и смело иди вперед. Разматывай клубок, не выпуская его из рук, а на обратном пути эта нить приведет тебя к выходу. Вот острый меч, он поможет тебе убить Минотавра». Тесей поступил именно так, как сказала Ариадна. Он победил в бою Минотавра, и освободил Афины от уплаты дани Криту. Но на радостях забыл Тесей выполнить просьбу отца. А старый Эгей часто выходил к морю и с высокой скалы всматривался в даль. Однажды он закричал: «Афиняне! Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса». «Мужайся, царь, — был ответ, — парус остался черным». Решив, что сын погиб, царь в отчаянии бросился вниз с крутого обрыва в море, которое,с тех пор называют Эгейским.

Рассматривается карта № 4. Древние греки научились пересекать Эгейское море, плывя от острова к острову. Уже более трех тысяч лет назад они заселили все его острова и западное побережье полуострова Малая Азия.

Записав на доске в правый столбец таблицы слово «море», учитель продолжает рассказ.

Греция-горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции — Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, и они верили, что там расположены дворцы богов. (В какой стране существовали сходные верования?)

В Греции мало плодородных земель, почвы скудные, поэтому участков, пригодных для хлебопашества, и пастбищ здесь немного. «Какие записи нужно сделать в таблице?» — спрашивает учитель. Выслушав ответы, он пишет: «горы», «почвы». Затем характеризует полезные ископаемые древней Греции, леса и животный мир (эти факты могут не фиксироваться в таблице).

В Греции было много полезных ископаемых: руды — железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея), и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы камня. Подробнее можно сказать о мраморе, поскольку он широко использовался в архитектуре и скульптуре.

— Видели ли вы мрамор? Где? Это очень красивый камень: он обладает разными оттенками — снежно-белым, розовым, желтоватым. Цвет мрамора не постоянный, он меняется в зависимости от погоды и освещения. Но в любую погоду и время суток мрамор имеет теплый, приятный для глаз цвет. Мрамор удобен для обработки: его можно пилить и сверлить, а если мрамор отполировать, он будет блестеть как зеркало.

Лесов в Греции мало; каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое-где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

Упоминание о хищных животных и змеях поможет учащимся на следующем уроке понять, что мифы о борьбе Геракла со сказочными чудовищами отражают многовековую борьбу греков с природой. В горах Греции в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот. Было много ядовитых змей.

В Греции нет полноводных рек, подобно Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке — не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40° в тени) — выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький ручеек течет по дну русла.

«Что следует записать в таблице?» Получив ответ, учитель делает последнюю запись («реки»). После чего он может предложить вопросы и задания:

1. В чем сходство и различие природных условий Греции и Египта? (Высказываясь, учащиеся пользуются таблицей на доске. Обычно они помнят природу Египта и способны дать развернутые ответы.) 2′. Предположите, как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства. 3. Каким занятиям она благоприятствовала в древности?

3. Изучение вопроса осуществляется путем чтения вслух учебника .(§ 23, п. 3). По ходу чтения следует показать на карте Пелопоннес и Микены. Рассматриваются рис. 1-4 (стр. 100).

На рис. 1 изображен вход в Микенскую крепость. Так называемые «львиные ворота» сложены из трех огромных каменных глыб (длина верхнего камня 5 м, толщина — 1 м). Над воротами треугольная плита с рельефным изображением двух львиц. Огромные хищники опираются передними лапами на основание колонны, головы их (они не сохранились) были обращены к входящим. Львицы как бы охраняли вход.

Содержание других рисунков раскрывается в соответствии с подписями к ним.

«Древнейшие государства греков,- говорит учитель,- погибли внезапно под ударами врагов (при раскопках обнаружены следы пожаров и разрушений)».

4. Вопрос о том, кем были разрушены Микены и другие древнейшие города Греции, также можно разобрать путем объяснительного чтения (§ 23, п. 4). Нужно подчеркнуть, что дорийцы жили родами и племенами.

