Признаки интеллектуального труда

Интеллектуальная деятельность — это что?

Результат любого физического труда – всегда что-то конкретное. Наряду с физическим трудом исключительным правом наделяется и интеллектуальная деятельность. Это те результаты в различных сферах (науке, искусстве, литературе и других), которые представляют особую ценность – имущественную. С активным развитием информационно-технологических средств умственный труд повысился в своей значимости. Соответственно, возникает проблема о защите этого труда. Именно поэтому следует разобраться в особенностях и практических тонкостях его применения.

Интеллектуальная деятельность — это что? Понятие и ее результаты

Перед тем как затрагивать тему права, необходимо выяснить, что же она собой представляет. Интеллектуальная деятельность — это та деятельность, которая направлена на создание нематериальных вещей в сфере науки, искусства, литературы или других творческих сферах. Главная особенность – умственный труд, но не физический.

Результаты интеллектуальной деятельности – это тот продукт, у которого нет материальной оболочки. Если результат относится к категории «вещь», например, стихотворение, которое было написано на листе бумаги, то на нее не распространяется право собственности. Другими словами, данная вещь – это не результат интеллектуальной деятельности.

Под интеллектуальной деятельностью понимается не материальная вещь, а духовная.

На каждый результат интеллектуального труда распространяются условия использования его защиты.

Признаки интеллектуального труда

Интеллектуальная деятельность — это тот труд, который предполагает определенную степень новизны результата. Среди основных признаков можно выделить следующие:

  • имеет идеальный характер: результат производится по средствам логического построения мысли, а также имеет новизну;
  • результат – продукт, который выражен в объективной форме в соответствии с характером произведения (искусства, литературы, науки, изобретения и прочее);
  • результаты интеллектуальной деятельности должны иметь идеальную природу (например, литературное произведение представляют определенную систему образов художественных, а вот результат такой деятельности не будет являться результатами интеллектуального труда).

Защитить законно можно не форму (книгу, картину), а содержание (главную мысль произведения).

Законы о результатах интеллектуальной деятельности

В рамках интеллектуальной собственности в законодательстве происходили постоянные изменения, совершенствовались нормы права. Гарантом защиты права на результаты интеллектуальной деятельности является Конституция РФ. В статье 44 прописано, что любая собственность подобного рода охраняется законом. Касательно результатов интеллектуальной деятельности, то они подчиняются актам международного права.

В 1970 году РФ вступила во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

Данную организацию создали для процесса регулирования ИД во всем мире. На данный момент в ней состоят 189 стран

Объекты и субъекты ИД

Для детального разъяснения этой части вопроса, необходимо определить, что такое объект и субъект.

Объект – это результат интеллектуальной деятельности, который находится под защитой правовых норм. Субъектами считаются непосредственно авторы и владельцы данных результатов (гражданин или юридическое лицо).

Источник

Интеллектуальный труд: понятие, основы, формы, правила организация и особенности управления

Современное общество характеризуется постоянным ростом значимости интеллектуального труда. Можно сказать, он является основой экономического роста и развития. В связи с этим повышается актуальность изучения данного вопроса.

Определение интеллектуального труда (ИТ) может быть сформулировано, как вид деятельности, при которой главным ресурсом достижения полученного результата являются затраты умственной энергии. Выделяют такие основные предметы деятельности:

  • информация;
  • интеллект;
  • понятийный аппарат;
  • оборудование.

В современных условиях к работникам интеллектуального труда выдвигаются новые повышенные требования. Помимо способности к обработке информации, уделяется внимание творческому потенциалу и нестандартным методам мышления. Работников умственного труда все чаще причисляют к креативному классу (то есть они должны генерировать новые идеи).

Современный подход к определению

На сегодняшний день понятие интеллектуального труда достаточно широко и рассматривается с нескольких позиций. Вот основные моменты, которые характеризуют данный термин:

  • мыслительный процесс, направленный на создание, восприятие и воспроизводство знаний;
  • научно-техническая деятельность, лежащая в основе инновационного процесса (отдельно взятой организации и общества в целом);
  • научно-техническая деятельность, лежащая в основе интеллектуального развития общества;
  • основная форма жизнедеятельности человека, которая является способом самовыражения и утверждения личности;
  • вид творческой деятельности.

