Проблемы современной семьи причины и решения

Проблемы современной семьи: причины и решения

проблемы современной семьи

Проблемы современной семьи уже давно стали активной темой для споров и дискуссий. Современные психологи посвящают целые лекции для выявления и решения семейных проблем. Однако, несмотря на обилие информации, некоторые семьи продолжают допускать основные ошибки, приводя семью к распаду. Рассмотрим основные проблемы современной семьи и пути их решения в статье ниже!

Главные проблемы современной семьи

Чтобы семья становилась крепче, важно вовремя устранять препятствия в виде конфликтов, недовольства и недосказанности. Чтобы понимать происходящее в семье лучше, нужно правильно обозначить проблемы и найти из них выход. Рассмотрим основные проблемы современной семьи и пути их решения!

Отсутствие желания иметь семью

отсутствие желания иметь семью

В современности семейные ценности начинают стираться, а на их место приходит культ саморазвития и личностного роста. Сам по себе культ неплохой, однако, в семейных узах он неуместен.

Когда люди создают семью осознанно, сделав перед этим важные выводы и добившись личных достижений, их семья процветает, так как она построена на взаимном желании и ответственности.

Когда семья была построена вынужденно, то, как правило, один из партнеров не вовлечен в ее внутренние процессы, а строит свои планы отдельно от семьи. Такие люди любят задержаться на работе или сбежать от забот в зависимости, так как психологически им хочется развиваться, хочется строить свой путь, что невозможно совмещать с семейными обязанностями.

Решение:

  1. Отпустить. Если особенной любви между вами никогда не было, то здесь поможет только отпустить друг друга, чтобы дать возможность каждому из вас найти счастье: кому-то в семье и рядом с любимым, а кому-то за новыми свершениями.
  2. Принять ситуацию. Если между людьми пылает любовь, то шанс сохранить семью есть. Для этого одному из партнеров придется уступить. В нежелании иметь семью нет ничего предосудительного – эту мысль важно донести до вашего партнера. Спросите его о том, чего бы он хотел добиться. Постарайтесь воспринять информацию без насмешек, негатива и осуждений. Просто выслушайте мысли вашего партнера и возьмите основные обязанности на себя.

Во-первых, после этого укрепится ваша связь, так как для любого человека важна поддержка и принятие со стороны близких, а во-вторых, идеи партнера могут оказаться очень полезными и даже прибыльными, поэтому не спешите с выводами.

Созависимость

созависимость семейных отношений

Созависимость – тяжелое психологическое состояние, когда человек растворяется в партнере – он становится его фокусом и единственной жизнью.

Однако, созависимые люди никогда не будут счастливы: либо они свяжутся с абьюзером, либо от них уйдет достойный человек.

конфликт проблемы современной семьи

Выход из проблемы только один – идти к грамотному специалисту психологу-психотерапевту. Созависимость имеет корни в детстве и проявляется во взрослом возрасте бессознательно.

Если вы не понимаете, есть ли у вас созависимость, то ниже представлено несколько основных черт, свойственных данной проблеме:

  1. Жизнь партнера интересней собственной.
  2. Когда вы рядом, вам тяжело воспринимать себя как отдельную личность. Вы чувствуете, что с партнером вы единое целое – одна душа, одно сердце и т.п.
  3. Ваше настроение и взгляды сильно зависят от взглядов партнера.
  4. Вы готовы поступиться с собственными интересами из-за желаний партнера.
  5. Вы зациклены на партнере, на его жизни, проблемах и всем, что с ним связано.

Созависимость лечится только у специалиста. Самостоятельного от этого состояния избавиться невозможно.

Психологически здоровые люди не выдерживают такую нездоровую атмосферу и стараются как можно дальше отдалиться, а в худшем случае – прекращают отношения.

Если вы чувствуете на себе нездоровый интерес партнера, то это также повод посетить специалиста. Зачастую, зависимые люди не могут объективно оценить себя со стороны, поэтому, если вы хотите сохранить семью, важно записать зависимого партнера на курс психотерапии. Когда он научится быть счастливым здоровым способом, то отношения заиграют по-новому.

Слишком тесный контакт с родителями

тесный контакт поколений

Когда семья совершает самую распространенную ошибку и начинает жить с родителями, можно лишь включать таймер и ждать, когда отношения сойдут на нет.

Основная причина такого финала кроется в том, что родители не могут безучастно жить со своим ребенком на одной территории. Им хочется заботиться и поучать, не взирая на взгляды их чада и его партнера. Если пожилому человеку скучно, то он также фокусируется на молодой семье, делая ее центром своей жизни.

