Система оценки качества педагогической деятельности Профессиональныйй стандарт педагога статья на тему

Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности.

В самом общем значении под результатом какой-либо деятель- ности можно понимать необратимые последствия ее осуществления. Итога деятельности педагога принято обозначать терминами «ре- зультаты», «продукты», «эффекты», «достижения». При оценке качества педагогической деятельности используются понятия «ре- зулыативность», «эффективность», «продуктивность». Если педагогам задать вопрос о результатах их педагогической деятельности, как правило, последует перечисление личных дос- тижений учеников (воспитанников): их отметки, награды, побе- ды, случаи поступления в вузы, выбор профессии и т.п. Но разве они являются результатами деятельности педагога? Ведь не сек- рет, что успехи воспитанников или учеников могут быть достиг- нуты вовсе не благодаря усилиям педагога, а даже порой и вопре- ки им. Получается, что вольно или невольно педагоги как бы припи- сывают себе результаты деятельности учеников, полагая, что эти достижения всецело зависят от их работы, а потому и считают их результатами собственной деятельности.

Рассматривая вопрос педагогической деятельности, можно выделить несколько проблем, каждая из которых имеет самостоя- тельное праксеологическое значение. Прежде всего проблему сущ- ности (что понимать под результатами и результативностью педа- 126 гогической деятельности?). Затем проблему достижимости (как достигать желаемых результатов, какой должна быть педагогиче- ская деятельность, приносящая результаты?). И наконец, можно выделить проблему оценивания (как оценить и измерить результа- тивность деятельности?). Логика здравого смысла требует поиска ответов на поставлен- ные вопросы именно в том порядке, в котором они обозначены, а никак не наоборот. Между тем в реальной практике зачастую сначала берутся за проблему оценивания, потом обсуждают, что и как следовало делать, и только затем задаются вопросом, чего же надо на самом деле достигать и что оценивать. Вопрос о том, что можно считать результатом педагогической деятельности, не так прост, как кажется на первый взгляд. Дело в . том, что все виды педагогической деятельности тесно связаны с процессами, протекающими независимо от педагога. Как же вы- делить то, что действительно было получено благодаря педагоги- ческой активности? Одни ученые склонны видеть педагогический результат в усвоении содержания образования (усвоение учащи- мися знаний, умений, навыков, эффективность усвоения учеб- ного материала, отношение учащихся к учебному труду, качество знаний и умений учащихся). В данном случае представление о ре- зультате педагогической деятельности связывается с результата- ми процесса обучения. Другие исследователи указывают на результат, который может стать следствием разных видов педагогической деятельности, по- скольку связан с изменением личности ученика, его развитием, приобретением новых способностей, стимулированием самосо- вершенствования, пробуждением внутренних процессов. «Проде- лывая внутренний ход развития, эти изменения становятся затем внутренним достоянием самого ребенка»1 . Причем они происхо- дят независимо от качества полученного вещественного (предмет- ного) результата. Известный советский дидакт И.Я.Лернер, рас- сматривая педагогический результат как психические изменения в структуре личности, сделал по этому поводу замечание, с кото- рым трудно не согласиться: «Ученик, не усвоивший учебный ма- териал, не остается прежним» 2 . Результатами воспитания в педагогике традиционно считались позитивные изменения, происходящие в личности ребенка под влиянием воспитателя. Результат воспитания (воспитательной дея- тельности) оценивался с позиции тех или иных положительных, социально-ценных качеств личности, таких как мировоззрение, убежденность, дисциплинированность, коллективизм, обществен- ная активность, самостоятельность, трудолюбие, интернациона- лизм, патриотизм и др. Попытка создания более целостного представления о резуль- татах воспитательной деятельности сопровождалась введением обобщающего понятия «воспитанность» (по аналогии с обучен- ностыо, а в современных источниках — образованностью). В каче- стве интегративных личностных образований, представляемых как возможный результат педагогического процесса, в теории педаго- гики в разные периоды рассматривались система личностных от- ношений (И.П.Иванов и др.); позиция личности — социальная, активная жизненная, общественно актио,а , Е.В.Титова и др.); ценностные ориентации (М. Г. Казакина, А. В.Кирьякова и др.); социальная готовность (А. В. Мудрик); социальная зрелость (В.И.Журавлев); направленность личности и т.п.

