Транспортная логистика что это такое простыми словами виды основы особенности грузоперевозок транспортно

Транспортная логистика: что это такое простыми словами — виды, основы, особенности грузоперевозок транспортно-логистической компании

Сегодня транспорт позволяет решать большую часть операций по транспортировке груза. А правильный подбор маршрута — это основа деятельности, позволяющая уменьшить затраты времени и финансов. В этой статье мы поговорим о том, что это такое транспортная логистика простыми словами, о ее основах и особенностях.

организация транспортно логистической деятельности

Понятие

Это сфера, которая отвечает за организацию перевозки заказанных товаров в определенное место за время, согласованное с заказчиком, и по наиболее оптимальному пути, разработанному так, чтобы снизить финансовые издержки. Сюда входит три основных момента:

  • доставка с небольшими затратами;
  • применение современных устройств связи и оборудования для контролирования процесса на всех его этапах;
  • передача информации о грузе его заказчику.

Ключевой элемент транспортировки — средство передвижения. На применение и обслуживание выделяется приблизительно половина от всех расходов на процесс.

Главные задачи направления: поиск наиболее подходящего вида транспорта, следование рабочим схемам и прокладывание выгодных маршрутов. Это входит в транспортно-логистическую деятельность, организацией которой занимаются транспортные компании.

История возникновения сферы

Первый официальный «выход в свет» этой фразы произошел на Европейском Конгрессе, проходящем в Германии в 1974 г. Там же впервые были обозначены главные цели: доставка товаров в согласованную точку за установленный период и с минимальными затратами.

На Западе услуги начали предоставляться еще в 90-е. По анализу экспертов, ежегодно обороты на рынке растут примерно на 20%. А вот в России об этом позаботились только при переходе страны на рыночный тип экономики, поэтому развитие транспортно-логистических услуг — это не самая быстрорастущая сфера. В основном это связано с тем, что отсутствуют бизнес-планы, а на одного работника компании приходятся разнородные функции.

Источник

Изучение вопросов транспортного обслуживания

Библиографическая ссылка на статью:
Скиба С.А. Специфика муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89168 (дата обращения: 18.06.2021).

Управление транспортной отраслью является одним из базовых условий устойчивого социально-экономического развития государства: от того, в какой мере налажено транспортное сообщение внутри страны, зависит грузопоток и пассажирооборот, формируются условия для ведения предпринимательской деятельности, привлечения инвестиций для реализации крупных инвестиционных проектов. С другой стороны, вопросы управления в сфере транспорта наиболее тесным образом связаны с такими параметрами, как качество обслуживания, удовлетворенность населения транспортными услугами, их доступностью. Во многом решение вопросов транспортного обслуживания населения в Российской Федерации возложено на органы местного самоуправления, чья деятельность должны быть направлена на разработку и реализацию эффективной муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения.

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, муниципального района, городского округа отнесены соответственно к вопросам местного значения городского поселения, муниципального района, городского округа [6].

Систематизация положений об организационно-структурном устройстве транспортной системы муниципального образования позволяет сделать вывод, что к числу основных элементов относятся совокупность транспортных коммуникаций (улицы, дороги, линии рельсового транспорта и т.д.), инженерное оборудование и сооружения, подвижной состав и транспортные хозяйства, устройства и сооружения для хранения, паркования и технического обслуживания подвижного состава, а также средства управления и организации городского движения, обеспечивающие передвижения людей и перевозку грузов [1, с. 253; 2, с. 52].

При этом основу транспортного комплекса образуют внутригородской пассажирский, междугородный и пригородный пассажирский, грузовой, специализированный транспорт, транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В зависимости от географического положения, социально-экономических условий развития, численности населения и иных параметров, в отдельных муниципальных образования для осуществления внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, а также метрополитены.

Анализ текущего состояния управления транспортным обслуживанием населения на муниципальном уровне позволяет сделать вывод об отсутствии целостного подхода к определению ключевых целей, задач, принципов и стратегических приоритетов развития в обозначенной области. В то же время, отсутствуют и универсальные механизмы развития транспортного обслуживания. Обобщение публикации по рассматриваемой тематике позволяет сделать вывод об уникальности транспортной проблематики на уровне муниципалитетов в Российской Федерации, которая состоит, с одной стороны, в необходимости управления тотальным транспортным комплексом, решении базовых задач по развитию транспортного обслуживания в силу сохранения комплекса проблем среди которых моральное и физическое устаревание подвижного состава, неудовлетворительное состояние дорожных сетей, и, с другой стороны, отсутствие муниципальной политики в данной сфере как адекватного ответа на возникшие противоречия [2, с. 258].

В отношении транспорта общего пользования муниципальные образования, как правило, используют прямые методы регулирования, заключающиеся в определении необходимого количества транспортных средств, трассировании маршрутов (социального значимых и экономически окупаемых), бюджетной компенсации льгот за проезд (не всегда и не везде) и т.д.

