Приложение N 2 Инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел

Колокольцев заявил о значительной нехватке сотрудников

По словам министра, рост тяжких составов произошел преимущественно за счет увеличения посягательств с использованием IT-технологий. По другим наиболее опасным видам криминальных деяний, в том числе против личных и имущественных прав граждан, наблюдается устойчивая динамика снижения. Такая тенденция сохраняется уже на протяжении ряда лет.

Владимир Колокольцев подчеркнул, что поставленные перед министерством задачи решались в условиях возросших нагрузок, связанных, в том числе, со значительным некомплектом. Сегодня он составляет порядка семидесяти тысяч человек.

«В целях концентрации имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях деятельности продолжена корректировка структурного построения органов внутренних дел. Так, для обслуживания отдаленных и труднодоступных населенных пунктов в составе региональных управлений по контролю за оборотом наркотиков созданы межрайонные отделы. В двадцати шести субъектах перераспределена штатная численность следственных подразделений, что позволило оптимизировать нагрузку на сотрудников», — сообщил министр.

Вместе с тем, по словам Владимира Колокольцева, проблема вакансий крайне актуальна. Особенно для подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с населением. Прежде всего — патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции. Не менее остро стоит вопрос и по линии оперативного блока.

За счет внутреннего перераспределения бюджетных средств увеличены расходы на единовременные выплаты для приобретения или строительства жилья. Министр напомнил, что их общий объем составил около десяти миллиардов рублей. Проиндексированы денежное довольствие и пенсии.

Как сообщил Владимир Колокольцев, приоритетным направлением работы остается повышение доступности и качества государственных услуг. По линии ведомства они относятся к числу наиболее востребованных. Только по итогам прошлого года их предоставлено свыше восьмидесяти одного миллиона. Даже в условиях карантинных мер территориальные органы министерства не прекращали приема обращений от граждан. Доля заявлений, поданных в электронном виде, приблизилась к восьмидесяти процентам.

Эти мероприятия будут продолжены в рамках ведомственной программы цифровой трансформации на 2021-2023 годы. В том числе прорабатывается переход на выдачу удостоверяющих документов с электронным носителем и мобильного приложения к ним как для российских, так и для иностранных граждан.

Введение ограничений, связанных с пандемией, потребовало усиления контроля за миграционными процессами. При этом Россия стала одной из немногих стран в мире, которая предусмотрела временные меры для иностранцев, не имеющих возможности вернуться на родину.

В целях обеспечения законности их пребывания на территории России продлены сроки действия разрешительных документов. В результате свыше трех миллионов лиц смогли урегулировать свой правовой статус. Совместно с заинтересованными ведомствами и при поддержке зарубежных консульских учреждений были организованы вывозные авиарейсы, железнодорожные и автобусные перевозки. При непосредственном участии сотрудников ведомства был обеспечен выезд в государства гражданской принадлежности порядка четырехсот тысяч человек.

Владимир Колокольцев рассказал, что координацию работы по предупреждению распространения коронавирусной инфекции обеспечивал специально созданный оперативный штаб. Сотрудники полиции контролировали соблюдение режима самоизоляции. Ежесуточно на патрулирование улиц задействовалось до пятидесяти тысяч человек. В поле зрения находилось почти 13 миллионов граждан, которым были выданы постановления об изоляции.

Министр напомнил, что основная нагрузка по обеспечению правопорядка в жилом секторе приходится на участковых уполномоченных полиции. Их силами выявлено почти 75 процентов от общего числа преступлений, совершенных в быту. Всего под их наблюдением находилось около трехсот шестидесяти тысяч граждан, склонных к противоправному поведению.

Владимир Колокольцев обратил внимание, что граждане активно участвуют в охране общественного порядка. В прошлом году к таким мероприятиям привлекалось почти 2 миллиона человек. Существенно расширились возможности аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На текущий момент в населенных пунктах функционирует 330 тысяч камер видеонаблюдения.

В рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в территориальные органы направлено порядка трех тысяч технических средств контроля и четырех тысяч патрульных автомобилей.

Владимир Колокольцев подробно остановился на раскрытиях и расследованиях преступлений.

Он рассказал, что всего в отчетном периоде органами внутренних дел раскрыто почти 840 тысяч преступлений или 81 процент от оконченных расследованием всеми правоохранительными органами. Повысилась эффективность установления лиц, виновных в причинении тяжкого вреда здоровью, совершении убийств, разбоев, грабежей, квартирных краж. Остаток нераскрытых деяний по данным составам сократился.

Продолжается активно применяться уголовно-правовая мера в виде судебного штрафа, позволяющая упростить процедуру доказывания нетяжких преступлений. С соответствующими ходатайствами в суд направлено двадцать девять с половиной тысяч уголовных дел.

Первостепенное внимание уделяется преступлениям, вызвавшим широкий общественный резонанс. Значительная часть из них находится на контроле министерства.

Больше раскрыто преступлений прошлых лет, в том числе относящихся к категории тяжких и особо тяжких.

Для информационно-аналитического обеспечения мероприятий по раскрытию IT-преступлений введена в эксплуатацию подсистема «Дистанционное мошенничество», позволяющая доказывать причастность лиц к серийным деяниям. В борьбу с киберпреступностью активно включились специализированные подразделения, созданные в оперативных службах министерства и его территориальных органах. В прошлом году их численность увеличена почти на 3 тысячи единиц и в настоящее время насчитывает более пяти тысяч человек. В дальнейшем она будет корректироваться с учетом изменения структуры преступности. Благодаря принимаемым мерам количество раскрытых в 2020 году IT-преступлений увеличилось в полтора раза.

По словам Владимира Колокольцева, всего в прошлом году пресечено сто пять с половиной тысяч преступлений экономической направленности, основная часть которых задокументирована сотрудниками полиции. Треть от числа выявленных деяний совершена в крупном и особо крупном размерах. Завершено расследование шестидесяти пяти тысяч экономических преступлений. По восьмидесяти процентам из них виновные установлены сотрудниками органов внутренних дел.

Приняты меры по возмещению ущерба на сумму свыше двухсот миллиардов рублей.

Доказана причастность организованных преступных групп и преступных сообществ к шести тысячам преступлений экономической направленности.

Серьезное внимание уделялось пресечению посягательств на бюджетные средства, в первую очередь, выделяемые на реализацию национальных проектов. Во взаимодействии с Росфинмониторингом изучались сведения о «риск-ориентированных» участниках госконтрактов. Проведено почти 8 тысяч проверок получателей средств федерального бюджета. В общей сложности задокументировано свыше двух с половиной тысяч преступлений в части освоения бюджетных ассигнований и 800 — связанных с нацпроектами.