Сравнительная характеристика физического и умственного труда

Помимо явных признаков, есть еще некоторые факторы, определяющие различия между физическим и умственным трудом. Сравнительная характеристика приведена в таблице:

  • Четкая формулировка производственных целей и задач.
  • Определение индивидуальной ответственности работника за результат деятельности.
  • Определение индивидуальной ответственности за внедрение и реализацию результатов умственного труда.
  • Постоянное обучение сотрудников и обмен новыми знаниями внутри коллектива.
  • Пошаговое описание алгоритма рабочего процесса.
  • Ограничение лишних физических движений с целью минимизации временных потерь.
  • Сведение физических усилий к предельному минимуму.
  • Внедрение инновационных технологий, облегчающих физический труд.

Качественные параметры результатов труда, а также их влияние на количественные показатели организации.

Количество продукции, произведенной в единицу времени или за определенный период.

Можно расценивать как вклад в основной капитал.

Издержки производства и обращения.

В обществе интеллектуальный труд занимает особое место и характеризуется рядом специфических особенностей. Вот основные из них:

Значительная нервная нагрузка. Как правило, именно у представителей ИТ наиболее часто отмечаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, что связано с высокой степенью ответственности. Интересно, что данный риск существенно снижается посредством регулярных физических нагрузок.

Необходимость длительного обучения. Как правило, речь идет о получении высшего или средне-специального образования. Также требуется постоянное повышение квалификации для соответствия изменяющимся требованиям времени.

Отсутствие вещественного результата. Даже если интеллектуальный труд имеет материальное выражение, оно появляется не сразу, а через определенное время.

Ограниченность подвижности. Как правило, умственная работа осуществляется в статичном положении, что со временем ведет к нарушению работы опорно-двигательного аппарата.

Значительная роль творчества. В ИТ ценится нестандартный подход к решению стандартных задач.

Основные формы ИТ

Можно условно выделить несколько форм интеллектуального труда. А именно:

Операторский труд. Подразумевает управление и контроль за всевозможными процессами на предприятии (производство товаров и услуг, товародвижение, работа с покупателями и так далее). В условиях многофакторного производства такой труд связан с переработкой большого количества данных в сжатые сроки, что сопровождается повышенной эмоциональной напряженностью.

Читайте также:  Лазерная эпиляция как долго держится результат

Управленческий труд. Подразумевает руководство предприятиями, учреждениями или их подразделениями. Деятельность характеризуется не только огромными объемами перерабатываемой информации, но также высокой степенью ответственности. Работа дополнительно усложняется периодической необходимостью в урегулировании конфликтных ситуаций.

Творческий труд. Считается наиболее сложной формой интеллектуального труда. Это обусловлено тем, что данная деятельность связана с большими объемами информации, которую нужно держать в памяти, дефицитом времени и данных, а также с высокой степенью эмоционального напряжения.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, а также сотрудников сферы услуг. Подразумевает постоянные контакты с большим количеством людей, повышенную степень ответственности и нервную напряженность.

Труд учащихся и студентов. Подразумевает напряжение таких психических функций, как внимание, восприятие и память.

Основные виды ИТ

Люди интеллектуального труда работают в неодинаковых условиях. Исходя из этого можно выделить такие основные виды ИТ:

Выполняемый по заранее оговоренному плану или стандартной схеме с преимущественным напряжением мыслительных механизмов. В качестве примера можно привести работу бухгалтера, экономиста или инженера.

С неравномерной нагрузкой и необходимостью принятия нестандартных решений. Как правило, таким видом ИТ заняты руководители предприятий или их структурных подразделений.

С ненормированным и нерегламентированным графиком труда, а также с периодическим эмоциональным напряжением. Речь идет о труде людей искусства, а также научных работников, задействованных в создании новых разработок.

С повышенным уровнем ответственности и частым эмоциональным напряжением, что связано с необходимостью постоянного контроля за изменяющейся ситуацией. К данному виду можно отнести труд диспетчеров, операторов и так далее.

С потребностью в повышенной концентрации внимания. В качестве примера можно привести работу контролеров (например, на конвейерном производстве).

