Раздел II Методы и методики психодиагностики требования к ним 42

Раздел II. Методы и методики психодиагностики, требования к ним (42)

Психологическое измерение – это процесс приписывания психологическим явлениям:

Диагностический метод – это:

а) широкий класс родственных методик, которые близки по технологическому приёму и по теоретическому обоснованию;

б) это класс методик, которые близки по технологическому приёму;

в) это частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определённой ситуации для решения поставленных задач;

г) получение информации об испытуемом.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных психодиагностических подходах за исключением:

г) объективно-субъективный.

Стандартизированные и экспертные методы в психодиагностике выделяют:

а) М.К. Акимова, К.М. Гуревич;

б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;

в) В.В. Столин, А.А. Бодалёв;

г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.

В психодиагностике методики формализованные и малоформализованные выделяют:

а) К.М. Гуревич, М.К. Акимова;

б) Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов;

в) А.А. Бодалёв, В.В. Столин;

г) Е.Т. Соколова, Б.Г. Херсонский.

Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к формализованным методикам, за исключением:

в) психофизиологические методики;

г) анализ продуктов деятельности.

Все ниже перечисленные диагностические средства относятся к малоформализованным методикам, за исключением:

а) анализ продуктов деятельности;

в) опросники;

От испытуемых правильный или неправильный ответ можно получить при применении:

в) проективных техник;

г) анализа продуктов деятельности.

Группа методик, при работе с которыми испытуемый отражает степень своего согласия или несогласия, отношение к тем или иным высказываниям, называются:

а) опросники;

в) психофизиологические методики;

г) анализ продуктов деятельности.

Наблюдения, которые проводятся за испытуемым или группой людей длительное время, называются:

б) лонгитюдными;

Диагностический метод, позволяющий человеку осознать свои психологические проблемы, возможно, частично проработать, называется:

а) клиническое интервью;

б) диагностическое интервью;

Понятие, которое указывает нам, что тест измеряет, и насколько хорошо он это делает, определяется как:

б) валидность.

Надежность психодиагностического инструментария – это:

а) устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых;

б) точность психологических измерений;

в) комплексная характеристика, включающая сведения об исследуемом явлении;

г) единообразие процедуры обследования.

Стандартизация процедуры исследования – это:

а) единые критерии оценки теста;

б) усреднение ситуации обследования;

в) унификация инструкции и бланков обследования;

г) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста

Психодиагностический процесс включает следующие этапы, за исключением:

а) этап знакомства с испытуемым и сбора данных;

б) этап обработки данных;

в) этап подбора стимульного материала;

г) этап интерпретации результатов.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена в указанной ниже форме, за исключением:

в) указательной;

Проведя определённый математический расчёт, разработчики снабжают пользователей теста так называемой:

а) конверсионной таблицей;

б) тестовой таблицей;

в) экспериментальной таблицей;

г) таблицей сводных данных.

В лабораторных условиях для диагностики психофизиологических особенностей человека используются:

а) бланковые методики;

б) опрос и наблюдение;

г) аппаратурные методики.

Постановка психологического диагноза включает следующие процедуры, за исключением:

а) описание актуального состояния личности;

б) подбор методов и средств диагностики;

в) прогноз дальнейшего развития;

г) разработка рекомендаций.

Диагностическое обследование – это:

а) создание и испытание новых методик;

б) адаптация методик;

в) применение готовых, уже разработанных методик

г) уточнение содержания методик.

Ответы испытуемых в личностных опросниках подвержены:

г) искажениям.

А.Л. Эдвардс исследовал такой фактор в ответах испытуемых, как социальная желательность и обозначил его как:

а) «эффект защиты»;

б) «эффект притворства»;

г) «эффект фасада».

Личностные опросники предназначены для диагностики:

а) личности в целом;

б) отдельных свойств, характеристик личности или их совокупности;

г) способностей и креативности.

Наиболее узкую направленность в психодиагностическом обследовании имеют:

а) тесты способностей;

б) тесты интеллекта;

в) тесты достижений

г) тесты личности.

К основным понятиям психодиагностики относят:

а) психодиагностические методы;

б) тесты и опросники;

в) наблюдение и эксперимент;

г) диагностические признаки и диагностические категории.

Опросники, как группа диагностических методик, подразделяется на:

а) тесты и анкеты;

б) личностные опросники и научные анкеты;

в) эксперимент и собеседование;

г) анкеты и психологическая беседа.

Тест – это … испытание.

в) стандартное;

Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости испытуемого в отношении знаний, умений, навыков после прохождения человеком:

а) собеседования с психологом;

б) очередного возрастного этапа;

в) кризисного периода в жизни;

г) соответствующего обучения.

Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам, являются:

а) надёжность, валидность, стандартизация;

б) чёткость, последовательность, логичность;

в) компактность, доступность, разнообразие;

г) надёжность, валидность, чёткость.

Процедура стандартизации тестового балла основывается на:

а) переводе общего количества баллов в уровни развития;

б) подсчёте общего количества баллов;

в) переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную»;

г) подсчёте «сырого» балла.

