Россия и проблематика обеспечения прав человека в государствах мира

Россия и проблематика обеспечения прав человека в государствах мира

Обеспечение уважения прав и свобод человека во всем мире путем конструктивного, равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей каждого государства, всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников входят в число приоритетных задач внешней политики России, направленной на создание стабильной и устойчивой системы международных отношений на основе общепризнанных норм международного права и принципов равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств в целях обеспечения надежной и равной безопасности каждого члена мирового сообщества.

В рамках деятельности Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права готовятся периодические обзорно-аналитические доклады о ситуации с соблюдением прав человека в государствах мира, осуществляется мониторинг фактов и случаев нарушения иностранными государствами своих международно-правовых обязательств в сфере прав человека, демократии и верховенства права, включая нарушения прав и законных интересов российских граждан. Особое внимание уделяется положению русскоязычного населения в Прибалтике и на Украине, в частности, в свете дискриминационных законодательных инициатив, касающихся ограничения доступа к образованию на русском языке и его использования в общественно-политической жизни этих стран.

В контексте принципиальной линии Российской Федерации на всемерное противодействие попыткам фальсификации истории Второй мировой войны собираются, анализируются факты и свидетельства проявлений нацизма, неонацизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, представляющих прямую угрозу основополагающим ценностям демократии и прав человека, серьезный вызов международной и региональной безопасности и стабильности в целом.

В 2019 г. подготовлен и опубликован очередной доклад МИД России о ситуации с героизацией нацизма, распространении неонацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. Документ содержит обзор основных тенденций и свидетельств распространения неонацизма, иных человеконенавистнических идей и концепций нетерпимости в ряде стран на пространстве Европейского союза, в США, Канаде, государствах Прибалтики, на Украине, а также примеры наилучшей практики по борьбе с указанными явлениями на законодательном и правоприменительном уровнях.

Российские подходы к вопросам человеческого измерения ОБСЕ:

Вынуждены констатировать, что в деятельности ОБСЕ на протяжении долгого времени сохраняется несбалансированность между тремя измерениями ОБСЕ, а также тематические и географические перекосы в работе «третьей корзины».

Руководство гуманитарных структур ОБСЕ игнорирует нарушения прав человека в государствах Прибалтики, где основных прав и свобод лишена значительная часть населения.

При этом незамеченными остаются проблемы лиц африканского происхождения в США и случаи неправомерного и непропорционального применения силы американскими полицейскими. Не вызывает у них опасений и рост проявлений национализма и неонацизма в Западной Европе, а также правозащитные аспекты нынешнего миграционного кризиса в Евросоюзе и его коренные причины. Широкомасштабные нарушения прав человека, преследование инакомыслящих, убийства общественных и политических деятелей, журналистов, притеснение нацменьшинств на Украине также не получают адекватной реакции исполструктур ОБСЕ.

Вместе с тем в фокусе внимания оказываются даже самые незначительные случаи, произошедшие в странах «к востоку» от Вены.

Невостребованными в ОБСЕ остаются такие важнейшие правозащитные темы, как защита прав детей, социальные и экономические права, защита прав нацменьшинств с акцентом на проблематику безгражданства, противодействие распространению идей национализма и неонацизма, свобода передвижения, обеспечение права на невмешательство в частную жизнь, противодействие «трэффикингу» с упором на торговлю органами и тканями человека, согласование единых принципов наблюдения за выборами, верховенство права. Вместо этого некоторые страны-участницы с настойчивостью, заслуживающей лучшего применения, вбрасывают для обсуждения в рамках гуманитарного измерения одни и те же темы, что ярко проявляется из года в год на Обзорном совещании в Варшаве. Продолжение этой линии, несомненно, будет иметь негативные последствия для авторитета Организации.

Непозволительным является наблюдающееся в последнее время в ОБСЕ размывание межправительственного формата Организации и принципа консенсуса. Необходимо разработать механизм участия НПО в гуммероприятиях (в настоящее время каких-либо правил, касающихся участия НПО в правозащитных форумах ОБСЕ, по сути, не существует). При всей важности работы гражданского общества на площадке Организации оно не может и не должно «подменять» государства-участники.

