Понятие и определение источника права Виды источников права

Урок 26. Источники права

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Форма права – внешняя форма выражения права.

Правовой обычай – исторически первая форма права.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Нормативно — правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Источник

Понятие и определение источника права. Виды источников права

Термин «источник права» появился достаточно давно, его корни нужно искать в Древнеримском праве. Специалисты утверждают, что впервые «источник права» стал использовать древнеримский историк Тит Ливий в труде «История Рима от основания города». Названный историк обозначил термином «источник права» Законы 12 таблиц.

Термин «источник права» понимается в нескольких значениях:

— источник права в материальном смысле слова – подразумеваются реальные жизненные отношения, которые, в конечном счете обуславливают появление норм права их регулирующих 3 крупные сферы обществ. отношений:

1. Отношение собственности;

2. Отношения, связанные с организацией власти и управления;

3. Отношения, связанные с охраной собственности и власти).

— источник права понимается в идеологическом смысле – те идеи, концепции, которые лежат в основе законодательных актов.

— источник права в формально юридическом смысле слова – понимают внешние формы выражения и закрепления норм права — внешняя оболочка, где отдельные правовые положения или нормы права.

Виды источников права:

Правовой обычай – правило поведения людей, которое сложилось на протяжении длительного времени и которое регулирует отношения людей. Правовой обычай одобряется, защищается государством. Степень распространенности правого обычая не одинаков. В многих странах Африки – как источник права. Обычай используется в международных отношениях и в деловых.

Правовой прецедент – случай, который имел место в правовой сфере. Различают 2 вида: административные (в управленческой сфере) и судебные (решение суда по конкретному делу, которое становится образцом при разрешении аналогичных дел в будущем). Родиной судебного прецедента является Англия – устанавливается устойчивая судебная система.

Правовая доктрина – система взглядов. Эволюция правовой доктрины связана с возникновением и развитием юридической науки. Сформировалась как источник права в Древнем Риме. В 5-м веке н.э. был принят закон «О цитировании», согласно которому при разрешении юридических дел можно было ссылаться на труды пяти знаменитых римских юристов: Гай, Павел, Попиниан, Ульпиан, Модестин. В Италии возникает школа Глассаторов. Глоссы – замечания, комментарии. У нас в настоящее время правовая доктрина не используется, но косвенно используется в Конституционном суде.

Договор нормативного содержания – соглашение 2-х и более сторон о взаимных правах и обязанностях. Используется в наибольшей мере в международном праве, соглашениях.

Нормативный правовой акт – официальный документ, установленной формы, изданный компетентным органом и содержащий нормы права. Обладает рядом преимуществ: хорошо известен автор, НПА издается в письменной форме, НПА может быть относительно легко отменен, измене, дополнен.

Религиозные нормы – связь с религией права одна из закономерностей права (в древнейшие и средние века). Постепенно право освобождается от религиозной опеки, но не во всех государствах. В некоторых регионах и странах религиозные нормы имеют главенствующую роль – Ватикан, мусульманские государства. В соответствии с религиозными нормами закреплены праздники.

Читайте также:  Части речи Соотнесение слов названий вопросов на которые они отвечают с частями речи

Понятие, признаки и определение нормы права.

Нор­ма права — это первоначальный, основной элемент содержания пра­ва. Поэтому в ней выражены, прежде всего, основные черты содер­жания всего права в целом. Эти черты применительно к отдельной норме права сводятся к следующему: нормы права относятся к числу социальных норм, т. е. пра­вил поведения людей в их взаимных отношениях между собой (в общественных отношениях).

Социальная норма регулирования – это упорядочение поведение людей в различных сферах жизнедеятельности с помощью технических и социальных норм.

Техническая норма — правило обращения людей с орудиями труда и предметами природы.

Социальная норма — правило поведения, связан­ное с регулированием общественных отношений.

К социальным нормам относятся:

— религиозные нормы, обычаи, традиции;

Особенностями социальных норм является то, что, все связаны с людьми и регулируют отношение между ними.

Правовая норма это формально определенное, общеобязательное правило поведения субъекта права, охраняемое и защищаемое государством.

Признаки правовых норм:

1. Общеобязательность. Поскольку право предназначено для установления и под­держания единого порядка в обществе (для всех граждан и органи­заций страны), то каждой норме права присуще качество общеобя­зательного правила: они обязательны для всех, кого по-своему со­держанию прямо или косвенно касаются предписания данных норм.

2. Исходят от государства или санкционируются им. Нормы права, в отличие от других социальных норм, уста­навливаются либо санкционируются (т. е. допускаются, подтвер­ждаются), а также охраняются от нарушения их кем бы то ни было государством, осуществляющим контроль за соблюдением правовых норм и, в надлежащих случаях, — применением преду­смотренных законом мер принуждения за правонарушения.

