Продуктивная деятельность в детском саду теория и практика организации

Тема: Способы диагностики результатов продуктивной деятельности дошкольников

1.Методы диагностики продуктивной деятельности и их характеристика.

2.Критерии и показатели сформированности знаний, умений, навыков и творческих

способностей дошкольников в продуктивной деятельности.

1. В связи с теоретическим и практическим расшире­нием понятия «одаренный

ребенок» и проблемой распо­знавания одаренных и талантливых детей в самых

раз­ных группах и слоях населения возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успевае­мости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учите­лями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связан­ный с динамикой их развития, и его эффективное осу­ществление невозможно посредством какой-либо одно­разовой процедуры тестирования.

Оценка творческих способностей является важной составляющей в процессеустановления одаренности детей. Широкое развитие этого вида тестированиязна­чительно сдерживалось неопределенностью самого по­нятия творчества и его критериев. На практике наибо­лее широко используется характеристикатворчества, основанная на исследованиях Гилфорда (1967). Эта ха­рактеристика включает такие параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение. В настоящее время оценка творческих способностей в основном проводит­ся на основе методик Торренса (1966).Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Этот тест Торренса является невербальным и охва­тывает такие параметры мышления, как беглость, точ­ность, воображение и оригинальность. Тест предназна­чен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование кар­тин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изо­бражений.Тесты Торренса на вербальное творческое мышление, формы А и Б (Тоггапсе, 1966).Задачей этого теста является оценка вербальных творческих способностей детей (начиная с 5 лет) и взро­слых. Тестирование охватывает такие характеристики, как: умение задавать информативные вопросы, уста­навливать возможные причины и следствия примени­тельно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обыч­ных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предполо­жения. Творческие способности в действии и движении (Тоггапсе, 1980)Этот наиболее поздний по времени создания тест разработан в качестведополнения для серии Торренса на определение способностей у детей дошкольного воз­раста. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвиже­ния в каком-либо помещении. Качественные показате­ли, исследуемые с помощью данного теста, аналогичны показателям двух предыдущих тестов:легкость, гиб­кость, точность и оригинальность мышления.

2. Для изучения уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста используется «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу», разработанная доктором педагогических наук Т.С. Комаровой.

Диагностика состоит из двух частей: анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности:

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

2. Передача формы:

— форма передана точно;

— есть незначительные искажения;

— искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

— части расположены верно;

— есть незначительные искажения;

— части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

— пропорции предмета соблюдаются;

— есть незначительные искажения;

— пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

— на полосе листа; не продумано,

— носит случайный характер;

б) отношение по величине разных изображений, состав­ляющих картину:

— соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

— есть незначительные искажения;

— пропорциональность разных предметов передана неверно.

6. Цвет (в этом критерии так же выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

— передан реальный цвет предметов;

— цветовая гамма определенного вида;

— есть отступления от реальной окраски цветовой гаммы;

— цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответ­ствующей замыслу и выразительности изображения:

— многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;

— преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

— безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

— адекватно реагирует на замечания взрослого, стре­мится исправить ошибки, неточности;

— эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятельность замедля­ется или вовсе прекращается);

— безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

— не адекватна (завышенная, заниженная);

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

— к предложенному заданию;

— к процессу деятельности;

— к продукту собственной деятельности.

2. Уровень самостоятельности:

— выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с во­просами;

— требуется незначительная помощь;

— необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

а) продуктивность – количество кругов, оформленных ребенком в образы; (каждый круг, оформленный в образ получает один балл)

б) оригинальность изображения;

(предмет наделен оригинальным образным содержанием без повторов – 3 балла, допускается практически буквальное повторение – 2 балла, задание выполнено не до конца и небрежно – 1 балл).

в) тщательность выполнения изображения;

(предмет нарисован и закрашен точно – 3 балла, есть нарушения в технике рисования и закрашивания – 2 балла, передана только общая форма – 1 балл).

