Викторина посвященная Международному году Периодической таблицы химических элементов Д И Менделеева

Викторина, посвященная Международному году Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Викторина посвящена году Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Игра состоит из трех туров. Первый тур посвящен жизни и деятельности Д.И. Менделеева, второй — ПСХЭ, а третий — загадки о химических элементах.Обучающиеся в игровой форме могут закрепить и применить полученные знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Викторина сопровождается презентацией. Вначале игры предлагается просмотреть видеоролик о биографии великого ученого.

Содержимое разработки

Конспект внеклассного мероприятия

Викторина по химии,

посвященная Международному году Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Внеклассное мероприятие,

посвященное Международному году Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева.

Цель мероприятия:

1. Расширить представления учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева, в игровой форме повторить и применить свои знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Развитие беглости воспроизведения полученных знаний, развитие у учащихся умения переносить имеющиеся знания в нетрадиционную форму воспроизведения и творческих способностей учащихся.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к России, способность осознавать значимость научных открытий для мировой научной общественности, воспитание интереса к исследовательскому труду, развитие интереса к науке – химии.

Ход мероприятия:

Игра проводиться в три раунда:

I раунд игры посвящен жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Ведущий задает вопросы по биографии ученого. По результатам жюри оставляет игроков для II раунда (выбывают из игры те, кто не дал ни одного ответа или неправильно ответил на вопросы).

II раунд игры построен на знаниях периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Ребятам предлагаются предложения, которые необходимо закончить соответствующим термином. По результатам жюри оставляет игроков для III раунда (в третий раунд остаются только три игрока, набравшие большее количество баллов).

III раунд. Заданиями этого раунда являются загадки о химических элементах. Участник, разгадавший все загадки становиться победителем.

Оборудование: презентация игры, мультимедийный проектор и ПК, секундомер, почетные грамоты и подарки.

I раунд

Слабый свет проникал сквозь задернутые занавесками окна. В комнате было мрачно и тихо. Марья Дмитриевна лежала неподвижно и тяжело дышала. Стоя на коленях у кровати, Дмитрий с болью смотрел на дорогое, так сильно изменившееся лицо матери. Ему казалось, что прошли часы с тех пор, как Лиза ушла за врачом.

— Митя, — прошептала Марья Дмитриевна, — дай я тебя поцелую в последний раз.

Он наклонился, и уже холодеющие губы коснулись его лба.

— Прощай, мой мальчик. Умираю спокойной за твое будущее. Верю, что ты будешь великим.

Мать Дмитрия оказалась права, ее сын стал великим ученым-энциклопедистом в области химии, физики, технологии, геологии и даже метеорологии. Он прославил не только свое имя как ученого, но и увеличил научную значимость России в мировой научной общественности.

В I раунде Вам будут предложены вопросы, касающиеся жизни и деятельности великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, постарайтесь отвечать быстро и правильно.

Вопросы для I раунда:

Дата рождения Д.И. Менделеева? (8 февраля 1834 год)

Город, в котором родился Д.И. Менделеев? (Тобольск)

Сколько детей было в семье Менделеевых? (17 человек)

В каком институте обучался студент Дмитрий Менделеев? (педагогическом)

Как звали отца Д.И. Менделеева? (Иван Павлович)

Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев? (последним)

Кем работал отец Дмитрия? (директором Тобольской гимназии).

Как звали мать ученого? (Марья Дмитриевна).

Сколько раз был женат Менделеев? (два)

Как звали вторую жену Менделеева? (Анна Попова)

В каком году был сформулирован Периодический закон? (1869 году)

Когда скончался Д.И. Менделеев? (2 февраля1907 года)

Жюри, которое состоит из учителей или учащихся подводит итоги и объявляет фамилии прошедших во II раунд.

II раунд

Ведущий: Во II раунде вам будут предложены предложения, которые необходимо будет закончить. Тематика данных выражений посвящена периодическому закону и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Постарайтесь отвечать так же быстро.

Вопросы для II раунда:

1. Вертикальный столбец периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева это …(группа)

2. Подгруппы, содержащие химические элементы только больших периодов названы …(побочными)

3. Что происходит с металлическими свойствами в периоде с возрастанием атомных масс (ослабление)

4. 1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

5. Горизонтальный ряд химических элементов таблице Д.И. Менделеева, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом называется …(период)

6. Подгруппы, содержащие химические элементы малых и больших периодов названы … (главными)

7. Естественное семейство химических элементов, расположенное в I группе, главной подгруппе это …(щелочные металлы)

8. 4, 5, 6, 7-ой периоды, содержащие 18 и более химических элементов названы … (большими)

9. Неметаллические свойства в периоде с увеличением атомных масс …(усиливаются)

10. Естественное семейство химических элементов, расположенное в II группе главной подгруппе это…(щелочно-земельные металлы)

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии прошедших в III раунд.

III раунд

Ведущий: В этом раунде вам предстоит отгадать несколько загадок. На время решения загадки вам отводится время – 1 минута.

1. Из названий двух животных мое имя состоит,

На таре, где меня хранят, знак токсичности стоит (мышьяк).

