Рекомендации молодому учителю Как подготовить урок

Рекомендации молодому учителю. Как подготовить урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная подборка материала будет интересна начинающему учителю. Поможет правильно и продуктивно подготовиться к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации молодому учителю. Как подготовить урок.»

Как подготовить урок

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

• четко определить и сформулировать для себя его тему;

• определить место темы в учебном курсе;

• определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

• и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

• узнавание нового материала;

• применение знаний в новой ситуации;

• применение знаний в незнакомой ситуации;

• творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

• задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

• задания, способствующие осмыслению материала учеником;

• задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников — одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

• как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

Формальная часть выглядит так:

Урок N __________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть — состоит из двух частей:

1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :

что делают: Ученики, Учитель

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

Этапы урока

І. Тема урока
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
ІІ. Повторение опорных знаний
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
ІІІ. Усвоение новых знаний
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
IV. Формирование умений и навыков
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
V. Домашнее задание
1. Что повторять и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).

Основные этапы современного урока
Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
постановка цели и задач урока перед учащимися;
организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний – это центральное звено урока;
первичная проверка понимания нового материала;
организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Типология уроков
Классические типы уроков:
1 – вводный;
2 – тренировочный;
3 – контрольный (проверочный);
4 – закрепление знаний, умений, навыков;
5 – урок самостоятельной работы;
6 – с использованием ТСО и ЭВТ;
7 – урок практической работы;
8 – комбинированный урок;
9 – повторительно-обобщающий;
10 – урок повторения;
11 – овладения знаниями, умениями, навыками;

Структура традиционного урока
Структура урока изучения нового материала:
1 – первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 – указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 – мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 – сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 – первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 – контроль результатов первичного запоминания;
7 – регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 – внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 – частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока формирования умений и навыков:
1 – постановка цели урока,
2 – повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 – проведение проверочных упражнений,
4 – ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 – упражнения на их освоение,
6 – упражнения на их закрепление,
7 – тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 – упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 – упражнения творческого характера,
10 – итог урока,
11 – задание на дом.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 – сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 – воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 – выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 – проверка выполненных работ;
5 – обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 – задание на дом (если это необходимо).

Читайте также:  Рассказ 171 Моя комната 187 на английском

Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 – проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 – проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 – проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 – применение учащимися знаний, практические задания;
7 – выполнение комплексных творческих работ;
8 – итоги урока;
9 – домашнее задание.

Структура урока проверки знаний:
1 – организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 – постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 – изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 – подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 – определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.

Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 – сообщение темы, цели и задач урока;
2 – повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 – повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 – повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.

Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
9 – подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Нетрадиционные типы уроков:
1 – ролевые игры;
2 – исполнение сказочного сюжета;
3 – урок фантазирования;
4 – деловая игра;
5 – круглый стол или конференция;
6 – пресс-конференция;
7 – урок открытых мыслей;
8 – урок-соревнование;
9 – урок-КВН;
10 – викторина;
11 – следствие ведут знатоки;
12 – аукцион знаний;
13 – урок-диспут;
14 – урок-турнир;
15 – урок-эврика;
16 – волшебный конверт;
17 – межпредметный интегрированный урок;
18 – урок-конкурс;
19 – урок творчества;
20 – математический хоккей;
21 – урок-спектакль;
22 – смотр знаний;
23 – урок-игра;
24 – урок-зачет;
25 – урок-путешествие;
26 – урок-состязание;
27 – урок взаимообучения;
28 – урок-восхождение;
29 – урок-диалог;
30 – мозговая атака;
31 – урок-брифинг;
32 – актуальное интервью;
33 – имитационно-ролевое моделирование;
34 – моделирование мышления учащихся;
35 – ролевая деловая игра;
36 – урок-лекция:
1) проблемная,
2) лекция,
3) лекция вдвоем,
4) лекция-пресс-конференция,
5) лекция-консультация,
6) лекция-провокация,
7) лекция-диалог.

