Тест 6 класс Словообразование с ответами

Способы словообразования 6 класс упражнения с ответами

  • Главная
  • Русский язык
  • Тесты по русскому языку 6 класс
  • Тест 6 класс Словообразование с ответами

Тест 6 класс Словообразование с ответами

Тестовые задания по русскому языку для 6 класса по теме: «Словообразование»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Что такое словообразование?

А) Раздел науки о языке, изучающий типы, структуру и разновидности морфем.

Б) Раздел науки о языке, изучающий историю происхождения слов.

В) Процесс усваивания одним языком слов, выражений или значений другого языка.

+ Г) Раздел науки о языке, в котором изучаются закономерности образования новых слов от тех, что уже существуют, а также их классификация.

2. Какие слова изучает словообразование?

+ А) Сложные и производные

Б) Простые и производные

В) Производные и непроизводные

3. Какой способ образования слов в русском языке является основным?

4. В каком способе словообразования новое слово образуется путём сокращения слов?

А) Суффиксальный способ

Б) Безаффиксный способ

5. При помощи какого способа словообразования образовалось слово вагон-ресторан?

А) Префиксально-суффиксальный способ

Б) Безаффиксный способ

6. От чего зависят изменения в словообразовании?

А) От количества выученных правил

Б) От количества прочитанных книг

В) От степени образования говорящего

+ Г) От развития языка в целом

7. Что происходит с языком благодаря словообразованию?

+ А) Появляются новые слова

Б) Старые слова выходят из употребления

В) Теряет свою индивидуальность

8. Как называются слова, которые образованы от одного и того же корня?

9. С чем часто путают словообразование?

А) Со слогообразованием

+ Б) С формообразованием

В) С переходом слов из одной части речи в другую

Г) С сокращением слов

тест 10. Что одинакового у разных форм одного и того же слова?

В) Грамматическое значение

+ Г) Лексическое значение

11. Что присоединяется к производящей основе слова при морфологическом способе словообразования?

А) Только приставка

Б) Знаки препинания

12. Что такое аффикс?

+ Г) Любая морфема

13. Что такое префикс?

14. Каким способом образовано слово лимонный?

Г) Переход из одной части речи в другую

15. Каким способом образовано слово универмаг?

16. Сколько существует неморфологических способов словообразования?

17. Что подразумевает под собой лексико-семантический способ словообразования?

+ А) Изменение в значении уже существующих слов

Б) Появление новых слов в результате сложения их основ

В) Переход из одной части речи в другую

Г) Сокращение основы слова

18. Что происходит со словарным составом любого языка?

А) Всегда остаётся неизменным

Б) Со временем уменьшается

+ В) Постоянно пополняется новыми словами

Г) Начинают использоваться вышедшие из употребления слова

19. Каким способом образовалось слово повтор?

Г) Переход из одной части речи в другую

тест-20. Какие слова образуются в результате способа словообразования сложение?

21. Что образует группа родственных слов?

А) Словообразовательный вид

Б) Словообразовательную корзину

+ В) Словообразовательное гнездо

Г) Словообразовательный дом

22. Как называется часть слова, которая может быть определена при помощи подбора родственных слов?

23. Какая часть слова служит для выражения грамматического значения?

Источник

Тест Основные способы образования слов в русском языке 6 класс

Тест Основные способы образования слов в русском языке для учащихся 6 класса с ответами. Тест состоит из 2 вариантов, в каждом варианте 3 части (Часть А, Часть В, Часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 3 задания.

Часть А — задания с выбором ответа
Часть В — задания с кратким ответом
Часть С — письменные ответы на вопросы

1 вариант

A1. Укажите вариант ответа, в котором слово образовано суф­фиксальным способом

А) белизна
Б) синий
В) порез
Г) беловатый

1) В, Г
2) Б, В
3) А, Г
4) Б, Г

А2. Укажите способ образования слов: подберёзовик, сокурсник

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А3. Укажите способ образования слов: самолёт, пароход, ледокол

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) сложение

А4. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

1) бездельник
2) сестрица
3) конечный
4) матушка

А5. Укажите слово, образованное приставочным способом

1) приключение
2) потемнеть
3) здание
4) стульчик

А6. Укажите слово, образованное сложением слов

1) плащ-палатка
2) сухофрукт
3) сталевар
4) вечерок

А7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом

1) подлещик
2) безвкусица
3) водяной
4) безводный

А8. Укажите способ образования слова вход

1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный

А9. Укажите ряд, в котором все слова образованы суффиксальным способом

1) приятный, опёнок, синь
2) водолаз, булочная, тишь
3) волейболист, прыгун, пустота
4) ключик, берёзонька, дядя

