Урок практикум по русскому языку Обобщение и систематизация сведений по теме quot Деепричастие quot 7 й класс

Урок-практикум по русскому языку. Обобщение и систематизация сведений по теме "Деепричастие". 7-й класс

Данный урок является заключительным уроком обобщения и закрепления материала при изучении темы в 7 классе и посвящен Дню Героев Отечества — 9 декабря.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • обобщение и систематизация сведений о деепричастии:
  • закрепление практического умения находить деепричастия и деепричастные обороты, ставить знаки препинания при них;
  • совершенствование навыков конструирования предложений с деепричастными оборотами.

2. Развивающие

  • продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • продолжить развитие умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • продолжить развивать навыки связной монологической речи.

3. Воспитательные

  • продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского языка;
  • продолжить воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • продолжить воспитание патриотизма;
  • осознать необходимость полученных знаний и использования их в устной и письменной речи.

Тип урока: урок-практикум.

Вид урока: смешанный (комбинированный) с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, медиапроектор, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

Объявление темы урока. Работа с эпиграфом.

— Прочитайте эпиграф к уроку: «Все в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, так будет всегда». Фирдоуси. [1]

Выбор этого эпиграфа не случаен. И в этом вы убедитесь чуть позже.

— Итак, о чём же сегодня мы будем говорить?

Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;
Я по значению похоже на глагол. [2]

— О какой глагольной форме говорится? Молодцы, конечно же, о деепричастии.

2. Актуализация знаний по теме «Деепричастие» и «Деепричастный оборот».

— Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии. Закончите определение.

  1. Деепричастие – это……
  2. Деепричастие объединяет в себе признаки двух…..
  3. Деепричастие имеет суффиксы….
  4. В предложении является….
  5. Деепричастия могут быть….
  6. С зависимым (-ми) словом (словами) деепричастие образует….

— Очень хорошо. Теперь выполним задание. Перед нами суффиксы разных частей речи. Найдите и выпишите только суффиксы деепричастий.

— Молодцы. К какой части речи относятся остальные суффиксы?

— Ну а теперь проверим вашу внимательность. Найдите и выпишите деепричастие.

Играют, дрожит, рассыпается, звеня, волнующий, рисует, набегавшись, прочитав, узнаваемый, зеленеющая.

Всё верно. Проверим.

А теперь сами попробуйте образовать деепричастия от глаголов совершенного и несовершенного вида и запишите их.

  1. Несовершенного вида: играть, любить, сочувствовать, подниматься, запирать.
  2. Совершенного вида: положить, понять, прочитать, запереть, выкрасить.

Несовершенный вид: играть – играя; любить – любя; сочувствовать – сочувствуя; подниматься – поднимаясь; запирать – запирая.

Совершенный вид: положить – положив; понять – поняв; прочитать – прочитав; запереть – заперев, выкрасить – выкрасив.

— Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие у вас на партах.

Подняв руки, хлопая крыльями, отражаясь в зеркале, сдержав порыв, прижимаясь к стене, устремив взгляд, вспоминая героя

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

— Посмотрим, что у вас должно было получиться. Возьмите карандашик и исправьте ошибки, если они есть. Поставьте себе оценку. Ни одной ошибки – пять; одна ошибка – четыре; две-три ошибки – три; больше трёх – два.

Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
Подняв руки
Сдержав порыв
Устремив взгляд
Хлопая крыльями
Отражаясь в зеркале
Прижимаясь к стене
Вспоминая героя

— Посмотрите внимательно на последнее словосочетание, которое вы записали – «вспоминая героя». Какие ассоциации связаны у нас со словом «герой»? Давайте произведём разбивку на кластеры.

— Сегодня на уроке мы будем вспоминать героев, говорить о них, потому что наша Отчизна всегда была богата героями. 9 декабря — День Героев Отечества, когда мы вспоминаем и чествуем наших героев.

— Для начала я хотела бы узнать, какого человека мы можем назвать героем? Кто такой герой?

