Урок дебаты quot Родион Раскольников герой quot

Урок — дебаты "Родион Раскольников — герой!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-дебаты для учащихся 10 класса по теме "Родион Раскольников — герой!" (заключительный урок по теме). Урок проводится в форме дебатов, где каждая команда должна доказать или опровергнуть резолюцию урока. Команда Утверждения должна доказать, что действительно Родион положительный герой романа. Человек, который способен на поступок. Команда Опровержения, опираясь на факты из романа "Преступление и наказание", выдвигает свою версию и доказывает обратное. Урок должен пройти интересно при условии, что члены команд хорошо знают текст и могут оперировать фактами из произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок — дебаты «Родион Раскольников — герой!» »

Урок – дебаты в 10б классе

Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (заключительный урок).

Обучение ораторскому мастерству, расширение кругозора знаний;

Развитие устной речи, логического мышления;

Развитие толерантности у молодёжи;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Воспитывать взаимопонимание, чувство такта, дисциплинированности, уважения к оппонентам;

Умение цивилизованно вести диалог с соперником.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подводим итог по роману Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание». Урок проводится в форме дебатов, где каждая из команд попытается доказать или опровергнуть нашу резолюцию. Каждая команда должна представить дефиниции, выдвинуть свой критерий и к нему аргументы (не менее двух).

Роли спикеров команд:

Команда утверждения (У1)

Команда опровержения (О1)

Формулировка темы, актуальность

Формулировка тезиса отрицания

Определение ключевых понятий, входящих в тему

Принятие определения ключевых понятий

Представление кейса документов

Опровержение позиции утверждения

Представление кейса отрицательных сторон

Команда утверждения (У2)

Команда опровержения (О2)

Опровержение аргументов оппонентов

Восстановление и развитие собственной линии

Приведение новых доказательств и поддержек

Новые аргументы не приводятся.

Команда утверждения (У3)

Команда опровержения (О3)

Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений, в порядке следования кейса

Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Доводы утверждения – доводы отрицания = почему мнения утверждения убедительны

Доводы отрицания – доводы утверждения = почему мнения отрицания убедительны.

ИТАК, РЕЗОЛЮЦИЯ ДЕБАТОВ: РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ – ГЕРОЙ.

Герой – человек, совершающий подвиги.

Осознание – факт сознания, предмет которого сама деятельность сознания.

Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В романе показана эволюция главного героя, который, совершив преступление, осознал свою ошибку.

Гражданин – общественно полезный, преданный своему Отечеству человек (Толковый словарь русского языка. Ожегова – Шведова, М., 1997)

Евангелие – общее название четырёх книг новозаветной части Библии (Энциклопедия для детей, «Аванта+», т.6, «Религии мира»)

Критерий: Признание своих ошибок – подвиг.

Аргумент 1: Вопрос человека и гражданина в Раскольникове не померк.

Аргумент 2: Хорошая цель оправдывает злодейство.

Доказательство к критерию:

Родион Раскольников — главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В первой части романа он совершает преступление – убивает старуху-процентщицу. В последних частях романа Родион Раскольников мучается, терзается от своего преступления. Он находится на грани жизни и смерти. Его врач Зосимов считает, что Раскольников сходит с ума. Он почти рвёт со своими родными: матерью и сестрой. И, встретив Сонечку Мармеладову, видя условия, в которых она живёт, как она зарабатывает на жизнь себе и детям, совершенно ей чужим, но волею судьбы оказавшиеся рядом с ней, он начинает подходить к осознанию своих ошибок. Соня только помогла Раскольникову, но он сам осознал свои ошибки и пришёл в полицию с повинной. Раскольников – сильная личность, ведь только сильной личности под силу осознание и признание своих ошибок. К тому же Раскольников знал, на что идёт: после признания его ждали долгие годы заточения, которые, может быть, окончательно сломают его жизнь.

Но он совершил это и снял подозрения с совершенно невиновного маляра Миколки. «Спасший одну душу – спасёт тысячи» (критическая статья Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова»). И отсюда вытекает наш первый аргумент.