По всем критериям, кроме творчества, имеющим одну, две или три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе:

Первый — 3 балла,

Второй — 2 балла,

Выводы об уровне оценки:

Высокий уровень – 32-42 баллов.

Средний уровень – 21-31 балла.

Низкий уровень – 0-20 баллов.

Вопросы для анализа занятия по продуктивной деятельности детей дошкольного возраста:

1. Вид изобразительной деятельности.

2. Тема, программное содержание, их соответствие программным требованиям и возрасту детей.

3. Подготовка воспитателя к занятию: обеспечение детей материалами и оборудованием. Наличие наглядных пособий, их соответствие требованиям.

4. Отметить, какую мотивацию задания предлагает воспитатель детям.

5. Обратить внимание на действия воспитателя по формированию восприятия детей во время обследования предмета.

6. Какие методы и приёмы использовались на занятии. Отметить ведущий метод на занятии, его соответствие поставленным задачам.

7. Какие трудности испытывали дети в процессе создания изображения. С чем это связано?

8. Отметить технические навыки детей и действия воспитателя по их развитию.

9. Вызвало ли занятие интерес у детей?

10. Был ли в изобразительной деятельности детей элемент творчества? В чём он проявился и у каких детей?

Источник



Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности воспитанников

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения воспитателям необходимо анализировать несколько факторов.К ним относятся качество:

• усвоения учебного материала,

• интенсивность накопления ребенком социального опыта,

• освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся.

На практике чаще всего применяются такие методы,как:

• повседневное наблюдение за занятиями воспитанников,

• устный опрос (беседа,

• результаты продуктивной деятельности (практический контроль).

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Повседневное наблюдение за учебной работой воспитанников. Этот метод позволяет воспитателю составить представление о том, как ведут себя воспитанники на занятиях; как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой мере они проявляют coo6pазительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности, степень их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Накопление достаточного количества наблюдений позволяет воспитателю определять индивидуальные особенности воспитанников, учитывать их в работе и, следовательно, более объективно подходить к оценке знаний воспитанников.

Читайте также:  Анализ содержания трудовой деятельности в разных возрастных группах

Устный опрос является наиболее распространенным при оценке знаний воспитанников. Сущность этого метода контроля заключается в том, что воспитатель задает воспитанникам вопросы по изученному материалу и, оценивая ответы, определяет степень его усвоения. Иногда устный опрос называют беседой. Воспитатель может предложить одному воспитаннику изложить всю тему целиком. Целостный ответ позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Однако, будучи эффективным методом контроля знаний воспитанников. При устном опросе качество ответов предусмотреть невозможно, поэтому воспитатель должен быстро реагировать на ответ, задавать, если это надо, дополнительные вопросы, просить полного ответа.

Результаты продуктивной деятельности (практический контроль) применяется на занятиях по рисованию, аппликации (сборка конструкций различными способами, лепка из специальной глины или пластилина, изготовление всевозможных поделок, мозаики и аппликаций, более сложные занятия с различными макетами)

Этот метод контроля необходим, если необходимо проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы.

Проделанная работа даёт следующие результаты: для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью, у детей развиваются творческие способности, в группе у детей улучшается психологическое самочувствие, дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

При самоконтроле результат должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Здесь от воспитанника требуется умение самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения задания и устранять обнаруженные пробелы в знаниях (например, правильно ли мы приклеили крылышко самолету, правильно ли грузовик едет по дороге и пр) Стараться, чтобы ребенок сам ответил на вопрос, сам увидел ошибку.

Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и позволяет воспитанникам заниматься с интересом и большим желанием, а также даёт реальный «инструмент», с помощью которого они могут управлять процессом своего научения в дальнейшем.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным, или уплотненным, контролем.

«Разнообразные методы работы педагога по развитию речи воспитанников ДОУ» Развитие речи очень важный раздел программы. Чтобы преподнести его детям, воспитатель должен хорошо владеть определенным объемом знаний,.

