Референдум по объединению читинской области и абао за и против

Референдум по объединению читинской области и абао. за и против

Власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с большим тщанием используют то небольшое время, что осталось до проведения объединительного референдума. Напомним, 11 марта этого года должен состояться референдум, на котором жители двух регионов предстоит решить – быть или не быть на карте России новому субъекту федерации – Забайкальскому краю.
Основные опасения властьпридержащих связаны не столько с итогами будущего референдума, сколько – с явкой на него избирателей. Референдум все равно состоится. Вот мнение по этому вопросу одного из депутатов читинской городской Думы. Он высказал его на недавней встрече с представителями читинских СМИ:
— Вы же все здесь понимаете, что референдум все равно состоится. Не состоится он в первый раз, так во второй раз его все равно проведут, но уже без нас, — и попросил журналистов «расстараться» ради положительного результата референдума.
Местные СМИ и рады бы расстараться, ради сохранения рабочих мест нынешним чиновникам из городской и областной администраций, но другой вопрос – стоит ли это делать? И пойдет ли народ к урнам для голосования 11 марта, даже если все средства массовой информации области и округа слившись в едином порыве «расстараются»?
Уже сегодня в областном избиркоме бьют тревогу – явка в марте может упасть до рекордно низкого показателя – менее десяти процентов избирателей намерены исполнить свой гражданский долг. Даже среди пенсионеров, традиционно самой активной прослойки населения, сильны такие настроения. И вопрос здесь не столько в нежелании населения голосовать за объединение регионов, сколько в полном неприятии любых выборных кампаний. Люди видят, что их голоса по большому счету ничего не решают. Все уже заранее предопределено за них. А зачем тогда идти на выборы, когда уже все решено?
Самих россиян «величие России» волнует в меньшей степени, чем реальная жизнь. При общем росте благосостояния, люди резко негативно оценивают нарастающую бюрократизацию политики. Почти 90% населения считает, что народ не оказывает никакого влияния на власть. Она живёт по своим законам, народ — по своим.
Сегодня, по свидетельству известного социолога, руководителя ВЦИОМ В. Фёдорова, россиянин становится «человеком частным». Его интересы сдвигаются в сферу семьи, личных отношений, быта, досуга. Нынешнему гражданину глубоко безразличны рейтинги, доводы властей в пользу объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Люди видят, что в стране остался один реальный политик. Его политический адрес: Москва, Кремль, В. Путину.
И рядовому избирателю области и округа яснее ясного, что решение об референдуме и дальнейшем объединении принималось именно по этому адресу. В Чите на Чайковского,8 и в Агинском на улице Базара Ринчино, 92 с этим решением пришлось просто согласиться. И если главы регионов ничего не решают и являются по большому счету «куклами», что тогда ждать от рядовых жителей области и округа? Народ у нас все-таки не так глуп, как кажется властью облеченным чиновникам.
А между тем, в своем желании сохранить свои «теплые и насиженные кресла» чиновники в Чите пускаются во все тяжкие. Возможно, во время проведения референдума будет апробирована новая система учета количества благонадежных граждан. Один из высокопоставленных городских руководителей предложил ввести следующую систему контроля над всеми, кто будет или не будет принимать участие в референдуме по объединению Читинской области и АБАО. Суть предложения сводится к следующему – всем, посетившим 11 марта избирательные участки будут выдаваться именные благодарственные письма. Все они будут иметь индивидуальные номера. Эти письма затем граждане должны будут сдать руководителям своих предприятий, которые, в свою очередь отчитаются в явке к избирательным урнам перед властями различного уровня. В настоящее время речь идет о подобном мониторинге в ВУЗах Читы, но не исключено, данная схема будет применена во всех государственных предприятиях и учреждениях.
Тут, что называется «без комментариев». Очень уж сильно напоминает все это времена махрового застоя, когда примерно таким образом КПСС обеспечивала практически 100% явку на выборы.

В читинском региональном отделении партии «Единая Россия» сформировано уже несколько команд, в задачу которых входит интенсивная агитация в районах области. Однако, у тех «единороссов», что побывали в районах настроения не самые радужные, они близки к паническим.
16 января 2007 года в Чите состоялось совместное заседание политических советов Читинского и Агинского Бурятского региональных отделений политической партии «Единая Россия».
На заседании было подписано обращение к жителям Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа с призывом принять участие в референдуме и поддержать выносимый на референдум вопрос о объединении Читинской области и АБАО и создании нового субъекта Российской Федерации – Забайкальского края.
Власть, а во многом и сама партия «Единая Россия», настолько дискредитировали себя в последние два года, что просто неизвестно, что еще можно предпринять в ближайшие два месяца, чтобы хоть как-то переломить ситуацию. На сегодня она близка к катастрофе. В марте к урнам придут единицы.
Вот и полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин в самое ближайшее время посетит Забайкалье. Визит полпреда связан с предстоящим референдумом по объединению Читинской области и Агинского округа. Губернатор Читинской области достаточно жестко рекомендовал своим подчиненным основательно подготовиться к визиту высокопоставленного гостя и без запинки отвечать на любые вопросы Квашнина. Напомню, что многие эксперты и чиновники из Администрации Президента считают именно Анатолия Квашнина виновным в срыве объединительного процесса Республики Алтай и Алтайского края. В этих субъектах федерации не пошли на поводу у московских властей и не стали прислушиваться к увещеванием представителя Президента. Получается, что Анатолию Квашнину предоставляется последний шанс – сделаешь Забайкальский край, значит, молодец. В противном случае — прощайся с политической карьерой.
Впрочем, в этом самом «противном случае» с карьерой придется распрощаться всей политической элите области и округа.
Как считают некоторые эксперты, предстоящий референдум может быть использован Кремлем для проверки местной власти – способны ли читинские и агинские чиновники решать сложные задачи. Во многом от того, как пройдет голосование, сколько людей придет к урнам в день референдума, будет зависеть политическое будущее многих видных забайкальских чиновников. Возможно, что карьера многих из них прекратится уже на следующий день после голосования. Местная политическая элита со страхом готовится к экзамену, который ей устраивает Кремль.
Такие «перспективы» заставляют местных политиков резко активизировать свою деятельность. Не проходит и дня, что бы местные телеканалы не рассказывали об очередном совещании у Губернатора области.
На встрече с представителями актива города Губернатор попросил сделать все возможное для успешного проведения референдума по объединению регионов. По его словам, на сегодняшний день через процесс слияния регионов прошли уже красноярцы, иркутяне и пермяки, теперь очередь за нашими субъектами.
Необходимое отступление: После слов Равиль Фаритовича возникает стойкое ощущение того, что областные власти объяты непонятным стадным инстинктом. Вспомните, Василия Алибабаевича из «Джентельменов удачи»:
— А ты зачем бежал?
— Все бежали, и я побежал!