Министр рассказал о борьбе с нарушениями законодательства в оборонно-промышленном комплексе. Выявлена почти одна тысяча преступлений, более половины из которых — органами внутренних дел.

Активизированы усилия на таком социально-значимом направлении, как противодействие злоупотреблениям при формировании тарифов на энергоресурсы. Так, в пяти регионах пресечена преступная деятельность руководителей организаций, входящих в структуру крупной энергетической компании. Фигуранты вводили в заблуждение государственные органы и, используя аффилированные юридические лица, завышали стоимость электроэнергии для населения. Общая сумма ущерба потребителям и сетевым компаниям превысила 13 миллиардов рублей.

Сотрудниками полиции сфере долевого строительства выявлено более тысячи преступлений, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Установлено 130 лиц, причастных к совершению преступлений. В целях возмещения обманутым дольщикам причиненного ущерба арестовано имущество на сумму почти 10 миллиардов рублей.

Органами внутренних дел в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции задокументировано почти 23 тысячи соответствующих преступлений, в том числе 3 тысячи фактов получения взяток.

Серьезной угрозой национальной безопасности, считает Владимир Колокольцев, остается экстремизм. В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено 500 преступлений экстремистской направленности или 60 процентов от общего количества зарегистрированных.

В целях минимизации влияния деструктивной идеологии на подрастающее поколение разработан План межведомственных мероприятий по профилактике радикального поведения молодежи. В рамках его выполнения активизирована деятельность по выявлению и пресечению распространения противоправного контента. Речь идет о сайтах, пропагандирующих среди учащихся насильственные действия.

Совместно с Министерством науки и высшего образования на местах организована работа двадцати шести координационных центров по профилактике экстремизма в молодежной среде. Эта инициатива также реализована под эгидой межведомственной комиссии.

В прошлом году Роскомнадзором по инициативе МВД России заблокировано свыше ста тысяч интернет-ресурсов, содержащих экстремистские призывы. Удалено более семи с половиной тысяч материалов.

Результатом совместных усилий с коллегами из других правоохранительных органов и спецслужб стало запрещение судами пяти радикальных организаций. Кроме того, нежелательной на территории России была признана деятельность двенадцати НКО.

Всего в прошлом году установлено местонахождение почти сорока трех тысяч лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия и суда, а также девяти с половиной тысяч пропавших без вести.

Неоценимую помощь полиции оказывают неравнодушные граждане и волонтерские организации. При их непосредственном участии установлена судьба более восемнадцати с половиной тысяч безвестно отсутствующих, в том числе свыше пяти тысяч несовершеннолетних.

Источник

Приложение N 2. Инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел

1. Настоящая Инструкция регламентирует порядок, критерии и механизм оценки основных*(1) направлений правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации*(2). Новая система оценки вводится в целях получения оперативной информации об эффективности выполнения задач, стоящих перед ОВД, своевременного выявления и устранения недостатков в деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.

2. Оценка осуществляется на основе критериев, устанавливаемых Министром внутренних дел Российской Федерации по приоритетным задачам и функциям, выполнение которых возложено на ОВД.

3. Система оценки базируется на следующих принципах:

3.1. Основным ориентиром вводимой системы оценки деятельности ОВД является необходимость вернуть ОВД доверие граждан, поднять общественный престиж его деятельности, развернуть все милицейские коллективы и каждого работника в отдельности в сторону реальной, гарантированной защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

3.2. Система оценки деятельности ОВД имеет ведомственный характер.

3.3. Система оценки полностью основывается на имеющейся статистической отчетности и сопровождается методическими материалами*(3) с указанием, откуда следует брать те или иные сведения для сопоставления и вывода оценочных критериев.

3.4. Оценка осуществляется по каждому из критериев в отдельности без выведения единого интегрированного показателя, а также на основе сравнения каждого субъекта оценки самим с собой без ранжирования МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

3.5. Ориентация на результаты выполнения ОВД возложенных на них задач придает универсальность предлагаемой системе оценок, рассчитанной от горрайлиноргана до МВД России.

3.6. Система оценки является компактной, что достигается путем вычленения из всего многообразия вопросов, решаемых ОВД, системообразующих задач.

3.7. Для объективности выводов об эффективности деятельности ОВД в систему оценки, помимо критериев и показателей, характеризующих их деятельность с внутриведомственных позиций, включены результаты опросов общественного мнения.

3.8. Система оценки деятельности ОВД, помимо оценочной и регулятивной составляющих, ориентирована на стимулирование труда как ОВД в целом, так и отдельных сотрудников. Нагрузка на одного сотрудника рассчитывается исходя из штатной численности по состоянию на 1 января отчетного периода.

4. Основными источниками информации для оценки деятельности ОВД являются: государственная и ведомственная статистическая отчетность; акты по результатам инспектирования и контрольных проверок, письма и жалобы юридических и физических лиц; представления прокуратуры и определения судов, а также результаты изучения общественного мнения населения о деятельности ОВД; данные, характеризующие специфику обстановки, в которой работают ОВД; сведения о ресурсном обеспечении ОВД.

5. В качестве показателей*(4) применяются учетные данные, которые детализируются с помощью индикаторов*(5), характеризующих результаты деятельности ОВД.

6. Система оценки не предназначена для выяснения причин происходящих изменений в оперативной обстановке, она является своеобразной экспресс-информацией, позволяющей своевременно обнаруживать «узкие места» в деятельности ОВД и оперативно реагировать на устранение нежелательных тенденций.

7. Оценка деятельности ОВД осуществляется на основе критериев, характеризующих результативность деятельности по выполнению задач, которые определены в качестве основных для ОВД, а также ее качество и законность.

8. В качестве основных оцениваемых направлений деятельности ОВД определены:

регистрация и учет сообщений о преступлениях;

профилактика, предотвращение и пресечение преступлений;

обеспечение общественного порядка и общественной безопасности;

По каждому из указанных направлений определены свои специфические критерии, показатели и индикаторы.

9. Основными подходами при оценке деятельности ОВД являются:

9.1. Равная значимость критериев, показателей и индикаторов.

9.2. Отказ от такого показателя как «общий процент раскрываемости преступлений».

9.3. Акцент в оценке деятельности ОВД по раскрытию преступлений делается на доле раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений от числа преступлений данных видов, уголовные дела о которых находятся в производстве.

9.4. Стабильность показателя оценивается положительно.

9.5. Общая положительная оценка деятельности ОВД дается в случае выставления положительных оценок не менее чем по двум третям показателей.