Характеристика учебно-познавательной деятельности Игра — ведущий вид деятельности, в которой дети усваивают моральные нормы и правила, мотивы отношения между людьми, а учебная деятельность.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе «Нетрадиционные методы рисования» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 «Солнышко» с. Побегайловка Минераловодского района КОНСПЕКТ занятия.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников Методы диагностики познавательных процессов дошкольников Диагностика внимания 1. Отыскание чисел по таблице Шульте. Испытуемому предлагают.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

НОД нетрадиционные методы изобразительной деятельности «Море волнуется» (старшая группа) НОД нетрадиционные методы изобразительной деятельности «Море волнуется» старшая группаИзобразительная продуктивная деятельность с использованием.

Отчет о результативности деятельности воспитателя с родителями в отделении диагностики и социальной реабилитации ГКУ Отчет о результативности деятельности воспитателя с родителями воспитателя отделения диагностики и социальной реабилитации ГКУ СО КК «Выселковский.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе 1 слайд. «Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе» 2 слайд. Свою речь я хотела бы начать со.

Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады Психологическая совместимость как фактором эффективности совместной деятельности педагогической диады Коновалова Антонина Евгеньевна, заведующий,.

Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса»Психологический семинар практикум «Психологическое здоровье педагога-залог эффективности учебно-воспитательного процесса» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГОВ – ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» Цель: формировать представления педагогов о здоровье,.

Источник

Продуктивная деятельность в детском саду: теория и практика организации

Наталья ВасилишинНаталья Василишин 05.08.2018 6 24.4k

Девочка приложила к лицу руки в красках

Постижение окружающего мира дошкольниками начинается с предметного восприятия и постепенно заменяется образным. И среди универсальных способов осуществления этого перехода можно назвать продуктивную деятельность. Её организация имеет некоторые особенности в зависимости от возраста воспитанников детского сада, а также образовательных целей конкретного отрезка учебно-воспитательного процесса.

Содержание понятия

Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на преобразование исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью обычно имеют игровую форму проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в выполнении задания, а также развивают графические навыки. Таким образом, в сочетании с игрой практическая активность готовит психику дошкольников к обучению в школе.

Группа детей рисует

Практическая деятельность помогает ребятам социализироваться

Цели продуктивной деятельности в детском саду

Миссией продуктивной деятельности в детском саду является:

  • развитие воображения, мышления (в младшем и среднем дошкольном возрасте сравнивать объекты, а в старшем анализировать, систематизировать);
  • создание оптимальных условий для физического развития;
  • воспитание целеустремлённости (дети настойчиво стараются добиваться своих целей при выполнении рисунка, заучивании движений танца и пр.);
  • расширение сферы познания (если в младшем дошкольном возрасте этот аспект связан с изучением материалов для продуктивной деятельности, то в среднем и старшем — это варианты создания конечного продукта, а также придумывание способов взаимодействия с ним);
  • развитие общей мускулатуры и мелкой моторики;
  • воспитание инициативности (малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, поют и танцуют в свободное время).

Задачи продуктивной деятельности в детском саду

Осуществить цели творческой активности можно при условии решения задач продуктивной деятельности. Их направление будет единым для детей всех возрастных групп, отличия будут касаться выбора способов воплощения:

  • развитие творческих способностей (малыши пробуют себя не только в различных видах креативной деятельности, например, в театрализациях, но и осваивают техники в отельных жанрах, к примеру, монотипия в рисовании для средней группы или аппликация из круп во второй младшей);
  • развитие физических способностей (в пении дети тренируют дыхательную систему, в хореографии — опорно-двигательный аппарат);
  • активизация заинтересованности малыша в выполнении того или иного вида продуктивной деятельности;
  • формирование собственного видения жизни (особенно ярко это проявляется в творческих заданиях на свободную тему);
  • стимулирование интереса к продуктивной активности (желание рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, заниматься театрализацией — это важные показатели взросления ребёнка, поэтому такие порывы в любом возрасте подавлять нельзя);
  • формирование ощущения предметного мира, а также его моделирование в различных видах продуктивной деятельности (к примеру, со второй младшей группы дети начинают говорить о планете Земля, воплощая эти беседы в раскрашивании готовых шаблонов планеты, создании аппликации, после этого в средней группе дети, получив представления об объёме, выполняют поделку «Земля» из папье-маше и готовых масштабированных картинок, а в старшей группе ребята, ознакомившись с такими понятиями, как море, суша, горы и пр., делают аппликации-макеты, сверяя с глобусом местоположение природных объектов);

