Роль воображения в психическом развитии ребенка

Роль воображения в психическом развитии ребенка

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.11.2012
Размер файла 134,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2.2 Экспериментальное изучение уровня воображения у старших дошкольников

Ниже приведены данные по проведенной методике «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко).

Рисунок 1 — Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Дорисовывание фигур»

Данные рисунка 1 говорят о том, что наибольший процент составляют дети со средним уровнем творческого воображения — 80%. Испытуемых в группе с высоким уровнем оказалось 15%. К низкому уровню творческого воображения были отнесены 5% воспитанников.

Испытуемые, показавшие высокий уровень творческого воображения, выполняли оригинальные рисунки, в которых чаще других встречались уникальные образы и явления (космос, только что вылупившийся цыпленок, лимузин — свадебная машина). Дети быстро справлялись с заданием, параллельно рассказывая историю к рисунку.

Дети, показавшие средний уровень воображения, выслушав задание, уверено приступали к работе, работали увлеченно, с желанием и интересом. Дети быстро дорисовывали все фигурки, воплощая идеи, следовали за созданным образом. Рисунки детей носили явные элементы творческой фантазии. В изображениях встречалось небольшое число фигур, которые превращались в один и тот же элемент. В детских работах часто встречались неповторяющиеся изображения отдельных объектов с разнообразными деталями, такие как: флакон для духов, легковая машина, такси, домик с девочкой и др. Характеризуя такой показатель, как оригинальность, можно отметить, что дети использовали в изображениях следующие категории — явления природы, игрушки, предметы обихода, транспорт, растения, животных, фрукты и овощи.

Анализ работ показал, что дети быстро справлялись с заданием, используя такие фигуры как , , , . Затруднения детей вызывали задания с дорисовыванием контуров в виде , .

Низкий уровень вобрал в себя 5% воспитанников (1 испытуемый) экспериментальной группы. Для ребенка с низким уровнем творческого воображения были характерны следующие особенности: испытуемый быстро справлялся с заданием, используя такие фигуры как квадрат, треугольник, круг. Затруднения вызывали задания с дорисовыванием контуров при одновременном проявлении к нему интереса. Испытуемый, показавший низкий уровень при выполнении задания, не проявлял эмоционального отношения к изображению, избегали трудностей.

Детям была свойственна схематизация, типизация образов, которая проявлялась в изображении контурных, лишенных деталей объектов, в повторности, неоригинальности. Так, фигура для дорисовывания часто превращалась в один и тот же элемент: используя Размещено на http://www.allbest.ru/

, Размещено на http://www.allbest.ru/

дети изображали дом; Размещено на http://www.allbest.ru/

— превращали в цветок; фигуры неопределенной формы — в капельку, облако, кита. В детских работах часто прослеживалась фантазия: встречались неповторяющиеся изображения, такие как письмо, бабочка, кафе, робот, пушка, лошадка.

Наблюдения за процессом работы показали, что некоторые дети испытывали затруднения в передаче образа изображения. Например, затрудняясь в изображении предметов у Б. Данилы имелось много идей, но остановиться на одной и осуществить ее получалось с трудом.

В целом по результатам методики «Дорисовывание фигур» можно констатировать, что дети фактически принимают задачу, легко идут на контакт, рисуют несхематичные, детализированные рисунки.

Данные по методике «Преврати кружок в предмет» (Т.Д.Марцинковская).

Рисунок 2 — Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам методики «Преврати кружок в предмет»

В группе количество детей со средним уровнем составило 50%. К числу детей с низким уровнем относится 30% испытуемых. К высокому уровню были отнесены 20% воспитанников. Рисунки детей, показавшие высокий уровень, отличались оригинальностью и необычностью, проработанностью деталей образов (медведь с пчелой).

Дети со средним уровнем, принимали задачу на построение образа воображения; работали уверено, с интересом и желанием. Рисунки также носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

Дети, показавшие низкий уровень развития творческого воображения , не испытывали огромных затруднений при выполнении задания, но их рисунки носили простой характер. Некоторые выполняли задание очень поверхностно; рисовали то, что проще. Дети частично принимали задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. Их рисунки получались шаблонными, неоригинальными, где в основном изображались предметы и объекты, в которых просматривалась слабая фантазия, нечеткая схематизация образов и детализация.