Со слов губернатора, в случае объединения регион ждут радужные перспективы. В проектах – строительство четвертого энергоблока на Харанорской ГРЭС, строительство мощного горно-рудного комплекса, возведение цементного завода в АБАО. Очень много проектов и по развитию социальной сферы, подчеркнул Губернатор ратуя за объединение. Интересную точку зрения после этого заседания высказал один из участников встречи. В разговоре с автором этой статьи он сказал буквально следующее. «Я не понимаю, а если область и округ не проголосуют за референдум и откажутся объединятся то все эти мега проекты, о которых так красиво живописал Губернатор накроются медным тазом?»
Помимо всего этого на встрече 18 января, Губернатор области сообщил следующее: «…я намерен обозначить перед президентом проблему — эффективного использования территорий города Читы. Ведь половина областного центра занята специальными землями, а это создает большие трудности в развитии столицы Забайкалья». По предварительной информации, её на прошлой неделе озвучили некоторые городские СМИ, между властями области и Кремлем достигнута принципиальная договоренность о передаче земель федерального назначения, находящихся на территории города Читы в собственность города. Другими словами, заключена сделка: власти выдают «на гора» и на радость Кремлю «Забайкальский край», а в обмен получают баснословно дорогие земельные участки в черте города. Напомним, что на сегодняшний день практически все земли муниципалитета города Читы отданы под строительство элитного жилья и различных торгово-развлекательных комплексов и земельные участки давно уже стала предметом коррупционных сделок.
— Земли в городе не хватает, — признаются в мэрии города. В прошлом году для строительства нового развлекательного комплекса в центре города, рядом со зданием Администрации Читинской области даже пришлось снести бассейн, принадлежащий детско-юношеской спортивной школе.
Затраты Читинской области на кампанию по проведению референдума по объединению с Агинским Бурятским автономным округом не превысят суммы в 33 750 000 рублей.
Из названной суммы 18 600 000 будет затрачено на работу районных и городских штабов по проведению референдума;
около 2,7 млн. рублей — на работу областного штаба;
3,8 млн. рублей — на изготовление агитационной печатной продукции;
5,3 млн. рублей уйдёт на работу со СМИ.

Самое интересное, что в ряду голосов ратующих за объединение, не слышно никого кто бы выступал против. Порой складывается такое впечатление, что таких просто нет. Что все население области и округа единодушно «за».
Но людей выступающих против будущего объединения не так уж и мало. Им попросту не дают возможности открыто высказать свою позицию.
Журналисты одного из центральных СМИ провели выборочный опрос на улицах поселка Агинский. Его результаты поразили московских «акул пера» — подавляющее большинство опрошенных были категорически против будущего объединения.
Мнение московских коллег тоже заслуживает внимания:
— А мы там в Москве, «мониторим» вашей регион и думали, что у Вас (Читинская область и АБАО – прим. авт.) тишь и гладь – божия благодать. А оказывается все с точностью до наоборот.
Противниками объединения интересуются не местные средства массовой информации, которым это следовало бы делать по долгу службы, ими очень живо интересуются силовые структуры.

«Прокуратура Бурятии проявляет интерес к общественной организации «Эрхэ», выступающей против объединения Читинской области и Агинского округа. По некоторым данным, лидера организации Доржо Дугарова, вызывали на беседу в надзорный орган, где сообщили, что в отношении «Эрхэ» возбуждено уголовное дело. По словам Доржо Дугарова, в прокуратуре «интересовались деятельностью организации в Бурятии и в Москве, ее структурой и штабом, требовали списки активистов движения. Напомним, бурятское молодежное общественное движение «Эрхэ» известно рядом акций против объединения бурятских автономных округов с Иркутской и Читинской областями. В июне 2006 года одна из ее активистов Раджана Дугарова была задержана за пикетирование Всебурятского Съезда в Улан-Удэ. Общественники распространяли брошюру «Почему мы против объединения», в которой высказывали опасение за судьбу бурятского этноса, его культуры и языка. Активисты также заявляли о намерении провести в столице Агинского Бурятского автономного округа «юрточный майдан». (инф. «Русского Радио – Чита» — прим. автора).

