Три аспекта бытия науки наука как познавательная деятельность как социальный институт как особая сфера культуры

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Философия науки исследует проблем возникновения и роста научного знания на разных стадиях общественного развития. Изучая общие закономерности развития науки, она рассматривает рациональные методы и нормы достижения объективно истинного знания.

Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в 3-х основных аспектах ее существования и функционирования.

1) Наука как познавательная деятельность. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий.

Однако чисто объективных подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

2) Наука как социальный институт стала формироваться в 17-18 веках, когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже с 18 века наука превращается в особый социальный институт: появляются научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце 18 века и продолжавшийся до середины 19 века, привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

На рубеже 19-20 веков достижения науки все чаще начинают использоваться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине 20 века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами в обществе.

3) Наука как особая сфера культуры. С самого начала своего возникновения наука испытывала воздействие со стороны культуры общества. Не следует также забывать, что в своем развитии наука взаимодействует и с другими формами общественного сознания (искусство, мораль, философия, религия), а также и с социальными институтами общества. Поэтому правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры можно получить только тогда, когда будут учитываться, во-первых, многообразные ее связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, во-вторых, раскрыты специфические особенности, отличающие ее от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Источник

Научные знания как результат научной деятельности

Так, например, утверждается, что «высшая форма организации знания — теория или системы теорий, объединяемые в научные дисциплины.

Копнин П.В. дает более развернутую картину понятия «знание»: «знание — необходимый элемент и предпосылка практической деятельности человека. Знание — это совокупность идей человека, в которых он выражает свое теоретическое освоение предмета. Знание — форма деятельности субъекта, в которой целесообразно, практически — направленно отражены вещи, процессы объективной реальности. Знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы». (10, с. 296- 307)

В «Новейшем философском словаре» понятие «знание» подразделяется на два типа по уровню его функционирования: обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское и т.д.) (17, с. 392).

Общеизвестно разделение знания на донаучное, научное и внена- учное.

Наука как система знания имеет свою структуру, выполняющую определенные логические функции. Элементами логической структуры науки являются: 1) основания, 2) законы, 3) основные понятия, 4) теории, 5) идеи (10, с. 494-497).

«Методологическое знание по содержанию принципиально отличается от предметного знания. Содержание последнего отражает свойства и природу исследуемого явления, фиксирует законы его внутреннего строения и сущности, отвечая на вопросы: каков предмет и почему он является именно таким.

Что касается структуры методологического знания, отражающей строение методологической деятельности и ее предметов, то здесь достаточно общепринятым стало выделение по крайней мере двух уровней: общеметодологичекого и специального, частнометодологического знания. Специфика частного методологического знания (в математике, физике, биологии, медицине) определяется особенностями познавательной деятельности в данной области: свойствами и структурой ее предмета, методов его исследования, конкретных условий познания и особым характером того отношения, в котором находится жизнедеятельность субъекта (человека, социальной группы, общества) к данному объекту в определенных исторических условиях (27, с. 106).

Берков, В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. — Минск, 1983. 2.

Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания. Учеб. пособие. — М., 2003. 3.

Герасимов, И.Г. Структура научного исследования. — М., 1985. 4.

Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учеб. пособие. — М., 2000. 5.

Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания. Учеб. пособие. — М., 2003. 6.

Готт, B.C. Категории современной науки: (становление и развитие) / B.C. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул. — М., 1984. 7.

Канке, В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. — М., 2000. 8.

Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М., 1997. 9.

Карпович, В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон. — Новосибирск, 1980. 10.

Кохановский, В.П. Философия и методология науки. Учеб. для вузов. — Ростов н/Д., 1999. 12.

Кохановский, В.П. Философия для аспирантов. Учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. — 2-е изд. — Ростов н/Д., 2003. 13.

Кохановский, В.П. Основы философии науки. Учеб. пособие / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. — Ростов н/Д., 2004. 14.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Учеб. пособие для вузов. — М., 2001. 15.

Методологические принципы физики. История и современность. — М, 1975. 16.

Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. Учеб. пособие. — М., 2005. 17.

Новейший философский словарь: 2-е изд., переработ, и дополн. — М., 2001. 18.

Основы научных исследований. Учеб. для техн. вузов / Под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. -М., 1989. 19.