Рисунок 3- Распределение испытуемых по уровням развития творческого воображения по результатам двух методик

Таким образом, данные полученные по двум методикам свидетельствуют о том, что в среднем к высокому уровню творческого воображения можно отнести 17,5% воспитанников. Испытуемых в экспериментальной группе со средним уровнем творческого воображения оказалось 65%. К низкому уровню творческого воображения отнесены 17,5%.

Итак, итоги проведенного констатирующего эксперимента с участием детей старшего дошкольного возраста позволили сформулировать ряд выводов:

— По итоговому уровню дети распределились в три группы. Охарактеризуем некоторые особенности, проявляемые испытуемыми в ходе эксперимента, на разных уровнях сформированности воображения.

— На I-ом уровне было зафиксировано 17,5% испытуемых. Данная группа выполняла задание уверенно, с желанием и интересом. Дети дорисовывали фигуры быстро, их рисунки отличались необычностью и оригинальностью. Если бы мы предложили лист для задания больше, воспитанники заполнили бы с удовольствием весь масштаб данного листа. Большинство рисунков испытуемых содержали рассказ к нему, сюжет.

— На II-ом уровне оказалось 65% воспитанников группы. Дети данной группы также работали увлеченно, в их рисунках содержались разнообразные детали отдельных изображений. Рисунки носили в себе элементы творческой фантазии, но не отличались особой оригинальностью.

— К III-ему уровеню, как и к I-ому было отнесено 17,5%. Данная группа детей частично принимала задачу на построение образа воображения с использованием заданного контура. В работах встречались повторяющиеся изображения чаще, чем в предыдущих уровнях.

Итак, воображение — это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Воображение подразделяется на активное и пассивное, а также воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное. Сновидения, галлюцинации, грезы и мечты также представляют собой разновидности человеческого воображения.

Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но и приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.

В курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников:

а) теоретическое описание понятия «воображение» и его значения в человеческой жизни. Раскрыта сущность понятия «воображение», описаны его функции, виды и психологические механизмы;

б) экспериментальное изучение уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для решения задачи исследования нами использовались две методики: «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко), «Преврати кружок в предмет» (Т.Д. Марцинковская).

Проведенное исследование показало, что в своих вымыслах дошкольники весьма изобретательны, их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Однако в своем поведении старший дошкольник во многом следует образцам и представлениям, полученным от взрослых, поэтому в данном возрасте творческое воображение несколько снижается.

Уровень развития воображения детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует анализ результатов проведенной программы. Кроме того, воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как воспитателю или психологу, так и родителям.

Список использованной литературы

Боровик, О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации / О.В. Боровик. — М.: Академия, 2001.

Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский // Научное творчество. — М., 1969. — № 2.

Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. — 1972. — № 2. — С. 114-123.

Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1950.

Галин, А.Л. Личность и творчество / А.Л. Галин — Новосибирск, 1989.

Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий — Смоленск, 1974.

Дудецкий, А.Я., Юлустина, Е. А. Психология воображения / А.Я. Дудецкий, Е. А. Юлустина — М., 1997.

Дьяченко, О.М., Кириллова, А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 44-51.

Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. — 1988. — №6. — С.52-59.

Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко — М., 1986.

Игнатьев, Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев — М., 1956.

Ильенков, Э. В. О воображении / Э. В. Ильенков // Народное образование. — 1968. — №3.

Кириллова, Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. — 1971. — № 2. — С. 41-46.

Коршунова, Л. С., Пружинин, Б. И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л.С. Коршунова, Б. И. Пружинин — М., 1989.

Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова — М., 1979.

Читайте также:  Основные функции для аналитика в Excel

Костина, Л. М., Фролова, Л. В. Проблема творческого мышления и творческого воображения в психологии / Л. М. Костина, Л. В. Фролова // Вестник ЧГПУ. — 2002. — №1.

Кудрявцев, В. Т. Творческая природа психики человека / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. — 1990. — №3.

