Тест Тест Предпосылки Петровских преобразований

Тест. Тест «Предпосылки Петровских преобразований»

Как назывался первый русский военный корабль, построенный при Алексее Михайловиче голландскими специалистами?

Варианты ответов
  • Варяг
  • Россия
  • Орёл
Вопрос 2

Что из перечисленного относится к взглядам Симеона Полоцкого?

Варианты ответов
  • ограничение самодержавия
  • объединение русского, украинского и белорусского народов под властью России
  • объединение под главенством римского папы православной и католической церквей в единую вселенскую церковь
Вопрос 3

Какое новшество в военной организации русского войска относит­ся к XVII в.?

Варианты ответов
  • полки иноземного строя
  • стрелецкое войско
  • дворянское ополчение
Вопрос 4

Запишите название, о котором идёт речь.

________________, находившаяся на окраине Москвы, была в XVII в. местом компактного проживания приглашённых на русскую службу западноевропейских специалистов.

Вопрос 5

Главой Посольского приказа в конце 1660-х — начале 1670-х гг., инициатором принятия Новоторгового устава 1667 г. был

Варианты ответов
  • В.В. Голицын
  • А.Л. Ордин-Нащокин
  • А.С. Шеин
Вопрос 6

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одно­го, относятся к России XVII в.

Варианты ответов
  • опричнина
  • Славяно-греко-латинское училище
  • Посольский приказ
Вопрос 7

Что из перечисленного относится к планам В.В. Голицына?

Варианты ответов
  • ужесточение наказаний за преступления против государства
  • освобождение крепостных крестьян от власти помещиков
  • установление дворянского ополчения как основы русского вой¬ска
Вопрос 8

Что из перечисленного способствовало усилению западного влия­ния на Россию в XVII в.?

Варианты ответов
  • прочные контакты Русской православной церкви с Католической церковью
  • почти беспрерывные войны России с соседями
  • масштабная морская торговля России с Западом через Балтику
Вопрос 9

Какое событие стало следствием политического курса В.И. Моро­зова и И.Д. Милославского?

Варианты ответов
  • Соляной бунт
  • заключение Столбовского мира со Швецией
  • восстание И.И. Болотникова
Вопрос 10

При каком правителе росийского государства впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов.

Источник

Повторительно-обобщающий урок по теме "Преобразования Петра I"

Класс делится на 3 группы. Выбираются капитаны команд, название команды. Определяется система оценивания: по 1 баллу за правильный ответ, в задании по понятиям – 3 балла: сложное, 2 балла: среднее, 1 балл: простое задание.

Дается опережающее задание по характеристике личности Петра I.

Таблица результатов рисуется на доске.

В течении всего урока на доску прикрепляются магнитами специально заготовленные таблички разного цвета с основными направлениями реформ Петра I.

Вступительное слово учителя.

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?” Поможет ответить нам на этот вопрос история петровской эпохи. Сегодня на уроке мы подведем итог изучению темы: «Преобразования Петра Великого».

Слайд 1. «Преобразования Петра I.»

Повторив, реформы Петра, мы должны будем ответить на вопрос:

  • Какой стала Россия в результате преобразований?
  • Что нового появилось в стране?
  • Все изменения в стране в период правления Петра мы будем вносить в эту схему на доске.

Вы должны будете записывать основные изменения в тетрадь.

Тема серьезная и для того, чтобы вы лучше запомнили материал, я решила провести этот урок в игровой форме.

Вы были разделены на 3 команды. Вы выбрали капитана, придумали название команды и мы начнем соревноваться в знании эпохи Петра I. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы, которые фиксируются в таблицу.

Капитан будет отмечать выступающих в команде, вам также нужно выбрать человека, который будет проверять ответы других команд и заносить результаты в таблицу.

В конце урока мы подведем итог: какая команда станет победителем, капитаны команд сдадут свои списки, просмотрев которые я поставлю оценки отдельным учащимся за их работу в команде.

Основная часть урока.

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» — это слова А.С. Пушкина о Петре Великом.

Сейчас поговорим о человеке, который в конце 17 – начале 18 в. провел значительные реформы в России.

Каким же был Петр I? Какие черты характера Петра помогли проявиться ему как государственному деятелю?

Характеристика Петра I. Рассказывают учащиеся, получившее опережающее задание.

Итак, что из качеств царя мы можем написать на доске? А качества Петра как правителя?

Реформатор – запишите в тетради.

Слайд 2 «Реформы Петра I»

Уже 300 лет идут споры вокруг личности Петра I и его деятельности. Одни восхищаются Петром: “то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник”, “царь-просветитель”. А для других он – “злодей”, “деспот”, “тиран”.

Какие изменения произошли в нашей стране в результате проведения экономических реформ?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы повторим основные понятия.

