Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества

Юридический справочник

Взаимосвязь права и государства проявляется в единстве, в наличии разнообразных форм влияния друг на друга. Право формируется и обеспечивается государством, государство с помощью права закрепляется, через право формируется внутренняя организация государства, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства. Право и государство являются инструментами социальной регуляции, имеют общую типологию и происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными и культурными сторонами жизни общества, дополняют друг друга при выполнении своего социального назначения.

Право представляет собой систему общеобязательных и формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества и регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права и возлагая на нее обязанности. Право находится в тесном взаимодействии с экономикой государства. Экономика и уровень развития экономики определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления и распределения материальных благ. Сущность права определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости и обоснованности.

Соотношение права и государства проявляется в различии и противоречии. Роль государства заключается в обеспечении определенного порядока, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм. Противоречие государства и права возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть и произвол государства.

Непосредственную связь имеет право и политика — эта взаимосвязь является средством оптимального решения задач поставленных перед обществом. Политика имеет непосредственную связь с государством — через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Политика может являться реальной и действенной, только в том случае, если она выражает интересы всего населения государства и обусловливает объективные закономерности функционирования политико-правовой системы. Все важные решения в государстве осуществляются посредством права. Право объединяет самые важные политические интересы и является действенным инструментом их полного достижения.

Источник

Проблемы взаимодействия государства и личности в рамках политической системы общества

В современных условиях в ходе взаимодействия государства и личности возникает проблема свободы лично­сти.

Говорить о свободе личности сегодня — это значит выяснить пределы вмешательства государства в дела человека. На определен­ном этапе исторического развития стало считаться, что государство является посредником между человеком и его свободой. Поэтому вся история человечества может быть рассмотрена как борьба людей за свободу. Свобода личности зависит от характера государства, от ре­жима, который устанавливает государство.

Конечно, абсолютной свободы личности не бывает. Неогра­ниченная свобода людей в обществе может привести лишь к хаосу, произволу. Поэтому сегодня в оптимально демократических государ­ствах границы свободы личности определяются легитимными зако­нами.

В юридическом смысле свобода личности представляет со­бой нормативно закрепленную возможность личности совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Юридическое ограничение свободы поступков людей в об­ществе — объективная необходимость.

Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем эти границы определяются в интересах самих же людей, чтобы человек не пострадал от свободы другого чело­века. Сегодня, с точки зрения теории государственности, свобода лично­сти сводится не столько к непосредственному участию в управлении го­сударством, сколько к чувству самостоятельности, независимости. По­этому личность сегодня, в первую очередь, хочет, чтобы она подчиня­лась только легитимным законам и никому другому, могла свободно вы­бирать местожительство, вид работы, распоряжаться своей собственно­стью, быть защищенной от любого вида произвола и насилия.

В проблеме государства и личности в современных условиях очень важно уяснить взаимную ответственность государства и лично­сти. Не только личность отвечает за свои поступки, но и государство за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности имущества людей, их свободы — важнейшая сфера деятельности государства. Поэтому в соотношении государства и личности интересы личности должны быть первичными, отправными. Государство для человека, а не наоборот. Эта аксиома цивилизованной государственности. Однако, выпячивая примат прав и свобод личности, конечно, нужно иметь в виду, что речь идет именно об интересах личности с позиции обще­человеческих представлений о них, а не о капризах каждого. Госу­дарство, защищая не противоречащие законодательству поступки, формы деятельности людей в то же время свою политику в области свобод личности строит, исходя из общечеловеческих представлений о правах и свободах. Возможные при этом противоречия между госу­дарством и его гражданами должны решаться на основе легитимного закона, соответствующими беспристрастными судебными органами.

