В помощь психологам батальонов полков кораблей 1 ранга и им равных

В помощь психологам батальонов, полков (кораблей 1 ранга) и им равных)

Интегративный тест тревожности разработан авторским коллективом в составе Бизюка А.П., Вассермана Л.И., Иовлева Б.В. и представляет собой оригинальный экспресс-диагностический медико-психологический инструмент для выявления уровня выраженности тревоги как ситуативной (реактивной) переменной и тревожности как личностно-типологической характеристики. Как показывают многочисленные исследования, тревожные состояния более чем в 50 процентах случаев являются одним из основных симптомов различных предболезненных расстройств, в виде которых проявляется социально-психологическая дезадаптация у психически здоровых людей. Методика ИТТ имеет неоспоримое значение в решении задачи первичной психопрофилактики возникновения психической дезадаптации у лиц, чья профессиональная деятельность проходит в условиях эмоционального напряжения и воздействия сложных социальных факторов.

Структурно методика ИТТ состоит из двух основных равнозначных шкал, которые имеют условные названия СТ-С (ситуативная) – для первой шкалы и СТ-Л (личностная) – для второй шкалы.

Каждая из шкал включает в себя перечень из 15 утверждений:

1. Я нахожусь в напряжении

1. Я находился в напряжении

2. Я расстраивался

3. Я тревожусь о будущем

3. Я тревожился о будущем

5. Я бывал озабочен

6. Я бывал возбужден

7. Я ощущаю непонятную угрозу

7. Я ощущал непонятную угрозу

8. Я быстро устаю

8. Я быстро уставал

9. Я не уверен в себе

9. Я бывал не уверен в себе

10. Я избегаю любых конфликтов

10. Я избегал любых конфликтов

11. Я легко прихожу в замешательство

11. Я легко приходил в замешательство

12. Я ощущаю свою бесполезность

12. Я ощущал свою бесполезность

13. Я плохо сплю

13. Я плохо спал

14. Я ощущаю себя утомленным

14. Я ощущал себя утомленным

15. Я эмоционально чувствителен

15. Я бывал эмоционально чувствителен

В процессе тестирования по первой шкале испытуемому предлагается оценить себя по степени выраженности признака: «Совсем нет», «Слабо выражено», «Выражено», «Очень выражено», а по второй шкале – по частоте встречаемости признака: «Почти никогда», «Редко», «Часто», «Почти все время».

В методике ИТТ использована традиционная 4-х балльная градация ответов. Отсутствие признака («Совсем нет», «Почти никогда») оценивается в 0 баллов, промежуточные степени представленности признака («Слабо выражено», «Редко», «Выражено», «Часто») оценивается в 1-2 балла соответственно, максимальная степень выраженности признака («Очень выражено», «Почти все время») оценивается в 3 балла. Таким образом, максимальное количество сырых баллов, которые может набрать испытуемый — 45.

Обследование по обеим шкалам обычно отнимает не более 5 мин., расчет общих баллов тревоги-тревожности для СТ-С и СТ-Л – не более минуты.

Существенным элементом новизны теста, отличающим его от подобных, является его многомерность (интегративность), которая реализуется путем выделения 5 дополнительных субшкал, раскрывающих содержательный характер самооценки аффективного состояния, определяемого тестом:

1. Субшкала «Эмоциональный дискомфорт» (ЭД). Определяет наличие эмоциональных расстройств, эмоциональной напряженности, элементов ажитации, неудовлетворенность жизненной ситуацией.

2. Субшкала «Астенический компонент тревожности» (ACT). Определяет преобладание в структуре тревожности усталости, расстройств сна, вялости, пассивности и быстрой утомляемости.

3. Субшкала «Фобический компонент тревожности» (ФОБ). Определяет преобладание в структуре тревожности ощущения непонятной угрозы, неуверенности в себе, собственной бесполезности.

4. Субшкала «Тревожная оценка перспективы» (ОП). Определяет наличие озабоченности будущем на фоне повышенной эмоциональной чувствительности.

5. Субшкала «Социальная реакция защиты» (СЗ). Определяет склонность испытуемого рассматривать социальную среду как основной источник напряжений и неуверенности в себе.

Регистрационный бланк шкалы СТ-С

Ф.И.О. _______________________________ дата __________

Инструкция: ниже Вам предложены несколько утверждений, касающихся вашего эмоционального состояния. В отношении каждого из них нужно решить – насколько данное состояние выражено именно СЕЙЧАС, В ДАННЫЙ МОМЕНТ, СЕГОДНЯ.