Количественные и качественные характеристики транспортных средств, используемые для организации транспортного сообщения в муниципалитете, а также организация их движения являются, по замечанию Е.И. Васильевой, «узловыми проблемными точками в управлении транспортом наряду с соответствием интенсивности движения и емкости улично-дорожной сети ее пропускной способности, обеспечением безопасности городского движения, совершенствованием системы управления транспортом общего пользования и транспортными потоками» [1, с. 258].

О.М. Рой отмечает, что «значение общественного транспорта увеличивается по мере пространственного расширения города и обострения урабанизационных проблем» [8, с. 254]. Роль общественного транспорта состоит не только в удовлетворении запросов населения как потребителя транспортных услуг, но и в снижении транспортной нагрузки на магистралях, уменьшении факторов деструктивного влияния на экологию.

Обобщение положений законодательства свидетельствует о том, что основу транспортной политики муниципальных образований составляют:

  • управление пассажирскими перевозками пассажиров;
  • оптимизация маршрутной сети и тарифной политики пассажирских перевозок;
  • управление развитием улично-дорожных сетей;
  • управление местами парковок;
  • организация и регулирование движения для обеспечения высокой пропускной способности и безопасности всех видов движения;
  • организация взаимодействия транспорта муниципальной и частной форм собственности;
  • информирования населения и т.д.

Задача органов местного самоуправления состоит в создании условий (в том числе законодательных) для функционирования транспорта общего пользования, которые должны исходить из принципов конкуренции перевозчиков и взаимодействия их с органами власти в интересах населения. Очевидно, что успешное функционирование отрасли общественного транспорта в очень значительной степени зависит от этого взаимодействия.

Таким образом, в качестве цели муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения в Российской Федерации можно выделить повышение качества жизни населения на основе обеспечения безопасности, надежности, гибкости и эффективности функционирования транспортной системы города.

Достижению указанной цели способствуют реализация следующих задач:

  • обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
  • модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
  • приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
  • обеспечение безопасности перевозок;
  • развитие сети коммерческих перевозчиков.

Совокупность механизмов реализации муниципальной политики представлена шестью основными группами: нормативно-правовые, финансово-экономические, программно-целевые, институциональные, административные и организационно-распорядительные [5, с. 13-15].

Нормативно-правовые механизмы предполагают выработку регулирующих норм реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения, формируют основу для принятия решений о развития транспортного комплекса.

Основу для реализации закрепленных положений составляют финансово-экономические инструменты и методы, которые фактически реализуются через систему муниципального заказа на перевозки, политику регулирования цен и тарифов, создания специальных условий использования транспорта отдельными группами населения.

В то же время, реализация финансово-экономической политики подкрепляется функционированием программно-целевого механизма финансирования отдельных проектов, что позволяет решать наиболее актуальные в текущем периоде проблемы для муниципальных образований.

В последнее время усиливается роль институциональных механизмов как возможности для разработки инновационных форм и путей поддержки транспортного комплекса муниципального образования. Речь идет о создании специализированных муниципальных и частно-муниципальных предприятий по проектированию и исследованию городского движения, центров изучения транспортных проблем и пр.

Содержание административных и организационно-распорядительных механизмов состоит в осуществлении функций координации, мониторинга и контроля исполнения основных поручений, мероприятий, качества принимаемых решений и произведенных работ.

Вместе с тем, ввиду разрозненности законодательных положений, отсутствия необходимых нормативно-методических положений в части реализации муниципальной политики в сфере транспортного обслуживания населения в Российской Федерации как самостоятельного направления транспортной политики России, остается нерешенным комплекс проблем, существенно снижающих эффективность транспортного обслуживания. Основные проблемы, а также возможные мероприятия по их решению представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные проблемы в области функционирования общественного транспорта

Проблема

Мероприятия по решению проблемы

— отсутствие федерального («рамочного») закона, определяющего цели, задачи, принципы организации транспортного обслуживания населения в Российской Федерации

— отсутствие специализированных региональных законодательных актов, регулирующих деятельность общественного транспорта

— разработка и принятие соответствующих нормативных правовых актов региональными и местными властями

— неудовлетворительная структура балансов предприятий-перевозчиков

— растущая убыточность предприятий-перевозчиков

— отсутствие средств у перевозчиков на приобретение средств материально-технического обеспечения и обновление парка подвижного состава

— обеспечение строго соответствия реализации механизма компенсации убытков от перевозки льготных категорий граждан

— разработка и осуществление на практике федеральных целевых программ, направленных на эффективное функционирование городского общественного транспорта

— использование альтернативных путей управления системой городского общественного транспорта (в рамках государственно-частного партнерства, концессионных соглашений)

— поддержка и стимулирование органами местного самоуправления обновления парка подвижного состава транспортных предприятий;