3. Формальная определённость. Правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм также признаком формальной определенности. Будучи государст­венным установлением, нормы права вырабатываются на основе обобщения тех или иных «казусов», т. е. конкретных случаев, подлежащих регулированию. В отличие от этого нормы морали выражают оценку тех или иных общих принципов поведения; нормы обычая — главным образом те или иные устоявшиеся тра­диционные формы общения, запреты или дозволения, обряды и т. п., применение которых имеет очень широкий диапазон.

4. Неоднократность действия (закон о выборах рассчитан не на одну избирательную компанию).

5. Системность (тесная связь с другими нормами).

Классиф-я и виды норм права.

Как и всякое множество, правовые нормы могут быть подразделены на определенные разновидности. По месту и роли в правовом регулировании нормы делятся на 2 группы: исходные и нормы предписания. В свою очередь эти группы классифицируются на подгруппы.

Исходные нормы – непосредственно указания на права и обязанности не содержат. Они, как бы являются вспомогательными с одной стороны для норм предписаний, а с другой стороны с них начинается процесс правового регулирования. Группа, исходные нормы в свою очередь делится на: нормы-принципы (нормы, в которых определяются основные идеи, которые берутся в основу правового регулирования – чаще всего помещаются в начале текста закона), дефинитивные (в этих нормах содержатся определения различных юридических терминов – пример, понятие юр. Лица в ГК), оперативные (нормы, которые регулируют порядок вступления в силу и порядок прекращения действия норм права – вступление в силу НПА), коллизионные (регулируют способы разрешения противоречий между нормами права) нормы.

Нормы предписания могут быть классифицированы по различным критериям:

1. По характеру правовых предписаний :

— управомочивающие – предоставляют право субъектам правовых отношений;

— обязывающие – возлагают обязанности;

— запрещающие – запрет на совершение каких-либо действий.

2. По методу правового регулирования :

— императивные – в которых содержатся указания поступать только так и не иначе (большое количество в адм., угол., и т.п. праве);

— диспозитивные – в которых всегда содержатся нормы выбора того или иного варианта поведения.

3. По отраслям права :

— нормы гражданского права;

— нормы трудового, финансового и т.д.

4. По сферам правового регулирования :

— материальные – нормы, предоставляющие право и возлагающие обязанности на участников общественных отношений;

— процессуальные – нормы, регулирующие порядок и способы защиты и реализации материальных прав и обязанностей.

5. По времени действия :

— постоянные – известно начало действия;

— временные – нормы, в отношении которых известно начало их вступления в силу и окончание их действия (З-н о бюджете).

Большинство норм относится к постоянным.

Структура норм права.

Структура нормы права включает три элемента:

1) гипотеза – часть нормы права, в которой содержится указание на условия действия нормы (если имеют место такие-то обстоятельства или при наступлении);

2) диспозиция — «сердцевина» нормы права, часть нормы права, в которой содержится само правило поведения субъекта права;

3) санкция – содержит указание на неблагоприятные последствия, которые наступают для субъектов в случае нарушения правовых предписаний.

Каждый из элементов нормы права встречается в различных вариантах:

— Гипотеза – простая и сложная.

— Диспозиция – относительные определенные (указывает границы поведения) и абсолютно определенные (только так и не иначе).

— Санкции – альтернативные (указание на две санкции (или)), относительно определенные (верх. И ниж. предел), абсолютно определенные.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник».

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

Виды

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

Читайте также:  Создание Секретного комитета и его деятельность по крестьянскому вопросу

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье(англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

  • нормативный правовой акт;
    • основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты);
    • закон;
    • подзаконный нормативный правовой акт;

    Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

    Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

    Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

    Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

    По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

    Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

    Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. Существенным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.

    Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами. Также международные договоры могут быть классифицированы на:

    • А) Договоры между государствами
    • Б) Договоры между правительствами государств
    • В) Межведомственные договоры государств

    В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

    Правовой прецедент (от лат. praecedens , родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешённому в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

    В настоящее время этот источник права применяется в Англии, США, Канаде, Австралии и т. д. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых извлекаются юридические (судебные) прецеденты. Судебные решения во всем мире обладают авторитетом, а обобщение судебной практики высшей судебной инстанцией страны может оказывать позитивное влияние на право- реализацию. В отдельных странах такое положение судебной практики закреплено в законодательстве. Однако вне пределов указанных стран, где действует прецедентное право, решения судебных инстанций не выступают в роли источников права.

    Для юридического прецедента как источника права характерны казуистичность, множественность, противоречивость, гибкость.