Доказательство к первому аргументу:

«Вопрос человека и гражданина в Раскольникове не померк». Раскольников жил в Петербурге, в одном из грязных и страшных районах города, в трущобе. Достоевский называл эти части города «жёлтый Петербург». На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. Раскольников жил в маленькой комнате, похожей на гроб, чем на комнату. «Это была крошечная клетушка шагов десять в длину, имевшая самый жалкий вид… и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко». Теперь вы видите, что человеку, живущему в таких условиях, трудно сохранить нормальные человеческие качества, но Раскольников сумел их сохранить: он помог пьяной девушке на бульваре, дав ей денег, отдаёт последние свои гроши Катерине Ивановне, когда умер её муж Мармеладов.

Теперь давайте, сравним Раскольникова со Свидригайловым. Свидригайлов – мерзавец, который, совершив преступление, совершенно не раскаивается и остаётся хладнокровным, принимает всё спокойно. Он ещё и наставляет Раскольникова, так сказать, на «путь истинный». «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу. Нравственные, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам-то?» Конечно, Свидригайлова совершенно не интересует проблема «человека и гражданина», он «пустил их побоку» и успокоился. К тому же живёт он в прекрасных условиях, под опекой богатой жены, а Раскольников же, совершив преступление. Мучается, переживает, тоскует. Он не переступил черту. Отделяющую преступников от остальных людей. Родион Романович остался на этой стороне.

Читайте также:  Какие вопросы задавать незнакомому человеку при знакомстве

Признание своих ошибок – подвиг. Не признаваясь в убийстве, Раскольников подставил маляра Миколку. Но он это сделал, чтобы не травмировать

О1.

Общество – совокупность людей, объединённых какими-либо общими характерными чертами (Толковый словарь русского языка. Ожегов-Шведов, 1997).

Свобода – возможность в проявлении субъектом своей воли.

Человек – общественное существо, способное производить орудие труда, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью.

Анти – приставка, употребляющаяся для выражения противоположности или враждебности к чему-либо.

Критерий: Свобода человека – высшая ценность!

Доказательства к критерию:

Величайшим документом всех времён и народов считается Всеобщая Декларация Прав Человека, в которой утверждается, что высшей ценностью является ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЖИЗНЬ И СВОБОДА. Поэтому Раскольников, совершив убийство, поставил себя в противоестественное состояние к окружающим его людям. Он вынужден постоянно лгать самому себе и другим. И эта ложь – игра иссушает его, опустошает душу главного героя. Этим преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Ощущение преступности порождает катастрофическую депрессию во взаимоотношениях Родиона Романовича Раскольникова с другими людьми. Переступив через высшие ценности человека, Раскольников ни коим образом не может быть героем своего времени. Из этого следует наш 1 аргумент: Раскольников, как неудавшийся Наполеон.

Прочитав роман «Преступление и наказание», мы видим, что Раскольников погружён в болезненное состояние. Он вывел свою теорию, в которой делит людей на две категории: первая – «твари дрожащие», вторая – «власть имеющие». Идея Раскольникова не наивна: она возводит в квадрат бесчеловечность исторического прогресса, которая свойственна многим общественным формациям. Говоря словами Достоевского о Бальзаке, «не дух времени, но целые тысячелетия приготовили борением своим такую развязку в душе человека». После выведения своей теории Раскольников сталкивается с вопросом, а к какой категории он относится сам? Он знал, что великие люди, как, например Наполеон, любыми путями достигают своей цели. Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента: «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь» — всё это потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

И так как этот опыт Раскольникова не удался, мы можем считать Раскольникова неудавшимся Наполеоном.

У2.

Доказательство к аргументу №1:

Раскольников в остроге приходит к религии, к Евангелию. Евангелие – это свет во тьме для него. В нём отражаются основные догмы религии. Оно провозглашает вечные общечеловеческие ценности: сочувствие, доброту, гуманность. По учению Евангелия человек не должен совершать грехов. «Не убий, не лги, не кради, не завидуй», — говорится в нём. Религия наставляет человека на правильный путь. Так что Раскольников, подойдя к религии, ступил на правильную дорогу. Значит, он к тому времени не переступил черту, после которой становятся отъявленными злодеями, убийцами. Вопрос человека и гражданина для него ещё не решён и не был забыт. И лишь в остроге, прочтя Евангелие, он окончательно уясняет для себя ответ, который так долго искал.

