Цели и задачи социального исследования основные характеристики

Социологическое исследование

Цель социологического исследования — получение достоверных данных об изучаемом социальном явлении, процессе, объекте для использования этих данных в практике социального управления.

Прикладное социологическое исследование включает в себя четыре взаимосвязанных этапа:

Этап 1. Методологическая и методическая подготовка.

Этап 2. Сбор первичной социологической информации об объекте и предмете исследования. Как правило, это результаты опроса респондентов, записи о наблюдениях, документы, характеризующие объект исследования и т.д.

Этап 3. Обработка и анализ данных, получение и интерпретация обобщенных результатов.

Этап 4. Формулирование выводов и рекомендаций, формирование аналитического отчета.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели, выдвинутых задач.

В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач, различают три основных вида социологического исследования:

  • Разведывательное
  • Описательное
  • Аналитическое

Разведывательное исследование

Разведывательное исследование решает относительно простые по своему содержанию задачи, охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии, под которым в прикладной социологии понимается специально разрабатываемый для каждого исследования пакет документов, предназначенных для сбора первичной социологической информации.

Цель разведывательного исследования: предварительный этап глубоких и масштабных исследований, сбор общих сведений об объекте изучения.

Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных.

Выполняя перечисленные вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативной социологической информации. В этом случае можно говорить о такой его разновидности, как экспресс опрос, цель которого состоит в выявлении отношения людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), а также эффективности различных мероприятий.

Например, с помощью экспресс опросов определяется отношение аудитории к избирательным кампаниям.

В разведывательном исследовании обычно используется один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации: интервью или анкетный опрос.

Описательное исследование

Обычно описательное исследование применяется тогда, когда объектом анализа служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся работники разных профессий и возрастных групп, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., население города, района, области, региона, страны. В таких ситуациях выделение относительно однородных групп в структуре объекта позволяет осуществить поочередную оценку, сопоставление и сравнение интересующих характеристик, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Цель описательного исследования — получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах.

Результаты описательного исследования позволяют осуществить кластеризацию и классификацию элементов исследуемого объекта по тем параметрам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Аналитическое исследование

Если в ходе описательного исследования устанавливается наличие (отсутствие) связи между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер.

Цель аналитического исследования — выяснение причин, которые лежат в основе изучаемого социального явления и обусловливают распространенность, устойчивость или изменчивость и другие свойственные ему качества.

Поскольку реальность нашей жизни такова, что практически невозможно выделить и изучать в "чистом виде" какой-либо один влияющий на нее фактор, почти в каждом аналитическом исследовании рассматривается совокупность факторов, из которой впоследствии вычленяются основные и неосновные, временные и устойчивые, явные и скрытые (латентные), управляемые и неуправляемые факторы.

По методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. Естественно, это требует умения "взаимоувязывать" данные, полученные разными методами, использовать определенные критерии их интерпретации. Таким образом, аналитическое исследование существенно отличается от описательного и разведывательного не только содержанием подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходами к обобщению и объяснению результатов.

Социальный эксперимент является самостоятельной разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения (в той или иной степени) обычных условий функционирования объекта, интересующего исследователя. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению "поведения" тех включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые свойства.

603000 Россия, Нижний Новгород, ул. Звездинка, д. 20Б, п. 4
Тел.: +7 (831) 216 08 01 / +7 (831) 216 08 02 / +7 (831) 216 08 03

Источник

Цель социального исследования

Цели и задачи социального исследования: основные характеристики

Цель и задачи социального исследования тесно взаимосвязаны друг с другом. Цель, как правило, ориентирует исследователя на конечный результат его поисков. Результат, свою очередь, может быть представлен в двух основных видах:

  • Теоретико-познавательный результат социального исследования;
  • Практически-прикладной результат социального исследования.

Любое исследование, которое изначально ориентировалось на разрешение теоретических задач, в дальнейшем можно продолжить уже в русле прикладного. Все зависит исключительно от того, какими методами пользуется исследователь, а также какие цели ставит перед собой в достижении тех или иных результатов. Крайне важно учитывать, что в формулировке цели можно давать конкретные характеристики, ведь результаты либо позволят достичь ее, либо исследователь создаст собственные предложения и рекомендации по усовершенствованию данного направления исследовательской деятельности.