10. Сбор и обработка показателей и индикаторов, включенных в систему оценки деятельности органов внутренних дел, осуществляются:

10.1. На уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации — информационными центрами, штабными подразделениями — в целом, иными подразделениями — по направлениям деятельности.

Читайте также:  В quot Литфонде quot показали что хранят уникальные документы Цоя выставленные на аукцион за 3 5 млн

10.2. На уровне МВД России — Главным информационным центром, Главным организационно-инспекторским управлением — в целом, главными управлениями (управлениями) — по направлениям деятельности.

11. Отчетная информация представляется в статистическом виде.

12. Статистическая информация предоставляется информационными центрами в отраслевые и штабные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации ежемесячно.

13. Главный информационный центр МВД России представляет информацию в главные управления (управления) по направлениям деятельности ежеквартально нарастающим итогом, по итогам работы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации — в Главное организационно-инспекторское управление МВД России ежемесячно.

14. В целях получения объективных оценок, кроме расчетных показателей, должны приниматься во внимание:

14.1. Существенные региональные особенности состояния криминальной обстановки, особенностей природно-географического положения и социально-экономических факторов, влияющих на организацию и осуществление правоохранительной деятельности.

14.2. Ресурсная обеспеченность ОВД, состояние кадрового корпуса, его профессиональная подготовка и выучка, способность и готовность на должном уровне выполнять соответствующие правоохранительные задачи и функции, соблюдая требования законов, иных нормативных актов.

14.3. Общественное мнение о деятельности ОВД, изучение которого направлено на установление общей оценки населения деятельности ОВД, качество и эффективность принимаемых ОВД мер по противодействию преступным и другим антиобщественным посягательствам на права, свободы, личные и имущественные интересы граждан, а также на определение степени доверия населения. Для этих целей могут использоваться данные результатов инспекторских и контрольных проверок, в том числе в форме легендируемых ситуаций, проведения оперативных учений и игр, приема зачетов.

Результаты изучения общественного мнения отражают отношение населения к тому, как ОВД выполняют возложенные на них задачи и функции и являются важнейшим источником информации, служащим основанием для оценки деятельности ОВД.

15. Данный подход обеспечивает взаимосвязь и взаимодополняемость методики оценки на базе статистической отчетности результатами изучения общественного мнения, позволяет сравнивать и сопоставлять их.

16. Существенное расхождение между методикой оценки на базе статистической отчетности и результатами изучения общественного мнения по тем или иным направлениям деятельности ОВД должно служить основанием для объяснения подобных противоречий.

17. В условиях отсутствия поправочных коэффициентов, которые учитывали бы специфику всех особенностей обстановки функционирования ОВД, применяются методы экспертных оценок. Основным экспертом является руководитель, определяющий итоговую оценку.

*(1) Оценка направлений работы органа внутренних дел, не указанных в настоящей Инструкции, осуществляется на основе действующих нормативных актов МВД России.

*(3) Соответствующая методика прилагается к настоящей Инструкции.

*(4) Под показателями понимаются статистические сведения.

*(5) В качестве индикаторов здесь и далее понимаются расчетные показатели.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Сбегают от «палок»: почему российские полицейские покидают службу

В России массово увольняются полицейские. Об остром кадровом дефиците заявляют в профсоюзе работников органов внутренних дел, нехватку сотрудников официально подтверждают в МВД. Силовики уходят с разных должностей, новых приходится искать буквально по объявлениям. В числе ключевых причин складывающейся ситуации специалисты называют низкие заработные платы, управленческую несогласованность и материальное расслоение внутри системы. NEWS.ru разбирался, почему полицейские стали сбегать на «гражданку».

Дело — в «палках»

Объявлениями о приёме сотрудников сегодня забиты сервисы по поиску работы. Например, в Саратове МВД ищет полицейского-водителя в батальон патрульно-постовой службы. Работодатель предлагает трудиться два дня через два, обещает стабильную заработную плату в размере 28 тысяч рублей, полный социальный пакет, оплачиваемый ежегодный отпуск, бесплатное медицинское обслуживание сотрудника и членов его семьи, а также санаторно-курортное лечение, страхование, право выхода на пенсию после 20 лет службы. Отдельным пунктом идёт «перспектива профессионального и карьерного роста».

В тексте объявления отмечается, что сотрудники, проходящие службу, обеспечиваются форменным обмундированием. Но претенденты трудоустраиваться, похоже, не спешат.

В Нижнем Новгороде потенциальному сотруднику полиции предлагают ещё более привлекательные условия — зарплату в размере 37 тысяч рублей. От претендентов требуется «хорошая физическая подготовка, ловкость, выносливость». Будущему полицейскому предстоит решать целый спектр задач, в числе которых — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, охрана общественного порядка.

Сейчас только и остаётся, что искать сотрудников по объявлению, — разводит руками в разговоре с NEWS.ru глава межрегионального профсоюза полиции и Росгвардии Михаил Пашкин.

По его словам, в последнее время утечка кадров из МВД «заметно усилилась». Сам он связывает это с ухудшающимися условиями несения службы. В частности, к числу таковых он относит «сохранение планов», так называемых «палок».

За малейшие нарушения сейчас — сразу взыскание. Одному моему знакомому полицейскому за год влепили 20 взысканий, обвешали ими, как ёлочными игрушками. Но сотрудника не увольняют, потому что брать на его место некого. А каждое такое взыскание означает по меньшей мере лишение премии, — пояснил Пашкин.

В профсоюзе утверждают: часть полицейских переходят в Росгвардию — деньги там тоже небольшие, в среднем рядовой сотрудник может претендовать на 25–30 тысяч рублей в месяц, но работать приходится меньше.

Ранее глава МВД России Владимир Колокольцев на расширенном заседании коллегии министерства признался: некомплект сотрудников органов внутренних дел составляет в настоящее время 70 тысяч человек.

Поставленные перед нами задачи решались в условиях возросших нагрузок, связанных в том числе со значительным некомплектом. Сегодня он составляет порядка 70 тысяч человек, — сообщил министр.

По его данным, кадровая проблема особенно актуальна для подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с населением. Прежде всего, речь идёт о патрульно-постовой службе, участковых уполномоченных полиции. Довольно остро стоит вопрос и по линии оперативного блока, признал Колокольцев.

«Тебя могут слить»

Бывший сотрудник патрульно-постовой службы в Поволжье рассказал NEWS.ru, что недавно был вынужден покинуть службу.

Получал 40–45 тысяч рублей, премий уже давно не выписывали. Сотрудников реально не хватает, поэтому без преувеличения работали за троих. А если какие-то «косяки» случаются, то начальство без раздумий «вешает» всё сразу на тебя, — рассказал собеседник издания.