— Хорошо. А теперь давайте посмотрим, как определяет героя Сергей Иванович Ожегов, составитель «Словаря русского языка».

Герой, -я, м.

  1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.
  2. Главное действующее лицо литературного произведения. Г. трагедии. Г. романа.
  3. чего. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Г. нашего времени.
  4. кого-чего. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление). Г. дня. *

О слове «герой» в каком значении мы будем сегодня говорить? Запишите это значение в тетрадь.

А каких героев нашей страны вы знаете?

— Молодцы. Героям Отечества присваивается звание за заслуги перед государством и народом, связанное с совершением геройского подвига, и вручается знак особого отличия — медаль «Золотая звезда». Посмотрите, как выглядит эта медаль.

— Сегодня мы будем говорить о Герое Отечества, чьё имя сегодня уже прозвучало и непосредственно связано с нашей школой, — об Александре Николаевиче Епанешникове. Почему именно наша школа носит имя Героя?

— Теперь поработаем с текстом.

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ: (на доске и на столах в распечатанном виде)

Это случилось девятнадцать лет назад во время перелёта экипажа под командованием Александра Епанешникова в районе города Волгограда. У самолёта, следующего по маршруту Энгельс – Астрахань, внезапно отказали сразу три двигателя.

Как командир экипажа, Александр Епанешников решил произвести посадку на запасной аэродром. Но в девятнадцати километрах от него отказал и четвертый двигатель. В последний момент действуя решительно и хладнокровно командир отвернул самолёт от жилых домов. Направив падающую машину в лесопосадки он спас жизни мирных жителей. Самолёт взорвался, весь экипаж погиб.

Алгоритм работы с текстом.

1. Найдите в тексте деепричастия. Выпишите их.

  • А) Укажите, от какого глагола они образованы.
  • Б) Выполните их морфологический разбор.

2. Выпишите предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

4. Физкультминутка.

Теперь немножко отдохнём. Вам нужно отгадать зашифрованный на картинке фразеологизм. Но для начала вспомним, что мы называем фразеологизмом?

5. Продолжим нашу работу.

Как пишется НЕ с деепричастиями?
Запишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не) зная ничего, (не) чувствуя опасности, (не) думая ни о чём, идти (не) спеша, (не) доумевая по поводу случившегося, (не) говоря лишних слов, (не) беспокоясь ни о чём, (не) навидя ложь, (не) решаясь приблизиться.

В это время четырём учащимся раздаются карточки с индивидуальным заданием (см. Приложение).

— Посмотрим следующее задание. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Выпишите эти цифры. Как пишется НЕ с деепричастиями в данных предложениях?

  1. Герой совершает подвиг (1) (не)требуя за это благодарности (2) или награды.
  2. Не(колеблясь) (1) ни минуты (2) командир Епанешников отвёл самолёт от жилых домов.
  3. Герой спасает чужие жизни (1) (не) думая (2) и (не) заботясь о своей.

Ответ: 1. (1) 2. (2) 3. (1)

— Мы с вами продолжаем подготовку к ГИА и ЕГЭ. Рассмотрим образец тестового задания на синтаксическую норму из материалов ЕГЭ. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Говоря о подвиге человека,

  1. создаётся впечатление, что это важно.
  2. будьте внимательны и чутки.
  3. факты должны быть изложены верно.
  4. вам нужно правильно подбирать слова.

— Объясните свой выбор.

6. Мы – корректоры.

Перед вами предложения, в которых допущены различные ошибки. Необходимо исправить их, указав тип ошибки.

Источник

Карточки "Деепричастный оборот" (7 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Высоко проносятся прозрачные клочья туч роняя остатки снега. Горячим пламенем горел костёр бросая в темноту скупые блики света. Мы то карабкались по россыпям взбираясь на хребты, то пересекали альпийские луга или бесшумно шагали по молчаливому кедровому лесу устланному зелёным мхом. Чёрно-лиловые тучи ползли на запад задевая вершины гор. Река вымотавшись за день присмирела и отдалённым шёпотом перекатов напоминала о своём бурном нраве.