Источник

Применение интегративного теста тревожности (ИТТ)

Пример обработки бланка СТ-Л для взрослого мужчины:

Общий балл тревожности – 23, что при переводе в шкалу станайнов для нашего случая соответствует 8 стандартным баллам, т. е. высокому уровню выраженности этого качества.

ЭД25 + 24 + 0 + 24 = 73(4 ст.)

АСТ61 + 41 + 58 = 160(7 ст.)

ФОБ111 + 58 + 0 = 167(8 ст.)

ОП74 + б5 + 92 = 231(9 ст.)

СЗ114 + 43 = 157(6 cт.)

В структуре личностной тревожности у данного испытуемого доминирует тревожная оценка перспективы, не влияющая существенно на его эмоциональный тонус.

5.2. Шкалы методики

Общая структура шкал методики определялась, как уже говорилось, результатами факторного анализа Исключением из правила явилась первая шкала, показатель которой напрямую рассчитывался из величины баллов, набранных испытуемым при обследовании. Следует учесть, что оценка по шкале общей тревоги ниже 4 станайнов соответствует низкому уровню тревожности, равная 4,5 или 6 станайнам соответствует нормальному уровню, а оценка от 7 станайнов и выше свидетельствует о высоком уровне тревожности, о наличии дезадаптации как в интер- или интраиндивидуальных отношениях, так и о наличии дисгармонии со средой в целом. Расчет оценок в станайнах на основании сырых оценок шкал производился по известной в психометрии процедуре [4]. Это интегральный показатель, с которого целесообразно начинать качественное оценивание испытуемого и которым в ряде случаев можно и ограничиться, если его величина оказывается очевидно ниже средней, а сам испытуемый не вызывает подозрения с клинической точки зрения.

Источник

Виды тестов для определения уровня тревожности

Быстрый темп современной жизни, научно-технический прогресс, расширение возможностей человека несут в себе не только пользу, но и вред, который не всегда очевиден. Все эти процессы часто вызывают тревожное состояние, побороть которое очень сложно, т. к. поводов для беспокойства и страха много. Для выявления психологических отклонений используется тест тревожности. Способ многократно доказал свою эффективность. Но существует много методик, и подбирать их необходимо с учётом особенностей индивида, чтобы не допустить ухудшения состояния.

Разница между тревогой, тревожностью и страхом

3 близких, но не равнозначных понятия — тревога, страх и тревожность — различают по причинам возникновения, развитию, способам борьбы с ними.

Тревога — кратковременное состояние, длящееся ровно столько, сколько продолжается событие, заставляющее её испытывать — сдача экзамена, хирургическая операция, опасная поездка. Она связана с беспокойством, волнением за себя, близких людей. Тревоги может и не быть, если человек попадает в подобную ситуацию неоднократно: он уже привык и не испытывает волнительных эмоций.

Если состояние не проходит в течение длительного времени, появляется независимо от внешних обстоятельств, существенно нарушает внутреннее состояние человека, то следует говорить о тревожности. Она может быть постоянной или периодической, иметь разные формы проявления, но всегда требует детальной диагностики и лечения. Если этого не сделать вовремя, то могут возникнуть опасные последствия вплоть до затяжной депрессии.

Страх — самая негативная эмоция, которая выражается в боязни конкретных вещей, она парализует все действия человека, не даёт ему спокойно жить.

Страхи, привязанные к вещам, состояниям, именуются фобиями. Они могут появляться в раннем детстве, меняться по мере взросления, сопровождать человека всю жизнь. Страх часто рассматривается как составная часть тревожности. Его причины носят психологический характер.

Классификация состояний тревожности

Затяжная тревожность многогранна. Состояния могут различается по многим критериям. Их классификация необходима для того, чтобы в дальнейшем подобрать подходящую методику для определения уровня тревожности.

По происхождению

Выделяется личностная тревожность, когда человек предрасположен к хроническому беспокойству в силу характера, темперамента, особенностей состояния здоровья, наследственности. Она может обостряться тогда, когда другие люди чувствуют себя нормально. Такой человек предпочитает держаться особняком, не участвовать в шумных мероприятиях, тем самым обостряя своё состояние.

Ситуативная тревожность, которая часто называется реактивной. Она обусловлена различными ситуациями из окружающего мира, провоцирующими её:

  • многочисленные опасности современного мира — войны, катастрофы, экономические кризисы, природные катаклизмы, сообщения об угрозах их возникновения оказывают своё негативное действие,
  • плохие отношения с окружающими людьми, с которыми приходится общаться постоянно и испытывать отрицательные эмоции,
  • коммуникации с большим количеством людей в постоянном режиме накладывают негативный отпечаток на личность, приводит к стрессам,
  • печальный опыт, полученный ранее, может преследовать человека всю жизнь.

