Проблемы современного образования

Дополнительное образование: от новаций без системы к системной инновации

О том, какой может быть система допобразования и как вырваться за пределы существующей десятилетиями «административно-кружковой» логики рассказывает генеральный директор АНО «Открытое образование» Александр Попов.Что не так с нашим дополнительным образованием?Ситуация дополнительного образования в современной России не только примечательна, но и поучительна. С одной стороны, к его развитию прилагается масса усилий. Строятся принципиально новые модели, закрепляемые в концептуальных и нормативных документах. В регионах создаются Региональные модельные центры, а в муниципалитетах – Муниципальные опорные центры; те и другие призваны сделать качественное дополнительное образование доступным для каждого ученика. Молодые люди, добившиеся успеха в свои двадцать с небольшим лет, рассказывают, что многим, если не всем, обязаны некой программе дополнительного образования, на которую они в свое время попали почти случайно. Эксперты с мировым именем заявляют, что именно дополнительное образование – главный стратегический резерв для развития человеческого капитала страны. А с другой стороны – вдали от столиц, даже в городах-миллионниках дополнительное образование зачастую по-прежнему рассматривается как нечто среднее между клубом по интересам, «облегченной» по своей программе спортивной или художественной школой, и коллективным репетитором. Речь идёт о чём-то необязательном: о приятном бонусе, позволяющем детям не болтаться на улице и не зависать в интернете, но точно не об инструменте развития человеческого капитала и не о путеводном клубочке на пути к успеху. Это притом что отдельные проекты и программы дополнительного образования действительно дают своим воспитанникам «путевки в будущее». Но их ещё нужно обнаружить на карте нашей страны, а самим им – удержаться «на плаву» без системной поддержки. Почему же так получается, при всех мерах по развитию дополнительного образования, притом что именно программы, ориентированные на конкурентоспособность и жизненный успех ученика, обозначаются как образец и эталон? Почему такие программы как были, так и остаются единичными? Как устроена традиционная система допобразования – и как должна быть устроена новая система Традиционная модель сложилась в советские годы, в период индустриализации. Тогда она полностью соответствовала социальным и социокультурным обстоятельствам и, без преувеличения, направляла учеников на передовые рубежи развития – вовлекая на элементарном уровне в инженерное творчество, приобщая к искусству, восполняя физические дефициты. Сообразной времени была и базовая форма занятий – «кружок», ведь он воспроизводил отношения в производственном объединении того времени и воспитывал жесткую соорганизацию и «чувство локтя товарища». В 1970-1980 гг., с окончанием «индустриализации» и «культурной революции», закончилась и культуртрегерская функция дополнительного образования. Её место властно захватила функция социальной услуги по принципу: «Дети должны быть под присмотром и заниматься делом, которое им не будет вредно, а скорее всего полезно». Но кружок как базовая форма сохранился, потому что хорошо обеспечивал и присмотр за детьми, и их общее социальное дисциплинирование. В таком виде отрасль дополнительного образования пережила крах СССР и добралась до 2010-х годов. Одной из главных черт «традиционной модели» является принципиальное отторжение перемен, и поэтому – отсутствие реальных амбиций и «ультимативных ставок» (самое большее – сделать капитальный ремонт в учреждении и расшириться за счёт соседнего здания, чтобы увеличить численный охват детей). Другая черта – полное игнорирование особенностей той территории, на которой живут дети и происходит дополнительное образование. Во всех частях страны строились однотипные по архитектуре здания, в которых проходили одинаковые, стандартизированные занятия по сольфеджио, танцам, боксу и другим столь же общеполезным предметам. «Педагогические» возможности конкретных поселений и территорий, будь то местная историческая легенда, уникальное производство, неучтенные природные ресурсы и т.д., и т.п. – как правило, игнорировались.Подходы нового дополнительного образования Новое дополнительное образование, разворачивающееся в нашей стране разными путями и обеспечиваемое сейчас «Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей», предлагает принципиально иные подходы: Во-первых, ученика не нужно куда-то «направлять» и «включать» – он должен сам реконструировать интересные и актуальные сферы деятельности, в которых именно он может добиться прорыва и принести пользу как себе, так и другим людям.Во-вторых, базовой формой уже не может быть кружок – ею должна стать образовательная программа, предполагающая разнообразие деятельности, конечный продукт и возможность его использования; требующая не «чувства товарищеского локтя», а продуктивного сотрудничества.В-третьих, такое дополнительное образование должно обеспечивать для учеников пробу собственных сил в интересных для них сферах «здесь и сейчас» – а значит, в полной мере и на полную мощность использовать те уникальные возможности, которые есть в данной конкретной территории. Если здесь есть мощное предприятие – устроить туда образовательные экскурсии, а потом тренинги, которые бы проводили его специалисты, а потом стажировки на самом предприятии (при соблюдении техники безопасности, конечно). Если здесь есть уникальный культурный объект – нужно, чтобы ученики его исследовали и описывали, в своих творческих пробах обыгрывали навеянные им образы. Такое дополнительное образование уже не может быть совокупностью однотипных учреждений. Оно становится пространством для многообразной деятельности, инициируемой взрослыми, но осуществляемой заведомо учениками. Именно для того, чтобы