Предварительный просмотр:

Спишите, правильно выделяя деепричастные обороты.

Выбегая из трамвая я увидел вертолет. В наших лужах утопая он тихонько полз вперед. Я решив помочь пилоту подбегаю к вертолету и толкая вертолет вместе с ним ползу вперед. А пилот сидит зевая и не хочет мне помочь! Всё на свете проклиная я тогда помчался прочь.

Предварительный просмотр:

Выделите деепричастные обороты

  1. Девочка слушала об..яснения учителя п..сматривая по сторонам.
  2. Л..тающая над к..стром бабочка была (не)обычайно красива.
  3. Альп..нисты пр..небрегающие опас(т)ностью подн..мались (в)верх.
  4. Поднявшись он быстро подош..л к окну.
  5. Накл..нившись над столом д..ректор что(то) писал.
  6. Клюшка вырвавшаяся из рук игрока пок..тилась по льду.
  7. Вырвавшись из рук игрока клюшка покатилась по льду.
  8. Пр..следуя н..приятеля они вышли к границе.
  9. Войска преслед..вавшие непр..ятеля вышли к границе.
  10. Туча наб..жавшая из(за) леса закрыла солнце.
  11. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
  12. Ч..рный дым поднимавшийся из-за леса застилал гор..зонт.
  13. Потреск..вая догорал костер.
  14. Молнии полосовавшие черное небо освещали окрес(т)ность.
  15. Слова имеющие несколько значений называются многозначными.
  16. Отметив м..ршрут туристы устроились на н..члег.
  17. Раздавшийся слев.. грохот заставил меня огл..ну(т,ть)ся.
  18. Охотники любовались степью остывш..й за ноч.
  19. Небо усея(н,нн)ое звездами м..нило к себе.
  20. Я ст..ю у дороги пр..слонившись к иве.
  21. Петя менял место ст..раясь укрыться от луны пугающ..й тусклым светом.
Читайте также:  ОГЭ Арифметические и геометрические прогрессии

Предварительный просмотр:

Выделите деепричастные обороты запятыми.

  1. Ночью в полях под напевы метели дремлют качаясь березы и ели.
  2. Андрей нахмурившись молчал.
  3. Я наклонясь поднял карандаш с пола.
  4. Над рекой наклонясь что-то шепчет камыш.
  5. Схватив котелок Димка помчался за водой.
  6. Спускаясь по тропинке Димка вдруг остановился.
  7. Он пополз спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей.
  8. У берегов вода тихонько играла перекатываясь через мелкое каменистое дно.
  9. Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
  10. Под голубыми небесами великолепными коврами блестя на солнце снег лежит.
  11. Луна выплыла из-за туч осветив всё вокруг.
  12. Заметив признаки надвигающейся бури капитан приказал убрать паруса.
  13. Зная правило быстро ответишь на вопрос.
  14. Выйдя к реке туристы устроили привал.
  15. Он боясь опоздать к поезду часто просыпался.

Предварительный просмотр:

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот.

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (Алексин А.)
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (Иванов А.)
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Казакевич Э.)
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожжённые, на скатерть. (Катаев В.)

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота.

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (Чесноков И.)
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (Бунин И.)
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Князев Л.)
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (Алексеев М.)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (Иванов А.)
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Адамов Г.)
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (Беляев В.)
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (Фадеев А.)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (Иванов А.)
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (Фадеев А.)
3) Серёжа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Савинков Б.)
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (Чесноков И.)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены).