По возрасту

Одно из наиболее важных разделений тревожных расстройств проводится с учётом особенностей развития нервной системы в конкретном возрасте. Отчёт начинается с самого рождения, потому что даже младенцам часто свойственна тревожность. Причины её появления различны: состояние здоровья, общая атмосфера в семье, условия проживания. До достижения 7 лет такая тревожность именуется детской.

Читайте также:  Результаты розыгрыша green card 2021

Затем настаёт черёд школьной тревожности, источником которой выступают события, происходящие во время учебы. Особенно тяжело приходится младшим школьникам, которые испытывают давление с 3-х сторон:

  • родителей,
  • учителей,
  • одноклассников.

Чрезмерная тревожность может закончиться неврозом или постоянным страхом школы.

Подростки также страдают от повышенной тревожности, это связано с:

  • гормональной перестройкой организма,
  • частой сменой настроения,
  • необходимостью определения своего места в круге сверстников.

Взрослая тревожность может сопровождать человека в течение всей жизни. Это объясняется многими факторами:

  • особенностями мужской и женской психологии,
  • сложными жизненными периодами (кризис среднего возраста, климакс, старение),
  • опасными профессиями и деятельностью, требующей повышенного напряжения.

Уровни тревожности

Крайне важный критерий для диагностики — уровень тревожности.

Полное отсутствие тревоги не является нормой, не даёт адекватно воспринимать опасные ситуации. При низком уровне человек не может адекватно воспринимать окружающую действительность, его бдительность притупляется.

Высокий уровень тоже не несёт ничего хорошего: индивид во всём видит опасность, такое состояние не даёт ему возможности ни на чём сосредоточиться. Он может подпасть под влияние панических атак. Выйти из этого состояния будет затруднительно.

Другое деление по уровням: контролируемый и неконтролируемый. При контролируемом индивид замечает появление признаков тревожности. При неконтролируемом — тяжело бороться с симптомами, необходима срочная медицинская помощь.

Правила проведения диагностики

Одно из самых сложных исследований — диагностика уровня тревожности. Она важна для многих категорий людей, т. к. превышение порога нормы может быть опасно для здоровья и жизни. Не всегда ясно, выступает ли беспокойство чертой личности или вызвано определёнными обстоятельствами, не зависящими от индивида.

Диагностика тревожности проводится с помощью различных методик, но необходимо придерживаться ряда правил:

  • не выходить за возрастные рамки, рекомендованные для того или иного теста,
  • неукоснительно выполнять рекомендации по проведению исследования,
  • для объективного результата нужно использовать хотя бы 2 методики,
  • необходимо всегда общаться с испытуемым, это даст самые точные результаты.

В качестве основных методик выявления тревоги у человека используются:

  • анкетирование, в которое входят разнообразные опросники, тесты, достоверность ответов во многом зависит от грамотно составленных вопросов, позволяющих полностью раскрыть состояние индивида,
  • так называемые проективные методики, задача которых распознать психические реакции человека, наблюдая за ним, проникнуть в его бессознательное.

Методики выявления тревожности

Тесты — самая распространённая форма диагностики. Объясняется это простотой их составления, легкостью прохождения, возможностью быстро проанализировать результат. Среди них есть тесты с утвердительными или вопросительными предложениями. Они эффективны при использовании в комплексе с другими методиками.

Шкалы Кондаша

Методика Кондаша подразумевает под собой совокупность шкал, которые направлены на выявление потенциальной тревоги в разных ситуациях у школьников. Проверять другие категории населения по ней бесполезно. Шкала объединяет 3 направления вопросов:

  • школьные проблемы во всём их многообразии,
  • отношение школьника к себе,
  • коммуникация с окружающими.

Перечисляются ситуации, которые характерны для подростков. Каждую из них он должен оценить количеством баллов, которые в конце суммируются, определяется тип тревожности. Необходимо строго следовать приложенным к шкале инструкциям.

Интегративный тест тревожности

Данный тест сокращённо называется ИТТ. Эта методика была разработана профессорским составом Института им. Бехтерева в начале 2000-х гг. В её основе лежит положение о том, что тревога — это эмоция, которая приобретает форму патологии. После клинических опытов ИТТ стал применим для разных возрастных категорий.

Интегративный тест разводит понятия тревоги и тревожности. Последняя подразделяется на личностную и ситуационную. А в качестве дополнительных шкал используются:

  • общая тревожность,
  • оценка вероятности тревоги,
  • эмоциональный дисбаланс,
  • фобии,
  • астения,
  • защитная реакция.

Благодаря тесту можно понять, как эмоции связаны с тревогой.