Рекомендации молодому учителю

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.
• Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.
• Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
• Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок — это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.
• Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.
• Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание — вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.
• Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
• Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик — это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".
• Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.
• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.
• Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.
• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.
• Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, — не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.
• Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.
• Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.
• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети — самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.
• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.
• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
• Не воспитывай слишком самонадеянных — их будут избегать; слишком скромных — их не будут уважать; слишком болтливых — на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых — с ними не будут считаться; слишком суровых — от них отмахнутся; слишком добрых — их растопчут.
• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Источник

Как учителю правильно задавать вопросы

Дидактический приём ЗАДАЙ ВОПРОС, безусловно, занимает важное место в методической копилке учителя. Однако, согласитесь, мы должны не только учить учащихся правильно формулировать и задавать вопросы, но и сами умело пользоваться этим искусством, являющимся основой сократовского метода.

Задавать вопросы — важная часть ежедневного общения любого учителя со своими учениками. Это прекрасная возможность проверить знания, организовать последовательное обучение. Однако не все вопросы, задаваемые нами, нам помогают. Не раз сталкивался с неудачными и некорректными учительскими вопросами.

вопрос

Эффективное обучение предполагает эффективные вопросы

Эффективные вопросы

Эффективные вопросы, по подсчётам специалистов (Casteel, J. Doyle. Effective Teaching. 1994. ), должны иметь высокий уровень ответа (не менее 70-80 процентов), равномерно распределяться по всему классу и быть основой в преподавании учителя.

Эти вопросы могут начинаться со слов «Что. », «Кто. », «Как…?», «Почему…?» Они требуют от ученика не простого короткого ответа «Да» или «Нет», а более развёрнутого ответа, направленного на репродукцию знаний, на описание каких-то процессов, указание причинно-следственных связей.

Вопросы, направленные на обыкновенную репродукцию знаний, целесообразно задавать в начале урока для своеобразной интеллектуальной разминки учеников. Причём эти вопросы так или иначе могут быть связаны с новой темой. Таким образом мы подготовим учащихся к новой теме.

Читайте также:  Подкормка томатов как когда и чем подкормить томаты

Или это имеет смысл делать после изучения нового материала для его закрепления, проверки понимания учениками изученного.

вопрос

Какая организация задавания вопросов наиболее эффективна?

Как правило, вопросы учителей основаны на специфике своего предмета и на собственном прошлом опыте. Опытный учитель, имеющий за плечами не один десяток подобных уроков, знает заранее, где у учеников могут возникнуть затруднения, непонимание. Исходя из этого, он и выстраивает алгоритм заданий, вопросов.

Например, на уроках математики вопросы могут быть быстрыми: они отражают алгоритм доказательства, решения уравнения.

На уроках предметов естественно-научного цикла может возникнуть типичная ситуация, когда учитель ведёт беседу в течение двух-трёх минут, а затем задает вопрос, чтобы проверить понимание учениками учебного материала.

И лишь после этого он принимает решение — двигаться дальше или ещё раз вернуться к данному блоку учебной информации.

На уроках предметов гуманитарного цикла, как правило, учитель задаёт вопросы для того, чтобы начать обсуждение. Ученики присоединяются к нему в ходе возникшей дискуссии. Все эти методы имеют свои дидактические цели, и, как правило, опытный учитель использует все три варианта задавания вопросов.

вопрос

Наиболее эффективные формы задавания вопросов

  • Требующие чёткой последовательности.
  • Вопрос в контексте описанных событий, изучаемого явления.
  • Вопросы, требующие выводов, рассуждений.

Рассмотрим каждую из этих форм в отдельности

Чёткая последовательность небольших вопросов, заданий

Маленькие вопросы — это простейшая форма эффективных вопросов, но она требует от учителя продумать цепочку вопросов и заданий.