Читайте также:  Способ предоставления результатов исследования

Помощь со студенческой работой на тему
Цель социального исследования

Определение целей социального исследования к тому же дает возможность упорядочить научный поиск, создать его структуру, а также обозначить тенденции в разрешении главных задач. Задачи социального исследования могут быть основными, частными и дополнительными. Основные задачи – те, которые необходимо разрешить для достижения конкретного результата и для того, чтобы получить достоверные данные по заданной тематике. Частные задачи выделяются автором при анализе специфической тематике, которая нуждается в сопряженности с некоторыми иными направлениями деятельности.

Дополнительные задачи выдвигаются в случае, если основные и частные задачи решены, но результат по-прежнему остается неполным или неудовлетворительным. В таком случае, к уже заданной цели социального исследования автор также подбирает несколько иных задач, которые подтвердят или опровергнут уже полученные данные. Основные и частные задачи логически тесно взаимосвязаны друг с другом, а вот дополнительные могут касаться совершенно противоположных отраслей, поэтому преимущественно они возникают лишь в случае недостатка основной информации, которой исследователь оперирует в процессе социального исследования и поиска.

Тем не менее, все социальное исследование подчиняется поиску ответа на самый главный вопрос, который кроется в цели исследования. При этом от исследователя требуется обеспечить надежность поиска, максимальную обоснованность, чтобы его исследование не создавало «социологический шум», устойчивость и актуальность полученных данных и информации, которая относится к достижению поставленной цели исследования. Для этого цель поддерживается предположениями автора – выдвигаемыми гипотезами, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и относятся к ключевым задачам исследования. Гипотезы позволяют проверить и перепроверить данные, скорректировать цель, изменить объект или предмет исследования в том случае, если они в какой-то степени теряют свою актуальность.

Таким образом, от цели социального исследования в целом зависит его направленность и то, как будут подбираться его основные методы и методики. Поддержка тех или иных принципов социального исследования также важна, поскольку социальное исследование основывается на принципах социологического исследования, у которого заимствуются соответствующие методы и методики, но с учетом собственной уникальности и специфики.

Особенности цели социального исследования

Как мы уже отметили ранее, цель социального исследования – это конечные его результат, который выражается в решении нескольких задач. Формулировка цели – это задача исследователя, от которого также зависит актуальность, тактичное подведение к заданной теме, возможность создать наиболее актуальное исследование с уникальной, злободневной целью. Реализация цели при грамотном подходе может разрешить не одно, а сразу несколько противоречий, что необходимо учитывать при организации и проведении социального исследования.

В предыдущей части статьи мы отметили, что основные цели социального исследования могут быть разделены на две крупные группы:

  1. Теоретико-прикладные цели исследования, которые состоят в разработке программы исследования, построении общей концепции предметной области социального исследования. Здесь же крайне важно изучить литературу, вычленить научную проблему, конкретную семантическую и эмпирическую интерпретацию ключевых понятий, которые задействованы в социальном исследовании;
  2. Практические (прикладные цели) – это цели, которые определяют работу над программой. Исследователь вынужден опираться на специфику выделенного социального объекта, а также определение практических задач, которые реализуются в рамках социального исследования.

Цели исследования так или иначе играют важную роль. К одному исследованию можно сформулировать сразу несколько ключевых социальных целей, но лишь одна из них будет соответствовать главной теме исследования, и именно ее автор будет брать за основу своих теоретических и эмпирических разработок. Как правило, цель прописывается в начале какой-либо работы, а уже в конце актуализируются вопросы, связанные с достижением этой темы, подводятся основные итоги. Целеполагание – это одно из профессиональных качеств исследователя, которое он должен формировать в своей профессиональной деятельности, во время обучения, переобучения, повышения квалификации или переквалификации. Любой тип исследования, реализуемый в социальной сфере, сопровождается формулировкой объекта, предмета, актуальной проблемы и, соответственно, цели.

Если цель в социальном исследовании отсутствует, то сама работа не может быть выполнена, так как нет того рационального ядра, которое будет совмещать в себе проблему и возможности ее разрешения, а значит и само исследование не может быть реализовано. Это стоит иметь в виду исследователям, которые только приступают к реализации своих собственных исследований.