2. Первый слог — предлог известный, слог второй трудней найти:

Часть его составит цифра, к ней добавьте букву «Й».

Чтобы целое узнать, надо вам металл назвать (натрий).

3. Я светоносный элемент. Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой оксид мой станет кислотой (фосфор).

4. Я самый твердый по шкале, тверже не бывает,

и твердость всех других веществ по той шкале сверяют

(углерод в аллотропной модификации алмаза).

5. Предупреждаю вас заранее: я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат и постоянно мною дышат (азот).

6. Я коварный поджигатель все огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель,если только дров дадите (кислород).

7. Основа моя — сухая трава, с обоих концов — согласные.

В целом я — газ, дорогие друзья, и кто я, думаю, ясно вам (ксенон).

Красив в кристаллах и парах, на детей наводит страх (йод).

Живое серебро и льётся, и блестит, охотно с золотом дружит (ртуть).

Я — газ, простое вещество, двузначен номер мой,

А слог мой первый — божество, река — мой слог второй (радон).

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии победителей игры. Вручаются грамоты и подарки.

Источник



Великий русский ученый
Д.И.Менделеев

Девиз игры. «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще» (Д.И.Менделеев).
Оформление зала. Портрет Д.И.Менделеева, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, на плакатах: «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки» (Я.Д.Минченков), «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин), «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни» (Д.И.Менделеев), «Нам ли не желать России полного расцвета жизни» (Д.И.Менделеев).

Учитель. Добрый день! Мы собрались в этом зале, чтобы ответить на вопросы викторины, связанные с жизнью и деятельностью великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Игра состоит из трех раундов.
В первом раунде вы выбираете правильный ответ из трех предложенных. Ответив правильно на все вопросы, получите бронзовую медаль – это первая несгораемая награда. В случае неправильного ответа или его отсутствия вы покидаете игру.
Во втором раунде вы выбираете ответ из двух вариантов. За все правильные ответы приобретаете вторую несгораемую награду – серебряную медаль. Если неправильно ответите на вопрос или не знаете ответа, то вы получите первую несгораемую награду – бронзовую медаль. Затем вы делаете выбор – продолжать игру или нет.
В третьем раунде вариантов ответа не предлагается. Ответив правильно на все вопросы, вы получаете золотую медаль. В случае неправильного ответа или его отсутствия, вам вручат только серебряную медаль.

Ведущий. Начинаем игру. Вопрос отборочного тура: «Назовите фамилии ученых-химиков в порядке возрастания года их рождения, начиная с самого раннего: А.М.Бутлеров, М.В.Ломоносов, А.Н.Несмеянов, Н.Н.Зинин, А.Е.Ферсман, А.П.Бородин, М.Склодовская-Кюри, А.Е.Фаворский, Н.Д.Зелинский».

(Ответ. М.В.Ломоносов – 1711 г., Н.Н.Зинин – 1812 г., А.М.Бутлеров – 1828 г., А.П.Бородин – 1833 г., А.Е.Фаворский – 1860 г., Н.Д.Зелинский – 1861 г., М.Склодовская-Кюри – 1867 г., А.Е.Ферсман – 1883 г., А.Н.Несмеянов – 1899 г.)

Ведущий. Приглашаем победителя на сцену к игровому столу.

Первый раунд

1. Кто из русских ученых известен в каждой школе, в которой изучают элементарную химию?

(Ответ. в.)

2. Когда и где родился Менделеев?

а) 23 февраля 1844 г., г. Москва;
б) 27 января 1834 г., г. Тобольск;
в) 25 марта 1824 г., г. Санкт-Петербург.

(Ответ. б.)

3. В каком году Менделеев поступает в петербургский Главный педагогический институт?

(Ответ. б.)

4. В какой город после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

(Ответ. а.)

5. Кто сказал, что Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

(Ответ. в.)

6. Любимые животные Менделеева:

(Ответ. б.)

7. Назовите любимую пищу Менделеева:

а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;
б) пельмени, оладьи;
в) шашлыки, блины.

(Ответ. а.)

8. Что любил делать Менделеев в часы отдыха?

(Ответ. б.)

Второй раунд

1. В каком году Менделеев утвержден в должности профессора химии Технологического института в Петербурге?

(Ответ. б.)

2. В каком году Менделеев был утвержден профессором Петербургского университета?

(Ответ. а.)

3. В какую академию наук не был избран Менделеев почетным членом?

(Ответ. б.)

4. В каком возрасте Менделеев один поднялся на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при солнечном затмении?

(Ответ. б.)

5. Любимые птицы Менделеева:

а) канарейка, белый попугай;
б) воробей, ласточка.

(Ответ. а.)

Читайте также:  Тесты Тема quot Банковская система quot Экономика тест по экономике 9 класс по теме

6. В каком году Менделеев впервые посетил Всемирную выставку в Париже?

а) 1867 г.;
б) 1890 г.

(Ответ. а.)

Ведущий. Вы получаете серебряную медаль, т. к. ответили правильно на все вопросы. Поздравляем. (Музыкальная пауза.) Дмитрий Иванович не принадлежал к тому типу ученых, которые ничем не интересуются, кроме науки. Ему нравились замечательные, полные реализма и народности музыкальные произведения М.И.Глинки и П.И.Чайковского. Он много раз слушал оперу «Жизнь за царя», отрывок из которой и мы сейчас послушаем.