Подкорытов, Г.А. О природе научного метода. — Л., 1988. 20.

Ракитов, А.И. Понятие науки и ее структура как объект общей теории науки / Проблемы методологии и логики науки. — Томск, 1965. — Вып. 2. 21.

Розин, В.М. Философия и методология: традиция и современность // Вопр. философии. — 1996. — № 11. 22.

Розова, С.С. Классификационная проблема в современной науке. — Новосибирск, 1986. 23.

Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. Учебник. — М., 2005. 24.

Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверин- цев и др. — 2-е изд. — М., 1989. 25.

Черникова, И.В. Философия и история науки. Учеб. пособие. — Томск, 2001. 26.

Швырев, B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы. — М., 1988. 27.

Элентух, И.П. Целостность методологического анализа фундаментальных проблем конкретных наук. — Томск, 1989.

Источник

Часть I. Философия науки

АКСИОЛОГИЯ НАУКИ – учение о ценностных основах научного познания.

АНТИСЦИЕНТИЗМ – мировоззрение, в рамках которого акцентируется внимание на негативных сторонах и последствиях развития науки. Если на первоначальных этапах развития науки преобладал сциентизм, то постепенно антисциентизм занимает всё более существенное место в анализе статуса науки. Крупнейшие представители антисциентизма: О. Шпенглер (прогнозировал «закат Европы»), А. Швейцер (отмечал «упадок культуры»), Э. Гуссерль (определил «кризис европейских наук»). Масштабы деятельности позволили человеку стать силой «планетарного масштаба», отмечал В.И. Вернадский, но эта сила используется им не всегда разумно. Если первоначально антисциентизм базировался на негативных явлениях развития физики, то сейчас – на базе последствий развития биологии, генной инженерии, химии, отрицательно воздействующих на ноосферу. Психология может использоваться для манипулирования человеческой личностью, а социология для воздействия на общественное сознание. Выделяются антисциентистские тенденции в ведущих философских школах XX века: экзистенциализм – критикует с позиции гуманизма (деградации личности), неотомизм – критикует претензии современной науки на гносеологический монополизм. Экологизм – с позиции резкого обострения конфликта в системе «человек-биосфера».

Читайте также:  Фотоотчет о дистанционной акции Сирень Победы

ГНОСЕОЛОГИЯ НАУКИ – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах.

ИСТОРИЯ НАУКИ – особая область исследования, изучающая единство многообразных историй развития отдельных наук, научных направлений, школ, занимается описанием научных достижений отдельных эпох, являясь эмпирическим базисом для философии науки, так как её материал является одним из критериев истинности концепций философии науки.

ЛОГИКА НАУКИ – учение о логических средствах научного познания.

ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ сложился в античности в философской системе Аристотеля, и впоследствии был развит Галилеем. Его сущностью является абсолютизация теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным типом познания. Аристотель понимал науку как систему логически связанных, рационально обоснованных утверждений, где основным инструментом («органоном») научного познания является логика. Основным методом логико-эпистемологического подхода к анализу науки является рациональная дедукция, то есть познание в форме логических доказательств путем апелляции к реально удостоверяемым причинам и основаниям. Такой подход, представляющий собой синтез умопостигаемых знаний, связанных в целостную картину мира, продолжил Г. Галилей, доказывая, что опытные данные не являются исходным элементом познания и всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках, т.е. опыт всегда предваряется некоторыми теоретическими допущениями, а для его прогнозирования используются математические измерения и идеализация, как способы создания теоретических схем явлений (основой науки становится математика, а основой научного исследования – измерение, т.е. выявление количественных различий между объектами).

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – учение о принципах и методах получения знаний.

НАУКА – духовная деятельность людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов и одновременно разновидность социального творчества сообщества учёных, представляющее собой определённую систему отношений между ними, которая регулируется социальными нормами и ценностями, изменяющимися на всём протяжении развития науки, в соответствии с особенностями её статуса в жизни общества. Наука создает единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах Науки делятся по предмету и методу познания на 1) науки о природе – естествознание; 2) обществе – обществознание (гуманитарные, со­циальные науки); 3) познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика; 4) технические науки и математика. Науки можно разделить на: фундаменталь­ные (где нет прямой ориентации на практику) и при­кладные (где присутствует непосредственная ориента­ция на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем). Основаниями для выделения науки являются фундаментальные идеи, по­нятия, представления, на которых базируются конкрет­ные эмпирические знания и объясняющие их теории, а основными её компонентами являются: 1) научная картина мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философ­ские системы и принципы. Языком науки является система знаков, символов, понятий, терминов, взятых из естественного языка или искусст­венно изобретенных, посредством которой наука наи­более адекватно, емко и точно выражает свои изна­чальные интуиции, гипотезы, опыты, исчисления, объективные закономерности действительности, прин­ципы и фиксирующие их теории.