Все вышеперечисленное говорит, на наш взгляд, о назревшей необходимости реформировать модальности гуманитарных мероприятий ОБСЕ. Наши подходы к изменению модальностей совещаний в области человеческого измерения ОБСЕ являются частью видения глубокой реформы Организации в целях установления баланса между всеми тремя «корзинами».

Источник

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени — Теоретический материал (экспресс-курс)

Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие "международное гуманитарное право".

Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

— военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.

Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:

• Принцип равноправия и самоопределения народов.

• Принцип уважения прав человека.

• Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

• Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

Устав ООН явился первым в истории международных Отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.

В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.

К источникам современного международного гуманитарного права1 относятся:

• Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

• Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Появились основополагающие документы в области прав человека для государств различных регионов мира.

Читайте также:  Интересные вопросы о живом мире

Система международной защиты прав человека

Организация Объединенных Наций (ООН)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

Основной правозащитный документ

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Органы, уполномоченные рассматривать вопросы о нарушении прав человека

— Генеральная Ассамблея ООН.

— Третий комитет ООН (готовит проекты резолюций по гуманитарным вопросам).

— Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете ООН (ЭКОСОС).

— Комитет по конвенциям и рекомендациям ЮНЕСКО.

— Комитет по правам человека.

— Комитет по ликвидации расовой дискриминации.

— Комитет против пыток.

— Комитет по правам ребенка

— Европейский суд по правам человека.

— Комитет министров Совета Европы.

— Комиссар Совета Европы по правам человека

В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека используют следующие основные механизмы.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся, под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

Существуют определенные правила обращения в этот суд:

— следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

— жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.

Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.

В условиях мирного времени Европейский СУД по правам человека есть основной орган по защите этих прав.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов но отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведении войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

1 См. тему «Международные документы по правам человека».

2 До 1994 г. именовалась как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшее свою работу в 1973 г.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Источник

Международная защита прав человека вопросы для самопроверки

Права человека по своей сущности носят всеобщий, общечеловеческий характер и для их обеспечения и защиты необходимо международное сотрудничество между всеми странами и народами. Оно осуществляется в следующих направлениях:

— выработка единых норм и стандартов в области прав человека, достижение их признания на международном и национальном уровнях;

— заключение межправительственных соглашений и принятие государствами-участниками обязательств придерживаться в своей внутренней и внешней политике этих стандартов;

— создание специального механизма для контроля за соблюдением принятых государствами на себя обязательств.

В современных условиях существует сложная, многоуровневая система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежат Организации Объединенных Наций. В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека. Это — Генеральная Ассамблея и её вспомогательные органы, Экономический и Социальный Совет и его вспомогательные органы, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, комитет по ликвидации дискриминации женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека. Вопросами прав человека время от времени в различной степени занимаются Совет Безопасности, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный Суд. Рассмотрим подробнее правозащитную деятельность некоторых из этих институтов ООН.

Основным органом ООН является Генеральная Ассамблея. В ней представлены все государства-члены, каждое из которых имеет один голос. Ассамблея может обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые обязательными для членов ООН не являются, и имеют вес мирового общественного мнения. В статье 13 Устава ООН записано, что одна из функций Генеральной Ассамблеи состоит в организации исследовании и вынесение рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной, культурной областях, а также в области образования, здравоохранения, в содействии осуществлению прав человека и основных свобод.

Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций по вопросам прав человека. Они, в частности, касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, беженцев, детей, молодежи, инвалидов, развития и социального прогресса и т.д.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, занимающиеся вопросами прав человека и основных свобод, состоят из: Специального комитета по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (известного как Специальный комитет по деколонизации); Специального комитета против апартеида, Специального комитета по расследованию действий Израиля, затрагивающих права населения оккупированных территорий, и Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Особое значение для обеспечения прав человека имеет деятельность Экономического и Социального Совета, созданного в 1946 г. Он состоит из 54 членов, треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. Совет может делать рекомендации в целях поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Он может также подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам о правах человека. Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека.