Выход из ситуации только один – съезжать и четко ставить границу между своей новой семьей, и своими родителями. Только при таком раскладе, удастся сохранить хорошие взаимоотношения между родственниками.

Сначала родители будут очень тяжело воспринимать решение молодой семьи, уверяя, что совместное проживание – лучший выход. Когда же вы начнете отдаляться, начнутся скандалы и выяснения отношений. Важно пережить этот период, стараясь сохранить хорошие взаимоотношения между родственниками. Объясните родителям, что вы не намерены от них отказываться или прекращать общение, наоборот, вы делаете все для того, чтобы ваши взаимоотношения стали еще лучше и не развалились.

Если партнеры начнут слушать друг друга и решать проблемы в семье сообща, то крепкий брак удастся сохранить на долгие годы. Старайтесь внимательно относится к происходящему в семье и не пытайтесь игнорировать происходящее, ожидая, что все решится само по себе.

Дарья Сологуб о проблемах современной семье — видео

Источник

Актуальные вопросы семьи и брака

«Жениться – значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»

Сегодня очень многие всерьез обеспокоены тем, что происходит с институтом семьи и брака. Факты не могут не пугать: количество разводов за последние десятилетия стремительно возросло. Да и вступать в брак предпочитают все позже, а то и вовсе не хотят. Так что же это? Конец семье? Или начало чего — то нового? Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так, переходя от общества к обществу, от эпохи к эпохе менялись социальные нормы, которые предписывали правила выбора и количества супругов, роль главы семейства, правила и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан и другой социальный институт – институт брака. «Брак — в семейном праве добровольный, равноправный союз женщины и мужчины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Каждая семья – это своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях».[1]

После того, как мы дали определение термину «брак», давайте же рассмотрим основные и наиболее актуальные проблемы института семьи и брака. В процессе изучения материала по данной тематике были выявлены проблемы института брака непосредственно в РФ.

Одной из наиболее актуальных проблем является, так называемый в обществе гражданский брак, где пара проживает совместно без фиксации брака. Каждый 10-ый брак в России не зарегистрирован, но даже и те пары, состоящие в зарегистрированном браке, допускают сожительство и вне брака, тем самым подавляя нормы морали. По статистике, в РФ 40% пар проживают в гражданском браке. Недавно был проведён интересный опрос, который показал, что каждый третий мужчина женится по желанию своей второй половины, каждый четвёртый по традиции, и лишь каждый десятый — по собственному желанию и по любви. Наиболее явными причинами выбора гражданского брака являются, отсутствие официальной ответственности обеспечения семьи и воспитания детей, ну и, конечно же, совместно нажитое имущество не формируется, поэтому можно не переживать за свое имущество, а также безразличие к самой церемонии брака. И именно эти причины являются также проблемами гражданского брака. Например, вот один случай, повлекший за собой неприятности в ходе гражданского брака;

«Одна моя знакомая прожила в гражданском браке с мужчиной около 12 лет, конечно, за это время у них появился общий ребенок. Несмотря на то, что официально мужчина состоял в официальном браке с другой женщиной, все эти годы как-то руки не доходили до развода. Да и зачем — все и так прекрасно, этот развод — это нервотрёпка, время.

Но в один «прекрасный» день, гражданский муж моей подруги поехал на рыбалку и не вернулся. Через несколько дней, нашли его тело.

Так вот, женщину, прожившую с ним 12 лет, имеющую общую с ним дочь, которая делила с ним все радости и горести, на опознание просто не допустили. Почему? По закону — она просто никто, некая сожительница. На опознание пригласили его официальную жену, которая, фактически, была ему чужим человеком. Более того, гражданская супруга и не смогла «проститься с мужем», поскольку на похороны её тоже не пустили. А дальше — больше. А после всего этого, официальная жена практически получила всё нажитое их совместное имущество. Единственное исключение — это однокомнатная квартира, которую гражданский муж записал на дочку, и машина, оформленную на имя гражданской супруги. Несомненно, это просто произвол, с которым можно бороться, но этот произвол является следствием другого произвола — не желанием узаконить свои семейные отношения. Вот такой вот бумеранг».

Насколько бы много не давал вам свободы гражданский брак, но уверенность в завтрашнем дне, стабильность в отношениях, спокойствие, душевное равновесие вам может дать лишь брак в законе.

Брак по российскому законодательству, это в первую очередь, равноправный и взаимный союз мужчины и женщины. Именно свобода и равные права (взаимность) мужчины и женщины, которые вступают в брак — самое первое условие для заключения брака.