С помощью анкеты не возможно получение информации:

а) психологического характера;

б) социологического характера;

в) социально-психологического характера;

г) педагогического характера.

Выборка, на которой определяются статистические тестовые нормы, называется:

а) малой выборкой;

б) большой выборкой;

в) экспериментальной выборкой;

г) выборкой стандартизации.

Надёжность теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

в) помехоустойчивость теста;

г) единообразие процедуры проведения теста.

Валидность теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) помехоустойчивость теста.

в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

Читайте также:  Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием

г) единообразие процедуры оценки результатов.

Стандартизация теста – это:

а) соответствие используемого метода измеряемому качеству;

б) помехоустойчивость теста.

в) единообразие процедуры проведения и оценки результатов;

г) выработка единого критерия оценки результатов.

Проблема фиктивных ответов при диагностическом обследовании решается следующим образом, за исключением:

а) разрабатываются социально нейтральные задания;

б) клиента призывают к порядку;

в) проводится повторное обследование;

г) вводятся шкалы «лжи».

К недостаткам метода тестов относится всё ниже перечисленное, за исключением:

а) опасность автоматических ошибок;

б) стандартизация условий и результатов;

Для диагностики свойств нервной системы применяются формализованные методики:

а) аппаратурные и бланковые;

г) беседа в виде диагностического интервью.

Целенаправленное и планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

г) методом анализа продуктов деятельности.

Исторически первым методом исследования в психологии является:

г) наблюдение.

Синонимом слова «тест» является слово:

Другим названием тестов «тесты карандаш-бумага» является:

а) предметные тесты;

б) аппаратурные тесты;

в) компьютерные тесты;

г) бланковые тесты.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Психометрические основы психодиагностики. Основные статистические понятия психодиагностических методик. Надежность и валидность

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

Психометрика — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности:

1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест;

2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий.

3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен;

4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий, так называемый эффект социальной желательности;

5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому;

6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

.Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

.условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

.содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

.наличие стандартного стимульного материала.

.временные ограничения выполнения данного теста.

.стандартный бланк для выполнения данного теста.

.учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования.

.учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.

.учет влияния опыта респондента в тестировании.

Кроме того, при проведении исследования необходимо выполнять следующие требования:

— инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно, если информация передается устно, то одинаково, одними и теми же словами;

— никому из испытуемых не давать никаких преимуществ;

— по возможности процедуру для разных групп проводить в одинаковых условиях;

— временные ограничения должны быть одинаковыми для всех.

.Единообразие оценки выполнения теста:

стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки.

.Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов:

1) стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество;

2) проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов;

3) использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом.

Недостатокстандартизированных процедур:

из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Надежность можно проверить следующими методами:

1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя рядами.

2) разделенная надежность (метод расщепления), (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними.

3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий.

4) есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

Валидность – степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Оценка валидности теста включает следующие этапы:

Выделяется несколько типов валидности:

1. Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению. Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся явно, не требующая доказательств в своем существовании, устанавливаемая без применения специальных процедур.

Читайте также:  Финансовые показатели X5 Retail Group

2. Содержательная валидность. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны изучаемого свойства (предмета). Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок.

3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.

4. Критериальная валидность.Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности. Для оценки вида и степени связи используются средства математической статистики.

Вышеприведенные методы оценки эффективности теста помогают психологу не только самому конструировать инструменты для измерения определенных свойств личности, но и выбирать из уже разработанных тестов наиболее качественные и надежные.

Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если:

.тест неправильно составлен;

.тест неправильно стандартизован;

.тест неправильно использован.

Психолог-диагност в своей работе должен использовать только стандартизированные тесты, (а не «популярные» или «тесты для учителей»);

Высокая надежность теста показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине (указывает, что тест ТОЧНО что-то измеряет);

Высокая валидность указывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое измеряется исследователем (тест измеряет ТО, ДЛЯ ЧЕГО он был разработан);

Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

Источник

Психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его

строгая регламентация: одинаковые для обследуемой выборки испытуемых обстановка и условия работы, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми, порядок предъявления заданий и т.д. При такой стандартизации процедуры исследования можно существенно уменьшить влияние посторонних случайных факторов

на результаты теста и таким образом повысить их надежность.

На характеристику надежности методик большое влияние оказывает

исследуемая выборка.Она может как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. В этом случае при повторном обследовании новые результаты также расположатся тесной группой. Возможные изменения ранговых мест испытуемых будут незначительными, и, следовательно, надежность методики будет высокой. Такое же неоправданное завышение надежности может возникнуть при анализе результатов выборки, состоящей из группы, имеющей очень высокие результаты, и из группы с очень низкими оценками по тесту. Тогда эти далеко отстоящие друг от друга результаты не будут перекрываться, даже если

и вмешаются в условия эксперимента случайные факторы. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на которой определялась надежность методики.

В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п. Для каждой такой выборки приводятся свои коэффициенты надежности. Приводимый показатель надежности применим только к группам, подобным тем, на которых он определялся. Если методика применяется к выборке, отличающейся от той, на которой проверялась ее надежность, то эта процедура должна быть проведена заново.