Третий раунд

1. Когда Менделеев получил ученую степень магистра и стал доцентом Петербургского университета?

(Ответ. 1856 г.)

2. Сколько печатных трудов с исследованиями по химии, физике, воздухоплаванию, метеорологии, переработке нефти и угля, использованию минеральных удобрений оставил Менделеев?

(Ответ. Свыше 500 работ.)

3. Как охарактеризовал Дмитрий Иванович в дневнике свои научные достижения?

(Ответ. «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциации и основы химии. »)

4. Что послужило Менделееву основой при открытии периодического закона?

(Ответ. Установленные С.Канниццаро атомные массы элементов.)

5. Сколько изданий выдержал учебник химии Менделеева «Основы химии»?

(Ответ. Восемь изданий на русском языке, три – на английском, по одному – на французском и немецком языках.)

6. В какой таблице дважды встречается фамилия Дмитрия Ивановича?

(Ответ. В периодической системе химических элементов первый раз – она названа его именем, второй раз – элемент номер 101 называется «менделевий».)

7. Какие «три службы Родине» были у Менделеева?

(Ответ. Наука, педагогика, промышленность. «Я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую. », «Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство. », «Третья служба моя Родине. это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможности и выгодность. интенсивного хозяйства. »)

8. Какие черты характера не любил Менделеев?

(Ответ. Неуверенность, необдуманность, торопливость в работе.)

9. Какой главный завет оставил Менделеев детям?

(Ответ. «Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям».)

10. Назовите газету, которая в некрологе написала: «В прошедшую субботу в Санкт-Петербурге умер профессор Менделеев. С его смертью Россия потеряла одного из самых знаменитых сынов науки, а мир – одного из самых выдающихся химиков»?

(Ответ. Газета «Дейли телеграф».)

Ведущий. Викторина окончена. Поздравляю победителей. Сейчас небольшая пауза.

Во время паузы можно провести эффектные опыты.

Ведущий. Теперь выбираем медалиста среди зрителей. Представляю членов жюри, которое будет оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ – один жетон. Начинаем викторину «Знаете ли вы?».

1. В какой семье родился Менделеев и каким ребенком по счету он был?

(Ответ. В семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева, родился семнадцатым ребенком.)

2. Как закончил Менделеев Главный педагогический институт?

(Ответ. Все выпускные экзамены он сдал на «отлично».)

3. Какой порох изобрел Менделеев?

(Ответ. Бездымный.)

4. Кто был учителем словесности в Тобольской гимназии, когда в ней учился Дмитрий Иванович?

(Ответ. Автор сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершов.)

5. Назовите автора этого высказывания: «Мы просили Д.И.Менделеева показать его докторский костюм (почетного доктора прав Эдинбургского университета), он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые косы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой, – все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика».

(Ответ. С.Л.Толстой, сын Л.Н.Толстого.)

6. Кто до Менделеева пытался классифицировать химические элементы?

(Ответ. Немецкий ученый И.Дёберейнер – автор правила триад, французский ученый Б. де Шанкуртуа – автор спиральной линии элементов, английский ученый Дж.Ньюлендс – автор «закона октав» и немецкий ученый Л.Мейер – автор таблицы, по виду напоминавшую позднейшую таблицу Менделеева.)

7. Кто и когда открыл предсказанные Менделеевым экабор, экалюминий, экасилиций?

(Ответ. Экаалюминий открыл в 1875 г. французский ученый П.Лекок де Буабодран и назвал его в честь своей родины галлием; экабор открыл шведский ученый Л.Нильсон в 1879 г. и назвал в честь своей родины скандием; экасилиций – в 1886 г. немецкий химик К.Винклер, который назвал его германием.)

8. Кто автор этого высказывания: «Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза. Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальны и своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук отвечали всегда его настроению».

(Ответ. Анна Ивановна Менделеева.)

9. Какие стихи любил декламировать Менделеев?

(Ответ. «Тьма» Д.Байрона, «Молчание» Ф.И.Тютчева.)

10. Назовите место, где любил бывать Менделеев.

(Ответ. Боблово.)

11. Произведения каких писателей любил Менделеев?

(Ответ. А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ж.Верна, В.Гюго.)

12. Назовите любимых поэтов ученого.

(Ответ. А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, У.Шекспир, И.Шиллер, И.Гете, Д.Байрон.)

13. Кого из композиторов любил Менделеев?

(Ответ. А.П.Бородина, М.И.Глинку, П.И.Чайковского, Л.Бетховена, Д.Верди.)

14. Назовите любимых художников Менделеева.

(Ответ. И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин, И.Е.Репин, Б.Микеланджело, С.Рафаэль.)

15. Любимый герой Менделеева, существовавший в действительности?

(Ответ. Петр I.)

16. Любимый напиток Менделеева.

(Ответ. Крепкий чай; чай выписывал из Китая и сам заваривал.)

17. Назовите девиз Менделеева.

(Ответ. «Один человек – нуль, вместе – только люди».)

