Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста Знатоки природы

Игра викторина по экологии для детского сада. Старшая группа

Автор: Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, «шапочки» ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: «В лес пошли мы гулять»(«Лес поет» О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы. Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)

Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я — Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес — это ваш большой и настоящий друг? Лес — живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: «Экологический светофор»
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
— Можно (нельзя) ломать ветки;
— оставлять после себя мусор;
— разорять гнезда и муравейники;
— кувыркаться в траве;
— собирать ягоды;
— уничтожать ядовитые грибы;
— разжигать костры;
— отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
— Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
— Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
— Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
— Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)

Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков — разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» — дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту — ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)

Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди — ка:
Куст в колючках будто еж —
Вот и назван . (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну — ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

Хоровод: «По малину в сад пойдем».

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых).

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это. (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно —
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка —
Зеленая спинка —
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)

6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: «Поймай комара».
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки — комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок —
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)

5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса — Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: «Хитрая лиса»
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим — хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит»Я здесь!» Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Читайте также:  5 ошибок из за которых ваше резюме осталось без ответа

— Бывают грибы съедобные, а бывают — . (Несъедобные).
— Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
— Соседи березы. (Подберезовики).
— Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
— Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
— Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
— Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).
— Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Игра — эстафета: «Собери грибы».
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.

Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1.ребенок:
Красота родной природы —
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок —
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2.ребенок:
Красота родной природы —
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.

Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
— лес нужен нам для отдыха;
— лес сохраняет от высыхания реки;
— дает планете чистый воздух;
— кормит людей и животных.

Лесовичок:
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь он вам пригодится. (Вручает корзину с природным материалом).
Дети и ведущий возвращаются в д/сад.

Источник



Викторина по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель: Систематизировать знания детей о природе.

1. Закрепить знания детей о животных, птицах, растениях.

2. Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Ход викторины

Организационный момент (Дети стоят в кругу)

— Давайте с вами поздороваемся.

— Здравствуйте, ладошки. Хлоп — хлоп — хлоп.

— Здравствуйте, ножки. Топ — топ — топ.

-Здравствуйте, пухленькие щечки. Плюх — плюх — плюх.

-Здравствуйте, губки. Чмок — чмок — чмок.

-Здравствуйте, зубки. Щелк — щелк — щелк.

-Здравствуй, мой носик. Бип — бип — бип.

— А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Готовы мы сегодня поиграть?

Готовы вместе о природе рассуждать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сначала проведем разминку. Я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Кого называют царем зверей? (лев)

2. Лошадь в тельняшке? (зебра)

3. Кто является санитаром леса? (дятел)

4. Сумчатый попрыгун. (кенгуру)

5. Самое упрямое животное. (осёл)

6. У какого животного самая длинная шея (жираф)

Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению заданий. Проверить ваши знания нам помогут конкурсы.

1. Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Щука, карась, сом, налим – это …. рыбы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ….ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это …грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …. насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

2. Конкурс «Найди дом для каждого животного». (звучит музыка)

Командам раздаются конверты с рисунками зверей и их разных жилищ. Надо составить пары «зверек — его дом».

3. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листочек?» (звучит музыка)

Листья разложены на полу, дети собирают их, определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.

Воспитатель: Ребята, а кого называют певцами леса, они же в лесу главные жители деревьев?

Ответы детей.

Поговорим о птицах. Много птиц живет в лесу. Какие бывают птицы?

Что значит – перелетные?

Что значит — зимующие?

Как мы можем помочь птицам зимой?

4. Конкурс «Отберите зимующих и перелетных птиц».

На полу расположены картинки зимующие и перелетные птицы (картинки птиц надо разделить на 2 группы).

5. Конкурс «Загадаю-отгадайте»

1. Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2. Какие грибы растут на пнях? (опята)

3. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4. Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

7. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

8. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

А сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули, давайте поиграем в подвижную игру «Совушка».

6. Конкурс «Отгадай загадки».

а) Зимой спит – летом ульи ворошит.

б) Кто на себе свой дом носит?

в) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

г) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе, орешки я грызу.

д) Маленький, беленький по лесочку прыг – прыг! По снежочку тык – тык!

е) Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

7. Конкурс «Угадайте по описанию».

У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой.Ответ: заяц.

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу».

Подсказка: Зимой впадает в спячку, очень любит мед и малину.Ответ: медведь.

Игра «Летает, не летает» Воспитатель произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки «летают» (поднимают руки). Если назван нелетающий предмет, то игроки не поднимают руки.

8. Узнай время года по стихотворению.

а) Завтра утром в лес пойдём.

И опят, и маслят, все грибочки соберём. (осень)

б) Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. (зима)

в) И светла, и широка наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться. (лето)

г) Возвращаются скворцы – наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы шумной стайкой кружатся. (весна)

Воспитатель: А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру «Доброе животное». Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук — делаем шаг вперед, тук — шаг назад. И еще раз тук — шаг вперед, тук — шаг назад».

Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе и вручить вам медали «Знатоки природы».