A10. Укажите неверное утверждение

1) слово автозаводской образовано суффиксальным способом
2) слово тишь образовано бессуффиксным способом
3) слово диван-кровать образовано сложением основ
4) слово поехать образовано приставочным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче. (2)Он и до этого садился в ванну, и тысячи лю­дей до него делали то же самое. (3)Но до того исторического случая никому и в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытес­ненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он уди­вился — он задумался. (6)А когда он задумался — он открыл ве­ликую тайну природы. (7)Наверное, открытия совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
(По С. Скребицкому)

В1. Напишите способ образования слова почувствовал.

Читайте также:  Урок географии quot Географический детектив quot Узнай субъект Российской Федерации quot

В2. Выпишите из предложения 7 слово, образованное приставочным способом.

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите, что вы знаете о великих открытиях или от­ветьте на вопрос: «Почему важно уметь удивляться?»

2 вариант

A1. Укажите неверное суждение

1) слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем
2) слова могут образовываться сложением слов
3) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бесприставочным
4) один из способов образования слов в русском языке на­зывается бессуффиксным

А2. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?

1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

А3. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) сыграть, подполковник, передумать
2) соразмерный, зааплодировать, представление
3) развесёлый, прабабушка, подставка
4) поумнее, прескверный, буквенный

А4. В каком ряду расположены слова, образованные приставочно-суффиксальным способом?

1) изголодаться, предвоенный, дисгармония
2) всмотреться, подводный, контратака
3) подснежник, загривок, подоконник
4) настольный, заморский, соавтор

А5. Укажите слово, образованное бессуффиксным способом

1) по-прежнему
2) заводской
3) ответ
4) подберёзовик

А6. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке гора — горный — … — горняцкий?

1) горка
2) пригорок
3) гористый
4) горняк

А7. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) томить — утомить — утомительный — утомительно
2) чёрный — чернеть — почернеть — почерневший
3) цена — ценить — оценить — переоценка
4) душа — душевный — задушевный — задушевность

А8. Укажите ряд, в котором словообразовательная цепочка построена верно

1) круг — округ — окружность — окружной
2) круг — округ — окружной — окружность
3) округ — круг — окружной — окружность
4) круг — окружность — округ — окружной

А9. Укажите ошибочное суждение

1) слово ход образовано бессуффиксным способом
2) слово ходок образовано суффиксальным способом
3) слово исход образовано приставочным способом
4) слово ходить образовано приставочно-суффиксальным способом

A10. Укажите неверное суждение

1) слово листопад образовано бессуффиксным способом
2) слова в русском языке могут образовываться переходом одной части речи в другую
3) слова домик и домище образованы суффиксальным спо­собом
4) слово подосиновик образовано приставочно-суффиксальным способом

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Под жарким июльским солнцем я уплываю по ручью к небольшому лесному озеру. (2)Оно почти заросло травой. (3)Лес легко отступил от воды, и озеро кажется тихим и уютным прудом, останавливаю лодку и слушаю спокойную лесную тишину.
(По М. Пришвину)

В1. Выпишите из предложения 3 слово без окончания.

В2. Выпишите слова с нулевым окончанием.

1. Определите тему и идею текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Напишите сочинение по данному тексту. Ответьте на во­прос: «Что чувствует человек, слушающий спокойную лесную тишину

Ответы на тест Основные способы образования слов в русском языке
1 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-1
А5-2
А6-1
А7-3
А8-4
А9-3
А10-3
В1-приставочный
В2-неравнодушные
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-3
А5-3
А6-4
А7-3
А8-2
А9-4
А10-1
В1-легко
В2-лес, отступил

Источник

Задания и тест по разделу «Словообразование» в 6 классе

Задание № 4 Вставить пропущенные буквы. Проб_раться, вым_кший, зан_маться, расст_латься, бл_стящий, заж_гательный, прор_стает, ср_внить (числа), к_снуться руки,, несг_раемый шкаф, зам_рать от уд_вления; покл_нение; пор_вняться с домом; выж_гать рисунок, обм_кнуть кисть, устойчивое словосоч_тание; подг_реть на к_стре; безотл_гательное решение; прил_жение к журналу; прик_сновение к прекрасному; сл_жение дробей; отр_сль промышленности; разр_внять дорогу, пот_рять р_вновесие; выч_тание, г_рит з_ря;изн_могать от жары; играть в г_релки; з_рница; нар_щение; к_сательная линия; подн_маться в гору, тв_рить чудеса; накл….нение.