С необходимостью быстрого реагирования при дефиците информации. Речь, как правило, идет о медицинских работниках или диспетчерах.

С необходимостью тесных межличностных контактов и с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций. Например, педагоги или офисный персонал.

Подразумевающий освоение новых знаний. Это люди, проходящие обучение.

Умственно-интеллектуальный труд включает в себя несколько ключевых компонентов. А именно:

  • Регламентированный. Имеется в виду четкая инструкция, в соответствии с которой выполняется работа. При этом человек не задействует творческий потенциал и не привносит никакой новизны в производственный процесс.
  • Творческий компонент. Имеется в виду создание новых благ (информационных, духовных или материальных). Его основная цель — поиск новых подходов и решений с целью преодоления застоев в развитии того или иного процесса.
  • Эвристический компонент. Имеется в виду создание принципиально нового интеллектуального или материального продукта, который обладает исключительно полезностью.
  • Информационный компонент. Это основа и исходный момент интеллектуальной деятельности.
  • Мотивационный компонент. Имеются в виду эмоциональные и волевые процессы, которые побуждают человека к материальному и интеллектуальному труду, познавательному процессу, формированию убеждений.
  • Когнитивный компонент. Речь идет о культуре мышления, способности к анализу и синтезу, умению доказывать и аргументировать, склонности к исследовательской и творческой деятельности.
  • Организационно-технологический компонент. Речь идет о способе мышления, а также сбора, обработки и преобразования информации.
  • Гигиенический. Речь идет о соответствии условий, в которых происходит интеллектуальная активность, санитарно-гигиеническим нормам.

Факторы интеллектуализации труда

Основа социального и экономического развития — вот что такое интеллектуальный труд. Это объясняет активизацию общемирового процесса интеллектуализации труда, который обеспечивается такими ключевыми факторами:

  • развитие международного сотрудничества в области развития и популяризации ИТ;
  • совершенствование и стабилизация модели образования;
  • сохранение и накопление научно-технического потенциала государства;
  • расширение масштабов подготовки специалистов с высокой степенью квалификации в динамично развивающихся отраслях;
  • критическое рассмотрение современного подхода к пониманию и определению ИТ;
  • системно-деятельностный подход к определению ИТ.

Специфика результатов ИТ

Результатом интеллектуального труда является продукт, выраженный в объективной форме, в зависимости от характера. Он может называться произведением, изобретением, образцом и так далее. У каждого из этих продуктов интеллектуального труда имеются свои специфические особенности, но также есть и общие признаки. А именно:

Идеальная природа. Даже если продукт имеет конкретное материальное выражение (изображение, текст и так далее), это не отменяет его идеалистичности. В связи с этим он не подвергается материальному износу. Лишь моральному.

Система права не оказывает непосредственного воздействия на мыслительный процесс. Тем не менее право существенно влияет на конечный продукт интеллектуальной деятельности путем ограничений.

При всей важности результатов ИТ они не являются полноценным экономическим ресурсом.

Изучая основы интеллектуального труда, следует уделить внимание фактору напряженности. Он характеризуется повышенной умственной и эмоциональной нагрузкой. В связи с этим можно выделить четыре уровня напряженности: оптимальный (легкий), допустимый (средняя напряженность), напряженный первой степени, напряженный второй степени.

Наиболее легким считается такой умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решений с вытекающей ответственностью.

К допустимой напряженности труда можно отнести ситуацию, когда работник обязан принимать решения в рамках одной четко определенной инструкции.

Напряженный ИТ первой степени — это ситуация, когда человек решает сложные задачи и принимает ответственные решения по четко определенным алгоритмам.

Творческая работа без четких алгоритмов и инструкций, требующая принятия ответственных решений, характеризуется как напряженная второй степени.

Что такое интеллектуальный труд? Многие люди ошибочно считают данный вид деятельности спокойным и благоприятным. Тем не менее ИТ достаточно часто относят к категории вредных. Причины вреда для здоровья описаны в таблице.