Читайте также:  Продажа коммерческой недвижимости что следует знать

Законодательство РФ признает лишь разнополые браки, хотя во многих Зарубежных странах, таких как, Великобритания, Голландия, Норвегия, Франция, Дания и другие, подобного рода браки разрешены и не игнорируются обществом. В России разрешены однополые браки, вот только с одним исключением. Сделать это могут граждане Великобритании, которые проживают на территории РФ или находятся здесь в гостях. Церемонию можно провести в консульстве этой страны и нигде больше. Но, наперекор всем нравственным устоям и ценностям, в 2014 году в Санкт-Петербурге был зарегистрирован брак между двумя невестами. Одна из них является обычной женщиной, а другая трансгендером — мужчиной, который находится в процессе изменения своего биологического пола и смены документов. Официально это союз между мужчиной и женщиной, но фактически между двумя женщинами. Процесс бракосочетания прошел мирно и спокойно без каких-либо провокаций со стороны «борцов за нравственность».

Как такового, запрета на вступление в брак с лицом одного пола в законе нет. Однако существует множество подзаконных актов, которые трактуют, исходя из положений Ст.12, что заключение брака возможно только у разнополых партнеров. Хотя, напрямую из статьи 12, о согласии на вступлении в брак, не следует запрета или ограничение на запись актов гражданского состояния о браке между однополой парой.

Одно из условий недействительности брака в РФ заключается в том, что если жених и невеста находятся в кровнородственных отношениях, то они не имеют права вступать в брак. Статья 14 СК РФ устанавливает запрет на заключение брака между близкими родственниками по прямой линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками) и боковой линии родства (полнородными и не полнородными братьями и сестрами). Следует выделить, что современное законодательство делает послабление в запретах на кровосмесительные браки. С медицинской точки зрения, такой брак может привезти к рождению неполноценного потомства, даже у более дальних родственников(тети, дяди и племянники, и племянницы). Возможно, с целью сохранения здорового генофонда России следует расширить круг лиц, имеющих родство как препятствие к заключению брака.

Исходя из вышеперечисленных проблем, следует отметить, что все данные аспекты, непосредственно влияют на демографические показатели в РФ. Но основное их влияние приходится на общество в целом, так как «семья-ячейка общества», современная семья, всецело отличается от исконно русских семей. Семья, на Руси, воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни. Именно семья выступает носителем социального статуса и основным критерием социальной оценки отдельной личности. Семейно-родовые признаки являются доминирующими при формировании отношения к человеку. И, наоборот, отсутствие у человека семьи рассматривается как противоестественное явление: “Неженатый не считается у нас настоящим крестьянином” (Ростовский уезд Ярославской губ.), а в некоторых случаях воспринимается настороженно, как источник скрытой угрозы. Прежде всего, одинокий человек не может быть настоящим крестьянином. «Он лишен возможности обзаведения самостоятельным хозяйством, следовательно, его жизненный цикл остается незавершенным, он оказывается обладателем “неполной” доли, т. е. обделенным судьбой. Без семьи невозможно не только полноценное хозяйство, но и воспроизводство рода, а значит, оба основания традиции, содержащее религиозно-культовую подоснову, культ Рода и Земли, не реализуется». Человек, таким образом, остается не только вне социальности, но и вне религии. Тем самым он решается поддержки высших сил и уже поэтому наделяется признаками антимира, становится потенциальным носителем потусторонних сил.

Давайте же зададим себе вопрос. Каким мы видим современный брак? Это добровольный, осознанный союз зрелых личностей, которые создают семью просто потому, что хотят ВМЕСТЕ реализовывать ОБЩИЕ цели. Такими целями могут быть как рождение и воспитание детей, так и другие (Бездетные браки тоже теперь не редкость, и не могут являться патологией) Вход и выход из отношений – свободный!

Источник

Брачная история: что происходит с институтом семьи

По случаю Дня всех Влюбленных Кристина Резникова поговорила с парами, состоящими в отношениях традиционного и современного формата, а затем обсудила услышанное с социологом, психологом и юристом.

Брак в большинстве западных стран рассматривается как некий финальный пункт назначения в отношениях между двумя людьми. Брачный статус якобы придает респектабельности и свидетельствует о стабильности. Мы поздравляем людей с тем, что они подписывают документы или просто меняют статусы в Facebook. Тем не менее количество людей, вступающих в брак, снижается, разводы увеличиваются, люди выбирают полиаморию, «отношения с собой», отказываются от традиций и свадеб, продолжения потомства или вообще женятся на кошках. Все это не что иное, как реакция на стремительно меняющийся мир и его всепоглощающую открытость.

