Стадии применения права Акты применения права

Стадии применения права. Акты применения права.

По результатам правоприменения выносится акт применения права, т.е. официальный акт или документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное деление по применению права. Этот акт носит правовой характер, но не нормативный. Все правовые акты делятся на две большие группы: нормативные и индивидуальные. Нормативные – законы и подзаконные акты. Акты применения права не являются нормативными, но являются правовыми и носят индивидуальный характер. Акты применения права отличаются от других правовых актов индивидуального характера тем, что носят государственно-властный характер.

Индивидуальные акты применения права и НПА (сходство).

1. Инд акты применения права, также как и НПА являются, как правило, являются письменными актами документами.

2. Исходят от государства в лице госоргана или должностного лица.

3. Носят обязательный характер.

4. Вызывают юр последствие (т.е. обладают юридиченской силой).

Различия акта применения права и НПА.

1. Регулирует конкретные отношения, индивидуальные; а НПА содержит нормы, которые рассчитаны на неоднократное применение.

2. НПА является источником права; правоприменительный таковым не является, не создает норм права, он сам создается на основании действующих норм права и правоприменительный акт выступает средством перевода государственно-властных требований в сферу конкретных жизненных случаев.

3. В отличие от НПА правоприменительный акт характеризуется однократным действием, принят в отношении конкретного лица, конкретного случая и далее его действие не распространяется.

4. НПА всегда имеет письменную форму. Правоприменительный тоже, как правило, имеет письменную форму, но может приниматься и устно (устное распоряжение начальника).

5. Правоприменительный акт всегда издается на основе норм права.

Правоприменительные акты бывают различных видов и оснований для классификации достаточно много. Одним из основных оснований является характер регулятивного воздействия на правовые отношения. Подразделяют на:

· исполнительные (констатируют возникновение прав и обязанностей у субъектов в связи с их правомерным действием);

· правоохранительные (акты, которые издаются в профилактических целях – предупреждения правонарушений).

По субъектам правоприменения выделяют акты

· главы государства (напр., указ П. РФ о награждении);

· правительственные акты (могут быть нормативного или индивидуально-правового характера);

· акты органов управления

· акты юрисдикционных органов

По способу принятия:

· коллегиальные (постановление правительства)

По политическому значению:

· основные (решение суда по гражданским делам, приговоры суда в уголовных делах)

· вспомогательные (протокол осмотра места происшествия, проведения очной ставки)

По способам выражения:

· одномоментного действия (зайца в автобусе контролер оштрафовал)

НПА Акт применения права
Общее: 1. Обязательное для исполнения решение. 2. Документ. 3. Выносится компетентным органом.
Неперсонофицированость Индивидуально делу
Растянут во времени Не растянут во времени
Неоднократное применение Разовое применение

Соотношение акта применения, акта толкования и нормативно-правового акта:

1. НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Акты толкования права содержат разъяснения содержания соответствующих норм права, т.е. в них растолковывается (объясняется) как надо правильно понимать смысл тех или иных норм права.

3. Нормативные акты – первичны. Вначале появляется (издаётся) нормативный акт, затем появляются акты его толкования и применения, т.е. он (нормативный акт) – обязательная предпосылка появления последних, поскольку невозможно толкование и применение права без самого права (представленного таким его источником как нормативный акт). Различие этих актов по субъекту выражается в том, что в соответствии с законодательством только нормативные акты – результат деятельности субъектов правотворчества, т.е. нормативные акты – результат правотворческой деятельности (правотворчества). Не предусматривается правотворческие полномочия для субъектов толкования и применения норм права.

4. Нормативные акты – разновидность источников (форм) права, акты толкования и применения права такого официального статуса не имеют.

Правоприменительные акты применяются с учётом актов их официального толкования. Сами по себе акты толкования права юридического значения не имеют, они действуют и применяются в единстве с теми нормами, которые толкуют (в единстве с соответствующим нормативными актами).