В приведенном описании урока отсутствует характеристика трех частей Балканской Греции (§ 23, п. 2). Допустимо вообще здесь не касаться этого вопроса (обилие географических названий отвлечет учащихся от основных идей урока), в дальнейшем пятиклассники исподволь познакомятся с картой Греции и усвоят требуемые географические объекты. Но если учитель все же сочтет необходимым провести эту работу, целесообразнее всего проделать ее с помощью мелового контура Греции (см. пособие, рис. 18) (Контур рисуется на доске до урока от руки или с помощью трафарета из картона или фанеры). По ходу объяснения учитель делит картосхему Греции на части, делает надписи мелом: «Пелопоннес», «Фермопильский проход» и т. п. После работы с доской даются задания: «Покажите на карте «Древняя Греция» три части, на которые делится Греция. Как называется Южная Греция? Как можно было проехать по суше из Северной Греции в Южную?»

Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок
Рис. 18. Древняя Греция. Меловой рисунок

Источник

Природа Греции

Природа Греции

Греция – один из крупнейших туристических центров Европы и мира. И это связано не только с богатой историей и древнейшими памятниками архитектуры. Еще одним сокровищем Греции является ее удивительная природа. Страна находится на самом юге Европы, где ее практически со всех сторон окружают воды теплого Средиземного моря. Это и объясняет богатство природы Греции, разнообразие ее животного и растительного мира.

Рельеф и географическое положение

Территория Греции простирается в южной части Балканского полуострова. Ее площадь составляет почти 132 тыс. кв. км, причем 19% (25100 кв. км) приходится на острова, расположенные в Средиземном и Эгейском море. Этим и объясняются особенности географического положения и природы Греции.

Примерно 25% территории занимают горные массивы, высота которых колеблется в пределах 1200-1800 м. В центре материковой части простирается горная система Пинд, на западе – известняки, на севере – граниты и гнейсы с известняками, на востоке – нагорья. Наивысшей точкой является гора Олимп, высота которой составляет 2918 м.

Особенности рельефа и природы Греции также влияют на ее климатические характеристики. Для нее характерно сразу три типа климата – альпийский, средиземноморский и умеренный. Лето здесь сухое и жаркое с температурой воздуха +32 °C, зима – влажная и теплая с температурой воздуха +10 °C. Купальный сезон начинается на 2-3 неделе мая и длится до конца октября.

Чтобы оценить, какая красивая природа в Греции, лучше планировать путешествие на апрель-май. В это время растения в стране начинают зеленеть и цвести. В июле и августе температура воздуха достигает своего максимума, поэтому отдыхать лучше в прибрежных районах. Во время бархатного сезона, который приходится на сентябрь-октябрь, можно оценить красоту природы Греции, не мучаясь от жары.

Горный массив Олимп, Греция

Водные ресурсы

Протяженность береговой линии страны составляет 15 тыс. км. Большая ее часть омывается водами Средиземного, Эгейского, Ионического и Ливийского морей. Рельеф страны сильно изрезан, что способствовало образованию больших речных систем. Это также объясняет особенности природы Греции. Через нее протекают преимущественно короткие горные реки с крутым падением. Самой длинной из них является Альякмон (Вистрица), протяженность которой составляет 300 км. В число самых крупных и полноводных рек страны входят:

  • Морица, или Эврос (53846 кв. км);
  • Вардар, или Аксиос (25400 кв. км);
  • Струма, или Стримон (17000 кв. км);
  • Ахелоос, или Аспропоотамос (6329 кв. км);
  • Места, или Нестос (2767 кв. км).

Богатство и живописность природы у этих водоемов Греции зависит от сезона. Летом местные реки мелеют или полностью пересыхают, дождливой весной и зимой они становятся бурными и полноводными.

