СО́БСТВЕННАЯ Е И В КАНЦЕЛЯ́РИЯ

СО́БСТВЕННАЯ Е. И. В. КАНЦЕЛЯ́РИЯ

СО́БСТВЕННАЯ Е. И. В. КАНЦЕЛЯ́РИЯ, уч­ре­ж­де­ние при рос. им­пе­ра­то­ре (Его Им­пе­ра­тор­ском Ве­ли­че­ст­ве). Об­ра­зо­ва­на в кон. 18 в. как лич­ная кан­це­ля­рия мо­нар­ха; 7(19).12.1812 по­лу­чи­ла офиц. на­име­но­ва­ние. Её зна­че­ние в 1812–25 оп­ре­де­ля­лось лич­ным влия­ни­ем воз­глав­ляв­ше­го её в это вре­мя гр. А. А. Арак­чее­ва; че­рез кан­це­ля­рию пред­став­ля­лись им­пе­ра­то­ру де­ла по во­ен. и (с 1815) гражд. управ­ле­нию, по­сле от­став­ки Арак­чее­ва во­ен. де­ла пе­ре­шли к уч­ре­ж­де­ни­ям во­ен. ве­дом­ст­ва, а кан­це­ля­рия ста­ла не­по­сред­ст­вен­но вы­пол­нять ряд важ­ней­ших функ­ций гос. управ­ле­ния. В 1826 раз­де­ле­на на фак­ти­че­ски са­мо­сто­ят. от­де­ле­ния: Пер­вое (об­щий кон­троль за дея­тель­но­стью гос. уч­ре­ж­де­ний и про­хо­ж­де­ни­ем служ­бы чи­нов­ни­ка­ми гражд. ве­дом­ст­ва); Вто­рое от­де­ле­ние Соб­ст­вен­ной Е.И. В. кан­це­ля­рии (ко­ди­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ст­ва); Третье от­де­ле­ние (по­ли­тич. по­ли­ция). Позд­нее об­ра­зо­ва­ны от­де­ле­ния – Чет­вёр­тое (1828, см. Ве­дом­ст­во учре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии), Пя­тое (1836–56, фак­ти­че­ски лич­ная кан­це­ля­рия П. Д. Ки­се­лё­ва, ор­ган по про­ве­де­нию Ки­се­лё­ва ре­фор­мы 1837–41 в гос. де­рев­не) и Шес­тое (1842–45, по под­го­тов­ке про­ек­тов ре­фор­мы управ­ле­ния За­кав­каз­ским кра­ем). В свя­зи с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем 2, 3 и 4-го от­де­ле­ний (1880–1882) Пер­вое от­де­ле­ние по­лу­чи­ло ста­тус С. Е. И. В. к. [22.2(6.3).1882]. Кан­це­ля­рия уп­разд­не­на Врем. пра­ви­тель­ст­вом по­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917. Спи­сок ру­ко­во­ди­те­лей кан­це­ля­рии и её от­де­ле­ний см. в то­ме «Рос­сия».

Источник

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ, высшее государственное учреждение в России XIX — н. XX в. Находилось в непосредственном подчинении императора. В к. XVIII в. оформилась как личная канцелярия Павла I. Общегосударственные функции приобрела с 1812.

I отделение (1812—1917) заведовало изготовлением императорских указов, отчетностью министров и делами по надзору за службой чиновников. Малочисленное, но состоявшее из особо опытных и доверенных чиновников, оно обеспечивало своим служащим наиболее благоприятные условия для карьеры и близости к двору. Главноуправляющими I отделением состояли: гр. А. А. Аракчеев (1812—1825), Н. Н. Муравьев (1825—1832), А. С. Танеев (1832—1865), С. А. Танеев (1865—1889), К. К. фон Ренненкампф (1889—1896), А. С. Танеев (1896—1917).

II отделение (1826—1882) занималось кодификацией законов, в т. ч. изданием Полного собрания законов и Свода законов Российской Империи. На службе в этом отделении, считавшемся высшей школой для чиновников, состояли наиболее профессиональные и эрудированные законоведы. Главноуправляющими II отделением являлись: М. М. Сперанский (1826—1839), Д. В. Дашков (1839). гр. Д. Н. Блудов (1839—1861), бар. М. А. Корф (1861—1864). гр. В. Н. Панин (1864—1867), кн. С. Н. Урусов (1867—1881), Ф. М. Маркус (и. д. 1881—1882).

