Тест Два дома для дошкольников особенности метода анализ

Тест Два дома для дошкольников: особенности метода, анализ

Как дети дошкольной возрастной категории выстраивают отношения между собой, изучает практическая психология. Это одна из наиболее сложных ее сфер. Для получения надежных и объективных результатов применяется совокупность методик. В дополнение идет изучение поведения детей в обычных для них условиях.

Специфики

Особенности проведения методики «Два дома» сводятся к осуществлению эксперимента. Его объектом становится ребенок. Ему дается чистый лист бумаги, положенный горизонтально. На нем дошкольник рисует два домика.

Первый изображается с левой стороны. Он отличается ровностью и красным цветом.

Второй получается справа. Его цвет – черный. Сам домик неровный, а его крыша косая.

Согласно методике «Два дома» для дошкольников, оба нарисованных здания должны иметь хотя бы пять этажей. На каждом из них – по 3-4 квартиры или секции.

Психолог просит ребенка посмотреть на оба домика, подсказывает, что первый домик воздвигнут специально для него. Ребенок должен оценить красоту этого здания и показать, где именно в нем он хочет жить.

Затем психолог вписывает его имя в эту секцию. Второй вопрос, адресованный ребенку от специалиста, связан с тем, кого тот желает взять с собой для проживания. Объясняется, что можно заселить, кого угодно и определить для него любое подходящее место.

Далее вписывается имя нового жильца в ячейку, обозначенную ребенком. Испытуемый поясняет, кем ему он приходится.

Когда первая постройка будет заселена, требуется уделить внимание второму зданию.

При проведении методики «Два дома» для дошкольников на этой стадии психолог поясняет ребенку, что второй домик тоже надо заселять. Сообщать о его мрачности специалист не должен. Запрещено здесь давать вообще какие-либо характеристики такому строению.

Здесь проводится проективный тест. И поэтому изображение является символикой. Ребенок сам распознает, какой домик мрачный, а какой радостный.

После чего испытуемый аналогичным образом заселяет здание черного цвета.

Основная интерпретация

Методика «Два дома» для дошкольников имеет главную задачу – выявить, к кому ребенок относится с симпатией, а кому испытывает антипатию. И ее результаты трактуются однозначно.

Жители красного домика – это те люди, которых ребенок ценит. И с ними у него замечательные отношения либо он хочет таковые выстроить.

Обитатели черного здания – презренные для него персоны.

Такова основная интерпретация теста «Два дома» для дошкольников. Она позволяет определить число социальных контактов и их эмоциональную характеристику. Анализ основывается на общем числе персон, названных ребенком, и на том, кого и куда он определил.

Другие важные факторы

Не менее значимый аспект – алгоритм называния людей. Лица, упомянутые первыми, более важны для испытуемого.

Учитывается и специфика размещение персон. На одних изображениях ребенок и его родители устраиваются в одной секции. На некоторых рисунках дошкольник располагается на последнем этаже, а его папа и мама – на первом.

Самые важные персонажи пространственной проекции сосредоточены максимально близко к испытуемому.

Более тщательно изучаются те ситуации, когда ребенок не вносит одного или нескольких членов семьи. И лишь когда он заполнит жителями оба здания, психолог может заострить внимание на пропущенной персоне.

Во время этого проективного теста специалист в игровой форме просит ребенка заполнить пробел (пробелы). Может прозвучать фраза на подобие этой: «Ой, а Павла Андреевича мы забыли поселить! А где его место проживания?»

Такой вопрос нужно задавать испытуемому. Причина – рисуя себя, он может подразумевать свое нахождение там только с матерью.

Дополнительные лица

Если ребенок не внес кого-то в ячейки ни в первом, ни втором домике, можно предложить ему это сделать.

Дополнительных жильцов в тот или в другой домик можно внести, если испытуемому сложно это осуществить самостоятельно. Так может быть, если у него немного друзей.

Психолог может предложить ему свою кандидатуру и кого-то из педагогического состава.

Если ребенок поселяет их в красный домик, это свидетельствует о том, что ему нравится находиться в этом дошкольном учреждении.

Когда кто-то из педагогов попадает в черный домик, нужно выяснить причины этого. Возможно, подопечный испытывает ненависть к кому-то из персонала учреждения.

Так или иначе, требуется тщательное исследование такого отношения.

Вариация рисунка

Методика два дома для дошкольников призвана исследовать, как ребенок общается и взаимодействует со своей семьей и сверстниками. Это ее приоритетные задачи.

  1. Выявляются специфики взаимоотношений родственников и друзей с испытуемым.
  2. Определяется его оценка обозначенным отношениям.