Изучить дикую природу Греции можно и у берегов ее многочисленных озер. В стране насчитывается больше 20 подобных водоемов, площадь которых достигает 100 кв. км. Самыми большими и глубокими из них считаются:

  • Трихонис (95 кв. км); (76 кв. км);
  • Вегоритис (73 кв. км).

В Греции имеется большое количество карстовых озер, которые питаются за счет подземных вод. Самым крупным из них считается озеро Янина (22 кв. км), расположенное в северо-западной части страны.

Растительный мир Греции

Для этой европейской страны характерна высокая плотность почвенно-растительного покрова. Это значит, что в одном часовом поясе наблюдается сразу несколько типов почв. При этом равнинная часть более плодородная. Примерно 25% растительной природы Греции отведены под кустарники, 19% заняты лесами, а оставшаяся часть приходится на сельскохозяйственные угодья. Чтобы использовать землю для выращивания разных культур, греки вырубили почти весь лес, покрывавший горные склоны.

Основу растительного мира Греции составляют:

  • вечнозеленые шибляк и маквис;
  • лиственная фригана;
  • мастиковая фисташка;
  • вечнозеленые дубы;
  • кипарисы;
  • сосны;
  • платаны.

В стране часто используется понятие «вечнозеленый пояс», в котором произрастает преимущественно культурная растительность. Ее основой служит маслина (олива), давно ставшая символом природы и культуры Греции. Не менее распространены в стране грецкие орехи, которых называют «желудями богов». Они растут на деревьях с пышной и раскидистой кроной, достигающей в высоту 30 м.

Оливковая роща в Греции

Животный мир Греции

Из-за того, что в стране сохранилось мало лесов, ее фауна бедна млекопитающими. Олени и другие крупные представители дикой природы Греции почти полностью истреблены. В Пинде и горной местности, простирающейся вдоль границы с Болгарией, встречаются горные козлы и бурые медведи, а в более отдаленных лесах – волки. Основными представителями дикой природы Греции являются:

  • кролики и зайцы;
  • критские дикие козлы;
  • европейские медведи;
  • лани и косули;
  • дикие кабаны;
  • каменные куницы.

Наиболее многочислен отряд грызунов, в который входят летучие мыши, землеройки, кроты и ежи. Отдыхая в лесистой местности, можно встретить сухопутных черепах, ящериц и змей.

Благодаря особенностям географического положения и природы в Греции гнездится множество видов птиц. Во внутренних областях обитают перепела, куропатки, удоды, коршуны, орлы и черные грифы. На морском побережье можно встретить зимородков, кудрявых пеликанов, аистов, бакланов и чаек.

Эндемичными видами животных считаются тюлень-монах и средиземноморская морская черепаха. На Крите зарегистрировано 120 видов моллюсков. Из них 77 видов обитают только на этой территории.

Представитель дикой природы Греции

Экологический туризм в Греции

Исторические и архитектурные памятники – не единственное, чем привлекательна эта европейская страна. Всё больше иностранных путешественников интересуется экотуризмом и задается вопросом, где самая красивая природа в Греции. Итак, в число самых живописных мест входят:

  1. Ущелье Самарья. Один из самых известных памятников природы Греции находится в Белых горах на юго-востоке Крита. Во время пеших туров можно не только полюбоваться живописными горными пейзажами, но и встретить эндемичных критских козлов кри-кри.
  2. Подземное озеро Мелиссани. Водоем, расположенный в пещере недалеко от города Сами, считается одним из самых красивых природных объектов страны. Он был образован примерно 20 тыс. лет назад, а сейчас наполнен прозрачной голубой смесью из морской и пресной воды. Подземное озеро Мелиссани, Греция
  3. Халкидики. Этот полуостров омывают воды Эгейского моря. Он имеет форму трезубца, который образуют полуострова Кассандра, Афон и Ситония. В отличие от соседних островов, полуостров Халкидики в Греции отличается богатой природой. Он утопает в яркой зелени и окружен спокойным морем, в котором созданы отличные условия для занятия дайвингом и сноркелингом.
  4. Метеоры. Этот памятник природы в Греции, фото которого представлено ниже, представляет собой скалы, образованные примерно 60 млн лет назад. В древности на вершине скал было построено 22-24 монастыря, из которых действующими остаются лишь шесть (4 мужских, 2 женских). Скалы Метеоры, Греция
  5. Корфу. Один из самых красивых греческих островов известен зелеными лесами, апельсиновыми садами и оливковыми рощами. Здесь можно не только отдохнуть на чистом пляже с бирюзовой водой, но также изучить уникальную архитектуру или посетить небольшие деревни, уютно расположившиеся посреди зеленых долин.