НАУКОВЕДЕНИЕ – специальная дисциплина, изучающая общие закономерности развития и функционирования науки, сложилась к 60-м годам XX века. Науковедческие исследования связаны с разработкой теоретических основ политического и государственного регулирования наукой и выработкой рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научными исследованиями. В узком смысле науковедение – область знания, носящая описательный характер и не ставящая перед собой задачу открытия законов развития науки. В широком смысле слова науковедение – это комплекс наук о науке, носящий междисциплинарный характер.

НАУКОМЕТРИЯ – одна из наук, изучающих саму науку, статистическую динамику потоков научной информации, начало которой положено в трудах Д. Прайса и его школы, которые первыми применили методы математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат и в работе Д.Ж. Бернала «Роль науки в обществе» (1939). Само слово «наукометрия» (по-английски scientometrics) ввел в обращение русский философ и математик Василий Васильевич Налимов (1910-1997), который был одним из редакторов первого специального международного журнала Scientometrics, выпускаемого с 1978 года. Объектом изучения наукометрии являются научные тексты, где объектом исследования является всё, что можно измерить: количество и качество публикаций, прения по различным проблемам, библиографические ссылки и цитирование, частота использования какого-либо языка, объемы самих текстов и оценка степени научности. Д. Прайс предложил использовать показатель, который он назвал своим именем, – отношение количества ссылок на литературу не более, чем 5-летней давности к общему количеству ссылок.

ОНТОЛОГИЯ НАУКИ – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки.

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это круг проблем, сформулированных в рамках философии науки, начиная с Нового времени, когда наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования. Одним из первых течений западной философии, обратившим внимание на науку, был позитивизм, заложивший основные проблемы, которые стали содержанием направлений философии науки. Проблематика философии науки наиболее полно раскрылась в XX веке. В первой трети XX века – это следующие проблемы: 1) построение целостной научной картины мира; 2) исследование соотношения детерминизма и причинности; 3) изучение динамических и статистических закономерностей; 4) анализ отдельных методов: индукции, дедукции, анализа, синтеза и др.; 5) изучение форм научного познания (факт, теория). Во второй трети XX века – это такие проблемы, как : 1) эмпирическое обоснование науки; 2) соотношение теоретического и эмпирического уровней научного познания; 3) процедуры верификации и фальсификации; 4) дедуктивно-номологическое объяснение; 5) парадигмы научного знания; 6) научно-исследовательские программы; 7) тематический анализ науки. В последней трети XX века проблемами философии науки становятся: 1) понимание научной рациональности; 2) различные модели развития научного знания; 3) реконструкции логики научного поиска; 4) критерии научности; 5) методологические нормы и понятийный аппарат последней, постнеклассической стадии развития науки; 6) осознанное стремление к историзации науки; 7) соотношение философии науки и истории науки; 8) поиски универсальных методов и процедур, применяемых в рамках философии науки. Сегодня проблематика философии науки возвращает нас к исходной позиции философии науки, т.е. к анализу мировоззренческих и социальных проблем, сопровождающих рост и развитие науки. Вновь обретает силу вопрос о социальной детерминации научного знания, актуальными оказываются проблемы гуманизации и гуманитаризации науки. Можно сказать, что в качестве центральной интегральной проблемы философии науки второй половины XX века является проблема роста научного знания.