— слабая проработка генеральных планов городов в области пассажирского (в частности, общественного) транспорта

— формирование проектных команд для осуществления заказа на разработку документов стратегического планирования

— сопоставление параметров транспортного развития города и таких направлений, как жилищное и промышленное строительство

— отсутствие подготовленных квалифицированных кадров в органах управления и предприятиях-перевозчиках

— незначительная доля квалифицированных специалистов в органах государственной власти и местного самоуправления

— введение и развитие соответствующих специальностей в вузах

— отсутствие статистических материалов и баз данных, касающихся функционирования предприятий городского общественного транспорта (особенно частных перевозчиков) для анализа и сравнения их работы

— отсутствие точных и достоверных данных по некоторым параметрам у перевозчиков, касающихся их же функционирования (например, объемы перевозок, доля льготных пассажиров и т.д.)

— создание комплексных баз данных (различных степеней обобщения и детализации), доступных широкому кругу пользователей

— создание автоматизированных систем учета основных показателей работы предприятий-перевозчиков

Читайте также:  История метода 8220 5 почему 8221

— расширение практики внедрение информационных технологий в сфере транспортного обслуживания населения

Таким образом, организация транспортного обслуживания населения в Российской Федерации на уровне муниципальных образований сопряжена с комплексом проблем, которые остаются актуальными во многом потому, что к настоящем времени не сформированы единые подходы, цели, задачи, принципы транспортного обслуживания как отдельного, требующего особого внимания, направления транспортной политики Российской Федерации. В то же время, справедливым видится замечание Е.Е. Дворниковой о том, что основные проблемы в текущем периоде являются следствием «более системного противоречия – рыночные условия, конкурентная среда, созданная на рынке услуг пассажирского транспорта контрактной системой, не привела к ликвидации традиционных механизмов административного контроля и надзора на всех уровнях управления» [4, с. 350].

Специфика управления в сфере транспортного обслуживания населения на местном уровне состоит в отсутствии муниципальной политики в данной сфере как адекватного ответа на возникающие противоречия: попытки решения рассмотренных проблем носят фрагментарный характер, наблюдается разрозненность действий, несовершенство механизма управления, отсутствие сбалансированной системы принятия стратегических решений. Перспективным видится формирование единого нормативно-правового акта на федеральном уровне, который позволит идентифицировать рассматриваемую область отношений как самостоятельную сферу управления, ввиду особой актуальности и продолжительной неразрешенности отдельных проблем.

Источник

Транспортное обслуживание и его качество

Реализация каналов снабжения сырья, полуфабрикатов и распределения готовой продукции в рамках логистической системы требует решения комплекса транспортных проблем. Предприятию, фирме, концерну при реализации каналов распределения готовой продукции приходится решать комплекс вопросов, связанных с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств и так далее, иными словами решать вопросы транспортного обслуживания (см. гл. 4).

Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.

Транспортное обслуживание клиентов на перевозке грузов включает:

выбор соответствующей упаковки согласно физическим свойствам товара (груза);

нанесение на упаковку маркировки, штрих-кодов и спецобозначений;

использование унифицированной транспортной тары, формирование грузовых единиц, пакетирование и контейнеризация;

выбор оптимального (рационального, приемлемого) вида перевозки и транспортных средств;

посредством правильной загрузки наиболее полное использование грузоподъемности транспортных средств;

соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ;

использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах;

применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки.

Специфические задачи стоят и в системе организации перевозок пассажиров. По данным зарубежной печати стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта. Вот почему рационализация, а лучше оптимизация транспортных, погрузочно-разгрузочных, тарно-упаковочных, экспедиционных и складских операций является важным резервом снижения издержек и экономии ресурсов. До недавнего времени повышению эффективности доставки продукции уделялось недостаточное внимание, как и всей сфере обращения.

Изучение спроса на транспортные услуги свидетельствует, что одним из главных требований клиентов к работе транспорта является своевременность отправки и доставки грузов. Связано это со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения, поскольку их затраты на содержание запасов составляют по ряду отраслей 20% и более от выпускаемой продукции. Отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки требуемого груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку были характерными особенностями сложившейся у нас в стране системы планирования работы транспорта.

В целом доставка продукции распадается на ряд последовательных конкретных отдельных этапов, зачастую не связанных между собой и выполняемых разными подразделениями. Поэтому оптимизация такой пространственно-временной системы представляет собой достаточно сложную задачу.

Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос на перевозки можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя – пересадки) в цикле доставки; юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное лицо).

В физическом отношении спрос носит локальный характер, и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность (или личностные особенности), существующая в данном конкретном месте (случае), так как в зависимости от нее изменяется спрос. Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворения потребностей) на местном рынке, что во многом определяется гибкостью и качеством транспортного обслуживания.