Сейчас общественники из организации «Эрхе» согласовывают стратегию протестной кампании с единомышленниками из других бурятских регионов. При этом, как отметил активист общественной организации Доржо Дугаров, «кампания будет отличаться от Усть-Ордынской, мы получили хороший опыт, ошибки будут учтены». "Эрхэ" также ищет финансовой поддержки среди тех бизнесменов-бурят, которые не заинтересованы в слиянии национального округа и области. Так, изыскиваются средства для покупки юрт и теплых палаток, чтобы устроить «юрточный майдан» перед зданием администрации Агинского Бурятского автономного округа.
Доржо Дугаров и члены общественной организации считают, что укрупнение регионов противоречит принципам федерализма (федеративного устройства) Российской Федерации, Конституции РФ и Федеративному договору. Они обращают внимание на то, что до сих пор не решена проблема "антизаконного расчленения БМАССР в 1937 году, когда единая Бурят-Монгольская республика была расчленена на несколько субъектов в противоречии правовым нормам, действующим на тот момент — Конституции СССР и Конституции РСФСР".
Активист "Эрхэ" считает, что процесс укрупнения накаляет межнациональные отношения, ущемляет права бурятоязычного населения, проживающего в Агинском округе. «Мы должны не допустить того, что бы Забайкалье, один из самых стабильных и толерантных регионов России стал новым очагом напряженности в РФ», — подчеркнул он.
Общественники заявляют, что никакой экономической необходимости в объединении автономного округа с Читинской областью нет, так как округ является одним из самых динамично развивающихся субъектов РФ, а Читинская область – отстающий регион, который затормозит экономическое развитие в округе, снизит уровень жизни.
«Процесс объединения — чистый популизм федеральных властей и местных проворовавшихся чиновников, которые, идя на поводу федеральной власти, пытаются смыть с себя экономические преступления», — заявил Доржо Дугаров.

Источник

Постные перспективы Аги — опыт АБАО не интересен объединённому Забайкалью

Ксения ЗиминаБаир Жамсуев
Фото: Ксения Зимина Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

Читайте также:  Сущность репродуктивного метода обучения

Баир Жамсуев

В феврале на подведении итогов работы Агинского Бурятского округа в 2018 году бессменный моральный лидер агинчан Баир Жамсуев, который в последние годы представляет регион в Совете Федерации, заявил, что администрация округа в своём нынешнем виде себя изжила, и что-то необходимо менять.

Слова сенатора вызвали лёгкий шумок в зале и некоторые интерпретации в региональных СМИ в течение нескольких дней после памятного совещания. После этого всё заглохло и вряд ли изменится в ближайшей перспективе. Региональному правительству пока явно некогда разбираться с непонятным наследием подзабытой (а кому-то и вовсе неизвестной) автономии, но Жамсуев прав – если не изменить что-то в ближайшие годы, то от этого наследия ничего не останется.

Автономия Жамсуева

Находящийся на территории Читинской области Агинский округ стал самостоятельным субъектом Российской Федерации в 1992 году, когда в стране не то что автономию – суверенитет- раздавали всем желающим. В 2007 году округ и область провели референдумы об объединении в Забайкальский край, который был образован в результате слияния двух субъектов весной 2008 года.

Экономическая и политическая история Агинского Бурятского автономного округа (АБАО) очевидно разбита на два временных промежутка – до того, как Баир Жамсуев стал главой администрации АБАО, и после того, как он возглавил округ.

Особенного экономического фундамента у аграрного округа не было – только Орловский ГОК в Новоорловске, и до конца 90-х автономный субъект федерации влачил довольно жалкое существование. Жамсуев, проведший с 1993 года два созыва в Госдуме, в 1997-м выиграл выборы и решился на эксперименты, выходящие за рамки традиционного выбивания денег из Москвы.

Новая администрация ввела налоговые льготы, пытаясь привлечь к регистрации на своей территории крупных налогоплательщиков. Агинский округ не был единственным субъектом, который экспериментировал с подобными методами. Многие небогатые регионы в те годы пробовали применить точно такую же тактику – так делали в Калмыкии, на Сахалине, в Магадане, Ингушетии. Пробовали и в Читинской области, где пытались создать зону налогового благоприятствования «Даурия», но с ней ничего не выгорело. Поначалу не очень получалось и у агинчан – в 2001 году федеральный Минфин настойчиво рекомендовал льготы отменить. Практически все федеральные компании из округа сразу исчезли, но несколько осталось, в том числе и финансово-промышленная группа ныне покойного олигарха Бориса Фёдорова, который был членом совета директоров Газпрома, Сбербанка и ряда других крупных федеральных компаний. В нулевых ушедший из федерального правительства Фёдоров продавал акции, в числе прочих — Газпрома, и в бюджет округа рекой потекли отчисления от налога на прибыль.

Бюджет округа, который в 1997 году составлял около 215 миллионов рублей, из которых собственные доходы были около 10% (26,5 миллиона рублей), к 2002 году вырос в четыре раза – до 1,1 миллиарда рублей, при этом собственные доходы выросли в 15 раз – до 384 миллионов рублей (федерация давала около 650 миллионов). В 2003 году бюджет округа составлял уже 2,6 миллиарда рублей, в 2004 году – 3,5 миллиарда. В 2006 году, за два года до конца автономии, доходы бюджета округа составляли 17,5 миллиарда рублей, 90% из которых приходились на собственные доходы. Это было даже чуть больше бюджета Читинской области.

Администрация АБАО при Жамсуеве пустила невероятные доходы на развитие социальной инфраструктуры округа, вложилась в разработку и реализацию экономических программ, врубила на полную катушку поддержку жилищного строительства, сохранение национальной идентичности, провела огромную работу по приведению в порядок сёл и насыщение окружной и муниципальных администраций подготовленными в вузах по всей стране специалистами.

В нулевых власти округа зашли буквально в каждый населённый пункт – строили, ремонтировали и расширяли школы, клубы, больницы и диспансеры, дуганы и церкви, детские сады и училища, открывали и финансировали спортивные секции, помогали талантливым детям и молодёжи.

К 2008 году в округе не осталось ни одного бюджетного учреждения, которое бы располагалось в аварийном или требующем капитального ремонта здании. Была фактически заново отстроена дорожная сеть – начиная с проходящей по территории округа федеральной автодороги Чита – Забайкальск и дорогостоящих проектов Агинское – Дульдурга и Агинское – Нижний Цасучей, заканчивая дорогами в посёлках. Серьёзные деньги были направлены на поддержку бурятской культуры – развивались театры, которые до сих пор являются украшением и округа, и края, на совершенно иной уровень было выведено книгопечатание, проводились десятки фестивалей, в том числе масштабная «Алтаргана».