Источник

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

Работу по воспитательно-образовательному процессу строю на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом федерального государственного образовательного стандарта.

Моя профессия, конечно же, уникальная и бесценная, и никто не переубедит меня в обратном! Каждый мой день начинается с того, что в мою руку доверчиво ложится крохотная тёплая ладошка, и на меня устремляется любопытный взор голубых, карих, зеленых глаз,ждущих ежесекундного ответа на бесконечные детские: «почему?», «зачем?», «как?».

Гармоничное развитие детей может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.Поэтому я в своей работе использую современные образовательные технологии и методики:

— проблемно-поисковый метод. Преднамеренно создаю проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь партнером для ребенка, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщать, проверять решения путем проб и ошибок;

— метод экспериментирования, который развивает любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В группе организовала уголок экспериментирования с набором необходимого оборудования. С детьми старшего возраста проводим опыты. Одни из самых понравившихся детям — «Облако в банке», «Что такое ветер?», «Какие цвета любит солнышко?». Включаю эксперименты с песком, мелом, солью, водой;

— метод интеграции. Он является для меня инновационным, помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

— социоигровая методика. Практикую разнообразные приёмы объединения детей в малые группы: «Найди пару» по геометрическим фигурам, считалочкам, с помощью волшебной палочки. Использование данной методики помогло найти способы такого общения детей, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка в моей работе,является организация работы с детьми с применением нетрадиционных изобразительных техник: изготовление поделок из соленого теста и макарон, декупаж, квиллинг, «Волшебный песочный экран», которые не позволяют копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Я наблюдаю, что для моих воспитанников самоценным является результат – рисунок, поделка, насыпушка. А я как педагогвижу в каждом ребенке развитие личностных качеств: уверенность в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность, сплоченность и умение работать в коллективе.

Моя тема по самообразованию «Со здоровьем мы дружны». Изучая и работая над этой темой, решаю задачи сохранения и укрепления здоровья своих подопечных.Для этого использую разнообразные формы и методы: утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, гимнастика после сна, массаж, закаливающие процедуры, умывание холодной водой, подвижные игры и упражнения в течение дня, луково-чесночную терапию. В летний период дети принимают воздушные и солнечные ванны, ходят босиком по траве и песку. Применение их на практике помогает сохранить здоровье детей, снимает психическое напряжение, успокаивает. Что позволило снизить заболеваемость на 2,2% в сравнении с прошлым годом. Для профилактики проблем зрения использую тренажер Ковалева. В групповой комнате созданы условия для двигательной активности детей, имеется нетрадиционный спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, оборудование для коррекции плоскостопия. Результатом моей работы в этом направлении является желание детей заботиться о своём организме, соблюдать санитарно – гигиенические навыки.

Результативность освоения программы выявляю через проведение мониторинговых исследований

Таких результатов я добилась благодаря созданию предметно – пространственной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Развивающую предметно-пространственную среду планирую с учётом современных подходов: использую принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организовываю профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности.

Осуществляю дифференцированный подход к детям, учитываю их индивидуальные различия (темпов развития, интересов). Организацию детской деятельности начинаю с организации общения. Для достижения лучшего результата в какой-либо деятельности эффективно применяю многопозиционность в общении, даю возможность каждому ребенку попробовать себя в разных ролях.

Владею методикой проведения различных типов непосредственной образовательной деятельности: игра, экскурсия, путешествие, интегрированная деятельность, занятие с использованием психогимнастики, сказкотерапии, куклотерапии.

В своей деятельностиприменяю различные формы работы с детьми: презентация, игровая обучающая ситуация, опытно-экспериментальная деятельность, индивидуальная (карточки, трафареты, таблички, геометрический материал, диагностический материал, групповая (игры, карточки для работы в группах, фронтальная (коллективный рассказ, опрос, перекрестная беседа, работа в парах.