Кудрявцев, В. Т. «Тропинки» воображения / В. Т. Кудрявцев // Обруч. — 2006. — №4.

Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

Меерович, М. Управляемое воображение / М. Меерович // Народное образование. — 2001. — №1.

Морозов, А.В. Основы психологии / А.В. Морозов — М.: Деловая книга, 2003. — С. 44

Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р.Г. Натадзе — Тбилиси, 1972.

Немов, Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов — М.: ВЛАДОС, 2001.

Нудельман, М. М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман — М., 1978.

Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. — М., 1964

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1 / С.Л. Рубинштейн — М., 1989.

Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.

Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Источник

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

Главная Для Вас, коллеги! Диагностика Методика "Эталоны" (О. М. Дьяченко) для детей 5-7 лет

«Эталоны»

О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур — эталонов:

Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Обработка результатов и интерпретация

Правильно отмеченные картинки:

— грибок, чашка, месяц, шляпа

— коляска, стул, сапоги, кресло

— морковь, пирамидка, листок, ёлка

— лампа, матрёшка, груша, снеговик

Максимальный балл (по всем 4 страницам) — 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Уровни развития восприятия:

32-27 баллов — высокий
26-20 баллов — средний
от 19 и ниже — низкий

Качественный анализ результатов

1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Источник

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Насчет методики Чарковского – хочу написать отдельно, ведь по этой теме много не проясненных и противоречивых моментов сейчас. Мне иногда задают вопрос, не было ли случаев утопления детей у Чарковского. Этот вопрос возникает вновь и вновь, потому что слухи об этом, которые распространяются в прессе, очень активны. Если вы когда-нибудь занимались какой-то нетрадиционной практикой, вы поймете, как и почему это происходит. Например, я видела телепередачу про беби-йогу, и про динамичку. Это была чистая профанация. Я это хорошо понимаю, так как сама занималась беби-йогой и динамической гимнастикой с новорожденными с первых дней их жизни, занимаюсь этим не первый год. Я стараюсь дать максимальную информацию в этом плане по разоблачению мифов, и говорю о том, что такое мягкий подход в беби-йоге, мягкий подход к динамической гимнастике, мягкий подход к плаванию новорожденных. Сам Игорь Чарковский целиком и полностью за мягкий и внимательный подход к тренировкам и развитию способностей детей. Он не перестает говорить родителям о постепенном наращивании нагрузок, предпочтительном нырянии вместе с мамой, с материнской грудью, особенно поначалу, о внимательном отношении к ребенку и о том, что эта практика при неправильном отношении может быть опасна. То, что он делает на практике — это такой интенсив, погружающий и маму и папу и ребенка в водную стихию и в преодоление страха воды, это инициатический процесс — разовый и выходящий за рамки ежедневной практики и за рамки обычной действительности. Это под силу только мастеру, который преодолел многие рубежи страха воды, и потому открыт тому, чтобы вести ребенка, учитывая его психическую конституцию. Он часто выявляет возможные опасности, подстерегающие на этом пути, и отслеживает ситуацию, которую родители иногда могут сами и не углядеть при наныривании. Если есть страхи у них самих, не желание иметь ребенка, внутренние конфликты, конфликты с родственниками, то это следует выявить и устранить – потому что ныряние открывает экстрасенсорные способности, ребенок может начать читать мысли и увидеть то, что есть в душе у родителей, их внутренние смятения. Он может на это прореагировать самым разным и самым неожиданным образом. Перед началом семинара Чаркрвский всегда делает опрос о возможных страхах, травмах, которые участники получали в жизни и хотели бы проработать. Здесь надо честно отвечать, потому что процесс очень не простой, требующий задействия всех наших ресурсов и искреннего подхода. А так как это такие глубинные вещи, современные медики такого не приемлют, и начинают профанировать тот духовный путь, что по мере поднятия все выше в гору, превращается в путь по тонкой тропке вверх и неминуемо становится окружен опасностями. Медицина также сейчас не поддерживает и все то, что дает такие мощные результаты, что лекарства и медицинская помощь людям практикующим оказывается не нужна. То же — профанация сыроедения. Опять же, слышала и видела не раз, что говорят про сыроедение, и даже видела опять-таки профанацию на телевидении. Сама 5 лет сыроежу, сын тоже, принимаю роды часто у сыроедок. Знаю про это много и могу рассказать. И про подводные камни тоже рассказываю, это же все смелые шаги, радикальные внутренние перестройки, смещение равновесия в новую точку сборки, и тут нас подстерегают некие опасности при некачественном и недостаточно осознанном подходе. Но как часто профанируют всю идею питания сырой растительной пищей, устраивают гонения на тех, кто авторитетно и последовательно этим занимается и рассказывает об этом людям. Как вы думаете, случайно ли Изюм ушел из сферы популяризации сыроедения? Ведь любой человек рано или поздно может устать бороться с системой, на то гонения и рассчитаны.