Округ участвовал в финансировании строек и в Чите – например, дацана и спортивного комплекса «Высокогорье».

Анна ХвостоваОткрывает парад колонна госслужащих. В ней главы сельских поселений и административные работники округа
Фото: Анна Хвостова Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.
Ксения ЗиминаФото: Ксения Зимина Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

АБАО к излёту автономии по многим показателям был одним из лидеров среди всех российских регионов – по росту поголовья скота и сельхозпродукции (в отдельные годы обороты агропромышленного комплекса росли в 1,5 раза ежегодно), выпуску пищевой продукции и продукции деревообработки, производству кирпичей, мяса, ликёроводочной продукции, естественному приросту населения, росту внешнеторгового оборота. Поголовье овец в округе за годы работы Жамсуева выросло на 100 тысяч голов.

Разочарование объединением

Конечно, агинчане были против объединения с Читинской областью, в которой даже в жирные нулевые годы было далеко не всё благополучно. Да и в Чите вряд ли стремились объединяться с сильным и своеобразным младшим братом. Но Жамсуева и главу администрации Читинской области Гениатулина убеждали в кабинетах, владельцам которых не принято отказывать. Объединение состоялось.

Через много лет после 1 марта 2008 года Жамсуев публично скажет о том, что разочарован: «Потому что ситуация социально-экономическая в Забайкалье не стала лучше, а где-то даже стала хуже, особенно для Агинского округа».

В ходе кампаний по убеждению жителей области и округа в необходимости объединяться один из основных тезисов заключался в том, что районы Читинской области по уровню развития постепенно и в том числе благодаря поддержке федерального центра поднимутся до уровня муниципалитетов АБАО. При этом всем было понятно, что офшор рано или поздно закончится, а кроме сельского хозяйства и стагнирующего Новоорловского ГОКа у экономики округа не было серьёзного фундамента. Кроме того, казалось, что объединительные процессы – это часть общефедерального тренда, мимо которого пройти всё равно не удастся, и сама география вложенной в Читинскую область Аги требовала создания единого региона.

Агинчанам обещали полноценное представительство в заксобрании объединённого Забайкальского края (в парламенте из 50 депутатов была установлена квота в пять человек на представителей от округа) и правительстве региона (вводилась должность вице-премьера – руководителя администрации Агинского Бурятского округа) и, собственно, сохранение администрации округа отдельным органом исполнительной власти.

Довольно быстро оказалось, что данные перед объединением обещания никто не собирается выполнять. Переходить на постную рыбу с жирной свининки оказалось непросто и неприятно. Если технологические решения воплотили в жизнь – были депутаты, вице-премьер и госорган на базе администрации АБАО, то о поддержании достигнутого во времена автономии уровня речи не шло.

В 2013 году в регионе стали меняться губернаторы, в 2014 году Россия залетела в организованный специально для неё экономический кризис, и наследие АБАО начали кромсать ножами оптимизации. К 2019 году от администрации Агинского округа осталось только название – ни полномочий, ни тем более денег у этого пока ещё органа исполнительной власти нет. На третьем губернаторе власти округа и входящих в него районов стали явно и неявно тыкать чрезмерной нагрузкой, которую дают региональному бюджету построенные до объединения социальные объекты. Под говор о росте поголовья овец до миллиона голов реальное их количество в округе сократилось на 100 тысяч, откатившись к показателям конца 90-х годов.

«Работа администрации округа в её нынешнем виде — это путь в никуда»

Жизнь в округе по-прежнему довольно сильно отличается от того, что происходит в муниципальных районах прежней Читинской области. Агинчанам удалось сохранить отстроенную во времена автономии социальную инфраструктуру, здесь по-прежнему одни из лучших школ не только в крае, но и во всей России, муниципалитеты округа продолжают лидировать в негласных и гласных рейтингах по региону, здесь ниже уровень преступности, выше рождаемость, меньше миграционный отток, а в сёлах даже визуально гораздо чище, аккуратнее, уютнее. Сохранилась система работы с органами местной власти, которые вшиты в единую систему, в том числе систему отчётности перед местными жителями. В конце каждого года сходы граждан проводят администрации сельских поселений, после этого проводятся итоговые совещания на уровне районов, после чего все собираются в администрации округа. Собственно, на этом итоговом совещании и прозвучали слова Жамсуева о том, что пора что-то менять.

alt=»Андрей Козлов»/>Фото: Андрей Козлов Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.
Андрей КозловФото: Андрей Козлов Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.
Андрей КозловФото: Андрей Козлов Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

После отчётного совещания Жамсуев уточнил свои слова для «Чита.Ру». По его словам, администрация не выполняет своих задач: «Администрация округа дублирует функции других структурных подразделений правительства края, не имея при этом чётких ориентиров в экономике, социальной сфере и традиционной культуре, основная задача которой — поддерживать самобытность Агинского округа в составе Забайкальского края. Работа администрации округа в её нынешнем виде — это путь в никуда.

Муниципальные образования видят, что у округа нет бюджета и полномочий, в результате чего они начинают работать напрямую с правительством, а немногочисленные сотрудники администрации округа выполняют функцию передаточных звеньев. Политические вопросы округ не решает; экономические, не имея ресурсов, аналогично. Остаются только представительские функции, и такая администрация рано или поздно станет никому не нужна. На это постоянно указывают и федеральные ведомства, в которых не понимают, зачем нужен орган, который дублирует функции других.