Но понятия оцениваются по-разному: 3 балла – красные, 2 – зеленые и 1 – синие. Учащиеся отвечают на выбранные понятия и зарабатывают баллы.

Протекционизм
Меркантилизм
мануфактура
приписные крестьяне
посессионные крестьяне
подушная подать
Рекруты
коллегии
регулярная армия

Если вы увидели, большая часть понятий связана с экономическими реформами.

Учитель подводит итоги конкурса. Объяснение понятий.

Но это еще не все понятия. Остальные кто-то написал с ошибками и их нужно исправить.

Сенод, мирконтелизм, пратекционнизм, Синат, каллегия. Пасесионые и преписные рестьяне, нарва, палтава, Санк-Петербурх, ампиратор, ништякский даговор. 4 балла

Учащиеся исправляют ошибки, и капитаны команд передают друг другу ответы для взаимопроверки.

Слайд 3 «Исторический диктант»

Итак, мы с вами закончили 1 часть урока и должны написать на доске самое главное слово или предложение, которое характеризует экономическую деятельность Петра I.

Учитель пишет на доске

Развитие отечественной промышленности. — запишите в тетради.

Слайд 4. «Государственные реформы»

Петр провел реформы в области государственного управления.

Каковы были последствия проведения этих реформ?

Схему центральных органов власти мы с вами записывали.

Но что случилось – большая часть схемы пропала. Давайте ее восстановим.

Учащиеся заполняют схему и передают для взаимопроверки.

Слайд 5. «Государственные реформы»

Учитель вместе с учениками проверяет правильность заполнения схемы, и выставляет баллы в таблицу. 11 баллов

Мы вспомнили реформы государственного управления, давайте посмотрим, что можно выделить самое главное в этих реформах?

К чему привела данная реформа? Каковы были последствия проведения этих реформ?

Централизация управления. – на доске – запишите в тетради.

Мы вспомнили экономические, государственные реформы.

Петр I проводил реформы в других областях. Для этого вы должны вспомнить даты проведения реформ.

Слайд 6. «Реформы Петра I»

Нужно поставить даты.

Что нового появилось в России в результате проведения данных реформ?

Учащиеся на листах проставляют даты и передают листы для взаимопроверки.

Слайд 7. «Реформы Петра I»

1722 г. – «Табель о рангах»

1708 г. – Реформа местного управления

1720 г. – Городская реформа

1700 г. – Упразднение патриаршества

1699 г. -– Начало создания школ

1703 г. – «Ведомости»

1700 г. – Новое летоисчисление

1718 г. – Ассамблеи

1700 г. – Указ о бритье бород и ношении европейской одежды

1711 г. – Создание Сената

1721 г. – Создание Синода

1718 г. – Создание коллегий

1703 г. – Начало строительства Петербурга

1719 г. – Основание Кунсткамеры

1724 г. – Учреждение Академии наук

1710 г. – Введение гражданской азбуки

Учитель вместе с учениками проверяет правильность дат – проверка учащимися из других групп и выставление баллов в таблицу. 16 баллов.

Итак, Что нового появилось в России в результате проведения данных реформ?

Развитие образования – запишите в тетради.

  • Новое летоисчисление
  • Новая азбука
  • Европейский облик русских людей
  • Первая газета

Большую часть своего правления Петр I вел войны. А для успешного ведения войны необходима боеспособная армия. Петр I проводит военную реформу.

В чем сущность военной реформы?

Капитаны команд выберите вопросы:

Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему? Какая армия появилась в результате реформы? 2 балла

Какие школы появились при Петре I: 2 балла
Навигацкая школа
Смольный институт
Артиллерийская школа
Гарнизонная школа
Народное училище
Хирургическая школа

Пажеский корпус

Какие уставы были написаны? В каких годах?

Проверка учителем заданий. 2 балла.

Слайд 8. «Военная реформа».

В чем сущность военной реформы?

Регулярная армия.

Обучение офицеров и солдат, перевооружение армии – запишите в тетради.

Слайд 9. «Северная война»

Реформирование армии оказало влияние на ход Северной войны. Мы просто не можем не вспомнить эту войну, потому, что она привела к значительным изменениям в государстве. Несколько конкурсов у нас будут по Северной войне. В конце их проведения вы должны будете ответить на вопрос:

Какие изменения в стране произошли после окончания войны?

Конкурс 6. “Схемы сражений”

Задание: Даются схемы сражений Северной войны: учащиеся должны определить – что это за сражение.

Сражение под Полтавой.


Сражение у Нарвы.


Гангутское сражение.


Сражение у деревни Лесной.

Учитель подводит итоги конкурса.

Полтава, Нарва, Гангут, деревня Лесная. 1 балл.

Задание: Кто лишний в перечне и почему?