По другим правилам

Последние социологические исследования говорят, что брак остается важнейшим социальным институтом, а семья — одной из основных ценностей. Но если раньше пара могла следовать традиционному поведению, например модели родителей, то сейчас нет универсального рецепта, как нужно создавать и поддерживать отношения. Поэтому многие пары исследуют разные степени близости и формы взаимодействия.

Татьяна (30) и Максим (31) занимаются созданием компьютерных игр. В этом году они празднуют годовщину свадьбы — 7 лет. И с самого начала брака пара придерживается полиаморного формата отношений. Они не против романтических встреч с другими людьми вне брака, а также не против, если к ним присоединится еще один или даже два человека. Татьяна: «Я еще в юношестве не понимала, почему отношения с одним человеком должны распадаться из-за того, что тебе нравится другой. У меня были только одни моногамные отношения, которые кончились тем, что парень бросил меня, приревновав к другому. Тогда я решила для себя, что никогда не вступлю в моногамные отношения». Максим: «До встречи с супругой у меня были только моногамные отношения. Но в целом мне всегда казалось, что институт традиционного брака довольно слаб — люди разводятся, мои родители в том числе. Когда я встретил Таню и она мне предложила такой формат отношений, я подумал, что стоит попробовать. И вот уже 7 лет у нас все получается».

Пара классифицирует свои отношения как «иерархическая полиамория» — то есть они вдвоем главная пара ввиду того, что у них есть совместный быт и финансы. Но они также готовы к третьему человеку, с которым будут не только крепкие романтические, но и экономические отношения. Правда, такого пока не встретили. К вопросу ревности пара относится прагматически, считая, что нужно работать с психологом и быть откровенными друг с другом.

«Это чувство слишком социально одобряемо, говорят: «Ревнует, значит любит». Но это не показатель любви, а чувство негативного спектра, которое разрушает. Мы проговариваем возникающую ревность между собой и стараемся облегчить ревнующему бытие — например, избегать подробностей о встречах с кем бы то ни было. Главное правило для нас — чтобы другой человек не вносил хаос и разрушение в семью и чтобы его присутствие не сказывалось плохо на всех участниках процесса», — говорит Татьяна.

Основная проблема, которая может возникнуть в полиаморной структуре, по словам пары, — это появление детей. Легального статуса для семьи, состоящей из более чем двух родителей, нет, и все держится на словесных договоренностях, которые не всегда хорошо заканчиваются.

Социолог, профессор факультета социологии и философии, сокоординатор программы гендерных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Здравомыслова отмечает: «Брак XXI века можно коротко обозначить одним словом — «разнообразие». Это время выбора и раскачивания традиционного представления о супружестве и гендерных границах в супружеской жизни. У людей появляется множество разных мотиваций вступить в долгосрочные отношения, которые зависят от культуры, принадлежности к определенному укладу, имущественного положения, ценностей. ЛГБТ-браки получили в некоторых странах легальный статус, а формы брака стали самыми разнообразными — выходящими за рамки привычных представлений о нем».

Антон (47) — еще один представитель полиаморного брака. Разница лишь в том, что они с супругой воспитывают трехлетнего сына и не видят в этом какой-либо проблемы: «Люди веками жили общинами и воспитывали общих детей. Некоторые племена живут так до сих пор, и в них нет четко закрепленных пар или родителей. Дети растут абсолютно нормальными людьми, другое дело, как на такой жизненный уклад реагирует общество». Антон работает в IT-сфере, ведет Telegram-канал OpenMarriageNews, живет в стиле slow-travel, переезжая вместе с семьей из страны в страну.

Антон рассказывает: «Это уже мой четвертый брак. Я женился впервые в 19 лет, и с моей первой женой мы сразу договорились, что будем строить отношения по принципу свободной любви. Мы прожили в браке 8 лет, но разошлись совсем не по причине полигамности — мы слишком рано женились, и у нас еще не было понимания о том, что такое брак. Позже я два раза был женат. Это были моногамные отношения, но ничего не получалось, так как я пытался играть не свою роль. Когда я встретил нынешнюю супругу, мы сразу договорились, что будем находиться в открытом браке, хотя у нее раньше не было такого опыта. Мы понимали, что мы не однолюбы и что лучше будем строить наши отношения на принципах открытости и честности. По моему убеждению, любой брак разваливает ложь — люди могут быть в открытых отношениях, но при этом продолжать врать. Мы полностью исключили ложь, и это главное преимущество».