Шкала Гамильтона

Шкала Гамильтона появилась в Англии в 1960 г. Она предназначена для измерения уровня депрессии, оценки состояния больного. Используется несколько вариантов шкалы с различным количеством пунктов от 17 до 24. Они суммируются в баллы.

Такое исследование проводится только специалистами в области психического здоровья. Тест заполняется ими со слов больного. Важны только первые 17 пунктов, по которым выявляется депрессивное расстройство.

Шкала тревожности Бека

Популярный тест на уровень тревожности и характер её проявления — шкала Бека — подходит для детей, подростков, взрослых, часто применяется на собеседованиях при приёме на работу. В анкете 21 вопрос. Все они посвящены физическому состоянию здоровья респондента. Можно набрать от 21 до 63 баллов.

Шкала тревоги и панических атак Шихана

Появившаяся в 1983 г. шкала тревоги и панических атак Шихана позволяет определить расстройство, имеющее клиническое значение. В методике представлено 35 симптомов, по которым можно судить о наличии тревоги, часто они возникают после острого стресса. Проводится самооценка каждого симптома по 5-балльной шкале. При 20 баллах и выше появляется повод обратиться к специалисту.

Шкала Зигмонда

Авторство так называемой Госпитальной шкалы принадлежит учёным Зигмонду и Снайпу. Её цель — самостоятельная оценка депрессии и тревоги у взрослых пациентов. Шкала самооценки уровня тревожности является первичным средством, впоследствии применяются остальные методики. В 14 пунктов включены вопросы, касающиеся обоих состояний личности. Но отсутствуют вопросы, демонстрирующие явные признаки болезни. На одно утверждение приходятся 4 варианта ответов. К анкете прилагается подробная инструкция.

Методика Сирса

Призванная диагностировать тревогу у детей методика Сирса больше всего подходит для младших школьников и воспитанников детских садов. 20 утверждений об общении, реакциях, поведении позволяют в точности установить порог тревожности:

  • низкий,
  • средний,
  • высокий.

Проводить исследование должен квалифицированный педагог или психолог.

Тест по Астапову

Для установления уровня детской тревожности служит также тест Астапова. С его помощью можно узнать личностные особенности ребёнка, его поведения, проявления эмоций в разных ситуациях, отношениях в дошкольном коллективе, в семье, с посторонними людьми.

На 14 рисунках изображены лица. Нужно сделать выбор — печальное и весёлое. Исследование результатов производится с 2 позиций:

  • количественной, когда устанавливается индекс тревожности,
  • качественной, при котором анализируется опыт детей в той или иной ситуации, особое внимание обращается на отрицательный опыт.

Шкала тревожности Кудриной

Методика изучает реакцию детей на разнообразные школьные ситуации, которые в дальнейшем становятся источником страхов и тревог. Анализ по шкале Г. Я Кудриной производится по 3 сферам:

  • обучение,
  • коммуникации,
  • ситуации, когда необходима самооценка.

В опросник входят 30 утверждений. Каждый ответ можно оценить в 0, 2 или 3 балла. Они суммируются по каждой сфере и в совокупности по шкале.

Тест Захарова

Для родителей дошкольников и детей младшего школьного возраста существует тест Захарова. На каждое из 15 утверждений они должны дать один из 3 ответов:

  • отсутствие,
  • проявление время от времени,
  • постоянное наличие этого пункта.

Диапазон оценочных баллов от 0 до 2 соответственно. Общее количество баллов позволяет разглядеть невроз на ранней стадии и даже предугадать его появление в недалёком будущем.

Тест Эйдемиллер

Анализирует семейную тревогу, даёт многомерную картину положения человека в семье тест Эйдемиллера. Выявляются состояния, которые часто не видны. Очевидными признаками тревоги выступает беспокойство при отсутствии рядом других членов семьи. Также показателями являются неуверенность, чувство вины. Ответить на вопросы можно утвердительно, отрицательно или затрудняюсь. Общее количество баллов — 21.

Существуют и др. анкеты, помогающие установить уровень тревожности членами одной семьи. Родственные отношения часто взаимосвязаны с другими сферами жизни. Только их комплексный анализ помогает увидеть общую картину.

Тест для школьников и подростков

Используются различные тестовые методики, позволяющие понять состояние школьников. Они разделяются по возрастным категориям:

  • для младших школьников,
  • для учащихся средних классов, в т.ч. и подростков,
  • для старшеклассников.

Один из самых распространённых — тест Филлипса. Он очень прост при прохождении и даёт возможность понять, в каких областях школьники 3-7 классов испытывают наибольшее беспокойство. 58 вопросов раскрывают весь спектр ожиданий школьников, показывает детскую самооценку, указывает на имеющиеся проблемы. Тестировать учащихся можно по отдельности либо всем классом. К анкете прилагается ключ.