В соответствии со статьей 68 Устава ООН Экономический и Социальный Совет создал в 1946 г. Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин.

Читайте также:  Интересные вопросы известным людям

Комиссия по правам человека является главным органом ООН по правам человека. Она готовит рекомендации и проекты международных документов, проводит исследования по правам человека. Комиссия оказывает помощь Совету в вопросах координации деятельности, связанной с правами человека. Она состоит из представителей 43 государств-членов, избираемых сроком на три года.

Комиссия по правам человека является единственным межправительственным органом, который проводит публичные слушания по вопросам нарушения прав человека, происходящие в мире. Она непосредственно получает жалобы о нарушениях и рассматривает положения в области прав человека в различных странах. Специальные докладчики Комиссии следят за ситуацией в области прав человека в конкретных странах. Следует заметить, что в начале своей деятельности Комиссия не имела полномочий для того, чтобы предпринимать какие-либо действия в отношении индивидуальных жалоб по правам человека. Однако позже она стала заниматься и принимать определенные меры и по таким жалобам.

Для оказания помощи Комиссии при рассмотрении ряда вопросов, касающихся прав человека в 1947 г. была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. С 1999 г. она называется Подкомиссией по поощрению и защите прав человека. В её состав входят 26 экспертов, которые занимаются вопросами нарушения прав человека, рабства и работорговли, проблемами коренных народов и меньшинств.

Комиссия по правам человека не может принимать каких-либо принудительных мер против государств, не соблюдающих прав и свобод человека. Тем не менее, уже сам факт обсуждения ситуации с правами человека в том или ином государстве в рамках ООН, а тем более принятые по этому вопросу осуждающей резолюции, оказывает определенное влияние на правительства государств, нарушающих права человека. Состояние с правами человека в конкретном государстве, его оценка Комиссией по правам человека учитывается и при установлении сотрудничества с другими государствами и международными организациями. Все это позволяет считать деятельность Комиссии по правам человека ООН необходимой и плодотворной.

В функции Комиссии по положению женщин входит подготовка рекомендаций и докладов Совету о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также внесение рекомендаций Совету по наиболее важным проблемам в области прав человека — женщины с учетом необходимости применения принципа равенства в правах мужчин и женщин. Комиссия состоит из представителей 32 государств-членов, избираемых на четыре года.

Комитет по правам человека (не путать с Комиссией по правам человека) был создан в 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В него входят 18 граждан государств-участников пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах ставит перед Комитетом следующие основные задачи: принимать и рассматривать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в пакте; на основе изучения их докладов высказывать государствам конкретные рекомендации, помогающие выполнять принципы Пакте на практике; получать сведения от одного государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств в соответствии с Пактом; получать и рассматривать жалобы от отдельных лиц, которые заявляют, что их права были нарушены тем или иным государством. Такие сообщения могут Комитетом приниматься лишь в случае, если государство является участником Пакта и Факультативного протокола к нему, и только после того, как исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, т.е. после рассмотрения дела всеми судебными инстанциями. Комитет, рассмотрев сообщение, направляет своё мнение соответствующему государству-участнику и автору сообщения.

Генеральная Ассамблея, следуя рекомендациям Всемирной конференции по правам человека, 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственный за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Основной задачей Верховного комиссара является содействие наиболее полному осуществлению всех прав человека посредствам претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (до сентября 1997 г. — центр ООН по правам человека) состоит из трех отделов:

— отдел исследования в области обеспечения права на развитие;

— отдел оказания помощи в организации работы Комиссии по правам человека и других органов ООН;

— отдел содействия программной деятельности для оказания технической помощи отдельным странам в области защиты прав человека.

В системе ООН включается также четырнадцать специализированных учреждений, которые содействуют развитию международного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие

Источник

Тест. Международная защита прав человека в мирное время

Самой старой из организацией, имеющих отношение к защите прав человека, является.

Варианты ответов
  • Организация Объединённых Наций
  • Международная организация труда
  • Европейский суд по правам человека
  • Европейская комиссия по правам человека
Вопрос 4

Верны ли следующие суждения о деятельности Европейского суда по правам человека?

