Пропагандистские настольные игры раннего СССР

Пропагандистские настольные игры раннего СССР

Мы вряд ли можем в полной мере осознать насколько крутыми и резкими были изменения в обществе нашей страны после Октябрьской революции 1917 года .

Все ж помнят распад СССР и девяностые годы? А теперь давайте представим, что градус событий сильнее в несколько раз, плюс реальная гражданская война, плюс внешние угрозы. Жуть, да и только.

Одной из основных задач новой власти было создание нового типа человека. С совершенно иным сознанием и жизненными ценностями. С мышлением "по-советски" . И, надо сказать, "селекционировать" людей с "советским" типом мышления удалось. Со многими оговорками конечно, но тем не менее. Помните в фильме "Девушка без адреса"?

Одни людей с этим типом мышления презрительно называют "совками" , другие, наоборот, относятся к ним с уважением. Однако, суть статьи не в критике или восхвалении советской власти.

Хочу поговорить о пропагандистских настольных играх, которые выпускались в раннем СССР. Приведу 4 любопытных примера

Революция

Настольная игра, выпущенная в 1925 году. К распространению во всём мире идей коммунизма подошли серьёзно — в скольких странах социалистическая революция таки в итоге произошла, а в скольких ещё имела большие шансы на победу?

Скана правил, к сожалению, найти не удалось, однако суть и без них понятна: кубики, игровые фишки, нейтральные, бонусные и штрафные клетки.

Борьба с капиталистами, буржуями и прочими социально-чуждыми элементами сначала в своей стране, а потом и по всему миру. Как итог — мировая революция. Ура, товарищи!

За здоровый быт

Настольная игра, выпущенная в 1926 году. Её целью является воспитание правил поведения в обществе, соблюдения личной гигиены и здорового образа жизни. Главный её посыл:

Играют от 2 до 6 человек. Необходимо пройти весь путь, изображённый в виде передаточного ремня. Играющие, определив очерёдность хода, бросают кубик и передвигают фишку по клеткам. Выигрывает тот, кто первым пройдёт весь путь.

Каждый рисунок посвящён отдельной теме. При попадании игрока на клетку, номер которой указан в красном круге, игрок, в зависимости от её содержания, либо возвращается назад, либо переходит вперёд в соответствии с номером клетки, дополнительно указанном на рисунке. Как пример: при ходе на клетку №35, где изображён человек плюющий на пол , игрок возвращается на клетку №5, где изображено куда дОлжно осуществлять это действие))

Также есть клетки, на которых не может одновременно располагаться двое играющих. Игрок, попавший на такую клетку, где уже находится другой игрок, возвращается в начало игры. К примеру на клетке №23 изображены кружка, тарелка и столовые приборы. Идея запрета нахождения вдвоём на такой клетке в том, что нельзя вдвоём есть из одной посуды и пользоваться одними столовыми приборами

Таким образом клетки в этой игре "правильные" и "неправильные". Изображены на клетках поступки, руководства к действию, предупреждения об ответственности:

Другими словами, в игре пропагандируется профилактика болезней, опасных половых связей, неправильного образа жизни и пр.

Электрификация

Эта настольная игра была выпущена в 1928 году и распространялась вместе с газетой "Ленинские внучата". Планы по электрификации страны разрабатывались ещё при царском режиме, однако претворяться в жизнь им было суждено уже при новой власти. Программа электрификации (ГОЭЛРО — Государственный план электрификации России) была принята в 1920 году. Фраза В.И. Ленина стала крылатой:

Здесь правила по-сложнее. Из игрового листа, представленного выше, вырезаются все изображения: карточки слева и справа (10 видов парных и 3 одиночных)

4 центральных изображения (деревня, горный аул, город и порт) и серые кружочки. У каждого игрока своё игровое поле (одна из четырёх больших картинок).

Целью игры является закрытие вырезанными серыми кружочками огней на своей большой картинке (число огней на каждой картинке 10).