Задание №5 . .Сделайте морфемный и словообразовательный разбор

1 . Укажите слово, строение которого соответствует схеме: Приставка-корень-суффикс-окончание

2 . Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.

3. Укажите слово, в корне которого пишется: О

4. Найдите слово с приставкой – при:

5 . Какое слово состоит из приставки, корня, окончания:

А) обманывать B) снежинка C) водопад D)обмен

6 . Укажите слово с чередующейся гласной в корне:

A) Страстное B) Зависнуть C) Свистнуть D) разберут

Читайте также:  Итоговые контрольные и проверочные работы Русский язык

7. Какой вариант ответа объясняет правописание слова «росток»:

A) в корнях раст — , рост — под ударением пишется А, без ударения – О

B) в корнях рост — всегда пишется буква О

C) это слово исключение

D) перед сочетанием СТ пишется гласная О

8. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке вешать — навесить —. . . — поднавесный

Источник

Упражнения по теме «Словообразование»

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Упражнение 4.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Тест по теме «Словообразование»

А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

10. Какое слово образовано способом сложения?

А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

Источник



Практикум по определению способа образования слов

Учитель: — Дети, записываем в тетрадях число, “Классная работа”.

(один ученик записывает на доске).

Учитель: — Дети, мы живем с вами на большой планете Земля, которая имеет форму огромного шара. С нашей планетой можно сравнить знания каждого из вас и представить эти знания в виде шара, на котором находится большое количество стран.

(Приложение. Слайд 2)

(ученики отвечают, глядя на слайд, что это за страны: и математика, и литература, и история, и информатика, и, конечно же, русский язык).

Учитель: — В стране Русский язык много городов. Догадайтесь, какие это города?

(Приложение. Слайд 3)

((ученики отвечают, глядя на слайд, что это за города: разделы русского языка: морфология, синтаксис, орфография, фонетика…).

Учитель: — Как вы думаете, в каком городе мы находимся с вами сейчас?

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: — Какое упражнение вы выполняли дома?

Учитель: — Что нужно было сделать по заданию упражнения?

(необходимо было расположить однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга).

Учитель: — Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения этого упражнения. На проверку вам дается 2 минуты.

(правильный вариант написан на обратной стороне доски)

3. Повторение и закрепление.

Учитель: — Что вы знаете про словообразование?

(Это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова).

Учитель: — Сегодня у нас урок-практикум по определению способа образования слов в русском языке. Вы должны четко знать основные способы образования слов и уметь определять, как образовано то или иное слово.

— Начнем с разминки: Задание классу.

1. Отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение. (Приложение. Слайд 4)

(дети отвечают с мест устно)

Славный – бесславный, (приставка)

Двор – дворец, (суффикс)

Барабан – барабанщик, (суффикс)

Соберу – разберу, (приставка)

Дно – бездонный (приставка, суффикс)

Расчет – рассчитывать. (суффикс)

(делается вывод: приставка, суффикс).

Учитель: — Для чего служат приставка и суффикс? (для образования новых слов)

— Какая еще морфема участвует в образовании слов? (корень)

2. Образуйте новые слова по аналогии.

Каким способом они образованы? (Приложение. Слайд 5)

На выполнение задания – 2 минуты.

(каждую пару слов дети записывают в тетради, потом отвечают с мест)

Пеший, ходить – пешеход,

Вода, проводить — … . (сложение двух основ)

Делается вывод: приставочный, суффиксальный, сложение двух основ.

Учитель: 3. Давайте повторим способы образования слов в русском языке. На каждой

парте есть карточка, по которой вам нужно установить – от чего и с

помощью чего образованы слова. На выполнение задания – 2 минуты.

(работа в парах – 10 пар, которые производят запись своих слов в тетради)

  • Карточка 1. каменщик, бетонщик, карандашик, зимний, моржовый (суффикс)
  • Карточка 2. зашел, приоткрыть, забежать, рассмешить, приехать (приставка)
  • Карточка 3. рассказчик, прибрежный, перебежка, подснежник (приставка и суффикс)
  • Карточка 4. звонкоголосый, атомоход, квартплата, плащ-палатка, пылесос (сложение основ и слов)
  • Карточка 5. подберезовик, пригорок, затемнение, попутчик (приставка и суффикс)
  • Карточка 6. газетчик, педагогика, почетный, редкостный (суффикс)
  • Карточка 7. стенгазета, двухэтажный, сверхплановый, птицелов (сложение двух основ и слов)
  • Карточка 8. денёчек, садовник, сказочка, умненький (суффикс)
  • Карточка 9. пригород, рассказ, обвал, собрал, пересказ (приставка, бессуффиксный способ)
  • Карточка 10. спортивная, закусочная, столовая, новенький (переход одной части речи в другую).
Читайте также:  Промежуточная годовая аттестация по математике 6 класс к учебнику А Г Мерзляк

Учитель: — Свое задание вы уже выполнили, и пришло время подвести итоги: от чего и с помощью чего образованы слова?