Он признался, что «ребята массово уходят», поскольку надоело работать в режиме 24/7.

Плюс, конечно, всякие подставы. Я стал понимать: если что-то пойдёт не так, то тебя в любой момент могут «слить», — предполагает экс-полицейский.

Адвокат Григорий Сарбаев в беседе с NEWS.ru подтверждает, что эйфория корпоративной солидарности очень быстро проходит.

По его мнению, мотивацию оставаться уничтожает и то, что «реальное раскрытие преступлений застилает отчётность, палочная система выжигает инициативу и ориентирует на поиск преступлений, раскрытие которых необходимо для очередной „палки“ и отчёта начальству». Сейчас, например, продолжает юрист, самая заветная «палка» — это раскрытие преступлений, связанных с фальшивыми сертификатами о вакцинации.

Отдельная тема — коррупция. Очевидно, что существует определённая часть правоохранителей, которая наживается на возбуждении дел или наоборот на отказах в возбуждении. Однако попасть в заветный круг лиц, имеющих отношение к решению этих вопросов, довольно сложно, поскольку эти «хлебные» места всегда заняты, — отмечает Сарбаев.

О сегрегации внутри правоохранительной системы говорит адвокат и писатель Иван Миронов. Он утверждает, что внутри полицейского ведомства «есть свой олигархат, а также те, кто почти нищенствует». По его мнению, государство выделяет МВД серьёзные средства, однако далеко не всегда они доходят до адресата.

Эксперты признают: причины, по которым люди уходят из МВД, кроются в управленческой несогласованности. Сами сотрудники, как бывшие, так и действующие, пожаловались NEWS.ru на обилие противоречивых указаний, контрольных сроков, совершенно бесполезных отчётов, что, по их мнению, демотивирует силовиков буквально с первых дней службы. В итоге культивируется обстановка тотального недоверия, что объясняется борьбой с коррупцией, которая, в свою очередь, никуда и никогда не девалась.

Отслужил в армии — иди в полицию

В полицейском профсоюзе утверждают, что зачастую более профессиональные кадры в системе заменяются менее качественными. Так, Михаил Пашкин приводит пример, когда в Москве сократили 150 человек в подразделениях БЭП (борьба с экономическими преступлениями), а ставки передали во Второй специальный полк полиции, который выполняет задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий в Москве. При том что эти функции также несёт Росгвардия, а вот экономическими преступлениями последняя не занимается.

Важно и другое: в результате текучки качество кадрового состава МВД оставляет желать лучшего. Многие профессионалы покинули службу: одни ушли в охранную деятельность, другие — в юридическую, третьи — подались в бизнес.

По оценкам Ивана Миронова, сегодня одной из болевых точек является отсутствие полноценных центров подготовки кадров для МВД. Это означает, говорит он, что вход в низовые эшелоны профессии — чересчур прост.

Фактически с советского времени у нас сложилась система, согласно которой человек может отслужить в армии и идти работать в полицию. Всё! Иных компетенций не требуется, — констатировал собеседник издания.

Возможно, именно поэтому сотрудники полиции так часто становятся героями криминальной хроники: одни берут взятки, другие — устраивают стрельбу в супермаркетах. За этими событиями труд честных правоохранителей становится всё менее и менее заметен. Но других полицейских у нас пока нет.

Источник

Исследование возможностей оценки кадрового управленческого потенциала сотрудников внутренних органов на примере районного отдела внутренних дел (РОВД)

Оценка качества сотрудников отдела внутренних дел, специфика их распределения по социальным параметрам. Определение компетенций управляющих кадров правоохранительных органов. Выделение групп резерва для руководителей отдела по степени перспективности.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 07.03.2018
Размер файла 30,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Национальный исследовательский университет Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Исследование возможностей оценки кадрового управленческого потенциала сотрудников внутренних органов на примере РОВД

Маркелова Татьяна Владимировна, кафедра общей и социальной психологии, профессор, доктор психологических наук

Катунова Валерия Валерьевна, кафедра общей и социальной психологии, соискатель, доцент, кандидат биологических наук

Шуткина Жанна Александровна, кафедра общей и социальной психологии, психолог, кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье представлено обоснование программы оценки кадрового управленческого потенциала сотрудников в системе органов внутренних дел и результаты проведенного исследования, положенные в основу разработки перспектив совершенствования их трудовой деятельности. Результаты оценки управленческих и профессиональных компетенций сотрудников РОВД позволили сформировать группы сотрудников «перспективного резерва» и «оперативного резерва», что позволяет считать эту программу применимой для идентификации кадровой перспективности сотрудников.

Ключевые слова: кадровая оценка, коэффициент профессиональной перспективности, оценка результатов деятельности, профессиональная компетентность, сотрудник МВД, сотрудник полиции, управленческая компетентность, управленческий потенциал

Research of opportunities of an assessment of personnel administrative potential of employees of internals on the example of the district department of internal affairs.

Markelova Tatyana Vladimirovna, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Department of the general and social psychology, Professor, Doctor of Psychological sciences.

Katunova Valeriya Valerievna, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Department of the general and social psychology, Candidate of biological sciences, Docent, Competitor of Department of the general and social psychology.

Shutkina Zhanna Aleksandrovna, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Department of the general and social psychology, Psychologist, Candidate of Pedagogical sciences.

Justification of the program of an assessment of personnel administrative potential of employees in system of law-enforcement bodies and the results of the conducted research which are been the basis for development of prospects of improvement of their work is presented in article. Results of an assessment of administrative and professional competences of staff of the District Department of Internal Affairs allowed to create groups of employees of «a perspective reserve» and «an operational reserve» that allows to consider this program applicable for identification of personnel prospects of employees.

К важнейшим практическим и теоретическим задачам психологии труда можно отнести обеспечение оптимального соотношения между требованиями к личности сотрудника и его возможностями, обеспечивающими высокую психолого-социальную эффективность профессиональной деятельности. Сотрудники государственных служб в своей деятельности постоянно сталкиваются с объективно растущими социальными требованиями и вынуждены принимать сложные и ответственные решения. Все это зачастую ставит на грань возможного их личностные ресурсы. Представляется, что оптимальность реализации индивидуальных возможностей, связанная с внутренними ресурсами, должна оцениваться как с точки зрения объективных результатов профессиональной деятельности, так и с позиции максимальной активной адаптации к ней личности, снижающей «внутреннюю цену» управленческих достижений и обеспечивающей тем самым достижение вершин в управленческой профессии [1].

Читайте также:  Результаты толкования норм права могут

Цель нашего исследования заключается в исследовании психологических методов и технологий эффективной оценки кадрового управленческого потенциала организации, апробации их использовании для совершенствования трудовой деятельности сотрудников в системе органов внутренних дел.