Акт толкования– это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Соотношение акта применения и нормативно-правового акта:

1. НПА носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. НПА устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Акты толкования права

Особенности актов толкования:

1. не содержат общеобязательных правил поведения (норм права)

2. не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают их.

Акт толкования можно рассматривать как действие и как юридический документ.

Акт толкования – это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Акты толкования можно классифицировать по различным основаниям:

По внешней форме:

· письменные (имеют определенную структуру, в них должны присутствовать реквизиты: кто издал, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие)

По юридической значимости:

· акты нормативного толкования (распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер)

· акты казуального толкования (относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц, с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными);

В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт:

· аутентичные акты толкования (если акт принимает и толкует один и тот же субъект)

· легальные акты толкования (если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано законом)

Источник

Акт применения права

Акт применения права — правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций.

Читайте также:  Галерея победителей и приз ров конкурса Школьный патент шаг в будущее 2020

Содержание

  • указы, приговоры, приказы, решения и пр.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации; д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

по функциям права:

  • регулятивные (приказ о повышении по службе)
  • охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела)

по юридической природе:

  • основные (выражают конечное решение по юридическому делу — приговор, решение суда)
  • вспомогательные (подготавливают издание основных — постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого)

по предмету правового регулирования:

  • акты гражданско-правовые, уголовно-правовые, акты конституционно-правовые, акты ад-

по характеру:

  • материальные
  • процессуальные

В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Признаки

  • Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляют негосударственные организации, например органы и должностные лица местного самоуправления.
  • Правоприменительные акты строго индивидуальны, то есть адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером.
  • Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, то есть выполняют функцию индивидуального регулирования.
  • Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права– документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер.

Общие черты с НПА

  • представляют собой письменные акты-документы
  • исходят от государства
  • обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством)

Отличительные черты с НПА

  • акты применения права принимаются на основе нормативных и должны им соответствовать
  • акты применения права не являются источниками права
  • не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а конкретизируют нормы права, содержащиеся в НПА
  • акты применения права применяются к конкретному случаю, событию, индивидуальной ситуации.
  • акты применения права обращены к строго установленному кругу лиц
  • акты применения права рассчитан на однократное применение
  • они выступают в качестве юридических фактов (служат основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

См. также

Акт применения права м.б. выражен не только в письменной форме

Источники

  • Марченко М.Н. Теория государства и права. — М .: Проспект, 2006. — 640 с. — 10 000 экз.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Акт применения права» в других словарях:

Акт применения права — в теории права правовой акт, выражающий официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование… … Энциклопедия права

Акт применения права — в теории права правовой акт, выражающий официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование… … Большой юридический словарь

Акт применения права (правоприменительный акт) — это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает… … Большой юридический словарь

Акты применения права — официальный акт документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу и содержащий государственно властное, индивидуально конкретное правовое предписание. Можно отметить следующие признаки актов применения: содержат… … Элементарные начала общей теории права

Акт — (лат. actus, от actum est сделано, совершено; англ. act) в праве действие или событие, а также документ, имеющие юридическое значение (см., напр., Акт налоговой проверки, Акт применения права … Энциклопедия права

акт — (от лат. actus действие, actum документ) 1) поступок, действие; 2) официальный документ. Юридический А., издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т.д … Большой юридический словарь

Акт (документация) — У этого термина существуют и другие значения, см. Акт. Акт (от лат. actus  действие)  это официальный документ, который констатирует произошедшее действие или факт хозяйственной жизни и подписывается уполномоченными должностными… … Википедия

Права человека в СССР — Права человека в СССР  комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

Акт свидетельств — (фр. Acte de notoriété) термин французского права, которым именуется свидетельский документ, составляемый, как правило, членом суда малой инстанции вне рамок судебного процесса по какому либо делу и подтверждающий наличие определенного факта … Википедия

Акт об Унии (1707) — Акт об Унии или Акт о Союзе  (англ. Acts of Union)  законодательный акт, принятый в течение 1706 и 1707 года парламентами Англии и Шотландии, об образовании единого государства, названного Королевство Великобритании. Содержание 1… … Википедия

Источник

Акт применения это результат

Акт — одна из ключевых бумаг в документообороте компании. Существует множество видов актов для различных операций. Обычно документы заполняются по определенной форме, оговоренной в законе.