Читайте также:  Викторина 187 23 февраля 187 для школьников

Пара также пробовала совместные отношения с третьей женщиной, у которой тоже был ребенок. Но, по словам Антона, все разрушил эгоизм всех участников отношений, хотя они и старались утрясти конфликты с помощью психолога.

Открытый формат отношений комментирует семейный психотерапевт, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Чеботарева: «Обычно открытые отношения строятся на принципе исключительности, когда одному партнеру важно знать, что он № 1 для другого. Но когда все партнеры становятся № 1, может произойти конфликт лояльностей, и в какой-то момент неизбежны серьезные внешние и внутренние противостояния. Вполне ожидаемо, что открытые отношения могут потерпеть крах, когда появляется ответственность за детей».

По словам Елены Чеботаревой, поток обращений семейных пар к психотерапевту постоянно увеличивается. Спектр вопросов достаточно широк: люди не перестают удивлять разнообразием проблем и форм семейного уклада. Но практически все запросы можно свести к единому знаменателю — это благополучие. Люди хотят устранить конфликты, получать удовольствие от брака. При этом решение развестись — тоже хороший результат, если он продуманный. Тогда психотерапевт может помочь психологически завершить развод, чтобы его последствия не отравляли дальнейшую жизнь и будущие отношения.

Если что — разведемся

Помимо разнообразия форм брака социологи также признают такие тенденции, как десакрализация — теперь брак может быть лишь одним из жизненных «проектов» человека, и рационализация отношений. Если люди решают официально вступить в брак, то, скорее всего, договариваются заранее — будут они заводить детей или нет, иметь открытые отношения или моногамные, а также заключают брачный договор, чтобы в случае чего легче развестись.

Хелена (25) и Роман (35) поженились после двух лет отношений, потратив на свадьбу не больше $100. Вопрос деторождения обсудили на берегу — пара решила не заводить детей, и до сих пор этот вопрос не поднимается. Совсем не ярые сторонники чайлдфри-риторики, молодые люди все же предпочитают не посещать места, где детей может быть слишком много, и не приглашать домой гостей с детьми.

«Самый сложный вопрос, на который не знает ответ даже сам чайлдфри, — почему он такой, — комментирует Хелена. — Ко мне осознание пришло само собой. Я никогда не видела себя в роли матери и пришла к выводу, что детей у меня не будет. Спасибо родителям и окружению, что понимают нас, — никакого давления я не чувствую». О самом браке девушка рассуждает рационально: «Официальный брак, конечно, актуален. Последняя громкая история произошла с ныне покойным Кириллом Толмацким. Его девушке и их общему ребенку после его смерти пришлось пережить трудности из-за того, что официально они никем ему не были. Стоит ли после этой истории считать брак чем-то незначительным? К тому же, находясь в официальных отношениях, вы легко можете переехать с вашим партнером в другую страну».

Катерина (27), напротив, считает, что официальный брак приносит множество проблем при разводе. А разводы происходят часто. Девушка изучала юриспруденцию, сейчас занимается преподаванием и недавно вернулась в Россию из Амстердама, где четыре года прожила в гражданском браке со своей девушкой (Катерина бисексуальна). Дело шло к свадьбе, но она не состоялась. Также за несколько лет до этого едва не случился брак с молодым человеком, но Катерина так и не решилась расписаться официально, отказавшись за неделю до назначенной даты.

«Еще в старшей школе я заняла позицию, что официальный брак для меня нежелателен. Но оба моих партнера считали этот шаг очень важным, молодой человек аргументировал это фразой «меня так воспитали», девушка считала это показателем любви. Но я выросла в юридической семье и четко осознавала, какие материальные последствия ведет за собой брак в случае разрыва (я не отношусь к тому типу людей, который может довериться своему партнеру на 100% — люди непредсказуемы). Вступление в брак ничего по сути не меняет в отношениях, но очень сильно усложняет процедуру развода, — считает Катерина. — Повышаются риски материальных потерь. В России, если ваш супруг в результате каких-то действий получает задолженность перед кредитором, то ответственность за долг возлагается на вас тоже. В Голландии бракоразводный процесс совсем сложный — это длительная и дорогостоящая процедура, даже если вы ничего не делите. Это, конечно, можно урегулировать брачным договором, но реальность такова, что все люди, с которыми я это обсуждала, не были готовы к его заключению, считая этот шаг слишком меркантильным».