Разновидностей надежности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний (В. Черны, 1983). Однако практическое применение находят лишь несколько видов надежности.

Так как все виды надежности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический прием, с помощью которого устанавливается надежность методики, – это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надежность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот.

К.М. Гуревича (1969, 1975, 1977, 1979), проведя тщательный анализ зарубежной литературы по этой проблеме, предложил толковать надежность как:

1) надежность самого измерительного инструмента;

2) стабильность изучаемого признака;

3) константность, т.е. относительную независимость результатов от личности экспериментатора.

Показатель, характеризующий измерительный инструмент, предлагается называть коэффициентом надежности; показатель, характеризующий стабильность измеряемого свойства, – коэффициентом стабильности; а показатель оценки влияния личности экспериментатора – коэффициентом константности.

Именно в таком порядке рекомендуется осуществлять проверку методики: целесообразно сначала проверить инструмент измерения. Если полученные данные удовлетворительны, то можно переходить к установлению меры стабильности измеряемого свойства, а уже после этого при необходимости заняться критерием константности.

Остановимся на более подробном рассмотрении этих показателей,

характеризующих с разных сторон надежность психодиагностической методики.

1. Определение надежности измерительного инструмента.От того, как составлена методика, насколько правильно подобраны задания с точки зрения их

взаимосогласованности, насколько она однородна, зависит точность, объективность любого психологического измерения. Внутренняя однородность методики показывает, что ее задания актуализируют одно и то же свойство, признак.

Для проверки надежности измерительного инструмента, говорящего о его однородности (или гомогенности), используется так называемый метод “расщепления”.

Обычно задания делятся на четные и нечетные, отдельно обрабатываются, а затем результаты двух полученных рядов коррелируются между собой. Для применения этого способа нужно поставить испытуемых в такие условия, чтобы они смогли успеть решить (или попытаться решить) все задания. Если методика однородна, то большой разницы в успешности решения по таким половинкам не будет, и, следовательно, коэффициент корреляции будет достаточно высоким.

Читайте также:  Употребления слова в предложениях

Можно делить задания и другим путем, например сопоставить первую половину теста со второй, первую и третью четверть – со второй и четвертой и т.п. Однако “расщепление” на четные и нечетные задания представляется наиболее целесообразным, поскольку именно этот способ наиболее независим от влияния таких факторов, как врабатываемость, тренировка, утомление и пр.

Источник



Тест “Психодиагностика школьного обучения”

Позволяет проверить уровень знаний готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе. 1. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это: наблюдение тестирование эксперимент 2. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется: психологический эксперимент психодиагностика диагноз 3. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера? ) высокая самооценка высокий уровень внимания высокая потребность в самореализации высокий уровень тревоги 4. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп: личностные опросники тесты достижений проективные методы 5. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования: абстрактно-логического мышления процесса решения конструктивных задач оперативной памяти дискурсивного мышления 6. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой: тест уровня самооценки экспериментально-психологическую методику изучения самооценки экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке 7. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется: анализом продуктов деятельности экспериментом контекст-анализом 8. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: наблюдение самонаблюдение эксперимент 9. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством: контент-анализа анализа продуктов деятельности наблюдения эксперимента 10. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит? валидность вариабельность репрезентативность 11. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием: лонгитюдным пилотажным сравнительным 12. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление: интеллектуального и паспортного возраста умственного и эмоционального возраста паспортного возраста и уровня образования 13. Какое из утверждений описывает понятие валидности? способность теста определять меру дефекта показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен характеристика единства способов использования теста 14. Включенное наблюдение – это: наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов длительное наблюдение наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий 15. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как: интеллект — мышление предпосылки интеллекта — интеллект ригидность — гибкость 16. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений? корреляционная стадия стадия формирования гипотезы стадия наблюдения 17. Стандартизация — это: понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста 18. К формализованным методикам относятся: все ответы верны проективные методики опросники 19. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта? характеристика имеющихся познавательных способностей характеристика врожденных способностей мера приобретенных интеллектуальных навыков 20. Репрезентативность теста указывает на: насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого степень однородности диагностируемой выборки возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте 21. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это: констатирующий эксперимент пилотажный эксперимент включенное наблюдение 22. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования: концентрации внимания переключаемости внимания устойчивости внимания динамической асимметрии внимания 23. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным? тест незаконченных фраз ТАТ тест Роршаха тест тревожности Спилберга-Ханина 24. Надежность- это: понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых 25. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является: экспериментом наблюдением контент-анализом 26. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту: осведомленность недостающие детали лабиринт арифметика 27. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда: 5-6 лет 9-10 лет 3-4 года 7-8 лет 28. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется: констатирующим экспериментом формирующим экспериментом наблюдением 29. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение: зоны ближайшего развития интеллектуального уровня мотивации учебной деятельности 30. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления? классификация и сложение фигур пиктограмма и сложение фигур сложение фигур и исключение предметов классификация и исключение предметов

Источник