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (Куприн А.)
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (Курочкин В.)
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (Грин А.)
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (Воробьёв К.)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку. (Дудинцев В.)
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (Дудинцев В.)
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошёл через курилку к выходу. (Дудинцев В.)
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Шаньков Ю.)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (Бек А.)
2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (Фадеев А.)
3) Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полу шинели сел на большой кусок антрацита. (Воробьёв К.)
4) Очутившись наверху красноармеец отошёл в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (Воробьёв К.)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (Булгаков М.)
2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (Беляев А.)
3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Казакевич Э.)
4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн А.)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына. (Бунин И.)
2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (Шишков В.)
3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (Рыбаков А.)
4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (Куприн А.)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (Куприн А.)
2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (Дудинцев В.)
3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (Дудинцев В.)
4) Зыбин вошёл, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Домбровский Ю.)

Источник

Урок-практикум по русскому языку в 7 классе «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: повторить и систематизировать сведения о деепричастном обороте, совершенствовать практические умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.(Слайд№3).

1.Развивать умения связного изложения текста с использованием обособленных членов. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; активизировать самостоятельную работу.

2.Воспитывать у учащихся познавательный интерес, уважение к родному языку через образцы художественной речи.

-Здравствуйте, ребята, садитесь .Откройте тетради, запишите число и тему урока.

-Обратите внимание на слайд. Прочитайте предложения и скажите, в чём их особенность?(Слайд№2)).

Надо мною звенит хвойный лес, отряхая с зелёных лап капли росы.

Где-то близко ударил гром, напугав всех.

Река, бурля, стремительно неслась к океану. (Ответы учеников.)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Ответы учеников.)

2.Повторение и закрепление изученного материала. Работа в парах.(Слайд №3).

-Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте вопросы и повторите теоретический материал.(Слайд №4).

-Что называется деепричастным оборотом?

-При каких условиях обособляется деепричастный оборот?

-Какой процесс в синтаксисе называется обособлением? (Ответы учащихся.)

3.Работа с текстом.

-Внимательно прочитайте текст, расставьте знаки препинания, объясните их.

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

А.С.Пушкин «Царскосельская статуя». (Ученик у доски).

-Давайте послушаем историю создания этого четверостишия. (На экране появляется изображение статуи-фонтана П.П.Соколова «Девушка с кувшином».(Слайд№5).Подготовленный ученик рассказывает об истории написания стихотворения)

4.Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Читайте также:  Главные медиаторы ответа острой фазы

-А теперь упражнение учебника №186 выполняем самостоятельно с взаимопроверкой. Прочитаем задание вслух.

(Выяснить, какие оценки получили ребята).

5.Физкультминутка. (Проводят ученики).

-Устали? Давайте немного отдохнём.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем!

Вправо, влево, раз и два.

Думай ,думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

6.Работа в группах.

1группа. Учащиеся пишут мини-сочинение по теме «Перемена в нашей школе»с использованием фразеологических оборотов: «сломя голову», «положа руку на сердце», «несолоно хлебавши», «повесив нос», «раскрыв рот».

3группа. Задание «Определи пару». Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.

Сегодня мальчики работали неважно. (Повесив нос).

Проигравшие ушли с поля пригорюнившись. (Раскрыв рот).

Я быстро бежал домой сообщить новость. (Спустя рукава).

Дети слушали сказку с большим интересом.(Сломя голову).

2группа. Составьте предложения по предложенным схемам. (Наиболее интересные ответы оцениваются).

-Давайте сделаем вывод. При каких условиях деепричастные обороты не обособляются? (Ответы учеников).

7.Спишите, исправляя ошибки в употреблении деепричастных оборотов.(Слайд№7).

1.Открывая дверь, она громко скрипнула.

(Когда я открывал дверь, она громко скрипнула.

Открывая дверь, я услышал громкий скрип.)

2.Заканчивая чертёж,у меня сломался карандаш.

(Когда я заканчивал чертёж, у меня сломался карандаш.

Заканчивая чертёж, я сломал карандаш.)

3.Возвращаясь домой, шёл дождь.

(Когда я возвращался домой, шёл дождь.)

4.Прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным.

(Когда я прочитал рассказ, он показался мне слишком грустным.

Прочитав рассказ, я подумал, что он слишком грустный.)