  • Вынужденное неправильное положение тела (деформация стоп, изменение осанки, заболевания опорно-двигательного аппарата).
  • Напряжение отдельных частей тела и органов, приводящих к профессиональным заболеваниям.
  • Нерациональный режим труда (приводит к нервному и физическому перенапряжению с негативными последствиями для здоровья).
  • Неправильный температурный режим.
  • Повышенная или пониженная влажность воздуха.
  • Повышенное или пониженное атмосферное давление.
  • Повышенный уровень шумов и вибрация.
  • Бактериальное загрязнение среды.

Физиолог Введенский, занимавшийся изучением основ интеллектуального труда, выделил такие основные положения гигиены данного вида деятельности:

Постепенное втягивание в труд. Поток информации и нагрузка должны увеличиваться постепенно. В противном случае возможна эмоциональная перегрузка, а также низкая производительность работы.

Строгая ритмичность труда. Имеется в виду грамотное соотношение рабочей активности и перерывов. Данная мера направлена на то, чтобы исключить переутомление, а также простои в рабочем процессе.

Читайте также:  Премьер лига россии результаты этого тура

Последовательность и систематичность. Работа должна быть четко спланирована и детализирована, чтобы исключить временные и информационные потери.

Рекомендации по повышению качества ИТ

Работники интеллектуального труда нередко сталкиваются с кризисами и застоями в деятельности. Для их преодоления или предотвращения стоит руководствоваться такими рекомендациями:

Источник

Презентация результатов интеллектуального труда и научных исследований, основные формы и способы.

Студенты в ходе получения высшего образования фактически ежедневно сталкиваются с необходимостью выполнения самых различных письменных работ в рамках очень жестких сроков. В данном параграфе курса лекций представлены основы письменной работы, изучение которых с постоянной практикой написания разного вида текстов дает возможность студенту выработать собственную индивидуальную технологию подготовки письменных работ с учетом базовых норм, правил их подготовки, обработки и оформления.

Самым распространенным видом письменной работы студента является конспект. Конспект(от лат.Conspectus– обзор) является текстом, выполненным в письменной форме, в котором кратко и последовательно изложены содержательные моменты конспектируемого источника информации. Правильный конспект должен отражать логику и смысловые связи фиксируемой информации, а также помогает понимать информацию любой сложности, т.к. представляет ее в логическом, структурированном виде.

Следует отличать конспект лекции и конспект текста книги. Рассмотрим особенности и основные правила работы над конспектом.

Лекция – одна из главных форм учебной работы. Учебник никогда не заменит живого общения с преподавателем, в котором раскрываются важнейшие моменты смыслов изучаемых вопросов. Поэтому конспектировать лекцию необходимо, а делать это надо таким образом, чтобы конспект служил студенту максимально продуктивно и долго. С чего начать конспектирования лекции? Во-первых, студент должен иметь на лекции инструменты для выполнения и маркировки конспекта: тетрадь, ручку, линейку, маркеры 1-2 цветов, карандаш. Во-вторых, необходимо выбрать удобную тетрадь, подготовить в ней поля, которые пригодятся для раскрытия и последующего дополнения материала лекции. В-третьих, в начале тетради необходимо оставить 1-2 страницы для фиксации названия дисциплины, фамилии, имени, отчества преподавателя, часов и места проведения его консультаций, основных требований к зачету или экзамену, списка сокращений (общепринятых, индивидуальных и рекомендованных преподавателем), которые студент будет использовать при конспектировании лекции, перечня рекомендованных для освоения дисциплины источников.

Начав конспектировать лекцию, студент обязательно должен фиксировать в конспекте тему и план лекции, записать информацию о связи данной темы с другими темами курса. При конспектировании необходимо придерживаться структуры плана лекции и применять для ее фиксации специальные обозначения. Например: вопрос плана можно обозначить цифрами 1, 2, 3, а подвопросы – 1.1, 1.2.

Главной ошибкой студента при конспектировании лекции является «запись диктанта». Лектор лекцию читает, а студент – слушает. Слушая лекцию, студент должен размышлять вместе с преподавателем, задавать вопросы (во внутренней речи или вслух) понимать то, о чем идет речь и фиксировать главное и важное в своем конспекте.