  • Петр I, царевна Софья, Иван V, Карл XII.
  • Россия, Швеция, Дания, Англия, Речь Посполитая.
  • Нарва, Полтава, у Лесной, Азов.

Команды отвечают на поставленные вопросы, учитель подводит итоги конкурса.

1 балл.

Слайд 10. “Кто Лишний и почему?”

На следующий вопрос предлагается ответить всем командам. Что такое Северный союз и кто в него входил?

Читайте также:  Задачка 3 Об ограблении банка и кактусе

Слайд 11. “Северный Союз”

Учитель: с помощью следующего слайда проверим ваш ответ и дадим правильный.

Северный союз – это антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Польши.

Заключен в 1699 году. Распался в начале Северной войны 1700–1721 гг. Потерпев поражение, Дания вышла из войны в 1700 г., Польша и Саксония – в 1706 г. После Полтавской битвы 1709 г. возобновлен с участием Пруссии (1713 г.).

Учитель подводит итоги конкурса. 1 балл.

Расставить в хронологическом порядке сражения: Нарва, Полтава, у Лесной, Гангут, строительство С.-Петербурга.

Команды дают правильный ответ:

Нарва. 2. Строительство Санкт-Петербурга. 3. У Лесной. 4. Полтава. 5. Гангут.

Учитель подводит итог конкурса. 6 баллов.

Слайд 12. «Хронология сражений и событий»

Каждая команда получает отдельное задание, при успешном его выполнении набирает баллы.

Задание: Кто автор данных донесений, и с какими событиями они связаны?

  • «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят». Петр I, создание флота.
  • «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». Полтава, Петр I.
  • «Зело жесток, сей орех, однако, слава богу, счастливо разгрызен». Петр I, Нотебург (Орешек)

Подведение итогов конкурса. 3 балла.

Слайд 13. «Неотосланные депеши»

Итак, Какие изменения в стране произошли после окончания войны?

Выход в Балтийское море

Россия – империя — запишите в тетради.

Россия стала империей, а Петр I – императором. Личность Петра противоречива и его современники по — разному оценивали его деятельность.

Обратимся к документам на слайде:

Можно ли итог внешнеполитической деятельности Петр описать словами его сподвижника Феофана Прокоповича, произнесенными над гробом императора:

«Какову он Россию свою сделал, такова и будет; сделал добрыми любимую, любимая и будет; сделал врагам страшною, страшной и будет; сделал на весь мир славною, славной и быть не перестанет»? Как вы думаете, отражают ли эти слова государственного и церковного деятеля Петровской эпохи идею о превращении России в великую державу? Аргументируйте ответ.

Видный общественный деятель эпохи Екатерины II княгиня Е.Р. Дашкова в своих записках высказывается о Петре так: «Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть, его невежество не позволяло ему видеть, что некоторые реформы, насильственно введенные им, со временем привились бы мирным путем в силу примера и общения с другими нациями. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный самобытный характер наших предков. Он подорвал основы уложения своего отца и заменил их деспотическими замашками». Сравните точку зрения Дашковой на петровские реформы с положительными оценками этих преобразований. Как разрешить возникшее противоречие?

Известно, что ценой преобразовательной деятельности Петра явилось сокращение податного населения России на 30%. Размышляя об этом, поэт Волошин М.А. писал: «Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками». Выскажите свое мнение об этих строках. Как вы думаете, могли ли реформы проводиться иначе, с меньшим напряжением сил народа?

Команды отвечают, учитель вносит поправки и дополнения, комментирует ответы участников и подводит итоги конкурса. 3 балла.

Итак, давайте посмотрим, что мы с вами выбрали как наиболее важное в Петровской эпохе.

Обращение к доске: по схеме.

Подведение итогов конкурса.

Наибольшее количество баллов – 60 баллов.

Подведение итогов урока.

Объявляется общий итог и называются победители.

Оценивание по группам и индивидуально, выставление оценок.

Определены победители. А теперь настала пора поздравить их.

Слайд 15. “Награждение победителей орденами”

На экране появляется слайд с изображением орденов русской армии петровской эпохи. Выставление оценок.

Вот и закончился урок, посвященный петровской эпохе.

Времена не выбирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. Петр I поражал современников масштабом своей личности. Поражает он и нас, потомков. Таковы богатство и одаренность его натуры, противоречивость и цельность его характера. Царствование свое он воспринимал как врученную Богом работу, которую следует делать неутомимо. Он был примером в этом служении Отечеству. Более таких универсальных правителей Россия не знала.

Слайд 16. Домашнее задание.

§ 26, вопрос 3, задание 1 – устно.

Рисунок на тему «Петровская эпоха» – желающим получить дополнительную «4» .

Эссе – желающим получить дополнительную «5»:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник».