Шкала тревожности Тейлора

Опросник, появившийся в 50-х гг. — шкала тревожности Дж. Тейлора. В нём содержатся 50 фраз, ответы на которые должны быть положительными или отрицательными. Они взяты из Миннесотского многоаспектного личностного опросника. Для каждой фразы выделена отдельная карточка, чтобы испытуемому было удобнее. В середине 70-х годов к анкете была присоединена так называемая шкала лжи, помогающая добиться искренности в ответах.

Читайте также:  История развития физической реабилитации

Методика Гореловой

Перечень из 50 вопросов, построенных по типу утверждений в методике Гореловой затрагивает различные области человеческой жизнедеятельности. Определённые ответы указывают на один из 10 типов личности. Упор делается на эмоциональную сторону. Выделяют романтиков, гедонистов, альтруистов.

Методика Ромицыной

На утверждении, что тревогу у детей можно проанализировать многомерно, обосновала свою методику Ромицына. Школьникам задаются несколько вопросов, предполагающих 2 варианта ответов. В зависимости от них подсчитываются баллы. Существует разделение результатов для мальчиков и девочек. К 3-м стандартным уровням добавляется крайне высокая тревожность.

Заключение

Тесты являются самым простым методом выявления тревожного расстройства у различных категорий людей. Из большого разнообразия можно подобрать подходящий по возрасту, категории опрашиваемых, особенностям содержания вопросов. Необходимо учесть, что анализ результатов должен проводить квалифицированный специалист.

Источник



Интегративный тест тревожности

Интегративный тест тревожности — оригинальная клиническая тестовая методика, созданная в 2005 году в НИПНИ им. Бехтерева к.пс.н. А.П. Бизюком, д.м.н. профессором Л.И. Вассерманом и к.м.н. Б.В. Иовлевым для общей структурной экспресс-диагностики тревоги и тревожности, в том числе в клинике псхосоматических заболеваний.

Теоретические основы

Авторы исходили из общих клинико-психопатологических представлений о тревоге как психофизиолгическом процессе и учитывали накопленный опыт в создании и использовании стандартизированных инструментов оценки тревоги.

Тревога относится к числу фундаментальных, но наименее специфических субъективных эмоциональных состояний, постоянно наблюдаемых при различных формах патологии и предпатологии. Являясь одним из наиболее облигатных проявлений острого и хронического стресса, тревога, как известно, выполняет как защитную (мобилизующую) функцию, так и дестабилизирующую в том случае, если ее интенсивность и длительность превышают индивидуальные компенсаторные возможности личности в процессе адаптации.

Ещё одним недостатком многих инструментальных методов исследования является недифференцированность тревоги и тревожности. Тревога и тревожность – различные, но системно связанные понятия, анализировать которые следует сопряжено для того, чтобы понять их личностный смысл в реальной жизненной ситуации человека. Именно таким образом в комплексной многомерной диагностике нарушений психической адаптации исследуется патогенез формирующихся психогений и социогений, внутренней картины болезни, тенденций к саморазрушающему поведению и др. Особенно четко эти общие механизмы формирования клинической картины болезни, где тревога – тревожность играют существенную (а нередко и основополагающую) роль, прослеживаются преимущественно при невротических и неврозоподобных расстройствах соматоформного типа (F4 – МКБ-10). Универсальность тревоги как аффективного регулятора поведения заключается прежде всего в ее опосредующей значимости и включенности в другие психические феномены, поэтому позитивная диагностика этого феномена чрезвычайно важна для квалификации формирующейся клинической картины болезни при тревожно-фобических (F40), других тревожных расстройствах (F.41), особенно при смешанных тревожных и депрессивных расстройствах (F41.2), при посттравматических стрессовых расстройствах (F43.1) и расстройствах адаптации (F43.2), соматоформных вегетативных расстройствах (F45.3), при соматогенных и др. нарушениях аффективного круга. Более того, тревога как эмоциональное состояние и тревожность как фундаментальная личностная характеристика, должна анализироваться во многих сферах функционирования личности: в спорте, военной и операторской деятельности специалистов, профотборе, педагогическом процессе и других областях, где предъявляются специальные требования к адаптивным возможностям человека. Нарушения психической адаптации как сложной многомерной системы приспособительных механизмов личности возникают в силу различных причин и обстоятельств, и в настоящее время одной из наиболее практически значимых задач совместной деятельности психиатров и врачей общего профиля с клиническими психологами является диагностика, содержательная квалификация и комплексная коррекция состояний условно патологического типа, к которым относятся нарушения психической адаптации.