    Правовой обычай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

    Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

    Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

    Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить «обычаи делового оборота» и другие обычаи, «обыкновения» и «заведённый порядок»), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

    Правовой обычай — это сложившееся и ставшее обязательным правило поведения в результате многократного и единообразного повторения в определенной сфере деятельности.

    Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

    Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

    По общему правилу любая доктрина делится на официальную, создаваемую на национальном уровне или наднациональном (например — экспертные заключения), и научную, создаваемую в университетах и иных профессорских объединениях.

    Как и богословские доктрины, правовая доктрина, как правило, подкреплена авторитетом традиции.

    Правовая доктрина — считалась и считается в течение длительного времени характерным источником права для англо-саксонской правовой семьи.

    Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

    С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

    Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

    Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

    Источник

    

    Тема 18. Вопросы понятия и определения источников права

    Нормативно-правовой акт как основной источник права в совре­менной России.

    Список использованной литературы.

    Методические указания

    Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, ее практи­ческую значимость, определить круг источников, позволяющих раскрыть вопросы, обозначенные в плане.

    При рассмотрении первого вопроса следует сформулировать понятие источника права и многообразие подходов к его пониманию. Материаль­ные источники права. Источники познания права. Источники права в идеальном смысле. Юридические источники права. Проанализировать соотношение категорий «форма» и «источник» права, охарактеризовать сущность широкого и узкого подходов к пониманию источника права.

    При рассмотрении второго вопроса следует определить понятие юридических источников права и дать их краткую характеристику. Ре­комендуется акцентировать внимание на исследовании в качестве ис­точников права правовых обычаев, правовых прецедентов, норматив­но-правовых договоров и нормативно-правовых актов.

    При рассмотрении третьего вопроса следует определить понятие нормативно-правового акта и раскрыть его основные признаки. Дать классификацию нормативно-правовых актов по различным основани­ям. Определить их место в системе источников российского права.

    В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы, в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

    Алексеев С.С. Философия права. — М.: Изд-во НОРМА, 1997

    Бабаев В.К. Теория государства и права. – М.: Изд-во Юрист 2003.

    Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Изд-во Омега –Л, 2009

    Комаров С.А. Общая теория государства иправа. – М.: Изд-во Питер Пресс, 2008.

    Лазарчук В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Изд-во Юрайт, 2010

    Марченко А.В. Теория государства и права. – М.: Изд-во Кнорус, 2007

    Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Изд-во Проспект, 2007.

    Нерсесянц В.С. . Общая теория права и государства. – М.: Изд-во НОРМА-ИНФРА — М, 2000.

    Пиголкин А.С., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. – М.: Изд-во Юрайт, 2007.

    Певцова Е.А. Общая теория права и государства. – М.: Изд-во Издательский дом центросоюза, 2010.

    Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубе­же веков: проблемы и перспективы // Правоведение. — 2000. — № 3.

    Радько Т.Н. Теория государства и права. – М.: Изд-во Проспект, 2011.

    Хропанюк В.Н Теория государства и права. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010.

    Червонюк В.И. Теория государства и права. – М.: Изд-во Инфра-М, 2007.

    Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. — М., 1987.

    Богдановская И.Ю. Прецедентное право. — М.: Наука, 1993.

    Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных норма­тивных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Го­сударство и право. — 1995. — № 5. — С. 30-38.

    Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Фе­дерации: краткий аналитический обзор // Государство и право. — 1996. — № 11. -С. 98-104.

    Зивс Л.С. Источники права. — М.: Наука, 1981.

    Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. — 1982. — № 3.

    Источники права. — М., 1985.

    Калинин А.Ю., Комаров С.А Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. — 2000. — № 6. — С. 3-10.

    Конституция. Закон. Подзаконные акты. — М., 1994.

    Кросс Р. Прецедент в английском праве. — М., 1985.

    Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица мест­ного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. — 2000. — № 2. — С. 41-51.

    Муромцев Г.Н. Источники права // Правоведение. — 1992. — № 2.

    Муромцев Г.Н Источники права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — Гл. 6.

    Мэн Г.С. Древний закон и обычай. — М., 1984.

    Порядок опубликования и вступления в силу нормативных право­вых актов: Сб. нормативных правовых актов. — М., 1996.

    Супатаев М.А Обычное право в странах Восточной Африки. — М., 1984.

    Судебная практика как источник права. — М., 1997.

    Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-прак­тическое и справочное пособие. — М., 1999.

    Федеральный закон о нормативно-правовых актах Российской Фе­дерации (проект) // Закон: создание и толкование. — М.: Спарк, 1998. — С. 215-241.

    Тихомиров Ю.А. Теория закона. — М., 1982.

    Тихомиров ЮА Публичное право. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — Гл. 6, § 2.

    Тихомиров Ю.А Курс сравнительного правоведения. — М.: Изд-во НОРМА, 1996. — Гл. 4, § 3.

    Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

    Источник