III отделение (1826—1880) управляло политическим сыском и следствием в империи. Кроме политического сыска, в его ведении был надзор за раскольниками и сектантами, за проживающими в России иностранцами, борьба с коррупцией государственного аппарата и экономическими злоупотреблениями, сбор сведений обо всех происшествиях в империи, надзор за крестьянскими делами (до 1861), а также театральная цензура (до 1865). III отделение осуществляло контроль и за литературой (особенно периодической печатью), выполняя в особых случаях цензорские функции. Искореняя вольнодумство, оно привлекало как платных, так и неоплачиваемых добровольных агентов и собирало через них сведения о вредном направлении умов. III отделение получало обязательный экземпляр всех выходивших в России периодических изданий. Штат самого отделения был сравнительно невелик, но в его ведении был Отдельный корпус жандармов. Главный начальник III отделения был одновременно шефом жандармов. Начальниками состояли: гр. А. Х. Бенкендорф (1826—1844), гр. А. Ф. Орлов (1844—1856), кн. В. А. Долгоруков (1856—1866), гр. П. А. Шувалов (1866—1874), А. Л. Потапов (1874—1876), Н. В. Мезенцов (1876—1878), А. Р. Дрентельн (1878—1880).

В 1880 III отделение было упразднено, а его функции перешли в Департамент полиции Министерства внутренних дел, в ведение которого был передан и Отдельный корпус жандармов. С 1867 по всей империи (кроме окраин) взамен окружной системы созданы губернские жандармские управления, а с 1866 в С.-Петербурге и с 1880 в Москве и Варшаве — охранные отделения.

IV отделение, позднее Собственная Е. И. В. канцелярия по учреждениям императрицы Марии (1828—1917), ведало благотворительными, женскими и рядом специальных учебных заведений, учреждениями для слепых, глухонемых и т. п. Главноуправляющими состояли: Г. И. Вилламов (1828—1842), А. Л. Гофман (1842—1861), принц П. Г. Ольденбургский (1861—1881), К. К. Грот (1882—1884), Н. Н. Герард (и. о. 1884—1886), И. Н. Дурново (1886—1889), гр. Н. А. Протасов-Бахметев (1889—1906), С. В. Олив (1906—1909), кн. Д. П. Голицын (1910—1912), светл. кн. А. А. Ливен (1912—1913), А. Г. Булыгин (1913—1917).

Источник

Какое отделение собственной его императорского величества канцелярии занималось вопросами код

Императорская канцелярия в лицах

Читайте также:  Формы и виды труда Виды разделения труда

19 January 2010 @ 04:55 pm

Собственная Его Императорского Величества Канцелярия была создана 1812 году по указу Императора Александра I. Первым ее руководителем был назначен А.А.Аракчеев, и она даже находилась в его доме. Поначалу поле ее деятельности ограничивалось личными делами императора и подготовкой указов и документов, но при следующем императоре — Николае I ее роль возрастает.
Были открыты еще несколько совершенно автономных отделений Канцелярии ( в 1826 году — 2-е и 3 -е, в 1828 г. — 4-е, в 1836 г. -5-е, в 1842 г. -6-е ).
Первое отделение занималось общим контролем за организацией гражданской службы и ее прохождением чиновниками (назначение высших чиновников, установление условий их службы, награды и т. п.).
«В сфере организации государственной службы деятельность Собственной канцелярии с самого начала направлялась на решение трех главных задач:
1.Очищение состава чиновников от тех, кто не имел права на государственную службу или чины данного класса;
2.Подготовка законоположений, устанавливающих четкий правовой порядок приема на государственную службу и прохождения ее;
3.Разработка единой системы форменной одежды для гражданских чиновников.»
Шепелев Л. «Титулы, мундиры и ордена Российской империи».

После ликвидации прочих отделений с 1882 г. Первое отделение снова стало называться Собственной Е.И.В. канцелярией. Она занималась исполением поручений, полученных от императора, изготовление указов и рескриптов, приказов, грамот и т.д.
Ликвидирована после т.н. Февральской революции 1917 года.