Источник

Тест по истории России Россия в эпоху преобразований Петра I 8 класс

Тест по истории России Россия в эпоху преобразований Петра I 8 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 13 заданий.

Вариант 1

1. Что из перечисленного ниже относится к царствованию Петра I?

1) создание регулярной армии
2) крестьянская война под руководством Е. И. Пугачёва
3) создание системы приказов
4) проведение ежегодных ярмарок

2. Высший орган управления, пришедший на смену Боярской думе в результате петровских реформ, назывался

1) Святейшим Синодом
2) Сенатом
3) Верховным тайным советом
4) Негласным комитетом

3. Укажите мероприятие внутренней политики Петра I.

1) создание коллегий
2) открытие Славяно-греко-латинской академии
3) ликвидация местничества
4) отмена «урочных лет»

4. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям, называется

1) местничеством
2) опричниной
3) протекционизмом
4) рекрутчиной

5. Сословный орган, созданный Петром I для управления городами, назывался

1) думой
2) магистратом
3) губной избой
4) советом

6. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.

Схема события 1 вариант

Какое событие, связанное с внешней политикой Петра I, изображено на схеме?

1) Персидский поход 1723-1725 гг.
2) Крымские походы В. В. Голицына
3) Первый Азовский поход Петра I
4) Прутский поход 1711 г.

7. Ништадтский мир Россия и Швеция подписали в

1) 1714 г.
2) 1720 г.
3) 1721 г.
4) 1725 г.

8. Прочтите текст и укажите, о каком событии идет речь.

«Пётр в конце1707 года отправил полковника князя Юрия Долгорукого с командою на Дон отыскивать беглецов и высылать на прежние жилища. Долгорукий отыскал 3000 беглых, но в это время между казаками начала ходить грамота с увещанием не допускать Долгорукого до исполнения его наказа и бить сыщиков. Началось волнение, большая шайка голутвенных собралась около бахмутского старшины, который нечаянно ночью напал на отряд Долгорукого и истребил его вместе с предводителем. Разбитый верными казаками, высланными против него атаманом Максимовым, он бежал в Запорожье, откуда весною 1708 года явился на Хопре и стал рассылать возмутительные письма, провозглашая, что они, казаки, встали за истинную веру христианскую и за благочестивого царя против князей, бояр и немцев, которые отвращают всех от истинной христианской веры. Собравши около себя большую толпу голутвенных, он разбил царское войско и овладел главным городом донских казаков — Черкасском, где казнил атамана Максимова с прочими старшинами и сам провозглашён был атаманом».

1) башкирское восстание
2) восстание под предводительством К. А. Булавина
3) астраханское восстание
4) восстание старообрядцев

9. Укажите верное утверждение, касающееся культурных преобразований Петра I.

1) при Петре I было введено европейское летоисчисление
2) на петровские ассамблеи женщины не допускались
3) Пётр I запретил носить европейское платье
4) при Петре I расширилась сеть духовных учебных заведений

10. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

В каком стиле памятник архитектуры

В каком стиле построен данный памятник архитектуры?

1) шатровый стиль
2) барокко
3) ампир
4) узорочье

11. Какие события имеют отношение к реформам Петра I? Найдите в приведенном ниже списке два события и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) создание регулярной армии
2) учреждение коллегий
3) принятие Соборного уложения
4) начало книгопечатания
5) отмена местничества

12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

1) учреждение Сената
2) сражение у острова Гренгам
3) астраханское восстание
4) переход на новую систему летоисчисления

13. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и ответьте на вопросы.

«Пётр реформировал общественное устройство и управление не по строгому, заранее составленному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами, между походами и военными заботами. Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Пётр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий. Невозможно, впрочем, было и ждать от Петра заранее составленного и теоретически разработанного плана преобразовательной деятельности. Его воспитание и жизнь не могли выработать в нём наклонности к отвлечённому мышлению: по всему своему складу он был практическим деятелем, не любившим ничего абстрактного. И среди его сотрудников, запечатлённых таким же практическим направлением, мы не видим человека, который мог бы стать автором плана общих преобразований. Если Пётр и перенёс на Русь коллегиальное устройство административных органов, то это потому, что везде на Западе он видел эту форму управления и считал её единственной нормальной и пригодной где бы то ни было. Но если бы даже и была в голове Петра какая-нибудь предрешённая система преобразований, он вряд ли бы мог выполнить её последовательно. Нужно помнить, что война поглощала все силы царя и народа. Можно ли было при этом условии предаться систематической реформе, когда военные нужды обусловливали собой всю внутреннюю деятельность правительства?»

1) О какой войне идет речь в тексте? Укажите ее хронологические рамки.

Читайте также:  Статья 63 СК Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

2) В чем состояли итоги войны? Назовите не менее двух-трех положений.

