Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ

Система оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

В связи с тем, что с 1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, некоторые аспекты деятельности учителя изменились.

  1. Особенности системы оценки в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения АООП НОО ОВЗ и направлена на обеспечение качества образования.

Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • использование планируемых результатов освоения программы в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных областей (предметов) на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными и устными работами таких форм и методов оценки, как проектная деятельность, творческие работы, наблюдения и т. д.

Основными принципами системы оценки, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся являются:

  1. критериальность: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
  2. уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с программой;
  3. комплексность оценки – возможность суммирования результатов;
  4. приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы);
  5. гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
  6. открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.

Результаты начального образования глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся на основе АООП НОО ОВЗ оцениваются по его завершении. Система оценки достижения глухими обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО решает следующие задачи:

  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных (базовых) учебных действий;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
  • предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
  • позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
  1. Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов.

4.1 Оценивание образовательных результатов осуществляется с использованием различных форм, способов средств фиксации результатовпредметных и метапредметных результатов и личностных результатов.

Эффективность системы оценивания возможна при применении основных принципов современной оценочной деятельности.

Таблица1 — Система оценивания образовательных результатов.

Особенности системы оценивания

познавательные, регулятивные результаты

Персонифицированная количественная оценка

Средства фиксации результатов оценивания

Листы достижений, контрольные, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдений учителя (классного руководителя, воспитателя, психолога), характеристики обучающихся

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, задания частично поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, задания творческого характера, портфолио

Условия эффективности системы оценивания

Основные принципы современной оценочной деятельности педагога: систематичность, личностно-ориентированность, позитивность

4.2 Оценка личностных результатов

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую образовательной организацией и семьёй. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится с учетом следующих параметров:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении к образовательной организации,
  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса (уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками);
  • сформированность основ гражданской идентичности, включая чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к своему краю, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитие доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в обучении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательности и интереса к новой информации, способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
  • знание нравственных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения нравственных норм;
  • развитие у обучающегося адекватных представлений о его собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способность вступать в коммуникацию со взрослыми и детьми по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации, включая слухо-зрительное восприятие и достаточно внятное (понятное окружающим) воспроизведение устной речи;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление обучающимся своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей;
  • сформированность внутренней позиции к самостоятельности, активности и мобильности.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов.

Другими методами оценки личностных результатов учащихся, являются характеристики учащихся, а также оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио.

Опыт внедрения портфолио даёт положительные результаты. Учащиеся с удовольствием рассматривают накопленные материалы (грамоты, фотографии интересных событий, таких как посещение театров, музее, результаты проектной деятельности, рисунки, фотографии поделок и др.), стремятся к пополнению своего портфолио.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

4.3 Оценка метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью и составляют основу для образования.

Основное содержание оценки метапредметных результатов включает следующие параметры:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

Достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач урока.

Достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального образования строится вокруг умения учиться.

4.4 Оценка предметных результатов

Оценка предметных результатов связана с достижением планируемых результатов по отдельным предметам и предметным областям. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, относящихся к содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы НОО является достижение предметных и метапредметных результатов НОО, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки предметных результатов являются итоговые (контрольные) работы по математике, грамматике, развитию речи, комплексные работы на межпредметной основе.

Оценке достижения результатов предшествует кропотливая ежедневная работа педагога, которая заключается во включении определённых учебных действий из календарно-тематического планирования в технологическую карту урока. Учебные действия планируются в соответствии с целями и задачами конкретного урока, а овладевать ими учащиеся будут на определённых этапах урока,закреплять в ходе последующей учебной деятельности, впоследствии оцениваться учителем.

Читайте также:  График прохождения врачей до года по месяцам

4.5 Виды контроля за формированием умений учащихся (по безотметочной системе обучения)

Педагогами ГКОУ школы-интерната г. Краснодара разработана система оценивания сформированности УУД, которая представлена в виде Листов индивидуальных достижений для различных вариантов (1.2, 1.3, 1.4, 2.2, 2.3) в котором можно отследить сформированность/несформированность предметных учебных действий. В листе указаны конкретные навыки, овладение которыми предполагается в течение года (фиксируются результаты стартовой диагностики, результаты итогов 1 четверти, 2 четверти, 3 четверти, 4 четверть и итоги на конец учебного года). Формирование навыков оценивается учителем знаками «- « , «+/- » , «+». Оценивание осуществляется на уроках с использованием следующих методов: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытого ответа. Таким образом, наглядно можно отследить, насколько каждый ученик овладел определёнными предметными учебными действиями и можно дать оценку его деятельности.