Доказательство к аргументу №2:

Раскольников узнаёт историю семьи Мармеладовых, узнаёт о горькой судьбе Сони. Он встречает обманутую пьяную девушку, видит её несчастье, понимает, что теперь она погибнет («…на а там опять больница, …вино, …кабаки … и ещё больница… года через 2-3 – калека, итого житьё её 19 аль 18 лет от роду всего»)

Р.Раскольников по себе знает судьбу бедного человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Он заложит последнюю, хоть сколько – нибудь стоящую вещь, лишь бы получить деньги, а вместе с ними и надежду выжить. А старуха – процентщица наживалась на этом (по словам студента «…какая она злая, капризная. Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт»). Все деньги старухи нажиты на чужом горе и несчастье. Раскольников знает, что это несправедливо и мерзко. Убийство является своеобразным протестом, бунтом Родиона Раскольникова против этого зла.

Доказательство к аргументу №1:

Уже с первых страниц романа «Преступление и наказание» главный герой, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружён в болезненное состояние, порабощён философской идеей – страстью, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Р.Раскольников решил, что исторический прогресс и всякое развитие осуществляется за счёт чьих-то страданий, жертв и даже крови, что всё человечество подразделяется на две категории: есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари дрожащие», и люди, нарушающие моральные нормы и общественный порядок – «сильные мира сего». Великие личности, «творцы истории», такие как Ликург – основатель города Спарты, Магомет – основатель новой религии Ислам и , наконец, Наполеон – император Франции, пройдя путь от простого капрала до императора. Эти люди, как считает Раскольников, не останавливаются ни перед чем – ни перед жертвами, насилиями, кровью, ради осуществления своей идеи.

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «Вот ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться и взять? Тварь ли я дрожащая или право имеющая?…»

Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя? Выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном? Но Раскольников не выдержал этой проверки, он «сломался». И его можно назвать неудавшимся Наполеоном. В своём выступлении мы использовали выдержки из критической статьи Чиркова «Стиль Достоевского», М, 1967.

Читайте также:  Во по рассказу Н И Волокитина Светка синяя беретка 1 Когда происходит действие рассказа 2 На кого походили

Здравствуйте, уважаемые судьи, не менее уважаемые оппоненты, тайм-кипер, присутствующая здесь аудитория! Я – третий спикер утверждающей команды и в данный момент я прошу разрешение на проведение анализа прошедшей игры. В своём выступлении хочу сразу обратить внимание на три причины, по которым я считаю, моя команда оказалась сильнее команды опровержения:

Опровержение со стороны оппонентов не состоялось.

Команда утверждения наоборот укрепила свои позиции.

В ходе перекрёстных допросов наши оппоненты вынуждены были согласиться с нашей точкой зрения – Раскольников – герой!

Здравствуйте, уважаемые судьи, не менее уважаемые оппоненты, тайм-кипер, присутствующая здесь аудитория! Я – третий спикер опровергающей команды и в данный момент я прошу разрешение на проведение анализа прошедшей игры

Источник



20 вопросов о Раскольникове из романа «Преступление и наказание»

20 вопросов о Раскольникове из романа «Преступление и наказание»

1. Какое преступление совершает Раскольников?

15. К какому сословию принадлежит Раскольников?

17. Как зовут следователя, который расследует преступление Раскольникова?

Следователя, который расследует преступление Раскольникова, зовут Порфирий Петрович.

19. Какое наказание получает Раскольников за свое преступление?

Это были ответы на вопросы о Раскольникове, главном герое романа «Преступление и наказание» Достоевского.

2 Комментарии

. 9 июня 1845 года, от государя Николая Павловича министрам "Великой России" был отдан приказ "сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназии для разночинцев".

(Все выдержки из книги "Очерки по истории русской культуры» Милюков)

Ребята долго не думали, а вынесли Постановление согласно которому уже не только крестьянам, но и: мещанам и купцам (искл. для детей купцов 1-й гильдии) было запрещено поступать в гимназию. (Указ от 14 июня 1845 г.)

Было издевательское "послабление" — мещанские и купеческие дети могут поступать в гимназию, если выпишутся из сословия.
Это отрывки из научной работы с цитатами из устава. Мог ли Раскольников быть мещанином? Его семья принадлежала к мелкому, обедневшему дворянству.