превратить дополнительное образование в пространство деятельности и взаимодействий, начали создаваться новые организационно-управленческие структуры: межведомственные советы, региональные модельные центры, муниципальные опорные центры. Для этого же было введено «Персональное финансирование дополнительного образования» – система, когда дети совместно с родителями выбирают наиболее важную для них образовательную программу, и именно ей достаются государственные деньги, положенные данному ученику. Почему ситуация не меняется? Проблема, на наш взгляд, состоит в том, что управляющие работники в регионах и муниципалитетах – не говоря уже о директорах конкретных учреждений и подчиненных им педагогах! – продолжают по привычке и по старинке жить и действовать в прежней – «кружково-учрежденческой» – логике. Она предполагает, во-первых, что ученики должны выбирать из спектра услуг, предлагаемых взрослыми, а не взрослые должны разрабатывать предложения, исходя из потребностей учеников; во-вторых, что организационно-управленческие, то есть инструментальные формы должны господствовать над содержанием образования, а не наоборот, как это было бы логично; в-третьих, что дополнительное образование должно быть постоянно открыто для контроля и проверки, а значит, в идеале быть максимально простым. Уж если надо выбирать образовательную программу, то одну-единственную; уж если разрабатывать образовательные программы, то максимально похожие на кружки, на основе «прозрачного» учебного плана, где каждое занятие ведет один-единственный педагог. Надо признать, что эта «советская» логика оказалась на редкость живучей и способной к ассимиляции новых моделей дополнительного образования. Результаты не заставили себя ждать. Во многих регионах персональное финансирование дополнительного образования было поставлено во главу угла всего реформирования отрасли, тогда как должно было стать лишь инструментом. Массовизация услуг дополнительного образования, обеспеченная тиражированием кружков, в том числе силами малоквалифицированных педагогов, ожидаемо привела к падению качества этих услуг. Новые образовательные программы, в том числе ориентированные на местную специфику, во многих территориях появлялись сугубо стихийно, и уж точно не становились приоритетными с точки зрения муниципальных и региональных властей. И наоборот, там, где негосударственный сектор специально вовлекался в развитие дополнительного образования, удалось добиться значительных сдвигов и в целом сформировать потенциал развития. Как вырваться за пределы «административно-кружковой» логики? Мы возьмем на себя смелость и предложим краткие рекомендации по этому поводу для управленцев разного уровня. Думаем, что они будут важны и педагогам, решившимся по капле выдавливать из себя «кружок». 1. Сначала нужно определиться – какой сценарий развития дополнительного образования будет вам «всех милее»: оптимизация, когда обновляются компетенции педагогов, но структура деятельности остаётся неизменной; модернизация, когда структура опять же не меняется, но надстраивается и достраивается новыми элементами, или трансформация, когда строится принципиально новая структура дополнительного образования, на основе стратегической программы, силами многих участников, в том числе и в первую очередь из негосударственного сектора. Этот сценарий самый сложный в реализации – но только он позволит преодолеть инерцию «советского», «индустриального» дополнительного образования. 2. Определить ключевые ультимативные ставки – то есть качественные управленческие изменения в дополнительном образовании, прежде всего его новую роль в местном социуме. Хотя в каждом регионе ультимативные ставки должны определяться, исходя из его конкретной ситуации, можно предложить «типовой вариант» – не как догму, а как руководство к действию: построить (или реконструировать!) связь дополнительного образования с приоритетами общего социально-экономического развития региона – в том числе предположить, где и как дополнительное образование само по себе могло бы стать фактором социально-экономического развития;на этой основе – принципиально изменить содержание дополнительного образования, прежде всего – сориентировать его на самоопределение ученика и на построение им индивидуальной стратегии, с учетом ограничений и возможностей конкретного региона;создать конкурентную среду программ дополнительного образования, в которой бы активно участвовал негосударственный сектор;втянуть в дополнительное образование субъектов из реального сектора экономики – не только как спонсоров, но и как инвесторов и полноценных соучастников (наставников, менторов, мастеров);запустить образовательные программы нового поколения, прежде всего основанные на модульных технологиях и сетевом взаимодействии, реализуемые как в дополнительном, так и в общем образовании, например, в Школе полного дня;сформировать педагогическое сообщество нового качества – за счёт региональных кадровых школ и конкурсов нового поколения, в которые бы специально втягивались молодые педагоги и их младшие товарищи – студенты педагогических специальностей;сменить базовые организационно-управленческие механизмы и инструменты, прежде всего за счёт внедрения системы конкурсов, а также построения партнерских сетей и делегирования части функций партнерам. 3. А потом уже начать «отыгрывать» базовые ставки! Конкретных форм и методов здесь много, но они уже не поместятся в статью. Самое главное – помнить и удерживать два простых принципа: а) само дополнительное образование должно стать реальным сектором экономики; б) нужно не «бороться» за отдельные показатели, а реализовывать целостную, системную программу развития дополнительного образования своих детей! И тогда дополнительное образование точно обеспечит развитие капитала и потенциала учеников – завтрашних граждан нашей страны, вершителей наших судеб.