Юрист по семейным делам Дмитрий Миняев контраргументирует, утверждая, что окончившийся гражданский брак в имущественном вопросе или вопросе детей еще деликатнее: «Люди проживают в гражданском браке, технически соблюдая все договоренности: на обоих лежит ответственность за воспитание детей или выплату совместно взятых кредитов. Проблемы начинаются, когда такая пара решает разойтись. Ответственность за детей и кредиты будет лежать на ком-то одном, а второй не всегда готов помогать, и по закону его нельзя заставить это делать. Пока у нашего государства достаточно консервативный взгляд на неофициальные браки. Оно не стремится их признавать, так как им нужно «поддерживать статистику». Однако уже несколько лет в органах законодательной власти идет дискуссия об узаконивании гражданского брака и понятия «ведение совместного хозяйства», чтобы люди, состоящие в нем, также имели право разделять имущество. Как показывает практика, это основной вопрос при разводе — люди не столько борются за детей, сколько за имущество».

Дмитрий Миняев подтверждает маленький процент заключения брачных договоров — в основном условия брака документируют жители больших городов и в целом этой возможностью пользуются всего до 5% от общего числа вступающих в брак по стране.

Любовь и гендерные границы

Несмотря на открытость, тенденции и толерантность к разного рода союзам, подавляющее большинство пар тяготеет к формату классической нуклеарной семьи. Это гетеросексуальная пара, живущая отдельно от родителей, практикующая моногамные отношения и имеющая одного-двух детей. Такая семья считается феноменом второй половины XX века, когда главным стимулом вступить в брак стали романтические отношения внутри пары.

К этой категории относится семья Евгении (34) — девушка занимается графическим дизайном, два года они с мужем жили в Никарагуа, теперь переехали за город в ближайшее Подмосковье воспитывать двух детей, мальчика и девочку. И, возможно, совсем скоро, учитывая современные реалии, это будет звучать несколько удивительно. По мнению Евгении, медиа сегодня уделяют очень много внимания различным меньшинствам, и очень мало героев, с которыми ассоциировали бы себя обычные люди. Более того, ценность общения с детьми, радость заниматься своим домом и вообще обычное человеческое счастье «быть с семьей» как-то блекнет на фоне пышных историй о полигамии и чайлдфри.

«Я в декрете уже несколько лет. Финансовое состояние нашей семьи позволяет мне полноценно уделять время детям. Да, я выбрала семью вместо головокружительной карьеры и не променяла бы этот выбор ни на что другое, — утверждает Евгения. — Мой стиль жизни, особенно в прогрессивных медиа с феминистическим уклоном, как будто бы слегка порицается и подается в негативном ключе, мол, «домохозяйка». Все говорят о том, сколько женщина теряет в самореализации и карьере, но никто не говорит о том, сколько она получает от общения с собственными детьми, у которых детство проходит крайне быстро. С каждым годом дети нуждаются во мне все меньше и меньше, у них появляется больше независимости. Но период, когда мать им нужна полноценно, когда она может дать им безусловную любовь, которая закладывает фундамент будущего психологического благосостояния человека, очень важен. Об этом как будто все забыли».

При этом Евгения выступает за справедливое разделение прав и обязанностей: «Я думаю, все будет двигаться в сторону равноправия и полноценного партнерства в браке, когда нет доминирующего партнера, когда обязанности распределены поровну и домашние дела — это не прямые обязанности только женщины, если она, конечно, сама этого не хочет. В таком случае каким-то образом должна признаваться ценность этого домашнего труда».

Что ждет брак в эпоху новых одиночек

Катерина и Хелена сходятся во мнении, что стоит ожидать увеличения разных форм брака, изменения представлений о традиционности, снижения сакральности брака, и считают, что в целом мир будет двигаться в сторону принятия всех этих изменений. Антон придерживается схожей позиции: «Мир становится все меньше, и в нем есть возможность общаться с гораздо большим количеством людей. Мне бы хотелось думать, что все будет двигаться в сторону принятия, где не будет четких моделей отношений и брака, которые изначально навязывается воспитанием и религией. У людей будет больше свободы и меньше психологических проблем, возникающих из-за нереализованности в тех отношениях, которые они осознанно хотели бы выбрать».

Татьяна и Максим рассуждают о новой форме традиционности: «До появления нуклеарной семьи существовала клановая вертикальная система. Сегодня мы видим, что опыт создания семьи, состоящей всего из двух взрослых, вызывает сложности в быту. Возможно, вновь будет формироваться клановая система, но уже горизонтальная. Например, несколько семей будут жить в одной коммуне, ухаживать за детьми друг друга, держать одно хозяйство, и речь не обязательно о романтических отношениях».