Вариант 2

1. «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни…» — так писал А. С. Пушкин о начале правления Петра I. Какое(-ие) событие(-я) имел в виду А. С. Пушкин?

1) окончание Северной войны
2) восстания стрельцов
3) морское сражение у острова Гренгам
4) Каспийский (или Персидский) поход

2. Что из названного ниже было одной из причин петровских преобразований?

1) необходимость преодоления Россией отставания от западных стран
2) стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии
3) необходимость отмены местничества и системы кормлений
4) стремление к объединению всех русских земель

3. К реформам Петра I относится

1) отмена местничества
2) учреждение патриаршества
3) создание министерств
4) разделение страны на губернии

4. Экономическая политика, выражавшаяся в активном государственном вмешательстве в хозяйственную жизнь и проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства, называлась

1) местничеством
2) опричниной
3) меркантилизмом
4) рекрутчиной

5. При Петре I этот орган власти не случайно имел определение «правительствующий», так как был создан для коллегиального управления страной в отсутствие царя. Это был(-и)

1) Синод
2) Сенат
3) «Консилия министров»
4) коллегии

6. Рассмотрите схему и ответьте на вопрос.

Схема события 2 вариант

Какое событие, связанное с внешней политикой Петра I, изображено на схеме?

1) Персидский поход 1723—1725 гг.
2) Крымские походы В. В. Голицына
3) Первый Азовский поход Петра I
4) Прутский поход 1711 г.

7. Что из перечисленного ниже является итогом экономической политики Петра I?

1) появление мануфактур
2) рост числа мануфактур в несколько раз
3) начало торговых связей с Востоком
4) внедрение наёмного труда в сельском хозяйстве

8. Прочтите текст и укажите, о каком событии идет речь.

«Восстание было вызвано введением новых налогов и требованиями поставок лошадей для русской армии. Его возглавили Алдар Исекеев и Кучу к (Кусюм) Тюлекеев. Они отказались от русского подданства с тем, чтобы создать независимое ханство. Движение, развернувшееся в 1705-1706 гг. в южной и северо-западной частях края, было вскоре подавлено. Однако в 1707-1708 гг. оно вспыхнуло вновь, охватив особенно его западные районы, откуда перекинулось в Казанский уезд. В 1709-1711 гг. центр восстания переместился на восток края, в район Сибирской и Ногайской дорог. В борьбе с восстанием правительство использовало отряды калмыков, нанёсших повстанцам серьёзное поражение летом 1710 г.».

1) башкирское восстание
2) восстание под предводительством К. А. Булавина
3) астраханское восстание
4) восстание старообрядцев

9. Развитие системы образования в начале XVIII в. связано с

1) отменой крепостного права
2) введением рекрутской повинности
3) введением ассамблей
4) потребностью государства в образованных людях для армии

10. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Вид изобразительного искусства

К какому виду изобразительного искусства относится данное изображение?

1) гравюра
2) портрет
3) парсуна
4) икона

11. Кто из исторических деятелей относится к периоду царствования Петра I? Найдите в приведенном ниже списке двух исторических деятелей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) А. Шеин
2) А. Меншиков
3) А. Орлов
4) Г. Державин
5) Г. Потёмкин

12. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

1) Ништадтский мир
2) основание Санкт-Петербурга
3) восстание под предводительством К. А. Булавина
4) поражение русских войск под Нарвой

13. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

«Победа не только освободила от шведов Украину и Россию, но и освободила от страха перед ними несколько государств Европы. Более того, это событие оказалось переломным как в истории России, так и четырёх других государств — Швеции, Саксонии, Речи Посполитой и Дании. До него Россия занимала скромное место в расчётах западных держав, победа же резко подняла политический и военный престиж России. Впервые за свою историю она стала полноправным балтийским государством и членом европейской системы союзов, обозначив свои интересы на континенте. Инициатива действий не только на суше, но и на море стала принадлежать русскому флоту. Англия, которая до Полтавы едва замечала Россию и отказывалась в 1707 г. включить эту страну в Великий союз. Англия, в столице которой — неслыханный позор! — был избит и посажен в тюрьму русский посол А. А. Матвеев, после победы заявила о необходимости улучшения отношений с царём. Франция, отклонившая в 1706 г. заключение торгового договора с Русским государством, теперь, опасаясь появления полтавских ветеранов на службе Великого союза, пыталась перехватить инициативу и использовать Петра в центре Европы. Теперь русскому правительству уже не было нужды увеличивать вес своего престижа бочонками с серебром или обещаниями поставки солдат на Рейн или в Испанию. Сфера влияния победившей страны выросла особенно в Польше, Северной Германии и даже на Балканах, где вспыхнули надежды на освобождение от османского ига православным царём».

1) О каком сражении идет речь в тексте? Укажите год, когда оно произошло.