Вы находитесь на странице, адап­ти­ро­ван­ной для быстрой загрузки

Источник

Трудные вопросы истории России. Выпуск 2

Второй выпуск учебного пособия «Трудные вопросы истории России» логически продолжает первое издание. Основное внимание коллектива авторов – преподавателей Института истории и политики МПГУ – сосредоточено вокруг следующих актуальных научных направлений отечественной истории: революции 1917 г. как исторического феномена России, современных споров историков о событиях Отечественной войны 1941–1945 гг., проблем геополитики и идеологии, вопросов теории и методологии истории, проблем современного образования. Расширение традиционных рамок пособия связано с тем, что в современном мире число «трудных вопросов» непрерывно растет, и авторы пособия стремились идти в ногу со временем. Пособие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначено для учителей, студентов и школьников, углубленно изучающих историю.

Читайте также:  Указ Президента от 15 01 2016 N 12 ред от 15 05 2018 quot Вопросы Министерства финансов Российской Федерации quot

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные вопросы истории России. Выпуск 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Под общей редакцией А. Б. Ананченко

Код и направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили «История и Обществознание», «История и Право», «История и Иностранный язык (английский)»

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Д. В. Ковалёв, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ Р. Г. Гагкуев, доктор исторических наук, главный редактор издательства «Дрофа»

Авторский коллектив:

A. Б. Ананченко, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории, директор Института истории и политики МПГУ;

Г. А. Артамонов, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ;

Н. Н. Глухарев, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

А. А. Зданович, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

А. А. Карасева, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

В. В. Маландин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России МПГУ;

Ю.А. Никифоров, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой политических исследований России и постсоветского пространства МПГУ;

В.П. Попов, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

В. Ж. Цветков, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

Д. О. Чураков, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

B. Л. Шаповалов, кандидат исторических наук, доцент кафедры политических исследований России и постсоветского пространства МПГУ;

А. И. Юрьев, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ.

Первый выпуск учебного пособия «Трудные вопросы истории России» вышел в 2016 г. и получил положительную оценку научно-педагогической общественности [2]. Прошедшее время показало, что число «трудных вопросов» в условиях быстро развивающегося мира постоянно растет, и потому неслучайно, что проблемы геополитики и международных отношений выходят сегодня на первое место. Для нас важно донести свое профессиональное понимание исторического знания до современной образовательной среды, показать, что многие проблемы современности имеют «длинную историю» и свои исторические корни. Другими словами, авторы пособия исходят из единства исторического процесса российской истории в контексте мировой, и это одна из причин того, что хронологические рамки пособия расширены.

Нерешенность многих «трудных вопросов» в прошлом, их неполное, неточное или искаженное, далекое от действительности отражение в исторических сочинениях, а иногда и заведомая фальсификация прошлого, то есть вся сумма объективных и субъективных факторов, влияющих на постижение истины, — все это заставляет историков вновь и вновь обращаться к темам, которые, казалось бы, уже были разрешены наукой. Это лишь доказывает, что знание не дается в готовом виде; от студента требуются немалые усилия, чтобы овладеть им.

Можно с достаточным основанием утверждать, что каждое новое поколение по-своему переосмысливает роль Великой российской революции 1917 г. в отечественной и мировой истории. В чем заключается историческая случайность, а в чем историческая закономерность этого глобального события? Если рассматривать революцию как движение к созданию общества, проповедующего лозунги «свободы», «равенства» и «братства» и реализующего их в земной жизни, логично задать вопрос: не являются ли все коммунистические революции во всей мировой истории закономерной и оправданной реакцией населения на достижение зажиточной и справедливой жизни для всех? И если это так, то почему многолетние усилия при реализации подобных глобальных социальных проектов оборачиваются химерой, а максимальное вмешательство правительства в экономические и политические дела ведет к установлению тоталитарных политических режимов? Не является ли это последнее обстоятельство главной причиной господства бюрократии в Советской России? В какой момент и по каким причинам российский витязь, стоявший на распутье в начале 1917 г., в январе следующего года окончательно избрал путь, далекий от демократического? В чем смысл борьбы между «трудом» и «капиталом» и почему в советском обществе, где капиталистические отношения были упразднены, рабочее сопротивление властям, то явное, то скрытое, стало непременным спутником их жизни? На эти и другие вопросы попытались ответить авторы первого раздела пособия. Конечно, в задачу историков не входит умножение новых «трудных вопросов» или воскрешение старых мифов для разжигания новых конфликтов, сегодня следует стремиться к созданию более совершенного социального мира и порядка.

Споры о характере Отечественной войны 1941–1945 гг. и причинах поражения Красной армии в приграничных сражениях, об устойчивом характере многих мифов о войне и попытках историков их развенчать, об источниках нашей Победы изложены во втором разделе пособия. Здесь также нет окончательных и однозначных ответов — авторы дают возможность читателю ознакомиться с противоположными точками зрения и попытаться выработать собственную. Выход в свет фундаментального 12-томника [1] не снял с повестки задачу переосмысления наших знаний о войне; при этом авторы пособия обращают внимание на то обстоятельство, что знание фактов не всегда является определяющим в трактовке событий, важнейшую роль и сегодня продолжает играть господствующая идеология. Отмечается также то обстоятельство, что многие идеологические догмы прочно укоренились в сознании поколений, они не только усваиваются общественным мнением, но и становятся вне критики. Увлечение молодежи героикой войны делает актуальным проблему изучения личностей советских полководцев, превзошедших немецких на поле брани. Они были разными по военным дарованиям, чертам характера и судьбе, но всех их объединяла вера в окончательную победу и беззаветное служение своему Отечеству.

Авторы пособия сочли возможным соединить в одном разделе проблемы геополитики и идеологии, современность и глубокую древность. Кто бы мог подумать еще тридцать лет назад, что проблема происхождения славян приобретет особую актуальность в связи с развитием агрессивного национализма в Украине, а сам национализм станет мощным оружием в борьбе с Россией. И наконец, не является ли сдача идеологических позиций советским руководством одним из главных факторов, приведших к распаду Советского Союза. Нетрудно заметить, что ответы на «трудные вопросы» порождают новые, которые еще ждут своего разрешения.

Впервые авторы пособия обратились к проблеме теории истории, которая стремительно развивается в последние десятилетия. Проблемы исторической памяти общества и формирования механизма сохранения и передачи информации во времени и пространстве занимали ученых с древности. Важным является представленное в пособии положение о том, что конкретное содержание исторической памяти всегда актуализировано.