Общенаучную методологию исследования определили следующие принципы рассмотрения сложных социальных объектов: системности, развития, единства сознания и деятельности [2]. На этапе диагностики использовались традиционные методы сбора первичной информации: анкетирование, тестирование, экспертная оценка. На этапе обработки теоретической информации и эмпирических данных применялись методы описания, обобщения, анализа (в том числе количественного и качественного), синтеза, сравнения, выявления причинно-следственных связей и разработки практических рекомендаций [3].

Порядок службы в РОВД регламентируется множеством правовых и нормативных актов МВД и РФ о прохождении службы в системе органов внутренних дел. Трудовой коллектив РОВД составляют граждане, состоящие в трудовых отношениях (работники), осуществляющие свою деятельность на основе трудового договора (контракта). Служба в органах внутренних дел это разновидность государственной службы. Общая и правовая компетенция организации определяется положениями об ОВД, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права РОВД в системе МВД РФ.

Изучаемое РОВД по штату личного состава насчитывает 120 сотрудников. Численность персонала на 01.11.2015 г. составляет 105 сотрудников, то есть штат укомплектован на 87,5%, а 12,5% штатных единиц являются вакантными.

Распределение сотрудников исследуемого РОВД по социальным параметрам имеет следующие особенности:

1) процентное преобладание лиц мужского пола (80,8% что вполне объяснимо спецификой работы учреждения; преобладание сотрудников в возрасте 25-40 лет (более 70%); нижний возрастной показатель группы связан с требованием прохождения воинской службы в рядах вооружённых сил РФ, верхний с максимально определенным возрастным показателем для данного вида сотрудников: 45 лет для младших лейтенантов полиции до подполковников полиции включительно; 50 лет для полковника полиции. Этот возраст соответствует максимальному уровню психофизиологического развития сотрудников;

2) по уровню образования наблюдается численное значительное преобладание сотрудников со средним специальным образованием (73,3%);

3) по занимаемым должностям в организации численно преобладает старший и средний начальствующий состав (т.е. управленческие кадры), что связано с большим количеством внутренних подразделений данного РОВД (13 отделений).

Весь персонал районного отделения внутренних дел состоит только из служащих. Все должности отдела можно разделить на три звена: 1) руководящее звено; 2) среднее звено; 3) низовое звено. К руководящему звену относятся должности начальника РОВД и заместители начальника РОВД. Среднее звено представлено должностями начальники отдела, заместители начальника отдела и старшие служб. Низовое звено включает в себя должности младший начальствующий и сержантский состав. Все вышеуказанные должности представлены по нисходящей шкале от верхней ступени иерархии до ее низшей ступени [4].

Большая часть сотрудников в составе исследуемого РОВД 69,6% работают в своей должности 5 и более лет. При этом 43,5% этих сотрудников продолжают работу в РОВД 10 и более лет. Эта часть состава, обладающая большим опытом профессиональной деятельности, основные кандидаты на выдвижение в группу резерва для управленческих должностей различных уровней. Для остальных сотрудников необходимо определение путей и направлений дальнейшего личностно-профессионального развития, что может быть выполнено с помощью предлагаемых нами социально-психологических методов.

Рассмотренная нами практика организации исследуемого РОВД показывает недостаточность серьезной работы с резервом кадров на выдвижение. Это замечание в широком плане в одинаковой степени относится к правоохранительным органам всех уровней. И, несмотря на то, что это направление деятельности РОВД также регламентируется указаниями вышестоящих органов, инициатива руководящего звена РОВД здесь была бы уместна.

Поскольку исследуемое РОВД — организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Согласно Положению МВД РФ «О порядке присвоения персональных званий должностным лицам сотрудникам полиции» [5], должностным лицам внутренних органов, присваиваются специальные звания. Это означает, что полицейский служащий имеет потенциальную перспективу не только должностного роста, но и повышения в звании. Положением о порядке присвоения званий в системе МВД [6] регламентируется, что звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию. Для сотрудника управленческого звена в системе ОВД наибольшее значение имеют следующие личностно-психологические параметры: интеллектуальные, коммуникативные и организационные способности.

Для проведения исследования по оценке качества сотрудников исследуемого РОВД была выбрана группа из 23 сотрудников, в которую вошли работники из отделения участковых уполномоченных (инспекторов) и отделения ГИБДД. В группу отбирались сотрудники из среднего и младшего начальствующего состава.

Краткая характеристика группы: мужчин в группе 95,7%, женщин — 4,3%; возраст сотрудников от 25 до 51 года, средний по группе — 33,7 лет (±2,52 при a=0,05); уровень образования: среднее техническое — у 69,9%, высшее — у 30,1%, в том числе высшее техническое — у 8,7%, высшее юридическое (профильное) — у 17,4%; стаж работы в данной организации от 1 до 16 лет, средний по группе — 8,70 лет (±2,18 при a=0,05).

Для измерения выраженности отдельных компетенций сотрудников был использован достаточно распространенный в системе трудовой диагностики метод экспертной оценки — метод числовой характеристики уровня выраженности качеств подчиненных их руководителем [7].

В качестве экспертов к эксперименту привлекались сотрудники вышестоящих должностей: начальники отделов (2 чел.), заместитель начальника РОВД по общественной безопасности, всего 3 человека. Пол всех экспертов мужской, возраст и стаж работы: зам. начальника РОВД 37 лет (стаж работы 20 лет); руководители отделов: 36 (16) и 35 (16) лет, соответственно.

Сотрудник ОВД (полиции) это профессия системы «человек-человек», где профессионально важными качествами специалиста являются, прежде всего, личностные компоненты деятельности [8]. То есть для составления прогноза в этой системе необходимо оценить уровень различных типов способностей и сфер сотрудника. На этом основании, помимо экспертной оценки профессионально-личностных качеств, нами были выбраны методики:

1) «Определение коэффициента персональной перспективности» (КПП) [9];

2) методика «Интеллектуальная лабильность» [8], предназначенная для оценки прогноза успешности в интеллектуальном развитии;

3) «Краткий отборочный тест» (КОТ) В.Н. Бузина [8], предназначенный для определения интегрального показателя «общих способностей», включая некоторые отдельные компоненты и стороны мышления. Тест рекомендован к применению, в том числе, для отбора и распределения кадров в армии.