Также разработаны Диагностические карты формирования метапредметных учебных действий (для вариантов 1.2 и 2.2) и карты формирования базовых учебных действий (для вариантов 1.3, 2.3, 1.4). Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных учебных действий отслеживается по критериям, которые оцениваются в баллах, а затем суммированные баллы переводятся в уровень усвоения для каждого УД. Диагностическая карта формирования УУД №1 (формирование регулятивных учебных действий) имеет следующий вид. Оценивание осуществляется в течение года (старт, 1 четверть, 2 четверть, 3 четверть, 4 четверть). Оценить умение ученика организовать своё рабочее место под руководством учителя можно с помощью трёх вариантов: А, В и С. По такому же принципу оцениваются познавательные и коммуникатвные УД.

Формирование метапредметных УД находит своё отражение в графике. Каждому виду УУД присваивается свой цвет. Опираясь на график, можно отследить динамику формирования метапредметных УД у конкретного ученика в течение учебного года.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности глухих и слабослышащих обучающихся, закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ.

Источник

Анализ ФГОС НОО

ФГОС НОО утвержден приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации   от 6 октября 2009 года. Введен в действие 1.01.2010 года.

Цель введения   ФГОС НОО: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Авторы-разработчики: коллектив российских педагогов и ученых под руководством Кондакова Александра Михайловича (доктор педагогических наук)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой   совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт учитывает   возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Стандарт устанавливает   требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  •   личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
  •   метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевымикомпетенциями, составляющими основу умения учиться, и   межпредметными понятиями.
  •   предметным,   включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области   деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные и метапредметные результаты освоения программы являются общими для всех образовательных областей, прописанных в Стандарте, а вот предметные результаты дифференцированы по учебным предметам.

Согласно Стандарту, предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования

Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

«Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования»   представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТкомпетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Источник

«Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО»

Слайд №1 Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, люди инициативные и самостоятельные. Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность. Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов…

Слайд №2 Рассмотрим, что входит в оценочную деятельность учителя.

· Оценивание является постоянным процессом.

· Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

· Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

· В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Слайд № 3. В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания

Слайд № 4 Виды оценивания: стартовая диагностика (на входе) в 1 классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание.

Слайд № 5. Формы контроля и учета достижений в текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Слайд № 6. Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

Слайд № 7 Так же учитывается и внеурочная деятельность ученика: участие в выставках, конкурсах, соревнованиях; активность в проектах и программах; творческий отчет.

Слайд № 8. Какие же появляются новые формы и методы оценки? Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Слайд № 9. Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Читайте также:  Наглядность это Средства наглядности Наглядность в обучении

Метапредметные результаты (1класс) Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1 Коммуникативные УУД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Слайд №10. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Слайд №11. В первом классе безотметочное оценивание. Но на каждом уроке за правильно выполненную работу ( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают кружочки, звёздочки ( на что хватит фантазии учителя) разных цветов. Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

· На каких уроках ребёнок в большей степени активен;

· Какой предмет ребёнку интереснее других;

· Какова результативность учебной деятельности учащегося;

· Каково качество усвоения отдельных тем;

· Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;

· Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

Слайд №12. Для оценки результатов учебной деятельности 2-4 классов применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) пяти критериев оценки, отражающих цели учебного задания. Достижение каждой цели оценивается 1 баллом, и ученик, выполняя работу, набирает от 1 до 5 баллов, что позволяет давать содержательный анализ учебных результатов всем участникам образовательного процесса. Например, к устному ответу по литературному чтению могу быть предъявлены такие требования:

· Объяснение значения слов;

· Нахождение ключевых фраз;

· Ответы на вопросы учителя и класса.

— Оценку «5» получит ученик, выполнивший все эти требования. ВАЖНО: оценки «2» или «1» не являются отрицательным результатом работы, они лишь говорят о том, что учителю, ученику и родителям предстоит решение выявленных проблем.

Результаты наиболее значимых работ анализируются учителем с помощью диагностических карт.