Зарубежный опыт свидетельствует об актуальности повышенного внимания к проблемам транспортного обслуживания. Так, например, в странах с развитой рыночной экономикой имеют место следующие тенденции развития транспортного обслуживания: развитие и увеличение объема перевозок грузов повышенной стоимости (или требования повышенной комфортности) с одновременным сокращением и передачей, например, с автомобильного транспорта на другие виды транспорта (речной, трубопроводный) малоценных грузов (или неэкстренных перемещений пассажиров); увеличение средних расстояний доставки грузов с быстрым ростом доли международных перевозок; повышение ответственности за качество и сроки перевозки по всей транспортной цепи; рост объема перевозок между предприятиями при сокращении объемов перевозок в самих предприятиях; уменьшение объемов массовых навалочных грузов и увеличение объемов штучных грузов в контейнерах и на поддонах; повышение коэффициента грузоподъемности (пассажировместимости) подвижного состава; увеличение объема перевозок грузов (пассажиров) в специализированном подвижном составе; преобладание логистических подходов при организации перевозок и управлении транспортным процессом.

В настоящее время все большее значение начинают приобретать вопросы повышения уровня транспортного обслуживания клиентов, которые в рыночных условиях хозяйствования тесно связаны с проблемой сервиса и качества предоставляемых услуг. Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности. Для компании, осуществляющей транспортные, складские или смешанные услуги, конкретные обязательства договора или соглашения (контракта) являются установленными (оговоренными) потребностями клиента. Если компания обязуется доставить груз по назначению и в оговоренные контрактом сроки в условиях сохранности, то в будущем клиент ожидает, что перевозчик сократит время простоя, снизит плату за хранение, расширит сеть доставки и так далее, т. е. повысит качество предоставляемых услуг.

Распространенной ошибкой является казалось бы очевидным суждение о том, что предоставление качественных услуг весьма дорогое удовольствие. Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленных на устранение ошибок. Так систематические срывы графика перевозок приводят в конечном счете к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.

В свою очередь идентификация потребности в транспортном обслуживании базируется на принципе сегментации услуг, т. е. группировке потребителей в соответствии с тем или иным критерием обслуживания. Сам процесс сегментации услуг включает следующие три стадии: определение ключевых компонентов обслуживания на основе мнений самих потребителей; установление относительной важности этих компонентов для потребителей; группировка потребителей по отношению предпочтений тех или иных компонентов обслуживания.

Для сбора информации используются принципы социологии (опросы), а для ее обработки и последующей группировки потребителей – соответствующие статистические методы. На рынке движения товаров и их доставки потребителям можно выделить два сегмента обслуживания, т. е. две группы покупателей. Первая сосредоточивает свое внимание на поставке товаров (сроках и интенсивности, полноте заказа). Другая группа покупателей отдает предпочтение связям с поставщиками, качеству коммуникаций и легкости заказа.

К ключевым параметрам качества обслуживания потребителей относятся: время от получения заказа на перевозку до доставки; надежность и возможность доставки по требованию; наличие запасов, стабильность снабжения; полнота и степень доступности выполнения заказа; удобство размещения и подтверждения заказа; объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание; возможность предоставления кредитов; эффективность переработки грузов на складах; качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок. Своя специфика имеется и в отношении качества обслуживания пассажиров.

Массовые опросы клиентуры, согласно данным западных специалистов, дают следующую картину ранжирования (по стопроцентной шкале) показателей качества обслуживания: 100 пунктами оценена надежность поставки; 60 – удобство анализа, стабильность получения информации, высокий уровень выполнения принятых гарантий; 50 – удобство контактов в процессе обслуживания; 10 – возможность предоставления кредита и т. д. Четкость обслуживания потребителей – услуг характеризуется продолжительностью цикла обслуживания, который измеряется временем от получения заказа до его выполнения.

Одним из заблуждений в обеспечении высокого качества является попытка всеобщего (тотального) контроля над персоналом. Практика говорит о том, что в 80% случаев проблемы качества связаны с потерей управления компанией. Как же обеспечить качество? Ответом на этот вопрос может быть модель системы качества, включенная в общую систему управления. Стандарт ISO 9000:2000 определяет систему качества как «совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления административного управления качеством». Хорошо организованная и функционирующая система качества должна обеспечивать следующее:

система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;

предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;

учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;

основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидации после возникновения.

Такая система кроме решения вопросов обеспечения качества обслуживания повышает дисциплину, уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.

Следование стандарту ISO 9000:2000 при разработке и внедрении системы качества является добровольным стремлением руководства компании или организации. Именно руководство несет полную ответственность перед клиентом за соответствие стандарту и оно определяет целесообразность сертификации деятельности, которая устраняет необходимость ряда дополнительных проверок по требованию клиентов. Если сертификат к тому же выдан признанным (в регионе, стране, мире) сертификационным органом, то потребитель услуг получает максимальную гарантию того, что его запросы будут удовлетворены.