Для проведения оценки управленческих и профессиональных компетенций сотрудников исследуемого РОВД было проведено исследование с привлечением методики экспертного оценивания. Были разработаны анкеты (в соответствие с рекомендациями, приведенными в приложении 3), отражающие основные личностно-профессиональные компетенции сотрудников органов внутренних дел управленческого звена. Разработка анкет, их содержание и особенности порядка приводимых компетенций также проходила с привлечением экспертных консультаций. В качестве экспертов к эксперименту были привлечены сотрудники руководящего аппараты исследуемого РОВД: начальники отделов участковых инспекторов и ГИБДД (2 чел.), заместитель начальника РОВД по общественной безопасности, всего 3 человека. Параллельно была проведена оценка личностно-профессиональных компетенций данных руководителей с целями: 1) сопоставления уровней важности выделенных компетенций по данным руководителей старшего и младшего (среднего) начальствующего состава; 2) выделения основных компетенций, относящихся к должностям сотрудников младшего и среднего начальствующего состава и соответствующих возможностям их оценки [10].

Был составлен список основных компетенций сотрудника руководящей должности правоохранительных органов:

1. Интеллектуальные способности: скорость восприятия и обработки информации; аналитические; способность искать и систематизировать данные; творческий подход к решению задач; умение планировать трудовую деятельность; умение выделять приоритеты.

2. Коммуникативные навыки: уверенность и активность в общении; четкость и ясность изложения мыслей; гибкость в общении; умение понимать других людей; умение оказывать влияние; умение сотрудничать.

3. Организаторские способности: руководство группой; ориентация на конкретный результат; умение ставить задачу; самостоятельность принятия организационных решений.

4. Управленческие навыки и лидерский потенциал: стремление «сделать карьеру»; требовательность; целеустремленность; стремление к власти.

5. Организованность и исполнительская дисциплина: устойчивость в выполнении обязательств; быстрота принятия решений; общая работоспособность.

6. Мотивация достижения: любознательность; уверенность в себе; инициативность.

7. Другие качества: социальная смелость; энергичность; оптимизм; удовлетворенность собой; нервно-психическая адаптивность; стрессоустойчивость.

Коэффициент профессиональной перспективности (КПП) — это универсальный коэффициент, который стандартизирует подход при оценки эффективности для каждого сотрудника, независимо от должности и вида деятельности. Расчет этого коэффициента учитывает параметры, характеризующие образование, возраст и стаж сотрудника:

КПП = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18),

где Оу.обр. — оценка уровня образования, которая обычно принимается (составляет 0,15 -для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,60 — для лиц со средним образованием; 0,75 — для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием; 1,00 — для лиц с высшим образованием по специальности);

С — стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);

В — возраст; делится на 18 (влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). За верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин — 50.

Подсчет коэффициента персональной перспективности (КПП) выявил показатели в интервале от 1,42 до 6,83, средний показатель по группе 3,41 (дов. инт. 0,55 при a=0,05). Нами использована следующая система балловой оценки КПП:

— 1 балл — дальнейшая служба работника предполагает прохождение дополнительного обучения, освоение дополнительных навыков, методов работы;

— 2 балла — продвижение сотрудника по службе в данное время нецелесообразно;

— 3 балла — может быть выполнено передвижение сотрудника по службе на уровне выполняемых им функций (горизонтальная ротация — перевод в другое подразделение);

— 4 балла — возможно продвижение по службе при дальнейшем успешном профессиональном развитии сотрудника;

— 5 баллов — повышение сотрудника может быть произведено в течение полутора-двух лет;

— 6 баллов — может быть рекомендовано кадровое повышение сотрудника.

По системе полученных оценок КПП все испытуемые разделены на группы:

— 1 балл — группа «необходимого обучения»: сотрудники 5, 10, 23 (11,5 общего числа респондентов);

— 2 балла — группа «необходимого обучения»: сотрудники 4, 6, 7, 11, 14, 16, 20, 21 (30,7%);

— 3 балла — группа «необходимого обучения»: сотрудники 2, 3, 22 (11,5%);

— 4 балла — группа «перспективного резерва»: сотрудники 1, 9, 12, 13, 15, 17, 19 (26,9%);

— 5 баллов — группа «перспективного резерва»: сотрудник 18, эксперты 2, 3 (11,5%);

— 6 баллов и выше — группа «оперативного резерва»: сотрудник 8, эксперт 1 (3,8%).

Таким образом, первичное распределение сотрудников, основанное на социальных факторах, строится следующим образом: в группу «необходимого обучения» входит 53,8% сотрудников РОВД, в группу «перспективного резерва» 43,5%, в группу «оперативного резерва» 3,7%.

Рассмотрим эти данные с учетом выраженности у сотрудников профессионально-личностных компетенций с учетом частоты их проявления. В этом случае наблюдается включение в группу «перспективного резерва» еще двоих сотрудников с уровнем профессионально-личностных компетенций выше среднего (табл. 1) 2 и 20. Таким образом, группа «перспективного резерва» увеличивается на 7,7%.

Таблица 1 — Средние показатели выраженности профессионально-личностных компетенций у сотрудников РОВД

Источник



АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Деятельность в системе органов внутренних дел характеризуется рядом специфических особенностей, среди которых наибольшее значение имеют ее экстремальный характер и те особые требования, которые деятельность предъявляет к личностным особенностям сотрудников, при этом немаловажное значение при характеристике человека имеет совокупность его внутренних условий (личностного потенциала), который, в основном, и обеспечивает адаптацию человека к условиям деятельности.

Именно субъективная составляющая способствует изменению, совершенствованию и адаптированию человека к условиям экстремальности, позволяет реализовывать особый механизм тревоги как защитного состояния, переводя его в стрессовое или дистрессовое состояние. Таким образом, наблюдая за личностными особенностями и функциональными состояниями субъекта деятельности в условиях экстремальности, возможно изучить человека в деятельности [3].

Изучению особенностей деятельности человека в условиях экстремальности и механизмам принятия решений в ситуациях риска посвящены работы С.В.Ковалева, Ю.А. Шрейдера, О.Л.Барской, С.Б. Ребрика и А.И. Мечетова. В этих работах отмечается, что данный процесс обусловлен как анализом ситуации, так и уровнем эмоционального состояния человека, включая и иррациональное влияние.

Вопросам разработки профессионально значимых личностных качеств, оказывающих влияние на достижение результатов в деятельности человека в условиях экстремальности посвящены работы Б.Г. Бовина, К.А. Славянской, Б.Ф. Ломова и В.А. Бодрова.

Определения требует и понятие экстремальной ситуации. Так, под экстремальной называют ситуацию, которая вызывает изменения в организме и в механизмах протекания психических процессов, что приводит к нарушениям адаптации и переносимости раздражителей, вызвавших эти изменения.