Маленькие карточки (23 шт.) раздаются играющим так, чтобы никто из них не видел карточек соперника. При этом у раздающего на одну карту меньше. Если на руках оказывается пара одинаковых карт — она откладывается в сторону. Затем один игрок наугад вытаскивает у второго карту, второй у третьего, третий у четвёртого, четвёртый у первого. Если вытащенная у соперника карточка составляет пару с имеющейся у тебя на руках, эта пара также откладывается в сторону. Так продолжается до тех пор, пока у игроков на руках не остаётся по одинарной карточке ( с 1, 2 или 3 лампочками). В соответствии с количеством лампочек на карточке серыми кружками закрываются огни на своём игровом поле — типа "засветил участок" .

После прохождения одного "круга" раздающий меняется, раздача всех карточек происходит заново, и игра продолжается по тому же принципу. Выигрывает тот, кто первым засветит все 10 лампочек на своём игровом поле.

Читайте также:  Общие специальные косвенные и другие виды вопросов

Дадим сырьё заводам

Эту игру выпустили в 1930 году — в самый разгар первой пятилетки, в ходе которой проводилась интенсивная индустриализация СССР. Распространялась эта игра в качестве бесплатного приложения к журналу "Ленинградский металлист".

Суть этой настольной игры в приучении к сбору вторсырья и сдаче его на фабрики и заводы. В игре подсказывается, что необходимо собирать и каким образом . Металлолом, макулатуру, тряпьё, старую обувь и даже кости. Игра учит также не тащить в качестве вторсырья всё подряд, а разбирать, какие изделия могут быть полезны в их прямом предназначении.

Более подробные правила можно почитать на укрупнённых фрагментах игры (см. 2 фото):

Источник

Настольные игры СССР

Всем салют. Работы много а на сайт времени вообще нет , даже забыл оплатить хостинг и домен. Но спустя неделю после разбора завалов набрался сил и решил немного по фантазировать.Все началось с того — что , я, нашел сундук с сокровищами. Да да именно сундук сокровищ.
Но вы зададитесь вопросом почему я рассказываю это вам? Почему не бросил это занятие и не купил себе остров? Так для разных людей и сокровища бывают разные: для кого то сокровище это рождение ребенка, для кого то деньги .
Но вспомните себя . В детстве . Я про наше детство из СССР. Беготня по улицам, никаких компьютеров, электронная игра Ну погоди появилась позже. Так вот откапал я свой сундучёк из прошлого, возможно в данное время это хлам, но тогда в детстве это были сокровища. Которые тщетно оберегались хранились. Из всего добытого это были фантики с машинками, значки с изображением Ленина, Сталина , Труд , Мир , Май и другие. Пара любимых книжек. Куча бумаг непонятных мне теперь. Потертые журналы Мурзилка.
Разного рода нишивки , погоны того времени.
При отправлении в баньку лишних бумаг я
развернул одну ветхую , изорванную и склеенную бумагу размером с 4 на 2 формата А4. О боже и какого было моё удивление !
Это оказалась , что ни на есть самая настоящая детская настольная игра СССР под названием В путь друзья. Жаль было её.
Столько вечеров при лампах было проведено за ней. Но состояние её было очень ужасное.
И тогда я решил по искать в сети настольные игры СССР .
Ведь очень захотелось немного окунуться
в детство и поиграть с детьми, как когда то
играли с нами наши родители. Нашёл я и ни одну настольную игру. Распечатал, какое же было удивление у детей что это!? Но после нескольких игр, детей оторвать уже было не возможно. К чертям эти компьютеры, монополии , когда есть офигенные настольные игры из СССР .
Спасибо тем у кого они сохранились , тем кто
отсканировал их , не пожелел не времени ,
ни денег. Купить настольные игры СССР вы врятли сможете.
Я постарался собрать небольшую коллекцию
настольных игр и предлагаю скачать картинки настольных игр , распечатать , окунуться в атмосферу детства. А на моём другом сайте Вы найдёте ещё больше детских настольных игр времён СССр.
Надеюсь настольные игры принесут радость и восторг как Вам , так и детям. А ежели кто желает дополнить коллекцию , то милости прошу. Все игры будут под спойлером дабы не занимать много места на странице, ну и соответственно в полном размере, просто сохраняем картинку и печатаем.