18. Что названо именем Менделеева помимо учебных заведений, минерала, химического элемента?

(Ответ. Действующий вулкан на Курильских островах, г. Менделеевск в Татарии, подводный хребет в Северном Ледовитом океане.)

19. Кто автор скульптурного портрета Менделеева?

(Ответ. И.Я.Гинцбург.)

20. Иностранным членом каких академий был избран Менделеев?

(Ответ. Чешской академии науки, литературы и искусства, Краковской академии наук, Национальной академии наук США, Королевской академии Швеции.)

21. Что говорил Менделеев о «черном золоте»?

(Ответ. «Без светоча науки и с нефтью будут потемки».)

22. Вспомните любимый афоризм ученого.

(Ответ. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями».)

23. Кто открыл предсказанные Менделеевым элементы – переходные между резко выраженными неметаллами и металлами?

(Ответ. Английский химик У.Рамзай с коллегами открыл в 1895 г. газ гелий, в 1898 г. – неон, затем аргон, криптон, ксенон и радон, нашедшие свое место в VIII группе периодической таблицы.)

24. Назовите элементы, существование которых предсказал Менделеев.

(Ответ. Галий, скандий, германий, полоний, астат, технеций.)

25. Расскажите о появлении первого наброска периодической таблицы химических элементов.

(Ответ. 17 февраля 1869 г., собираясь в дорогу, Менделеев сделал первый набросок таблицы на обороте письма, в котором его просили приехать на одно из промышленных предприятий.)

26. Что представляли собой «менделеевские среды»? Кто бывал на них?

(Ответ. В эти дни Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П.Бородин, Н.Н.Зинин, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. Читали отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, исполняли музыкальные сочинения А.П.Бородина, М.И.Глинки, П.И.Чайковского.)

27. Почему на портрете работы Репина изображен Менделеев в мантии? С каким событием в жизни ученого это связано?

(Ответ. Менделеев изображен в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. В 1884 г. он ездил в Англию для участия в юбилейном торжестве.)

28. В каком году и где были проведены первые Менделеевские чтения? Кто первым выступил на этих чтениях?

(Ответ. В 1936 г. в Академии наук СССР выступил французский ученый Ф.Жолио-Кюри.)

29. В каком году Менделеев стал первым директором Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева)?

(Ответ. 1893 г.)

30. Какое общество основал Менделеев?

(Ответ. Русское химическое общество, ныне – Российское химическое общество (РХО) им. Д.И.Менделеева.)

31. Какая медаль утверждена в России в честь Менделеева? Сколько томов составляет полное собрание сочинений Менделеева?

(Ответ. Золотая медаль, 25 томов.)

Ведущий. Слово предоставляется членам жюри, которые называют победителей викторины. Наступил торжественный момент, приглашаю победителей на сцену. Члены жюри вручают медали и памятные призы. (Поздравления. Аплодисменты.) В честь победителей юные химики читают стихи.

Первый ученик.

Второй ученик.

«Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
– От русского ученого?!
Ошибся я, слыхали?! –
Француз был удивлен. –
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Веc высчитал удельный
Точней, чем я, стократ,
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад! –
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы.
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую Закон!»

Третий ученик.

Четвертый ученик.

Ведущий. Знайте, ребята, это тут – Менделеевы растут.
Вот и закончилась наша игра-викторина, посвященная великому русскому ученому Д.И.Менделееву.

Звучит увертюра «Леонора» Бетховена, любимая Менделеевым с юных лет.

ЛИТЕРАТУРА

Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988;
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978;
Савина П.А. Я познаю мир (химия). (Детская энциклопедия.) М.: АСТ, 1996.

Источник

Игра- викторина по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Мельчайшая химически неделимая частица.
(Атом.)
2. Положительно заряженная частица в атоме.
(Протон.)
3. Назовите лишний оксид в ряду: оксид кальция, оксид калия, оксид углерода, оксид магния.
(Оксид углерода.)
4. Формула максимального количества электронов на энергетическом уровне.
(2n 2 .)
5. На s-орбитали может находиться. электрона.
(Два.)
6. Напишите формулу оксида элемента № 55.
(Сs2О.)
7. Напишите формулу водородного соединения элемента № 52.
(TeH2.)
8. Закончите формулировку периодического закона 1869 г.: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от.
(Атомного веса.)
9. Назовите число протонов у элемента № 13.
(13.)
10. Назовите число электронов у элемента № 98.
(98.)

Вопросы команде 2

1. Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются.
(Изотопы.)
2. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это.
(Молекула.)
3. На р-орбиталях могут находиться. электронов.
(Шесть.)
4. Отрицательно заряженная частица в атоме называется.
(Электрон.)
5. Закончите современную формулировку периодического закона: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от.
аряда ядра.)
6. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – К или Мg?
(Калий.)
7. Напишите формулу оксида франция.
(Fr2O.)
8. Назовите число электронов у элемента алюминия.
(13.)
9. Назовите число протонов у элемента галлия.
(31.)
10. Напишите формулу водородного соединения германия.
( GeH4)

Читайте также:  Демоверсия с ответами к ВПР по английскому языку в 2020 году для 7 класса

«Поиск»

1. Найдите лишний элемент в ряду:

а) водород, гелий, неон, аргон;
б) железо, кобальт, никель, аргон;
в) водород, литий, бериллий, бор;
г) фтор, хлор, марганец, бром.