К примеру, вместо того, чтобы непосредственно задать ученикам вопрос «Сравните реформы С.Ю. Витте и П.П. Столыпина», учитель может задать чёткую последовательность небольших вопросов, которые приводят к этому большому общему вопросу: «Как решался земельный вопрос в реформах С.Ю. Витте и П.П. Столыпина?», «В чём особенности преобразований в промышленности в конце XIX и в начале ХХ веков?» и т.д.

И лишь затем приступить к общей оценке одного и другого комплекса реформ.

Такие цепочки вопросов можно подготовить по любому предмету.

География: «Сравните природные зоны Южной Америки и Африки» (цепочка вопросов).

Химия: «Сравните строение электронных оболочек атомов» (цепочка вопросов).

«Маленькие вопросы» важны, потому что они создают основу для сравнения, которая является конечной целью урока.

вопрос

Вопросы в контексте

Вопросы в контексте обеспечивают высокий процент ответов учащихся (85-90 %). Перед тем как задать вопрос, учитель предоставляет контекст для предстоящего вопроса. Затем учитель предлагает интеллектуальную операцию. Разумеется, учитель должен обеспечить связь между контекстом и вопросом, который должен быть задан. Вот примеры контекстных вопросов:

  • На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы?
  • О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?
  • По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?
  • Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?
  • Что связывает два этих события?
  • Чёрное мое за свою историю называли «русским», «скифским», «итальянским озером», «турецким озером». Почему?

Гипотетические, дедуктивные вопросы

Эти типы вопросов также должны давать большой процент ответов учеников. В гипотетико-дедуктивном вопросе учитель начинает с предоставления контекста для предстоящего вопроса. Затем создаётся гипотетическая ситуация, в которой ученики могут предполагать, рассуждать, представлять.

Таким образом, данный тип вопроса должен иметь контекст, предполагающий дальнейшие рассуждения.

  • Гитлер надеялся захватить СССР в результате «молниеносной войны». Предположим, это случилось бы. Значит ли это, что наша страна окончательно исчезла бы с карты мира?
  • Какая природная зона наиболее благоприятна для жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

Без сомнения учитель, должен пытаться включать все типы вопросов на уроке, необходимо стремиться к их разнообразию.

Источник

Урок для учителя

По всем вопросам

Без чего невозможна жизнь учителя, ученика, студента? Без ручки! Поэтому стоит уделить внимание выбору пишущего инструмента.

О том, как выбрать ручку для разных жизненных ситуаций, рассказали наши партнеры из ErichKrause:

Урок для учителя запись закреплена

Сегодня делимся материалом для учителей-филологов. В нём мы собрали три истории преподавателей литературы о том, как не просто изучить, а прочувствовать, прожить произведение вместе с классом: поставить сценку, помолчать или даже сыграть в карты.

Подробнее в нашей статье:

Урок для учителя запись закреплена

Установить контакт со школьниками может быть непросто. Тем более, если это новый класс, замена или группа на онлайн-занятии.

На примере победителей конкурса рассказываем, как начать онлайн-урок и расположить к себе учеников:

Урок для учителя запись закреплена

В большинстве школ ученики ушли на каникулы со списком литературы к следующему учебному году. Школьная программа по литературе постоянно вызывает дискуссии: должен ли ребенок прочитать всё, что в ней заложено? Может ли учитель отходить от рекомендуемого списка? Как часто нужно этот список пересматривать?

О школьных литературных канонах рассуждает Михаил Павловец — преподаватель литературы Лицея НИУ ВШЭ:

А как считаете вы, должен ли учитель придерживаться списка произведений из школьной программы?

Урок для учителя запись закреплена

Основная волна ЕГЭ-2021 только закончилась, как уже появилась новость об экзаменах следующего года.

Выпускники школ в 2022-м будут сдавать ЕГЭ по новым экзаменационным моделям. При сдаче теста поменяются контрольно-измерительные материалы, станут проверять не только знание дат и формул, но и их практическое применение.
Показать полностью.

Школьники должны уметь анализировать информацию и делать выводы из данных. Переход от проверки знаний к практике будет постепенным. Модели ЕГЭ изменятся с учетом результатов экзамена этого года.