1. В путь друзья настольная игра очень красочная и насыщенная. Нарисовал игру художник Мария Авсюк. Игра была опубликована в журнале Весёлые картинки за 1993 год. Скачать настольную игру В путь друзья у нас можно обсалютно бесплатно.

2. Путешествие настольная игра СССР. Игра была выпущена приблизительно в 1983 году. Нарисовали её художники Э. Назаров и А. Черенков. Спустя 30 лет многие с удовольствием хотят поиграть в эту настольную игру Путешествие. А мы просто хотим предоставить Вам такую возможность. Скачиваем картинку настольной игры, распечатываем и играем.

3. Морское путешестаие настольная игра но не из СССР, а нашего времени 2010 года. Но для коллекции стоит добавить.Автор Феликс Шапиро, художник Евгений Милутка. Опубликовано в журнале Весёлые картинки. Для того что бы поиграть в игру морское путешествие достаточно скачать и распечатать данную картинку. Ну а если распечатать на формате побольше то радости детей не будет предела.

4. Настольная игра Кругосветное путешествие из журнала «Весёлые картинки» за 1990 год. Художник Евгений Милутка, автор Феликс Шапиро. Красивая игра хороша для развития детей и просто хорошего время провождения.

5. Большое космическое путешествие красивая настольная игра из журнала Весёлые картинки за 1986 год. Тематика игры космос. Автор Феликс Шапиро, а художником является Евгений Милутка.

Читайте также:  Вопросы при аттестации газорезчика

6. Настольная игра Зимние каникулы. Была выпущена в 1950 году. Тематика игры соответственно зимняя. Так что приготовтесь будет очень скользко и падать придётся не раз. Скачать настольную игру Зимние каникулы можно бесплатно.

Источник

Настольные игры СССР

Сегодня, уважаемые читатели, я показываю ту часть своей коллекции винтажных игрушек, которая состоит из настольных игр времен Союза.
В основном публикация будет состоять из фотографий. Думаю, что правила этих игр многие и без дополнительных пояснений хорошо помнят.




Железная дорога Пико из ГДР. Похожая была у меня в детстве. Только длина рельсов была поменьше, а разных вагончиков и локомотивов было побольше.

Несколько настольных игр 70-х годов. Лото «Жмурки». Игра «Маленькая хозяйка». Очень занятная развивающая игра «Умный телефон». Игра-путешествие по Ленинграду.


Игровые наборы печатей и штампов с картинками. Сюжеты таких игр были разные, от сказочных до исторических.


Старинная настольная игра «Характеристики наших знакомых в пословицах и поговорках русского народа», так называемый «Сплетник». Игра издана карточной фабрикой Императорского воспитательного дома 1914 году.




Игры, которые теоретически могли бы быть в моем детстве, но я их не помню. Наверное, никогда в них не играл.



А вот эти игры были в моем детском саду. Некоторые я, как оказалось, неплохо помню. Особенно приятно было встретиться с игрой «Кому письмо?», которую мы называли «Звериная почта». Вот из-за этой путаницы я очень долго не мог ее найти. Конечно, с неправильным названием-то…










Игровые наборы «Прачечная» и «Парикмахерская», советские и немецкие.

Различные конструкторы и мозаики.

Наборы для сборки моделей. К сожалению, найти такие, как были у меня в детстве, не получилось. Мне больше нравилось собирать самолеты, а не парусники и атомные ледоколы.


А вот эти игровые наборы, наверное, вспомнят выросшие девочки.

В такие или похожие кубики играли все советские дети в определенном возрасте.