Ключевые характеристики актов

Акт – это документ, используемый для подтверждения тех или иных операций, событий. Формируется, к примеру, при проведении этих операций:

  • Ревизии и различные исследования.
  • Инвентаризация.
  • Испытание новой техники.
  • Передача ТМЦ.
  • Передача дел новому руководителю.
  • Направление в эксплуатацию объектов завершенного строительства.

Обычно акт составляется комиссией или другой группой лиц. Он может документировать итоги работы как временных, так и постоянных комиссий.

Разновидности актов

Акты подразделяются на виды в зависимости от их содержания, обстоятельств составления. Можно выделить следующие документы:

  • О списании активов.
  • О приеме-передаче активов/работ/документов.
  • О проверках техники/ итогов работы.
  • Об осмотрах.
  • О нарушениях в сфере трудовой дисциплины.
  • Об отказе поставить подпись, подтверждающую ознакомление с приказом.
  • Об отказе предоставить объяснения касательно дисциплинарного нарушения.
  • Об испытаниях оборудования/образцов.
  • О ликвидации учреждения.
  • О ревизии/инвентаризации.
  • О проведении расследования по факту ЧП, несчастных случаев.

Акты обычно констатируют тот или иной факт. Рассмотрим пример. Руководитель издал приказ, с которым нужно, по закону, ознакомить сотрудника. Однако последний отказывается поставить свою подпись. Факт отказа необходимо зафиксировать. Для этого и используется акт.

Акты, подтверждающие нарушение трудовой дисциплины

Акты требуются для подтверждения должностных проступков. К примеру, это следующие виды нарушений:

  • Неисполнение своих обязанностей.
  • Невыполнение распоряжений руководителя.
  • Прогулы.
  • Появление на рабочем месте в пьяном состоянии.
Читайте также:  Тест опросник Г Айзенка для диaгнocтики экстраверсии интроверсии и нейротизма EPQ форма А

Трудовые правонарушения обычно сопровождаются составлением этих актов:

  • О прогуле.
  • Об отказе в предоставлении объяснений.

Подобные акты особенно важно составлять правильно. Связана эта необходимость с тем, что подобные документы часто оспариваются. Действие актов напрямую касается интересов сотрудника. Последний вполне может обратиться в трудовую инспекцию или суд.

Документ может быть оспорен на одном том основании, что акт оформлен неверно. К примеру, сотрудник явился на работу пьяным. По этому факту был составлен акт. Но этот документ был оспорен из-за того, что он составлялся без присутствия свидетелей. Даже если работник действительно был пьяным, это не имеет никакого значения. Документ не имеет юридической силы, если он составлен неверно.

Особенности оформления актов

Основная особенность акта – это то, что документ составляется несколькими людьми. Связано это с сутью рассматриваемого вида документа. Акт выполняет следующие функции:

  • Фиксация фактов. Предполагается, что фиксировать факты нужно при свидетелях. Нужно это для обеспечения достоверности, подтверждения, что факт действительно имел место быть.
  • Принятие ключевых решений. Часто на базе актов принимаются различные решения. Эти решения иногда оспариваются через суд. Оспаривание может производиться на основании того, что акт был заключен без свидетелей. А потому документ обязательно нужно составлять в присутствии нескольких лиц.

Крайне важно оформлять акты в соответствии со всеми правилами. В обратном случае их легко можно будет оспорить.

Рассмотрим пример. Сотрудник пришел на работу в пьяном состоянии. Составлен акт, фиксирующий это состояние. Документ оформлялся без свидетелей. На основании акта работник был уволен. Однако сотрудник не согласился с решением работодателя и обратился в суд. Работодатель не смог доказать факт опьянения сотрудника, так как акт составлялся без свидетелей. Никто кроме руководителя не смог подтвердить нарушение ТК и внутренних распорядков.