Я уверен в том, что администрация округа должна заняться развитием экономики, конкретно овцеводством, и вопросами развития традиционной культуры. Для этой работы нужен определённый коллектив, должны быть подготовлены программы развития с целями и с дорожной картой, должны быть заложены определённые финансовые средства. Сейчас ничего этого нет. Тем же сельским хозяйством в администрации округа занимается один человек».

Традиционное сельское хозяйство и бурятская культура – действительно единственные направления, которые могут обозначить округу перспективу. Без налоговых резидентов федерального уровня и предметного внимания региональной власти экономика округа быстро скатилась к торговле и оказанию услуг. К примеру, в Агинском районе из 600 юрлиц 80% торгуют, остальные 20% оказывают услуги. Примеров производства даже пищевой продукции, то есть продуктов питания, — единицы, а сельскому хозяйству округа не хватает программного подхода. Нельзя сказать, что базовый сегмент окружного АПК – овцеводство – не меняется под текущие реалии (к примеру, в нулевых была проведена работа по частичному замещению лебезной тонкорунной породы овец, выведенной ради потерявшей рынок сбыта шерсти, на полугрубошёрстную бурятскую мясную породу, которая и более неприхотлива, и может давать как шерсть, так и мясо), но этому процессу явно нужны совершенно другие импульсы, на которые у обескровленных необходимостью тянуть социальную инфраструктуру муниципалитетов не хватает сил.

Тревожно

По большому счёту именно Жамсуев остаётся основным и, к сожалению, единственным на краевом уровне гарантом сохранения наработок автономии. Сенатор, который после объединения успел поработать в администрации президента и главным федеральным инспектором в Забайкальском крае, бывает в округе практически каждый месяц, и его слово здесь значит если не всё, то очень многое. Значимость Жамсуева-сенатора для губернаторов Константина Ильковского и особенно Натальи Ждановой была очевидна. Жамсуев не просто до деталей знает ситуацию в округе, но и обеспечивает необходимые высшим должностным лицам региона проценты на выборах – агинчане традиционно выдают самые высокие проценты за кандидатов от партии власти и за саму «Единую Россию». Но продолжаться так бесконечно не может – вне зависимости от того, что говорят агинчанам их моральные лидеры, в кабинках решение о том, куда ставить галочку, они принимают самостоятельно. И у них всё меньше поводов голосовать за президентских ставленников в Чите.

Анна ХвостоваВице-премьер правительства Забайкалья Аягма Ванчикова, губернатор Наталья Жданова и сенатор Баир Жамсуев
Фото: Анна Хвостова Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

Судьба Агинского округа в составе Забайкальского края в среднесрочной перспективе не ясна. И в Москве, и почти очевидно, что уже в Чите не очень чётко понимают, зачем нужна, к примеру, администрация округа, да и вообще – зачем нужен сам округ, если районы АБО вполне могут существовать в привычной сетке муниципальных районов объединённого региона. Вопрос с администрацией, как это вполне очевидно следует из слов Жамсуева, висит в воздухе и вряд ли разрешится в пользу здравого смысла. Программы, о которых говорит сенатор, требуют слишком гибкого, слишком сегментированного подхода к развитию территорий края, внимательной и точечной работы с муниципальными районами не только округа, но и всего региона. На эту активность у постоянно меняющейся краевой власти нет ни времени, ни, похоже, желания, ни уже и специалистов.

Читайте также:  Расписания матчей спартака на 2019 год Календарь и расписание матчей клуба Спартак 2019 сезона результаты

Ксения ЗиминаСенатор Баир Жамсуев, губернатор Константин Ильковский и спикер заксобрания Забайкалья Наталья Жданова в 2015 году
Фото: Ксения Зимина Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

Может показаться – ну, чего там такого в Аге, что требует особенного внимания. Уж неужели менее значим для края Оловяннинский или там Забайкальский район. Ответ тут, с одной стороны, очевиден – конечно, все районы важны, права и будущее жителей одной, пусть даже исторически обособленной, территории не могут быть значимее, чем происходящее в муниципалитетах бывшей Читинской области. Однако речь не о выпячивании, а об использовании накопленного агинчанами опыта на благо всего региона.

Мне иногда кажется, что краевые чиновники слишком мало ездят по краю, слишком ограничены их маршруты и слишком много людей встречают их на границах муниципалитетов. Я уверен, что в краевом правительстве вообще не очень различают районы и посёлки, плохо знакомы с их достижениями, проблемами, сомнениями, и не умеют связывать эти нити в единое одеяло, имя которому – Забайкальский край. Очередное доказательство этому – инициатива по слиянию двухуровневой системы местного самоуправления, то есть муниципальных районов (плюс городские округа) и сельских поселений (плюс городские поселения) в муниципальные округа, которые призваны поглотить мелкие администрации в единые окружные администрации на базе администраций бывших муниципальных районов. Быть может, эта идея имеет право на существование, но в агинских районных администрациях к грядущей муниципальной революции отнеслись с большой тревогой. Для агинчан ликвидация поселковых администраций и администрации того же посёлка Агинское, работа с которыми выстраивалась два десятилетия, означает крах наработок, в которые вложили душу несколько поколений не только управленцев, но и всего местного населения, привыкших видеть чиновников не по телевизору, а рядом с собой – в своих домах, на своей земле, в своих отарах.

Ксения ЗиминаГубернатор Забайкальского края Константин Ильковский в Агинском округе, 2015 год
Фото: Ксения Зимина Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

От этого, честно признаться, тревожно. Тревожно не только за Агинский округ, который кто-нибудь из бесконечной уже череды губернаторов Забайкальского края вполне может стереть из краевой нормативно-правовой базы, просто не поняв, что это и зачем. Тревожно и за остальные муниципалитеты. Непонимание того, что происходит в Агинском округе или Агинском районе почти очевидно означает непонимание происходящего в Чикое, Забайкальске или Могоче. Для этого понимания у краевой власти есть все необходимые структуры, связи между ними и ещё в строю те, кто до сих пор знает каждый, даже самый незаметный, отворот на любую забайкальскую деревню. К большому сожалению, возможности этой медленно дряхлеющей системы, этот опыт и эти знания не просто не используются. Такое впечатление, что в правительстве региона просто не знают, что эту работу нужно делать.

aginskoe.ruВрио губернатора Забайкалья Александр Осипов в Агинском округе, 2019 год
Фото: aginskoe.ru Чита, Забайкальский край — новости, происшествия, политика, экономика, люди.

