Учение Ч Дарвина о естественном и искусственном отборе

Учение Ч. Дарвина о естественном и искусственном отборе

Ч. Дарвин в своей теории эволюции органического мира установил, что в основе образования новых форм (пород и сортов) в сельскохозяйственной практике и новых форм (разновидностей и видов) в природе лежит один и тот же общий процесс — отбор (селекция).

Согласно его учению, отбор делится на естественный, осуществляемый в природе, и искусственный, осуществляемый по воле человека.

Отбор основывается на изменчивости и наследственности организмов. Человек при помощи отбора видоизменяет и развивает (совершенствует) те признаки, которые отвечают его требованиям, создавая таким путем новые породы животных и сорта растений. Но искусственный отбор не сводится к простому выбору лучших форм из числа уже имеющихся в популяции. В подавляющем большинстве случаев он предполагает постепенное накопление и закрепление из поколения в поколение незначительных, нередко едва уловимых различий.

Ч. Дарвин различает два вида искусственного отбора: бессознательный и методический. На протяжении многих тысячелетий люди проводили искусственный отбор бессознательно не ставя перед собой никакой конечной цели. Для размножения отбирали лучшие колосья, более крупные семена или более вкусные коренья. Такой непреднамеренный, бессознательный отбор, повторяясь из поколения в поколение, создавал новые культурные растения.

При методическом отборе человек заранее ставит себе цель улучшить то или иное растение, определяет, какие признаки и в каком направлении он будет изменять. Методический искусственный отбор стали применять только с конца XVIII в. и достигли при его помощи выдающихся результатов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Тест по биологии для 9 класса «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

6. Какая причина не влияет на существование трав — корма для травоядных животных?

А) Большое количество травоядных животных

Б) Наличие насекомых-опылителей

В) Конкуренция с другими растениями за свет и влагу

Г) Беспрепятственное размножение клубеньковых бактерий

7. Два самца оленя конкурируют за самку в период размножения – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

8. Пример борьбы с неблагоприятными условиями среды …

А) Лиса и волк гонятся за зайцем

Б) Два клеща питаются на одной собаке

В) Гибель рыбы зимой из-за нехватки кислорода

Г) Два волка гонятся за зайцем

9. Естественный отбор – это …

А) Выживание наиболее приспособленных особей

Б) Массовая гибель видов

В) Пример внутривидовой борьбы

Г) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

10. В выживании видов огромную роль играет …

А) Один какой-либо признак

Б) Условия распространения видов

В) Территория заселения видов

Г) Комплекс признаков живой и неживой природы

11. На рисунке представлен пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

12. Молодые растения фасоли опережают в развитии растения других видов – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

Тестовая проверка знаний по биологии 9 класс

По теме: «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе»

Выберите только один правильный ответ

1. Все живые организмы в природе стремятся к размножению в …

А) Геометрической прогрессии

Б) Ограниченной прогрессии

В) Недостаточной прогрессии

Г) Физической прогрессии

2. Причина гибели появившихся на свет в природе организмов и не достигших половозрелого состояния…

А) Искусственный отбор

Б) Недостаток корма

В) Благоприятные условия среды

Г) Многообразие пищевых ресурсов

3. Лев отнимает добычу у гиены – это пример …

А) Искусственного отбора

Б) Борьбы за пищу

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовой борьбы

4. Какого вида борьбы за существование не существует?

А) Межвидовая борьба

Б) За пищевые ресурсы

В) Борьба неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовая борьба

5. Паразитизм – это форма …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовой борьбы

6. Самый напряженный вид борьбы за существование …

А) Межвидовая борьба

В) Борьба с неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовая борьба

7. Два воробья конкурируют за место гнездования – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовой борьбы

8. Движущей силой изменения видов служит…

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды

Г) Внутривидовой борьбы

9. Семена растений заносятся ветром в неблагоприятные условия среды – это пример …

Источник

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧАРЛЬЗА ДАРВИНА. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР И ЕГО ФОРМЫ.

Впервые термин «эволюция»(от лат. evolutio – развертывание) был использован в одной из эмбриологических работ швейцарским натуралистом Шарлем Боннэ в 1762 г.В настоящее время под эволюцией понимают происходящий во времени необратимый процесс изменения какой-либо системы, благодаря чему возникает что-то новое.

Читайте также:  Что где когда вопросы история вопросов

Биологическая эволюция – это необратимое и в известной степени направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом.

Теория эволюции была разработана Ч. Дарвиным (1809-1882) и изложена им в книге «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859). Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Предпосылками к созданию теории эволюции являлись:

Общественно – экономические – накопление большого научного материала по экологии, зоологии и ботаники. Создание клеточной теории, открытие закона сохранения и превращения энергии.

Высокий уровень развития сельского хозяйства в Англии, селекция животных и растений.

Собственные наблюдения Дарвина во время кругосветного путешествия и изучение им сельского хозяйства Англии.

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина:

1. Движущие силы эволюции, породы сортов, наследственная изменчивость и производимый человеком отбор.

2. Между особями как одного, так и разных видов возникает борьба за существование. Следствием борьбы за существование является естественный отбор – главный фактор эволюции.