Как уже говорилось, акт составляет группа лиц. Но под группой могут пониматься не только свидетели, но и специально сформированная комиссия. Состав ее определяет руководитель фирмы. Для утверждения состава необходимо издать приказ. Комиссия формируется, к примеру, при следующих операциях:

  • Прием-сдача ценностей и документов.
  • Инвентаризация.
  • Расследование ЧП.

Обычно акты, формируемые комиссией, составляются по специальной форме, оговоренной в нормативных актах.

Что должно содержаться в документе?

Обычно акты о нарушении дисциплины создаются или представителями кадрового отдела, или руководителями подразделений. Как правило, формы подобных документов не установлены законом. То есть, акты создаются в произвольной форме. Но в них должна содержаться обязательная информация:

  • Дата и место оформления документа.
  • ФИО, должность и инициалы лица, составившего акт.
  • Лица, в присутствии которых сформирован документ (их ФИО и должность).
  • Нарушение сотрудника, из-за которого составляется акт.
  • Объяснения, данные работником касательно нарушения.
  • Подписи свидетелей, которые присутствовали при оформлении.
  • Подписи лиц, оформлявших акт.
  • Подпись сотрудника, подтверждающая ознакомление с документом.

Трудящийся, допустивший нарушение, должен быть ознакомлен с документом под роспись. Работник может отказаться в проставлении росписи. В этом случае в том же акте ставится отметка об отказе. Она заверяется подписями свидетелей и лиц, составляющих документ.

Существуют особенности составления того или иного вида акта. Если это акт о прогуле, очень важно указать точное время вплоть до минуты. Если это акт о приходе на работу в пьяном состоянии, нужно подробно описать состояние сотрудника. Если это акт с предоставлением объяснений касательно факта нарушений, нужно точно зафиксировать слова работника. Если это акт с отказом о предоставлении объяснений, нужно указать, в связи с каким нарушением составлялся изначальный акт. Перед составлением конкретного вида документа нужно ознакомиться с правилами его создания.

Дополнительные требования к оформлению

Для создания акта нужен или бланк фирмы, или специальный бланк со стандартным текстом. Документ этот должен соответствовать нормам ГОСТ Р 6.30-2003. В частности, в акте должны быть эти положения:

  • Наименование фирмы.
  • Наименование документа (акт).
  • Номер.
  • Наименование акта, заголовок (к примеру, «о прогуле»).
  • Подписи.
  • В некоторых случаях должен присутствовать граф утверждения.

К СВЕДЕНИЮ! Заголовок документа должен быть согласован с наименованием («акт»). То есть, он должен быть поставлен в родительном или предложном падеже.

Источник



Акты применения права и их виды.

Юридическим итогом правоприменительной деятельности является акт применения норм права (правоприменительный акт). Акт применения права – это такой правовой акт, который содержит индивидуально конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела. В правоприменительных актах закрепляются, оформляются решения, принимаемые в процессе применения норм права и в них, так или иначе, отражаются основные особенности актов применения права. Акты применения права являются актами, изданными компетентными органами, имеют государственно-властный характер и обязательны для исполнения всеми лицами, которым они адресованы (например, решение о назначении пенсии конкретному лицу, решение суда по гражданскому делу, постановления следователей, дознавателей в процессе расследования уголовного дела и т.д.).

Правоприменительные акты следует отличать от нормативных актов:

1.правоприменительные акты содержат индивидуально-конкретные предписания, а нормативные – предписания общего характера;

2.правоприменительные акты касаются конкретных жизненных случаев, а нормативные акты – определенных видов общественных отношений;

3.правоприменительные акты адресуются индивидуально-определенным лицам, а нормативные акты – каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормой права;

4.правоприменительные акты имеют разовое значение, а нормативные рассчитаны на неоднократное применение.

Правоприменительные акты весьма разнообразны и могут быть классифицированы на определенные виды по самым различным основаниям:

I. По субъектам, издающим данные документы:

1. Правоприменительные акты органов законодательной власти, исполнительной власти, судебных, контрольно-надзорных и иных органов.