2. Игра «Крестики-нолики».

Найдите выигрышные пути на следующих квадратах:
а) элементы одного периода:

б) элементы одной главной подгруппы:

в) элементы, находящиеся рядом в периодической системе:

г) элементы, имеющие общую формулу высшего оксида Э2О3:

«Химический элемент»

О каком элементе идет речь:
а) протонов 11, нейтронов 12
(натрий);
б) электронов 23, нейтронов 28
(ванадий);
в) электронов 9, нейтронов 9
(фтор);
г) протонов 18, нейтронов 22
(аргон);
д) электронная формула этого элемента заканчивается на 3s 2 3р 2
(кремний);
е) электронная формула этого элемента заканчивается на 4s 1
(калий).

ЧЕТВЕРТЫЙ ТУР

Диктант

Ответы только «да» или «нет».
(Пишет вся команда.)

1. Лекок де Буабодран открыл элемент № 31 и назвал его в честь своей страны, но некоторые характеристики элемента он определил неточно.
2. Во времена Д.И.Менделеева масса бериллия считалась равной 13.
3. Дейтерий и гелий имеют одинаковую атомную массу.
4. Тритий и дейтерий имеют одинаковый заряд ядра.
5. Число электронов у циркония 91.
6. Магний более активный металл, чем кальций. .
7. Высший оксид олова ЭО3.
8. Период – это горизонтальный ряд элементов, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом.
9. У хлора шесть электронов на последнем энергетическом уровне.
10. Галлий – амфотерный металл.
Вызывают по одному человеку из команды; один из них загадывает элемент, а противник задает вопросы, на которые загадавший может отвечать только «да» или «нет». Выиграет та команда, которая за меньшее количество вопросов назовет этот элемент.
Например, загадали натрий. Вопросы: «Это металл?», «Он находится в VII группе?» и т. п.

Викторина «Д.И.Менделеев и его периодическая система»

1. Известно, что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре. Объясните, с какой целью.
2. Всякое открытие имеет свой день рождения. Когда официально «празднуют» день рождения периодической системы?
3. У каждого человека есть свое хобби. Чем любил заниматься химик Менделеев в свободное время?
4. Менделеев очень много работал над созданием долговечных красок. В этом деле ему помогал его друг-художник, картина которого находится в Третьяковской галерее. Назовите этого художника.
Подсказка:: автор знаменитой картины «Ночь на Днепре».
5. Существует портрет Менделеева в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. Его написали два известных русских художника. Назовите их имена.
6. Какие элементы носят имена известных ученых?
7. В таблице Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент.
8. «Имя» какого химического элемента олицетворяет область деятельности человека, кстати, без развития которой он не был бы открыт?
9. В таблице Менделеева есть химический элемент, название которого совпадает с именем простейшего морского животного, известного вам из курса зоологии. Назовите его. Объясните сходство названий.
10. «Имя» какого элемента совпадает с названием земной коры? Ответить на этот вопрос вам поможет география.
11. Профессор Казанского университета К.К.Клаус в 1884 г. открыл новый элемент и назвал его в честь своей родины России. Но в таблицу Менделеева этот элемент вошел под латинским названием. Назовите этот элемент.
12. История до сих пор хранит древние названия государств, городов и т. п. Вспомните, какие два металла носят «имя» одной из европейских стран: древнее и современное.
13. Литература и химия. Что между ними общего? И тем не менее существует химический элемент, название которого почти совпадает с названием научно-фантастического романа академика В.А.Обручева. Назовите этот элемент.
14. Из курса ботаники каждый человек знает, что без растений невозможна жизнь на Земле. Растения содержат хлорофилл, который участвует в фотосинтезе. Изучая химию, вы знаете, что хлор – ядовитый газ, убивающий все живое. И все-таки хлорофилл и хлор имеют что-то общее! Что именно?
15. В таблице Менделеева укажите химический элемент, название которого полностью совпадает с фамилией известнейшего датского ученого-физика. Назовите этот элемент.
16. Можете ли вы назвать металлы, которые плавятся на ладони, или таких металлов не существует?
17. Какой химический элемент своим названием напоминает метеорологический прибор для определения атмосферного давления?
18. Содержание этого химического элемента в живых организмах крайне мало. В земной коре по массе его содержится около 30%. После кислорода он является самым распространенным химическим элементом. Кто же этот загадочный незнакомец? Кстати, попробуйте написать формулу его соединения с кислородом.
19. Назовите самый распространенный в космосе химический элемент.
20. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его.
Ответы на вопросы викторины