Источник

Жданова: Решение об объединении Читинской области и АБАО было правильным

Губернатор Забайкальского края заявила 5 марта на торжественном собрании по случаю 10-летия региона, что решение об объединении Читинской области и Агинского бурятского автономного округа было правильным, сообщает ИА «Чита.Ру».

Губернатор отметила, что объединение, которое большинство жителей двух субъектов поддержали на референдуме, за 10 лет укрепило социальное, культурное и экономическое единство людей, чтобы «сделать жизнь лучше».

При этом Жданова призналась, что «мощный потенциал региона пока реализован не в полной мере». По её мнению, это связано с трудной экономической ситуацией в России, санкциями и недоработками на местах.

— В регионе развивается сельское хозяйство, горнорудная промышленность, строится жильё, детские сады, школы. За 10 лет возведено 10 крупных социальных объектов, — сообщила Жданова.

Предварительная работа по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа была начата на уровне властей регионов в апреле 2006 года. Глава администрации округа Баир Жамсуев, губернатор области Равиль Гениатулин, главы региональных парламентов Даши Дугаров и Анатолий Романов обратились с письмом к Президенту России Владимиру Путину и 17 ноября 2006 года он поддержал эту инициативу .

Референдум об объединении состоялся 11 марта 2007 года.

В Агинском Бурятском автономном округе за объединение высказались 94 % (38 814 избирателей), против — 5,16 % (2129 избирателей). В референдуме приняли участие 82,95 % избирателей округа .

В Читинской области за объединение высказались 90,29 % (535 045 избирателей), против — 8,89 % (52 698 избирателей). В референдуме приняли участие 72,82 % избирателей области .

23 июля 2007 года Президент России Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа», принятый Государственной думой 5 июля 2007 года и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 года

Источник

Результаты объединения читинской области и агинского округа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Об образовании в составе Российской Федерации нового
субъекта Российской Федерации в результате объединения
Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа

Одобрен
Государственной Думой
5 июля 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года

Статья 1. Цель, основания и срок образования
нового субъекта Российской Федерации

2. Образование нового субъекта Российской Федерации осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также повышения уровня жизни населения указанных субъектов Российской Федерации.

3. Основаниями образования нового субъекта Российской Федерации являются:

1) совместное предложение органов государственной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа об объединении указанных субъектов Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, направленное Президенту Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";

2) поддержка Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" инициативы образования нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа;

3) результаты референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации, проведенных в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации";

4) настоящий Федеральный конституционный закон.

4. Новый субъект Российской Федерации считается образованным с 1 марта 2008 года.

Статья 2. Статус и наименование нового
субъекта Российской Федерации

1. Новый субъект Российской Федерации имеет статус края.

2. Новый субъект Российской Федерации имеет наименование Забайкальский край.

3. Наименование нового субъекта Российской Федерации — Забайкальский край подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Статья 3. Границы Забайкальского края

Границы Забайкальского края совпадают с границами Читинской области на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и охватывают территории объединившихся Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Статья 4. Прекращение существования Читинской области
и Агинского Бурятского автономного округа

1. Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года.

2. Наименования Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ в связи с прекращением существования субъектов Российской Федерации, указанных в части 1 настоящей статьи, подлежат исключению из части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

Статья 5. Статус территории Агинского Бурятского автономного
округа в составе Забайкальского края

1. В составе Забайкальского края в границах территории Агинского Бурятского автономного округа создается административно-территориальная единица с особым статусом — Агинский Бурятский округ (далее — административно-территориальная единица с особым статусом).

2. Статус административно-территориальной единицы, указанной в части 1 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом устанавливается федеральными законами, уставом и законами Забайкальского края с учетом исторических и иных традиций.

Статья 6. Правопреемство

1. Забайкальский край с 1 марта 2008 года становится правопреемником Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в том числе в отношениях, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации с Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, органами государственной власти иностранных государств, субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на право собственности, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

2. Органы государственной власти и иные государственные органы Забайкальского края становятся правопреемниками органов государственной власти и иных государственных органов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявших полномочия в соответствующей сфере деятельности, в том числе в отношениях, осуществлявшихся в соответствии с законодательством Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами. Указанное положение распространяется в том числе на полномочия собственника государственного имущества, права акционера (участника) хозяйственных обществ, исключительные права, а также на иные права и обязанности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, осуществлявшиеся органами государственной власти и другими государственными органами Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

3. Право собственности Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа на имущество государственной казны указанных субъектов Российской Федерации, на имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, исключительные права, а также иные права и обязанности переходят к Забайкальскому краю на основании настоящего Федерального конституционного закона со дня образования Забайкальского края. При этом передаточный акт не составляется.

4. К правоотношениям, возникающим при переходе прав на имущество Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю в соответствии с настоящей статьей, применяются нормы законодательства Российской Федерации, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, а также регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

5. Изменения в учредительные документы учреждений, унитарных предприятий, а также в учредительные и другие документы иных организаций в связи с переходом права собственности, прав акционера (участника) хозяйственных обществ, иных прав и обязанностей Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа к Забайкальскому краю вносятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок не позднее 31 декабря 2009 года.

6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.

7. Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Федеральным конституционным законом, регулируются законодательством Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, подлежат урегулированию договорами и соглашениями, заключаемыми органами государственной власти Забайкальского края с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами государственной власти иностранных государств, органами субъектов иностранных федеративных государств, органами административно-территориальных образований иностранных государств, международными и иными организациями, юридическими и физическими лицами.