Главные управляющие Собственной Его Императорского Величества канцелярии
(в 1826-1882 — ее 1 отделения )

1.гр. Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) в 1812 — 1825 гг.
Портрет работы Дж.Доу

2.Муравьев Николай Назарович (1775-1845) в 1825 — 1831 гг.
Портрет работы неизвестного художника

3.Танеев Александр Сергеевич (1785-1866) в 1831-1865 гг.
Портрет работы С. Зарянко

Источник

История отечественного государства и права

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Созданная в 1811 г. система министров развивалась впоследствии с учетом меняющихся социально-экономических условий, а главное, и это характерно для абсолютизма, в соответствии с изменением целей внутренней политики самодержавия. Организованная структура министерств, компетенция министра, директора департамента, других должностных лиц и подразделений, правила делопроизводства. отчетности, определенные в Манифесте «Об общем учреждении министерств» от 25 июня 1811 г., остались без существенных изменений до начала XX в.

Эта часть плана реформ была реализована практически полностью, так как соответствовала главной задаче реформаторов — создать современный сильный государственный аппарат, который эффективно влиял бы на развитие общества в направлении указанном властью и способствовал бы сохранению самодержавия. Важнейшая роль в этом, со второй четверти XIX в. отводилась такому учреждению как Собственная Его Императорского Величества канцелярия (СЕИВК).

Создана СЕИВК была в декабре 1812 г., с началом заграничного похода русской армии, в котором участвовал и император. Это было своеобразное «походное правительство». Все государственные учреждения должны были направлять в нее сведения о своей деятельности, документы, требующие императорского одобрения.

В 1826 г. император Николай I создал специальный комитет для рассмотрения итогов проведенных реформ, состояния системы государственного управления, выработки мер по его совершенствованию. Деятельность государственного аппарата была признана не эффективной. Главной причиной этого, по мнению Николая I, было отсутствие четкой законодательной базы, слабый контроль за деятельностью государственного аппарата, за исполнительской дисциплиной чиновников.

Решение этих проблем царь взял под свой личный, постоянный контроль, для чего существенно расширил и реорганизовал Канцелярию. В 1826 г. в ней было создано три отделения, а впоследствии, по мере возникновения новых проблем, создавались еще три отделения. Каждое отделение было самостоятельным учреждением, со своими функциями, существенно отличавшимися от функций других отделений. Должность начальника не вводилась, им был по существу сам император. Начальники отделений могли требовать сведения от всех государственных учреждений и по поручению императора давать анализ их деятельности.

Главная задача I отделения заключалась в контроле за кадровым составом государственного аппарата. Два раза в год все ведомства направляли в него сведения о приеме и увольнении, перемещении по службе, награждении чиновников. Все они требовали утверждения в I отделении, причем многие дела докладывались лично императору.

Накануне реформ 1860-х гг. необходимо было повысить эффективность и оперативность деятельности государственного аппарата, и в 1858 г. решение кадровых вопросов из компетенции I отделения СЕИВК передается в ведение министерств, главных управлений, губернаторов.

Важнейшей задачей своего царствования Николай I считал проведение систематизации и кодификации российского законодательства. Ее решение было поручено II отделению Императорской канцелярии. Хотя в нем служило всего 16 чиновников и 15 писарей, но оно имело право привлекать к своей деятельности Министерство юстиции, Департамент законов Государственного Совета, что позволило к 1830 г. подготовить Полное Собрание законов, а к 1832 г. Свод законов Российской империи. II отделение СЕИВК подготовило Свод военных постановлений, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., готовило новые издания Полного Собрания законов и Свода законов Российской империи.

Читайте также:  Что такое луч в математике и геометрии

Важной задачей II отделения было издание законов для некоторых национальных окраин, в частности «Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири», «Свода законов остзейских губерний». Подготовка «Свода законов Финляндского княжества», входившего в состав Российской империи и имевшего свой парламент (сейм), проходила под контролем II отделения.

Наибольшую известность получило III отделение СЕИВК. Это был орган широкой компетенции. В Указе о его создании говорилось, что к ведению этого учреждения относятся «все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции». Под «высшей полицией» понималось все, что относилось к вопросам государственной безопасности, государственного управления. Важнейшей функцией III отделения был контроль и негласный надзор за деятельностью государственного аппарата. В условиях кризиса абсолютизма возрастает значение идеологической функции государства, которое должно было бороться с идеями, подрывающими веру в безальтернативность для России существующей формы правления. Поэтому III отделение осуществляло надзор за идеологическими, культурными процессами, происходящими в обществе. Хотя формально в ведении III отделения была только театральная цензура, но фактически это была высшая цензурная инстанция в государстве.