Многие российские компании и предприятия столкнулись, в силу внутренней обстановки в стране на сегодняшний момент, с кризисом доверия со стороны зарубежных партнеров. Причем страдают и те компании, которые могут успешно работать и доказали это своей деятельностью. В этих условиях система качества, выстроенная в соответствии со стандартом ISO 9000:2000 и сертифицированная признанным в мире сертификационным органом, приобретает особое значение. Наличие такой системы декларирует способность руководства управлять компанией, говорит о существовании у нее стратегических планов, и контакты с ней менее рискованы.

Читайте также:  Опрос показал знания молод жи о Великой Отечественной войне

Изучение психологии потребителей, в том числе транспортных услуг, в зависимости от их интересов и склонностей в зарубежных странах показало, что их можно разделить на три группы: первые предпочитают высокое качество обслуживания; вторые ориентируются на высокую скорость, эффективность и минимум риска; третьи делегируют обслуживание процессов транспортировки, сбыта и продажи продукции посредникам.

Одним из важных вопросов логистического обслуживания является цена, как ожидаемая компенсация за общий пакет услуг, которую фирма предлагает потребителю. Определить цену на логистические услуги гораздо труднее, чем на саму транспортировку, так как во многом цена логистических услуг зависит от восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня обслуживания клиентуры определяется динамикой величины затрат. Выявлено, что, начиная с 70% и выше, затраты на обслуживание растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.

Рис. 5.1. Зависимость функции затрат (R)от уровня логистического обслуживания (h):1 – суммарные расходы по обслуживанию; 2 – расходы по обслуживании; 3 – потери при снижении уровня обслуживания

Для выявления рационального уровня обслуживания производят сопоставление расходов, доходов и прибыли, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирмы достигают наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, которые растут при уменьшении числа и качества услуг. В результате сопоставления находят некоторый оптимум уровня обслуживания (рис. 5.1).

С увеличением уровня обслуживания растут расходы по нему (кривая 2), но уменьшаются потери доходов от снижения уровня обслуживания (кривая 3). Штриховая кривая (1) получается суммированием координат двух названных составляющих. В связи со значительными трудностями поиска и практической реализации оптимального уровня обслуживания (минимум ординаты штриховой кривой 1) предприятия, предоставляющие услуги, и их клиентура ориентируются на «достаточно хорошее решение» – на рациональное, приемлемое соотношение расходов и доходов.

Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания» Уоб, который определяется выражением:

где n – фактическое количество оказанных услуг;

N – количество услуг, которое теоретически может быть оказано;

ti – время на выполнение i-й услуги.

Работа транспорта должна основываться на запросах потребителя его услуг, которого в меньшей степени интересуют затраты транспортно-экспедиционных предприятий на обслуживание. Клиента привлекают минимальные сроки доставки, 100%-ная сохранность груза при перевозке, удобства по приему и сдаче грузов, возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местонахождения груза. Только при этих условиях клиент готов нести соответствующие затраты.

Когда рассматриваются вопросы качества транспортных услуг и транспортного обслуживания, необходимо помнить и учитывать следующие особенности.

1. Выбор совокупности услуг требует рассмотрения всех возможных вариантов уровней транспортного обслуживания.

2. Потребностей у клиента может быть несколько, что влечет за собой соответствие свойств и характеристик услуг одновременно нескольким и зачастую противоречащим друг другу требованиям.

3. При заключении договора запросы и потребности клиентов четко оговариваются и фиксируются.

4. Во многих случаях потребности клиента со временем меняются, что обуславливает необходимость периодического проведения маркетинговых исследований. Каждый вид услуги транспорта требует серьезного изучения и анализа.

5. Потребности и запросы клиентов обычно выражаются в определенных свойствах с количественной характеристикой этих свойств и включают такие аспекты, как безопасность, функциональную пригодность, эксплуатационную готовность, надежность, экономические факторы, экологичность и т. д.

6. Термин «качество» не используется для количественной оценки и не применяется при выражении превосходной степени в сравнительной оценке. В таких случаях используются качественные прилагательные: «относительное качество», «уровень качества», «мера качества».

Информация о качестве транспортных услуг должна тщательно изучаться и анализироваться для улучшения транспортного обслуживания на основании накопленного опыта и пожеланий клиентов.

Опираясь на приведенные выше сведения, можно сделать вывод, что эффективное функционирование транспорта и транспортной системы в целом целесообразно рассматривать с позиций логистического (системного) подхода в цепи «производство-распределе-ние-сбыт».

Источник

Что такое транспортная логистика?