Утопичны эти рассуждения или нет, но, как считает социолог Елена Здравомыслова, это ничуть не говорит о крахе института семьи, ведь многие формы брака существовали во все времена. Другое дело, что свобода, открытость и возможность выбирать и «примерять» партнеров сегодня тормозят брачность. Люди становятся все более одинокими, потому что планка ожиданий от жизни с партнером высока. Многие не готовы включаться в эмоциональную работу, а разрыв и спокойная жизнь в одиночестве им кажутся более очевидным выходом. Ведь современные здоровые молодые люди самодостаточны, и каждый может обеспечить себя сам. Если раньше семья нужна была для выживания, а усилий взрослых хватало на то, чтобы поставить на ноги детей и партнер был соратником по борьбе за существование, то сегодня в относительно благополучных обществах нет такой необходимости. Последним оплотом брачного союза было рождение детей, но и это больше не проблема — можно родить ребенка без партнера.

Читайте также:  О чем спросить продавца подержанного авто

«Подать стакан воды» может сиделка, накормить — сервис по доставке еды, убраться — клининг, починить стиральную машинку — мастер с YouDo, да и любовника, в конце концов, тоже можно вызвать на дом. Таковы паттерны коммерциализации повседневной жизни. Но верным пока остается одно — близкого человека нанять невозможно.

Источник



Проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

Современная семья переживает глубокий кризис. Справедливости ради, следует сказать, что семейный кризис носит глобальный характер, присущ всем развитым странам, возник не в последние годы. Корни кризиса кроются в тех радикальных преобразованиях, которые произошли в Европе и Северной Америке под влиянием индустриализации. Современный социально-экономический спад лишь обнажил семейный кризис, но не привнес в него ничего принципиально нового. Изменился сам образ жизни людей в современных обществах, современная цивилизация привела к утрате высокого и значимого в прошлом места семьи в социальной структуре общества. Специфика российской ситуации лишь накладывается на общемировые тенденции:

· Современная модель семьи связана с четким разделением дома и работы. В урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, когда домашний быт постепенно передается несемейным учреждениям (прачечные, химчистки, кафе и т.д.).

· Идет процесс снижения брачности (исчезает ранняя и сплошная брачность), увеличения доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Увеличивается доля сознательного одиночества.

· Заметнее стал переход от закрытой к открытой системе выбора супруга: личный выбор индивида имеет приоритет перед родительским, хотя и при сохранении зависимости от них, соблюдении имущественных интересов, закрепляемых брачным контрактом.

· Происходит переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из 3-х поколений, к нуклеарной, включающей родителей и их детей. Увеличивается доля престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей.

· Растет доля «осколочных» семей с одним родителем и детьми. Около трети семей в России – неполные, в основном материнские.

· Семья становится малодетной и однодетной. Коэффициент рождаемости в российской семье -1,34 (с учетом вступления в репродуктивный период многолюдного поколения 80-х гг.), что изменить ситуацию депопуляции не может.

· Увеличение числа семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «не своего» ребенка.

· Увеличение доли семей смешанного типа, где есть дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов.

· Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов, причем, в России – большая часть по инициативе женщин. На 1000 браков приходится более 700 разводов. Россия занимает первое место в мире по числу разводов, хотя численность населения существенно меньше, чем в других странах. Возникла серийная, или веерная, моногамия, когда человек в течение жизни многократно вступает в брак.

· Система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма». Ценности фамилизма (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) по мере модернизации размываются, становятся менее устойчивыми и престижными, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений. Растет число адюльтеров, т.е. супружеских измен.

· Современная семья становится конъюгальной, супружеской (в триаде «супружество – родительство – родство» супружество оценивается выше других составляющих), причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида. Люди ищут в семье прежде всего личного счастья.

· Появление альтернативных форм брака и семьи, в которых не заинтересовано общество, но заинтересован человек, например, незарегистрированные браки (сожительства), однополые браки и другие.

Когда в современном обществе растет уровень жизни, потребления, комфорта, семья перестает быть условием выживания человека; в кризисных условиях, напротив, именно семья позволяет пережить трудности.

Усиливается взаимовлияние социальных институтов. К примеру, образование становится непрерывным, люди под его влиянием в течение супружеской жизни меняются, и это нередко приводит к межличностной несовместимости.