2) Как историк определяет значение итогов этого сражения для России и других государств? Назовите не менее двух положений.

Ответы на тест по истории России Россия в эпоху преобразований Петра I 8 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-1
4-3
5-2
6-4
7-3
8-2
9-1
10-2
11-12
12-4312
13.
1) Северная война, 1700-1721 гг.
2) Обеспечен выход к Балтийскому морю; Россия стала империей; Победа в войне выдвинула Россию в разряд мировых держав; Впервые за свою историю Россия стала полноправным балтийским государством и членом европейской системы союзов, обозначив свои интересы на континенте.
Вариант 2
1-2
2-1
3-4
4-3
5-2
6-3
7-2
8-1
9-4
10-2
11-12
12-4231
13.
1) Полтавская битва, 1709 г.
2) Победа не только освободила от шведов Украину и Россию, но и освободила от страха перед ними несколько государств Европы; Победа резко подняла политический и военный престиж России; Сфера влияния победившей страны выросла.

Источник

ЕГЭ. История. Теория по кодификатору. 2.1.1 Петровские преобразования.

Таким образом, реформы Петра проводились не на пустом месте, было много сделано его предшественниками.

РЕФОРМЫ Петра I.

  • 1705 г.- введение рекрутской повинности, изменение порядка комплектования армии, служба- бессрочная, армия постоянная и регулярная.
  • Комплектование офицерских кадров и их обучение: введение для дворян пожизненной службы, создание военных школ, отправка дворянских детей для обучения за границу.
  • 1716 г. — Уставы сухопутной и морской армии
  • 1720 г. — Морской устав
  • 1698- первое мореходное училище в Азове
  • 1698-1699-первая военная школа при Преображенском полке
  • 1701-в Москве первая артиллерийская школа
  • 1701, 14 января — Указ об организации Навигацкой школы.
  • 1712-артиллерийская школа в Петербурге
  • 1715 — Основание Морской академии в Петербурге.
  • 1721- в Петербурге- артиллерийская школа, две военно-инженерные школы
  • ФЛОТ:
  • Конец 90-хгг 17в- Азовский флот
  • 1722-1723- Каспийский флот.
  • 1702-1704-строительство Балтийского флота
  • 1716-Устав воинский
  • 1718-1722-Устав морской, Регламент адмиралтейский.
  • Создание за государственный счёт металлургических заводов на Урале, в Липецке, в Карелии. Центрами кораблестроения стали Петербург и Воронеж, текстильного производства- Москва. Многие государственные мануфактуры на льготных условиях передавались в частные руки.
  • Решение проблемы рабочей cилы на мануфактура: появление приписных крестьян, когда крестьян приписывали к мануфактурам, они становились их собственностью.
  • Накопление золотого запаса страны для финансирования войн.
  • Проведение политики протекционизма и меркантилизма.

Меркантилизм – политика, направленная на превышение экспорта (вывоза) товаров над импортом (ввозом).

  • Проведение денежной реформы – уменьшение содержания драгоценных металлов в монете.
  • Налоговая реформа – введение в 1718-1724 гг. после переписи населения нового прямого налога – подушной подати, а также многочисленных косвенных налогов. Вводились новые налоги: на бороду, баню, мёд, гербовую бумагу и др.

Суть подушной подати.

Крестьяне должны были содержать армию, посадские люди – флот.

Требуемую сумму делили на лиц мужского пола. В итоге крестьяне в год платили 74 коп., посадские – 1 рубль 14 коп.

Административные реформы.

Цель: максимально централизовать управление и усилить личную власть монарха.

Реформы местного управления.

  • 1699-1700- создание Ратуши в Москве и земских изб в городах для сбора налогов и пошлин.
  • 1708-1710 – первая областная реформа: деление страны на 8 губерний, власть губернатора – полная. Создание двухзвенной системы: губерния – уезд.
  • 1719 – вторая областная реформа, создание трёхзвенной системы: губерния-провинция-уезд. (Причина: слишком огромные территории губерний, невозможность контроля за деятельностью губернаторов). Провинций было 50, во главе- воевода
  • 1711- вместо Боярской думы создан Сенат— высший судебный и исполнительный орган власти. В него входили 9 человек + генерал-прокурор.
  • Создание органов контроля – прокуратуры и института фискалов. Их функции – контроль за деятельностью Сената, коллегий, местной администрации.
  • 1717-1721- создание вместо 44 приказов 11 (затем 14) коллегий.
  • Силовые (Военная, Морская, Иностранных дел)
  • Финансовые (Камер-коллегия, Штатс -коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия)
  • Экономические (Берг-коллегия, Мунуфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Главный магистрат).
Читайте также:  Вопросы маме про жизнь

Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 г.)