Завершает сборник сюжет, посвященный переоценке влияния так называемого Болонского процесса на систему образования в России в связи с настоятельной потребностью сохранения отечественных традиций, подготовки специалистов в аспирантуре.

Учитывая характер издания — учебное пособие, тексты разделов снабжены вопросами и заданиями, которые должны помочь лучшему усвоению студентами материала.

1. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: В 12 т. М., 2011–2015.

2. Матвеева А. М. Национальное согласие по отечественной истории. Рецензия на учебное пособие по «трудным вопросам» истории // Преподавание истории в школе. 2016. № 6. С. 64–65.

Источник

Проблемы современного образования

Статья посвящена анализу категории образа в акмеистической образомоделирующей сфере – эйдолологии. Доказывается, что эйдолология является основой эстетической системы акмеизма, которая генерирует в себе особенные образы – эйдолоны. Именно эти образы были для поэтов-акмеистов единственно правильными, пригодными для создания идеального художественного произведения. Особое внимание в статье обращено на специфику эйдолонов и характер их функционирования в поэтическом тексте. Также в работе исследуется коммуникативный, эстетически-воспринимательный аспект поэзии в акмеизме.

Ключевые слова

В статье автор аргументирует два возможных пути взаимодействия теологического знания и содержания современного педагогического образования. Первый связан с подготовкой учителей религиозного вероучения и культуры, которая, по мнению автора, должна выстраиваться на вариативной основе, учитывать мировоззренческую ориентацию студентов и исходя из этого включать в содержание их подготовки изучение теологических курсов в качестве общей теоретической подготовки, а также методически-ориентированные дисциплины. Одновременно предлагаются пути совершенствования педагогической подготовки студентов духовных семинарий и академий, теологических кафедр, нацеленных в будущем на преподавание религиозного вероучения и культуры. Второй путь связан с изучением в педагогическом вузе истории и теории православной педагогической культуры как исторически доминирующей в отечественном образовательном пространстве на протяжении тысячелетия, основанной на теологическом учении, включающем православную антропологию. Автор приводит в качестве примера реализации взаимодействия теологии и педагогики собственный опыт выстраивания содержания педагогического образования в конфессиональном вузе, который вполне может быть в той или иной степени востребован и адаптирован в иных высших педагогических учреждениях.

Ключевые слова

В парадигме экзистенциальной психологии выполнен авторский анализ переживания «ностальгии без памяти», фиксируемого у современных поколений молодых и взрослых людей. Он рассмотрен как феномен жизненного мира субъекта, возникший в условиях изменившейся реальности человеческого существования, характеризующейся необходимостью адаптации к увеличивающейся сложности выбора траектории развития и преодоления неопределенности. Рассмотрены связи переживания «ностальгии без памяти» с экзистенциальными ожиданиями личности и самовосприятием. Описаны факторы, стимулирующие переживание «ностальгии без памяти» у «поколения ЯЯЯ»: установка на пролонгацию статуса психологического потребителя; долгая родительская гиперопека; тенденция к избеганию принятия на себя ответственности за течение и психологическое содержание собственной жизни; принятие стратегии “carpediem” и др.

Ключевые слова

Статья посвящена изучению особенностей представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте. Исследуются феномены «представлений» и «абстрактных понятий», особенности развития личности в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте. Сформирована иерархия значимых абстрактных понятий в современном мире у юношей и девушек, изучено содержание и наполнение представления об абстрактных понятиях.

Ключевые слова

В статье рассматриваются вопросы символики цвета в реализации маркетинговых коммуникаций; факторы, обусловливающие осмысление цветового пространства. Визуальное восприятие, как говорят исследования, во многом определяет цвет: стимулируя фоторецепторы, он способен вызывать различный психологический настрой. Это свойство нашло широкое применение в маркетинге, в дизайнерских решениях для привлечения внимания широкой аудитории. В исследовании проанализированы знаковые особенности системы цвета символических наименований, эмблем, реклам крупных компаний.

Ключевые слова

В статье дается характеристика многообразия измерительных процедур, реализуемых в рамках единой системы оценки качества образования в РФ. Рассматривается проблема настороженного восприятия педагогами ряда школ Санкт-Петербурга оценочных процедур как инструментов контроля за деятельность учителя. Делается акцент на необходимости изменения отношения педагогического сообщества к измерительным процедурам, реализуемым в рамках системы оценки качества. Применительно к рейтингованию предлагается проведение широкой общественной дискуссии с целью выработки единых подходов и критериев для подготовки рейтингов школ как в стране в целом, так и в регионах в частности.

Ключевые слова

В статье представлен педагогический проект и результаты его реализации. Предложен план практических занятий на базе патентного сектора областной научной библиотеки. Показана высокая эффективность проведения подобных занятий при подготовке инженеров.

Ключевые слова

В условиях социально-экономических изменений современное общество сталкивается с множеством нерешенных вопросов, одним из которых является гуманизация гражданской и социальной жизни общества. Процесс гуманизации прослеживается во всех сферах жизнедеятельности общества, в частности в образовательной сфере. Тенденция развития сферы образования последних лет заключается в создании комфортных условий обучения для всех представителей общества, вне зависимости от национальности, расовых и половых признаков людей, их социального статуса, а также проблем со здоровьем. Это приводит к появлению новой модели обучения – инклюзивного образования, которое направлено на интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс. Автор статьи рассматривает вопрос инклюзивного образования, период его развития за рубежом и в России, основные принципы, на которых основывается инклюзивное образование и которые должны быть соблюдены в процессе обучения людей с ОВЗ. Были проанализированы этапы развития инклюзивного образования в западных странах (европейские страны, США, Япония) и в России. Из проведенного исторического анализа развития обучения, основанного на принципах инклюзии, следует вывод, что в западном мире эта работа ведется на протяжении долгого времени и имеет успешные результаты внедрения и реализации, а в отечественной практике наблюдается начальный процесс реализации инклюзивного подхода к обучению людей с ОВЗ.

