Порядок проведения внеплановой проверки

Порядок проведения внеплановой проверки

Как правило, проверки контрольными и надзорными органами планируются заранее. Однако, бывают случаи, когда возникает необходимость в проведении проверки вне плана, не запланировано. По каким основаниям и как проводится такие проверки, давайте разбираться.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат сопроводит любую внеплановую проверку организации или индивидуального предпринимателя со стороны государственных органов

Основания для проведения внеплановой проверки

Основания для того, чтобы была проведена внеплановая проверка, могут быть следующими:

  1. если истек срок исполнения юрлицом, ИП предписания, которое было выдано для устранения нарушений
  2. в случае поступления в орган госконтроля (надзора) заявления от юрлица или ИП о получении спецразрешения (лицензии) на осуществление отдельных направлений деятельности или разрешения (согласования) на то, чтобы осуществлять иные юридически значимые действия, если проведение проверки предусмотрено соответствующими правилами
  3. если проводились мероприятия по контролю и выявились параметры деятельности юрлица, ИП, которые являются основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положением о виде федерального госконтроля (надзора)
  4. в случае издания приказа (распоряжения) руководителем органа госконтроля (надзора) в определенных случаях, например, на основании требования прокурора, часто по результатом прокурорской проверки предприятия
  5. если имеется мотивированное представление должностного лица по результатам анализа контрольных мероприятий, рассмотрения или предварительной проверки обращений, заявлений, информации, которые поступили в органы контроля, о таких фактах, как:
  • возникновения угрозы того, что будет причинен вред жизни или здоровью людей, вред животному миру, отдельным растениям, окружающей среде в целом, объектам культурного наследия, музейным предметам, ценным документам, а также угрозы ЧС природного и техногенного характера
  • если причинен вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде и др. объектам, указанным в п. «б», а также возникла ЧС
  • в случае нарушения прав потребителей (при этом заявитель должен сначала обратиться за защитой своих прав к юрлицу, ИП и только если обращение не будет рассмотрено, то будет проводиться проверка)
  • в случае нарушения требований к маркировке товара

Уведомление о проведении внеплановой проверки

Порядок проведения внеплановой проверки

По общему правилу, о том, что будет проводиться внеплановая выездная проверка юрлицо, ИП должны быть уведомлены не менее чем за 24 часа. Уведомление может быть направлено любым доступным способом, в том числе, направлено по электронной почте.

Однако, не во всех случаях требуется предварительное уведомление юрлица, ИП о проведении внеплановой выездной проверки. Например, такое уведомление не направляется, если проверка проводится, в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан.

Таким образом, уведомление или не уведомление о проведении проверки зависит от оснований ее проведения.

Порядок проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.

Документарная проверка проводится на основании документов по месту, где находится проверяющий орган. У проверяемого юрлица, ИП могут запрашиваться дополнительные документы, письменные пояснения.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юрлица, ИП и порядок ее проведения более интересен, проверяемым лицам, и заключается он в следующем:

  1. начинается проверка с того, что проверяющими должностными лицами предъявляются служебные удостоверения, руководитель или иное должностное лицо проверяемого субъекта знакомится с приказом (распоряжением) о назначении внеплановой выездной проверки, с полномочиями лиц, которые проводят проверку, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки. Кроме того, руководитель должен быть ознакомлен с тем, какие виды мероприятий по контролю и в каком объеме будут проводиться, кто входит в состав экспертов, каковы сроки и условия проведения проверки
  2. Представитель проверяемой организации, ИП обязаны предоставить проверяющим необходимые для проведения проверки документы, обеспечить доступ на территорию, в помещения, к объектам, с учетом того, что проверяется в ходе проверки
  3. После проведения проверки проверяющими должен быть составлен акт и вручен, проверяемому юрлицу, ИП

Сроки внепланового проведения проверки

Общее правило, касающееся сроков проведения внеплановой проверки, говорит о том, что такой срок не должен превышать 20 рабочих дней.

В отдельных случаях Правительством РФ могут быть установлены сокращенные сроки проведения внеплановых проверок.

Таким образом, в отношении внеплановых проверок законом установлен один срок, в который они должны проводиться.

При этом, если юрлицо осуществляет деятельность на территории нескольких субъектов, то срок проверки устанавливается по каждому филиалу, представительству, подразделению отдельно, но при этом общий срок проверки не может быть более 60 рабочих дней.