Игра закончена и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Интеллектуальная игра клуба «Почемучка». «Наш северный край» Интеллектуальная игра клуба «Почемучка» «Наш северный край»Адресат: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Предварительная работа:.

Познавательная игра для детей старшего дошкольного возраста «Когда это бывает?» Цель:Обобщить и систематизировать знания детей старшего дошкольного возраста о временах года, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями.

Источник

Экологическая викторина для детей подготовительной группы «Знатоки природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; пазлы «силуэты деревьев»; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; ягодный кроссворд; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёная и красная карточка; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Читайте также:  Открытые и закрытые вопросы Литература

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Соревноваться будут три команды. Команда «Зайчата», «Лисята» и команда «Бельчата». Для каждой команды будут даваться задания. Правила проведения: выслушать вопрос, задание до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку; если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. Представляем вам жюри нашей викторины: …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Из деревьев человек изготавливает мебель и строит дома. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Воспитатель: Давайте для начала вспомним правила поведения в лесу.

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что не правильно делают мальчики и девочки.)

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1: Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2: Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель: Вопросы для всех команд:

  1. Какие деревья называются хвойными?
  2. Почему деревья называются лиственными?
  3. Какие деревья не меняют цвет кроны?
  4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?
  5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?
  6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: А сейчас вы должны собрать пазлы и по силуэту определить, что это за дерево и назвать его.

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (Каждой команде даётся листов по количеству детей).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3: Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4: Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

— Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

— Каким лечебным свойством обладает мать-мачеха? (Лекарство от кашля.)

— Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

— Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, лопух, ромашка.)

— Какое растение кроме мать-мачехи помогает от кашля? (Ромашка.)

— Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

— Чай из какого растения действует успокоительно? (Мята.)

— Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

— Какое растение применяют для полоскания при воспалительных процессах полости рта, зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю решить «Ягодный кроссворд».

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

  1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника.)

В мягкой травке притаилась.

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной.)

Воспитатель: Приглашаю вас совершить путешествие «По страницам сказок».

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб, клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана, из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня, черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз, за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью, под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы.)

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – не съедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, — если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5: Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Ребёнок 6: Приучите птиц зимой

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель: «Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7: Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8: На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

Воспитатель: Где бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. Но к сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно — красный цвет – сигнал тревоги и запрета, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

Источник

Экологическая викторина для детей старшей группы «Эколята в гостях у дошколят»

Цель: Воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • учить правилам поведения на природе;
  • закреплять знания детей о живом мире;
  • развивать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать логическое мышление, память, воображение;
  • формировать умение отгадывать загадки;
  • обогащать словарный запас.

Воспитатель показывает на картинках эколят, друзей и защитников природы. Рассказывает о них.

Это Шалун, он самый озорной.

Умница — она самая серьёзная.
Она много всего знает и рассказывает своим друзьям интересные истории.

Тихоня — тихий и скромный, даже стеснительный.
Он очень любит цветы.

Елочка — веселая и общительная.

Воспитатель: Дети на дворе холодно, морозно, намело много снега, но я хотела бы вас вернуть в то время, когда вокруг была такая красота: земля была покрыта яркими коврами, деревья стояли в зеленом убранстве и попробовать стать Эколятами — защитниками природы, как наши гости. Вы согласны? (Ответы детей)

Представьте себе, что мы с вами оказались в сказочно красивом лесу.

Сегодня мы с вами отправимся в лес.
Весенней порою он полон чудес.
Посмотрим, что весна меняет в лесу
И как там живется лесному зверью.

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу. Что видится и слышится нам здесь? (Ответы детей). И в лесу, заметьте, дети, живут и звери и птицы.

Читайте также:  Сценарий корпоратива на природе

Мы, много знаем о птицах, и сейчас я предлагаю провести викторину. А наши гости посмотрят, какие вы у нас умненькие!

Источник

Экологическая викторина для дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Экологическая викторина направлена на обобщение знаний детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Мероприятие способствует развитию логического мышления, речи, а ктивизации внимания, памяти. Дети учатся соблюдать правила игры. У детей воспитывается бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
ekologicheskaya_viktorina.docx 478.05 КБ

Предварительный просмотр:

• Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
• Развивать логическое мышление , речь.
• Активизировать внимание, память.
• Учить детей соблюдать правила игры.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
• Воспитывать бережное отношение к природе.

Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М. и других писателей, рассматривание иллюстраций о природе.

Команды входят в зал под музыку. Встают в полукруг.

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

— Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня к нам в гости?

— Ребята, вы любите играть?
— Какие бывают игры, как вы думаете? (ответы детей)
— Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра — викторина. Называется она «Знатоки природы».
— Кто такие «знатоки»? (ответы).
— Я предлагаю вам стать «знатоками природы». Согласны?
— Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе нашего края, о животных, растениях, об их особенностях.

В викторине будут участвовать 2 команды. Я предлагаю вам разделиться, выбрав себе эмблему. На эмблемах обозначены названия команд. Соревноваться будут команды: «Солнышко» и «Пчелки».

Предлагаю ребятам пройти к столикам со стульчиками, которые стоят полукругом. Дети проходят и рассаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.

— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобится справедливое жюри, состоящее из числа гостей.

(Представление жюри – 3 человека).

— Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей. На вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Тот, кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов, станет победителем. Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.

— Внимание! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

1.Разминка «Бывает — не бывает».

Командам по очереди будут задаваться вопросы, на которые вы должны дать ответ: бывает или не бывает.

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к следующему конкурсу.

Детям предлагается собрать разрезные картинки-пазл. Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к 3 конкурсу.

3. Подвижная игра «Детки с ветки».

— Ребята, наш город можно назвать зеленым. Здесь растет много деревьев. А какие деревья вы знаете? (ответы).

— На какие 2 группы можно разделить деревья? (лесные, садовые – плодовые).

Командам предлагается собрать плоды с лесных (1 команде) и садовых (2 команде). Игра проводится в виде эстафеты. Участники по одному подбегают к столу с разными плодами, выбирают свой, относят его к себе на поднос.

(На общем подносе садовые плоды (яблоки, груши, апельсины), лесные плоды (шишки, желуди, каштаны) + (для обмана) овощи, грибы.

Проверяем, верно ли выполнено задание.

Слово предоставляется уважаемому жюри.

Спасибо жюри. А мы переходим к 4 конкурсу.

4. «Путешествие по страницам сказок».

Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые вы должны дать правильный ответ.

  1. Какое дерево растёт у лукоморья, в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», по которому кот учёный ходит и сказки рассказывает? (Варианты: сосна, дуб , клён, тополь.)
  2. Из какого цветка, в сказке «Дюймовочка», Ганса Христиана Андерсена, появилась маленькая, маленькая девочка? (Варианты: из колокольчика, из лилии, из тюльпана , из пиона)
  3. Какое дерево, в русской народной сказке «Гуси-лебеди», спрятало и укрыло детей? (Варианты: слива, груша, яблоня , черёмуха.)
  4. За кустами каких цветов, ухаживали Кай и Герда в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»? (Варианты: за кустами роз , за кустами пионов, за кустами хризантем, за кустами астр.)
  5. Под каким деревом белка грызёт орешки и песенки поёт, в сказке «О царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина? (Варианты: под сосной, под елью , под лиственницей, под дубом.)
  6. Из какой травы плела Элиза рубашки для своих братьев, в сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»? (Варианты: из папоротника, из багульника, из медуницы, из крапивы .)

— Молодцы. Жюри подводит итоги. А мы переходим к 5 конкурсу.

5. «Угадай, чья песенка».

Командам по очереди дается прослушать детские песни из мультфильмов. Участники должны определить, чья это песенка.

— Хорошо. Жюри подводит итоги. А мы предлагаем вам немножко отдохнуть и поиграть.

Дети выходят на середину зала, встают в круг.

Физминутка «Солнышко лучистое».

— Слово предоставляется уважаемому жюри.

— Спасибо жюри. А мы переходим к 6 конкурсу.

6. «Хитрые загадки».

Командам предлагается отгадать загадки с хитры ответом. Чтобы их отгадать, нужно быть очень внимательным.

Кто в лесу дрожит под елкой,
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется . заяц (лев).

Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мед.
А зовется . медведь (бегемот).

Кто не дружит с ярким светом,
Под землей зимой и летом?
Носом он изрыл весь склон.
Это просто серый … крот (слон).

С пальмы вниз,
На пальму снова
Ловко прыгает . обезьяна (корова).

Шею вытянула птица,
Ну шипеть, щипаться, злиться,
В речку кинулась с разгона,
"Га-га-га!" — кричит . гусь (ворона).

Над лесной поляной ночью

Долго слышался кошмар:

Ухал, ахал, выл по-волчьи

И пугал зверей . филин ( комар ).

От рыжей лисицы

В кустарник удрав

В листву завернулся

Колючий . еж ( удав ).

Такой длинной шеи

Всех выше на свете

Пятнистый . жираф ( верблюд ).

— Слово предоставляется уважаемому жюри.

— Хорошо отдохнули. А мы переходим к 7 конкурсу.

7. Правильное поведение на природе.

— Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, как нужно вести себя на природе.

— А теперь давайте попробуем сформулировать правила поведения на природе:

— В лесу, отдыхая, мусор с травки убирайте, а там не оставляйте.

— Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
— Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

— В лесу можно играть, бегать, но главное, никому не мешать!

— Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
— Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
У нас получилась памятка «Правила поведения на природе».

— Дорогие ребята! Мне очень приятно, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.

— Слово предоставляется уважаемому жюри.

Подведение итогов. Объявление общего счета. Награждение.

— Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (хорошее).

— Я предлагаю на прощание спеть всем вместе добрую песню «Улыбка».

1. Эмблемы (6 маленьких, 1 большая для каждой команды).

2. 2 стола, 12 стульев.

3. Разрезные картинки-пазлы (2 разрезные, 2 целые).

4. 6 садовых плодов, 6 лесных плодов для эстафеты (яблоки, груши, апельсины, шишки, каштаны, желуди) + (для обмана) овощи, грибы.

Источник