Особенностью этих расстройств являются клинически слабо структурированные, нестойкие, полиморфные симптомы, не имеющие четкой нозологической принадлежности. Частота их встречаемости по данным литературы варьирует в широких пределах (22,0%-89,7%), но имеет четкую тенденцию к увеличению, прежде всего в связи с изменениями качества жизни населения в нашей стране. В их генезе, наряду с влиянием так называемых социально-стрессовых расстройств и социальной фрустрированности имеют место и личностные факторы – неумение людей самостоятельно разрешать кризисные ситуации, внутриличностные, семейные и производственные конфликты, что неизбежно приводит к хроническому стрессу и дистрессам, сопровождающимся тревожными переживаниями.

Клиническая диагностика состояний психической дезадаптации вызывает существенные трудности, особенно у врачей общего профиля, имеющих дело с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами, с побочными эффектами лекарственной терапии и т.п. Эти трудности обусловлены, прежде всего, сложностью диагностики состояний тревоги, которая относится, как известно, к числу и неспецифических эмоциональных феноменов, сопровождающих различные патологические процессы, однако отличается поведенчески бедными проявлениями (как и скрытая депрессия), ее диагностика затруднена даже для специалистов – психоневрологов и психотерапевтов. Еще раз следует подчеркнуть, что речь идет о выявлении состояния, весьма бедного поведенческими, речевыми, вегетативно-соматическими проявлениями, без четких диагностических критериев в жалобах людей, даже если они и обращаются за консультативной помощью к врачу или медицинскому психологу (в случаях выраженной, легко определяемой тревоги данная проблема не встаёт).

Внутренняя структура

Для получения стимульного материала – утверждений для личностного субъективного шкалирования, отражающих понятия тревога и тревожность, были использованы методы контент-анализа и экспертных оценок множества определений упомянутого состояния и свойства, выделенных из различных источников: руководств по психиатрии и психологии, специальных монографий, специальных словарей, международных классификаций болезней и ряда других специальных опросников (преимущественно клинических) для диагностики тревоги. После необходимых селективных процедур, направленных на устранение синонимичности или смысловой близости вербальных обозначений, экспертами (психиатрами и клиническими психологами) из общего перечня отображенных определений были выделены только 15 наиболее адекватных для решения поставленных задач.

С целью дифференцированного и детализации представления о влияниях различных компонентов самооценки испытуемого как носителя тревоги, в отношении накопленного эмпирического материала был применен метод факторного анализа, что позволило в структуре 15 признаков выделить 5 факторов, интерпретируемых, как уже говорилось, в качестве вспомогательных шкал, а именно “эмоциональный дискомфорт” (ЭД), “астенический компонент тревожности» (АСТ), “фобический компонент” (ФОБ), “тревожная оценка перспективы” (ОП) и “социальная защита» (СЗ) (факторы даны в порядке убывания объяснимой дисперсии – соответственно – 2,082; 1,512; 1,459; 1,458, 1,280). Подробное описание эквивалентных им вспомогательных шкал приводится ниже. Полученные факторные нагрузки по признакам используются в качестве диагностических коэффициентов новых вспомогательных шкал, построенных на базе извлеченных факторов, что повышает диагностический потенциал теста ИТТ. Прежде всего, это усиливает информативность методики в целом, а также повышает ее надежность в принятии решения, обеспечивая тем самым высокий уровень дифференцированности значений отдельных признаков как субкомпонентов тревоги-тревожности. Таким образом оказалось возможным рассматривать психологическую структуру тревоги – тревожности в экспериментально заданных рамках.

Интегративный тест тревожности был валидизирован на популяции не только взрослых, но и подростков, что ещё больше расширяет возможное поле применения методики.

Таким образом, интегративный тест тревожности состоит из двух субтестов, предназначенных для раздельной оценки тревоги и тревожности. Каждый субтест содержит 15 утверждений, с каждым из которых испытуемый должен выразить своё согласие по 4-балльной шкале. Утверждения субтестов полностью идентичны, различается лишь инструкция. В итоге из теста можно извлечь общий балл по каждому субтесту и 5 шкальных значений (всего 12 показателей).

Валидность

Содержательная валидность теста обеспечивалась моделированием экспертного согласия еще в процессе подготовки теста, поскольку основным материалом содержания формулировок утверждений, как уже указывалось, являлись результаты контент-анализа многочисленных литературных источников, авторы которых предметно занимались исследованием данного психического феномена.