Читайте также:  Погрешности измерений их классификация Системы и схемы сертификации

Деятельность сотрудников органов внутренних дел сопровождается необычными условиями, такими как:

− большими физическими нагрузками;

− высокой ответственностью за результаты своих действий;

− предельной точностью решений и действий;

− групповым характером деятельности;

− наличием внезапно возникающих ситуаций;

− необходимостью в интенсивном и концентрированном внимании.

Эти условия усугубляются влиянием потерпевших людей, находящихся в стрессовых состояниях и оказывающих на сотрудников сильное психическое воздействие. Более подвержены этому давлению сотрудники со сниженными показателями адаптации, либо неподготовленные к подобного рода действиям.

Неблагоприятное стечение обстоятельств, при этом, может способствовать возникновению стресса, как неспецифической, физиологической и психологической реакции адаптационной активности в ответ на сильные экстремальные воздействия на организм и который определяется когнитивными, эмоциональными, вегетативными, поведенческими, социально-психологическими реакциями организма человека. Состояние стресса может быть реализовано в различных формах адаптационной защиты (как активной, так и пассивной) от негативного воздействия условий экстремальности.

Стресс, как правило, может быть обусловлен как особенностями индивида, так и той ситуацией, которая его вызвала. Стрессор начинает действовать с первой фазы стресса — «программирующего реагирования», которая перерастает во вторую фазу «ситуационного реагирования». Следовательно, деятельность сотрудника органов внутренних дел непосредственно связана с экстремальными условиями, поскольку на него постоянно воздействуют неблагоприятные, для работы, объективные природные, производственные и социальные условия, воздействующие на человека неожиданно и непредсказуемо. В результате чего, они способны оказать длительное психическое давление, требующее от сотрудников постоянного напряжения нервной системы [2].

Сотрудник органов внутренних дел, имеет соответствующую психологическую подготовку и отвечает на экстремальную ситуацию повышенным состоянием тревоги и напряженного ожидания. Данное психическое состояние связано с ситуацией неопределенности, ожидаемой опасности, возможной неблагополучности развития событий. При этом тревожность достаточно слабо связана с экстремальным фактором и направлена на оптимальное функционирование организма сотрудника.

Для опытного сотрудника органов внутренних дел состояние «адекватной мобилизации» должно быть постоянным, оно определяет полное соответствие уровня мобилизации тем условиям, которые предъявляются. Базовыми основаниями данного состояния являются механизмы саморегуляции, которые активируют деятельность, посредством образа функционального состояния. Когда появляется определенно окрашенное субъективное состояние, организм получает правильную информацию о его поведении в конкретной ситуации.

Важнейшим слагаемым эффективности в деятельности профессионала являются индивидуально- психологические личностные особенности человека. Поскольку деятельность человека в условиях экстремальности протекает на личностном уровне, важно учитывать профессионально значимые личностные качества, необходимые для успешного выполнения задач в таких условиях, а также те компенсаторные механизмы, которые задействует человек для выработки стратегии поведения и индивидуального стиля деятельности в экстремальных ситуациях.

Исходя из вышесказанного, необходимо определиться с профессионально важными качествами сотрудника органов внутренних дел. Каждый человек, исходя из своей индивидуальность, склонен к различным формам проявлениям поведения в одинаковой ситуации. Но при этом люди, деятельность которых связана с экстремальными условиями, склонны к решимости, способны подавлять эмоции страха, для них характерны стенические эмоции, они способны подавлять эмоции страха, проявляют уверенность и готовность к действию. У них четко сформулирована направленность на успех, удачу и готовность к риску [4].

Мужчины обладают более высокой готовностью к риску. С ростом возраста и опыта эта готовность снижается. На готовность также оказывают влияние социально-психологические факторы: чем выше отверженность, тем ваше готовность субъекта к риску. Влиять на характер реагирования в ситуации риска могут и психические свойства личности такие, как темперамент, особенности черт характера. Так В.Д. Небылицин отмечал, что эмоциональная неуравновешенность, проявляющаяся в слабости нервной системы, плохой подвижности, экстраверсии и высоких показателях по шкале нейротизма могут выступать в качестве причин низкой успешности в условиях экстремальности и предрасположенности к несчастным случаям [5].

Не менее важным является и ряд социально-психологических показателей. Так А.А. Реан показал, что личностная социально-психологическая терпимость способствует уровню стрессоустойчивости, как важнейшему фактору адаптации человека. Также автор отмечает, что показатели уровня самооценки и ее соответствия являются индикатором и регулятором стрессоустойчивости.

Индивидуально-психологические особенности личности, факторы влияющие на ее стрессоустойчивость приобретают в настоящее время все более важное значение для их изучения, в связи с ростом стрессогенности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В данном вопросе особое значение приобретают вопросы связанные с анализом профессионализма сотрудников. Отличительными особенностями профессионализма сотрудников органов внутренних дел по целям, задачам и результатам труда являются:

− обусловленность целей и задач служебной деятельности общественным заказам и подкрепление их законами и приказами;

− включение в задачи разнообразных составляющих, подчеркивающих полифункциональность труда сотрудников;

− интегративный характер результатов труда, складывающийся из постоянной готовности к выполнению возникающих задач;

− морально-психологическое состояние сотрудников;

− соответствие целей, задач и функций индивидуальным качествам и действиям сотрудников [7].

Профессиональная компетентность по содержанию, условиям и особенностям технологии деятельности сотрудника органов внутренних дел имеет следующие характеристики:

− служебно-профессиональная деятельность, взаимоотношения и личностное развитие сотрудников строится на социально-правовой, функциональной и временной регламентации их труда;

− профессиональные обязанности выполняются в экстремальных условиях;

− служебная деятельность и непосредственное взаимодействие сотрудников носит коллективистский характер [10].

Под профессиональной компетентностью сотрудника органов внутренних дел следует понимать специальную профессиональную подготовленность, проявляющуюся в способности субъекта труда (отдельного сотрудника или группы, подразделения) к выполнению особых задач и обязанностей по несению службы. Профессиональная деятельность сотрудника органов внутренних дел, ее особенность во многом определяется не только реальными условиями, но и системой регламентаций. Среди них важное место занимают профессиональные принципы и нормы. Они базируются на:

− гуманистических общечеловеческих ценностях;

− нормативных государственных требованиях;

− целях и задачах служебной деятельности сотрудника;

− личностных потребностях и интересах конкретного сотрудника.

Современный сотрудник органов внутренних дел руководствуется не только социально обусловленными требованиями, но и собственными принципами. В их числе выделяются принципы:

− творчества, инициативы при реализации должностных функций.