Статья 7. Переходный период образования Забайкальского края

1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и до 1 января 2010 года действует переходный период образования Забайкальского края (далее — переходный период).

2. В течение переходного периода осуществляется формирование органов государственной власти Забайкальского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом и пунктом 2 статьи 12 Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

3. В целях выполнения задач переходного периода координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, а также исполнительных органов государственной власти Забайкальского края по предметам совместного ведения Российской Федерации и указанных субъектов Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Читайте также:  Обзор матча Реал Мадрид Атлетико Мадрид 3 7 27 07 2019

Статья 8. Функционирование законодательных (представительных)
органов государственной власти Читинской области и Агинского
Бурятского автономного округа в переходный период

1. Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума осуществляют свои полномочия до дня образования Забайкальского края в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Читинской области и законодательством Агинского Бурятского автономного округа, а также в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Со дня образования Забайкальского края и до дня завершения формирования законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края (далее также — Законодательное Собрание Забайкальского края) первого созыва в правомочном составе полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края осуществляют совместно Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума. Порядок осуществления полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти Забайкальского края в указанный период определяется настоящим Федеральным конституционным законом, соглашением между Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом, а также их совместным регламентом. Днем завершения формирования Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва в правомочном составе является день его первого правомочного заседания.

3. Срок полномочий Агинской Бурятской окружной Думы сокращается до дня завершения формирования Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва в правомочном составе.

4. Со дня образования Забайкальского края Читинская областная Дума и Агинская Бурятская окружная Дума принимают совместные решения по вопросам, отнесенным к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и связанным с выполнением задач переходного периода. Указанные решения принимаются в форме законов и иных нормативных правовых актов Забайкальского края.

5. Решения Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, считаются принятыми, если за них проголосовало установленное для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации число депутатов каждого из указанных законодательных (представительных) органов государственной власти. Подписанные председателями Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы законы Забайкальского края направляются высшему должностному лицу Забайкальского края (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края) (далее — губернатор Забайкальского края) для подписания и обнародования.

6. Порядок принятия и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Забайкальского края, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, определяется соглашением между Читинской областной Думой, Агинской Бурятской окружной Думой и губернатором Забайкальского края, заключаемым в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом и законодательством Российской Федерации.

7. Читинская областная Дума, Агинская Бурятская окружная Дума со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и до дня окончания срока своих полномочий, установленного настоящим Федеральным конституционным законом, не могут осуществлять полномочия, касающиеся:

1) принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также решений, в том числе о проведении референдумов, по вопросу о прекращении (приостановлении) процесса образования Забайкальского края;

2) принятия решений по вопросу о выражении недоверия губернатору Читинской области, главе администрации Агинского Бурятского автономного округа, губернатору Забайкальского края и назначаемым ими должностным лицам, а также руководителям исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, в назначении которых на должность принимали участие Читинская областная Дума, Агинская Бурятская окружная Дума;

3) принятия законов и иных нормативных правовых актов, а также осуществления других действий, связанных с отчуждением собственности Читинской области и собственности Агинского Бурятского автономного округа, за исключением безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований;

4) утверждения договоров и соглашений с другими субъектами Российской Федерации, за исключением договоров и соглашений, заключаемых с Забайкальским краем;

5) утверждения соглашений в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей, за исключением соглашений, заключаемых с Забайкальским краем;

6) принятия постановлений об утверждении соглашений об изменении границ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа;

7) принятия устава Забайкальского края.

8. В течение переходного периода:

1) при досрочном прекращении полномочий депутатов Читинской областной Думы или Агинской Бурятской окружной Думы дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, за исключением случаев, когда соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации остается в неправомочном составе;

2) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Читинской областной Думы или Агинской Бурятской окружной Думы не может быть избран на срок более шести месяцев до окончания установленного настоящим Федеральным конституционным законом срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. В переходный период на депутатов Агинской Бурятской окружной Думы:

1) осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, — не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края;

2) осуществляющих депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, — не распространяется требование о запрете замещать выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях в границах Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Забайкальского края.

10. Полномочия Читинской областной Думы и Агинской Бурятской окружной Думы прекращаются со дня первого правомочного заседания Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва.

Статья 9. Формирование законодательного (представительного)
органа государственной власти Забайкальского края

1. Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва избирается сроком на пять лет и состоит из 50 депутатов, при этом:

1) 25 депутатов избираются по единому краевому избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за краевые списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями;

2) 20 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, которые образуются на территории Забайкальского края, за исключением территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на основе средней нормы представительства избирателей, определяемой как частное от деления числа избирателей, зарегистрированных на территории Забайкальского края, кроме избирателей, зарегистрированных на территории административно-территориальной единицы с особым статусом, на число одномандатных избирательных округов (20);

3) 5 депутатов избираются по многомандатному избирательному округу, который образуется на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.

2. Выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва проводятся 12 октября 2008 года.

3. Законодательное Собрание Забайкальского края первого созыва избирает из своего состава председателя Законодательного Собрания Забайкальского края и его заместителя (заместителей), образует комитеты и (или) комиссии, избирает председателей комитетов и (или) комиссий и их заместителей. Избрание указанных лиц осуществляется с учетом представительства депутатов, избранных по многомандатному избирательному округу, образованному на территории административно-территориальной единицы с особым статусом.

4. Выборы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва назначает, организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная кампания по выборам депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края первого созыва начинается со дня официального опубликования решения временной избирательной комиссии о назначении выборов.

Источник



"Эксперт-Онлайн" об объединении Читы и Агинского: Последнее слияние

Объединение Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом (АБАО) станет последним слиянием регионов, произошедшим при президенте Владимире Путине.