  • Строились на принципах коллегиальности.
  • Чётко разграничивались их полномочия.
  • Жёстко регламентировалась деятельность.

Церковная реформа.

1721- завершение церковной реформы: создание Синода, который являлся частью государственного аппарата, что свидетельствовало о подчинении церкви государству.

Во главе Синода стоял обер-прокурор, светское лицо.

Табель о рангах.

1722- принятие Табели о рангах — документа, определяющего соответствие чинов гражданской и военной службы.

  • военные
  • штатские
  • придворные

Всего было 14 классов (чинов).

Потомственным дворянином мог стать чиновник, получивший 8 класс по штатской службе.

  • появился новый принцип занятия должностей не по знатности рода, а по личным способностям и уровню образования;
  • дворянство превратилось в открытое сословие, которое стало пополняться за счёт наиболее талантливых представителей других сословий.

1714 — «Указ о единонаследии».

Все земли предавались по наследству лишь одному из сыновей (чаще- старшему). Остальные должны были служить.

  • Насильственное насаждение западного образа жизни и культурных ценностей.
  • Усиление светских начал в образовании и культуре: переход на новое летосчисление, введение гражданского шрифта, создание первого музея – Кунсткамеры (1718), первой печатной газеты, первого общедоступного театра.
  • Организация ассамблей, которые способствовали быстрому усвоению дворянством европейского образа жизни, а также улучшению положения женщин в обществе.
  • Введение новшеств в архитектуре: строительство Петербурга по заранее намеченном плану, первые дворцово-парковые ансамбли в Петергофе и Ораниенбауме – подражание французскому Версалю; в живописи – появление портретного жанра: портреты Петра I работ А.В. Матвеева и И.Н. Никитина.
  • Активный процесс секуляризации культуры (то есть увеличение светских начал).
  • Насильственное насаждение западных культурных ценностей имело как плюсы, так и минусы (приобщение к культуре запада и неуважительное отношение к русским традициям и ценностям).
  • В 1721 году Россия стала империей.
  • Полностью утвердился абсолютизм, усилилась власть императора.
  • Рост бюрократического аппарата
  • Произошёл культурный раскол в обществе: на европеизированную элиту и массу населения.
  • Создание мощной армии и флота, системы её снабжения провиантом и вооружением
  • Развитие различных отраслей промышленности
  • Создание мощной армии и флота, системы её снабжения провиантом и вооружением
  • Развитие различных отраслей промышленности

Оценка преобразований.

В середине XIX века начался спор между западниками (сторонниками преобразований) и славянофилами (противниками).

Пётр I воспринимался царём-гигантом, двигавшим Россию на европейский путь, и жестоким тираном, столкнувшим страну с традиционного пути развития, насадившим бюрократию, укрепившим крепостничество.

Источник



Тест по истории Значение петровских преобразований в истории страны 8 класс

Тест по истории Значение петровских преобразований в истории страны для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Пётр I в своих преобразованиях активно использовал зарубежный опыт. В чём состояла особенность реформ Петра по сравнению с его предшественниками?

1) до Петра I никто из российских государей не приглашал иностранных специалистов
2) до Петра I никто из государей России не проводил реформы в армии по европейскому образцу
3) реформы Петра I затронули все сферы общественной жизни, а не только отдельные стороны, как это было до него
4) Пётр I использовал опыт только тех зарубежных стран, над которыми одержал победу в ходе Северной войны

2. Что входило в понятие «регулярное государство», по мнению Петра I?

1) все должны действовать на благо государя
2) все должны выполнять чётко установленные обязанности
3) главной ценностью являются права и свободы человека
4) государь может позволить себе отдыхать, лишь бы все остальные в государстве исправно работали

3. Каким было отношение Петра I к его подданным?

1) Пётр учитывал интересы всех слоёв населения
2) государь полагал, что подданные имеют право сами выбирать сферу своих интересов и трудиться в этой области
3) Пётр, как правило, требовал абсолютного послушания и строгого выполнения своих распоряжений
4) Пётр считал, что необходимо ограничить власть госуда­ря

4. В России в годы правления Петра I стали развиваться ману­фактуры, которые в первую очередь обслуживали

1) ювелирное дело
2) лёгкую промышленность
3) науку
4) военное дело

5. До какого времени сохранялась система рекрутских наборов формирования армии, введённая Петром I?

1) до середины XVIII в.
2) до конца XVIII в.
3) до 1860-1870-х гг.
4) до начала ХХ в.

6. Кто был первым редактором первой печатной газеты «Ведомости»?

1) А. Меншиков
2) Б. Шереметев
3) царевич Алексей
4) Пётр I

7. Какой слой населения меньше других изменил свой быт под влиянием реформ Петра I?

1) крестьяне
2) горожане
3) дворяне
4) богатые помещики

8. Какой военный поход русской армии и флота состоялся в 1722-1723 гг.?