Дети играют с большими блоками конструктора

В конструировании и других видах продуктивной деятельности дети осваивают предметный мир

Источник

Инструментарий диагностики по продуктивной деятельности.

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятырисунки 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

1.Содержание изображения

И. Ф. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи
Ксения И В В В В В
Марина Ю В С С В В
Толя П С С Н С С
Ваня Р Н Н Н Н Н

Уровни определены на основе уровней программы «Детство» (В- высокий;; С-средний; Н- низкий). Анализ детских работ представленв кратком описание созданного каждым ребенком изображения.

1.Ксения И. быстро и с радостью принялась за работу.1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, передала относительную величину ребенка и взрослого. 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья в парке).4)Рисунок украсила в соответствии с выбранной тематикой. 5) Все члены семьи исполнены аккуратно.

2.Марина Ю. С радостью и с желанием взялась за работу. 1) Изображение расположены в середине листа в соответствии с содержанием своей работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не сумела передать относительную величину ребенка и взрослого, и соответствие величины частей тела.(Голова большая, руки маленькие, ноги тонкие палки) 3) Контур нарисован простым карандашом с последующим закрашиванием простым карандашом, но штрихи четкие расположены в одном направлении. Выбрала самостоятельно сюжет (Моя семья на прогулке). 4) Рисунок украсила цветными карандашами, штрихи расположены в одном направлении. 5) Рассказывая о своем рисунке положительно отозвалась о всех изображенных членах семьи.

3.Толя П. Без особого азарта взялся за работу. 1) Изображение расположены в правой нижней части листа, что не вполне соответствует содержанию работы.2) Умеет рисовать фигуру человека, но не верно передал относительную величину ребенка и взрослого (Папа очень маленький по сравнению со своим изображением). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Красным) с последующим закрашиванием цветными карандашами, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении выходящими за контур. Долго не мог выбрать сюжет. Задавал много вопросов выкрикивая и громко бурчал пока рисовал. 4)Рисунок украсил цветным фоном. 5) Все члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

4. Ваня Р Долго не принимался за работу, прежде чем приступить к работе плакал. 1) Изображение расположены в нижней части листа, ноги срезаны краем листа что не вполне соответствует содержанию работы.2) Не умеет рисовать фигуру человека, не передал относительную величину ребенка и взрослого (Не возможно разобрать где взрослые где дети сам Ваня путается когда рассказывает о своем рисунке). 3) Контур нарисован не простым карандашом (Черным) с последующим закрашиванием черным карандашом, штрихи нечеткие расположены в хаотичном направлении. Не мог выбрать сюжет долго сидел не принимался за работу причитал, что у него все равно ничего не получится. Потом поплакал и только после этого взялся за работу 4)Рисунок не украсил фоном. 5) Не понятно, какие члены семьи присутствуют и исполнены в сюжете рисунка.

2. Передача формы:

В -форма передана точно;

С -есть незначительные искажения;

Н -искажения значительные, форма не удалась.

И.Ф. форма передана точно; есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

3. Строение предмета:

В- части расположены, верно;

С- есть незначительные искажения;

Н- части предмета расположены неверно.

И.Ф. части расположены, верно; есть незначительные искажения; части предмета расположены неверно
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

В- пропорции предмета соблюдаются;

С- есть незначительные искажения;

Н- пропорции предмета переданы неверно.

И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

Высокий уровень у Ксюши, Средний уровень у Марины и Толи, Низкий уровень у Вани.