Читайте также:  ФК Црвена Звезда Сербия 2021 Футбол

Источник

2. определение цели и задач исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев.

Если основная цель формулируется как теоретико-прикладная, то при разработке программы главное внимание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу, построению гипотетической общей концепции предмета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и логическому анализу рабочих гипотез. Конкретный объект исследования определяется только после того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Например, приступая к изучению некоторых аспектов саморегуляции социального поведения личности, мы прежде всего обращаемся: к литературе [235. Гл. 1] в поисках ответа на вопросы: какова структура личности? Каковы объективные (социальные) и субъективные (личностные) механизмы регуляции поведения? Какие различия обнаруживаются в интерпретации регуляционных механизмов? Каковы возможные объяснения этих разногласий в подходах к предмету?

Мы находим, например, что, согласно одним научным данным, ценностные ориентации личности рассматриваются как важнейшие регуляторы ее социального поведения, согласно другим — фиксируется явное противоречие между ориентациями и реальными поступками. Постепенно выявляется проблема.

Уточняя ключевые понятия, в том числе понятие "ценностные ориентации", мы находим далее, что это весьма общий конструкт, который, в сущности, представляет обобщение многообразных, более частных феноменов диспозиционной регуляции поведения личности (ценности — обобщенные социальные установки — ситуативные установки). Продолжая следовать такой логике, мы развертываем систему гипотез, которые опираются на имеющиеся теоретические и экспериментальные данные, и в конце концов формулируем общую гипотетическую "модель" изучаемого процесса — диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности. Только теперь начинаются поиски подходящего социального объекта для проверки теоретической модели: поведение в какой именно сфере каких именно социальных групп, в каком именно отношении и т. п. лучше всего исследовать для проверки выдвинутых гипотез?

Иная логика управляет действиями исследователя, если он ставит перед собой непосредственно практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного социального объекта (т. е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в предыдущем случае) и уяснения практических задач, подлежащих решению. Только после этого он обращается к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли "типовое" решение возникших задач, т. е. специальная теория, относящаяся к предмету? Если "типового" решения нет, дальнейшая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного исследования. Если же такое решение имеется, гипотезы прикладного исследования строятся как различные варианты "прочтения" типовых решений применительно к конкретным условиям.

Очень важно иметь в виду, что любое исследование, ориентированное на решение теоретических задач, можно продолжить как прикладное. На первом этапе мы получаем некоторое типовое решение проблемы, а затем переводим его в конкретные условия. Поэтому совершенно справедливо говорят, что нет ничего практичней хорошей теории. Но из хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно сделать теоретические выводы. Необходимо, чтобы с самого начала фактические данные описывались в соответствующих терминах, соотнесенных с теоретическими посылками (гипотезами). Не так просто (а часто невозможно) перегруппировать собранные данные по иному, отличному от исходного принципу. Именно поэтому исследователь накапливает эмпирический материал, исходя из четкой целевой установки.

Итак, определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Например, в 90-е гг. в нашем исследовании механизмов формирования социальных идентификаций личности [306, 308] главная цель формулируется как теоретическая. Научно-познавательная проблема состоит в том, что в современных обществах, в отличие от "традиционных", человек включается во множество организаций и одновременно чувствует себя принадлежащим разным социальным общностям — семейно-родственным, производственным, территориальным, этнокультурным, политическим и др. Социологи и социальные психологи исследуют механизмы социально-групповой и более широкой идентификации личности (т. е. чувства принадлежности к группам и общностям, осознания общности своих интересов с ними) в историческом и сравнительно-культурном разрезе. Нынешний этап преобразований российского общества создает уникальную возможность проверить существующие теоретические подходы в условиях как бы "естественного эксперимента", т. е. реальных и многосторонних социальных изменений. Какие личностные потребности стимулируют социальную идентификацию, является ли она достаточно определенной, упорядоченной или гибко-ситуативной в нестабильном обществе, как именно протекает этот процесс, т. е. насколько он целерационален или совершается полусознательно, какие социальные обстоятельства оказывают на него воздействие (собственный опыт и культурные стереотипы, воздействие общественных настроений и средств массовой информации) и т. д. Все эти вопросы образуют проблемную область теоретически ориентированного поиска. Его центральная задача — установление общих тенденций, проверка существующих теорий, их интерпретация или выдвижение новой концепции.