Хотелось бы подчеркнуть еще один момент. Рассуждая об обязанностях человека и личности, следует иметь в виду, что человек имеет обязанности перед обществом. Это положение не всегда пони­мается правильно, и обязанности человека нередко истолковываются как его обязанности перед государством. Становясь на этот путь, го­сударство начинает возобладать над человеком, а отсюда начинает возвышаться и над обществом в целом. Между тем в демократиче­ском обществе человек имеет обязанности перед обществом, а его права и свободы могут быть ограничены исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка, то есть в интересах общего благосостояния. К тому же все ограничения прав и свобод человека в этих целях должны быть четко предусмотрены в законах. Государство обязано осуществлять кон­троль за соблюдением этих ограничений от имени и в интересах об­щества. Сюда же относится и случай, когда государство законом обя­зывает людей охранять природу, государственную собственность и т.д. Здесь государство, в целях обеспечения свободы человека, долж­но действовать иными методами, например, использовать запреты. Да и на самом деле нельзя человека вообще обязывать охранять приро­ду, государственную собственность. Видимо поэтому эти статьи за­кона, как правило, остаются на практике не реализованными. Лучше в этой сфере следует использовать разумные запреты, чтобы люди не нарушали, например, экологические требования.

В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности.

К числу таких моделей следует отнести

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства — это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется пользой для государства. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов.

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране естественных прав членов сообщества и разрешению спорных, конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения лицом правонарушения.

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой — государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

Читайте также:  Вопросы для тэгов слишком много информации обо мне

Источник

Вопрос 6. Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека

Государство и право тесно взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, а также активно взаимодействуют с обществом, личностью, политикой, экономикой, культурой, нравственностью и т.д. В любом государственно-организованном обществе право вы­ступает в качестве социально-нормативного регулятора общест­венных отношений. Однако в зависимости от сущности общест­венного строя роль его меняется.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Экономика — это совокупность производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Политика — это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, нациями; между государством, с одной стороны, и народом — с другой.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Существует два основных подхода к соотношению данных понятий.

Согласно первому среди этих понятий нет какого-либо одного приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования общественных отношений (в том числе производственных, политических, правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права над экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались новые экономические отношения).

Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

Согласно второму подходу экономика определяет политику и право. Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая развитие производственных отношений.

Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и правом.

Между политикой и правом возможно соотношение двух типов: в первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.

Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека –процесс взаимодействия, влияния друг на друга государства, права, общества, личности, политики, экономики, культуры и т.д.

Государство – организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и социальный аппарат принуждения; это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Право (в объективном смысле) — юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей.

Право (в субъективном смысле) — определенная правовая возможность конкретного субъекта, принадлежащая личности и зависящая от его воли и желания.

Право — это совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в целях нормального развития и функционирования общества.

Источник

Взаимоотношения государства и человека

Известно, что в государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит решающая роль. Такое значение государства объясня­ется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которы­ми оно обладает.

Государство выступает как официальный пред­ставитель всего общества, поэтому отношения между ним и чело веком носят политико-правовой характер. Любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний.

Устойчивая связь между человеком и государством выража­ется, прежде всего, в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государ­ству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и го­сударства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между государством и личностью должны осуще­ствляться на основе взаимной ответственности.

Что же представляет собой эта взаимная ответственность го­сударства и личности с позиции философии права? В первую очередь, взаимная ответственность личности и государства — это своеобразный способ ограничения политической власти го­сударства. Он проявляется, прежде всего:

  • в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;
  • в принятии государством кон­кретных обязательств, направленных на обеспечение интересов граждан;
  • в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение своих обязанностей перед обществом и личностью.

В свою очередь, свобода личности не может быть абсолютной, поскольку она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц. От каждого человека требуется соблюдение всех правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед обществом, государством, другими людьми.

При различных типах политических режимов существует и разный уровень взаимной ответственности государства и лично­сти. Так, в недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы да­рует ему права и свободы и определяет его обязанности. В пра­вовом же государстве, напротив, акцент делается на ответствен­ности должностных лиц перед гражданами.

Ответственность государства перед гражданами обеспечива­ется системой гарантий, к которым относятся:

  • ответствен­ность правительства перед представительными органами власти;
  • дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответст­венность должностных лиц за нарушения прав и свобод граж­дан;
  • процедура импичмента (от англ, impeachment), т.е. при­влечения к ответственности и судебному рассмотрению дел выс­ших должностных лиц государства.