Тестирование проводится на основе изображений, которые ребенка просит создать психолог.

Часто дети рисуют два домика. Один они делают ярким, красочным и красивым. Второй – блеклым и неказистым, даже кривым.

Методика допускает некоторые вариации изображений.

Например, такая. В верхней стороне листа (формата А4) рисуется многоэтажное жилое здание. Здесь обилие цветов не допускается. Достаточно обычного карандаша.

Под многоэтажкой создаются те самые два домика. Их параметры значительно отличаются. У того, что имеет красный цвет, они намного больше, чем у соседнего. И часто первый дом изображается, как изящный и солидный коттедж. Второй представляет собой некий убогий барак.

Предварительная беседа

Предварительно психолог общается с ребенком, выясняет численность его семьи. Далее он просит подопечного, показывая ему изображение, переместить членов семьи из дома с большим количеством этажей в новые постройки – те, что находятся ниже.

Ребенка обязательно информируют, что он является жильцом красивого красочного дома. Туда он может взять кого угодно из своих близких. В соседнее строение можно поселить прочих людей.

В конце диалога специалист интересуется, кого и куда ребенок расселит. Поселенцы красного дома – те, кого он любит и уважает. Жители барака – те, к кому он относится негативно.

При анализе методики «Два дома» для дошкольников учитывается и скорость ответа. Чем больше времени малыш тратит на раздумье, тем менее объективным трактуется его ответ.

При наличии в семье гармоничных отношений ребенок ощущает теплоту и любовь. А в красивом доме он поселяет всю свою семью.

Исследование отношений в группе

Проективная методика «Два дома», проводящаяся в дошкольном учреждении, исследует межличностные отношения воспитанников.

После расселения педагог интересуется у ребенка, желает ли тот кого-либо поменять местами и вписать еще какого-нибудь персонажа. Ведется запись ответов.

Если в группе занимается 10-15 детей, испытуемого просят сделать 6 выборов: по три положительных и негативных.

Если численность коллектива превышает 16 человек, то по пять таких ответов.

Когда ребенок не желает делать выбор в чью-либо пользу, не следует выдавливать из него решение.

Все ответы заносятся в таблицу, в которой фамилии воспитанников расположены по алфавиту.

Анализ результатов

В дошкольном учреждении применяется методика «Два дома» Вандвик Экблад. По ней результаты тестирования нужно изучать, опираясь на количество персонажей в обоих домиках.

Для каждого воспитанника подсчитываются отрицательные и положительные баллы. Это число размещенных им лиц в черном или красном здании. Из большего значения вычитают меньшее. Приоритет отдается знаку лидирующего числа.

Далее приводится трактовка по набранному количеству баллов:

  • От +4 обычно набирают дети с привлекательной внешностью и достаточной уверенностью в себе. В коллективе и в играх они лидеры.
  • От +1 до +3 (сумма образуется только из плюсов). Таким детям нравится играть и общаться со стабильным окружением либо одним другом. При этом они практически не вступают в конфликты и являются лидерами маленькой локальной группы.
  • От -2 до +2 (сумма формируется из плюсов и минусов). Эти дети коммуникабельные, активные, любящие подвижные игры. Часто конфликтуют и ссорятся. Могут легко обидеться, но быстро забыть обиды.
  • 0 баллов (нет минусов и плюсов). Это мало примечательные дети. Они играют в одиночку, не желают общаться с коллективом.
  • -1 и ниже. Это изгои. У них зачастую есть явные физические недостатки и часто наблюдаются психозы. Они негативно относятся к остальным воспитанникам.

Большее внимание уделяется детям, которых многие занесли в черный домик. Они много времени проводят в одиночестве либо в окружении взрослых. Обычно они очень замкнуты или конфликтны. Зачастую их ненавидит вся группа.

Работа с начальными классами

Она основывается на методике «Два дома» для младших школьников А. Л. Венгера.

С ее помощью педагог вычисляет спектр общения каждого ученика и психологическую атмосферу в классе.

Проводится она аналогично: рисуются два домика, их жильцы определяются детьми.

Подсчитываются баллы аналогично. То есть берется в расчет разница между числом обитателей красного и черного строений.

Анализ результатов позволяет определить уверенных учеников – авторитетов для сверстников. Выявляются и конфликтные персоны, и постоянные скандалисты.

Задача педагога – провести воспитательную работу с «отрицательной» категорией учеников. При необходимости они направляются к детскому психологу. Также осуществляется взаимодействие с родителями.

Источник



Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад)

Психолог заранее рисует на горизонтально расположенном листе бумаги два дома: слева – ровный красный дом, а справа – неровный черный дом, со съехавшей крышей. При этом каждый дом должен состоять из нескольких этажей и трех-четырех квартир (ячеек).