Эту игру тоже все знают. Пинбол «Охота». В нее не отказались бы сыграть даже те, кого на настоящую охоту калачом не заманишь, как меня.

А это настоящая рулетка! Как её не назови.

Старый настольный крокет.

В «Эрудит» всегда играли в поезде… Он у меня стойко ассоциируется с верхней полкой купе.)

И самая любимая настольная игра моего дошкольного и младшешкольного детства — электровикторина «Зоопарк». Уж не знаю почему именно так ее назвали. Мне кажется, больше бы подошло название «В мире животных».


Приглашаю вас вспомнить любимые игры вашего детства.
Расскажите, какие они у вас?
Помните ли вы какие-то из показанных в публикации игр?

Вы можете купить советских кукол в нашем разделе в Шопике

Источник

Проект "Игры нашего детства", реставрация

Наш проект для всех, кто хотел бы иметь у себя репринт любимой советской настолки. Идея проста: решаем что печатать, находим оригинал и делаем столько копий, сколько желающих собралось. Проект не коммерческий, потому реализация зависит всецело от активности его участников.
Показать полностью.
По мере пополнения коллекции планируем открыть ретро-игротеку, а может и музей-выставку чтобы как можно больше людей могли вспомнить детство и от души наиграться 🙂 !!!

Когда я начала интересоваться настольными играми, то стала находить на просторах интернета кучу сообщений о поиске той или иной игры советских времен. Поиск этот не из легких, ведь много времени прошло: игры выбрасывались, их поля и карточки стирались, комплектация становилась не полной. Потому как-то сама собой возникла идея объединить усилия и дать новую жизнь горячо любимым, добрым игрушкам!

  • если Вы готовы отдать игру, мы принимаем ее в Дар, не важно в какой комплекции
  • возьмем Вашу игру на отсканирование
  • если у Вас есть возможность качественно отсканировать имеющуюся у Вас игру, ждем Ваших сканов на e-mail: ololiuluky@yandex.ru
Антон Разинков запись закреплена
Светлана Киликявичене запись закреплена
Наталья Лукашева запись закреплена
Юлия Юлия запись закреплена
Екатерина Соболева запись закреплена
Дмитрий Певцов запись закреплена
Алина Юдина запись закреплена
Слава Герасименко запись закреплена
Елена Алисова запись закреплена
Евгений Крикунов запись закреплена

Евгений Крикунов
Екатерина, спасибо! 👍🤗Она самая

Проект "Игры нашего детства", реставрация запись закреплена
Айдар Аминов
Проект "Игры нашего детства", реставрация запись закреплена

Небольшая новость для любителей настольных игр — конкурс на лучший модуль для настольных игр.
Хочешь издать свой модуль для настольной игры?

Это просто. Крупнейшая розничная сеть магазинов настольных игр Мосигра и
издательство настольных игр "Магеллан" объявляют конкурс на лучший модуль
Показать полностью.
для настольной игры.

Что нужно чтобы участвовать?

1. Прислать на help@mosigra.ru модуль для настольной игры.
2. Убедиться, что он подписан именем автора.
3. Указать свои контакты.
4. Подтвердить в письме, что именно вы владеете всеми правами на данный
объект авторского права.

Читайте также:  Дошкольная педагогика понятие задачи принципы и методы

Каковы требования к модулю?

По сути, нужен сюжетный костяк без любых включений механики. То есть —
классическое описание стартовой ситуации для героев, описания локаций и
персонажей/мест в них и так далее. Это напоминает старые добрые AD&D модули,
только без привязки к системе и без таблиц с числами характеристик.

То есть только сюжетные вилки?

По сути, да. Возможно, у вас уже есть готовые варианты, которые достаточно
просто адаптировать под конкурс.

Какие модули предпочтительны?