Нарушения при проведении внеплановой проверки

Поскольку не все уполномоченные лица, осуществляющие внеплановые проверки, могут иметь хороший опыт в их проведении или не всегда трактуют закон правильно, то со стороны проверяющих могут быть допущены нарушения. Такими нарушениями могут быть:

  • не уведомление в установленный срок о проведении внеплановой проверки
  • не предъявление удостоверений и иных документов, связанных с проверкой руководителю организации, ИП
  • затребование документов, которые не относятся к предмету проверки
  • нарушение сроков проведения проверки
  • нарушение сроков составления и предъявления акта по результатам проверки
  • иные нарушения

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про оспаривание внеплановой проверки, а также смотрите видео о нашей организации

Адвокат по сопровождению проверок в Екатеринбурге

Если Вы никогда не сталкивались с внеплановыми проверками или же имеете отрицательный опыт таких проверок, тогда Вам следует как можно быстрее привлечь к сопровождению внеплановой проверки адвоката.

Наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» знают отлично положения закона, посвященного защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля, знают, как действовать в случае нарушения Ваших прав проверяющими лицами.

Наши адвокаты:

  1. проконсультируют по вопросам проведения внеплановых проверок
  2. изучат документы, касающиеся проведенной или проводимой у Вас проверки
  3. могут участвовать в общении с проверяющими лицами в ходе проверки
  4. подготовят возражения на акт, а при необходимости оспорят результаты проверки
  5. будут представлять интересы доверителя в судебных органах

Спектр юридических услуг нашего адвокатского бюро достаточно большой, поскольку у нас работают адвокаты и юристы, специализирующиеся, в том числе, на каких-то отдельных отраслях права. Указанный момент играет важную роль в защите прав наших доверителей, особенно в ходе внеплановых проверок.

Источник



Статья 16. Порядок оформления результатов проверки

1. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В акте проверки указываются:

1) дата, время и место составления акта проверки;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

Читайте также:  Ранняя Римская республика покорение Италии

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ часть 4 статьи 16 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ в часть 5 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

6. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.

7. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 8 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

9. В журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ в часть 10 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя (при наличии печати).

11. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ в часть 12 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

12. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.

<< Статья 15.
Ограничения при проведении проверки
Статья 16.1. >>
Контрольная закупка
Содержание
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при.
Читайте также:  Таблица результатов айкью теста значение

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Акты проверок

В любой компании периодически проводятся проверки. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Но, вне зависимости от вида проверок, мероприятия предполагают составление актов.

Законодательное обоснование

Составление акта определяется видом проверки, которая документируется:

  • Внутренние. Такие проверки выполняются представителями самой компании. Нужны они для оперативного устранения нарушений, которые могут повлечь за собой санкции. Форма актов обычно определяется внутренними нормами, принятыми в конкретной компании. К таким документам предъявляется относительно мало требований.
  • Внешние. Такие мероприятия выполняются госорганами: МВД, Роспотребнадзором и так далее. К внешним проверкам предъявляются крайне строгие требования. Они же предъявляются и к документации. Особенности оформления итогов проверки содержатся в статье 16 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП в рамках госконтроля» от 26 декабря 2008 года. Акт внешней проверки составляется по утвержденной форме. Если правила по составлению будут нарушены, компания сможет оспорить наложенные санкции.

ВАЖНО! Правила оформления акта о внутренней проверке рекомендуется зафиксировать в учетной политике фирмы. Именно на основании этой учетной политики будут составляться документы, сопровождающие мероприятие.

Акт о внешних проверках

Правила составления акта зафиксированы в статье 16 ФЗ №294. В пункте 1 статьи 16 указано, что по итогам проверки нужно составить акт в 2 экземплярах. Его форма утверждается Правительством РФ. Согласно пункту 2, в документе должны содержаться эти сведения:

  • Дата и место создания документа.
  • Название госоргана, который проводит проверку.
  • Номер приказа или распоряжения, на основании которого проводится мероприятие.
  • ФИО должностных лиц, ответственных за проверку.
  • Наименование проверяемого лица.
  • Дата и время мероприятия.
  • Данные об итогах проверки.
  • Информация об обнаруженных, в ходе мероприятия, нарушениях.
  • Информация об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом.
  • Подписи лиц, которые проводили мероприятие.

Акт – это не единственный документ, фиксирующий итоги проверки. К нему нужно приложить ряд бумаг: протоколы об отборе образцов, пробы, заключения специалистов, экспертизы и прочее. Эти документы подтверждают сведения, изложенные в акте.

Акт создается сразу после окончания процедуры проверки. Документ составляется в двух экземплярах. Один из экземпляров передается представителю фирмы. Иногда, для оформления акта, требуются дополнительные документы: заключения экспертов, результаты проведенных исследований и так далее. В этом случае акт проверок составляется в течение 3 суток с даты завершения контрольных процедур.