1. Для более детального наблюдения за солнечным затмением.
2. День рождения периодической системы – 1 марта (по старому стилю – 17 февраля), понедельник, 1869 г.
3. Менделеев любил клеить из кожи различные вещицы, мастерить чемоданы, наклеивать в альбом собственноручно выполненные фотографии.
4. Архип Иванович Куинджи.
5. В 1895 г. этот портрет написали И.Е.Репин и Н.А.Ярошенко.
6. Кюрий – в честь П.Кюри и М.Склодовской-Кюри, эйнштейний – А.Эйнштейна, менделевий – Д.И.Менделеева, фермий – Э.Ферми, гадолиний – Ю.Гадолина, борий – Н.Бора, резерфордий – Э. Резерфорда, сиборгий – Г.Т.Сиборга, мейтнерий – Л.Мейтнер, лоуренсий – Э.О.Лоуренса.
7. Индий, страна Индия.
8. Элемент 43 получен искусственным путем. Его нарекли технецием в честь развития технического прогресса.
9. Элемент актиний, а актиния – лучеподобное морское существо. Греческое слово «aktinos» означает «луч». Элемент актиний способен испускать лучи.
10. Химический элемент – литий, название земной коры «литосфера». Оба названия образованы от греческого слова «lithos», что значит «камень».
11. Рутений — название от латинского «Ruthenia» – Россия.
12. Галлий и франций.
13. Плутоний, научно-фантастический роман В.А.Обручева «Плутония».
14. Их объединяет зеленый цвет, а название происходит от греческого слова «chloros», что значит «зеленый».
15. Бор.
16. Галлий и цезий.
17. Химический элемент – барий, прибор – барометр. В переводе с греческого «barys» означает «тяжелый».
18. Кремний, соединение с кислородом SiO2, формула речного песка.
19. Водород.
20. Фосфор.

Источник

Викторина по химии "Знаешь ли ты биографию Д.И.Менделеева"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Викторина проверяет знания учащихся биографии великого русского химика. проводится во время предметной недели и на уроках изучения периодического закона в 8. 9, 11 классах.

Скачать:

Вложение Размер
viktorina_po_himii.rar 4.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Где и когда родился Д.И.Менделеев?
  2. Что вы знаете о семье великого химика?
  3. Каким по счету ребенком был в семье Д.И.Менделеева?
  4. Где учился Д.И.Менделеев?
  5. В качестве кого и где начал педагогическую деятельность?
  6. Назовите первую научную работу Менделеева.
  7. Куда был направлен в заграничную командировку?
  8. Кто из русских химиков вместе с Менделеевым участвовал в съезде химиков в Карлсруэ?
  9. Когда Д.И.Менделеев защитил докторскую диссертацию?
  10. В каких учебных заведениях работал Менделеев?
  11. Когда Д.И.Менделеев открыл периодический закон?
  12. Почетным и действительным членом каких иностранных академий, научных обществ и университетов был Д.И.Менделеев?
  13. Когда и с какой целью Д.И.Менделеев совершил полет на воздушном шаре?
  14. При каких обстоятельствах Менделеев оставил педагогическую работу?
  15. За какого русского поэта вышла замуж дочь Д.И. Менделеева?
  16. Где работал Менделеев после ухода из университета?
  17. Чем любил заниматься в свободное время?
  1. 1834 год, в Тобольске.
  2. Отец был директором Тобольской гимназии. Еще до рождения Мити он ослеп, а в 1847 г. умер. Мать Мария Дмитриева стала содержать всю семью и руководить стекольным заводом. Всем детям она дала высшее образование.
  3. 14 ребенком.
  4. Закончил Тобольскую гимназию в 1849 году и поступил на физико – математический факультет Главного педагогического института в Петербурге.
  5. Работал учителем гимназии в Симферополе, а потом в Одессе.
  6. « Химический анализ ортита из Финляндии»
  7. В сентябре 1856 г. в возрасте 23 лет блестяще защитил диссертацию на тему « Об удельных объемах».
  8. А.П.Бородин, Н.Н.Зинин и другие.
  9. В 1865 г. защитил докторскую диссертацию на тему « О соединения спирта с водой».
  10. Преподавал химию в Петербургском технологическом институте, на Владимирских женских курсах. Участвовал в создании Бесстужевских женских курсов.
  11. В 1869 год.
  12. Американской, Ирландской, Югославской, Римской, Бельгийской, Датской, Чешской, Краковской академий. Был действительным членом Дублинского, Лондонского, Эдинбургского королевских обществ, почетным доктором Кембриджского, Оксфордского, Геттингенского университетов.
  13. В 1887 году для изучения солнечного затмения.
  14. Студенческая молодежь попросила Менделеева вручить специальное обращение к министру просвещения. Ответ министра был таков, что Менделеев вынужден был уйти в отставку.
  15. Александр Блок.
  16. С 1892 г. был ученым хранителем Депо образцовых гирь и весов, преобразованное по инициативе Менделеева в Главную палату мер и весов, где работал до смерти.
  17. Ремонтировал чемоданы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта презентация полностью готова для использования на уроке. Она содержит множество портретов и фото Менделеева и членов его семьи, мест, имеющих отношение к Менделееву, так же вк.

игра-викторина по биографии Д.И. Менделеева

Игра проводится в 8 кл после изучения темы «Периодический закон. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева» по учебнику О.С. Габриелян.

Викторина состоит из двух блоков вопросов: первый- по биографии и второй -по творчеству.Цели: 1)обучающая: закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству А.С.Пушкина;2)развивающая: акт.