Психолог дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (указывает на красный дом), этот дом построен специально для тебя. Посмотри, какой он красивый. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». После того как ребенок укажет место, где он будет жить, психолог записывает его имя в эту клетку. Далее экспериментатор спрашивает ребенка о том, кто будет жить вместе с ним («А кого ты хочешь взять с собой в домик? Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом».) Психолог выясняет у ребенка, где будет находиться жилец. Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и спрашивает, кто этот человек.

Читайте также:  Bellator 225 Виталий Минаков vs Тимоти Джонсон Результат и ВИДЕО

Когда ребенок поселит всех, кого хочет в красный дом, психолог замечает: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому-то жить. Кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой» или как-либо иначе его характеризовать, запрещено. Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа и ребенок сам увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Со вторым домом проводится аналогичная процедура.

Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, – отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей – те, кого ребенок назвал первыми, субъективно воспринимаются им как более значимые.

Кроме того, важно обратить внимание не только на то, кого ребенок взял в свой домик, но и на то, где он разместил персонаж. Встречаются рисунки, в которых и ребенок, и родители находятся в одной ячейке; или рисунки, на которых ребенок находится на самом верхнем этаже, а родители – на самом нижнем. Можно предположить, что наиболее значимые для ребенка персонажи и в пространственном плане будут находиться ближе к нему.

Особое внимание необходимо обратить на те случаи, когда ребенок, пропускает кого-либо из членов семьи. После того как дошкольник «поселит» всех жителей в домики, психолог может указать на пропущенного члена семьи и сказать: «Ой, а (имя пропущенного персонажа), мы забыли! Где же он (она) будет жить?» Этот вопрос необходимо задать ребенку, поскольку иногда дошкольник, поселив себя в ту или иную ячейку, как бы подразумевает, что он находится там, например, с мамой. Кроме того, методика позволяет вводить дополнительных персонажей (например, педагога), если необходимо исследовать отношение к ним ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Вечера вне дома

Вечера вне дома Вечер вне дома в хорошей компании, ужин в приятном ресторане, поход в кинотеатр или на отличное представление – все это удовольствия жизни, особенно приятные после напряженного дня на работе, домашних хлопот или заботы о капризных детях. Не нужен психолог,

Едим вне дома

Едим вне дома Однажды я искала здоровые рецепты в кулинарных книгах, написанных шеф-поварами ведущих ресторанов, чтобы включить их в выпуск газеты. Оказалось, найти их удивительно трудно. Блюда, приготовленные профессиональными поварами, часто вкусны за счет того, что

Вечера дома

Вечера дома Вы можете весь день предвкушать, как проведете тихий вечер в кругу семьи за домашним ужином, покончите с парой домашних дел и отведете немного времени на себя, но реальность может оказаться совсем иной. Поход за покупками и приготовление еды могут привести к

Всегда дома

Всегда дома Каждую ночь мы бессознательно блуждаем по просторам своей собственной территории, нисколько не придавая значения всему тому, что она сообщает нам о себе и о нас самих. Наверное, когда-то точно так же люди переходили золотоносные реки, не замечая драгоценных

2.4.1. Дома

2.4.1. Дома Чаще приходите в детскую комнату, возьмите из шкафа (со стола) и перебирайте стопку книжек. Это могут быть книжки давно позабытые, или недавно прочитанные – не важно. Перелистывая их – читайте, останавливайтесь на интересном месте. Так мы нашли много старых и

. и просыпаюсь дома.

. и просыпаюсь дома. Это не первый раз.Я где-то в общежитии. Соседа нет или он спит. Ко мне приходит женщина. И ведет себя просто. И нагота спокойна. И она куда-то выходит в дверь, в душ прямо напротив, и пропадает и теряется, и выбирается по длинным коридорам. И возвращается.

Продажа дома

Продажа дома «Если мы все еще пытаемся вычислить, как ухаживать за нашим слишком большим домом и садом и что делать со всеми нашими вещами и имуществом, мы не можем начать новую жизнь». * * *Когда-нибудь в будущем вам, вероятно, придется переехать в помещение, где не так

ОБУЧЕНИЕ ДОМА

ОБУЧЕНИЕ ДОМА В идеале раннее интеллектуальное развитие должно происходить дома, в семье. Дети постигают мир с помощью чувств. Дом предоставляет богатую пищу для их зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, таким образом в семье естественное желание ребенка познавать

Никого нет дома

Никого нет дома Суть игры «Никого нет дома» заключается в отказе признавать ожидания другого человека. Если вы хотите, чтобы я сделал нечто, а я не хочу этого делать, я могу использовать целый ряд приемов, чтобы отговорить вас от вашего намерения. Но есть и более простой

ОДИН ДОМА

ОДИН ДОМА Мы живем в эпоху, когда фильмы о детях из третьесортных превращаются в самые кассовые. В фильме «Один дома» и его продолжении «Один дома-2» десятилетний мальчик легко одолевает двух грабителей, забравшихся в дом, когда родители уехали в отпуск. Мальчик остался

Методика номер четыре: методика «плюс-минус»

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» — Ты мне руку сломала! — В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике — контраст.

