Стихотворение Бунина Слово анализ и история написания

Стихотворение Бунина «Слово»: анализ и история написания

Русский поэт – больше, чем поэт, по утверждению Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что этот поэтический тезис был выдвинут в середине 20 века, под такое определение судьбы и предназначения русского поэта подходят все российские творцы. Особенно те, кого коснулась нелегкая доля непризнанности, вынужденного изгнания, эмиграции. Иван Бунин известен широкому кругу читателей прежде всего как прозаик, но хотя его поэтическое наследие не столь обширно (несколько поэтических сборников, отмеченных, впрочем высокими премиями в области литературы), все его стихотворения указывают на его пророческий дар и на глубокие переживания относительно «судеб Родины». Стихи Бунина имеют оттенки старомодности (отмечается тяготение к классической лирике Майкова, Фета, Полонского), он признанный мастер русской философско-пейзажной лирики.

Стихотворение «Слово» было написано в 1915 году, всего за 5 лет до того, как поэт отправится в пожизненную эмиграцию. Побудили его к этому творящиеся на Родине «окаянные дни» — революционные события, свержение самодержавия и притеснение интеллигенции, разруха и беспорядок в стране, несвобода для творчества. На момент написания стихотворения шла Первая мировая война.

Анализ стихотворения Бунина «Слово»

20 декабря 2009
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Эпитеты и другие выразительные средства

В своём произведении творец использует авторские красноречивые эпитеты. Небо у него выглядит «мертвенно-свинцовым». Это помогает читателю понять всю пустоту души поэта и провести параллель между строками стиха.

«Молочно-синий» — ещё один авторский эпитет. Он используется для описания серого печального дня и придаёт стихотворению таинственности и сказочности.

Кроме авторских эпитетов, в стихотворении присутствует сравнение — «как чья-то кроткая печаль…». Это словосочетание даёт понять отношение лирического героя к пейзажу. С одной стороны, он восхищается, с другой — грустит на фоне уходящего зимнего дня.

Удачно используется в стихотворных строчках метафора «снежная пустыня», символизирующая опустошение души и природы. Чтобы усилить это ощущение, Иван Алексеевич использует гиперболу «нет конца лесам сосновым».

Наша группа

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».

В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:

…беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Обсуждение анализа стихотворения

Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.

В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.

Иван Алексеевич скажет о том, что:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание. И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А. Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей

Читайте также:  Какие вопросы задают люди при встрече

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.

Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.

Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.

Окаянные дни

В начале XIX века на международной арене сложилась тяжелая политическая ситуация – началась Первая мировая война. В России, где испокон веков проживало много немцев, война обострила также и национальную проблему. В Петроград был переименован Санкт-Петербург, из программ оркестров убирали музыку Баха, Брамса, Бетховена. Как немецкий обычай запретили елки. В начале 1915 года только в Москве разгромили около пятисот магазинов, домов и даже фабрик, принадлежавших людям с немецкими фамилиями. В страну пришли «окаянные дни». В это время и было написано стихотворение Бунина «Слово». Мог ли писатель предположить, что через пять лет он покинет Россию навсегда?

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Источник

Иван Бунин — Слово: Стих

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

Анализ стихотворения «Слово» Бунина

Как ни странно, некоторые великие поэты были одарены способностью заглядывать в будущее и описывать его в своих произведениях — стихотворениях. Иван Алексеевич Бунин использовал свой дар очень осторожно, однако некоторые его стихи имеют такую глубинную философскую мысль, что кажется, что это уже происходило или произойдет, или происходит сейчас. Так, двустрофовое произведение Ивана Алексеевича «Слово», несмотря на свою краткость и лаконичность, обладает высочайшим смыслом. Стихотворение обращается к недалекому будущему, где все материальное превратится в пыль, а человеческое достояние — речь — будет живо всегда. Слова в произведении звучат сильно и властно, обесценивая все материальное: историческую архитектуру, тленные тела, мумии.

«Молчат гробницы, мумии и кости, — лишь слову жизнь дана» — в этой строчке автор использует метафорическую функцию. Она призвана показать читателю всю темную атмосферу происходящего, показать, что нематериальное не имеет свидетельствовать говорить о прошлом, что лишь слово ценно и вправе что-либо доказать. «Из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь письмена» говорит читателю о ценности древних писем, книг и рукописей. Что только они могут рассказать о прошлом и хранить будущее.

В следующей строфе Иван Алексеевич призывает беречь силу слова и силу рукописей, ведь — «Нет у нас иного достоянья». Бунин рассуждает о вечности: что может рассказать людям о древних народах, о жизни в прошлом? Нематериальные предметы: памятники, древняя архитектура — конечно, дают объемные сведения о жизни в прошлом, но не дают понять, какой именно была жизнь среди этих археологических достояний. И только лишь письмена могут детально обрисовать картинку жизни и дать человеку прочувствовать эмоции и чувства живущих в прошлом людей.

Текст произведения наводит на мысль, что Бунин предчувствует смутные времена, в которых человечество начнет забывать о силе слов, книг и священных писаний. И призывает читателя осознать ценность силы слова. Свои слова он передает в надежде сохранения человечеством бумажных информационных источников. Практически, он внес смысл антиутопии «451 градус по Фаренгейту», написанной Бредбэри. Рею понадобилась целая книга, чтобы показать истинность слова, а Бунин смог внести этот смысл в краткий двустрофовый стих.