Варианты ответов
  • Жалобы, связанные с нарушением прав на безопасные условия труда, не принимаются.
  • Жалоба может быть подана как на действия государственных органов, так и частных лиц и организаций.
  • Не принимаются анонимные жалобы.
  • Срок обращения ограничен одним годом после вынесения окончательного решения по делу судебными органами своего государства.
  • Заявления с жалобами на нарушение прав человека принимаются лишь после того, как использованы все возможности защитить свои права внутри государства.
Вопрос 5

Мирный договор, подписание которого изображено на картине, был первой попыткой разработки общих принципов межгосударственных отношений. Напишите название системы международных отношений, которая сложилась в Европе в результате подписания этого мирного договора.

В ответе напишите одно слово в именительном падеже.

Вопрос 6

Крупнейшая международная организация, занимающаяся защитой прав человека.

В ответе напишите аббревиатуру полного названия.

Вопрос 7

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграмм.

Варианты ответов
  • Число обращений россиян в Европейский суд по правам человека стабильно растёт.
  • Более 90 % жалоб из России в 2017 году были признаны неприемлемыми.
  • Наибольшее количество жалоб из России в Европейский суд по правам человека было подано в 2013 году.
  • В 2014 году в Европейский суд по правам человека было подано меньше жалоб, чем в 2008 году.
  • В 2017 году Европейский суд по правам человека принял больше жалоб российских граждан на нарушение права на справедливое судебное разбирательство, чем на неисполнение актов, вынесенных судами.
Вопрос 8

Совет по правам человека ООН рассматривает жалобы.

Варианты ответов
  • групп лиц
  • на действия физических лиц
  • отдельных лиц
  • организаций
  • на действия государства
  • на действия организаций
Вопрос 9

Все перечисленные функции, кроме двух, выполняет Управление при Верховном комиссаре ООН по правам человека. Отметьте элементы, «выпадающие» из ряда.

Варианты ответов
  • анализ ситуации в сфере прав человека и составлении отчётов о ней
  • разработка новых стандартов в области прав человека
  • координация действий международных организаций и национальных государств в сфере прав человека
  • организация гуманитарной помощи населению территорий, страдающих от массового голода, эпидемий, стихийных бедствий
  • содействие международному сотрудничеству в целях соблюдения прав человека
  • разбор жалоб отдельных лиц на нарушение прав человека со стороны государства
Вопрос 10

Какие древние государства участвовали в подписании мирного договора, сохранившиеся части которого изображены на фотографии?

Источник



Тест по обществознанию Международная защита прав человека 10 класс

Тест по обществознанию Международная защита прав человека 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем).

1. Организация Объединенных Наций возникла в

1) 1933 г.
2) 1945 г.
3) 1949 г.
4) 1975 г.

Читайте также:  Какие бывают вопросы для обсуждения

2. Выберите из предложенного списка орган ООН

1) Комиссия по правам человека
2) Суд по правам человека
3) Совет Европы
4) Гаагский трибунал

3. В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав беженцев ООН учредила должность __________ по правам беженцев

1) Уполномоченного
2) Верховного комиссара
3) Ведущего эксперта
4) Главного специалиста

4. В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав человека ООН учредила должность __________ по правам человека

1) Уполномоченного
2) Ведущего эксперта
3) 1950 г.
4) 1975 г.

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята в

1) 1945 г.
2) 1949 г.
3) 1950 г.
4) 1975 г.

6. За исполнением решений Европейского Суда по правам че­ловека наблюдает

1) Совет Европы
2) Совет безопасности
3) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
4) Комитет министров Совета Европы

7. Решение Совета Европы об отмене смертной казни было принято в

1) 1933 г.
2) 1945 г.
3) 1975 г.
4) 1983 г.

8. Международный уголовный трибунал был создан в

1) 1949 г.
2) 1953 г.
3) 1983 г.
4) 1993 г.