Все перечисленные проблемы философии науки можно разделить на три группы. К первой группе относятся проблемы, идущие от философии к науке, направленность их отталкивается от специфики философского знания, а задача исследователя – рефлексия над наукой, где используется концептуальный аппарат философии и мировоззренческая позиция учёного. Ко второй группе – относятся проблемы, возникающие внутри самой науки (познавательной деятельности, специфики методов и когнитивных процедур, некоторые парадоксальные ситуации), для разрешения которых она нуждается в философском обосновании (при этом сама философия не решает проблемы, вставшие перед наукой, но своими размышлениями помогает их разрешению). К третьей группе проблем философии науки относят проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий, где огромную роль в развитии науки играет философское мировоззрение.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ – общие закономерности и тенденции возникновения, развития и функционирования науки как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически меняющемся социокультурном контексте. Философия науки изучает познавательные процессы, имеющие место в естествознании, технических науках, социально-гуманитарном знании и т.д. Её интересует сам процесс научного поиска, методы исследовательской деятельности, динамика развития научного знания, «алгоритм открытия». Философия науки как дисциплина является рефлексией над наукой.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ – область исследований, изучающих взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ – это система знаний, включающая в себя: 1) онтологию науки – учение об основных свойствах, структуре и закономерностях существования науки; 2) гносеологию науки – учение об особенностях познания научной деятельности, её источниках, формах и границах; 3) методологию науки – учение о принципах и методах получения знаний; 4) логику науки – учение о логических средствах научного познания; 5) аксиологию науки – учение о ценностных основах научного познания; 6) социологию науки – учение об особенностях взаимоотношений социальных групп, участвующих в научной деятельности, о месте человека в науке.

СЦИЕНТИЗМ, САЙЕНТИЗМ (от лат. и англ. наука) – 1) общекультурная и философская ориентация на науку как высшую ценность, эталон духовной деятельности, способ решения всех социальных и человеческих проблем; 2) мировоззрение, абсолютизирующее роль науки и научного знания в социокультурном процессе; 3) течение в социальной науке ХIХ-XX вв., ставившее задачей уподобить социальные науки по методам и теоретическому обоснованию естественным наукам (узкий смысл). Сциентизм уходит корнями в философию Нового времени (Ф. Бэкон: «знание – сила»). Активно сциентизм стал проявляться в эпоху французского Просвещения в качестве альтернативы религиозному сознанию. Но методологическое обоснование получил к середине XIX в. в рамках позитивизма, стремящегося представить объективную картину мира на основе естественнонаучного эмпирического знания. Сциентизм – важнейший элемент марксизма. Современные формы сциентизма характерны для XX в, когда достижения эпохи НТР рассматриваются как позитивные явления. Сциентизм смыкается с технократизмом в его стремлении разрешить социально-экономические проблемы на основе научных методов управления. Во второй половине XX в. сциентизм получил развитие в форме теории постиндустриализма.

Читайте также:  Массаж это панацея от всех проблем

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – 1) направление в западной и отечественной философии, ориентированное на осмысление феномена науки как духовного явления; 2) специальную философскую дисциплину с собственным предметом исследования. Как направление в рамках философии философия науки сформировалась примерно в 40-х годах XIX века с появлением позитивизма, когда начались интенсивные процессы дифференциации науки и стало очевидным ее значительное влияние на общественную жизнь. Философия науки как направление представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель науки и эпистемологии, выявляя роль и значимость науки как когнитивной и теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в условиях научно-технической революции, развернувшейся в 50-х годах XX столетия на базе сциентистских течений западной философии и исследует науку как социокультурный феномен, задача которого – открытие истины.

ФУНКЦИИ НАУКИ. Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурно-мировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.

ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ – не в выработке самостоятельных концепций, а в обобщающем рассмотрении тех проблем, которые поднимаются отдельными авторами, и в создании общей философской картины описания современной науки и ее места в общественных процессах. При этом каждая проблема ассоциируется с конкретным автором (парадигма – с Томасом Куном, конвенции – с Анри Пуанкаре, личностное знание – с Майклом Полани). Материалом для философии науки служит тематика, проблемы, концептуальный аппарат, взятые у конкретного ученого той или иной школы. Если основная цель науки – открыть истину, то философия науки выясняет как возможно достижение истины.

Источник

Роль философии в научном познании

Определим понятие философии. Платон говорил, что философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Аристотель вкладывал в это понятие исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов.