Читайте также:  Поддержка стим мои вопросы

Ключевые слова

В статье анализируется динамика миграционных процессов в США. Использованы ресурсы Института миграционной политики (MPI), данные Обследования американского сообщества (ACS). Представлена ситуация в этническом, возрастном, образовательном аспектах. Рассматриваются вопросы нелегальной иммиграции, факта прибытия детей в страну без сопровождения. Акцентируется внимание на образовательных проблемах, связанных с интенсивностью нагрузки на государственные школы, переполненностью классов, ограниченным уровнем владения английским языком учащихся из среды иммигрантов.

Ключевые слова

Данная статья основана на кратком сравнительном анализе роли РПЦ в начальном образовании России второй половины XIX столетия и XXI в., содержит сведения о состоянии вопроса о введении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в курс 4-го класса начальной школы, а также характеризует исторические основания, ставшие ключевыми по отношению к модулю «Основы православной культуры».

Ключевые слова

В данной статье рассматривается проблема исследования и трактовки процесса развития отечественной педагогической науки и образования первой половины ХХ в. На основе проведенного исследования выявлено, что в советской педагогике в 1920–1940-е гг. развивались, главным образом, социально-педагогическое и когнитивное направления, а в эмигрантской педагогике – культурно-антропологическое, от которого отделилось христианско-антропологическое течение, а также православно-педагогическое, индивидуально-гуманистическое и когнитивное направления. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на социально-политические катаклизмы глобального масштаба первой половины ХХ в., процесс развития всех основных направлений отечественной педагогической науки в 1920–1940-е гг. носил непрерывный характер.

Ключевые слова

Статья посвящена американскому ученому, философу и педагогу Джону Дьюи (1859–1952), 160 лет со дня рождения которого празднуется в 2019 г. Особое внимание уделено профессиональной и научной деятельности Дьюи в Мичиганском, Чикагском и Колумбийском университетах.

Ключевые слова

В статье рассматривается вопрос создания и функционирования базовой кафедры педагогического вуза, особенности ее взаимодействия с образовательными учреждениями-партнерами, развития образовательного процесса и привлечения специалистов, обладающих практическим опытом по направлению профессиональной деятельности.

Ключевые слова

В статье рассматривается понятие «организационно-управленческие задачи профессиональной деятельности» в двух аспектах: с точки зрения разработчиков ФГОСВО по педагогическому образованию и с позиции ученых, занимающихся проблемами педагогического менеджмента. Анализ научных высказываний показал неоднозначность трактовок понятия. В данной работе предлагается рассматривать организационно-управленческие задачи, основываясь на характеристике общетрудовых функций, описанных в профессиональном стандарте «Педагог».

Ключевые слова

В статье рассматриваются требования, которые предъявляет модернизация российского образования к подготовке бакалавров в педагогических вузах в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Автор полагает, что данную подготовку следует фокусировать не столько на процессуальном и технологическом элементах здравотворчества, сколько на освоении его идеала. Именно этот идеал придает смысл здравотворческой деятельности, ориентирует личность на использование здоровья в качестве природной основы самореализации, осуществления избранной жизненной стратегии.

Ключевые слова

Формирование у студентов способности ведения дискуссии связано с определенными трудностями. Автор отмечает постепенный характер этого процесса. Регулярное использование этого метода обучения (от его простых форм к более сложным) на практических занятиях позволит эффективно формировать у студентов способность ведения дискуссии.

Ключевые слова

Мониторинг качества подготовки выпускников является актуальной задачей для образовательных организаций Государственной противопожарной службы МЧС России. С целью выявления проблем в подготовке разработаны анкеты для оценки выпускников руководителями практических подразделений Государственной противопожарной службы, в которые распределяются молодые специалисты для выполнения функций в области государственного пожарного надзора, расследования и экспертизы пожаров и пожаротушения. Результаты анкетирования руководителей практических подразделений, представленные в статье, отражают уровень сформированности профессиональных компетенций и деловых качеств выпускников, анализ которых способствует разработке мероприятий в области организации образовательного процесса и его методического обеспечения, направленных на повышение качества подготовки в Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова

В статье раскрываются и анализируются основные пути социального сопровождения бывших заключенных в условиях постпенитенциарной системы. Рассматривается сам процесс социализации указанной категории, в основе которого лежит нравственная культура, система социальных отношений и трудовой деятельности. В работе описывается значение труда и коллектива в переосмыслении жизненной позиции и мировоззрения.

Ключевые слова

В статье рассматривается роль социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве. Рассматриваются современные отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «социальные медиа» и описанию их роли в учебном процессе. Делаются конструктивные выводы, которые должны учитываться при проектировании адаптивного сетевого образовательного пространства и могут быть положены в основу модели использования социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве: целесообразность использования специально созданных сетей, исключительная важность быстрого доступа к информации («в один клик»); использование поиска по полнотекстовому запросу как основного инструмента поиска. Выделяются основные компоненты социальной сети в рамках адаптивного сетевого образовательного пространства: «группы», «блог» и «моя страница». Анализируются факторы, определяющие эффективность этих компонентов как инструментов организации работы обучающихся. Отмечается существенная роль средств мотивации и обеспечения обратной связи. В качестве таких средств предлагается создание особых групп. Выделяется минимально необходимый набор элементов таких групп: заголовок; основное текстовое поле; набор дискуссионных форумов; стена комментариев. Предлагается модель использования социальных медиа в адаптивном сетевом образовательном пространстве, способствующая реализации свойства интермодальности. Подчеркивается, что индивидуализация учебного пространства даст обучающимся возможность творческого самовыражения в учебной деятельности. Делается вывод о том, что социальные сети по своей природе естественно и эффективно отражают контуры существующих социальных взаимосвязей, что принципиально важно с точки зрения придания проектируемому образовательному пространству ключевого свойства – адаптивности.