Итоги проверок могут составлять государственную или коммерческую тайну. В этом случае требуется соблюдать требования, оговоренные в соответствующих законах РФ. ЮЛ и ИП имеют право создать журнал учета проверок. В него вносятся сведения о проведенных мероприятиях:

  • Название госоргана, проводящего проверку.
  • Дата начала и дата завершения мероприятия.
  • Основание для проведения.
  • Задача и предмет контрольного мероприятия.
  • ФИО должностных лиц, проводящих процедуру.

Если журнала учета нет, в акт нужно занести запись об этом.

К СВЕДЕНИЮ! Акт необходим для защиты прав ЮЛ или ИП. Он также нужен и представителям госоргана.

Акт о внутренних проверках

Внутренние проверки подразделяются на множество видов. К примеру, это следующие мероприятия:

  • Аудит.
  • Инвентаризация.
  • Служебная проверка в отношении сотрудника.
  • Проверка по факту несчастного случая на производстве, ЧП.

Нужно учитывать, что при инвентаризации и списании ценностей требуются отдельные формы актов. При всех остальных видах проверочных мероприятий составляется обычный акт проверки.

Акт должен оформляться комиссией. Последняя формируется на основании приказа руководителя компании. В комиссию должны входить ключевые специалисты фирмы. Сама проверка выполняется на основании распоряжения руководителя.

Акт издается на официальном бланке фирмы. В него обязательно нужно вписать название документа, время оформления. Рекомендуется зафиксировать также дату начала и завершения проверки. В документе отражается ФИО участников комиссии, их должности.

К СВЕДЕНИЮ! Акт составляется в рамках служебной проверки. На его сновании сотрудник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Источник

Внеплановая проверка

Предметом внеплановой проверки является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда – ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Что надо знать?

Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

  • закончился срок устранения нарушений по предыдущей проверке;
  • по требованию прокуратуры;
  • по обращению граждан.

Внеплановая проверка по согласованию с прокуратурой Только с согласия прокуратуры могут проводиться внеплановые проверки по следующим основаниям:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ч. 5 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Внеплановые проверки проводятся в виде документарных и выездных.

Документарная проверка Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля по присланным вами отчётным документам.

Если документы оформлены верно, и у проверяющей организации нет вопросов – вас не будут беспокоить. Если вопросы есть – вы получите официальный запрос на предоставление дополнительных сведений.

В этом случае вы обязаны представить копии запрашиваемых документов в течение 10 дней после получения распоряжения от проверяющей организации – ч.8 ст.11 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Проверяющие организации не имеют права требовать оригиналы документов или их нотариально заверенные копии – ч. 6 и 7 ст. 11 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Выездная проверка Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного или муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя или по месту фактического осуществления их деятельности – ч. 2 и 3 ст. 12 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Уведомление о проведении внеплановой проверки должно быть проведено не позднее, чем за двадцать четыре часа до её начала любым доступным способом – ч. 16 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В случае проведения внеплановой проверки, основанием которой послужила информация о возникновении угрозы и причинении вреда жизни и здоровью, угрозы и возникновении ЧС, нарушении прав потребителей, уведомление о проверке не требуется – ч. 17 ст. 10 того же ФЗ.

Частые вопросы

Какие документы должны представить проверяющие?

Перед началом проверки проверяющие обязаны предъявить свои удостоверения, копию приказа или распоряжения, в котором указаны пофамильно все, участвующие в проверке, и подробно расписан сам предмет проверки и сроки проведения – ч. 9 ст. 12 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Взимается ли плата за проведение проверок?

Нет. Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается – пп. 8 и 9 ст. 3 и ч. 3 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Подобные дела рассматриваются в суде.

Возможно ли обжаловать действия проверяющих?

Да, такая возможность закреплена законодательно – п. 4 ст. 21, ст. 23 и ч. 1 ст. 24 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Источник

Оформление результатов внеплановой проверки

В процессе своей хоз. деятельности каждая организация/ИП сталкивается с обязательными проверками надзорных органов. В помощь бизнесу был разработан журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя – типовой бланк утвержден Минэкономразвитием в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Какие именно данные отражаются в этом документе? Как регулируется порядок ведения журнала в компаниях? Ответим на все вопросы подробно.

Проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Точный регламент организации и проведения различных проверок юрлиц, ИП уполномоченными контрольными органами по государственному и муниципальному надзору утвержден в Законе № 294-ФЗ от 26.12.08 г. Этот нормативный документ регулирует правила осуществления плановых, внеплановых, документарных, выездных проверок, включая рейдовые (плановые) осмотры. Здесь установлены сроки проверок, ограничения по их организации, а также порядок оформления итоговых результатов контрольных мероприятий.