Инновацией в своей профессии считаю проектную деятельность с детьми и родителями. Родители являются моими партнерами и помощниками. Мною было создано три социально-значимых для группы проекта. Через совместную деятельность мы воплотили наши проекты в реальность. В работе по проекту «Молочные реки» дети пополняли запас знаний о полезных качествах молочный продуктов через подбор и чтение специальной литературы, изготовление творожной массы самими детьми вместе с взрослыми, театрализацию совместно с родителями «Молочная река, кисельные берега». Проект «От песочницы до улицы» с привлечением сотрудников ГИБДД был направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах и дорогах нашего города. Партнер проекта -детское Иланское телевидение «ДеТИ», смонтировал видеоролик, который был успешно показан по телевидению. Через проект «Наш чудесный дворик»на территории участка были сооружены: русская изба, кораблик, машина, мосток через ручеек с атрибутами.

Ребята с большим интересом и любопытством занимаются данным видом деятельности: исследуют, фантазируют, познают, экспериментируют. Я считаю, что такая форма работы очень значима и актуальна как для детей, так и их родителей. В перспективе у меня много идей по дельнейшей проектной деятельности. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно. Работа с родителя не ограничена только проектной деятельностью. Совместно с ними был оформлен информационный уголок, организуются и проводятся праздники и досуговые программы «Моя мама лучшая на свете», «Веселая мастерская», КВН, «Бабушка рядышком с дедушкой», малые олимпийские игры, «Настоящий мужчина» и прочее.

Читайте также:  СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА КОНТРОЛЯ И УРОВНИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Совместно с детьми принимаю участие в конкурсах

Уровень Мероприятия Достижения

Всероссийский «Талантоха»; «Наполни сердце добротой»; «Экологическая азбука»; «По страницам любимых сказок» сертификат

Краевой «Поздравь ветерана с победой» Сертификат

Муниципальный «Пасхальная аранжировка»;

«У светофора нет каникул»;

интеллектуальная олимпиада «Умка»,

«Новогоднее ассорти» грамота за III место,

грамота за I место

грамота за II место

грамота за I место

МБДОУ Конкурс рисунков: «Зимняя сказка» «Дорожная азбука». Конкурс чтецов

дипломы за I, II место

Мои достижения: сертификат за участие в Едином методическом дне педагогов ДОО по теме «Новогодние фантазии»; сертификат «Голубой креатив» за участие в монтировании детских фильмов.

2014 — 2015 г. г. — участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года».

Работая в детском саду, ощущаю потребность в совместной деятельности со всеми специалистами, учусь у коллег и делюсь опытом своей работы на районных методических объединениях, педсоветах,семинарах: «Мероприятия по повышению качества дошкольного образования», «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ», «Организация образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГТ», «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения ФГОС»; семинары – практикумы «Игровые технологии в образовании и воспитании»; «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»; «Использование метода проекта в работе ДОУ»; «Принципы построения воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС).

Я постоянно совершенствую свой профессиональный потенциал в соответствии с современным уровнем требований общества. 2013г. – курсы повышения квалификации по программе «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте ВГТ» (оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей) в КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; 2013г.— курсовая подготовка по теме: «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольные учреждения» в КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».

Как педагог обладаю такими профессиональными компетенциями как: целеустремленность, мобильность, коммуникативность, речевой этикет, культура межличностных отношений, выдержка и терпение, доброжелательность и находчивость.Сформированы универсальные компетентности: самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, развиты личностные качества, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.

Мой педагогический принцип заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свои силы и возможности.

В дальнейшем планирую продолжать работу по теме самообразования «Со здоровьем мы дружны!», пополнять знания и повышать свой профессиональный уровень, изучая новинки методической литературы и использование Интернет-ресурсов, через курсовую подготовку.

Анализ профессиональной деятельности за 2015–2016 учебный год 1. В течение года в работе использовали: Технология проектной деятельности; ИКТ; Здоровьесберегающие.

Карта результативности профессиональной деятельности воспитателя Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника Республики Татарстан 1. Личные данные 1.1. Фамилия Галиева.