(от корней с помощью суффиксов и приставок).

Учитель: — Обратите внимание на наш город Словообразование: какие улицы находятся в нем?

Что они обозначают? (Приложение. Слайд 6) (способы образования новых слов)

Учитель: — Расскажите о способах образования слов в русском языке.(ученики рассказывают о способах образования слов)

Учитель: — 4. Перед вами тексты. Необходимо выписать выделенные слова.

Записать в скобках слова, от которых они образованы (Приложение. Слайд 7)

На выполнение задания – 3 минуты. Работа по вариантам в тетрадях.

— Но прежде чем приступить к выполнению задания, надо прочесть стихотворения.

(по одному ученику с каждого варианта читают текст)

Не тронь огнем мою Россию,
Мечом родимую не тронь –
И ты её познаешь силу
Не через меч – через ладонь.
И ты её познаешь верность
Чужда изменчивость Москве! –
И мир найдет себе оседлость
В добрососедстве и родстве.
Все будет искренно и просто,
Чисты сердца, когда дружны.
А это ли не хлеб и воздух,
Что так отечествам нужны?!

2. Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.
В тебе величие моего народа,
Его души бескрайние поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!
И знаю – в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек –
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

Учитель: — Расскажите, как вы выполняли задание.

(1-2 ученика с каждого варианта объясняют, как выполняли задание).

Учитель: — Физминутка: “погоня за тремя зайцами” — разминаем шею, спину и глазки.

А теперь возьмите стульчики и объединитесь в группы по 4 человека.

Учитель: — 5. 1).Вокруг нас растет множество деревьев, все они имеют корни и ветки. Точно также и в русском языке: есть корень, а от него берут свое начало многочисленные веточки. Сейчас вам предстоит составить словообразовательное дерево. Для каждой группы – свой корень. Сколько веточек может вырасти в каждой группе?

(Приложение. Слайд 8)

Учитель: — У кого дерево получится самым ветвистым?

(работа по группам выполняется на отдельном листе для каждой группы, на котором нарисованы очертания дерева)

2). 5 группа задание на карточках выполняет по парам:

1 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются прилагательными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

2 пара: Выпишите предложения, в которых выделенные слова являются существительными.

1. Раненая нога долго не заживала. Раненый тихо стонал.

2. На перроне вокзала продавали мороженое. Мороженое мясо долго сохраняется.

3. Столовая посуда была аккуратно расставлена на полке. Столовая находилась недалеко.

4. Свою норму рабочий выполнил досрочно. Сталевар быстро надел свой рабочий костюм.

Учитель: — На выполнение задания – 5 минут.

(задания по парам выполняются в тетрадях)

Учитель: Вопросы к группам:

— У кого дерево получилось самым ветвистым?

— С помощью каких способов образования вы создавали новые слова?

Вопросы к парам:

— Как вы смогли определить, чем являются выделенные слова в предложениях?

— Таким образом, одно и то же слово может быть как существительным, так и прилагательным?

— О каком способе образования слов можно сказать в данном случае?

Учитель: — Ребята, а теперь вернитесь на свои места за парты.

(дети переставляют стулья на место)

Учитель: — 6. Задание для всего класса: заполнить таблицу. Каждому ученику дается таблица, в которой нужно записать слова, образованные с помощью каждого из перечисленных способов, обозначить части слова. На выполнение задания – 5 минут.

(проверочное задание выполняется индивидуально, а потом отдается соседу по парте на взаимопроверку; у слабых учеников в карточках не все способы образования и не все слова)

Учитель: — Пользуясь данной таблицей, запишите слова, образованные с помощью каждого из этих способов. Обозначьте части слова.

Следующий, слет, Ленинград, тишина, рассвет, подснежник, сбить, моржовый, вертолет, столовая, приговаривать, вечнозеленый, вздох, подгруппа, прохожий, сверхмощная, загородный, меч-рыба, стенгазета, рабочий, платочек, выдумать.

(по истечении времени ученики отдают друг другу карточки и проверяют по образцу на слайде) (Приложение. Слайд 9)

Источник