9. «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» позднее преобразованное в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, было созвано по инициативе

1) СССР
2) Франции
3) ФРГ
4) США

10. Юрисдикция Европейского суда по правам человека распро­страняется на Россию с

1) 1975 г.
2) 1985 г.
3) 1993 г.
4) 1998 г.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Предметом жалобы в Европейский суд по правам чело­века могут быть только права и свободы, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и ос­новных свобод или её протоколами. И поскольку в пе­речне этих прав отсутствуют некоторые права (право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на социальное обеспечение и др.), дан­ный орган не принимает жалобы на нарушение этих прав.
Б. Направлять жалобы в Европейский суд по правам чело­века могут любые граждане, неправительственные орга­низации и государства — участники Совета Европы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения?

А. Жалоба в Европейский суд по правам человека подается не позднее 4 месяцев с момента окончательного рассмотрения дела компетентным государственным органом страны участника.
Б. Подателю жалобы в Европейский суд по правам человека необязательно являться гражданином государства — члена Совета Европы или вообще гражданином государ­ства, на которое он подает жалобу.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения?

А. Международный уголовный суд учрежден Римским ста­тутом (международным договором) в 1998 г.
Б. Россия, подписавшая Римский статут 13 сентября 2000 г., не ратифицировала его и поэтому не является государством — участником Международного уголовно­го суда, но тем не менее, сотрудничает с ним и участвует в его работе в качестве наблюдателя.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

14. Намерение целиком или частично истребить какую-либо национальную или этническую группу называется

1) национализмом
2) геноцидом
3) экоцидом
4) гедонизмом

15. Верны ли следующие суждения?

А. К военным преступлениям неприменим срок давности.
Б. К военным преступлениям международное право не от­носит разрушение жилищ и населенных пунктов без во­енной необходимости.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к европейской системе защиты прав человека.
Европейский суд по правам человека, Комиссар по правам человека, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью, Международный уголовный суд.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. В приведенном списке указаны средства и методы войны. Выберите и запишите порядковые номера средств и методов войны, запрещенные международным правом.

1) использовать яды или отравленное оружие
2) призывать на военную службу женщин
3) убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался
4) отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом
5) запрещать свободу слова, свободу манифестаций
6) использовать оружие, боеприпасы или материалы, соз­данные с целью причинить излишние страдания
7) употреблять не по назначению флаг перемирия, нацио­нальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определенные в Женевской конвенции
8) уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью
9) наносить удары по незащищенным городам, селениям и зданиям
10) объявлять комендантский час на оккупированных тер­риториях
11) объявлять приостановленными или лишенными силы права или требования подданных неприятельской дер­жавы

3. Назовите имя главы государства, по инициативе которого в 1899 г. в Гааге прошла первая мирная конференция, впер­вые принявшая документы, защищающие права человека в период военных действий (запрет снарядов, содержащих удушающие газы, запрет пуль, легко разворачивающихся или сплющивающихся в человеческом организме и пр.).

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка лова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенция о правах ребенка». Среди прочего Конвен­ция требует от государств-участников уважения права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая __________(А), имя и семейные связи, не допуская противозаконного вмеша­тельства. Государства-участники должны принимать меры для борьбы с незаконным __________(Б) и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обеспечивают ребенку, спо­собному сформулировать свои собственные взгляды, право сво­бодно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внима­ние в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жесто­ким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или __________(В). Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное __________(Г), не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, __________(Д) или тюремное заключение ребенка осуществ­ляются согласно закону и используются лишь в качестве край­ней меры и в течение как можно более короткого соответст­вующего периода времени. Каждый лишенный свободы ребенок должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать ___________(Е) лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) заключение
2) перемещение
3) задержание
4) гражданство
5) наказание
6) законность
7) ответственность

Часть 3 (темы для эссе)

1. «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще» (Р. Иеринг).

2. «Право большинства — это право сильного и не имеет нравственного основания» (В. Виндельбанд).

3. «Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь» (Х. Арендт).

Ответы на тест по обществознанию Международная защита прав человека 10 класс
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-3
6-4
7-4
8-4
9-1
10-4
11-1
12-3
13-3
14-2
15-1
Часть 2
1. Международный уголовный суд
2. 134678911
3. Николай II
4. 425136

Источник