Транспортная логистика – это сфера организации доставки предварительно заказанной продукции в строго установленное место за согласованное время по оптимальным маршрутам с предельно низкими финансовыми расходами. Основа термина логистика включает в себя три ключевых направления:

  • выполнение комплексного проектирования, а также организация проведения доставки грузов с минимальными расходами;
  • обеспечение контроля на всех этапах перевозки товаров с использованием разных передовых средств коммуникации и информационного оборудования;
  • осуществление передачи владельцу грузов профильных сведений о продукции.

Составной частью логистики является транспортное средство, на использование и обслуживание которого на практике приходится около половины от всех фактических затрат на реализацию работы данной сферы. Основной задачей транспортной логистики стало решение ключевых задач, к числу которых относится согласование работы транспортно-складского процесса, выявление оптимального вида и типа автомобиля, реализация рабочих систем процесса грузоперевозок, формирование максимально выгодных путевых маршрутов.

Для успешного решения подобных задач требуется выполнение ключевых положений в области логистики. Современная система активно развивается и совершенствуется, что вызывает корректировку фактического значения транспорта в данной сфере. Новейшая система транспортного обслуживания отличается предельно выгодным и перспективным соотношением уровней расхода и прихода с актуальной опорой на пожелания стороны отправителя или получателя товаров.

Исходя из методов реализации транспортировки, она может относиться к внешней и внутренней. Подобные виды имеют определенный формат связи между собой, а также входят в общую структуру транспортировки товаров. На практике транспорт относится к ключевым этапам процедуры перевозки. Логистика должна решать в рамках действующей системы ключевые задачи проведения организации процедуры перемещения и хранения разных типов продукции. Фактическая выгода от данной процедуры напрямую касается как финансовой, так и временной составляющей. С целью выполнения максимальной экономии денежных средств в рамках вторичной погрузки и выгрузки используется метод хранения продукции. Одновременно с этим учитывается повышение временных рамок, которые требуются для выполнения доставки товаров к получателю.

Ключевые функции транспортной логистики

В рамках деятельности сферы предусмотрено выполнение ключевых функций транспортной логистики, при реализации которых поддерживается стабильная работа каждого из этапов доставки грузов. К главным функциям относятся:

  • комплексный прогноз и организация каждого этапа доставки продукции;
  • выполнение согласования и оформления необходимых документов;
  • юридическое обеспечение и сопровождение процесса перевозки;
  • проведение расчетов за оказанные услуги по перевозке продукции в зависимости от типа деятельности;
  • осуществление разгрузки и погрузки продукции;
  • размещение на складах, расфасовка и упаковка материалов;
  • всесторонняя оптимизация всего процесса;
  • информационное и документальное сопровождение процедуры;
  • оказание дополнительных услуг по страхованию и таможенной поддержке.

Какие задачи решает транспортная логистика?

В основе логистики заложен принцип реализации процесса организации своевременной перевозки грузов с минимальным уровнем затрат. Чтобы осуществлять на практике данные цели выполняются следующие задачи транспортной логистики:

  • проводится комплексный анализ промежуточных и конечных пунктов назначения;
  • анализируются особенности и главные свойства грузов;
  • определяется наиболее подходящий автомобиль для перевозки;
  • устанавливается оптимальный перевозчик или привлекаются профильные логистические партнеры;
  • составляется подходящий маршрут;
  • поддерживается контроль за состоянием, качеством и сохранностью в процессе перевозки;
  • реализуется комплекс мероприятий транспортно-складского распределения продукции;
  • выполняется оптимизация ключевых параметров, к числу которых относится повышение темпа доставки, понижение текущего объема расхода топлива, снижения общего уровня расходов.

В процессе проведения комплексного анализа ключевых особенностей грузов большую роль играет выбор транспортного средства, а также формирование маршрута. От текущего объема товара или груза зависит подготовка для перевозки автомобиля. Следует обратить внимание, что при транспортировке химически опасных или ядовитых грузов обязательно в процессе установления маршрута обходить населенные пункты.

Определение видов транспортной логистики

По ключевым направлениям специалисты выделяют внутреннюю и внешнюю перевозку грузов. Внутренняя логистика предполагает перемещение товаров в рамках одной компании или ее действующими филиалами. Внешняя логистика – это доставка разных типов продуктов к стороне потребителя от производителя. Основные виды транспортной логистики:

  • Мультимодальные. Процесс перевозки выполняется с применением сразу нескольких видов транспортных средств при участии одного ответственного организатора. В роли перевозчика при таком подходе выступает один специальный транспорт, а прочие представляют собой сторону клиентов.
  • Унимодальные. Реализуется только одним транспортом.
  • Интермодальные. Перевозка грузов реализуется одновременно несколькими видами транспорта при условии того, что один оператор выполняет организацию всего процесса перевозки от точки отправки с пересечением промежуточных пунктов напрямую до контрольного получателя. Вся ответственность при этом разделяется между каждым из перевозчиков, который равен в собственном статусе, а также определены общие согласованные тарифы.
  • Комбинированные. В цепочке сообщения применяется одновременно более двух видов транспортных средств.
  • Смешанные. Применяется сразу два транспорта при осуществлении доставки до площадки осуществления погрузки на второй. Ярким примером является сообщение в формате автомобиль-железная дорога.