5. Передача движения.Этот критерий оценивается тогда,когда задача передать движениевыделалась на занятии или вытекает из темы занятия (старший дошкольный возраст) :

И.Ф. пропорции предмета соблюдаются;; движение передано неопределенно, изображение статичное.
Ксения И. +
Марина Ю. +
Толя П. +
Ваня Р . +

5. Цвет.В этом критерии мы также выделали две группы показателей:

а)— цветовое решение изображения, характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствует замыслу и выразительности изображения:

И.Ф. а)передан реальный цвет предметов а)есть отступления от реальной окраски а) цвет предметов передан неверно б) многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно б) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете ( или случайно взятыми цветами).
Ксения И. + +
Марина Ю. + +
Толя П. + +
Ваня Р . + +

6. Композицияа) расположение изображений на листе:

И.Ф. по всему листу; на полосе листа; носит случайный характер
Ксения И. +
МаринаЮ. +
Толя П. +
Ваня Р +

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе«Моя семья»

Цель: Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

Проследить место ребенка в семье. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства; продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением, передавать различия в величине изображаемых предметов.

1. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка.

2. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого.

3. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения.

4. Развивать творчество, воображение. Развивать умение видеть красоту созданного образа.

5. Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи.

Материал: Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши.

Репродукции работ художников с изображением семьи.

Воспитатель Дети
I. Вводная часть Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: Очень люблю, когда все собираются, Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамою, папа и я Мы называемся вместе (семья).
II. Основная часть. Темой нашего занятия будет «Моя семья». Что такое семья? (Ответы детей).
Семья – это родной дом, самое дорогое, что есть у каждого человека, это люди, которые живут вместе: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, братишка. Родные, которых мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся и кому желаем добра и счастья. Семью почитали с древних времен и народ сложил много пословиц: — «Мой дом – моя крепость». — «На что и клад, коли в семье лад». — «В гостях хорошо, а дома лучше». — «При солнышке тепло, при матери добро». — «Без корня и полынь не растет». Дидактическая игра «Подбери признаки» — А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. Мама (какая) добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа — строгий, умный, сильный
Бабушка- старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая
Дедушка — старый, мудрый, седой
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.
Пальчиковая гимнастика (дружная семья) – согнутый кулак, поочерёдное разгибание пальцев. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка А вот этот пальчик – Я Вместе дружная семья! Продуктивная деятельность детей. — Молодцы, присаживаемся на свои стульчики. — Ребята, перед вами шаблон рамки, его надо обвести, а в середине нарисовать свою семью. У вас получится портрет семьи в рамке. Рамку оформляете по своему желанию. Например: вы рисуете свою семью во время отдыха на море, рамку можно оформить в морской теме, нарисовать волны, ракушки
Приступаем к работе.
III. Заключительная часть Анализ работ. Воспитатель: — Что мы сегодня рисовали? (Портрет семьи). Вы все постарались, у вас получились замечательные портреты своей семьи. Желаю вам, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Ответы детей. Выставка работ.

Вывод: По всем показателям Ксюша показала высокий результат. Что говорит о благополучии в семье. Ребенок жизнерадостный, но не избалованный. Марина и Толя показали средний результат. А Ваня показал очень низкий результат. С помощью этого рисунка мы определили место ребенка в семье. И по нашим наблюдениям: В семье Толи он занимает главное место. Это прослеживается и в поведении ребенка, что мир крутится весь вокруг него. Ребенок растет эгоистичным уважения к старшим нет. В семье Марины главной является мама это можно предположить из рисунка девочки. Так как мама нарисована яркой, четкой и с ярко красной помадой и с большим ртом. Особое внимание необходимо обратить на Ваню так как весь рисунок в черном цвете. Не имеет каких либо красок. Семья Вани не благополучная, родители часто выпивают и ребенком не занимаются. В семье есть еще дети младшие и старшие, но по сути Ваня один. Им не занимаются ни братья ни сестры не родители.

Лепкав подготовительной группе.