Философия – это вид духовной деятельности, которая на основе системы знаний о мире, о его наиболее общих законах природы, об обществе и другом формирует основополагающие принципы, ориентирующие человека в его практике [2]. Для человека в его жизни и развитии важное место занимает познание или приобретение знаний об окружающем его мире, его природе и структуре, развитии и разнообразии, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание – это процесс получения знаний о вещах, неизвестных человеку ранее. Результатов в познании можно достичь в первую очередь активным участием человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Познания с точки зрения философии составляют предмет теории познания, или гносеологии. Гносеология в переводе с греческого языка означает: гнозис — знание и логос — слово, учение.

Впервые этот термин ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие [7].

Первоначально познание имело простые формы, существовало в форме обыденного познания. По мере развития человеческого общества совершенствовались и способы познания мира. Одним из важнейших средством познание становится наука. Появляются принципы научного познания, которые впоследствии легли в основу формирования и организации научного мышления.

Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Оно осуществляется посредством философских идей и принципов, которые обосновывают идеалы и нормы и онтологические постулаты науки. Показательными в этом отношении примерами могут служить: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей ссылками на принцип единства материи и силы; боровское обоснование нормативов квантово-механического описания философскими рассуждениями о статусе наблюдателя и принципиальной макроскопичности приборов и т.п. [5].

В философские основания науки входят также философские идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов — новых онтологий и новых представлений о методе. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Может случиться, что в процессе формирования новых представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только так они обретают признание и включаются в культуру. Таким образом, философские основания науки гетерогенны. И все же при всей разнородности философских оснований можно выделить в них некоторые относительно устойчивые структуры [6].

Этот вопрос еще требует углубленной разработки. Можно, например, в истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) выделить, по крайней мере, три весьма общих типа таких структур, соответствующих этапам: 1) классического естествознания (его завершение — конец XIX — начало ХХ вв.), 2) формирования неклассического естествознания (конец XIX — начало XX вв.), 3) постнеклассического естествознания последней четверти ХХ в. Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.

Затрагивая роль философии в научном познании, следует раскрыть два подхода, которые сложились при изучении этого вопроса. Первый это умозрительно-философский подход. Суть этого подхода заключается в применении принципов научных теорий взятых непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.

Второй подход носит название позитивизм. Этот подход гласит, что «наука сама себе философия». Философия в познании либо абсолютизируется, либо принижается или даже вовсе отвергается.

Также можно выделить несколько функций и принципов философии в научном познании. Первая это интегративная (синтетическая) функция философии. Это системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Однако в философии объединение рассматривается не как обычное соединение частных деталей, а как получение нового более качественного универсального знания.

Следующая функция критическая, которая нацелена на все сферы человеческой деятельности. Но при этом критика не должна быть полностью отрицающей, а с предложением новых решений, сохранением старого положительного, с целью полного объективного анализа.

Философия разрабатывает определенные модели реальности, представляет действительность в едином целом атрибутов, форм движения и фундаментальных законов [4].

Философия дает знание общих закономерностей непосредственно познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм, что не делает ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия способна предоставить историческую цепь логических понятий, с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.

Философия способна предоставить науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.

В философии имеются сложившиеся мировоззренческие ценностные установки и ориентиры, которые могут повлиять на процесс научного познания и его результаты. В формировании мировоззрения ученого важную роль играет не только научная картина мира, которая вырастает из научных исследований, но также и понимание фундаментальных характеристик мироздания, возникающее в области онтологической проблематики мировоззрения. [7] Философия также имеет умозрительно прогнозирующую способность. То есть она способна предоставить идеи и принципы, ценность которых может быть обнаружена лишь через сотни, а то и через тысячи лет. Примером могут служить идеи античной атомистики, гегелевский аппарат диалектики.

Наибольшее влияние на научное познание философия оказывает при построении фундаментальных теорий. Такое влияние может носить как положительный так и отрицательный характер, а зависит это от того какой философией пользуется ученый и какие именно принципы он использует.

Читайте также:  ОТЧЕТ ежеквартальный о достижении значения целевого показателя результативности предоставления субсидии из о

Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение научной теории заключается, в частности, в том, что ее принципы при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию.

Также философские методы в ряде случаев играют вспомогательную роль, когда обращение к практике в силу обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно. Влияние философии на научное познание всегда осуществляется не прямо и непосредственно, а через различные методы, формы, принципы и концепции.