Ключевые слова

Практико-ориентированное обучение имеет своей главной целью подготовку будущего специалиста к профессиональной деятельности с учетом современных требований к качеству образования, формирование у будущих выпускников не только профессиональных, но также личностных качеств. В решении поставленных задач особое место принадлежит электронным образовательным ресурсам. Их востребованность, прежде всего, связана с недостаточным обеспечением учебного процесса интерактивными материалами, особенно всех видов практики. Для решения данного вопроса на кафедре практического и проектного обучения Белгородского ГАУ были разработаны компьютерные программы, выполняющие функции электронных образовательных ресурсов практико-ориентированного обучения. Рассматриваемые ЭОР способствуют широкому применению проектного метода обучения, а также метода развивающей кооперации. Разработанные электронные ресурсы решают задачи самоконтроля обучающимися своего теоретического обучения, обеспечивают информацией о состоянии АПК региона с возможностью самостоятельного выбора предприятия для прохождения практического обучения и другие вопросы.

Ключевые слова

Статья посвящена разработке первичных математических моделей и диагностике факторов риска образовательной среды. Функционирование образовательной среды – это многофакторный процесс, результаты которого многоаспектны. Факторы и результаты деятельности образовательной среды должны характеризоваться неким численным значением, без которого невозможно осуществлять управление рисками. Обосновано, что в моделировании и диагностике рисков образовательной среды должны применяться математические методы: методы теории множеств и отношений, методы линейной алгебры и методы теории пределов. Приведены различные формулы оценки рискогенности (опасности) участников социально-педагогического взаимодействия и педагогического коллектива, позволяющие создать основу для выявления потенциальных и реальных источников рисков образовательной среды, прогнозировать пути их преодоления.

Ключевые слова

В данной статье отражены нестандартные подходы к изучению дисциплин, связанных с изучением конфессионального пространства – российского и зарубежного. Предлагается использовать литературные произведения и художественные фильмы для закрепления базовых понятий курса и расширения информации по ключевым дидактическим единицам. Также приводятся примеры организационных форм практических занятий, направленных на практическое применение знаний, полученных в ходе лекций. Цель применения описываемых методов – развитие у студентов творческого мышления, способности делать самостоятельные выводы, касающиеся конфессиональных процессов. Методы иллюстрируются примерами семинарских занятий, проводимых в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете. К основным рассматриваемым в статье современным нестандартным методам изучения конфессионального пространства относятся следующие: использование произведений художественной литературы и кинематографии для закрепления базовых понятий учебной дисциплины; разработка и проведение студентами экскурсий на конфессиональную тематику в реальных условиях конфессионального пространства; сравнительный анализ данных анкетирования и интервьирования респондентов – носителей традиционных конфессий изучаемого региона. Упоминается также опыт реализации зарубежной учебной практики по конфессиональной проблематике. Результатом применения данных методов становится высокий интерес к изучаемому предмету, а также к научной и аналитической деятельности в данном направлении.

Ключевые слова

В статье обобщается опыт использования разработанных на кафедре иностранного языка для аэрокосмических специальностей Московского авиационного института (национального исследовательского университета) профессионально-направленных учебных пособий. Обосновывается выбор научно-популярных технических текстов аэрокосмической тематики для изучения на занятиях английского языка при подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Перечисляются типы аэрокосмических терминов, которые изучают студенты, и приводятся примеры упражнений для формирования языковых навыков. Анализируются трудности обучения устной речи студентов технических вузов и раскрывается содержание учебного пособия по изучению английской грамматики в авиационном контексте.

Ключевые слова

В статье рассматривается один из новых подходов, который осуществляется при получении образования в современной школе. Этот подход позволяет нивелировать границы между учебными дисциплинами и формировать у школьников компетенции, необходимые для целостного восприятия окружающего мира. В статье приводится примерная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности, разработанная на основе конвергентного подхода. Эта программа позволяет оказывать обучающимся существенную помощь в их предпрофессиональной подготовке в рамках предпрофильного и профильного обучения, а также и раскрывать таланты школьников в абсолютно различных, но очень интересных и современных направлениях образовательной деятельности. Предложенные методы предназначены заместителям директора по учебно-воспитательной работе и содержанию образования, учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, организаторам дополнительного образования в школе.

Ключевые слова

В статье рассматриваются преимущества и недостатки использования современных методов (деловая игра, мозговой штурм, групповая дискуссия, ситуационный анализ и др.) при обучении студентов основам гражданско-правовых обязательств. Исследуется возможность применения в России концепции “Work based learning” к договорным обязательствам. Предлагается внедрить в учебный процесс по дисциплине «Гражданское право» профориентационный метод «Альянс: вуз и работодатель». Делается вывод о том, что с целью достижения максимального образовательного эффекта ввиду вовлечения всех студентов группы в процесс обучения необходимо совмещать и чередовать современные методы обучения в зависимости от успеваемости студентов, действуя в рамках образовательной программы по специальности 030501.65 «Юриспруденция».