Формами контроля за выполнением обязательств государст­венных структур перед гражданами являются референдумы, от­четы депутатов перед избирателями и т.д. Следующей важной проблемой данного раздела является определение соотношения, характера взаимодействия государства и права.

Государство и право. Как уже указывалось, понятия «госу­дарство» и «право» тесно взаимосвязаны между собой. В основе взаимосвязи государства и права лежит институциональный ха­рактер бытия права. Характер и содержание соотношения госу­дарства и права раскрывают принципы первичности и верховен­ства права.

Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект — исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено. Право возникает одновременно с возникновением социального взаимо­действия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо за­метил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо го­сударство вообще было основано. Следовательно, право первич­но, поскольку оно предшествует государству во времени.

Второй аспект — функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, пре­допределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву обще­обязательную форму и обеспечить его функционирование.

Читайте также:  Китайская еда великая и ужасная

Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает и на верховенство права по отношению к государству, а следо­вательно, на зависимость государства от права. В действитель­ности же часто имеет место нарушение данного принципа. Госу­дарство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права.

В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для обслуживания его интересов. Отсюда воз­никает неверное, хотя и основанное на реальной действитель­ности мнение, что предоставляемые гражданам, социальным группам и нациям права и свободы есть своего рода «дар» госу­дарства народу. А раз так, то государство может осуществлять дозировку права или вообще лишить дарованного, что на практике неоднократно и успешно осуществлялось.

В чем же сущность принципа верховенства права? Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытекает следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой го­сударственный орган не должны осуществлять действия, не пре­дусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права. Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложе­ны на него правом. Сегодня многие законы в России не действу­ют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свиде­тельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо так­же бездействие государства, когда оно не принимает мер по вос­становлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, соблюдение принципов первичности и верхо­венства права направлено на недопустимость отделения государ­ства от народа, а следовательно, произвола по отношению к на­ роду. Ибо, если государство действует в рамках права, то это оз­начает, что оно:

  • не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях;
  • объективно выполняет волю народа и находится на его службе;
  • подчинено народу и несет перед ним ответственность.

Соотношение власти и права. Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для исследования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева.

По его мне­нию, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных уч­реждений и институтов. С другой стороны, «власть является ан­типодом права».

«Власть, — как подчеркивает С. Алексеев, — особенно — власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то ме­ре с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждеб­ного фактора». Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь не­обходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает та­кими имманентными качествами, которые в процессе утвержде­ния и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять пра­во, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государствен­ной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.
Право на принуждение и его оправдание.

Одной из важ­нейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также проти­водействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основ­ными среди них являются психическое и физическое принужде­ние. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и ис­полнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе — действует уже как непосредственное приме­нение физической силы, налагающее на человека те или иные ог­раничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, поли­цию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.).

С этой точки зрения политическая власть — это организован­ное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специ­фические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреж­дениях, которые в совокупности составляют государство.

Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциаль­ным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого прину­ждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

Понятие легитимности и легитимации. Принуждение и на­силие являются не единственным средством власти для достиже­ния своих целей. Как правило, правящая элита общества выну­ждена прибегать к физическому принуждению лишь в исключи­тельных случаях, когда исчерпаны все другие ресурсы власти. К числу последних, например, принадлежит привычка людей подчиняться, их страх, безразличие, традиции или убеждение в том, что правящая элита выражает интересы народных масс. Это означает, что политическое господство предполагает не только принуждение со стороны правящего меньшинства, но и согласие большинства подчиняться.

Как подчеркивал русский философ С. Франк: «Властвование, как всякий социальный институт, есть отношение двустороннее: не один властвующий, но власт­вующий и подчиненный совместно входят в отношение властво­вания и активно его строят». Иными словами принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сто­ронами политико-правовых отношений.

В философии права та власть, которая принимается на­родными массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться, а не навязывается им силой, называется леги­тимной. Такая легитимная (от лат. legitimus — законный) власть воспринимается населением как правомерная и справед­ливая. И напротив, если правящая группа не пользуется народ­ным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелеги­тимной.