Исользование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности Целью в исследовательской деятельности было выяснить какие педагогические технологии,использованные в ДОУ являются наиболее эффективными.

План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год Уважаемые коллеги! Напишите отчет о проделанной работе за учебный год.

Портфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации.Портфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом, в подготовке профессионального портфолио, для получения квалификации. Я получила 1 категорию.

Потфолио для проведения анализа профессиональной деятельности Иващенко Алина Сергеевна воспитателя группы №8 «Колокольчики» Содержание: 1. Общие сведения о педагоге 2. Результаты педагогической деятельности.

Сведения о результативности профессиональной деятельности Цель моей педагогической деятельности — создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных.

Тренинг «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Тренинг. Тема: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Педагог — психолог: Костенко Л. Н. Участники: сотрудники МБДОУ.

Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.

Эссе о профессиональной деятельности Эссе о профессиональной деятельности. «Воспитателем и учителем надо родиться; Им руководит прирождённый такт» А. Ф. Дистервег. Почему я.

Источник

Система оценки качества педагогической деятельности. Профессиональныйй стандарт педагога
статья на тему

Кошлань Виктория Валентиновна

• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

• Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

• Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

• Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

• Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Скачать:

Вложение Размер
professionalnyy_standart_pedagoga.doc 181 КБ
professionalnyy_standart_pedagoga.ppt 357 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки качества педагогической деятельности

учитель начальных классов

МОУ «Школа-гимназия № 6»

Русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: « В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя » . За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ». И прав великий Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

И вот впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога. 18 октября 2013 г стандарт утвержден приказом №544-н Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации, 6 декабря 2013 г зарегистрирован Министерством юстиции, вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. (с 2016 г.– режим апробации).

Зачем нужен профессиональный стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Что же он нам принесет, этот стандарт? Что нам от него ждать? Казалось бы, задача этого нового документа самая благая, цитирую: «Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Каждый руководитель, хоть немного заботящийся о престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации.

С этой целью в содержание профессионального стандарта включены общие сведения, характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.

В нем определяются:

  • основные требования к квалификации педагога;
  • он может дополняться региональными требованиями;
  • может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
  • является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы;
  • отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
  • выдвигает требования к личностным качествам педагога.

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы, повышение качества образования.

Область применения стандарта

  • при приеме на работу в образовательное учреждение;
  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий .

Методы оценки выполнения требований профстандарта

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)

Профессиональная деятельность педагога начальной школы оценивается комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к школе и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь школы.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.

Конечно, профессиональный стандарт при многих его плюсах вызывает и множество вопросов. Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», что существующие должностные инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми. Мы много и часто говорим о том, что в должностные инструкции педагогов то и дело вписываются новые должностные обязанности, а объем планово-отчетной документации все возрастает. Поговорка о том, что дети мешают работать, так прочно вошла в нашу жизнь, что уже не вызывает ничего, кроме грустной улыбки. Поэтому эту мысль стандарта я встречаю с воодушевлением.

Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

С другой стороны, может быть, прежде чем вводить профессиональный стандарт есть смысл создать документ «Стандарт материального и финансово-экономического обеспечения педагога», чтобы привлечь в школу новых людей и повысить статус педагога в обществе? Ведь как сказал заслуженный учитель России, один из разработчиков стандарта педагога доктор педагогических наук Евгений Ямбург: «Кавалерийским наскоком миллион триста тысяч российских учителей в педагогический рай не загонишь».

Ну а в целом, нас никакими стандартами уже не напугаешь. Если педагог проработал в школе несколько лет и перестал задумываться о смене профессии, несмотря ни на что, он уже всецело отвечает всем требованиям всех стандартов, написанных умными словами. Я думаю, что таких профессионалов в этом зале преобладающее большинство.

Поздравляю всех с наступлением нового учебного года. И желаю всем здоровья, оптимизма и веры в лучшее.

Спасибо за внимание.

Содержание профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит квалификационные требования в сферах обучения, воспитания, развития обучающихся, психолого – педагогические требования к квалификации учителя.