Философские методы не всегда дают о себе знать в процессе исследования в явном виде, они могут учитываться и применяться либо стихийно, либо сознательно. Но в любой науке есть элементы всеобщего значения, которые и делают всякую науку «прикладной логикой».

Использование философских принципов и идей подразумевает их переосмысление, развитие. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация философских принципов дает не только развитие решения проблем развития научного познания, но и развивает саму философию, ее идей и принципов.

Философия в научном познании выступает своего родом началом, предпосылкой, создает ему необходимый фон. Она влияет на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории, анализирует и обобщает полученные данные, сводя их к научным принципам. Философия выступает в роли критики в период становления новых научных представлений, становится непосредственной движущей силой научных революций, меняя глобальные представления о миропорядке, осмысливает общие ориентиры ценностных отношений, связанных с научной деятельностью; проясняет основания и содержание научного знания, способствуя само пониманию науки.

К философским осмыслениям в области науки прибегал и Альберт Эйнштейн. Великий естествоиспытатель сознавал, что столь обобщающую физическую теорию, каковой является теория относительности, невозможно было ни создать, ни развивать, замыкаясь в сфере самой физики, без привлечения философских знаний. Он писал: «Критический ум физика не может ограничиваться рассмотрением только его собственной области. В наше время физик должен заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки»[8].

Академик С.И. Вавилов писал: «Настроенные против философии естествоиспытатели полагают, что сознательное научное исследование возможно без каких-либо философских предпосылок. Однако даже поверхностный разбор конкретной научной работы всегда открывает тот философский факт, на основе которого работа осуществлена и сделаны выводы. Самое важное при этом то, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и для направления дальнейшей работы: они могут служить и тормозом и стимулом развития науки»[1].

Философия постоянно обогащается данными естественных и общественных наук, развиваясь на основе обобщения этих данных и общественно-исторической практики. Результаты научного исследования очень часто вызывают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основываться на научных результатах. Однако, раз возникнув и получив широкое распространение, они очень часто влияют на дальнейшее развитие научной мысли, указывая одну из многих возможных линий развития. Изменение принятых взглядов ведет к неожиданному новому развитию, что становится источником новых философских воззрений.

Широкое разнообразие функций и принципов философии в научном познании показывает, что философия оказывает большое влияние на формирование научных знаний. Все эти функции пересекаются друг с другом, образуя единое целое. Обобщая, можно отметить, что роль философии в науке мировоззренческая и методологическая. Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Вавилов С. И. Собр. соч. Т. III. M., 1956, стр. 38-39.
  2. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики. М.: «Мысль», 1974. Т.1. С. 454.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 26-84; см. также: Степин В.С. О прогностической природе философского знания: Философия и наука // Вопросы философии. 1986. № 4. С. 39-53.
  4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений /под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С.574.
  5. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. С. 201-213, 232-236, 246-255.
  6. Степин В.С. Основания науки и их социокультурная размерность // Научные и ненаучные формы мышления. Москва-Киль: Институт философии РАН, Кильский университет (ФРГ), 1996. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/nau_anti/index.php (дата доступа 18.12.2016)
  7. Столетов А.И. Об особенностях генезиса индивидуального мировоззрения // О вечном и преходящем: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 26-31.
  8. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учебное пособие для вузов: В 3 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. Ч.2 528 с.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Источник



Результаты научного исследования

Общим результатом научного исследования является научное знание. Принцип развития в применении к исследованию означает развитие не только познавательных процедур, но и видов научного знания, получаемых с их помощью. Виды знания нельзя ни отрывать от соответствующих процедур, ни отождествлять с последними. Исходя из логики развития исследования, легко получить следующую естественную классификацию основных видов научного знания [1; c.238]:

Развитию подвержен и каждый из этих основных видов знания, рассматриваемый в отдельности. Последовательными ступенями в развитии эмпирического знания являются эмпирический факт, эмпирический закон и феноменологическая конструкция. В развитом научном исследовании «факт» имеет не только качественную, но и количественную сторону и оказывается результатом измерения и последующей его статистической обработки (то есть представляет собой некоторое статистическое резюме). Более высокой ступенью развития эмпирического знания выступает эмпирический закон. Устойчивая (повторяющаяся) зависимость между фактами устанавливается обычно с помощью операций индукции, интерполяции и аналогии. Высшей формой развития эмпирического знания, относящегося к изучаемой предметной области, является феноменологическая конструкция, которая представляет собой дедуктивную систему, построенную на основе фундаментального эмпирического закона, дающего естественную систематизацию и классификацию нефундаментальных эмпирических законов. Такая конструкция содержит только эмпирические понятия и потому не является теорией, вопреки утверждениям эмпириокритиков. Отождествление феноменологической конструкции с теорией приводит к логическому противоречию: получается, что возможна теория без теоретических понятий. Построение феноменологической конструкции является конечным результатом эмпирического исследования (в данной предметной области) потому, что только она придает эмпирическому знанию об изучаемой предметной области (то есть описанию последней) целостный характер [1; c.239].

Основными ступенями развития нефундаментального теоретического знания являются фрагментная, комплексная и гибридная теории. Особый интерес в развитии научного знания представляет умозрительное знание. Последовательными ступенями его развертывания являются умозрительное представление («модель»), умозрительное понятие («конструкт»), умозрительный принцип и умозрительная концепция. С первого взгляда кажется, что «умозрение» и «знание» несовместимы: ведь знание всегда о чем-то, а умозрение как будто бы ни о чем. Такое впечатление, однако, рассеивается, если учесть, что умозрительное знание тоже всегда знание о чем-то, но это «что-то» в изучаемой предметной области может существовать или не существовать или его существование может быть проблематичным. Например, если изучается совокупность планет в окрестностях какой-нибудь далекой звезды, то понятие о сфинксах и кентаврах, обитающих, возможно, на некоторых из этих планет, является умозрительным знанием.

Поскольку конечной целью научного исследования в изучаемой предметной области является построение новой фундаментальной истинной теории, то фундаментальное теоретическое знание оказывается наиболее сложной формой научного знания, и его построение невозможно без предварительного построения всех других, более простых форм знания. Последовательными этапами развития фундаментального теоретического знания являются [1; c.239]:

– «программа» (система теоретических принципов);

– «схема» (фундаментальный теоретический закон);

– «гипотеза» (дедуктивная система, построенная на основе фундаментального теоретического закона, объясняющая известные эмпирические законы и предсказывающая новые);

– «теория» (та же дедуктивная система, предсказания которой проверены экспериментом.

Процесс формирования научной теории позволяет понять ее диалектическую природу: теоретическое знание является таким видом умозрительного знания, которое даст (в данной предметной области, изучаемой с помощью данных материальных средств) исчерпывающее объяснение известного эмпирического знания и предсказывает новое. Поскольку эмпирическое знание опирается на опыт, а умозрительное выходит за рамки опыта, то теоретическое знание оказывается своеобразным «синтезом противоположностей» (такой выход за рамки известного опыта, который может иметь определенное отношение к результатам будущего опыта). С другой стороны, теорию можно также рассматривать как своеобразный возврат от умозрительной концепции к феноменологической конструкции, но на основе первой («отрицание отрицания»): она есть такая умозрительная концепция, которая объясняет старую и предсказывает новую феноменологическую конструкцию.

Процесс развития фундаментального теоретического знания показывает, что проверенное знание является высшей, но отнюдь не единственной формой развития знания. Кроме проверенного («достоверного») знания существует еще непроверенное («вероятное»), а также схематическое и программное знание (если рассматривать развитие фундаментального знания в обратном порядке). Более того, само проверенное знание выступает в двух формах: истинное (если предсказание гипотезы подтверждено экспериментом) и ложное (если оно опровергнуто). Из сказанного очевидно, что отождествлять научное знание с истинным знанием можно только при условии, если рассматривать конечный итог развития знания, отвлекаясь от самого процесса развития. Но когда учитывают этот процесс, становится ясно, что такое отождествление в общем случае недопустимо, ибо находится в противоречии как с фактами истории науки, так и с диалектической природой научной теории [1; c.241].

Все сказанное позволяет сделать заключение, что конечным результатом научного исследования, к достижению которого ведут все другие результаты, является построение новой фундаментальной теории, предсказания которой подтверждаются экспериментами, проводимыми в изучаемой предметной области с помощью приборов определенной чувствительности. Такая теория в рамках указанной предметной области и фиксированной точности измерений является истинной, и никакое последующее развитие науки не может изменить этого результата.

Источник