SPA в салоне и дома

SPA в салоне и дома В последние годы мир охватила SPA-мания. Посещение SPA-курорта считается модным, престижным и свидетельствует о финансовом благополучии. В SPA-центрах люди избавляются ото всего: от морщин, денег, целлюлита, негативных эмоций, шлаков и прочего. В награду же

Дома Немного потренируйтесь в наблюдении за своей собакой в часы отдыха. Для этого просто сядьте и следите за ее движениями. В такой обстановке вы увидите не очень много сигналов, однако уже это будет хорошим стартом на пути изучения ее языка. Позже, когда вы начнете

Афродизиаки у вас дома

Афродизиаки у вас дома А как насчет афродизиаков, которые, по слухам, скрываются в недрах наших холодильников или в ближайшем ресторане? Шоколад. Устрицы. Что-нибудь из этого работает? Если вы просто посмотрите на состав химических веществ, которые входят в шоколад, то он

Источник

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Одна из наиболее важных и сложных областей исследования практической психологии – изучение особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста. Оптимальной и эффективной в этом плане является проективная методика «Два дома» («Два домика»), созданная в 1994 г. И. Вандвик и П. Экблад и применяемая для анализа социальной стороны развития дошкольников.

Достоинства и недостатки

Для исследования развития отношений старшего дошкольника в социуме применяется целый комплекс методик. В совокупности они дают четкую картину того, кем чувствуется себя среди людей ребенок, кого он ценит, и кто из близких людей не входит в его картину мира.

Несомненными достоинствами методики «Два дома» являются:

  • быстрота проведения исследования;
  • возможность наблюдать за тем, как развивается социальная сторона ребенка со временем;
  • определение симпатий ребенка к окружающим и его антипатий;
  • получение информации о том, как к малышу относятся его ровесники;
  • определение психологического климата в коллективе, в котором ребенок находится ежедневно;
  • выявление проблем в отношении малыша с другими людьми и коррекция их.

Методика Два дома помогает понять взаимность выборов людей для общения. Это важно, поскольку от того, как и с кем дошкольники общаются, зависит их умение строить отношения в будущем с разными категориями людей.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Эта методика достаточно эффективна, но исследование эмоционально-личностной сферы развития ребенка будет полным при сопоставлении результатов разных методик. Поскольку важно не только проанализировать круг общения детей в коллективе, но понять причины плохого отношения к некоторым людям. Возможно, это страхи, комплексы, которые нужно устранять.

Не менее важно исследовать семейную атмосферу, в которой ребенок живет, его отношений к самым близким и родным людям – родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам.

Показания

Методика Два дома для дошкольников проводится обычно в возрастном промежутке от 3,5 до 6 лет. Это объясняется особенностями психического развития ребенка в этом возрасте, которые определяются тем, в каких отношениях он состоит с окружающей социальной действительностью.

В этом возрасте дети включаются в новые отношения, которые переходят из плоскости «ребенок – взрослый» в плоскость «ребенок – ребенок». Именно в детском коллективе начинается активный процесс его социализации. Сверстники играют важную роль в формировании личности ребенка. Благодаря такому общению ребенок учится дружить, уступать, защищать слабых и помогать им.

В период от 3 до 6 лет у него постепенно формируется самооценка, которая во многом зависит от оценки детей их близкими и сверстниками. Придя в детский сад, малыш проявляет интерес к членам детсадовского коллектива, ему хочется больше общаться. Такое общение представляет собой социальное взаимодействие. Уже в этот период становятся заметны предпочтения ребенка в коммуникации с разными людьми.

Читайте также:  Google о плагине Site Kit и работе Serving Index

Группа детского сада является малой группой, которая характеризуется тем, что ее члены:

  • непосредственно контактируют друг с другом;
  • проводят совместную деятельность;
  • сплочены духовной жизнью;
  • эмоционально взаимодействуют друг с другом.

В дошкольном учреждении устанавливается система различных взаимоотношений. И от того, какую роль в этой системе играет конкретный ребенок, зависит его умение строить отношения во взрослой жизни.