Часть первая: обучение

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

Часть вторая: воспитательная работа

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) .

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка) .

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Источник

Педагогическое качество деятельности

В ходе профессионального обучения, повышения квалификации или самостоятельного продвижения в профессии возникает праксеологическая задача сведения разнообразных типов и форм профессиональной деятельности к теоретическому конструкту, который бы отражал общие закономерности, присущие любому ее виду.

Чем деятельность профессионального педагога (учителя, вузовского лектора, воспитателя детскопхсада и др.) отличается от деятельности представителей других профессий? Как узнать, что вы (или кто-то другой) действительно занимаетесь педагогической деятельностью?

Этот вопрос носит сугубо практический характер, поскольку напрямую связан с проблемами исчисления педагогического стажа. Действительно, являются ли педагогическими работниками мастер ПТУ, спортивный тренер, руководитель детского хора, воспитатель общежития, методист института повышения квалификаций?

Или они принадлежат к носителям каких-то других профессии? Так, было время, когда школьным администраторам, вожатым, аспирантам, работникам подростковых клубов не засчитывался педагогический стаж. Считалось, что они занимаются чем-то отличным от педагогической деятельности.

Сравним два термина педагогическое качество деятельности и качество педагогической деятельности. На первый взгляд в них говорится об одном и том же. Однако на самом деле речь идет о вещах, разных с профессиональной точки зрения.

В первом случае нам важно разобраться, действительно ли деятельность принадлежит пространству педагогики (например, действия, связанные с поддержкой, сопровождением, диагностикой, консультированием, помимо педагогики могут лежать в плоскости медицины
или юриспруденции). Во втором случае возникает проблема оценки качества деятельности по педагогическим критериям.

Категория качества никогда не сводится к сумме отдельных свойств того или иного объекта. Она выражает целостную характеристику их функционального единства. В социальном плане качество— интегральный показатель соответствия чего-либо определенной норме, эталону, образцу, стандарту.

Категория качества объективно имеет несколько значений и поэтому в различных контекстах может трактоваться по-разному. В самом общем виде она выступает как мера определенности феномена, помогающая обнаружить границы сохранения его сущности.

С философской точки зрения категория качества не носит оценочного характера, поэтому для философа бессмысленно ставить вопрос о различении плохого и хорошего, низкого и высокого
качества. Но возникает вопрос о качественной определенности того иди иного предмета или явления.

Философское понимание качества образования указывает на то, что же именно отличает его от других социальных явлений и систем (например, от здравоохранения, торговли, строительства,
спорта и др.).

С помощью философско-педагогического понятия «качество» можно описать видовое отличие носителя определенной профессии от представителей других профессий. Одну деятельность отличает oт другой специфика предмета, особенности компонентов структуры а их функций (характер и направленность цели, содержание; средства и способы осуществления; виды результатов), механизмы влияния на действительность.

Неслучайно еще Аристотель в «Никомахфвой Этике» отмечал необходимость определения качества деятельностей, поскольку от их различения зависит разница в
нравственных устоях.

Итак, специфика профессионального качества определяется:
– предметом труда;
-специализацией функций, необходимых для преобразования этого Предмета;
– своеобразием системы отношений, связывающих людей в процессе совместной трудовой деятельности;
-личностными особенностями, обеспечивающими целостность профессиональной позиции.

Анализируя особенности педагогической деятельности, философы отмечают, что ее бытийной миссией является «социально-духовно-педагогическое воспроизводство человека; воспроизводство общественного интеллекта, знаний, культуры поколений, связанных социальной памятью, исторической судьбой».

При этом учительство как профессия неразрывно связано с «корнем» своего происхождения, «тотальной» педагогической деятельностью как «родом деятельности личности».

Пытаясь выяснить, чем же именно характеризуется профессионально-педагогическое качество, мы обнаруживаем в его структуре следующие признаки:

-наличие системы отношений «учительство — ученичество»;
– направленность профессиональных действий на работу с человеческим качеством;
-особые процедуры организации деятельности, обеспечивающие целенаправленное изменение людей и условий их становления;
– возможность на уровне профессионального самосознания способствовать развитию самой деятельности и преобразованию ее носителей.