Карта несёт в себе следующую информацию. Под цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначены выполненные (+) или невыполненные (-) требования, предъявленные к работе. В последней графе – итоговая оценка учебной деятельности.

Этот фрагмент диагностической карты показывает, что:

— Требуется дополнительная работа с целым классом над тем умением, освоение которого отражено в 3-й графе (объяснение значения слов);

— Необходима индивидуальная работа с учеником Волковым (пересказ) и Бурмистровым (нахождение ключевых фраз);

— Все учащиеся класса успешно освоили умения – выразительное чтение и ответы на вопросы учителя и класса.

Информация, содержащаяся в картах, является открытой для ученика и родителей. Карта позволяет учителю не в общем, а точно характеризовать достижения и проблемы учащихся и давать необходимые рекомендации учащимся и родителям.

Слайд №13. Школа выдвигает для себя набор требований (правил) к выставлению оценки.

1. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

2. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.

3. За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится отдельная отметка.

4. Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).

5. За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.

Слайд №14. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Нулевой уровень (не достигнут даже необходимый уровень) . Отметка – баллы успешности (б. у.): пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось выполнить. 5-бальная отметка — 2 (неудовлетворительно). Возможность исправить!

Слайд № 15.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания. Отметка – баллы успешности (б. у.) — 1 б.у. – частичное освоение, 2 б.у. – полное освоение. 5-бальная отметка — 3 (удовл.) Возможность исправить! 4 (хорошо). Право изменить!

Слайд № 16.

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Отметка – баллы успешности (б. у.) 3 б.у. – частичное освоение – это в пятибалльной системе 4+; 4 б.у. – полное освоение – это 5.

Слайд № 17.

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Слайд № 18.

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Слайд № 19.

Слайд № 20.

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе

— Я хочу научиться в этом году…

— Я научусь в этом году (Составляется вместе с учителем на уроке)

Слайд № 21.

Слайд № 22.

«Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

Слайд № 22. Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования.

Слайд № 24 .

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Читайте также:  Результат решения задачи проблемы

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

В заключение хочу сказать, что для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов н a бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается. Прежде всего, оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя, свидетельствовать о гуманистическом отношении взрослого к ребенку.

Источник



Контроль за планируемыми результатами фгос ноо

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был введен в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года).

ФГОС начального общего образования включает в себя требования:

к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и

к условиям реализации образовательными организациями основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В данном материале рассмотрены особенности первого из указанных требований, а именно:

  • требование ФГОС начального общего образования к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования.

Два других требования ФГОС НОО будут рассмотрены в следующих материалах.

Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения детей, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

к личностным результатам обучения, включающим:

готовность и способность детей к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,

сформированность основ гражданской идентичности;

к метапредметным результатам обучения, включающим:

освоенные детьми универсальные учебные действия — познавательные, регулятивные и коммуникативные,

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и

к предметным результатам обучения, включающим:

освоенный детьми в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,

его преобразованию и применению, а также

систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

При этом личностные результаты освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир:

в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения:

к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации:

в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли ребенка:

развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности:

за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,

на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств:

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков у ребенка сотрудничества:

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки:

на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:

овладение детьми способностью:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем:

формирование умения:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения:

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм:

познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации:

для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач;

активное использование:

речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска:

в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет,

сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

анализировать изображения, звуки,

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками:

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями:

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность:

слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение:

общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность:

конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение:

начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности — природных, социальных, культурных, технических и др.

в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение:

базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать:

в материальной и информационной среде начального общего образования

в том числе с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Раздел ФГОС начального общего образования «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»:

содержит требования к содержанию предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:

русский язык и литературное чтение;

родной язык и литературное чтение на родном языке;

математика и информатика;

обществознание и естествознание (окружающий мир);

основы религиозных культур и светской этики;

По выбору родителей изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

искусство (изобразительное искусство, музыка);

Требования ФГОС НОО к итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:

  • осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Предметом итоговой оценки освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:

должно быть, достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования

в итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации детей, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения детьми основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня;

итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе детей для получения основного общего образования.

К результатам индивидуальных достижений детей, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации детей;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.;

обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности детей может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

В следующем материале будут рассмотрены особенности требования ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Источник