180 лет Д.И.Менделееву викторина

Викторина, посвященная Д.И.Менделееву.

Урок-викторина в 8 классе Периодическая система Менделеева

Урок-викторина в 8 классе Периодическая система Менделеева.

Биография Дмитрия Ивановича Менделеева
Презентация «Биография Д.И.Менделеева

Презентация к уроку химии 8-9 класса, к внеклассному мероприятию, о биографии Д.И.Менделеева.

Источник

Викторина. Жизни и деятельность Д. И. Менделеева

«Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще».

Цели. Расширить знания учащихся по истории русской химической науки, ознакомить с биографией Д.И.Менделеева, приобщить к чтению дополнительной литературы. Используя межпредметные связи (химия – литература), способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса.

(Вопросы викторины вывешиваются на стенде за две недели до проведения викторины .)

Оформление кабинета . Портрет Д.И.Менделеева, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, на стенде : «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки» (Я.Д.Минченков), «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин), «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни» (Д.И.Менделеев), «Нам ли не желать России полного расцвета жизни» (Д.И.Менделеев),фотографии Менделеева ,его семьи , друзей .

Учитель . Добрый день! Мы собрались сегодня, чтобы ответить на вопросы викторины, связанные с жизнью и деятельностью великого русского ученого Д.И.Менделеева


Первый раунд

«Страницы биографии Д.И.Менделеева»

1. Кто из русских ученых известен как основоположник Периодического закона ?

а) К.А.Тимирязев;
б) В.И.Вернадский;
в) Д.И.Менделеев.

2.Где и когда родился Д.И.Менделеев ?

А)В 1833г. в Москве;

Б)В1832 г.в Тюмени ;

В)В 1834 г.в Тобольске

3.Какую должность занимал отец Д.И.Менделеева ?

А)Директора гимназий и училищ Тобольской губернии;

Б)Профессора Московского университета;

В)Директора гимназии в Тобольске .

4.В каком году Д.И.Менделеев поступил в 1-й класс гимназии ?

5.В каком году Д.И.Менделеев закончил гимназию ?

6.На каком факультете учился Д.И.Менделеев в педагогическом институте ?

А)На физико –математическом ;

7.Насколько успешно Д.И.Менделеев окончил педагогический институт?

А)С почётной грамотой ;

Б)С золотой медалью;

В)С серебряной медалью;

8 . В какой город после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

а) Симферополь;
б) Одессу;
в) Париж.

9 . Кто сказал, что Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

а) В.В.Маяковский;
б) А.Н.Бекетов;
в) А.А.Блок.

10 . Любимые животные Менделеева:

а) слон;
б) кошка, собака;
в) лев, кит.

11 . Назовите любимую пищу Менделеева:

а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;
б) пельмени, оладьи;
в) шашлыки, блины.

12 . Что любил делать Менделеев в часы отдыха?

а) Рисовать;
б) клеить;
в) петь.

13 .Как называлась тема первой магистерской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «Удельные объёмы» ;

Б) «Электролитическая диссоциация»;

В) «Окислительно-восстановительные реакции»;

14 . Как называлась тема второй магистерской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «Об окислении органических соединений » ;

Б) «Строение кремнезёмистых соединений»;

В) «Химический состав нефти»;

15 .В каком году и на сколько лет Д.И.Менделеев отправился в заграничную командировку?

А)В 1859 году , на два года

Б) В 1858 году , на три года

В)В 1860 году, на один год

16.Кто был учителем химии Д.И.Менделеева в университете?

17.Когда был сделан первый набросок Периодической системы Д.И. Менделеевым ?

А)1 марта 1869 г.;

Б)1 марта 1868 г.;

В)1 марта 1867 г.;

18.Как называлась тема докторской диссертации Д.И.Менделеева ?

А) «О соединении спирта с водой»

Б) « Изучение свойств элементов»

В) « Состав и свойства нефти»

19.За какую книгу Д.И.Менделеев получил Демидовскую премию ?

А) «Производство муки, хлеба и крахмала».

Б) «Органическая химия»

В) « Сахарное производство»

20.Кто автор портрета Менделеева в мантии почётного доктора права Эдинбургского университета

Второй раунд « Периодическая система».

Вопросы 1 команде.

1. Мельчайшая химически неделимая частица.
( Атом .)
2. Положительно заряженная частица в атоме.
( Протон .)
3. Назовите лишний оксид в ряду: оксид кальция, оксид калия, оксид углерода, оксид магния.
( Оксид углерода .)
4. Напишите формулу оксида элемента № 11.
( Na 2 О. )
5. Напишите формулу водородного соединения элемента № 6.
( CH 4 .)
6. Закончите формулировку периодического закона 1869 г.: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от.
(Атомного веса.)
7. Назовите число протонов у элемента № 13.
( 13 .)
8. Назовите число электронов у элемента № 15.
( 15 .)

Вопросы 2 команде .

Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются.
( Изотопы .)
2. Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами, это.
( Молекула .)
4. Отрицательно заряженная частица в атоме называется.
( Электрон .)
5. Закончите современную формулировку периодического закона: свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от.
(З аряда ядра .)
6. Какой элемент проявляет более сильные металлические свойства – К или Мg?
( Калий .)
7. Напишите формулу оксида франция.
( Fr 2 O .)
8. Назовите число электронов у элемента алюминия.
( 13 .)