1) Новосибирский
2) Персидский
3) Дунайский
4) Балтийский

9. Прочитайте мнения историков о преобразованиях Петра I. Кто из них утверждал, что Россия стала европейской дер­жавой «ценой разорения страны»?

1) С.М. Соловьёв
2) С.Ф. Платонов
3) П.Н. Милюков
4) В.О. Ключевский

10. Прочитайте отрывок из дневника Ф.В. Берхгольца и ответьте на вопросы.

«После сего весь Сенат приблизился к Его Величеству, и великий канцлер Головкин, после длинной речь, про­сил его от лица всех государственных сословий принять в знак их верноподданнической благодарности титул Петра; Великого, отца отечества и императора Всероссийского, который был повторён за ним и провозглашён всем Сенатом».

1) В каком году произошло данное событие?
2) В каком году был учреждён Правительствующий Сенат, который преподнёс Петру I указанный титул?
3) В каком городе был подписан мирный договор, завер­шивший войну, в честь окончания которой Петру I был преподнесён указанный титул?

2 вариант

1. Как изменилось отношение к церкви и её роли в жизни государства в правление Петра I?

1) церковь укрепила своё влияние в государстве
2) церковь чётко поделила обязанности с государственной властью
3) государство постепенно приобретало светский характер, влияние церкви уменьшилось
4) при Петре I церковь полностью была отделена от государства

2. Как изменилась система законодательства при Петре I?

1) государь стремился создать систему законов, которая бы регулировала и общественную, и частную жизнь человека
2) законы стали ненужными в правление Петра I, всё решалось исключительно волей государя
3) законы стала принимать Государственная дума, которая формировалась из избранных депутатов
4) действовали старые законы, при Петре не было добавлено новых важных законов

3. Чего требовал от своих подчинённых Петр I, судя по его реформам и преобразованиям?

1) обсуждения приказов, прежде чем исполнять их
2) возражений и сопротивления его реформам, чтобы государь мог подобрать достойные аргументы
3) беспрекословного подчинения, выполнения работ по инструкции от государства
4) защиты собственных прав и свобод, древних вольностей

4. Что можно отнести к успехам в экономическом развитии России в начале XVIII в.?

1) формирование первых мануфактур
2) развитие внутреннего российского рынка
3) складывание внешнеторговых отношений с другими странами
4) появление новых отраслей промышленности

5. Назовите причину, по которой на мануфактурах не хватало свободных рабочих рук в России начала XVIII в.?

1) сохранение крепостного права
2) нежелание горожан устраиваться на работу
3) высокие социальные выплаты и пособия
4) увеличение вольностей для рабочих и крестьян, из-за чего те не желали подчиняться начальству

6. Какой документ стал основой для прохождения службы со времён правления Петра I?

1) Судебник
2) Соборное уложение
3) Табель о рангах
4) Наказ

7. Что стало одним из последствий проведения культурных реформ в начале XVIII в.?

1) быстрое и лёгкое внедрение в повседневную жизнь всего российского общества европейских порядков
2) отчуждение верхних и нижних слоёв общества, по-­разному воспринимающих реформы
3) восприятие культурных реформ «низами» общества и сопротивление со стороны дворян
4) полное вытеснение церкви из жизни общества

8. Ништадтский мирный договор, которым окончилась Северная война, был подписан в

1) 1711 г.
2) 1715 г.
3) 1721 г.
4) 1726 г.

9. Кто из историков оценивал Петра I и его преобразования следующим образом: «Ждали вождя; вождь явился»?

1) С.М. Соловьёв
2) П.Н. Милюков
3) С.Ф. Платонов
4) В.О. Ключевский

10. Прочитайте отрывок из дневника Ф.В. Берхгольца и ответьте на вопросы.

«После сего весь Сенат приблизился к Его Величеству, и великий канцлер Головкин, после длинной речь, про­сил его от лица всех государственных сословий принять в знак их верноподданнической благодарности титул Петра Великого, отца отечества и императора Всероссийского, ко­торый был повторён за ним и провозглашён всем Сенатом».

1) Как называется война, по окончании которой Сенат пре­поднес Петру I названный титул?
2) В каком году произошло событие, о котором говорится в
документе?
3) Какая страна объявила России войну в том же году, когда был создан Правительствующий Сенат и император от­правился в Прутский поход?

Ответы на тест по истории Значение петровских преобразований в истории страны
1 вариант
1-3
2-2
3-3
4-4
5-3
6-4
7-1
8-2
9-3
10.
1) 1721 г.
2) 1711 г.
3) Ништадт
2 вариант
1-3
2-1
3-3
4-4
5-1
6-3
7-2
8-3
9-1
10.
1) Северная
2) 1721 г.
3) Турция (Османская империя)

Источник