Применение документации в сфере транспортной логистики

Действующие правила реализации перевозок в области транспортной логистики реализуется Уставом железных дорог в России, автомобильного транспорта, внутреннего водного, а также актуальным Кодексом торгового мореплавания.

В обязательном порядке заключается специальный договор между представителями отправителя и перевозчика, в рамках которого предусмотрена обязанность выполнения доставки до отмеченного пункта в строго регламентированные сроки, поддерживается оплата перевозки по согласованному предварительно тарифу. Выполнение перевозки предполагает наличие ряда основных документов:

  • товарно-транспортная накладная;
  • профильная доверенность на выполнение перевозки;
  • сводные ведомости;
  • накладная на перевозку груза;
  • счет-фактура со стороны поставщика.

Допускается применение прочих документов в зависимости от выбранного транспортного средства.

Источник



Изучение вопросов транспортного обслуживания

Вносится Правительством
Российской Федерации

Об общих принципах организации транспортного
обслуживания населения на маршрутах регулярного
сообщения в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон направлен на установление основ федеральной политики в области организации транспортного обслуживания населения и правовых основ единого рынка услуг пассажирского транспорта.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в части организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, пролегающих в границах территории Российской Федерации.

Статья 2. Правое регулирование отношений, связанных с организацией
перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным
электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения

1. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, на основании настоящего и иных федеральных законов.

Читайте также:  Топ вопросов девушке для общения

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, по вопросам, не урегулированным федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты в области регулирования отношений, связанных с организацией перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярного сообщения, по вопросам, не урегулированным федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые
в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:

владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющий объектом транспортной инфраструктуры на праве собственности или на ином законном основании;

межмуниципальный маршрут — маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории одного субъекта Российской Федерации между муниципальными районами, или между городскими округами, или между городским округом и муниципальным районом;

межсубъектный маршрут — маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территорий двух и более субъектов Российской Федерации;

муниципальный маршрут — маршрут регулярного сообщения, пролегающий в границах территории поселения (включая города федерального значения) или между поселениями в границах территории одного муниципального района;

объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, включая автовокзалы (автостанции), остановочные пункты, служебные станции транспортных средств, трамвайные и троллейбусные линии, предназначенные для обслуживания пассажиров и персонала перевозчиков, а также обеспечения работы транспортных средств на маршруте регулярного сообщения.

Статья 4. Организация транспортного обслуживания населения

1. Организация транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения включает:

обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для населения;

организацию маршрутов регулярного сообщения;

организацию регулярных перевозок;

контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок.

2. Организация транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований (на муниципальных маршрутах в городах федерального значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), в границах территории которых пролегают соответствующие маршруты.

3. Организация транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в границах территории которых пролегают соответствующие маршруты.

4. Организация транспортного обслуживания населения на межсубъектных маршрутах осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены начальные пункты маршрутов регулярного сообщения.

Глава 2. Обеспечение доступности услуг пассажирского транспорта для населения

Статья 5. Меры по обеспечению доступности транспортных услуг для населения

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют посредством размещения государственных, муниципальных заказов регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, и предоставлением преимуществ по провозной плате, в том числе права бесплатного проезда, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, обеспечивающих доступность транспортных услуг для населения.

2. Иные регулярные перевозки осуществляются с применением тарифов, установленных перевозчиком. Перевозчики также вправе предоставить отдельным категориям граждан преимущества по провозной плате.

Статья 6. Финансирование расходов, связанных с обеспечением
доступности транспортных услуг для населения

1. В целях компенсации расходов, связанных с осуществлением регулярных перевозок с применением тарифов и предоставлением преимуществ по провозной плате, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, перевозчикам предоставляются субсидии за счет средств соответствующих бюджетов.

2. Размер и порядок предоставления указанной в пункте 1 настоящей статьи субсидии перевозчику устанавливаются договором об организации регулярных перевозок, заключаемым с перевозчиком органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Глава 3. Организация маршрутов регулярного сообщения

Статья 7. Открытие, изменение и закрытие маршрутов регулярного сообщения

1. Открытие, изменение маршрута регулярного сообщения осуществляется по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или по предложению юридического, физического лица, объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества.

2. Не рассматривается предложение об открытии маршрута регулярного сообщения, поступившее от юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также от объединений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества, если с соответствующим юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или хотя бы с одним из участников простого товарищества в течение одного года до момента направления предложения об открытии указанных маршрутов был досрочно расторгнут ранее заключенный договор об организации регулярных перевозок по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Открытие, изменение маршрута регулярного сообщения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной статьей 4 настоящего Федерального закона (далее — компетенция), в порядке, предусмотренном правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном и городском наземном электрическом пассажирском транспорте, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее — правила организации пассажирских перевозок) с учетом положений настоящего Федерального закона.