В йоге даны правила, как подходить и к питанию (в плане сыроедения), и к дыханию (в плане ребефинга и наыривания новорожденных), и к хатха-йоге (в плане беби-йоги и динамической гимнастики) — правила как подходить так к различным телесно-энергетическим практикам, чтобы не было при этом ошибок, травм, перекосов, проблем. Эти правила надо соблюдать, видение этих правил и их неукоснительное, ставшее интуитивным выполнение характеризуют мастера любой системы. Надо сказать, что профанации направлены на сокрытие информации об этих правилах, об этих критериях мастерства, и просто профанируют весь метод. Такая же профанация происходит в плане методики развития абсолютного слуха по Кирюшину. Сначала его методику активно применяли в музыкальных школах, потому что она очень эффективна, может применяться самостоятельно, помогает ребенку быстро освоить музыкальную программу, развивает интеллект. Ее можно применять, начиная с внутриутробного периода жизни. Потом — резко свернули программу на государственном уровне в музыкальных школах (в негосударственных музыкальных учреждениях мы видим, как эта программа продолжает применяться и как профессиональные педагоги зачастую отдают ей предпочтение). А средства массовой информации стали запугивать тех, кто хотел бы заниматься по этой методике самостоятельно тем, что якобы Кирюшин — педофил. Примерно ту же технику профанации применили насчет Чарковского, используя в государственных интересах опять же материнский инстинкт. Так часто делают, когда пытаются представить любую эффективную духовную практику как секту. Например, насчет вайшнавов не раз писали, что там были случаи изнасилования детей. Зная вайшнавов, это просто немыслимо представить.

Если вы хотите начать практиковать ребефинг и наныривание новорожденных, то я советую как раз обратиться к мастеру, который глубоко проработал свои страхи воды. Сам Чарковский – родоначальник этого метода. Он наныривал тысячи и немыслимое количество детей, и если бы были какие-то проблемы, то нашли бы способы его за это превлечь к ответственности, а так – только слухи, слухи… Вы можете своими глазами придти и увидеть, что происходит на семинарах, и так сделать самостоятельные выводы, ведь процесс вы всегда можете контролировать, ребефинг – это обратимая вещь, которую можно остановить на любом этапе – это вам не прием ЛСД… Хочу написать, к чему вам следует быть готовым – если вы попадете на семинар к Чарковскому.

Читайте также:  Нетто результат эксплуатации инвестиций тыс руб

Если вы решитесь идти на семинар по ребефингу с Чарковским с детками, будьте готовы к тому, что вам будет нелегко преодолеть свой страх. Даже если вы сами пойдете нырять, вы столкнетесь с собственными страхами, а с детьми это становится особенно ярко.

Со стороны это не всегда просто переживать, но Чарковский чувствует ребенка, какие ему нагрузки дать. Часто приходится пройти через некие внутренние барьеры. Ребенок просит как правило перестать, потом входит в ритм..

Можно давать наныривать ребенка в той мере, в какой вы хотите, но в любом случае, неподготовленным детям это сложновато. Конечно, не всегда так — это надо по вашему ребенку смотреть, как он сейчас ныряет.

В любом случае, маме приходится не просто.