Противопоказания

Методики для исследования особенностей развития ребенка применимы в случае, когда малыш настроен на разговор, когда он здоров. Часть детей может бояться прихода в группу нового человека – психолога. В таком случае следует настроить малыша на «нужную волну», успокоить, поговорить, подготовить к проведению исследования.

Таким образом, противопоказаниями к проведению методики «Два дома» являются:

  • плохое самочувствие ребенка;
  • сильная возбужденность;
  • неподготовленность его к выполнению заданий.

С ребенком можно начать разговор со знакомства, просьбы рассказать о себе. Замкнутые дети раскрываются во время игры. Малыши охотно идут на контакт, если проводить методики в игровой форме.

Подготовка

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Подготовка к проведению методики «Два дома» довольно проста и не требует больших усилий и трат. Материалом для ее реализации является лист бумаги и 2 карандаша или фломастера двух цветов – черного и красного.

На листе бумаги предварительно нарисованы 2 домика: красный домик большего размера, а черный – меньшего. Первый должен быть ровным, красивым, а второй может быть неровным, покосившимся. Этот рисунок будет бланком методики.

Второй вариант – нарисовать домики непосредственно во время беседы с малышом.

Методика пошагово

Методика «Два дома» для дошкольников состоит из нескольких этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Предварительная беседа

Начало проведения методики «Два дома» – беседа с ребенком. Во время разговора перед психологом стоит задача – узнать о составе семьи, отношениях между ее членами.

Ребенка в это время знакомят с рисунками. Психолог просит его представить, что он живет в большом и красивом доме с близкими ему людьми. В нем много игрушек и всем всегда весело. В красном доме живут те, с кем он хочет жить, а в соседнем – все остальные.

Основной этап

После предварительной беседы специалист просит ребенка «заселить жильцов» в эти два дома.

Для этого он должен дополнить рисунок изображениями тех членов семьи или друзей, которых захочет взять с собой для совместного проживания, а в соседний дом – поселить всех остальных.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Когда ребенок рисует, психолог продолжает беседу и просит прокомментировать, кого же из близких и куда он поселил. В красном доме оказываются те, кого ребенок любит и с удовольствием проводит время.

В черном доме он размещает тех, с кем ему некомфортно. Желательно, чтобы каждый свой рисунок малыш прокомментировал.

После того, как домики будут заселены, ребенку предлагают внимательно посмотреть еще раз на этот рисунок и подумать, не хочет ли он изменить свое решение и поменять кого-то из «гостей» местами либо вовсе исключить.

Такое решение должно быть свободным волеизъявлением, на ребенка нельзя давить. Все ответы психолог заносит в таблицу.

Интерпретация данных

Это наиболее важный этап в проведении методики, поскольку он выполняет основную функцию – дает информацию о степени социализации ребенка и особенностях его отношений с разными людьми.

По количеству жителей каждого домика ребенку начисляются баллы:

положительные за каждого человека в красном домике
отрицательные за каждого жителя черного

Выводы, к которым придет психолог в результате проведенного эксперимента, показывают:

  • какое положение занимает ребенок в группе или семье;
  • как он относится к остальным членам коллектива;
  • каковы взаимоотношения в целом в детском коллективе или семье.

Анализируя результаты теста, психолог берет во внимание некоторые аспекты. Например, он учитывает количество людей, поселенных в каждый домик. Из этого он делает вывод о том, какое количество людей ребенок выделяет как положительных персонажей, а к какому количеству относится плохо или с недоверием.

За основу берутся два цифровых показателя: из большего числа вычитают меньшее. Приоритетным для анализа считается знак большего числа. Затем трактуют результат. Те, кто набрал больше +4 баллов, могут считаться лидерами в коллективе, они достаточно уверены в себе.

Показатель от +1 до +3 свидетельствует о том, что дети любят игры и свободно общаются с небольшим количеством людей и часто имеют одного – двух друзей. Они не конфликтны и лидируют в небольшой группе.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Дети, набравшие от -2 до +2 баллов, хорошо общаются, они активны, любят подвижные игры, но часто вступают в ссоры, легко обижаются и так же легко забывают все обиды.

Показатель 0 баллов говорит о том, что это малопримечательные дети. Они часто играют одни, неохотно вступают в контакт с другими детьми, замкнуты.

-1 балл и ниже набирают обычно дети с нарушениями психики и/или физическими недостатками. Они проявляют негативное отношение к членам коллектива, необщительны.

Если перед психологом стоит задача проанализировать климат в коллективе детского сада, то такая методика дает четкую картину, кого дети любят, а кого ненавидят в группе.