К понятию «легитимность» по смыслу близко другое поня­тие — «легитимация». Легитимация — это процедура общест­венного признания или подтверждения законности какого-либо права или полномочий действующего лица, а также признание законности существующих политико-правовых отношений, господствующего режима власти, его объяснение или оправда­ние. Легитимность политического явления не означает его юри­дически оформленной законности, и поэтому легитимацию не следует смешивать с легализацией, а легитимность — с легальностью, то есть с законностью.

Легитимация не обладает юриди­ ческими функциями и не является правовым процессом. Легити­ мация утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения, создание политических структур, их из­ менение и обновление и т.д. Одновременно она является и необ­ ходимым условием соблюдения законов.

Читайте также:  10 самых классных западных ток шоу

Виды легитимации. Как показывает анализ политико-право­вых отношений, складывающихся в различных странах и на раз­личных исторических этапах, существуют весьма разнообразные основания легитимации. Поэтому их принято классифицировать по различным типам. Классическая типология легитимации, не утратившая значения по сегодняшний день, предложена М. Ве­бером. Все разнообразие легитимации политико-правовых отно­шений он сводит к трем основным типам: традиционной, харизматической и рационально-правовой. Какие же особенности ха­рактерны для каждого из этих типов легитимации власти?

Традиционная легитимация политико-правовых отношений основывается на обычае, нормы которого выступают в качестве основы господства и подчинения. Эти освященные обычаем нор­мы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться. При традиционном типе легитимации на вопрос о том, почему власть принадлежит данной группе лиц — следует ответ, что так было всегда. Такие традиционные нормы имеют обязы­вающую силу как по отношению к членам властвующей группы, так и по отношению ко всему населению. Нарушение традиции лидерами ведет к потере легитимности их власти в глазах масс и смене правящей группы.

Харизматическая легитимация политико-правовых отноше­ний основывается на авторитете лидера, которому приписывают­ся исключительные черты. Власть харизматического лидера оп­равдывается преклонением перед ним большинства населения, которым он воспринимается в качестве своего вождя. В данном случае между лидером и массами устанавливаются интенсивные эмоциональные связи, а слова и дела такого лидера окружаются ореолом непогрешимости.

В своей политической деятельности он, как правило, начинает руководствоваться не существующи­ми обычаями или действующими юридическими нормами, а соб­ственным вдохновением. Однако неудачи харизматического ли­дера могут привести к потере его популярности среди масс и, следовательно, к утрате им легитимности своей власти. К тому же при харизматической власти всегда остро стоит проблема ее наследования.

Рационально-правовая легитимация, или легальный тип ус­тановления политико-правовых отношений, основывается на доб­ровольном признании юридических норм, регулирующих отно­шения управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. Конституция определяет основные нормы, которыми четко рег­ламентируется порядок формирования, функционирования и смены правящих групп. В то же время эти нормы остаются от­крытыми изменениям, но тоже по установленным процедурам. Таким образом, в системах подобного типа власть легитимируется, оправдывается действующим законодательством.

Принципы легитимации: суверенитет народа и права чело­века. Важнейшими принципами легитимации являются сувере­нитет народа и права человека.
Принцип суверенитета народа выражается в праве граждан на коммуникацию между собой и с правящей элитой и участие в выработке общих решений, которые затрагивают их собствен­ные интересы.

Реализация этого принципа обеспечивает граж­данскую (публичную) автономию населения страны от полити­ческой власти и защиту их интересов от произвола властей. Что же касается принципа прав человека, то он находит свое выра­жение в классических правах человека, обеспечивающих граж­данам жизнь, свободу и их личную (моральную) автономию. Вместе эти принципы обеспечивают собой легитимное господ­ство законов и с точки зрения индивида как гражданина (прин­цип суверенитета народа), и с точки зрения индивида как лично­сти (принцип прав человека).