Дорогой друг, спасибо за комментарий. Мы опираемся на письмо Достоевского (кому верить, если не ему?), в котором тот называет своего героя мещанином и одновременно бывшим студентом. Вот отрывок из этого письма:

"Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению , и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения."

Источник

Урок-дискуссия по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

I. Раздаются листки с распечаткой выдержек из письма Достоевского Каткову. Замысел Достоевского можно представить в следующем виде (закавыченные слова и фразы из письма):

1) мотивы преступления “студента”, убившего процентщицу, – высокие, как они ему самому представляются; “гуманный долг перед человечеством”;

2) время действия “до окончательной катастрофы” (явка с повинною) – почти месяц;

3) добровольное признание и раскаяние студента

4) преступник легче легкого отказывается от своих прежних идей. “Закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения, даже без сопротивления”;

5) искупление мыслится, как сознательный и даже решительный выбор: “Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело”…

– Сравните первоначальный замысел с тем, что получилось в результате. Обращаем внимание на то, что в мотивы (окончательный вариант) резко введена наполеономания, усилен самообман. Признание, раскаянье, искупление четко разделены: признание – девятый день,

С невероятным упорством отстаивает преступник свои убеждения; он, хоть и раскаялся, вряд ли представляет все трудности будущего искупления.

– В чем причина различия замысла и его воплощения?

Обращаем внимание на то, что усложняются условия возрождения человека, подчеркиваются трудности избавления от самообмана.

– На какие вопросы необходимо ответить автору и читателю, чтобы определить условия возрождения человека, совершившего преступление?

В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на важнейшие составляющие проблемы : разоблачение самообмана важнее, чем наказание, возрождение человека невозможно без мук совести, искупить вину помогают вера и любовь и так далее.

II. Запись проблемных вопросов, составляющих основной стержень проблемы, и выбор тех из ранее полученных знаний, какие возможно применить в дискуссии.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о необходимости использовать знания о библейских мотивах в произведениях Достоевского, психологических проблемах романа, характеристиках героев, художественных особенностях романа и другие.

III. Распределение ролей в группах-командах, выбор аспекта проблемы.

Работа по памятке (выдается заранее)

1. Выберите себе тот аспект проблемы, который хотели бы представить многосторонне.

2. Тщательно подберите факты (текст, художественное воплощение идей и тому подобное), работающие на вашу концепцию.

3. Осознайте слабое место своих доказательств и приготовьтесь к вопросам оппонентов.

4. Приготовьте вопросы по другим аспектам проблемы.

5. Приготовьтесь к выступлению перед товарищами, помня о недопустимости агрессивного тона аргументов, перехода на личности, демагогии, отступлений от темы.

Обсуждение в группах выбранного аспекта общей проблемы

IV. Выполнение коллективной задачи.

Ведущие дискуссию должны помнить о необходимости выслушать всех, не нарушая главного условия: нельзя отступать от темы, необходимо помнить о времени и подводить промежуточные итоги дискуссии.

Во время дискуссии обращаем внимание на следующие моменты: мысль Достоевского о всеобщности самообмана, который может привести к самоубийству мира, о преступлении вместо подвига, о причинах соединения двух христианских мотивов – воскресения и апокалипсиса; о проблеме совести как внутреннего Божьего суда. Обращаем внимание на средства разоблачения самообмана с помощью самоанализа, анализа поступков и мыслей других героев; внесюжетные элементы, сны, письма и другие; роль эпилога.

Читайте также:  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

В конечном итоге необходимо выйти на следующую концепцию или ее вариант: путь от преступления к возрождению возможен при обязательном избавлении от самообмана, при раскаянии, искуплении, а все это – при условии наличия совести, веры, любви.

V. Подведение итогов дискуссии.

После согласия большинства участников дискуссии с главными выводами предыдущего этапа обращаемся к критикам как к арбитрам. (Раздаются листочки с текстом высказывания критиков; см.: Приложение.)

– Чье высказывание близко вашей позиции?

– Чьи слова – повод для новой дискуссии?

Обсуждение: что удалось в дискуссии, а что нет; самооценка и связанная с ней самокоррекция. Выставление оценки на листочке рефлексии.