2. Правоприменительные акты негосударственных организаций.

II. По времени действия:

1.Правоприменительные акты однократного действия (например, протокол о наложении административного взыскания в виде штрафа).

2. Длящегося действия (например, решение о назначении пенсии).

III. По способу принятия:

1. Единолично.

2. Коллегиально.

IV. В зависимости от характера применяемых норм права:

1. Регулятивные.

Регулятивными актами устанавливаются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Эти документы принимаются на основе регулятивных норм права в связи с правомерным поведением людей.

2. Правоохранительные.

Правоохранительные правоприменительные акты принимаются на основе правоохранительных норм права для определения конкретного вида и меры юридической ответственности за противоправное поведение.

V. В зависимости от значения в процессе разрешения юридического дела:

1. Основные акты.

К ним относятся документы, которые содержат завершенное решение юридического дела. Однако во многих случаях предусматривается наличие не только основного, но многих подготовительных вспомогательных правоохранительных актов, которые должны быть обязательно вынесены до окончательного разрешения ситуации.

2. Вспомогательные акты.

Пробелы в праве.

Аналогия закона и аналогия права.

Пробелы в праве – это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в целом в сфере правового регулирования, оказываются неурегулированными конкретными нормами права. То есть пробелы имеют место в сфере правового регулирования. Поэтому нельзя считать пробелом в праве, если им не урегулированы те или иные отношения, например отношения любви, дружбы (а они находятся вне сферы правового регулирования и урегулировать эти отношения правом нельзя). Причины возникновения пробелов в праве самые различные: это и отставание законодательство от развития общественной жизни, недостатки законодательной техники и т.д. Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу. Иногда законодатель может быть не готов к принятию того или иного закона или законодательный орган раздирают политические страсти, столкновение различных социальных групп, политических партий, или Верхняя палата отклоняет необходимый закон, принятый Нижней палатой или наоборот. Общественные отношения обладают такой новизной, сложностью, что непонятно как, с помощью каких правовых средств можно их урегулировать. Это объективные факторы и они ведут, как утверждают некоторые ученые, к появлению так называемых правовых вакуумов.

Читайте также:  Оформляем результаты собеседования

К субъективным факторам относятся не совершенствование законодательства, недостатки законодательной техники. Например, при подготовке федерального закона о демонстрациях, шествиях, собраниях законодатели забыли о такой форме протеста, как пикетирование. Но, вместе с тем, недопустимо отказать субъекту права в правосудии под предлогом того, что это общественное отношение не урегулировано правом. Поэтому и возникают ситуации, связанные с аналогией. Аналогия означает определенное сходство между различными предметами и явлениями. Применение права по аналогии при наличии одновременно двух условий:

1.Если нет правовой нормы, которая непосредственно рассчитана на регулирование рассматриваемого случая.

2.Если рассматриваемый случай находится в сфере правового регулирования.

Существует два вида аналогии:

1. Аналогия закона.

Аналогия закона есть применение к конкретным общественным отношениям правовых норм, регулирующих сходные отношения. Например, в случае с пикетированием осуществлялось применение правовых норм, регулирующих порядок проведения демонстраций и шествий.

Теория права выделяет так называемые «скрытые» формы применения аналогии закона. Например, некоторые исследователи в 30е годы чтобы усилить уголовную ответственность обвиняемому, который состоял в шайке (по терминологии прежнего уголовного законодательства), предъявляло обвинение участия в банде. В конце 40х годов побег из лагеря стали квалифицировать как контрреволюционный саботаж. Такие формы скрытой аналогии недопустимы.

2. Аналогия права.

Аналогия права есть принятие решения по конкретному делу исходя из общих начал и смысла законодательства. Для применения аналогии права не требуется наличия сходные норм как для применения аналогии закона. Тут ориентирами могут быть кроме общих положений национального права общепризнанные принципы и нормы международного права. Решение по аналогии недопустимо, если применение аналогии запрещено законом или закон связывает наступление последствий с конкретными правовыми нормами. Аналогия полностью исключена при разрешении уголовных дел, но вполне применима при разрешении гражданско-правовых споров.