Конспект лекции является эффективным орудием учебного труда для студента только в том случае, если студент с ним работает и после его написания. Как показывает опыт, через 2-4 часа после написания конспект необходимо просмотреть, внести пометки, расшифровать «по горячим следам» неудачные, неточные сокращения, маркировать. При подготовке к следующей лекции или семинару (практическому занятию) по этой дисциплине конспект необходимо вновь прочитать и дополнить информацией из учебной основной и дополнительной литературы (зафиксировать на полях примеры, иллюстрирующие выводы лекции, определения новых терминов, уточнение нового контекста применения уже известных понятий). Повторное чтение конспектов должно состояться перед контрольной работой, зачетом или экзаменом. Это необходимо для того, что представить себе учебный материал темы или лекции целиком, в смысловом единстве и целостности, что, в свою очередь, позволит уйти от «зубрежки».

Студент часто недооценивает необходимость конспектирования при работе с книгой. Особенно это связано с развитием технологий. Все чаще студент заменяет конспект книги сканированной копией или ксерокопией. Однако, это неправильно. Копия – это фотография , а конспект – результат личных сознательных усилий студента. Конспектируя, студент не только вступает в беседу с автором, осваивает логику его рассуждений, но и извлекает информацию в соответствии со стоящими перед ним целями.

Начать конспект источника необходимо с предварительного просмотра материала, составления библиографического описания источника: в специальной тетради с широкими полями укажите автора, точное указание название источника, издательства, года и количества страниц, приблизительное описание структуры источника (по оглавлению) и аннотацию данного источника. В ходе конспектирования в нижнем углу каждой страницы конспекта приводите страничный интервал. Законспектированные фрагменты также необходимо обозначать страничными интервалами, а наиболее важные – цитировать. Конспект должен иметь структуру: наиболее важные фрагменты нужно обозначать крупными заголовками, использовать для выделения важных информационных блоков с помощью приемов верстки (жирность шрифта, подчеркивание, маркировка цветом, обрамление и др.). Обязательно при конспектировании необходимо применять единую систему сокращений и условных обозначений36на полях конспекта указывайте примеры, иллюстрирующие суть того или иного фрагмента текста, ссылки на другие источники, фиксируйте значения употребляемых в конспекте терминов.

Общие правила конспектирования.

Написали конспект – прочитайте его «чужими глазами»;

Не пишите того, что и так понятно;

Используйте приемы сокращения записи;

Умеренно индивидуализируйте сокращения

Не сокращайте новые термины в расчете на свою память;

Просматривайте и дополняйте конспекты.

Конспект– это рабочий инструмент студента. Эффективность его использования зависит не столько от того, как студент его пишет, сколько от того, как часто он к нему обращается (для чтения и доработки). Первое чтение конспекта должно состоятся «по горячим следам» с целью его уточнения, расшифровки, внесения пометок. Повторное чтение должно состояться при подготовке к следующей лекции и практическому занятию (на полях в тетради необходимо внести информацию, полезную для ответов на вопросы и усвоения материала лекции). Последующее чтение конспекта связано с подготовкой к экзамену или зачету. На этом этапе студент может системно подойти к конспекту, связывая и соотнося между собой содержания разных лекций, выстроить системное знание дисциплины, целостно воспринять курс. Такая работа с конспектом позволяет уйти от такого явления в жизни студента как «зубрежка». В дальнейшей перспективе конспект также может пригодиться студенты в случае изучения новых дисциплин. Таким образом, конспект должен стать опорой памяти студента, гарантом его крепких знаний.