Читайте также:  Эффективность регулирования ТЭК общие подходы и страновые различия

Источник

Книги

Как понять ребенка

Этическая педагогика. Вып.2.Заказать

Родители и педагоги школьников и дошкольников получили первые ответы на вопросы этической педагогики в выпуске 1:

— КАК ПОНЯТЬ РЕБЁНКА,

— ЧТО РЕБЁНКУ НЕ ПО СИЛАМ,

— ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ ДЕТИ,

— ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ РОДИТЕЛИ.

Выпуск 2 продолжает и конкретизирует идеи новой концепции образования, а также ответы на вопросы педагогической картины мира применительно к новой школе, развиваемой автором, — свободной школе мышления и общения, школе свободного развития и саморазвития учеников, учителей и родителей. В сборнике впервые публикуются родительское и учительское этическое соглашения, которые, наравне с другими методическими материалами сборника, можно использовать с несомненной пользой и в стандартной государственной школе, стремящейся к воспитанию свободы и свободой, а не вседозволенностью, стремящейся к тому, чтобы стандартное государственное образование стало не самоцелью, а только обязательным фоном для выращивания истинного Ученика в истинной благодарности Учителю, Родителям, Отечеству и Человечеству.

Данный выпуск «Этической педагогики» был выпущен в 1994 году – 20 лет тому назад, но до сих пор не потерял своей актуальности по частоте ссылок и содержанию, так как содержит материалы, практически не вошедшие в последующие издания по этической педагогике. Часть тиража 1994 года оказалась бракованной по вине типографии. Нам удалось реанимировать эту часть раритетного издания благодаря небольшому объёму сборника.

«Этическая педагогика. Выпуск 2»

1. Информация для тех, кто не читал выпуск 1 5

1.1. Содержание сборника «Этическая педагогика. Выпуск 1.».

1.2. Не пропустить весну детства… Краткая статья о системе развития картины мира ученика и о первом сборнике «Этическая педагогика», подготовленная Вадимом Избековым, учителем школы № 77 г. Иркутска (газета «Советская молодежь», Иркутск, 30.09.93).

1.3. Основные направления работ по реализации системы развития картины мира в стандартной школе.

2. Информация для тех, кто читал выпуск 1. Замеченные опечатки 8

3. Этическое родительское соглашение участника «Свободной школы
мышления и общения». Редакция 2—93 9

4. Этическое учительское соглашение участника «Свободной школы
мышления и общения». Редакция 2—93 20

5. Экспериментальные программы по курсам «Культура мышления» и «Культура общения». Пояснительная записка по начальным классам стандартной школы. Редакция 1—91 25

6. Вспомогательные методические материалы для старше- классников
стандартной школы и самостоятельно развивающих культуру мышления 30

6.1. Перечень вопросов для самопроверки ученику, ищущему доказательства необходимости занятий культурой мышления. Анкета 1989—1990 учебного года.

6.2. Перечень основных понятий и категорий базисной (интегральной) картины мира.

6.3. Что такое базисная картина мира в умелых руках и умах.

6.4. Перечень открывающегося для углубленного изучения после решения задач по культуре мышления.

6.4.1. Отдельные вопросы.

6.4.2. Дифференциальные картины мира (КМ).

6.4.3. Частные картины мира (ЧКМ).

6.4.4. Эвристическая роль принципа всеобщей взаимосвязи явлений. Тезисы доклада, Ленинград, 1984 год.

6.5. Что такое культура мышления. Тезисы из статьи доктора философских наук, профессора Волкова Генриха (Молодой коммунист, 71, 1, 58—63). .

7. Методическая информация к размышлению и действию элементов педагогического треугольника «Свободной школы мышления и общения» 39

7.1. Для родителей.

7.1.1. С родительской доски (цитаты и обращения).

7.1.2. Вопросы к родителям накануне родительского собрания 1992—1993 уч. года.

7.1.3. Что делать летом.

7.1.4. Что не надо делать.

7.2.1. Текст плаката «Нельзя».

7.2.2. Текст плаката «Как себя вести в течение дня».

7.2.3. Текст плаката «Кто такой ученик».

7.2.4. Главнейшие слова-поступки.

7.2.5. Главные вопросы.

7.2.6. Главные человеческие слова.

7.2.7. С ученической доски (цитаты и ежедневная молитва Ученика жизни).

7.3.1. С учительской доски (цитаты).

7.3.2. просной лист оценки уровня этико-психологической готовности к школе. Анкета. Знакомство. Упанаяма.

7.3.3. Обращение к родителям, приходящим с ребенком на индивидуальную консультацию.

7.3.4. Обращение к учителям, проводящим знакомство с ребенком по опросному листу 7.3.2.

7.3.5. Вопросы к учителям накануне родительского собрания. 1992—1993 учебного года.

7.3.6. Вопросы к ученикам накануне родительского собрания 1992—1993 учебного года

7.3.7. Вопросы к ученикам накануне родительского собрания 1993—1994 учебного года.

7.3.8. Примерный качественный табель ученика разновозрастной группы «Свободной школы мышления и общения».