Кроме того, при анализе результатов для психолога важна скорость ответов детей. Если ребенок долго думает над тем, куда поселить того или иного персонажа, такой ответ, скорее, может считаться субъективным.

Если цель методики – анализ атмосферы в семье, то результаты показывают, насколько ребенок чувствует себя любимым. В таком случае в красный домик он селит всех членов своей семьи, даже если не все они в действительности живут вместе.

Если же малыш о ком-то забыл, это значит, что для него такой человек либо «не имеет веса», либо ребенок относится к нему негативно.

Анализ детского рисунка должен включать и такой аспект, как положение самого ребенка в красном домике. В зависимости от того, где малыш разместит сам себя, можно делать вывод о его статусе в семье или коллективе, по его мнению.

Если между изображением ребенка и его родителями большая дистанция (первый и последний этажи), то это свидетельствует о том, что эмоционально они не являются настолько близкими, как должно быть в действительности.

Также важно, кто из родных или друзей будет находиться рядом с изображением самого испытуемого. Эти люди – самые близкие и любимые им.

О том, что в черный домик следует заселить нелюбимых им людей, говорить не следует. Малыш должен сам почувствовать негатив и мрачность второго домика.

Методика Два дома для дошкольников позволяет узнать количество социальных контактов конкретного ребенка и охарактеризовать их эмоциональную сторону.

Когда малыш рассказывает о том, кого и куда он селит, для специалиста важно:

  • в каком порядке он их называет;
  • какое место он отводит каждому в доме;
  • как он их характеризует;
  • какими он их рисует.

Особенно тщательно нужно рассматривать ситуации, когда ребенок не вносит в свой рисунок одного или нескольких членов семьи. Это значит, что у малыша не складываются отношения с этим человеком.

Если ребенку предложить поселить забытого им (или намеренно не названого) человека в тот или иной домик, важно посмотреть на его реакцию. После этого следует судить об отношениях с этим человеком.

Бывают случаи, когда ребенок селит сам себя в черный домик. Это случается у старших дошкольников. Такая ситуация служит свидетельством того, что ребенок не принимает себя. Этот случай нужно особенно тщательно анализировать.

Возможно, это зависело от конкретной ситуации, и такое расположение себя было продиктовано каким-либо эмоциональным всплеском, связанным с недавним негативным высказыванием о нем близких людей или каком-то конфликте.

Психолог должен внимательно рассмотреть рисунок ребенка и определить, насколько у него развито осознание его отношений с окружающими и каким он видит себя в коллективе – будь то семья или детский сад.

Как долго сохранится результат

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Результаты методики «Два дома» необходимо сохранить после ее проведения. Это нужно для того, чтобы наблюдать за изменениями, происходящими с ребенком. Если малыш растет в семье, где не все относятся к нему положительно и с пониманием, воспитателю и в будущем учителю младших классов следует взять на вооружение эту ситуацию.

Ребенок растет, развивается, эмоциональная составляющая его личности может меняться в зависимости от условий, в которых он проживает и общается.

Когда дошкольник пойдет в первый класс, учителю необходима информация о нем, взятая на основе психологических тестов и методик. Интерпретация результатов проведенной методики может помочь понять атмосферу в семье, особенности конкретного ребенка. В случае выявления проблем в начальной школе их можно постепенно устранить.

Проблемы, выявленные в детском саду, могут повториться в школе. Это объясняется тем, что новый коллектив еще не сплотился, дети мало знакомы друг с другом. Им нужно время, чтобы найти друзей, обозначить круг близкого общения.

Методика Два дома для дошкольников оказывает большую пользу для выявления положительных и негативных качеств человека, например, насколько он может быть лидером или, наоборот, ведомым человеком, как он умеет ценить других людей, что о них думает и кем считает себя в коллективе.

Результат этой методики хранится несколько лет до достижения ребенком среднего школьного возраста.

Возможные осложнения

Во время проведения исследования психолог должен соблюдать некоторые правила. Перед началом ему следует создать благоприятную атмосферу в комнате, где проходит разговор с ребенком.

Только дружелюбие и такт позволят достичь максимально объективных результатов.

Во время беседы не нужно прямо спрашивать ребенка о чем-то неприятном. Негативную ситуацию в его жизни можно выявить с помощью опосредованных вопросов, иначе он может замкнуться или озлобиться. Чтобы исключить возможный вред, нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Видя, что его что-то раздражает или он устал, проведение опроса нужно прекратить.

Читайте также:  Тема 5 Методы изучения корреляционной зависимости

Более глубокие знания о человеке может дать совокупность нескольких методик. Это позволяет выявить не только проблемы в общении с окружающими, но и страхи, имеющие социальную основу.