Для поэта важно, чтобы человеческая культура сохранялась на бумаге, чтобы человечество смогло сохранить самое ценное достояние — речь.

Источник

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Читайте также:  Что такое память человека ее виды и возможности

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразыотсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).

Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Техническая характеристика стихотворения

Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.

Произведение имеет две строфы. Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То есть рифма идёт через одну строку.

Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов», которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредством чередования пятистопного и трёхстопного ямба. Понятие «ямб» говорит о падении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.

В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская». Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А в каждой чётной строке рифма здесь — «мужская». То есть ударение идёт на последний слог.

Источник

Прочитайте текст. 1. Составьте вопросы высокого порядка (не менее 2-х)

Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

http://pishi-stihi. ru/slovo-bunin. html

2. Напишите объяснительную записку от имени Снежной Королевы о том, почему она украла Кая.
3. В тексте используйте глаголы с безударными личными окончаниями.

примите наши поздравления,дорогая(имя)! от имени всех присудствующих желаем: счастья,радости,веселия! в этот праздник,пусть у вас будет все хорошо,пусть этот праздник вы отметите с улыбкой!

вот вам нашем стихотворение:

// // принес для вас букет цветов и приготовил много слов. учитель мой, в свой день рожденья набраться нужно вам терпенья и поздравленья принимать, а я вас буду поздравлять. желаю вам здоровья, сил, я этот стих для вас учил.

ихтиандр опускался все глубже в сумеречные глубины кто не знает героя романа «человек-амфибия? «кто не мечтал путешествовать по просторам подводного мира? этой мечте много тысяч лет.

чехов призывал жить людей полной жизнью, к поиску земного счастья

«только отсюда и видно, что на этом свете есть другая жизнь, которой нет дела до зарытого счастья и овечьих мыслей»

не все, к сожалению, понимают, где оно и что оно — это счастье.

старика не отпускают мысли о счастье всю жизнь( он в поиках клада); саньку терзает мысли о «фантастичности и сказочности человеческого счастья»и каждый из них жил своей собственной жизнью

чехов никогда не стремился дать прямой ответ на поставленные вопросы , так что же такое счастье каждый решает сам

Источник



289,Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»

Одиночество – одна из ведущих проблем творчества И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноименном стихотворении, которое изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

Список стихотворений:

Иван Бунин — Вечер

Иван Бунин — Первый снег

Иван Бунин — Матери

Иван Бунин — Осень

Иван Бунин — Родине

Иван Бунин — Поэт

Иван Бунин — Последний шмель

Иван Бунин — Полевые цветы

Иван Бунин — Одиночество

Иван Бунин — Не видно птиц

Иван Бунин — На пруде

Иван Бунин — Листопад

Иван Бунин — Крещенская ночь

Иван Бунин — За рекой луга зазеленели

Иван Бунин — Детство

Иван Бунин — Деревенский нищий

Иван Бунин — Высоко полный месяц стоит

Иван Бунин — Слово

Иван Бунин — Собака

Анализ стихотворений Бунина: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Главная тема стихотворения

Стихотворение из жанра философской лирики имеет черты и гражданской лирики, и публицистического призыва. Оно посвящено роли родного языка в жизни людей, в мировом пространстве и роли поэта – того, кто лучше других владеет словом и может изменить общество. Тяжелы предчувствия поэта – в мире идет война, а в России после череды переворотов – гражданская, братоубийственная война, после чего у власти могут оказаться люди, в чьих руках власть может оказаться опасной игрушкой. Единственное, что останется вечным в череде страшных событий, — это слово. Это вечный фон, на котором, как на сцене, развиваются события. Слово равно по древности с «гробницами, мумиями и костями», с мировым музейным прахом, пришедшим из самой глубины веков, но, увы, немым и мертвым. И лишь словесные свидетельства – надписи на стенах этих гробниц, обладают удивительной силой: они могут рассказать, как жили древние люди, что их волновало. Скорее всего, эти «звучащие письмена» расскажут о тех же проблемах – о войнах, несправедливости, жажде крови. Это значит, что и древние египтяне, и древние греки, и ассирийцы, и этруски жили так же – боясь войны, голода, заботясь о материальных благах.

Читайте также:  9 проблем изучения иностранных языков

Автор обращается к читателю с призывом – беречь культуру, а особенно «наш бессмертный дар» — русскую речь, потому что «нет у нас иного достоянья», а все материальные ценности станут прахом.

Действительно, речь – это первое, что отличает человека, ставшего на высшую ступень развития, от животного, чья речь имеет сугубо сигнальное предназначение. Поэтическая миниатюра звучит ка манифест, как завещание. Бунин акцентирует внимание на том, что Слово – это дар, отмечает его святость. Автор использует аллюзию на первые строки из Евангелия «В начале было Слово».

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, другу-художнику Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой очень ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в черствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Анализ философского смысла стихотворения

По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово» относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Его тема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа. Творение поэта делится на две части. Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь.

Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.

Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь». Эти фразы отсылают внимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делается акцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре.

Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост» дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.
«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19).
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5).
Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.

Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.

Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении. Разгоралась Первая Мировая война. В России назревали предпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим. Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.

К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?

Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».

Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.

Источник