Следовательно, труд сотрудника органов внутренних дел является целостным, многоплановым процессом достижения результатов в различных видах служебной деятельности, повседневных отношений и индивидуально-личностном развитии каждого субъекта. Для современного сотрудника такой труд представляет собой активное целенаправленное исполнение служебного долга, в котором он, используя вверенную технику и оружие, реализует себя как субъект профессиональной деятельности, собственного развития личности и повседневных отношений, обеспечивая получение требуемых результатов в служебной деятельности [11].

В труде сотрудника органов внутренних дел необходимо выделить взаимосвязанные, проникнутые интересами службы Отечеству, такие его стороны (блоки) как:

− повседневные отношения, развивающегося субъекта труда — высокая готовность, морально- психологическое состояние сотрудников, дисциплина и другие реализованные функции и задачи.

Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты профессиональной деятельности, в котором современный сотрудник органов внутренних дел выступает как главный системообразующий его носитель.

Любой структурный элемент (блок), характеризующий служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел может быть оценен при помощи критериального модуля. К его показателям относятся:

− объективно значимые знания, навыки и умения;

− служебно-профессиональная позиция сотрудника;

− психические свойства, особенности и качества;

− инварианты акмеологической направленности [1].

Оцениваемый с помощью критериального модуля профессионализм сотрудника органов внутренних дел определяет его профессиональную культуру или уровень профессиональной компетентности, которая проявляется в процессе труда сотрудника и воплощается в его результатах. Воспользовавшись показателями критериального модуля, можно получить оценку уровня профессиональной компетентности как применительно ко всей служебной деятельности, так и для каждой из ее сторон (профессиональной деятельности, повседневным отношениям, личностному развитию, совокупному результату труда сотрудника).

Проиллюстрируем данный подход применительно к общей оценке труда сотрудника органов внутренних дел. Профессиональные знания это объективная совокупность необходимых сведений о всех слагаемых (структурных блоках) служебной деятельности, они состоят из наиболее важных компонентов, востребованных практической деятельностью. Они лежат в основе выработки профессиональных навыков и умений, наиболее значимых психических качеств, профессиональных установок, при выработке наиболее значимой модели, технологии и алгоритма достижения конечных результатов профессиональной деятельности.

Высокий уровень знаний лежит в основе высокого уровня профессиональной компетентности. Твердые и глубокие знания делают сотрудника готовым к овладению высоким уровнем профессионализма. Профессиональные умения и навыки являются действиями сотрудника органов внутренних дел, которые он применяет для выполнения своих обязанностей при выполнении своей профессиональной деятельности. Они выступают в качестве исходных элементов целостной системы профессиональной деятельности сотрудника [6].

Физиологической основой навыка является динамический стереотип, представляющий систему условных рефлексов и связей. В зависимости от методов, применяемых для выработки навыка, формируется его динамическая сторона. В зависимости от того, какие связи, в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел, преобладают, различают следующие навыки:

Сенсорные, это навыки, определяющие работу органов чувств. Двигательные, это навыки по овладению различными движениями. Интеллектуальные, это навыки по выполнению различных умственных операций. Все навыки тесным образом связаны друг с другом и подразделяются на простые и сложные, среди которых выделяются: сенсорно-двигательные навыки и интеллектуально-сенсорно-двигательные навыки.

Под воздействием механизма автоматизации осознанных действий, кроме навыков у человека вырабатываются привычки, которые являются осознанной потребностью в каком то действии. Навыки заключаются лишь в умении что-либо делать, в основе привычки лежит не только умение, но также стремление и потребность в совершении какого-либо действия [9].

Наличие специфических психических особенностей (качеств), говорит о том, что у сотрудника органов внутренних дел сформировались все компоненты психики: процессы, состояния, образования и свойства. Характер их выраженности зависит от условий и факторов, в которых протекает профессиональная деятельность сотрудника.

Профессиональная позиция сотрудника органов внутренних дел это совокупность устойчивых установок и ориентаций, систем оценок и отношений, перспектив и реальности, социального и внутреннего опыта, а также личных притязаний, реализуемых (частично реализуемых, не реализуемых) в профессиональной деятельности сотрудника. Они включают сугубо профессиональный и общесоциальный аспекты.

Акмеологическими инвариантами сотрудника органов внутренних дел выступают такие структурные компоненты профессионализма, которые способствуют его активности, инициативе, творчеству и направлены на улучшение показателей профессиональной деятельности, но ранее сотрудником не использовались. В их числе находятся компоненты, которые определяют движение сотрудника к собственным вершинам профессиональной деятельности:

− развитая способность прогнозирования;

− постоянное участие в процессе принятия решения;

Общая структура профессионализма, состоящая из: служебно-профессиональных знаний, навыков, умений, психологических особенностей, профессиональных позиций и акмеологических инвариантов сформулирована и проявляется не равнозначно по удельному весу, значимости и особенностям применения. Все слагаемые профессионализма находятся в постоянной взаимосвязи и развитии.

Профессионально компетентным принято считать такого сотрудника органов внутренних дел, который:

− успешно служит Отечеству;

− постоянно стремится к наращиванию и реализации своего творческого потенциала;

− продуктивно осуществляет профессиональную деятельность, повседневное общение;

− действует в соответствии с целями и задачами службы в органах внутренних дел и собственными потребностями.

Основным гарантом успеха сотрудника органов внутренних дел в профессиональной деятельности выступает его профессиональная компетентность, которая проявляется во всех сторонах повседневной деятельности, в личностном развитии, в повседневных отношениях и в том слагаемом результате труда, который он выполняет [8].

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: PerSe, 2006. — 523 с.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2010. — 608 с.

4. Гурьев М.Е. Основные параметры психологического потенциала успешности в деятельности сотрудников органов внутренних дел. В сборнике: Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: проблемы и пути совершенствования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб.: УМВД России, 2014. — С. 36-41.

5. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / под ред. А.В.Брушлинского и Т.Н.Ушаковой.- М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. — 688 с.

6. Организация психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. — Методическое пособие. — М.: ИМЦ ГУК, МВД России, 2004. — 240 с.

7. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников ОВД: Методическое пособие. -М.: ГУК, МВД России, 2003. — 385 с.

8. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. — М.: ГУК, МВД России, 2003. — 428 с.

9. Столяренко A.M. Прикладная юридическая психология. — М.: Юнити-Дана, 2001. — 639 с.

10. Федоров В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России: Современные проблемы. Монография. / под ред. В.П.Сальникова. — СПб. : УМВД России, 2005. — 267 с.

11. Шаранов Ю.А. Юридическая психология деятельности органов внутренних дел (теория и методология управления развитием). Монография. — СПб.: УМВД России, 2000. — 219 с.

Источник