Природоохранные территории Греции

Территория страны сильно раздроблена, поэтому на ней имеется большое количество разных экосистем. Примерно 5% береговой линии приходится на водно-болотную местность. По этой причине большая часть населения проживает в крупных городах, которые отдалены от берега не менее чем на 2 км. Это создает большую нагрузку на природу Греции. Для поддержания экологически-чувствительных регионов в стране открыто множество биорезерватов.

В Греции зарегистрированы следующие парки природы национального значения:

  • Пресла (51,02 кв. км);
  • Лефка-Ори (47,52 кв. км);
  • Олимп (40 кв. км);
  • Парнита (39,5 кв. км); (37,06 кв. км);
  • Эта (34,68 кв. км);
  • Викос-Аоос (32,38 кв. км);
  • Пинд (31,54 кв. км);
  • Энос (28,31 кв. км); (6,22 кв. км).

Морские парки Закинфа и Алонисос также имеют национальное значение. В соответствии с критериями Международного союза охраны природы (МСОП) им присвоен статус заказников. Это значит, что рыбалка на их территории запрещена.

Источник



Природа Греции и занятия древних греков

Цель: способствовать созданию собственного представления о древнейшем периоде греческой истории на основе работы с разными видами источников: исторической картой, учебником, дополнительной информацией.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории; активизировать известные школьникам знания по истории Древнего Востока и Азии; в процессе работы продолжить знакомство с картой, формировать у ребят умения читать карту, анализировать ее содержание.
  • Развивающие: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи, развивать умение отвечать на поставленные вопросы по существу.
  • Воспитательные : подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей;

Планируемые результаты:

Личностные – формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

Предметные – определять на карте местоположения Древней Греции, природные и климатические условия, сравнивать данные с ранее изученными государствами.

Формируемые УУД :

Регулятивные: учащийся научится:

  • использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, дополнительные источники;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных ориентиров.

Коммуникативные: учащийся научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её в сотрудничестве
  • работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

Познавательные: учащийся научится:

  • обобщать понятия:
  • осуществлять сравнение.

Оборудование: учебник «История Древнего мира» Т.П. Андреевская изд. «Вентана-Граф», презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

Основные понятия: античный, Эллада, эллины.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

– Улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Кто из нас сейчас не мечтает о путешествиях – новые страны, острова, земли, города. А в древности люди тоже путешествовали. Вот перед вами страница из дневника одного древнего мореплавателя. Весь текст не сохранился, время сделало свое дело, но остались отрывки. «Я родом из города Тир . …… Сегодня наш корабль ……… Это страна морских людей , не похожая на мою родину ..… Крутые обрывистые склоны гор …… Нет рек ….. Здесь нет наших лесов …… Жара . Их боги живут на горе …. Приехали ……. на олимпийские игры . Спарта и Афина – это города …» Жаль, но на этом текст обрывается. Обсудите в группах вопросы

– Из какой страны мореплаватель.

– О какой стране он пишет в своем дневнике? Почему?

– Как вы думаете, о какой стране мы сегодня будем говорить?

Что вы знаете об этой стране?

Учащиеся дают свои предположения и аргументируют их.

Ответы: Финикия, Греция

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1) У вас на парте находятся рабочие листы. Выполните задание 1.