Маме и папе лучше расслабиться, открыться процессу, тогда вашему ребенку будет легче почувствовать поток, настроиться на работу и войти в новое для него русло. Не могу сказать, что вам не будет ни разу страшно, и вы ни разу не подумаете “зачем я здесь”. Если раз по 30 ныряете с ребенком дома ежедневно без проблем, то все более-менее гладко пройдет, а если не ныряли до этого, тогда там все ваши страхи Чарковский сразу выявит и начнет с ними работать. Сами понимаете, что такое работа со страхами. Эффект — проработка страха воды и всех перинатальных негативов, особенно важно после тяжелых родов.

Каково при этом ребенку — на сто процентов сказать не могу, то он плачет, то работает, то опять плачет, то ныряет вовсю, особенно когда мама не смотрит и сама ныряет… Так интенсивно, как это делает Чарковский на семинаре, делать потом дома не обязательно — это единичные тренировки — дома надо мягче, можно и на семинаре попросить помягче, но это очень важно делать интенсивно тем, у кого детки трудные и с диагнозами.

Деткам с ДЦП этот метод просто необходим. Чарковский очень много работает с такими детьми, потому что результат при этом очень нагляден. Просто на глазах заметны результаты, за один сеанс. Надо, конечно, при этом закреплять результат и много нырять ежедневно и маме и малышу, уже после окончания семинара. В комплексном подходе, ныряние – одно из эффективнейших средств по излечению больных ДЦП. И чем раньше начать, тем больше шансов ликвидировать симптомы заболевания полностью. Конечно, важно и с питанием работать при этом, хорошо бы и с дельфинами сочетать. Важно и закаливание включить в этот комплексный подход. Но метод Чарковского при этом незаменим! Я поверила в этот метод именно когда наглядно вновь и вновь убеждалась, как действует наныривание Чарковского на больных ДЦП. А уж деткам с аутизом ныряние помогает еще быстрее, так как аутизм — это не болезнь и выправляется дыхательными практиками, питанием и внимательным отношением к ребенку довольно эффективно. Очень помогает этот метод при эпилепсии (опять же, в комплексном подходе). Оптимизируя функции организма, ребефинг помогает при различных заболеваниях. Укрепляя сердце, дыхательную систему, нервы и пищеварительную систему, он комплексно воздействует на организм.

А что дает ныряние здоровому ребенку? Оно делает его еще более здоровым, пробуждая невостребованные ранее ресурсы. Важно осознать, зачем вам это, прежде чем идти, изучить тему. Лучше всего это сделать самостоятельно, никто лучше вас самих в этом не разберется, а если возникнут вопросы – задавайте их напрямую, открывайтесь процессу. Я перечислю лишь немного благотворных результатов – нормализация функций организма, помощь организму в процессе самоисцеления, пробуждение этого процесса, раскрытие интеллектуального, творческого и физического потенциала. В итоге после ныряний, выполненных со вниманием к ребенку, мы получаем всегда заметное улучшение всех показателей развития. Иногда я сама удивляюсь результатам – ведь сама бы я так не смогла наныривать деток. Я написала в книге в главе про витамины и микроэлементы про углекислый газ, как он важен для здоровья и о том, почему нам его не хватает, когда мы поверхностно дышим. Пранаяма, дыхательные упражнения и ныряние как раз этот момент компенсируют и дают мощный оздоравливающий эффект. При этом важно взрослым работать над собой, а детки подтянутся, важно нырять вместе. Должна вам сказать, что не раз наблюдала, как ребенок нервничает, когда мама испуганно смотрит на него при нырянии, но младенец сразу успокаивается, как только мама сама начинает нырять, работать над собой вместе с ним. И чем младше ребенок и чем сильнее между ними связь, тем это ярче и заметнее. Связь – буквально по секундам, мгновенно ребенок считывает реакцию мамы, хоть и не видит ее глазами. Как только у мамы страх уходит — ребенок с удовольствием работает, ныряет, и получает новый опыт. Но как только мама начинает пугаться, ребенку становится трудно осознать, что от него хотят и войти в процесс. Самое лучшее вместе нырять, одновременно. Тогда и ребенку понятнее, и у мамы по-настоящему выходят все страхи из подсознания и можно их проработать, это очень эффективно. Особенно рядом с таким мастером, как Чарковский.