Проверка эмпирической валидности, связанной, главным образом, с корреляционными соотношениями между проверяемым тестом и результатами исследований с помощью других методик, позволяющих оценивать исследуемые качества, показала следующие результаты. Параллельные исследования по СТ и 16-факторному опроснику Кеттелла продемонстрировали корреляцию на уровне r= + 0,43 (p<0,01) показателя шкалы общей тревожности и фактора “О” (уверенность в себе – тревожность), причем близкие к такого же уровня значимости корреляции с этим же фактором показали и все вспомогательные шкалы ИТТ (ЭД, АСТ, ФОБ, ОП и СЗ). Кроме того, выявилась отрицательная корреляция шкалы АСТ с фактором QЗ (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль или низкая интеграция чувства “Я” – высокая интеграция) r= – 0,406 (р<0,01). Остальные шкалы также имели достаточно отчетливую отрицательную связь с показателем фактора Q3, но не достигшую уровня статистической достоверности. Подобные же на уровне выраженной тенденции отрицательные корреляции продемонстрировали все вспомогательные шкалы и с фактором “С” (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость или низкая сила “эго” – высокая сила “эго”). Определенный интерес с точки зрения эмпирической валидности представляет и связь шкалы ОП с фактором Q4 (раccлабленность – напряженность) (r= + 0,36; р<0,05), что свидетельствует о наличии общих корней тревожной оценки перспективы в ее содержательном значении по методике СТ и мотивационной неудовлетворенностью, репрезентируемой фактором Q4 теста Кеттелла.

Читайте также:  Измерение температуры и что такое температура

В корреляционной матрице методик СТ и 16 РF обнаружилась еще одна корреляционная зависимость, подтверждающая эмпирическую валидность выделенных шкал – это положительная связь шкалы ЭД с фактором “L” (доверчивость – подозрительность), отражающим, главным образом, настороженно-эмоциональное отношение к людям (г = + 0.387; р<0,01).

Апробация методики

В процессе разработки методика использовалась при изучении особенностей психологической адаптации участников отечественных антарктических экспедиций на ряде полярных станций, а также в период их транспортировки на Шестой континент и обратно. При этом проводились параллельные ежемесячные (иногда через два месяца) исследования эмоционального состояния с помощью блока психологических методик, в число которых входили СТ и широко известная личностная шкала проявлений тревоги J. Тауlоr. Этот материал послужил дополнительным основанием для суждения о концептуальной валидности рассматриваемого метода.

Прежде всего, наблюдалось общее, практически синхронное, совпадение профиля кривых динамики оценки тревожности по обеим методикам, отражающим один и тот же процесс эмоционального приспособления к экстремальным условиям как на уровне включения в специфическую природную среду, так и необычные социально-психологические условия, свойственные подобным экспедициям. С другой стороны, результат частного анализа изменения основной и вспомогательных шкал методики СТ и их пики полностью соответствуют ситуации, характеризовавшейся психологическим напряжением и спецификой различных этапов зимовки, ранее отписанных в литературе и наблюдаемых врачами экспедиций (первый месяц работы, вершина полярной ночи, период выхода судов за отзимовавшей партией и т.д.). При этом эмоциональная реактивность определялась как особенностями личностно-средового взаимодействия, так и фоном интерперсонального взаимодействия. Для подтверждения общей чувствительности методики к специфическим личностным особенностям, предрасполагающим или включающим в себя тревожность как один из основных компонентов клинико-психологического статуса, было проведено сравнительное исследование практически здоровых лиц и группы больных с различными формами неврозов и неврозоподобных расстройств с клинически подтвержденными диагнозами и наличием в структуре расстройств тревожного компонента. Исследования показали, что общий уровень самооценки изучаемых свойств среди группы больных статистически значимо отличается от контрольной – средний показатель ситуативной тревожности у них составил 20,0, а личностной 26,8 балла (в обоих случаях достоверность различий с р<0,001), что может свидетельствовать и о способности методики улавливать более общие характеристики адаптивности человека как многокомпонентного (системного) образования, биопсихосоциального по своей сущности.

В связи с задачами практической апробации методика ИТТ была включена в программу скринингового исследования педагогов общеобразовательных школ Челябинска в целях первичной психопрофилактики. Обследовано 7300 педагогов с помощью формализованных анкет, опросников и различных медико-психологических тестов. У 89% отмечались нарушения здоровья уровня “группы риска”, т.е. выявлялись признаки психической дезадаптации, у 43% выявлены нарушения уровня повышенного риска или начальных проявлений болезни. Среди них с признаками неврозов – 60%, патологии сердечно-сосудистой системы – 34 7%, сосудов головного мозга – 38,2%, пищеварительного тракта – 28,6% и др. У большинства из обследованных педагогов группы повышенного риска отмечались неврозоподобные расстройства в виде тревоги, астении, снижения настроения и работоспособности.