Об этом сообщает издание iz.ru.
Будем ждать подробностей об экзаменах-2022.

Что вы думаете об изменении формата ЕГЭ? Каким должен быть единый государственный экзамен?

На сайте ФИПИ давно лежат перспективные модели. Если им верить, то экзамен по обществознанию не особо отличается😊

Урок для учителя запись закреплена

Институт образования НИУ ВШЭ начал приём документов на магистерские программы!

👨‍🏫Для абитуриентов, уже работающих в сфере образования, подойдут очно заочные-программы. Обучение по профилям «Управление образованием», включая «Цифровую трансформацию образования» и «Управление в высшем образовании», делает упор на осмысление и проектирование развития образовательных проектов от стартапа до крупных организаций.
Показать полностью.

👨‍🏫Если вы уже сейчас понимаете, что видите для себя карьеру исследователя, для вас в Вышке реализуется трек «Магистратура-аспирантура». За 5 лет он позволит получить степень PhD in Education, начав подготовку диссертации с первых дней магистратуры, участвуя в крупных проектах Института образования и получая стипендию ВШЭ.

👨‍🏫Если у вас ещё нет достаточного опыта в сфере образования и вы хотите глубоко в неё погрузиться, обратите внимание на очные программы: «Доказательное развитие образования», «Обучение и оценивание как наука» и «Педагогическое образование».
Обучение в очной магистратуре открывает возможности стажировки в одном из 16 центров и лабораторий Института образования, ваши проекты и диплом будут привязаны к актуальной повестке, вы получите доступ к новейшим данным и нетворкингу.

📆Сроки приёмной кампании в 2021 году:
для очных программ: 21 июня — 26 июля
для очно-заочных: 21 июня — 13 сентября

Источник



Типы высказываний учителя на уроке

Речь учителя состоит во многом из стереотипных, типичных учительских высказываний. Их можно классифицировать по разным основаниям: по функциям, которые выполняют на уроке, по структурно-семантическим признакам и т. д. Существенной составляющей речи учителя являются вопросительные высказывания. В педагогическом дискурсе представлены практически все структурно-семантические и коммуникативные типы вопросов.

Вопросительные высказывания в речи учителя предназначены, как правило, для выполнения дидактических функций. Особенность их заключается в том, что вопросы в учебном дискурсе могут представлять собой не столько сигналы к поиску какой-либо информации (у меня её нет, помогите найти информацию), сколько сигналы, призывающие к самостоятельному поиску какого-либо аспекта темы.

Все вопросы, которые встречаются в речи учителя, можно разделить на две группы:

  1. информационные вопросы, которые задаются с учебной целью передачи новых знаний, закрепления их или повторения старого материала;
  2. фактические вопросы, целью которых является регулирование учебного процесса, установление, поддержание или прерывание контакта, а также оценка выполненной работы.

Информационные вопросы учитель использует на всех типах урока. Они могут быть направлены на то, чтобы проверить наличие у учеников знаний по тому или иному учебному материалу. Эти вопросы на память, а не на понимание:

Читайте также:  Конспект литературной викторины Поэты детям старшая группа

Какое значение имеет приставка пре- и при-? Почему в этом слове написали приставку пре-? Назовите мне, какие слова вы выписали из упражнения 96? Следующее слово «приоткрыть». Так, думай, Егор, что значит это слово?

Вопросы с фактической составляющей не направлены на получение или передачу информации, а основная их цель – вовлечение адресата в совместную деятельность, привлечение внимания:

Ребята, это сложный материал. Здесь ни у кого не возникло проблем? Вам потруднее дать задание или как? Вопросы есть по новой теме? Понравился вам урок? Кто задание не понял? Так, тот, кто работал по карточкам, выполнил уже работу?