Домашнее задание. Каково звучание обсуждаемых проблем в романах Ф. М. Достоевского “Идиот” и “Братья Карамазовы”?

Приложение к дискуссии по Достоевскому

Ф. М. Достоевский: “Моя мысль, что мир надо переделать, но что первый шаг в том, чтоб начать непременно с себя”.

Б. Паскаль: “С какой легкостью и самодовольством злодействует человек, когда он верит, что творит доброе дело”.

Ларошфуко: “Лицемерие – дань, которую порок платит добродетели”.

Ю. Карякин: “Он только себя, себя спасти хочет, свою ношу сбросить. Не понимает, что нельзя себя спасти без сострадания к людям, без того, чтобы их ношу взять на себя”.

А. В. Чичерин: “Мысль эта, доведенная до конца (в романах Достоевского), – все за всех виноваты, я виноват за все дурное, что только есть в мире”.

Свидригайлов – Раскольникову: “Всяк о себе сам помышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть”.

Д. И. Писарев: “Корень преступления Раскольникова “не в голове, а в кармане””.

Ф. М. Достоевский: “Возлюбить человека, как самого себя, по заповеди Христовой, – невозможно. Закон личности на Земле связывает. Я препятствует.

Между тем высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, – это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно, беззаветно. Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное.

Источник

Сочинение: Личность Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(383 слова) Основной примем, который использует Ф. М. Достоевский в своем произведении, — психологизм. Писатель подробно описывает внутренний мир героев, показывает их чувства и эмоции в определенных ситуациях. Так, мы узнаем духовный мир, мысли, идеи Раскольникова. Как же в «Преступлении и наказании» раскрывается личность главного героя?

Раскольников может показаться жестоким человеком, потому что он создает теорию, которая противоречит всем гуманным устоям. Герой разделяет людей на два типа: «обыкновенных», которые живут лишь для продолжения рода человеческого, и «необыкновенных», которые имеют право сказать «новое слово», а главное, пожертвовать жизнью другого ради осуществления собственных благих идей. Эта теория бесчеловечна и ужасна. Неслучайно друг Раскольникова, Разумихин комментирует ее так:

«Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали», выйдет, что «людей можно резать».

Всю жестокость этой теории Достоевский раскрывает в последнем сновидении Раскольникова. Ему снится мир, захваченный страшной болезнью – «моровой язвой», когда люди не слушают друг друга и думают, что все должны «погибнуть», кроме «избранных». Этим автор показывает, к чему могла привести идея героя, воплотившаяся в умах всех обитателей планеты.

Однако ближе в середине романа читатель понимает, что в Раскольникове происходит внутренний конфликт, он – не злодей, а добросердечный, понимающий герой, способный сочувствовать и помогать, но заплутавший в жизни. Эти качества можно увидеть в первом сне героя. Ему снится, как забивают до смерти беспомощную лошадь. Еще маленький Родион не может смотреть на эту жестокость, он набрасывается с кулаками на человека, который избивает беззащитное животное. Он — единственный, кто пытается остановить убийство.

Есть и другой пример, демонстрирующий способность Раскольникова к сочувствую и состраданию. В трактире он встречается с бедным, спивающимся чиновником Мармеладовым, потом знакомится с его семьей, и он не может пройти мимо этих бедных людей: отдает им свои последние деньги.

Также добродетель героя прослеживается в его отношении к семье. Раскольников любит и ценит свою мать и сестру. Он резко протестует против того, чтобы Дуня выходила замуж за корыстного обманщика Лужина, переживает за здоровье и состояние своей матери.

Такую внутреннюю противоречивость можно объяснить тем, что герой находится в бедственном положении. Он живет в тесной комнате, в городе с ужасной атмосферой, которая давит на него, вызывает сумасшедшие мысли и подталкивает на безумные поступки. Он видит тяжелое положение окружающих людей, видит несправедливость вокруг. Раскольников одинок, ему почти не с кем общаться, поэтому зачастую он остается наедине со своими мыслями и угнетающей обстановкой, это положение и ожесточило его разум. Однако оно не мешает ему оставаться добрым, сочувствующим человеком.

Многомудрый Литрекон тоже старается оставаться точным и грамотным спутником ученика, готовя краткие сочинения-рассуждения. Но если Вы не согласны, напишите, в чем проблема этого эссе?

Источник