Правовой вакуум.

Право как социальный феномен не может существовать в отрыве от общества, рассматриваемого в конкретный исторический период. Как важнейший регулятор человеческого поведения, право изменяется вместе с изменением общества. К сожалению, ни один законодатель сколь бы талантлив ни был, не может предвидеть, какое законодательство потребуется обществу через пять, десять или пятнадцать лет. В лучшем случае законодательство идет в ногу со временем, но, как правило, отстает от него. Этот временной разрыв между правом необходимым и правом наличным, когда общество стремительно усложняется и развивается, а право остается на месте, и является основной причиной возникновения правового вакуума. Для наглядности исследуют причины появления правового вакуума в 90х годах прошлого столетия в результате проведения в России экономических, политических и иных преобразований. Политическое, экономическое, социальное переустройство России привело к существенным изменениям в общественных отношениях. Эти изменения происходили и до сих пор происходят по трем направлениям:

1.Первое направление характеризуется отмиранием общественных отношений, не свойственных рыночной экономике, государству, функционирование которого базируется на принципе разделения властей. Право, регулирующее такого рода отношения, становится ненужным. Законодательство, регламентирующее несуществующие отношения (например, порядок пользования социалистической собственностью), устаревает, а некоторые принципы и основные начала таких отраслей права, как гражданское, хозяйственное, государственное, перестают работать и не применяются на практике. Право в данном случае не действует, поскольку отсутствует объект регулирования. Отменяются некоторые запрещающие правовые нормы, тормозящие развитие рыночных отношений. Например, статья 153 УК РСФСР 1960 года была исключена и законодательство в этот период, так как она предусматривала уголовное наказание за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество.

2.Суть второго направления в том, что существующие общественные отношения видоизменяются, наполняются новым содержанием. Например, в настоящее время правовым основанием для заключения договора является не директивное предписания органа планирования, а добровольное соглашение участников между собой, основанное на взаимной экономической выгоде. Поэтому при любых социальных переменах возникает необходимость в изменениях, дополнениях, принятии поправок к действующему законодательству.

3.Третье направление – это появление новых, ранее не существовавших общественных отношений. Это, прежде всего, предпринимательские отношения в сфере частной собственности, а также отношения, возникающие в сфере функционирования трех ветвей государственной власти, например, проведение референдумов, приведение прав человека и гражданина в соответствие с международными правовыми нормами и т.д. Данные общественные отношения присущи только рыночной экономике, демократическому государству, они не могли возникнуть ранее при командно-административной социалистической системе и, следовательно, быть урегулированы правом.

Новая государственно-правовая действительность предполагает и новое право. Переход от права наличного к праву необходимому неизменно происходит в любой стране в конкретный исторический период, и в течение этого периода необходимое право отсутствует и вновь возникшие общественные отношения, не регулируются. Это явление и называется правовым вакуумом. Образованию правового вакуума в России способствовали и геополитические причины, одна из которых – развал СССР. Одномоментно российские юристы стали перед проблемой применения норм несуществующего государства. Появилась острая необходимость в создании российского законодательства. Однако правотворчество, особенно в демократических государствах, – процесс длительный. Возникла такая ситуация, при которой нормы российского права еще не приняты, а законодательство союза ССР уже не пригодно для регулирования вновь возникших общественных отношений. Таким образом, правовой вакуум есть отсутствие правовых норм, которые должны регламентировать неурегулированные ранее, но нуждающиеся в правовой регламентации, вновь возникшие общественные отношения. Возникает вопрос, целесообразно ли вообще выделять такое правовое явление, как правовой вакуум? Может все это охватывается таким понятием, как пробел в праве или законе? И пробел в праве и правовой вакуум – это результат отставания права от общественной жизни. Природа различий этих двух явлений заключается в том, что для восполнения пробела можно прибегнуть к аналогии права, а для заполнения правового вакуума – нет, поэтому ликвидировать правовой вакуум можно только путем правотворчества.

Источник