Исполнительным органом III отделения стал Отдельный корпус жандармов, образованный в 1827 г. Территория страны делилась на жандармские округа, руководители которых были независимы от местных властей и осуществляли надзор за их деятельностью, а также за местными периодическими изданиями, театрами, учебными заведениями.

Абсолютизм в первой половине XIX в., консервируя сословное деление общества, не проводил мер, направленных на преодоление правового, имущественного неравенства, но создал государственную систему организации общественной благотворительности. Это можно считать особенностью российского государства в XIX в. Эффективность этой системы во многом определялась тем, что руководство ею осуществлялось IV отделением, созданным в 1828 г. и имевшим возможность привлекать к этой деятельности местные органы власти и управления, дворянские губернские и уездные собрания. Поощрения от государства в виде наград, почетных званий в сословном обществе могли иметь не только моральное значение, но и повышать общественный, сословный статус благотворителей, что влекло за собой получение ими определенных привилегий.

Созданное в 1836 г. V отделение должно было подготовить существенную реформу управления государственным имуществом, изменить правовое положение государственных крестьян. Одним из итогов деятельности V отделения стало создание Министерства государственных имуществ. Начальник V отделения стал одновременно министром государственных имуществ. Это расширяло возможности нового министерства, занявшего важное место в государственном механизме решать проблемы взаимодействия с другими ведомствами.

Особенностью политической жизни и функционирования государственного механизма в первой половине XIX в. было создание властью многочисленных временных, постоянных, тайных комитетов для решения различных социально-экономических проблем, главным образом отмены крепостного права. Было создано более 30 комитетов из них 11 официально назывались секретными 1 См.: Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990. С. 101. .

На V отделение была возложена координация деятельности этих комитетов, информирование о их предложениях руководителей других ведомств.

После смерти Николая I многие комитеты были упразднены, вопросы будущих реформ стали обсуждаться относительно открыто, была провозглашена так называемая «гласность». И в 1856 г. V отделение было упразднено.

Острейшей проблемой для России первой половины XIX в. была война с некоторыми народами Кавказа. В 1842 г. после неудач российской армии в этой войне создается Комитет по делам Закавказского края (позже Кавказский комитет). Он должен был выработать принципы политики по отношению к местному населению Кавказа, предложить систему управления, учитывающую его традиции и интересы империи. Значимость этого Комитета, в который входили военный министр, министр внутренних дел, финансов, юстиции, была такова, что для обеспечения его деятельности создается VI отделение. Им собираются, анализируются все предложения по реформе управления Кавказом. После создания Кавказского наместничества в начале 1844 г., как нового административно-территориального образования VI отделение упраздняется.

Таким образом, СЕИВК была ведущим звеном государственного механизма и стояла по существу над правительством. Она контролировала главные направления государственной деятельности, рассматривала важнейшие задачи, стоявшие перед властью. Начальники отделений подчинялись непосредственно императору, имея право личного доклада ему.

Источник



Третье отделение императорской канцелярии: причина создания, функции, руководитель

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии являлось высшим органом политической полиции в России. Он действовал с 1826-го по 1880 год. В этот период времени царствовали Николай I, а затем его сын Александр II. В ведении данной инстанции находился надзор за лицами, которые считались неблагонадежными, и сыск.

В качестве исполнительного органа Третьего отделения выступал Отдельный корпус жандармов. А возглавлял его так называемый шеф жандармов, именовавшийся главноуправляющим. Третье отделение императорской канцелярии, как и все остальные, приравнивалось к министерству.

Читайте также:  Этот вопрос требует обсуждения и тщательной проработки

Причины образования

Причины создания Третьего отделения императорской канцелярии были следующие:

  1. Напряженная политическая обстановка того времени, в первую очередь связанная с таким важным событием, как восстание декабристов.
  2. Убежденность царя Николая I в том, что умелое административное воздействие способно стать могущественным рычагом влияния не только на работу государственного аппарата, но и на жизнь общества.

Из истории создания

После событий на Сенатской площади в Петербурге и восшествия на трон Николая I в государственном аппарате произошел ряд изменений. Внутренняя политика императора была нацелена на его укрепление. Среди этих изменений — и учреждение Третьего отделения императорской канцелярии. Оно в числе прочих произошло в результате раздела канцелярии на обособленные отделы.