Как показали социологические исследования, в России контрацепция и новые технологии рождения детей (первые дети «из пробирки» уже повзрослели и сами стали родителями) существенно трансформируют сексуальное и репродуктивное поведение современного человека.

Низкая культура межличностных отношений превратила современную семью в своеобразный полигон для всех видов насилия – от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического, когда убить можно и не «распуская рук». Российская статистика преступлений весьма несовершенна, но и на основании ее можно утверждать, что российская семья конца ХХ — начала ХХI в. – самая агрессивная в истории России. Дети, престарелые родители, инвалиды, женщины, не способные защитить себя, составляют ежегодно более одной трети всех убитых на почве конфликтов в семейных отношениях. Только согласно официальным данным, каждый четвертый мужчина в семье избивает жену. В то же время возросло число самосудов – расправ женщин и стариков с семейными тиранами. Семья, как ни печально, стала очагом безнадзорности, распространения наркомании и пьянства, проституции и сексуальных извращений. Главная социальная причина роста насилия в российской семье – бедность и нищета. Статистика выделяет около 20% населения, живущего ниже уровня бедности. Россия значительно отстает от развитых стран по наличию и разнообразию сил, влияющих на ослабление семейных конфликтов.

Проблема абортов стала не только медицинской, но и социальной. По числу абортов Россия занимает первое место в мире: на каждого родившегося ребенка приходится три аборта (больше, чем в странах с миллиардным населением). Низкая общая и сексуальная культура общества сформировала «наплевательское» отношение к здоровью женщин.

Обострилась проблема устойчивости семейно-брачных отношений. Развод – это способ прекращения брака при жизни супругов. Свобода развода налагает на супругов величайшую ответственность за судьбу семьи. Еще Монтескье заметил, что ничто так не содействует взаимной привязанности, как возможность развода: мужчина и женщина легко переносят тяготы семейной жизни, ибо знают, что могут покончить с ними. Право развода на то и дается, чтобы им не пользоваться. А если и пользоваться, то только в самом крайнем случае, когда исчерпаны все и всякие возможности сохранить семью.

Предпосылками для поддержания высокого уровня разводимости являются:

· свобода расторжения брака, зафиксированная в правовых нормах;

· относительная экономическая независимость женщин;

· существование брачного рынка и возможностей создать другую семью;

· увеличение продолжительности брака, которая за сто лет, в среднем, удвоилась, а это увеличивает вероятность возникновения более частых и качественно иных конфликтов;

· сокращение браков, заключенных по религиозному обряду;

· рост урбанизации, региональной мобильности;

· перемены в роли женщин;

· дальнейшая «индивидуализация» жизненной концепции.

В качестве выводов акцентируем главную мысль: развитие брака и семьи имеет социальный характер. Переход общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному трансформировал социальные институты брака и семьи. То, что происходящие изменения оцениваются учеными в понятиях «крах», «кризис» семьи, нуждается в пояснении. Есть две теории. Первая считает, что под влиянием эволюции общества семья переживает дезорганизацию, но она не означает гибель семьи. На обломках традиционалистской семьи возникают новые альтернативные семейные структуры, которые будут освобождены от старых проблем. Новые потребности семьи должны поддерживаться и учитываться государственной семейной политикой.

Вторая теория говорит не о кризисе, а о крахе института семьи, который исчерпал себя и не выполняет свои функции: дети не рождаются, беспрецедентны отказы от детей и даже их убийство, рост семейной девиации в самых разных формах. Ученые считают, что термин «семья» в сложившейся ситуации следует заменить термином «домохозяйство» (который, кстати, употреблялся в дореволюционной России в последних переписях населения).

Все точки зрения имеют право на существование, но они все-таки не объясняют проблему до конца. Очевидно, это связано со сложной системой отношений между человеком и обществом. Человек в семейной сфере стремится к тому, чего ему хочется, а не к тому, что является общественно-полезным, или не имеет отрицательных последствий глобального характера.

Институт семьи существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечает каким-то глубоко личным потребностям людей. По-видимому, именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института.

Чтобы определить семейную политику, нужно осмыслить, проанализировать современную семейно-брачную ситуацию. В России нет семейной политики, а есть лишь разрозненные меры материально-денежной помощи семье, которые служат целям популизма и сохранения власти. Примером тому служит бесславно закончившийся год семьи, на материнский капитал претендует лишь половина из планировавшегося государством числа семей и пр. Речь должна идти о разработке семейной государственной политики как основы преодоления институционального кризиса семьи.

Источник