8.Рефлексия содержания учебного материала.

Работа с кластером на доске. (Записать в тетради).

-Ребята, теперь поработайте с тетрадями самооценки.(Слайд№8).

На слайде фразы:

Сегодня я повторил(а)…

Самым интересным на уроке было… (Ответы ребят).

9.Домашнее задание. (По группам).(Слайд №10).

1. «Карточка для соседа». Подготовить практическое задание по теме «Выделение запятой деепричастных оборотов и одиночных деепричастий».

2.Выписать из художественных произведений 6 предложений с деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Источник

Урок практикум Тема: Пунктуация при деепричастном обороте

Закрепление знаний учащихся о деепричастии и деепричастном обороте.

Формирование и отработка пунктуационных навыков.

Совершенствование умения использовать деепричастия и деепричастные обороты учащимися в своей речи.

Привитие интереса к русскому языку. Воспитание культуры поведения учащихся на уроке.

(тест: 1уровень – основной, 2 уровень – повышенной сложности).

Карточки для индивидуальной работы

(дифференцированные – 2 уровня).

Карточки для творческой работы.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Закройте глаза и вспомните что-нибудь хорошее, приятное. Улыбнитесь, и пусть ваша улыбка сделает наш мир чуть-чуть лучше и добрее.

Сообщение целей и задач урока.

-Сегодня у нас урок-практикум. Тема урока: «Пунктуация при деепричастном обороте».

Как вы считаете каковы цели и задачи этого урока. (ответы учащихся).

-Правильно. Сегодня мы закрепим знания о деепричастии и деепричастном обороте. Будем совершенствовать пунктуационные навыки, а также совершенствовать умения употреблять деепричастия и деепричастные обороты в своей речи.

Работа учащихся в группах (время работы каждой группы 10-12 минут).

1 группа — работа с тестом (капитаны групп выставляют в протокол оценки, которые получили учащиеся за тест).

2 группа – работа по индивидуальным карточкам.

3 группа – творческая лаборатория.

После выполнения задания группы меняются местами (1 группа – работает по индивидуальным карточкам, 2 группа – работает в творческой лаборатории, 3 группа – выполняет задания теста) и т.д.

тест: 1уровень – основной, 2 уровень – повышенной сложности

Самостоятельная часть речи.

Служебная часть речи.

Признак предмета по действию.

Деепричастие объединяет в себе признаки:

Глагола и прилагательного.

Существительного и наречия.

Глагола и наречия.

В предложении деепричастие бывает:

Подлежащим и дополнением.

Деепричастие имеет суффиксы:

Не с деепричастиями пишется:

Деепричастный оборот – это:

Деепричастие с зависимыми словами.

Деепричастие с определяемыми словами.

Деепричастный оборот может находиться:

Только в начале предложения.

В начале и в середине предложения.

В начале, в середине и в конце предложения.

Деепричастный оборот на письме:

Одиночные деепричастия почти всегда на письме:

Какое предложение соответствует правилу «Деепричастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми»:

Бабушка никогда не сидела сложа руки.

Холодный осенний ветер дует, сердито воя.

Мальчик ответил, подумав.

В каком предложении есть деепричастный оборот:

Он смотрел не мигая.

Уходя, Настасья закрыла дверь.

Сорока вскрикнула и, распустив хвост, полетела прочь.

Какое предложение соответствует правилу «почти всегда обособляются одиночные деепричастия»:

Разве ты, имея деньги, не тратил бы их?

Кружась, снежинки медленно опускались на землю.

Войдя в класс, учитель поздоровался с ребятами.

Деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов……….

Обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом…………

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, стоящими непосредственно за сказуемым и тесно связанные с ним по смыслу и интонационно………………

Обстоятельства уступки с предлогами несмотря на, невзирая на………………….

Деепричастные обороты в предложении…………….

Подберите пример к правилу.

Как правило, обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на, невзирая на.

Уходя, Катя все время оборачивалась.

Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачева разнеслась по крепости.