25.06.1826 г. императором был подписан указ о создании новой должности руководителя жандармерии. На нее был назначен начальник Второй дивизии кирасиров, генерал-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф. Впоследствии он получил титул графа. В его подчинение поступили все жандармы. Это Жандармский полк (жандармы, состоявшие при войсках) и Жандармские команды (жандармы, числившиеся в Корпусе внутренней стражи).

03.07.1826 г. Особую канцелярию Министерства внутренних дел высочайшим указом царь преобразовал в Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Оно было отдано под главное начальство Бенкендорфа. Тем самым жандармская часть и высшая полиция слились воедино под началом одного человека.

В качестве места пребывания новой организации было передано здание, находившееся на набережной реки Мойки, под номером 58. До сегодняшнего дня оно не сохранилось. А. Х. Бенкендорф был бессменным главным руководителем Третьего отделения Императорской канцелярии до самой смерти, последовавшей в 1844 году. Его преемником стал князь А. Ф. Орлов, прослужив на этой должности по 1856 года.

Чем занималось ведомство?

Деятельность Третьего отделения императорской канцелярии была весьма разнообразной. Вот основные ее направления:

  1. Сыскные мероприятия.
  2. Следственные действия по политическим делам.
  3. Осуществление цезуры до 1865 года.
  4. Борьба с сектантством и старообрядчеством.
  5. Управление политическими тюрьмами.
  6. Расследование дел, касающихся жестокого обращения помещиков с крепостными крестьянами.
  7. Надзор за революционерами и общественными деятелями, имевшими антиправительственный настрой – на позднем этапе работы.
  8. Составление ежегодных обзоров общественно-политической жизни для представления императору.

Структура отделения

Третье отделение императорской канцелярии с 1838 года помещалось на набережной реки Фонтанки, в доме 16, бывшем особняке В. П. Кочубея. В нем существовало несколько отделов – экспедиций. Сначала их было четыре. В 1828 г. была учреждена новая должность – цензор, а в 1842 г. и новая, пятая экспедиция – цензурная.

В 1826 г. в Третьем отделении служило всего 16 сотрудников. В 1829 г. произошло расширение состава до 20 человек, а в 1841 г. – до 28. В последние годы правления императора Александра II в ведомстве трудились уже 72 человека, без учета секретных агентов.

Более сложной организационная структура стала в 1839 г. Это произошло вследствие того, что к III отделению был присоединен Корпус жандармов. Оба названных управления, находившиеся в ведении А. Х. Бенкендорфа, были подчинены генерал-майору Дубельту, состоявшему в свите императора.

При отделении существовала особая часть, назвавшаяся юрисконсультской. В 1847 г. в III отделении организовали архив, в котором находились дела каждой из экспедиций, доклады для императора, приложения к делам (к примеру, вещественные доказательства).

Далее рассмотрим подробнее, чем занимались отдельные экспедиции.

I экспедиция

Она занималась всеми делами, которые касались политики, «предметами высшей полиции». Собирала сведения о лицах, находившихся под полицейским надзором. Этой экспедицией рассматривались дела, имевшие самой большое политическое значение. Даже вне зависимости от того, что они могли принадлежать к сфере деятельности какой-то другой экспедиции.

Сотрудники этого отдела изучали общественное мнение – «состояние умов», составляли обозрения (общие и частные) самых важных событий, происходивших в стране, – «всеподданнейшие доклады». Они наблюдали за революционным, а также общественным движением, действиями некоторых революционеров, деятелей науки, культуры, литературы, общества.

В их обязанности входила организация политического сыска и следственных действий, осуществление различного рода репрессивных мер. Среди них могли быть: заключение под стражу в крепость, ссылка в дальние районы страны на поселение, высылка для поступления под полицейский надзор.

А также экспедицией осуществлялись: надзор за содержанием мест заключения, сбор информации о злоупотреблениях в чиновничьем аппарате, о ходе проведения дворянских выборов, протекании процесса рекрутских наборов. До середины 1866 г. собирались сведения об отношении других государств к Российской империи. На позднем этапе деятельности в I экспедиции велись лишь те дела, которые касались оскорбления членов императорской семьи.

Источник