Читайте также:  Основные события и этапы восстания

Прикладная задача (здесь она является следствием основной) — прогноз развития социальных процессов в современном российском обществе на основе определения тенденций поиска новых социальных идентификаций в различных группах населения. Очевидно, что возможности включения отдельных индивидов в массовое социальное действие зависят от их идентификаций с соответствующими социальными общностями. Насколько вероятно, что такие массовые действия стимулируются этнонациональными идентификациями, социоклассовыми, корпоративными, политическими, иными? Насколько выражена тенденция доминирования идентификаций с семьей и малыми группами при ослаблении идентификации с большими социальными общностями, т. е. тенденция дезинтеграции общества? Главная цель исследования развертывается в цепь частных задач. Перечисление этих задач займет несколько страниц, и многие из них возникают позже, уже по ходу самого исследования в процессе анализа полученных данных.

Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические. В сущности, каждая стадия развертывания программы и анализа получаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс [42. С. 249—285]. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования (см. схему 2).

Схема 2 Последовательность выдвижения программных задач в зависимости от основной цели исследования

Источник



Цели и задачи социологического исследования

Определение цели и задач социологического исследования

Цели и задачи исследования тесно взаимосвязаны между собой.

Цели исследования ориентируют исследователя на конечный результат, который может быть теоретико-познавательный или практически-прикладной. Задачи исследования формулируют вопросы, ответ на которые служит для реализации целей исследования.

Любое исследование, которое ориентировано на решение теоретических задач возможно продолжать дальше как прикладное.

Определение цели исследования дает возможность упорядочить научный поиск в виде решения задач: основных, частных и дополнительных. Основные и частные задачи исследования логически между собой связаны, из основных задач вытекают частные, являющиеся средством решения основных вопросов исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Все исследование подчиняется поиску ответа на основной вопрос. При этом должны быть обеспечены надежность, максимальная обоснованность, устойчивость информации, которая относится к решению этих задач. Для этого необходимо выдвинуть ряд гипотез, взаимосвязанных между собой и относящихся к основным задачам, проверкой и перепроверкой исходных данных.

Цели социологического исследования

Целью исследования является конечный результат исследования в виде решения нескольких конкретных задач.

Основные цели могут формироваться как:

  • теоретико-прикладные – при разработке программы основное внимание уделяется построению общей концепции предмета исследования, изучению литературы по данному вопросу, вычленению научной проблемы, конкретной семантической и эмпирической интерпретации первоначальных понятий, логическому анализу гипотез; только после выполнения всей этой работы выделяется объект исследования.
  • практические – определяют работу над программой, опираясь на специфику социального объекта и определения практических задач.

Задачи социологического исследования

Задачи исследования – это совокупность рассматриваемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от целей исследования, степени изученности проблемы, потенций и возможностей исследователей проникнуть в суть проблемы.

Последовательность выдвижения задач теоретико-прикладного исследования:

  • 1 этап: выявление основного социального противоречия, проблемы, на основе доступных источников, его локализация в конкретных процессах, на конкретных социальных объектах;
  • 2 этап: разработка теоретической концепции исследования – выявление обстоятельств, способствующих возникновению проблемной ситуации и факторов, определяющих эти процессы;
  • 3 этап: разработка и опробование методик исследования, последующий сбор информации на объектах исследования.
  • 4 этап: анализ полученных данных в соответствии с концепцией и гипотезой исследования; выявление путей решения проблемы, практических приложений на объектах.

Последовательность выдвижения задач практически-прикладного исследования:

  • 1 этап: анализ литературных источников, консультации со специалистами для нахождения типового способа решения практической проблемы;
  • 2 этап: сбор данных о ситуации на объекте с применением апробированных и созданных методик для выяснения способов использования типового варианта решения проблемы относительно данного объекта;
  • 3 этап: разработка вариантов решения проблемы, их экспериментальная проверка;
  • 4 этап: анализ данных исследования, оценка полученного эффекта, коррекция нововведений, план практических действий в дальнейшем.

Основные задачи исследования соответствуют его целевой установке, дополнительные задачи определяются для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез (возможно не связанных с данной проблемой), для решения методических вопросов и т.д.

При постановке дополнительных задач исследования используют контрольные операции, связанные с решением основных задач.

Источник