Методика Два дома не может принести вред дошкольникам, если соблюдены все правила и ее руководитель будет максимально корректен и дружелюбен с детьми.

Видео о социометрии

Исследование межличностных отношений:

Источник

Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5 7 лет (16 стр.)

Не менее важным показателем является выражение лица каждого из нарисованных членов семьи, которое говорит о том, как ребенок видит данного человека. Но при оценке этого параметра нельзя не учитывать возможность наличия социально желательных штампов (например, если все на рисунке улыбаются, это не обязательно указывает на позитивную эмоциональную атмосферу в семье). Также отметим, что каждую из фигур можно интерпретировать в логике проективной методики К. Маховер.

3. Композиция семьи. Характер расположения членов семьи относительно друг друга говорит о степени их сплоченности. Если фигуры равномерно приближены друг к другу, то, скорее всего, это сплоченная семья. Отдаленность членов семьи друг от друга указывает на разобщенность внутри семьи. Кроме того, на основании рисунка можно оценить положение каждого члена семьи относительно остальных. Члены семьи, отделенные от остальных (перегородкой или стеной) или пространственно отдаленные, воспринимаются ребенком как «эмоционально далекие».

4. Стирание деталей. Стирание, как и перерисовывание деталей, не указывает однозначно на положительное или отрицательное отношение ребенка к данному человеку. Только в том случае, когда исправление не приводит к улучшению рисунка, а ребенок как бы застревает на одной из фигур, можно сделать вывод о наличии эмоционального напряжения в отношениях.

5. Паузы. Длительные паузы при переходе к рисованию того или иного из членов семьи или объекта, как правило, говорят о противоречивом отношении ребенка к изображаемому лицу или объекту.

Методика «Диагностика самооценки» (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн)

Особенности проведения методики

Как уже отмечалось, под самооценкой понимается в первую очередь эмоциональная оценка образа Я. Образ Я включает в себя различные параметры, каждый из которых оценивается ребенком.

Процедура проведения методики заключается в том, что испытуемому предлагается лист бумаги, расположенный горизонтально, на котором нарисованы вертикальные линии длиной около 10 см (рис. 41). Каждая из линий соответствует одному из параметров самооценки: ум, здоровье, характер, счастье.

Приступая к диагностическому обследованию, следует объяснить дошкольникам принцип данной процедуры на примере шкалы роста. Для этого нужно выяснить у ребенка, кто в группе самый высокий, и «разместить» названного дошкольника на верхнем полюсе шкалы, кто – самый низкий, и «поместить» его на нижнем полюсе. В заключение надо попросить ребенка показать, где находится он сам.

Далее экспериментатор объясняет испытуемому, что перед ним находится шкала, характеризующая какой-либо признак (например, ум). Наверху шкалы окажутся самые умные люди, а внизу – самые глупые.

Александр Веракса - Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет

Экспериментатор предлагает ребенку отметить на шкале себя («Покажи, а где находишься ты?») и с помощью уточняющих вопросов выясняет, почему дошкольник разместил себя именно в этом месте. Потом спрашивает ребенка о том, где бы его поместили те или иные значимые люди из его окружения. Наиболее важной для дошкольников является оценка ближайшего семейного окружения. С этой целью экспериментатор просит ребенка отметить, как бы его оценили мама или папа, бабушка или дедушка. Полезно также узнать о том, как, по мнению ребенка, его оценивает воспитатель; лучший друг (подруга) (о друзьях ребенка можно узнать в ходе проведения методики «Два дома»).

Все метки должны различаться между собой (по цвету или форме), это поможет экспериментатору при интерпретации данных.

Затем аналогичная процедура проводится для остальных шкал.

В ходе проведения методики лист необходимо загибать таким образом, чтобы шкалы представлялись ребенку последовательно, по одной. Тогда испытуемый не сможет учитывать предыдущие оценки.

Несомненным достоинством данной методики является возможность введения тех шкал, которые соответствуют целям диагностического обследования. Например, если педагог говорит о непослушании ребенка, то уместно ввести шкалу «послушный – непослушный», чтобы увидеть, как испытуемый оценивает свое поведение.

При оценке этой методики наиболее важным является показатель актуальной самооценки. Все показатели интерпретируются как по отдельности, так и относительно друг друга. С этой целью следует развернуть лист и соединить отметки актуальной самооценки, получив таким образом профиль.