Тема: «Лепка кошки»

Цель: учить детей лепить четвероногое животное – кота, передавать овальную форму (туловища, округлую (головы, цилиндрическую (лапы, короткие уши, длинный хвост; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять путем примазывания одной части к другой; развивать самостоятельность, вызвать у детей удовольствие, что получается похожее изображение, продолжать воспитывать сочувствие и любовь к животным.

Оборудование: глина, доски, стеки, розетки, салфетки, живой кот Тёма, музыкальный центр, диск с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел», «Котик выздоровел».

Воспитатель Дети
I Вводная часть
Дети, послушайте, пожалуйста, музыку композитора Гречанинова (Прослушивание музыки).
Про кого композитор Гречанинов написал? Про котика
Молодцы! Правильно, это про котика, который веселый, резвый и радостный. А сейчас отгадайте, пожалуйста, мою загадку: Мохнатенький, усатенький Молоко пьет, песенки поет. Это котик
II Основная часть
. Молодцы! Ой, вы слышите, кто-то за дверью царапается, пойду-ка, погляжу. (Возвращается вместе с живым котом, дети здороваются, гладят). Воспитатель. Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые
Дети, это – кот Тёма. Я его на наше занятие принесла. Вам он нравится? А сейчас давайте рассмотрим хорошо Тёму и расскажем: из каких частей состоит его тело? Из туловища, головы, лап, хвоста и ушей.
скажи, пожалуйста, какой формы туловище Тёмы? Овальной формы
Правильно, молодец! А голова Круглой формы
Да, круглой формы, но мордочка немного вытянута, видите? А лапы какие и сколько их? Лапы длинные, пушистые и их четыре
А подскажите, хвост какой величины У него пушистый, длинный хвост и еще два ушка.
Какие они? Маленькие.
Посмотрите, ушки маленькие треугольной формы. Вам понравился кот Тёма? Ответы детей.
Какой он? Тёма красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий.
Что-то Тёма загрустил. Я поняла – почему? У Тёмы есть подружка Маня, они вместе дружат, играют. А я взяла да его в садик принесла. Ему грустно одному, потомучто нет рядом Мани. Дети, вам бывает иногда грустно? Когда грустное настроение, не хочется ничего делать: ни играть, ни рисовать, ни петь. Вы знаете, что от тоски заболевают? И наш Тёма заболел. А сейчас, дети, послушайте, пожалуйста, еще одно произведение композитора Гречанинова. (Звучит музыка композитора Гречанинова «Котик заболел»).
какую музыку мы прослушали? Грустную, печальную.
Да, Тёме скучно у нас. Давайте, мы его сейчас отпустим, хорошо? (Отпускают Тёму в спальную комнату)
Дети, мы ему сделаем сюрприз. Каждый слепит кошку, их будет много. Мы ему покажем, а он очень обрадуется и болезнь его пройдет. Хотите, чтобы он выздоровел и с нам поиграл? Да.
У меня кусок глины, я его делю пополам, получилось сколько кусочков? Правильно, два кусочка одинаковой величины. Один кусочек я спрячу под влажную салфетку, чтобы не сох. Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? Два
Из этого кусочка я слеплю туловище. Скатаем шар все вместе, а затем слегка раскатываем, получилось… туловище. Беру другой ком глины, его разделим для каких частей тела? Для головы, лап, хвоста.
Правильно, молодец! Делю: вот для головы одна часть, четыре части для ног и одна часть для хвоста.
Круглую часть, нужно плотно присоединять, примазываем хорошо. А почему? Чтобы крепко держалась
как мы будем лепить лапы? Нужно лепить столбики.
Все лапы одинаковой длины? Да.
Давайте вместе сделаем лапы. Слепили. Положу их рядом, сравниваю: одинаковой ли длины? Если лапа длинная, я ее укорачиваю – излишек глины забираю. Вот и лапы прикрепила, хорошо примазываю. Остается у нас что? Хвост.
Мы уже знаем как лепить длинный хвост. Сережа, покажи, пожалуйста. Спасибо, Сережа. Присоединила плотно хвост. Остаются у нас… ушки. Посмотрите, я двумя пальцами прищипываю два маленьких ушка. Сделаю ручкой два глаза и получилась у меня кошка. Нравится вам? Вот и Тёма обрадуется. Хотите чтобы и вы порадовали его? Воспитатель дает возможность начать работу самостоятельно. По мере необходимости помогает тем, кто затрудняется. Он еще и еще раз показывает прием отдельным детям Советами, вопросами помогает им делать фигуры более выразительными: находить правильную длину лап, хвоста, ушей; напоминает как нужно пользоваться влажной салфеткой. За пять минут до конца занятия воспитатель предупреждает детей об этом.
III.Заключительная часть
В конце занятия появляется кот Тёма вместе с сумкой Он очень «радуется», увидев столько много кошек, перестает «болеть». Проводится анализ работы от имени кота Тёмы оценивается выразительность образов. После анализа работ кот Тёма угощает детей сладостями, а дети его – колбасой. Разглядывают работы.