Исследование особенностей и уровня тревожности с помощью методики Ч. Спилбергера проведено у 349 педагогов, выявлены в среднем достоверно высокие уровни ситуативной и личностной тревожности (соответственно 49,3±5,4 балла и 47,0±5,9 баллов) при высоком уровне их взаимной корреляции. Для уточнения структуры тревожности была выделена репрезентативная группа из 86 человек с высокими показателями уровня тревожности. Эта группа была обследована с помощью теста ИТТ.

В целом у исследованной группы преобладала личностная тревожность, в особенности тревожная оценка перспектив. Это прослеживается и в оценке ситуативной тревоги. Характерно, что факторная структура личностной тревожности определяется также эмоциональным дискомфортом и астеническими нарушениями. Полученные данные на высоком статистическом уровне коррелируют с результатами тестирования по методике 16-РF Кеттелла и шкалой актуальной ригидности Томского опросника психической ригидности.

Коротко обобщая эти данные, можно утверждать, что содержательный характер тревожных расстройств у педагогов общеобразовательных школ, а именно у представителей группы высокого риска психической дезадаптации, определяется главным образом спецификой переработки личностных конфликтов вследствие нарушений личностно-средового взаимодействия. Отсюда следует, что в комплексной коррекции указанных состояний важное место наряду с психотерапией должен занять и социально-психологический тренинг личностного роста, коммуникативности и преодоления конфликтных ситуаций как наиболее адекватный способ повышения социальной компетентности личности.

Интерпретация

Общие принципы

Оценки выраженности симптомов переводятся в числовые значения следующим образом: 0 – отсутствие данного признака, два других связываются с наличием слабо и умеренно выраженных признаков (баллы 1 и 2) и последний – как чрезвычайная, с точки зрения испытуемого, степень выраженности – 3 балла. Таким образом, по каждому субтесту испытуемый может набрать не более 45 баллов.

Для подсчёта сырых значений дополнительных шкал необходимо в соответствии с таблицей сложить баллы, соответствующие ответам на входящие в кажду шкалу утверждения:

ЭД АСТ ФОБ ОП СЗ
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
1 25 49 74
2 24 49 73
3 37 74 110
4 27 53 80
5 32 65 98
6 24 49 73
7 37 74 111
8 30 61 91
9 28 56 85
10 57 114 171
11 43 86 129
12 29 58 87
13 41 81 122
14 29 58 87
15 31 61 92

Нормативные показатели

Средний фактический балл, полученный для нормативной группы из 540 практически здоровых лиц в возрасте от 22 до 55 лет равен 11,91 (стандартное отклонение – 4,58). Статистически достоверных различий для СТ-Л и СТ-С, а также отдельно для мужчин и женщин получено не было, хотя тенденцию более высокой тревожности женщин все же следует отметить, что, как известно, отмечается и в литературе.

Нормативные материалы для подростков (12-15 лет – 520 человек) дали средний балл 12,88 (сигма = 5,5), однако здесь, в отличие от взрослого контингента разница средних для юношей и девушек оказалась статистически достоверной с надежностью р<0,001 (соответственно, юноши – 11,64 и девушки – 14,13 балла).

Для облегчения процедуры оценки результатов между собой был осуществлён математический перевод сырых баллов в нормативные — станайны.

Клиническая значимость

Главное и основное применение методики — выявление скрытой, маскированной тревоги и тревожности среди широкого контингента лиц, в том числе подростков, в рамках массовых обследований. Простота и небольшой размер методики позволяют минимизировать время на заполнение бланков, а высокая чувствительность позволяет отобрать контингент, нуждающийся в более пристальном внимании специалистов.

В качестве изолированной методики также возможно применение в качестве оценочного инструмента в клинике для оценки динамики состояния на фоне психотерапии и/или психофармакотерапии. Методика может быть рекомендована в качестве вспомогательного инструмента для индивидуальных исследований уровня психической дезадаптации, а также для анализа основных факторов, влияющих на эмоциональное состояние испытуемого. При этом целесообразно, чтобы данный инструмент использовался в комплексе с другими методиками оценки эмоциональных состояний, в частности уровня невротизации, депрессии и др.

В обоих случаях следует помнить, что данные теста сами по себе, как и данные любых других, не могут заменить собой процесс постановки диагноза и не могут служить единственным средством его установления. Следует учитывать целый комплекс данных, среди которых: предъявляемые жалобы, анамнез жизни и заболевания, общая картина заболевания и т.д.

Следует также помнить, что тест не имеет мотивацонной защиты и его результаты могут быть леко искажены.

Методика вместе с УН и ОДС направлена на выявление наиболее общих, маскированных, слабоструктурированных психопатологических расстройств, в данном случае тревожных.

Источник