3 раунд. «Факты из истории открытия Периодического закона и жизни

1. Известно, что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре. Объясните, с какой целью.
2. Всякое открытие имеет свой день рождения. Когда официально «празднуют» день рождения периодической системы?
3. У каждого человека есть свое хобби. Чем любил заниматься химик Менделеев в свободное время?
4. Менделеев очень много работал над созданием долговечных красок. В этом деле ему помогал его друг-художник, картина которого находится в Третьяковской галерее. Назовите этого художника.
5. Какие элементы носят имена известных ученых?
6. В таблице Менделеева находится химический элемент, «имя» которого совпадает с названием страны, занимающей одно из первых мест в мире по численности населения. Назовите этот элемент.
7. «Имя» какого химического элемента олицетворяет область деятельности человека, кстати, без развития которой он не был бы открыт?
8. В таблице Менделеева есть химический элемент, название которого совпадает с именем простейшего морского животного, известного вам из курса зоологии. Назовите его. Объясните сходство названий.
9. «Имя» какого элемента совпадает с названием земной коры? Ответить на этот вопрос вам

10. Назовите самый распространенный в космосе химический элемент.
11. Существует химический элемент, называемый «элементом жизни и мысли». Назовите его.
12. Где, когда и за что Дмитрия Ивановича Менделеева назвали «русский Лавуазье»?
13. Как называлась докторская диссертация Менделеева?
14. Обладал ли Менделеев талантом оратора?
15. Где был открыт элемент № 101 и кто ему дал «имя»?
16. Имя Менделеева выбито на доске почета рядом с такими гениями, как Евклид, Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Лавуазье и др. Где находится эта уникальная доска почета?
17. Как увековечено имя Менделеева в нашей стране?

Ответы на вопросы 3 раунда

1. Для более детального наблюдения за солнечным затмением.
2. День рождения периодической системы – 1 марта (по старому стилю – 17 февраля), понедельник, 1869 г.
3. Менделеев любил клеить из кожи различные вещицы, мастерить чемоданы, наклеивать в альбом собственноручно выполненные фотографии.
4. Архип Иванович Куинджи.
5. Кюрий – в честь П.Кюри и М.Склодовской-Кюри, эйнштейний – А.Эйнштейна, менделевий – Д.И.Менделеева, фермий – Э.Ферми, гадолиний – Ю.Гадолина, борий – Н.Бора, резерфордий – Э. Резерфорда, сиборгий – Г.Т.Сиборга, мейтнерий – Л.Мейтнер, лоуренсий – Э.О.Лоуренса.
6. Индий, страна Индия.
7. Элемент 43 получен искусственным путем. Его нарекли технецием в честь развития технического прогресса.
8. Элемент актиний, а актиния – лучеподобное морское существо. Греческое слово «aktinos» означает «луч». Элемент актиний способен испускать лучи.
9. Химический элемент – литий, название земной коры «литосфера». Оба названия образованы от греческого слова «lithos», что значит «камень».
10. Водород.
11. Фосфор.
12. Во время заграничной командировки (1859–1861) в Гейдельберге Менделеев провел ряд исследований, которые привели к крупному открытию – абсолютной температуре кипения жидкостей.
13. Докторская диссертация называлась «Рассуждение о соединении спирта с водой» (1865).
14. Из воспоминаний В.Е.Тищенко:
«Менделеев не был оратором в обычном смысле слова. Про него кто-то сказал, что он говорит, точно камни ворочает, и это сравнение было, пожалуй, самое удачное.
Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорит на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся…»
15. Элемент № 101 был получен в начале 1955 г. в радиационной лаборатории Калифорнийского университета и знаменателен тем, что с него начинается счет второй сотни химических элементов. Вот имена ученых, открывших этот элемент: Г.Сиборг,
А.Гиорсо, Б.Гарвей, Г.Чопин, С.Томпсон.
16. Эта доска почета находится в университете г. Бриджпорта (штат Коннектикут, США). Имя Менделеева внесено туда в 1864 г.
17. Имя Менделеева носит город в Татарии, действующий вулкан на Курильских островах (о. Кунашир), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, кратер на поверхности невидимой стороны Луны, минерал менделевит, научно-исследовательское судно «Дмитрий Менделеев», Московский и Петербургский химические институты, Тобольский педагогический институт, ВНИИ метрологии и музей в здании Петербургского университета, Российское химическое общество.

Подведение итогов. Учащиеся читают стихи . Жюри подводит итоги викторины.

С. Щипачёв «В природе ничего другого нет».

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

Ты знаешь газ легчайший — водород.

В соединении с кислородом – это

Июльский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темно- бурые разводы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

Тут мало оптикой поможешь глазу,

Тут – мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь- то не сразу-

Глубины мирозданья скрыты в ней.

1. Биографии великих химиков. Перевод с нем. под ред. Быкова Г.В. – М.: Мир, 1981. 320 с.
2. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – М.: ВШ, 1991. 656 с.

Источник