Прямой зависимости между этапами урока и типами вопросов проводить не стоит. На разных этапах урока учитель может использовать все виды вопросов в зависимости от его коммуникативных намерений. Но вместе с тем различия наблюдаются. Во время объяснения нового материала учитель задает попутные вопросы иначе, чем во время фронтального опроса, так как он ставит перед собой разные коммуникативные задачи. Так, на этапе опроса вопрос служит для концентрации внимания учащихся:

В слове «сторожка», какую согласную вы вставили? Какое проверочное слово подобрали? Какое правило вы использовали?

Часто учитель сопровождает вопрос побудительными высказываниями, которые обращены к классу. Эти вопросы помогают активизировать внимание и умственную деятельность учащегося:

Вспомните, какие части речи вы ещё знаете? Укажите, какое значение имеют приставки пре- и при-?

В ситуации опроса очень много информационных вопросов, которые стимулируют умственную деятельность учащихся. По мнению учителя, ученик обязан знать ответ на поставленный вопрос:

Мы не можем сказать «новый книга». Почему? Потому что «книга» слово женского рода и окончание прилагательного -ая- выражает форму женского рода единственного числа. Так, скажите, пожалуйста, для чего служат окончания? Киреева ответит?

Вопрос заставляет ученика демонстрировать свои знания ранее изученного материала, ставит его в ситуацию самостоятельного поиска. При этом учитель проверяет, знает ли учащийся этот материал, то есть вопрос выполняет и функцию контроля:

Какие ты знаешь морфемы слова? Что такое корень слова? Что выражает окончание? Для чего необходимы приставки?

В данном случае учителя интересует ментальная реакция учащихся, то есть вопрос выполняет функцию проверки знаний, умений и навыков учеников. Особенность педагогического диалога в ситуации фронтального опроса заключается в том, что в речи учителя в основном используются развернутые реплики, которые могут быть представлены следующим образом:

сообщение – вопрос – побуждение:

Мы же с тобой говорили, что имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Чем они отличаются? В чём их отличие? Давай вспомним!

Слушаем внимательно: вопрос всем. Какие части речи относятся к самостоятельным?

оценка – вопрос – побуждение:

Верно, какое предложение называется двусоставным? Приводим примеры и объясняем.

Задача учителя состоит в том, чтобы поставить вопрос перед учениками, чтобы настроить их на общение, сообщить задачу опроса, обратиться к учащемуся, побудить его к ответу, оценить полученный ответ, дать общую оценку работы учеников.

На этапе объяснения нового материала учитель задаёт вопросы с целью концентрации внимания учеников на логической связанности фрагментов объяснения:

Теперь скажите мне, пожалуйста, на кого указывает местоимение «она»? Можно конкретно сказать, о ком это предложение?

Для учителя важно не нарушить темп своей речи, поэтому он спрашивает попутно, вопросы произносит быстро, ожидая немедленного ответа. Подобные вопросы часто размещаются в середину предложения:

Совершенный вид глагола. Вид глагола. Мы с вами это уже разбирали! Чем отличаются они друг от друга? Какие вопросы задаём? Глагол «открыть» (книгу) какого вида? Как определили? Совершенно верно. Смотрим в учебник: в данном упражнении есть глаголы совершенного вида? Посмотрите, кто уже нашёл? Сначала, как правило, идет сообщение, потом побуждение и побудительный вопрос, который активизирует внимание учеников.

Давайте-ка сравним эти предложения и посмотрим на их строение. Если мы найдём в них грамматическую основу, то определим, какие из них являются двусоставными, а какие односоставными. В этом случае сначала побуждение, затем пояснение и, наконец, вопрос. Задача подобных вопросов – проверить, понимает ли учащийся то, что объясняет учитель, это вопросы на понимание. Иногда учитель обычный менторский тон сменяет на более мягкий:

Отношения между предложениями, которые входят в состав сложносочиненного предложения, посмотрите внимательно. Какие? Неравноправные, да? Побудительное высказывание, которое вставлено в вопрос, помогает ученикам обратить внимание на самое важное в объяснении, разобраться в новом материале с помощью вопроса-подсказки.