Источник



Результаты как показатель качества деятельности воспитателя

В педагогике традиционно под результатом воспитания понимают позитивные изменения, происходящие в личности воспитанников под влиянием усилий воспитателей.

Однако о том, какие именно должны происходить изменения в личности, в чем они выражаются и проявляются, что следует признавать результатом воспитания, по каким параметрам, критериям, показателям его можно оценивать, до сих пор не сложилось единых представлений.

Критерии успешности воспитательной деятельности можно обсуждать только в соотнесении с выдвинутыми предварительно целями. Разная природа целей порождает различные системы нормирования, измерения качества и оценки педагогических результатов.

Во внешне заданных технократических рамках оценка воспитанности человека (ребенка, обучающегося, воспитанника, учителя) ориентирована на выполнение или способность выполнять какую-либо социальную роль. В силу этого всегда существует сформированное на общественно-государственном уровне нормативное представление о том, какие свойства, характеристики, параметры личности оптимальны. Для такой системы воспитания органично понятие социальной нормы, эталона воспитанности. При этом в содержательном отношении совокупность стандартов и критериев ее оценки должна быть стабильной, устойчивой, статичной, т.к. ее главное назначение – обеспечивать во времени сохранение, передачу, воспроизведение социокультурных норм.

Ценность человека в пространстве воспитания, организованном в соответствии с технократическими принципами, определяется рамками шкалы стандартов по хорошо знакомой логике: «больше-меньше», «лучше-хуже». Это порождает и воспроизводит атмосферу состязательности, конкурентной борьбы, т.е. отношений неравенства. Неслучайно в содержательном отношении критерии и показатели, по которым оценивается поведение воспитанника (а также учителя), конвенциональны и зачастую строятся с учетом социально-политической конъюктуры.

При этом оценка внешних признаков воспитанности указывает прежде всего на меру социализации, способности вписаться в социальный контекст, но не гармоничность развития человека. В итоге возможны противоречия между требованиями воспитательных норм и реальными потребностями и интересами конкретных людей.

В гуманитарном пространстве воспитания принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка обуславливает иную шкалу измерений, где точкой отсчета является человек (ребенок, учитель) в его движении по отношению к самому себе. В данном контексте педагогу при оценке результата воспитания интересна прежде всего динамика индивидуально-личностных свойств и проявлений, т.е. значимым становится субъектно-индивидуальный аспект оценки.

Гуманитарная шкала оценок становится многомерной, объемной, динамичной, ибо показатели продвижения личности, связанные с особенностями ее жизнедеятельности, индивидуализированы, хотя и поддаются определенной типологии, обусловленной общими закономерностями физиологического, психологического, социального развития.

Низкие и отрицательные показатели, полученные в конкретный момент времени на индивидуально-личностном уровне, не могут стать основанием для педагогических суждений о качестве человека, т.е. они не должны носить оценочно-прогностического характера, определяющего будущую судьбу воспитанника. Их основное назначение – выбрать точку отсчета для оценки педагогических перспектив и возможностей воспитательной работы с конкретным человеком.

Отношения конкуренции сменяются в гуманитарном пространстве отношениями сотрудничества. В режиме диалога, характерном для гуманитарных отношений, критерием результативности воспитательной работы становится возможность проявления и развития в системе педагогического взаимодействия человеческой индивидуальности, неповторимости, а не момент соответствия личности заранее заданному извне эталону поведения.

Видение результата процесса влияет на прогноз и характер деятельности воспитателя. Мера актуализации потенциального результата, носителем которого служат взаимодействующие стороны, их общение, и отношения определяют эффективность воспитания.

Долгое время результат воспитания педагогик видели в приобретению личностью тех или иных положительных, социально ценных качеств. При этом предлагался их «набор», актуальный для той или иной ситуации общественного развития: убежденность, коллективизм, любовь к труду, патриотизм, активность, самостоятельность, конкурентноспособность, ответственность и др.

Перед практиками эти качества представали в образе «веера» возможных частных задач, процессов, направлений. При этом отсутствовало ясное представление о том, как они связаны между собой в реальном процессе их формирования.