Источник



Вопросы образования вып 2

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 274 245
  • КНИГИ 644 437
  • СЕРИИ 24 553
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 605 223

Трудные вопросы истории России: Учебное пособие. Выпуск 2

Под общей редакцией А. Б. Ананченко

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»

Трудные вопросы истории России. Выпуск 2 - i_001.png

Под общей редакцией А. Б. Ананченко

Код и направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили «История и Обществознание», «История и Право», «История и Иностранный язык (английский)»

Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»

Д. В. Ковалёв, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ Р. Г. Гагкуев, доктор исторических наук, главный редактор издательства «Дрофа»

Авторский коллектив:

A. Б. Ананченко, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой новейшей отечественной истории, директор Института истории и политики МПГУ;

Г. А. Артамонов, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России МПГУ;

Н. Н. Глухарев, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

А. А. Зданович, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

А. А. Карасева, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

В. В. Маландин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России МПГУ;

Ю.А. Никифоров, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой политических исследований России и постсоветского пространства МПГУ;

В.П. Попов, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

В. Ж. Цветков, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

Д. О. Чураков, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ;

B. Л. Шаповалов, кандидат исторических наук, доцент кафедры политических исследований России и постсоветского пространства МПГУ;

А. И. Юрьев, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории МПГУ.

Первый выпуск учебного пособия «Трудные вопросы истории России» вышел в 2016 г. и получил положительную оценку научно-педагогической общественности [2]. Прошедшее время показало, что число «трудных вопросов» в условиях быстро развивающегося мира постоянно растет, и потому неслучайно, что проблемы геополитики и международных отношений выходят сегодня на первое место. Для нас важно донести свое профессиональное понимание исторического знания до современной образовательной среды, показать, что многие проблемы современности имеют «длинную историю» и свои исторические корни. Другими словами, авторы пособия исходят из единства исторического процесса российской истории в контексте мировой, и это одна из причин того, что хронологические рамки пособия расширены.

Нерешенность многих «трудных вопросов» в прошлом, их неполное, неточное или искаженное, далекое от действительности отражение в исторических сочинениях, а иногда и заведомая фальсификация прошлого, то есть вся сумма объективных и субъективных факторов, влияющих на постижение истины, – все это заставляет историков вновь и вновь обращаться к темам, которые, казалось бы, уже были разрешены наукой. Это лишь доказывает, что знание не дается в готовом виде; от студента требуются немалые усилия, чтобы овладеть им.

Можно с достаточным основанием утверждать, что каждое новое поколение по-своему переосмысливает роль Великой российской революции 1917 г. в отечественной и мировой истории. В чем заключается историческая случайность, а в чем историческая закономерность этого глобального события? Если рассматривать революцию как движение к созданию общества, проповедующего лозунги «свободы», «равенства» и «братства» и реализующего их в земной жизни, логично задать вопрос: не являются ли все коммунистические революции во всей мировой истории закономерной и оправданной реакцией населения на достижение зажиточной и справедливой жизни для всех? И если это так, то почему многолетние усилия при реализации подобных глобальных социальных проектов оборачиваются химерой, а максимальное вмешательство правительства в экономические и политические дела ведет к установлению тоталитарных политических режимов? Не является ли это последнее обстоятельство главной причиной господства бюрократии в Советской России? В какой момент и по каким причинам российский витязь, стоявший на распутье в начале 1917 г., в январе следующего года окончательно избрал путь, далекий от демократического? В чем смысл борьбы между «трудом» и «капиталом» и почему в советском обществе, где капиталистические отношения были упразднены, рабочее сопротивление властям, то явное, то скрытое, стало непременным спутником их жизни? На эти и другие вопросы попытались ответить авторы первого раздела пособия. Конечно, в задачу историков не входит умножение новых «трудных вопросов» или воскрешение старых мифов для разжигания новых конфликтов, сегодня следует стремиться к созданию более совершенного социального мира и порядка.

Споры о характере Отечественной войны 1941–1945 гг. и причинах поражения Красной армии в приграничных сражениях, об устойчивом характере многих мифов о войне и попытках историков их развенчать, об источниках нашей Победы изложены во втором разделе пособия. Здесь также нет окончательных и однозначных ответов – авторы дают возможность читателю ознакомиться с противоположными точками зрения и попытаться выработать собственную. Выход в свет фундаментального 12-томника [1] не снял с повестки задачу переосмысления наших знаний о войне; при этом авторы пособия обращают внимание на то обстоятельство, что знание фактов не всегда является определяющим в трактовке событий, важнейшую роль и сегодня продолжает играть господствующая идеология. Отмечается также то обстоятельство, что многие идеологические догмы прочно укоренились в сознании поколений, они не только усваиваются общественным мнением, но и становятся вне критики. Увлечение молодежи героикой войны делает актуальным проблему изучения личностей советских полководцев, превзошедших немецких на поле брани. Они были разными по военным дарованиям, чертам характера и судьбе, но всех их объединяла вера в окончательную победу и беззаветное служение своему Отечеству.

Авторы пособия сочли возможным соединить в одном разделе проблемы геополитики и идеологии, современность и глубокую древность. Кто бы мог подумать еще тридцать лет назад, что проблема происхождения славян приобретет особую актуальность в связи с развитием агрессивного национализма в Украине, а сам национализм станет мощным оружием в борьбе с Россией. И наконец, не является ли сдача идеологических позиций советским руководством одним из главных факторов, приведших к распаду Советского Союза. Нетрудно заметить, что ответы на «трудные вопросы» порождают новые, которые еще ждут своего разрешения.

Впервые авторы пособия обратились к проблеме теории истории, которая стремительно развивается в последние десятилетия. Проблемы исторической памяти общества и формирования механизма сохранения и передачи информации во времени и пространстве занимали ученых с древности. Важным является представленное в пособии положение о том, что конкретное содержание исторической памяти всегда актуализировано.

Завершает сборник сюжет, посвященный переоценке влияния так называемого Болонского процесса на систему образования в России в связи с настоятельной потребностью сохранения отечественных традиций, подготовки специалистов в аспирантуре.

Источник