Одновременно в Законе № 294-ФЗ перечислены основные права юрлиц и предпринимателей во время контрольных действий надзорных органов. Согласно подп. 4 п. 3.1 стат. 1 сфера действия Закона не распространяется на налоговый контроль, проводимый по глав. 14 НК РФ. На практике эта норма интересна для тех предпринимателей, которые прекращают деятельность, – камеральная проверка ИП после закрытия будет проводиться не по требованиям Закона № 294-ФЗ, а в соответствии с налоговым законодательством. Прочие случаи неприменения Закона № 294-ФЗ указаны в п. 3, 3.1 стат. 1.

Виды проверок по Закону № 294-ФЗ:

  • Плановые – проводятся не чаще 1 раза в каждые 3 года на основании утвержденных ежегодно надзорных планов, которые должны быть направлены в органы прокуратуры до 1 сентября текущего года (п. 2, 3, 4 стат. 9 № 294-ФЗ). Основания для включения компании в план перечислены в п. 8 стат. 9 – это, к примеру, истечение 3-летнего срока со дня открытия бизнеса; завершение проведения последней проверки и т.д.
  • Внеплановые – проводятся на предмет проверки соблюдения законодательных требований при осуществлении деятельности по утвержденным основаниям (п. 1, 2 стат. 10 № 294-ФЗ).
  • Документарные – проводятся на предмет проверки информации в используемых в процессе деятельности документах юрлица/ИП (п. 1 стат. 11 № 294-ФЗ). С момента получения соответствующего запроса на предоставление в виде заверенных надлежащим образом копий документов компании отводится 10 дней – рабочих (п. 5, 6 стат. 11 № 294-ФЗ). Со стороны проверяющих органов истребование нотариального заверения документации запрещается (п. 7 стат. 11 № 294-ФЗ).
  • Выездные – проводятся в целях обширной проверки документации и деятельности хозяйствующего субъекта на предмет соответствиям законодательным требованиям (п. 1 стат. 12 № 294-ФЗ). Могут осуществляться как по адресу нахождения компании/ИП, так и по фактическому адресу деятельности (п. 2 стат. 12 № 294-ФЗ).

Обратите внимание! Максимальные сроки документарных и выездных проверок составляют 20 рабочих дней (п. 1 стат. 13 № 294-ФЗ). При этом для одного субъекта СМП установлен годовой лимит на общее число часов по плановым выездным мероприятиям – 50 ч; для микропредприятия – 15 ч (п. 2 стат. 13 № 294-ФЗ). Для определения времени проверки используется специальный журнал учета.

Журнал учета проверок ИП и юрлиц

Обязанность организации/ИП вести по утвержденной типовой форме журнал по учету проверок установлена в п. 8 стат. 16 Закона № 294-ФЗ. Бланк можно найти в Приказе № 141 от 30.04.09 г. Если компания не будет вести такой документ, на данный момент никаких мер ответственности не предусмотрено, то есть отсутствие журнала нарушением не считается. Но лучше все-таки организовать подобный учет, так как составление этой формы, прежде всего, защищает интересы предприятий и предпринимателей. Ведь без точного подсчета числа часов проверок в год сложнее доказать, что проведение новых контрольных мероприятий уже неправомерно.

Как же правильно формируется журнал? Записи в хронологическом порядке делают проверяющие – порядок внесения данных утвержден в п. 9 стат. 16 № 294-ФЗ. Журнал в обязательном порядке прошивается, страницы нумеруются, удостоверение проводится с помощью печати юрлица или ИП (при ее наличии у предпринимателя). Если в компании журнал не ведется, этот факт фиксируется в соответствующем акте проверки.

Какие данные отражаются в журнале (сведения по Приказу № 141):

  • Даты контрольного мероприятия – начало и завершение надзорной проверки.
  • Совокупное время контрольного мероприятия – по СМП и микропредприятиям данные приводят в часах; для всех прочих субъектов – в днях (рабочих).
  • Наименование надзорного органа (государственного или муниципального).
  • Номер и дата распорядительного документа на выполнение проверки.
  • Вид, предмет и цели проверки с обязательными ссылками на план или согласование.
  • Номер и дата заключительного акта о результатах, дата вручения его проверяемому субъекту.
  • Перечень выявленных при проверке нарушений с законодательными ссылками.
  • Реквизиты предписания на предмет устранения выявленных нарушений.
  • ФИО/должность уполномоченного проверяющего лица.
  • ФИО/должность эксперта (при его привлечении).
  • Личная подпись уполномоченного должностного лица.

Ведением журнала на предприятии/ИП может заниматься ответственный сотрудник, срок хранения ограничен 5 годами. Заполнение выполняют проверяющие органы в лице уполномоченного лица, который вносит записи «от руки». Заверяет документ непосредственный руководитель. Образец типовой формы журнала проверок – скачать здесь.

Источник