Анализ продуктов детской деятельности. Для данного вида работы были взятыработы 4 детей из одной подготовительной группы «Звездочки» . 1. Ксения И., 2. Марина Ю., 3. Толя П., 4. Ваня Р.

Способы

3 балла–владеет всеми способами,работает самостоятельно,

2 балла–не достаточно владеет способами,требуется незначительная помощь педагога,

1 балл–не владеет способами,требуется значительная помощь педагога.

Источник

Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста

Основная диагностика проводится 2 раза в год. В начале учебного года (первичная диагностика) выявляются стартовые условия для дальнейшего освоения языка детьми и определяются задачи развития речи. В конце учебного года (итоговая диагностика) проводитсяс целью контроля за решением поставленных задач.

В современном дошкольном учреждении в проведении основной диагностики речевого развития детей участвует несколько специалистов: психолог, логопед, воспитатель и заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе с детьми.

С позиции психолога (психологическая диагностика речи) развитие речи рассматривается как один из показателей умственного развития ребенка. Речь выступает как психический процесс, который отражает уровень развития других психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти. Поэтому в комплексной психологической диагностике, проводимой психологом, изучению особенностей развития речи ребенка отводится существенное место.

Логопед, воспитатель, заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе с детьми проводят педагогическую диагностику по развитию речи. Объектом такой диагностики выступает педагогический процесс, направленный на своевременное развитие речи детей. Диагностика педагогического процесса развития речи включает 3 блока:

Определение уровня речевого развития детей, его соответствия возрастным возможностям и наличие индивидуальных проявлений. Определение профессиональной компетентности и личностных особенностей воспитателя Определение условий для успешного речевого развития детей (развивающая среда)

Основная цель проведения педагогической диагностики – совершенствование педагогического процесса, направленного на развитие детей с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Предлагаем разработанные нами варианты основной сценарной диагностики развития речи детей дошкольного возраста.

Основная диагностика развития речи детей

Младшего дошкольного возраста

Часть.

Цель: Изучение особенности развития связной речи ребенка.

Задачи:

1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи.

2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову.

3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине.

Методика предъявления заданий:

В.: Для тебя сегодня кукла Катя приготовила сюрприз. Ты хочешь узнать какой? Давай посмотрим вместе. (Возле куклы лежит подарочная коробка, украшенная аппликацией или рисунками предметов и объектов природы.) Какая красивая коробочка! Тебе она нравится? Давай, посмотрим, чем она украшена.

Содержание диагностического задания Критерии оценки
Найди на коробке лошадку. Покажи, где чашка. Найди на коробке мальчика. Покажи, где нарисован передник. Покажи, где цветок. 3 балла – безошибочно самостоятельно показывает все предметы; 2 балла – допускает 1-2 ошибки в выборе предмета или требует повторного называния; 1 балл – выбирает неправильно 3 из 5 предметов

Воспитатель открывает коробку, в которой находится игрушка- медвежонок и набор предметов мебели.

Источник