Соотнести сведения, характерные для Китая и Греции (комментарий для тех, кто не поймет задание – поставить знак «+» в колонку той страны, для которой сведение будет правильным)(Приложение 1)

2) Выявление места и причины затруднения.

  1. Вы справились с заданием?
  2. С какой частью работы вы легко справились?
  3. Где возникли затруднения?
  4. Что необходимо для выполнения задания?

3) Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Мы познакомились с историей древнейших государств на северо-востоке Африки и в Азии. Назовём их. Более 3,5 тысяч лет назад первые государства возникли и в Европе.

Сегодня мы приступаем к изучению первой европейской страны, существующей и сегодня, цивилизации, которая дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись и науку, Олимпийские игры . Историю Древней Греции называют античной историей. В переводе с латинского слово «античность» означает древность.

Посмотрите на следующий слайд и назовите тему нашего урока

Тема нашего урока «Природа Греции и занятия древних греков»

Проблемный вопрос: почему первые государства в Европе возникли в Греции?

Что нам предстоит сегодня узнать на уроке?

Чтобы найти необходимую информацию, надо воспользоваться учебником и составить план действий. Составляем план:

  1. Географическое положение Древней Греции.
  2. Природные и климатические условия.
  3. Занятия жителей.

Поощрение за полный ответ – талантом. Это денежная единица в Древней Греции. Талантом в древней Греции измеряли самое ценное.

Работают по таблице

  1. (Частично).
  2. (С той, что касается древнего Китая)
  3. (В определении сведений для Греции:
  4. (Во-первых, знания по темам Древний Китай и Древняя Греция, во-вторых, понимание и умение выполнять задания на соотнесение)

Определяют тему урока

Записывают в тетрадь тему урока

Выяснить географическое положение, природные и климатические условия Древней Греции, занятия ее жителей

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Греции.

1. Предлагаю вам поработать с картой на с. 114 учебника, п. 1 и выполнить задание №2 в рабочем листе.

– В какой части света находится Греция?

– На каком п-ове находится Греция?

– Какими морями омывается: с юга, с запада и востока?

– На какие части делится Греция?

Итак, подведем итог. Греция – страна на юге Европы, расположенная на балканском полуострове.

– А кто мне скажет, как греки называли свою страну?

Эллада. А сами греки называли себя эллинами. Это название происходит от имени царя Эллина, которого греки считали своим родоначальником.

Следующий этап нашего урока – природные условия. Для этого разделимся на 4 группы.

2. Работа в группах

Каждая группа получает документ и к нему вопросы. Прочитав документ, группа должна ответить на вопросы и выявить особенность природы Греции.

Сейчас нам необходим небольшой отдых.

Давай встанем, мысленно пойдем к горе Олимп и поднимемся на гору. Остановились. Выпрями плечи. Мы, наслаждаемся горным, чистым воздухом. Север прямо перед нами, юг сзади нас. Посмотри на восток, там, где восходит солнце – правая сторона, подняли руки, а теперь медленно повернемся на запад, где заходит солнце – левая сторона, опустили руки, встали в исходное положение опусти голову вниз. Там внизу горы остались наши страхи, неуверенность, болезни, плохое настроение. Стряхнули все негативное. А теперь, посмотри наверх, и закрой глаза, подними руки вверх, давай окунемся в энергию неба, солнца. Развивай в себе воображение. Почувствуй, как лучи солнца согревают нас, наполняют наше тело теплом, здоровьем, спокойствием.

Почувствуй в себе внутреннюю силу, уверенность. Мы чувствуем себя бодрым, отдохнувшим, открывай глаза. Пора возвращаться, садись, продолжаем работать.

Выступление групп

Итог: В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц. На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения – виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос – были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб.

А сейчас выполним задание 3 в рабочем листе

Приём «Верю – не верю».
– Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы «+» или «-». (Приложение 1)

Источник

Читайте также:  Вопросы для выявления потребностей примеры