3. Борьба за существование, естественный отбор, на основе наследственной изменчивости являются, по Дарвину, основными движущими силами эволюции

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразии евидов в природе.

Дарвин показал, что основой многообразия сортов и пород является изменчивость – процесс возникновения отличий у потомков по сравнению с предками, которые обусловливают многообразие особей в пределах сорта, породы. Изменчивость делится на:

Дарвин считает, что причинами изменчивости являются воздействие на организмы факторов внешней среды(прямое и косвенное, через «воспроизводительную систему»), а также природа самих организмов (так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды). Определив для себя отношение к вопросу о причинах изменчивости, Дарвин анализирует формы изменчивости и выделяет среди них три: определенную, неопределенную и коррелятивную.

Определенная, или групповая, изменчивость – это изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породыи изменяющегося в определенном направлении. Примерами такой изменчивости могут служить увеличение массы тела у всех особей животных при хорошем кормлении и изменение волосяного покрова под влиянием климата и т.д.

Неопределенная, или индивидуальная — изменчивость проявляется специфично у каждой особи, т. е, единична, индивидуальна по своему характеру. При неопределенной изменчивости появляются разнообразные отличия у особей одного и того же сорта, породы, которыми в сходных условиях одна особь отличается от других. Например, у одного сорта растений появляются экземпляры с разной окраской цветков, разной интенсивностью окраски лепестков и т.п.

При коррелятивной, или соотносительной изменчивости изменение в каком-либо одном органе является причиной изменений в других органах. Например, у собак с плохо развитым шерстным покровом обычно недоразвиты зубы, голуби с оперенными ногами имеют перепонки между пальцами и т.д.

Естественный отбор – это процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными, в данных условиях, наследственными изменениями. Материалом для естественного отбора служит наследственная (неопределенная, групповая, мутационная) изменчивость. Результатом естественного отбора служит появление новых видов.

При этом Дарвин обращал внимание на такие характерные особенности естественного отбора, как постепенность и медленность процесса изменений и способность суммировать эти изменения в крупные, решающие причины, приводящие к формированию новых видов.

Исходя из того, что естественный отбор действует среди разнообразных и неравноценных особей, он рассматривается как совокупное взаимодействие наследственной изменчивости, преимущественного выживания и размножения индивидов и групп особей, лучше приспособленных, чем другие к данным условиям существования. Поэтому учение о естественном отборе как движущем и направляющем факторе исторического развития органического мира является главным в теории эволюции Дарвина.

Формы естественного отбора:

Движущий отбор (описали Дарвин и Уоллес)— форма естественного отбора, которая действует при изменяющихся условиях оружающей среды, способствует сдвигу среднего значения признака и приводит к появлению новой, средней формы, вместо старой, которая перестала соответствовать новым условиям.

Естественный отбор до тех пор смещает среднее значение признака, пока популяция не приспособится к новым условиям. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. При этом давление движущего отбора должно отвечать приспособительным возможностям популяции и скорости мутационных изменений (в ином случае давление среды может привести к вымиранию).

Читайте также:  Как потерять деньги по ссылке из письма

Примером действия движущего отбора является «индустриальный меланизм» у насекомых. «Индустриальный меланизм» представляет собой резкое повышение доли меланистических (имеющих тёмную окраску) особей в тех популяциях насекомых (например, бабочек), которые обитают в промышленных районах. Из-за промышленного воздействия стволы деревьев значительно потемнели, а также погибли светлые лишайники, из-за чего светлые бабочки стали лучше видны для птиц, а тёмные — хуже. Уменьшение в размерах слонов на островах средиземного моря, появление карликовых слонов (1,5 метра).

Стабилизирующий отбор (описал Шмальгаузен)— форма естественного отбора, которая действует в постоянных условиях среды и направлена на поддержание ранее сложившегося среднего признака, сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней формы. Стабилизирующий отбор не влияет на среднюю величину признака, он благоприятствует сохранению особей с признаками, близкими к среднему значению.

Например, на первый взгляд кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детёнышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью.

После бури, прошедшей в Англии, выжили преимущественно воробьи со средней длинной крыла, а длинно-и короткокрылые погибли в большом количестве.

Дизруптивный (разрывающий) отбор — форма естественного отбора, которая направлена против средних значений признака и ведет к разрыву популяции на две и более группыДарвин описывал действие дизруптивного отбора, считая, что он лежит в основе дивергенции, хотя и не мог привести доказательств его существования в природе. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию полиморфизма популяций, а в некоторых случаях может служить причиной видообразования.

Примером дизруптивного отбора является образование двух рас у погремка большого на сенокосных лугах. В нормальных условиях сроки цветения и созревания семян у этого растения покрывают всё лето. Но на сенокосных лугах семена дают преимущественно те растения, которые успевают отцвести и созреть либо до периода покоса, либо цветут в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка — ранне- и позднецветущая.