Приглядеться, значит, что сделать? Приблизить свое внимание к чему-либо. Какую приставку пишем в этом слове? Глагол имеет настоящее время, прошедшее, будущее. Глагол изменяется по временам?

Это вопросы-подсказки, в которых уже содержится ответ. Учитель сам подсказывает правильный ответ и, как правило, выделяет его интонационно.

В младших классах учителя используют вопросы в форме просьбы, традиционное требование сменяется на мягкую просьбу, активизируя память, восприятие нового:

Вот, ребята, оказывается, числительное – это часть речи. А скажите-ка мне, пожалуйста, какие еще части речи вы знаете?

Как правило, такие вопросы учитель использует на уроках изучения нового материала, чтобы сделать материал более доступным, а общение личностным. При этом учитель использует принцип кооперации (он более доброжелателен):

Для Пушкина любовь и поэзия – родные сестры. Любовь и поэзия – синонимы. Любви человек отдается всем существом так же, как и в творчестве. Смотрите текст стихотворения: в каких строках заключается процесс воскрешения к творчеству? «Душе настало пробужденье: и вот опять явилась ты», то есть процесс воскрешения к творчеству «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье». Видно, что этот процесс у Пушкина тесто связан с любовным порывом. Что для Пушкина любовь и поэзия? Для поэта это родные сестры. Так, давайте с вами запишем комментарий к этому стихотворению.

Учитель начинает объяснение, задаёт вопрос, ответ на который очевиден, и сам же дает ответ, чтобы не нарушить структуру объяснения.

С этой же целью на уроках изучения нового материала используются риторические вопросы:

Следующая тема – это тема любви. Запишите: «Любовная лирика в творчестве Сергея Есенина». Можно ли представить русскую поэзию без любовной лирики? Наверное, нет.

Таким образом, на этапе проверки знаний чаще всего используются вопросы, которые концентрируют внимание учеников, вопросы на память, вопросы, которые содержат подсказку. А на этапе изучения нового материала вопросы, которые концентрируют внимание учащихся на важных частях объяснения, на их содержательном аспекте, определяют логическую связь составляющих объяснения [1, с.175]. Учитель использует также вопросы в форме просьбы, которые помогают ему удерживать связь с аудиторией. В речи учителя активно используются также вопросы-замечания, которые содержат упрёк в недостаточно интенсивном уровне интеллектуальной деятельности ученика. Они в итоге направлены на активизацию этой деятельности:

Скажите, почему мне нужно задавать один и тот же вопрос несколько раз, когда всем давно уже всё понятно?

Вопросы-замечания учитель использует на всех уроках по поводу каких-либо дисциплинарных нарушений:

Где твои записи в справочнике? Почему ничего опять не пишешь? Так, ну и кто там ещё разговаривает? Так, снова Миталёв?

Замечания-вопросы могут также носить отрицательно-оценочный характер и задаваться в связи с результатами учебной деятельности, по поводу неусвоения учебного материала:

И что, опять двойка? Что будешь делать? Ты в каком классе учишься, хотелось бы мне узнать? А контрольную работу написал на уровне ученика шестого класса!

Много в речи учителя вопросов-штампов, которые являются существенной составляющей организационных моментов школьного урока и помогают учителю в реализации коммуникативно-регулирующей стратегии. «Учителя интересует сам факт речевой, паралингвистической, ментальной реакции учеников»[2, с.31-42]:

Я что спрашиваю? Почему Никита не готов? На прошлом уроке ведь был? Итак, кто же будет отвечать? Кто желает дополнить ответ Маши? Кто уже выполнил задание? А кто же первый выполнил упражнение?

Без таких вопросов, поддерживающих контакт между учителем и учениками, общение на уроках невозможно.

Таким образом, вопросительные высказывания, с помощью которых учитель стимулирует ментальную деятельность учащихся, являются составляющей речи педагога, а также служат средством установления и поддержания контакта.

Источник