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, где (верху или внизу) размещен профиль. Общая низкая самооценка говорит о чувстве малоценности, зависимости и в целом неуспешном формировании личности. Однако завышенная самооценка также может стать источником проблем – такие дети зачастую необоснованно претендуют на лидерство и обладают завышенным уровнем притязаний. В дошкольном возрасте повышенный профиль самооценки является показателем хорошего уровня личностного развития, поскольку в этом возрасте не оценивается продуктивность ребенка. Гораздо более важным считается факт эмоционального принятия себя дошкольником, что обеспечивает надежный фундамент для его развития в будущем. Однако в младшем школьном возрасте ситуация резко меняется: теперь оценивается не старание, а реальные достижения, поэтому при получении завышенного профиля у младшего школьника необходимо проверить его обоснованность.

В ряде случаев профиль может быть неравномерным: может наблюдаться резкое повышение или, наоборот, падение по одной из шкал. При общем положительном профиле заниженные шкалы свидетельствуют о проблемах в данной сфере. Однако наличие подобных шкал не говорит о личностном неблагополучии ребенка. Если речь идет о ребенке шестого года жизни, то благоприятной считается одинаково высокая оценка по всем шкалам. Маленькие дети склонны оценивать себя одинаково по всем качествам, в то время как старшие дошкольники начинают выделять наиболее значимые сферы, их самооценка становится более дифференцированной, то есть по некоторым шкалам она может снизиться.

Помимо развития дифференцированности, возрастает адекватность самооценки. Для определения адекватности самооценки необходимо обратить внимание на объективные достижения ребенка. Можно обратиться к отзывам родителей и педагогов, но для снижения субъективности оценок следует задать ребенку уточняющие вопросы и попросить описать конкретные ситуации, в которых он проявил себя тем или иным образом. Но прежде всего нужно рассматривать эту методику в контексте всего индивидуального обследования испытуемого, которое предоставляет достаточно материала для объективной оценки практически по всем шкалам. Например, такая характеристика, как «ум», проявляется при диагностике познавательной сферы, а «характер» – при выполнении проективных методик и т.д.

Оценки, которые ребенок приписывает значимым лицам (родители, друзья, учителя), интересны на предмет совпадений и значительных расхождений с его собственной оценкой. Очевидно, что испытуемый идентифицируется с теми людьми, которые «оценивают» его так же, как и он сам, или выше, поскольку эта позиция наиболее комфортна. Если друг «оценивает» его низко, это указывает на наличие проблем в межличностных отношениях и, возможно, на подчиненную позицию ребенка в процессе общения. Значимость этой оценки можно увидеть при выполнении методик «Два дома» и «Цветовой тест отношений». Другими словами, если на вопрос: «Кто твой друг?» – ребенок называет имя, которое не фигурировало в этих методиках, то можно сделать вывод о сомнительности реальной значимости выставленной оценки.

Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад)

Особенности проведения методики

Экспериментатор заранее рисует на горизонтально расположенном листе два дома: слева – ровный красный дом, а справа – неровный черный дом со съехавшей крышей. При этом каждый дом должен состоять как минимум из пяти этажей и трех-четырех квартир – ячеек на каждом этаже.

Психолог дает ребенку инструкцию: «Посмотри, перед тобой два дома. Видишь (экспериментатор указывает на красный дом), этот дом построен специально для тебя. Посмотри, какой он красивый. В нем будешь жить ты. Покажи, где ты будешь жить». После того как ребенок укажет место, где он будет жить, психолог записывает его имя в эту клетку. «А кого ты хочешь взять с собой в домик? – спрашивает экспериментатор. – Ты можешь поселить кого хочешь, ведь это твой дом. Где будет находится жилец?» Экспериментатор вписывает имя жильца в указанную клетку и интересуется, кто он.

Когда испытуемый поселит всех, кого хочет в красный дом, экспериментатор указывает на черный дом: «Есть еще и второй дом. Надо ведь и там кому-то жить. А кого ты поселишь в него?» При этом говорить о том, что второй дом «черный», «плохой» или как-либо иначе его характеризовать, запрещено. Поскольку методика носит проективный характер, предполагается, что изображение выступает в роли символа, и ребенок самостоятельно увидит, какой домик «хороший», а какой «плохой». Далее проводится аналогичная процедура со вторым домом.

Традиционно результаты этой методики интерпретируются следующим образом: те, кто находится в красном домике, значимы для ребенка, а потому он либо имеет, либо хочет иметь с ними хорошие отношения; те, кто попал в черный домик, – отвергаемы. Подобный поверхностный анализ позволяет увидеть количество социальных связей и их эмоциональный характер (на основании того, сколько всего ребенок упомянул персонажей и в каком домике их больше). Не менее важным показателем является порядок называния персонажей – те, кого ребенок назвал первыми, более значимы для него.

Источник