Он вошел, не постучавшись.

Почти всегда обособляются одиночные деепричастия.

Петров всегда работал спустя рукава.

Великого тенора слушали, затаив дыхание.

Подумав, мальчик ответил на вопрос.

Деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов, не обособляются.

Воронцов сидел, наклонившись, и похлопывал веткой по траве.

Они работали засучив рукава.

Ладов, сидя верхом на скамейке, разбирал наган.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Войдя в аудиторию, профессор поздоровался.

Он, смеясь, пытался ее удержать.

Он шел прихрамывая.

Найдите правило, которое подходит для данного примера.

Несмотря на тяжесть проступка, он все-таки был прощен.

Как правило, обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на, невзирая на.

Деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов, не обособляются.

Почти всегда обособляются одиночные деепричастия.

Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя.

Деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов, не обособляются.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Как правило, обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на, невзирая на.

Он мог работать не покладая рук, без сна, без отдыха.

Деепричастия и деепричастные обороты, входящие в состав фразеологизмов, не обособляются.

Всегда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Почти всегда обособляются одиночные деепричастия.

Карточки для индивидуальной работы.

(Индивидуальная дифференцированная работа.

Заключенные в скобки деепричастия, вставьте в предложение.

Образец. Снежинки медленно спускались на землю (кружась). – Кружась, снежинки медленно спускались на землю.

Осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета (сверкая и искрясь). Самолет задел верхушки сосен (падая). Проворно улетела сорока (вспорхнув). Он с удивлением оглядел широкое поле, видневшееся за лесной опушкой (приподнявшись). Гром за усадьбой грохотал (разрастаясь).

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. Запишите предложения, подчеркивая деепричастные обороты.

На ледяной арене стадиона, скользя (как? по чему?) ……., показались юные фигуристы. Увидя (что? где?) ……., Виктор вскочил и закричал: «Ура! Победа!».

Человек всегда начинает кружить по ходу часовой стрелки, двигаясь (без чего? где?)

Выбравшись (куда? когда?)……., мальчуганы подхватили котел и скрылись в кустах.

Спишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Подчеркните деепричастные обороты.

Еще (не) доезжая до деревни князь и люди его услышали веселые песни. (Не) понимая его слов и (не) тратя времени на догадки Серебряный снова обратился к опричникам. (Не) колеблясь ни минуты князь поклонился царю и осушил чашу до капли. Всадник повернул коня и (не) замечая Вяземского проехал мимо него рысью.

Из данного текста «исчезли» деепричастия и деепричастные обороты. Верните их на место. Глаголы, к которым относятся деепричастия, в тексте отмечены.

Слова для справок. Оставив на снегу кружевной след; повернув голову набок; не разбирая дороги; оседая; распустив хвост;

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица. Сорока прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес. Затрещали кусты, заскрипел наст. Сорока полетела прочь.

Расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.

Давно уже слышалось на площади звонкое ржание аргамака*. Теперь подняв голову раздув огненные ноздри и держа черный хвост на отлете он сперва легкой поступью едва касаясь земли двинулся на встречу коню Морозова. Когда князь не съезжаясь с противником натянул гремучие поводья, аргамак прыгнул в сторону и перескочил бы через цепь, если бы седок ловким поворотом не заставил его вернуться на прежнее место. Тогда он взвился на дыбы и крутясь на задних ногах норовил опрокинуться навзничь.

Читайте также:  Первичные иммунодефициты у детей с преимущественной недостаточностью антител

* Аргармак – конь для верховой езды, для конных сражений.

Замените выделенные слова синонимичными фразеологизмами. Нужно ли выделять их запятыми?

Слова для справок. Засучив рукава, затаив дыхание, не покладая рук, очертя голову, спустя рукава.

Все дружно, усердно принялись за дело.

Мы покорно сидели, напряженно вслушиваясь, не решаясь шевельнуться.

Он мог работать старательно, без сна, без еды.