Что касается ныряния взрослых – водного ребефинга, то тут возможна огромная степень свободы. Возможны различные процессы для разного типа людей. Есть много вариантов – не зря так много школ ребефинга, связанных с множеством различных упражнений, вскрывающих нашу интуицию и так много разных пранайам в йоге. После того, как легкие разработаны и некоторые внутренние барьеры преодолены, мы уже уходим от всех правил, помогающих нам настроить единение с водой, и начинаем дышать и нырять спонтанно, как подсказывают нам наши вибрации. Мы интуитивно продышиваем все блокировки, которые и в дыхании отражение находят. Так, через дыхание, мы их убираем. Важно при этом расслабить тело. Поэтому помогает, если кто-то вас держит, и ваше тело расслабленно, вы погружаетесь во внутренние процессы в полной мере. Это происходит постепенно, по мере остановки внутреннего диалога, возникающей от длительных задержек дыхания – вы начинаете чувствовать текучесть и потоковость, которая раскрывает вашу интуицию. Вода вас поддерживает, и при пониженной силе гравитации, вы начинаете спонтанный танец в воде, освобождающий вас от всех телесных зажимов. Это расслабление приходит изнутри, и вас уже не надо держать. После ребефинга, когда процесс окончен, важно, чтобы вас кто-то подержал, когда вы лежите на воде. Это проявляет материнский аспект, высвобождает архетипическую связь с Матерью, и вы восполняете то, что не получили тогда, когда в роддоме после рождения были разлучены с матерью… При этом могут быть слёзы, может нахлынуть нежность, раскрыться чувство одиночества, боли, холода, желание заботы. Это стадия проработки 4 базовой перинатальной матрицы, здесь предпочтительно, чтобы вас кто-то с нежностью поддержал, кто-то близкий вам, или синхронизированный с вами энергетически, кто-то, кого вы смогли бы энергетически воспринять как мать. После этого важно прогреться. Именно поэтому наличие баня и важно при водном ребефинге. Это довольно личностный момент, поэтому практически не возможно такие вещи делать в общественном бассейне, где есть посторонние, не понимающие того, что сейчас происходит с вами. В целом же, нужно ли человека держать или нет на каждой стадии – это довольно индивидуально, зависит от личностных качеств конкретного человека и его страхов. Кто-то просто не может начать нырять, пока ему этот процесс не инициировать. Есть еще множество практик, кроме простого наныривания одного человека другим. Есть практики стояния на человеке под водой, ныряние на вдохе, на выдохе, проплывание через коридор под ногами у стоящих людей, кувырки под водой, производимые самостоятельно или в пассивном состоянии произведенные помощником. Мы показываем при ребефинге такие практики.

С детьми до 3-4 лет наныривания делает взрослый, особенно до года, когда ребенок еще не умеет сам себя держать на воде. Потому его можно назвать “наныривание”, что ребенок сначала сам не ныряет и его надо “наныривать”. Но дети быстро обучаются. По сути, как только страх воды преодолен, ребенок прекрасно начинает держать себя на воде, он делает это совершенно интуитивно. Поэтому советы взрослого по этому поводу, производимые в процессе наныривания ребенка, будут неуместны. Дети постарше — они еще не доросли до осознанной практики ребефинга, как это делается для взрослых, и уже переросли наныривание, которое можно делать с новорожденными. Зато они прекрасно чувствуют момент игры в воде, любят воду, принимают разные игры на ура, и если они хоть сколько-нибудь не боятся воды, то они быстро обучаются плавать и нырять, глядя на нас на всех. Если же у старших детей есть страх воды, то здесь нужна тонкая работа, похожая на наныривание малышей и взрослых и сочетающая при этом игровой момент.