С хорошей сюжетной частью, где от боя зависит гораздо меньше, чем от
действий партии и отдельных персонажей. Кстати, можно заранее задавать
персонажей с именами и биографией, которые так или иначе будут
взаимодействовать с частями сюжета, а не будут просто "попаданцами" в мир
модуля. Кроме того, сюжет не должен повторять стандартные ходы, привычные по
CRPG. Можно задавать вопросы в комментариях.

Что за призы за победу?

За первое место:

1. Издание модуля в виде отдельной настольной игры, как раньше издавались
AD&D-модули (подписывается договор передачи прав на использование, имя
автора всегда сохраняется).
2. На выбор — 3% от оптовых продаж модуля, сертификат на 5000 рублей в
Мосигре или 15 коробок изданного модуля.

За второе и третье места:

1. По решению органзаторов конкурса — предложение издания на тех же
условиях, что и для первого места.
2. Сертификаты на 3000 рублей для второго и 1500 рублей для третьего места
для покупки игр в Мосигре.

Стоит стараться только ради призов?

Не только. Авторам модулей, отобранных к изданию, будет предложено
дальнейшее сотрудничество с издателем.

Как будут оцениваться модули?

В жюри войдут по одному представителю от Мосигры, Магеллана и я. Оценка
будет производиться по трём параметрам:
— Интересности сюжета;
— Нелинейности (реалистичности) модуля;
— Общему качеству исполнения (грамотности языка и т.п.).

Источник



20 настольных игр времен СССР. О них мечтали все советские дети!

Сейчас словосочетание «настольные игры» ассоциируется в основном с бросанием кубиков. Будь то самая простая детская игра «Кто быстрее дойдет к бабушке» или игры для взрослых наподобие «Манчкина» или «Монополии», везде участники бросают кости и выполняют действия в зависимости от выпавшего числа.
Но во времена нашей советской молодости существовал намного больший выбор настольных забав. Для игры во многие настолки требовалась не только удача, но и ловкость, реакция и логическое мышление.

Сколько мальчишек собиралось во дворе, устраивая настоящие чемпионаты по настольному хоккею! А сколько было перестрелок шариками в «Морском бое»!

Пожалуй, самой азартной настольной игрой был именно хоккей. Недаром же похожие игры продолжают выпускаться до сих пор. Теперешние «хоккеи» намного ярче и привлекательнее, но волна ностальгии накатывает именно при виде старой металлической игрушки.

Пусть иногда в желобках застревали клюшки хоккеистов и было несколько зон, из которых шайбу можно было достать только рукой, так как игрушечные клюшки были коротковаты, но эту игру обожали все. Часто, подарив своему ребенку «Хоккей» на день рождения, родители первым делом принимались сами в него играть, пока дети наслаждались тортом за сладким столом.

В отличие от хоккеев, футбольные настольные игры были не так успешны. Хотя они выпускались совершенно разных видов. Самой распространенной была игра, где подпружиненные фигурки стояли на месте. Когда мяч попадал к фигурке футболиста твоей команды, нужно было оттянуть ее и отпустить. Таким образом можно было наносить удары или отдавать передачи. Минусом такой игры было довольно кривое поле, так что мяч попадал далеко не ко всем фигуркам.

Также существовала более усовершенствованная версия настольного футбола. Здесь не нужно было оттягивать фигурку пальцами. А следовало дергать за рычажки на своей стороне игры. С обратной стороны поля к фигуркам были протянуты тросики, с помощью которых футболисты били по мячику. Игрушка была забавной и динамичной, но побеждал в основном тот, у которого футболисты были более пристрелянными, так как изменить направление удара было почти невозможно.

В еще в одной версии «Футбола» даже не было самих игроков. Были только лунки, на дне которых находилось два молоточка: твой и противника. Необходимо было при скатывании мячика в лунку успеть нажать на нужную клавишу быстрее соперника. Тогда мяч летел в определенную сторону. Играя с новичками, было принято договариваться о поочередном нажатии кнопочек: сперва бил противник, потом ты наносил ответный удар.

Источник