Подумав, я решил проскакать напролом, надеясь прорваться.

Мы ничего не делаем, работаем кое-как.

Подберите зависимые слова к деепричастиям. Составьте предложения с получившимися деепричастными оборотами.

Образец. Поднявшись – поднявшись в гору.

Освещая, вскочив, нагнувшись, всматриваясь, читая.

В данных предложениях перепутаны деепричастные обороты. Запишите предложения, поставив деепричастные обороты на «свое» место.

1) Старуха вышла, гремя цепями.

2) Узники в темницах вскочили, спасаясь от огня, и стали прислушиваться.

3) Татары, шаркая ногами и стуча клюкой, бежали в беспорядке навстречу разбойникам.

4) Соседние люди, узнав боярина, спешили запирать ворота и гасить огонь.

5) Узнав о нападении опричников и видя зарево над двором Морозова, Елена обрадовалась.

В данных предложениях измените позицию деепричастного оборота по отношению к сказуемому. Во всех ли предложениях возможна такая перестановка?

1) Рука Серебряного, гремя цепью, опять упала к нему на колени.

2) Пошарив кругом, он ощупал на столе краюху хлеба и принялся убирать ее за обе щеки.

3) Даже птицы на дубах щебетали как будто вполголоса, ветер не шелестел в листьях, и только кузнечики, притаясь в траве, трещали без умолку.

4) Подъехав к валу, князь и его товарищи спешились и привязали лошадей к столбам.

5) Глядя на него, царь начал смеяться.

Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Стой Малюта повторил Серебряный и нагнав Скуратова ударил его в щеку рукою могучею. Как же мне потешать тебя государь спросил он положив локти на стол глядя прямо в очи Ивану Васильевичу. Царь подумав немного сказал Просьба твоя дельная. Кто это сюда скачет сломя шею сказал он глядя в окно.

Включите в текст деепричастные обороты.

Слова для справок. Проводив глазами Басманова; перекладывая их с ладони на ладонь; чувствуя, что ноги под ним подкашиваются; схватив мельника за горло и таща его к колесу.

Мельник между тем присел на завалинку и принялся считать золотые деньги. Он весело ухмылялся, как вдруг почувствовал на плече своем тяжелую руку. Старик вздрогнул, вскочил и чуть не обмер от страха, когда глаза его встретились с черными глазами Вяземского.

О чем ты, колдун, с Басмановым толковал? — спросил Вяземский.

Устраните ошибки в употреблении деепричастий. Запишите полученные предложения.

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша. Проснувшись, было уже темно. Открыв калитку, раздался лай собаки. Путешествуя по Кавказу, нам очень понравились горы. Прогуливаясь вечером, тянуло прохладой. Войдя в комнату, бабушка увидела внука, уткнувшегося в подушку и горько плача.

Замените часть сложного предложения деепричастным оборотом. Запишите предложения, правильно оформляя их пунктуационно и следя за порядком слов.

Образец. Когда князь и Михеич поужинали и помолились Богу, они расположились на мешках. – поужинав и помолившись Богу, князь и Михеич расположились на мешках.

Если проезжать верхом по берегу Москвы – реки, то можно было поверх частокола увидеть весь сад Морозова.

Когда Серебряный оглянулся в последний раз на Елену, он увидел за нею темный человеческий образ.

Когда Максим остался один он задумался.

Разъясните значение фразеологизмов, подберите синонимичные им выражения. Составьте 3 предложения с данными фразеологизмами.

Не моргнув глазом –

Пропустив мимо ушей –

Карточки для творческой работы.

(групповая дифференцированная работа).

Из предложенных заданий выберите то задание, которое вам больше нравится.

Составьте правила поведения учащихся в школе. Включите в них деепричастные обороты.

Напишите небольшое сочинение на тему:

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

Составьте рассказ о том, как вы опаздывали в школу. Описывая свои действия, стремитесь к точности и выразительности. Для этого используйте деепричастные обороты и фразеологизмы, в составе которых есть деепричастия. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ имел неожиданную и, разумеется, благополучную развязку.