Для тех, кто опасается давать ребенку интенсивные нагрузки, нами предлагается 3-ступенчатый подход.
1. Интенсивный подход.
Вы занимаетесь «по-полной» с Игорем Чарковским, все 5 дней интенсивно тренируетесь, так, что к 5 дню ваш ребенок уже плавает и ныряет практически свободно, преодолев большинство страхов, а вы обучаетесь методике достаточно глубоко, и получаете при этом сертификаты.
2. Мягкий подход.
Вы тренируетесь в той мере, в которой готовы, присматриваетесь к себе, к ребенку, примериваете методику на себя на практике, регулируя время наныривания и интенсивность. 3. Знакомство с методом.
Вы приходите на семинар с ребенком, или даже одни, не планируя заниматься заранее, а присматриваетесь к методу, плаваете и ныряете сами и занимаетесь с ребенком в игровой манере как самостоятельно, так и со мной, и если решитесь — с Игорем Борисовичем. Одновременно — получаете знания, и вместе со всеми занимаетесь сухим и водным ребефингом для взрослых, смотрите видео, слушаете лекции. Иногда эта тактика меняется в процессе 5 дней в соответствии с вашими желаниями и готовностью.

Читайте также:  Результат работы по МСФО Аэрофлота за 2019 год

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).

Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Источник



Консультация для воспитателя. Методика дорисовывание фигур О.М. Дъяченко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Подготовка и проведение исследования. В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплектов карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек. Разработано два равнозначных комплекта таких фигур (приложение, рис. X а, б).

Во время одного обследования предполагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовывать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задания, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Обработка и интерпретация данных. Полученные данные заносятся в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки для дорисовывания: по вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают (таблица 2).

Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20–25 детей.

Групповой Кор равен сумме величин Кор всех детей группы, деленной на общее количество детей.

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровеньКор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровеньКор выше среднего по группе на 2 и более балла (примеры расчета Корданы в приложении, табл. 1).

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания, которая позволяет отнести рисунки детей к одному из следующих типов.

0 тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он его не дорисовывает: либо отказывается от выполнения задания, либо дублирует изображение эталона, либо рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). В данном случае можно сказать, что ребенок не владеет средствами продуктивного воображения, направляющего его на решение поставленной задачи.

1 тип. «Отдельные объекты». Ребенок дорисовывает фигуру по карточке так, что получается изображение отдельного предмета, но оно схематично и лишено деталей. Здесь образ воображения носит целостный, нерасчлененный характер. Строится он путем прямого достраивания реальности до элементарного целого. Построение такого образа уже дает возможность ребенку адекватно решать поставленную задачу.

2 тип. «Объекты с деталями». Изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. В данном случае, как и при 1 типе решения, образ строится через прямое наложение воспринимаемого контура на наиболее близкое к нему представление о целостном объекте. Однако получившийся образ носит детализированный характер, расчлененный, так как ребенок наполняет воображаемый объект различными особенностями.

3 тип. «Сюжеты». Ребенок также изображает отдельный предмет, но уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (например, не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т.п.). Здесь дошкольник строит исходный образ воображения так же, как и в 1-ом и 2-ом типах, – через целостное соотнесение воспринимаемого объекта с представлениями; но при этом не только дополняет этот образ различными деталями, но и соотносит его с некоторой ситуацией. Образуется комплексный образ, что и приводит к данному типу решения.

4 тип. «Сюжет с добавлением объектов». Ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой и т.п.). Он строит образ так же, как и в 1-3 типах, но уже соотносит его с образами других объектов. Создается образ-ансамбль, который и направляет ребенка на придумывание развернутого и детализированного рисунка.

5 тип. «Включение». Заданная фигура видится качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь она включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения (например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т.п.). При таком типе решения появляется большая свобода использования предлагаемых элементов для построения образов воображения. Образ уже создается новым способом: ребенок соотносит воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Его построение носит не целостный, а расчлененный характер. Использование такого образа направляет ребенка на дифференцированное и индивидуализированное решение задачи.

Качественная характеристика результатов работы позволяет выделить также три разных уровня выполнения задания: низкий, средний и высокий.

При низком уровне дети фактически не принимают задачу – они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то своё, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы (нулевой тип рисунков).

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы (1–4-й тип рисунков).

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка (5-й тип рисунков).

Источник