Данное решение очевидно и закономерно, но самое главное – наименее проблемно: присоединение округа к области вряд ли столкнется с большими проблемами, что очень важно в период выборных кампаний 2007−2008 годов.

Сегодня парламенты Читинской области и АБАО приняли на внеочередных сессиях обращение к президенту России Владимиру Путину об образовании нового субъекта федерации в результате объединения. Областная и окружная думы предложили присвоить новому региону статус края и назвать его Забайкальский край. На следующей неделе обращения будут направлены в администрацию президента. Если глава государства одобрит инициативу сибирских регионов (в чем, собственно, сомневаться не приходится), губернаторы Читинской области и АБАО Равиль Гениатулин и Баир Жамсуев предложат, а парламенты регионов одобрят день проведения референдумов. Пока запланировано, что референдумы пройдут в марте 2007 года, а датой образования нового субъекта федерации станет 1 марта 2008 года. Переходный период образования края будет завершен до 1 января 2010 года.

Если все пойдет по плану, этот объединительный референдум станет пятым в течение срока, который Владимир Путин находится у власти. С 2003 года прошло уже четыре референдума. Основной их целью стало упразднение регионов-«матрешек», возникших на волне «парада суверенитетов» при Борисе Ельцине. Их существование усложняло федеративную структуру и управление. Тем не менее объединительные процессы не пошли повсеместно. Слияния коснулись в первую очередь только депрессивных округов, не сумевших получить от своей автономности никакой экономической выгоды. Так произошло в случае с Пермской областью, к которой был присоединен Коми-Пермяцкий округ. Единственный в Сибири регион-донор – Красноярский край – был слит с двумя огромными, но слабо развитыми Таймыром и Эвенкией. То же произошло и в случае с Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским округом (УОБАО), который к тому же находился внутри (!) границ области. Данная схема была нарушена только в случае с Камчатской областью и Корякией, однако и здесь округ был более запущен, чем область.

Зато там, где автономные округа стали полноценными регионами, слияния натолкнулись на жесткое сопротивление местных элит, поддержанное населением. В первую очередь к таким проблемным точкам относится проект по слиянию Тюменской области с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами, которые богаче и развитее «материнского субъекта». Кроме того, Кремль не смог форсировать проектов по упразднению мелких национальных республик. Например, проект по слиянию Адыгеи с Краснодарским краем встретил ожесточенное сопротивление со стороны президента республики Хазрета Совмена. Правда, его полномочия закончатся в начале 2007 года, после чего регион скорее всего возглавит другой человек. Тогда объединительный проект может обрести второе дыхание. Не стали в Кремле настаивать и на слиянии Республики Алтай с Алтайским краем. На Горном Алтае крайне негативно воспринимают эту перспективу и даже организованно ей противятся: в республике создана специальная общественная организация «За республику!», против выступал и глава региона Александр Бердников. Очевидно, что такие скандальные слияния в предвыборный период 2007−2008 годов чреваты нежелательными последствиями. Так что реализация всех остальных объединительных проектов начнется уже при новом президенте России.

Слияние же Читы и АБАО, совершенно точно, пройдет мягко и безболезненно и вряд ли столкнется с какими-то проблемами. «Многовековые традиции совместного проживания народов Читинской области и АБАО, наличие тесных экономических, культурных связей, общность инфраструктуры определяют объективный характер объединительного процесса», — говорится в принятых сегодня обращениях парламентов области и округа. Неудивительно, по мнению научного руководителя Института региональной политики Ольги Кузнецовой, что этот референдум станет «последним очевидным решением в объединительных процессах в России».

С точки зрения экономики слияние Читы и АБАО также имеет смысл. Во-первых, округ из-за своих размеров, фактически, не является полноценным субъектом федерации. Действительно, количество населения АБАО лишь немногим превышает 70 тыс. человек, тогда как в Читинской области проживает более 1,1 млн граждан. Кроме того, АБАО, как и УОБАО, который объединился в апреле с Иркутской областью, находится внутри «материнского региона» – в данном случае Читинской области. В едином же Забайкальском крае можно будет сэкономить на административных расходах и повысить качество управления. Правда, статус края не дает никаких преференций, кроме красивого названия. Но даже этого иногда бывает достаточно.

Во-вторых, объединение регионов будет способствовать ускорению темпов экономического роста территории. Глава области Равиль Гениатулин уже заявил, что «резко возрастут инвестиционные перспективы края». В прогнозе социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием нового субъекта, отмечено, что объединение приведет к созданию лучших условий социально-экономического развития территорий в долгосрочной перспективе и повысит конкурентоспособность нового субъекта, особенно в вопросах привлечения федеральных, частно-корпоративных и иностранных инвестиций. Кстати, после того как регионы объявили о слиянии, Читинская область выиграла в конкурсе заявок на получение средств из инвестиционного фонда: бюджет профинансирует здесь горнорудный проект, реализуемый ГМК «Норильский никель».

Правда, ожидать инвестиционного всплеска не стоит. «Во всех предыдущих случаях (кроме, возможно, Камчатки и Корякии) более слабый регион объединялся с сильным во всех отношениях субъектом. В случае с Читой и АБАО очень бедный округ сольется с не менее бедной областью. Что произойдет в таком случаем, пока не понятно. Но ждать экономического или какого-то другого бума в данном случае не стоит», — подчеркивает Ольга Кузнецова.

Тем не менее но не исключено, что за счет слияния регионам удастся выторговать у федерального центра различные финансовые бонусы, как это сделали предыдущие объединившиеся субъекты. В законе об образовании нового субъекта федерации, который готовится в администрации президента, прописываются расходы и обязательства федерального бюджета. Очевидно, что в одном из самых бедных в России регионов, каковым является Читинская область, найдется, на что потратить средства государственной казны.

Источник