4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе отказать в открытии, изменении маршрута регулярного сообщения в случае:

несоответствия маршрута регулярного сообщения требованиям к организации маршрутов регулярного сообщения, установленным правилами организации пассажирских перевозок;

недостаточности средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципального образования для предоставления перевозчикам субсидий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления вправе установить ограничения по вместимости транспортных средств и (или) интервалам их отправления при осуществлении перевозок по вновь открываемому, измененяемому маршруту регулярного сообщения в случае, если это обусловлено ограниченной пропускной способностью объектов транспортной инфраструктуры.

6. Маршруты регулярного сообщения могут совпадать полностью или на отдельных участках пути следования транспортного средства.

7. Открытие маршрута регулярного сообщения удостоверяется паспортом маршрута.

8. Форма паспорта маршрута регулярного сообщения и порядок его оформления устанавливаются правилами организации пассажирских перевозок.

9. Паспорт маршрута подлежит регистрации в соответствующем реестре маршрутов регулярного сообщения. Порядок ведения реестров маршрутов регулярного сообщения устанавливается правилами организации пассажирских перевозок.

10. Ведение реестров муниципальных маршрутов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (муниципальных маршрутов в городах федерального значения — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации).

11. Ведение реестров межмуниципальных маршрутов осуществляется органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

12. Ведение реестров межсубъектных маршрутов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

13. Решение о закрытии маршрута регулярного сообщения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, открывшим соответствующий маршрут, при наличии одного из следующих оснований:

прекращение движения транспортных средств на маршруте регулярного сообщения или на его отдельных участках;

отсутствие заявок на участие в конкурсе на право заключения договора об организации регулярных перевозок на соответствующем маршруте регулярного сообщения, предусмотренного статьей 10 настоящего Федерального закона;

выявление нарушений требований к организации маршрутов регулярного сообщения, установленных правилами организации пассажирских перевозок.

Статья 8. Особенности открытия и изменения межмуниципальных
и межсубъектных маршрутов регулярного сообщения

1. По обращению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, открывающего межмуниципальный маршрут, органы местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых пролегает данный маршрут, определяют один или несколько остановочных пунктов, расположенных в границах территории соответствующего муниципального образования, включаемых в состав этого маршрута.

2. По обращению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, открывающего межсубъектный маршрут, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по территории которых пролегает данный маршрут, определяют один или несколько остановочных пунктов, расположенных в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включаемых в состав этого маршрута.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по территории которого пролегает открываемый межсубъектный маршрут, согласовывает с органами местного самоуправления перечень включаемых в состав межсубъектного маршрута остановочных пунктов, размещенных на территории соответствующих муниципальных образований.

Глава 4. Организация регулярных перевозок

Статья 9. Договор об организации регулярных перевозок

1. Регулярные перевозки осуществляются в соответствии с договором об организации регулярных перевозок, заключаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, открывшими соответствующие маршруты, с перевозчиком, действующим от собственного имени или от имени участников простого товарищества.

2. Договор об организации регулярных перевозок заключается по результатам конкурса за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.

3. В договоре об организации регулярных перевозок определяются следующие существенные условия:

маршруты, по которым осуществляются регулярные перевозки;

условия осуществления регулярных перевозок (тарифы, преимущества по провозной плате для отдельных категорий граждан, количество, типы и оборудование транспортных средств, расписание, виды принимаемых к оплате проездных билетов, нормы провоза багажа, ручной клади и др.);

цена договора и график платежей (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);

формы отчетов о выполнении регулярных перевозок, порядок и сроки их представления;

порядок корректировки расписания;

порядок корректировки тарифов (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона);

порядок корректировки цены договора (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);

порядок продажи проездных билетов и учета выручки от оплаты проезда (для регулярных перевозок, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона);

обязательства перевозчика по срокам приобретения транспортных средств на праве собственности или ином законном основании в количестве и по типам, необходимым для выполнения договора (в случае если на момент заключения договора перевозчик не располагает указанными транспортными средствами);

права и обязанности сторон, связанные с необходимостью обеспечения транспортного обслуживания населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (аварии в системе энергоснабжения пассажирского транспорта, временное прекращение движения на отдельных участках улично-дорожной сети, сбои в системе поставок горюче-смазочных материалов и др.);

права и обязанности сторон, связанные с необходимостью обеспечения транспортного обслуживания населения в случае прекращения перевозок на отдельных маршрутах регулярного сообщения в связи с банкротством или аннулированием лицензии у перевозчика, ранее осуществлявшего указанные перевозки.

Источник