Читайте также:  Макроэкономика Тест с ответами 45

Эссе (от французского «essai», англ. «essay» — попытка, проба, очерк). Представляет собой самостоятельную письменную работу на определенную тему, в которой представлены собственные рассуждения автора, выражены индивидуальные впечатления и соображения. Как правило, в образовательном процессе вуза эссе используется для развития у студента навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Качественное эссе предполагает четко и грамотно сформулированные мысли, структурированная информация, использование основных категорий анализа, выделение причинно-следственных связей, иллюстрацию понятий соответствующими примерами, аргументированность выводов автора; владение научным стилем речи. Если преподаватель не дает студенту строго определенной темы, студент должен сделать это самостоятельно. Тема не может быть сформулирована как понятие или повествование, она должна побуждать к размышлению, содержать в себе вопрос или проблему (например, эссе «Почему я выбрал профессию …?»). Следовательно, содержание эссе представляет собой ответ на поставленный в теме вопрос. Таким образом, эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Отметим основные требования к эссе. Во-первых, не смотря на краткость изложения содержания (в среднем объем эссе составляет 5-7 страниц), эссе предполагает наличие нескольких структурных компонентов. Среди них обязательными являются введение, в котором дается обоснование вопроса, основная часть (основные тезисы проблемы, аргументация и анализ основных подходов к ее решению и собственной позиции) и заключение (обобщенные и аргументированные выводы, пояснения, указание на взаимосвязь с другими проблемами, собственное отношение к проблеме). Во-вторых, выводы автора должны быть, с одной стороны, собственными, но с другой, они должны опираться на проверенные данные и факты. В-третьих, эссе не должно быть лишено ссылок на источники, но при этом, не стоит ссылаться на те работы, которые автор сам не читал.

Представим несколько советов по работе над эссе.

Прежде чем писать эссе, обдумайте суть вопроса и возможное содержание ответа.

Источник



28. Презентация результатов интеллектуального труда.

Подготовка и выступление с докладом, выполнение и защита рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ — важные и сложные виды учебно-исследовательской работы, которые способствуют углублению и расширению знаний в области теории и технологии социальной работы, формированию умения творчески применять полученные теоретические знания на практике, развитию у студентов интереса к научному исследованию. Полноценное становление специалиста высшей квалификации невозможно без осуществления научной работы. Кроме того, такие виды работ дают возможность преподавателю оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.

Четко сформулированная задача, проблема, постоянный интерес руководителя к научной самостоятельной работе студента стимулируют интенсивность и качество его работы (участие в работе кружков на кафедрах, в научных конференциях разного уровня, а также в написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования:

а) умение поиска источников информации, отбор нужной информации в одном (нескольких) источнике, ориентация в отобранных (рекомендуемых) публикациях и др. и смысловой ее переработки, содержащейся в различных источниках – учебниках, методических материалах, электронной учебной продукции, ресурсах Интернета и др ;

б) умения и навыки письменной фиксации информации для ее последующего использования с помощью различных видов записи (план, конспект, реферат, сообщение, аннотация и др.);

в) умение доложить результаты исследования и подготовить их к опубликованию.

В вузе сложились определенные формы научной самостоятельной работы студентов, которые представлены на рисунке.

Рис. Формы научной самостоятельной работы в вузе

29. Как избежать плагиата.

В наш век уже столько всего написано и сказано, что придумать что-то действительно новое весьма непросто. Поэтому вполне закономерно, что каждый писатель сталкивался с проблемой плагиата.

Слово «плагиат» произошло от латинского plagio, что означает «похищаю». Большой энциклопедический словарь определяет плагиат как намеренное полное или частичное присвоение авторства на чужое произведение литературы, науки, искусства, изобретение или рационализаторское предложение. С проблемой плагиата можно столкнуться в двух случаях. Во-первых, когда кто-то без вашего разрешения и, не ссылаясь на вас как на автора, использует ваше произведение или отрывок из него. И, во-вторых, когда вы сами используете чужие идеи или мысли при написании собственного произведения. В это статье мы остановимся на втором случае и рассмотрим, как избежать плагиата.

Чем опасен плагиат? Прежде всего, за плагиат в нашем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность. Автор текста, который вы позаимствовали, может подать на вас в суд и выиграть дело. Кроме того, использование плагиата подрывает вашу репутацию.

Чтобы избежать плагиата, нужно помнить несколько простых правил. Если вы используете в своем произведении какие-либо цитаты из другого источника, то обязательно указывайте, кого вы цитируете. Это можно сделать с помощью кавычек и указания автора, либо ссылаясь на автора, переписать его мысли своими словами. В любом случае отсыл к источнику обязателен.

Естественно, что при написании художественного произведения подобные цитирования, тем более частые, нежелательны. Поэтому выстраивайте свою сюжетную линию, придумывайте оригинальные ходы, придавайте своим персонажам уникальные черты, наконец, создавайте новые образы. Не бойтесь высказывать свою собственную позицию и отношение к тем или иным явлениям. Чем больше вы будете работать над произведением, тем более самодостаточным оно будет.

Источник