На океанических островах с сильными ветрами выживают насекомые без крыльев или с очень мощными крыльями, а особи со средним значением уносятся ветром и гибнут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движущими силами эволюции, по Дарвину, являются наследственная изменчивость и естественный отбор. Изменчивость служит основой образования новых признаков в строении и функциях организмов, а наследственность закрепляет эти признаки. В результате борьбы за существование происходит преимущественно выживание и участие вразмножени и наиболее приспособленных особей, т. е. естественный отбор, следствием которого является возникновение новых видов. При этом существенно, что приспособленность организмов к окружающей среде носит относительный характер.

Как целостное материалистическое учение Дарвинизм совершил переворот в биологии, подорвал позиции креационизма и витализма, оказал во 2-й пол. XIX в. огромное влияние на естественные и общественные науки, культуру в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилова В.С., Кожевников Н.Н.Основные концепции естествознания. – М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Концепции современного естествознания/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

3. Концепции современного естествознания/ Самыгин С.И. и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997.

4. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д.Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1998.

Источник

Тест по теме Учение Ламарка и Дарвина

Добавить в избранное

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1628.

1887. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству. (3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

Добавить в избранное

Ошибки допущены в предложениях 1, 5, 7:

1) Ч. Дарвин выделил следующие эволюционные факторы: наследственность, изменчивость и борьба за существование
5) Приспособленные особи выживают, размножаются и оставляют потомство
7) Мутации подразделяются на положительные, нейтральные и негативные (чаще встречаются негативные мутации, которые имеют отрицательный эффект — положительные встречаются гораздо реже)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 1887.

Читайте также:  Об этом вы явно не думали почему начальник игнорирует ваши сообщения

А) система природы
Б) философия зоологии
В) происхождение человека и половой отбор
Г) происхождение видов путём естественного отбора
Д) изменение домашних животных и культурных растений под влиянием одомашнивания

1) Карл Линней
2) Жан Батист Ламарк
3) Чарльз Дарвин

Добавить в избранное

Верный ответ: 12333

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2271.

Задание ЕГЭ по биологии

1) особь
2) биологический прогресс
3) искусственный отбор
4) неопределённая изменчивость
5) движущий и половой
6) естественный отбор
7) стабилизирующий и половой
8) популяция

Добавить в избранное

Верный ответ: 856

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2359.

2606. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны основные постулаты синтетической теории эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. (2)Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию. (3)Наименьшей эволюционирующей единицей эволюции является популяция. (4)Возникнув естественным путём, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. (5)Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе. (6)Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»).

Источник



Тест с ответами: “Теория Дарвина”

10. Что является причиной возникновения и прогрессивной эволюции первичных хемосинтезирующих прокариот:
а) избыток углекислого газа в атмосфере
б) отсутствие кислорода в атмосфере
в) истощение запасов органических веществ в океане +

11. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи. +
б) Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно.
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.

12. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Приобретённые полезные признаки наследуются.
б) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости. +
в) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.

13. Укажите положение дарвиновской теории эволюции:
а) Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно.
б) Приобретённые полезные признаки наследуются.
в) Организмы размножаются в геометрической прогрессии. +

14. Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:
а) объяснила механизм возникновения жизни на Земле
б) выявила факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов +
в) доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития

15. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Дарвин считал:
а) внутривидовую +
б) межвидовую
в) борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды

16. Что является причиной образования новых видов, по Дарвину:
а) неограниченное размножение
б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида +
в) борьба за существование

17. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
а) борьба за существование
б) наследственная изменчивость +
в) способность к неограниченному размножению

18. Наиболее правильно с позиций дарвинизма это утверждение:
а) вид – это совокупность особей, возникших в результате акта творения
б) вид – это реальная категория, обозначающая группу неизменяемых организмов
в) вид – это реальная категория изменяющихся организмов, существующая в природе +

19. Что является элементарной единицей эволюции:
а) популяция +
б) подвид
в) особь

20. Как называется совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды:
а) естественный отбор
б) наследственная изменчивость
в) борьба за существование +

21. Что по мнению Дарвина не относится к движущим силам эволюции:
а) борьба за существование
б) естественный отбор
в) искусственный отбор +

22. Где жил и работал Дарвин:
а) в Германии
б) в Швеции
в) в Англии +

23. Древнейшие люди не умели:
а) защищаться от врагов
б) укрываться от непогоды
в) пользоваться огнем +

24. На этом этапе эволюции первобытные люди начали жить в группах по 50-100 человек:
а) Австралопитеки
б) Неандертальцы +
в) Человек прямоходящий

25. На этом этапе внешность человека начала соответствовать внешнему облику современного человека:
а) Питекантроп
б) Человек умный
в) Кроманьонец +

26. Самое главное орудие труда Человека прямоходящего называлось:
а) камень
б) каменное рубило +
в) скребло

27. С какого уровня организации жизни осуществляется эволюционное обновление:
а) популяционного +
б) организменного
в) биогеоценозного

28. Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) деятельности человека
б) методического отбора
в) взаимодействия движущих сил эволюции +

29. Процесс расхождения признаков внутри вида называется:
а) дивергенцией +
б) ароморфозом
в) конвергенцией

30. Где расположен Дарвинский заповедник:
а) в Украине
б) в Европейской части России +
в) в Белоруссии

Источник