Как отмечает Л.С. Санистебан, действующие принципы ле­гитимности устанавливают необходимый минимум доверия меж­ду правящей элитой и теми, кто в нее не входит. Те, кто властву­ет, в подобном случае чувствуют, что они делают это на закон­ном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их претен­зию как правомерную. Таким образом, признание легитимности власти, а в широком смысле политико-правовых отношений име­ет чрезвычайно важное значение для ее эффективности.

Источник



Взаимосвязь и соотношение права и государства

Соотношение и взаимосвязь государства и права необходимо анализировать, учитывая 3 момента:

  1. общие аспекты права и государства;
  2. разница между правом и государством;
  3. взаимодействие между ними.

Право и государство являются близкими, тесно связанными между собой, «родственными» явлениями. По историческим меркам в теории они возникли в одно время, практически в силу одинаковых социальных причин. Оба понятия формируются в качестве общественного продукта, когда общество достигает соответствующего уровня развития.

Взаимосвязь права и государства обусловлена тем признаком, что они всегда существуют вместе, вместе происходит их возникновение, развитие и функционирование.

Государство и право объединяет то, что оба они представляют собой политические явления: проявляются в качестве результата политического расслоения общества и представляют собой основные инструменты управления политически дифференцированным обществом. В этом случае важно учитывать и согласовать противоречивые интересы всех социальных групп.

Оба понятия также тесным образом связаны с таким понятием, как власть.

Аспекты связи права и государства

Соотношение права и государства необходимо рассмотреть на основе общих черт, которые объединяют эти категории. В их число можно включить:

  • одновременное возникновение;
  • появление в силу одних и тех же социальных причин;
  • совместное функционирование;
  • политическая природа;
  • главные, основные инструменты управления обществом, его политическим состоянием;
  • тесная связь с властью.

При наличии общности права и государства, их необходимо рассматривать как разные явления.

Государство представляет собой особую организацию общества: систему, которая включает разного рода организации (властные органы и прочие государственные учреждения). Право является социальным регулятором: системой, которая состоит из особых норм, правил поведения.

Зависимость между государством и правом

Право и государство друг с другом взаимодействуют, помогая решать общие задачи, взаимно зависят. Здесь можно рассмотреть 2 линии зависимости. Первая из них заключается в том, что государство зависит от права. Оно нуждается в праве и не способно обойтись без него в решении своих задач. Кроме этого, право конституирует страну, делая законным ее существование в качестве властной организации всего общества. На основании юридических норм происходит определение статуса и компетенции государственных органов, форм их деятельности. Здесь же происходит закрепление форм государственного правления и устройства. Без наличия права государство не способно осуществлять управление общественными процессами, нормативно выражая свою волю и добиваясь согласия в обществе.

По этой причине полный отказ от права в своей деятельности не могут позволить себе даже деспотические, тоталитарные и полицейские страны.

Вторая линия зависимости заключается в зависимости права от государства, которое также во многом зависит от него. Рассмотрим 3 типа деятельности государства, от которых зависит право:

  1. правотворческая деятельность. Государство не «творит», не порождает право: определенные нормы, правила в соответствии со своим содержанием формируются в недрах социального организма, выступая в качестве правовых притязаний общества. Тем не менее, правила, которые складываются в обществе, становятся юридическими нормами лишь после того, как происходит их официальное оформление (издание) государством и устанавливаются санкции за их нарушение;
  2. правоисполнительная деятельность. Реализация существенной доли норм права невозможна без властного содействия органов государства, которые в этих случаях занимаются изданием специальных юридических актов (актов правоприменения). В этих актах индивидуально, то есть применительно к определенному случаю, происходит решение вопроса о реализации правовой нормы;
  3. правоохранительная деятельность, то есть охрана юридических норм от нарушений, для чего государство устанавливает специальный аппарат охраны законности и правопорядка, определяя процедуры его работы.

Рассматривая взаимодействие права и государства, важно отметить и обстоятельство, заключающееся в не всегда мирном протекании их взаимодействия. Относительная самостоятельность государства от общества дает возможность ему осуществлять противоправные действия, принимать противоправные решения, включая издание законов, которые противоречат праву (неправовые законы).

Источник