Слова для справок: открыв глаза, с ужасом посмотрев на будильник, на ходу одеваясь, быстро умывшись, схватив портфель, сломя голову, нервно поглядывая на часы и т.д.

Итоги творческой работы учащихся. Капитаны групп зачитывают свою творческую работу.

Источник



Практикум по теме «Деепричастие»

1 .Образуйте от   предложенных глаголов все возможные деепричастия. Для каждого образованного деепричастия в   скобках запишите вид.

Увидеться, радовать, колоть, растаять.

2. Найдите в   предложении деепричастия. Выполните морфологический разбор деепричастий.

Ординарец пробрался к   столу, низко склонив голову, ни   на   кого не   глядя. (Фадеев   А.)

3. Перепишите   их, вставляя пропущенные буквы и   расставляя знаки препинания.

1. Н. чего не   понимая Сергей вглядывался в   бледную полоску света идущую от   лес. ницы. (Воробьёв   К.)

2. Рыбаки откашливаясь и   снимая шапки вошли в   избу. (Чесноков   И.)

3. Лодка прошуршав в   камышах мя. ко ткнулась в   песча. ый берег. (Князев   Л.)

4. Тр. пинка шла вдоль высокого пр. брежного обрыва изв. ваясь в   тени ст. летних маслин. (Куприн   А.)

5. Зыбин вошёл и   не   спрашивая ра. решения снял трубку. (Домбровский   Ю.)

4. Дополните каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и   расставив знаки препинания.

1. Вода подступила к   самому краю обрыва.

2. Колонна студентов прошла по   площади.

3. Утренний ветер принёс с   собой гарь.

4. Сквозь тучи били солнечные лучи.

5. Замените данные в   скобках словосочетания деепричастными оборотами. Запишите получившиеся у   вас предложения, соблюдая правила орфографии и   пунктуации.

1. Песча. ая коса манила к   себе ( об. щать прохладу и   покой ).

2. Стая журавлей т. нулась к   югу ( огл. шать воздух ре. кими криками ) и   медле. о и. чезла вдали.

1. Образуйте от   предложенных глаголов все возможные деепричастия,   скобках запишите вид.

Подобрать, лежать, различаться, выждать.

2. Выполните морфологический разбор деепричастий.

Фёдор Иванович прыгнул с   постели   и, не   зажигая света, отпер дверь. (Дудинцев   В.)

Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьём на   смолкший голос. (Шишков   В.)

3. Перепишите   их, вставляя пропущенные буквы и   расставляя знаки препинания.

1. Позавтракав папа л. жится поспать в   столовой на   диване укрывшись старой енотовой шубой. (Бруштейн   А.)

2. Оч. тившись наверху красн. армеец отошёл в   сторонку и   обиже. о отвернулся закинув руки за   спину. (Воробьёв   К.)

3. Взглянув на   часы генерал быстро подн. лся и   отодвинув тяж. лое кресло выбрался из-за стола. (Бек   А.)

4. По   утрам наколов дров и   наведя ч. стоту во   дворе Дмитрий Алексеевич отпр. влялся на   прогулку. (Дудинцев   В.)

5. Фёдор Иванович отошёл в   сторону и   с   ра. бегу схватившись за   верхний край забора одним махом перескочил его. (Дудинцев   В.)

4. Продолжите каждое предложение деепричастным оборотом, верно употребив деепричастие и   расставив знаки препинания.

После дождя в   лужах купались воробьи.

Наступили сумерки, и   ребята начали расходиться.

Мы   встали на   рассвете.  

Море расстилалось синим ковром до   самого горизонта.

5. Замените данные в   скобках словосочетания деепричастными оборотами.

1. Весело бл. стит весе. ее солнце ( отр. жаться в   лужицах между камней ).

2. Звери. ыми тропами шли охотники ( н. сти на   н. силках ране. ого т. варища ).

Источник