В качестве возможного результата воспитания в разные периоды рассматривались различные интегративные личностные образования:

· система личностных отношений (И.П. Иванов и др.),

· позиция личности – социальная, активная жизненная, общественно активная (Н.А. Дивитовская, К.Д. Радина, Е.В. Титова и др.),

· ценностные ориентации (М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова и др.),

· социальная готовность (А.В. Мудрик),

· социальная зрелость (В.И. Журавлев),

· воспитанность и т.п.

Результаты как показатель качества деятельности воспитателя

Понятие результативности воспитательного процесса подразумевает такую его характеристику, которая основывается на определении степени достижений поставленной цели.

Применительно к общей характеристике результативности воспитательного процесса в качестве критерия степени достижения цели может быть рассмотрен конечный результат воспитания — воспитанность личности школьника.

Поскольку результат – это не только итог, но и показатель качества деятельности; категория результата тесно соприкасается с категорией качества. Качество деятельности воспитателя выражено в понятиях «результативность» и «эффективность» воспитания. Каждого педагога волнует качества собственной работы.

Существует опасность замены приоритета субъективно-качественных критериев оценки эффективности воспитательного процесса объективно-количественными показателями. К сожалению, большинство педагогов в своей работе ориентируются на количественные (внешние, видимые) результаты – знания, умения, навыки, опыт.

До сих пор о результатах воспитательной работы в подавляющем большинстве случаев продолжают судить по количеству проведенных мероприятий. Происходит подмена внутренних, человеческих эффектов воспитания внешними социальными результатами творческой (художественной, спортивной, социальной) активности.

Во многих исследованиях также обнаруживаются попытки оценить результат воспитания исключительно количественными данными (частотность, интенсивность, сила проявления желаемого свойства, процент обучающихся, у которых оно замечено). Ориентация же на качественные изменения ученика и учения, системы отношений (т.е. на получение подлинно воспитательного результата) свойственно лишь малому числу педагогов.

Строго говоря, речь о результативности и эффективности воспитания можно вести в том случае, если то, что получилось в итоге педагогической деятельности, вообще лежит в воспитательной плоскости. Ведь результат воспитательной деятельности во многом отличается от результатов других педагогических «деятельностей». Его специфика связана с неявностью, встроенностью в результаты действия других видов деятельности или процессов, а также с возможностью отнесения по времени в будущее (отсроченный результат). Если результат обучения, даже блестящий, может быть никогда не востребован после сдачи экзамена, результат воспитания обязательно «аукнется» через много лет, нередко затронув при этом тех, кто это воспитание осуществлял.

Многие позитивные человеческие проявления (честность, ответственность, увлеченность делом и др.) могут стать результатом совсем других процессов, в которые вовлечен каждый из нас, например, процесса развития, формирования, обучения. Поэтому, желая выяснить, насколько успешна наша работа как воспитателей, следует определиться: находимся ли мы в пространстве воспитания.

Определенность в факт принадлежности педагогической деятельности к области воспитания вносят 2 вопроса:

— В чем учитель видит главный результат своей деятельности?»

— Какова была главная цель его педагогических усилий?

Если в содержании ответов прозвучат фразы: «Ученик много знает, умеет, умеет сам добывать знания, является победителем олимпиад, конкурсов и пр.» — это не гарантирует наличия воспитательной работы. Быстрее, выше, сильнее – эти оценки далеко не всегда определяют качественные изменения, касающиеся серы воспитания, где важно обеспечить «приобщение человека к смыслу, а не только к знанию» (В.В. Сериков).Воспитательным результат педагогической деятельности становится в том случае, если:

— изначально была внятно задана цель воспитания и сформулированы его задачи, позволяющие выстроить логику движения к достижению цели;

— в своей деятельности педагог опирался на принципы и закономерности, свойственные именно природе воспитания;

— в итоге произошло не только накопление ЗУН, взглядов и т.п. количественных изменений, но и изменение в жизненной позиции, в системе отношений человека, т.е. наметился его переход в новое качество.

Источник